Реферат: Определение критического объема перевозок
Название: Определение критического объема перевозок Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение………………………………………………………………….…....2 Задание………………………………………………………………………....3 1. Калькулирование себестоимости перевозок……………………………..4 2. Определение критического объема перевозок…………………………....9 3. Определение финансового состояния клиента…………………………..12 Заключение…………………………………………………………………....17 Литература………………………………………………………………….…18 ВведениеВ данной курсовой работе необходимо скалькулировать себестоимость перевозок по планово-учетным единицам, принятым в автотранспорте с целью определения тарифов на перевозки и структуры себестоимости перевозок. Определить критический объем перевозок для расчета порога рентабельности и зоны финансовой безопасности автотранспортного предприятия. А также выявить финансовое состояние клиентов в виде определения его платежеспособности и финансовой устойчивости в целях обеспечения экономической безопасности предприятия при заключении договоров на перевозки. ЗаданиеВариант № 1 Таблица 1- Исходные данные
Стоимость топлива – 20 руб 1 Калькулирование себестоимости перевозок 1.1 Затраты на топливо для подвижного состава Затраты на топливо для подвижного состава включают расход топлива на эксплуатацию подвижного состава (для выполнения транспортной работы), надбавку к расходу топлива в зимнее время, внутригаражный расход. 1. Расход топлива на выполнение транспортной работы на линии для бортовых автомобилей рассчитываются следующим образом: - для бортовых автомобилей = = 52 ∙ 12300000/ 100 + 0,25*537000= 6530250 л где Н100л – линейная норма расхода топлива на 100 км пробега, л; Lгод – годовой пробег подвижного состава, км; 0,25-дополнительный расход топлива на поднятие и опускание кузова, л Ne -количество ездок за год 2. = 12 ∙ 6530250 ∙ 6/12 ∙ 100 = 391815л где Нз – норма дополнительного расхода топлива в зимнее время, % (для Сибири =10-15%); 3. Внутригаражный расход топлива учитывает расход топлива на движение по территории транспортного предприятия и рассчитывается по формуле: = 0,5∙ (391815 + 6530250) /100 = 34610,32 л где Нвг – норма внутригаражного расхода топлива (Нвг =0,5%), л. 4. При исчислении затрат на топливо необходимо учитывать, что используются различные виды топлива: бензин, дизельное топливо, газ: = = (6530250+ 391815 + 34610,32) ∙ 20 = 139,13*106 р. где Цi – цена i-го вида топлива, руб.; n – количество видов используемого топлива. 1.2 Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы Указанные затраты учитывают расход: - моторного масла; - трансмиссионного масла; - консистентных смазок. - 5. В целях упрощения расчетов Зсм принимают в размере 10 % ЗТ : Зсм = 10% от ЗТ = 0,1 * = 13,91∙106 р 1.3 Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава. 6. Затраты учитывают расход запасных частей, ремонтных материалов и заработной платы ремонтных рабочих с начислениями единого социального налога. = = (166 + 1350 + 736)∙ 12,3∙106 / 1000 = 27699600 руб где НЗЧ , НРМ , НЗП – нормы затрат запасных частей, ремонтных материалов и заработной платы в расчёте на 1000 км пробега, руб/1000км. 1.4 Затраты на восстановление износа и ремонт шин для подвижного состава 7. Затраты рассчитываются с учётом различного типа шин, используемых для подвижного состава различных марок. = 137 ∙ 12,3∙106 ∙ 10/ 1000 = 16851000 руб где Нш – норма затрат на восстановление износа и ремонт шин в расчёте на 1000 км пробега, руб/1000км; n – количество колёс на автомобиле определённой марки без запасного колеса, ед.
1.5 Амортизация подвижного состава. 8. Расчёт начисления амортизации ведётся по формуле: = ( 0,5 ∙ 12,3∙106 / 100 ∙ 1000) ∙ 3500000 = 215,25∙106 где На – норма амортизации в расчёте на 1000км пробега, %; СБ i – первоначальная (балансовая) стоимость транспортного средства i-го типа, руб.; n – количество автомобилей данной марки. 1.6 Накладные расходы. 9. Затраты относятся к постоянным, так как не меняют своей величины (либо меняют её незначительно), например, оклады инженерно-технического состава, ставка процента по взятому кредиту и тому подобное. = 103000 ∙ 435 = 44,8∙106 р где ННр i – норма накладных расходов в год в расчёте на 1 списочный автомобиль i-й марки, р; АСп i – количество автомобилей i-й марки, ед. 1.7 Заработная плата водителей с единым социальным налогом. Ззп = 74,1∙106 РУБ.1.8. Расчёт затрат на планово-учётную единицу транспортной работы. На 1 ткм транспортной работы относятся все виды затрат: постоянные, переменные и условно-постоянные. Расчет ведется по каждой из семи статей затрат путем деления её величины на грузооборот. На 1 км пробега относятся только переменные затраты, при этом величина каждой из них делится на пробег. При расчете затрат на 1 авто-ч работы транспортных средств условно-постоянные и постоянные расходы делятся на авточасы работы на линии. Результаты калькулирования заносим в таблицу 2 Таблица 2 – Калькуляция себестоимости
Суммирование затрат по строке «итого» показывает величину затрат предприятия по каждой планово-учётной единице при определённом плане перевозок и плане по эксплуатации подвижного состава. При определении тарифов за перевозки себестоимость является нижней их границей. При ценообразовании в нормальных условиях к себестоимости перевозок следует добавить величину уплачиваемых налогов, включаемых в себестоимость, и норму рентабельности. Таким образом, тариф определяется как Цт = (Суд + Н)·R где Суд – себестоимость перевозок по какой-либо планово-учётной единице (1 ткм, 1 км, 1 авт-ч), р; R – коэффициент рентабельности (норматив прибыли), R=46% от ; Н – налоги, включаемые в себестоимость перевозок, р, Н=20% от . Средняя себестоимость перевозок на 1ткм определяется по формуле: == = ((10,82∙49) + (7,37∙48,7) + (13,42∙51) + (11,01∙56,4)+(10,5*33)+(11,7*68,9)) / 3347,113 = 10,9 Значения для определения средней себестоимости перевозок указаны на рисунке 1. Зная среднюю себестоимость перевозок , находим тариф: Цт = 10,9 + 1,96 + 5,014 = 17,87 Чтобы получить дополнительную прибыль необходимо снизить себестоимость, за счет амортизации подвижного состава: - изменить структуру парка по грузоподъемности; - изменить маршрутизацию. 2. Определение критического объема перевозок Между величиной тарифа за перевозки, объемом перевозок и структурой себестоимости существует взаимосвязь, которая определяет финансовые результаты деятельности. Эта взаимосвязь графически выражается графиком безубыточности, который показывает критический объем перевозок. Критический объем перевозок, при котором у предприятия нулевой финансовый результат, то есть у предприятия не будет прибыли, но не будет и убытков. Таким образом, критический объем перевозок является минимально допустимым. Критический объем перевозок должен рассчитываться при заключении договоров на перевозки по каждой позиции номенклатуры плана перевозок. Он зависит в первую очередь от структуры себестоимости, то есть от соотношения переменных и постоянных затрат. - критический грузооборот. Если заказанный клиентом грузооборот меньше критического, то у предприятия будут убытки при заданном тарифе и сложившейся структуре себестоимости перевозок. При заключении договора менеджер (инженер по договорам) должен принять управленческое решение, которое может быть следующим: 1) отказаться от заключения договора, так как заказываемый грузооборот ниже критического; 2) обосновывать клиенту повышение тарифа, чтобы предприятие не имело убытков; 3) изменить структуру себестоимости, за счет снижения доли постоянных расходов в себестоимости планово-учетной единицы. Для принятия управленческого решения необходимо обоснование путем несложных расчетов с использованием исходной формулы критического грузооборота = = 118∙106 / 17,87 – 8,43 = 12,59∙106 млн. ткм В данном варианте заказываемый грузооборот выше критического на 7% –предприятие получит прибыль, но если заказанный клиентом грузооборот будет меньше критического, то необходимо повысить тариф либо изменить структуру себестоимости. и ответить на следующие вопросы: 1) каким должен быть тариф, если заказываемый грузооборот ниже критического = = 117,875 ∙106 / 49∙106 + 8,43 = 10,83 р. где - заказываемый клиентом грузооборот, ткм. 2) какими должны быть удельные переменные затраты, если заказанный грузооборот ниже критического, а тариф не может быть увеличен = = 17,87 – 117,8756 / 49∙106 = 15,46∙106 р. 3) Каким должен быть грузооборот, чтобы предприятие получило прибыль определенной величины = = 117∙106 + 50∙106 / 17,87 – 8,43 = 17,786 млн. ткм. Построение графика и расчеты выполняются на основе исходных данных и предыдущих расчетов раздела 1. График безубыточности указан на рисунке 2. Имея график безубыточности можно рассчитать порог рентабельности. Он показывает минимально допустимую величину дохода, при котором у предприятия будет нулевой финансовый результат. По своей сути порог рентабельности это критический грузооборот в стоимостном выражении = = 117,8756 / 0,52 = 226,682 млн. руб. где R м – коэффициент валовой маржи. = 17,87 – 8,43/ 17,87 = 0,52 На основе порога рентабельности можно определить запас финансовой прочности (зону безубыточности). Он показывает, какую величину дохода предприятие может «потерять» и при этом не будет иметь убытков (например, на предоставление скидок клиенту). Запас фин. прочности = Факт. доход – Порог рентабельности Запас фин. прочности = (49, ∙ 17,87∙106 ) – 226∙106 = 648,81 млн. руб. 3. Определение финансового состояния клиента На действующем транспортном предприятии момент выполнения транспортной работы доля клиента отделена во времени от момента её оплаты. Поэтому с целью обеспечения экономической защиты договора на перевозки, то есть для гарантии получения денежных средств от клиента, следует убедиться в его удовлетворительном финансовом состоянии. Характеристиками финансового состояния являются платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия – заказчика. Показатели финансового состояния клиента (грузоотправителя) определяются по его балансу. 3.1 Платежеспособность предприятия – заказчика Платежеспособность характеризуется показателями: 1) Коэффициент абсолютной ликвидности = = Коэффициент абсолютной ликвидности на начало года: = 200 + 1000/ 3000 + 4400 = 0,16 Коэффициент абсолютной ликвидности на конец года: = 300 + 700/ 2050 + 6700 = 0,12 Коэффициент показывает, какую долю своих обязательств (долга) сможет покрыть предприятие наличными и безналичными денежными средствами и конвертируемыми ценными бумагами в момент обращения к нему кредиторов. Нормальным значением является Кал ≥0,2÷0,25. В данном случае коэффициент абсолютной ликвидности на начало года составляет 80%, в конце года значение коэффициента падает еще на 20%. Следовательно, предприятие в момент обращения к нему кредиторов в начале года может покрыть долю своих краткосрочных обязательств только на 80%, а в конце – только на 60%. 2) Коэффициент критической ликвидности (промежуточного покрытия) = = Коэффициент критической ликвидности на начало года: Ккл = 200+1000+1000/ 3000+4400 = 0,29 Коэффициент критической ликвидности на конец года: Ккл = 300+700+1700/ 2050+6700 = 0,31 Коэффициент Ккл характеризует способность предприятия выполнять свои обязательства при условии реализации дебиторской задолженности (долгов перед данным предприятием предприятий-заказчиков), нормальное значение Ккл ≥0,7÷0,8. Коэффициент критической ликвидности на начало года ниже оптимального на 59%. Это означает, что реализация дебиторской задолженности составит 41% от нормального значения (в случае выполнения своих обязательств перед кредиторами). На конец года коэффициент Ккл увеличился на 3% и составил 44% от оптимального. 3) Коэффициент текущей ликвидности = = Коэффициент текущей ликвидности на начало года: Ктл = 9410-100-10/ 3000+4400 = 1,26 Коэффициент текущей ликвидности на конец года: Ктл = 11800-80-20/ 2050+6700 = 1,34 Коэффициент Ктл показывает долю обязательств, которая может быть покрыта всеми оборотными средствами предприятия. Нормальным значением считается значение ≥2. В данном случае коэффициент Ктл как на начало, так и на конец года не укладывается в нормативный диапазон, но он не слишком низкий, это означает, что у предприятия платежеспособность есть, но мало обеспечена и есть вероятность несвоевременной оплаты перевозок со стороны клиентов. Для того чтобы быть уверенным, что клиент все-таки оплатит предоставленные услуги требуются дополнительные гарантии. 3.2 Финансовая устойчивость предприятия – заказчика Финансовая устойчивость показывает возможность предприятия работать независимо от внешних (привлеченных) источников финансирования и включают следующие показатели: 1) Коэффициент финансовой независимости (автономии)
Коэффициент финансовой независимости на начало года: Кн = 8500/ 15910 = 0,54 Коэффициент финансовой независимости на конец года: Кн = 9300/ 18050 = 0,52 Коэффициент Кн показывает долю собственных средств в имуществе предприятия и характеризует способность предприятия работать, не привлекая чужих денежных средств. Норматив значения ≥ 0,5. Коэффициент Кн на начало и конец года не сильно изменился и укладывается в нормативный диапазон. Это означает, что предприятие способно работать без инвестиций со стороны. 2) Коэффициент соотношения заемных и собственных средств в структуре имущества
Коэффициент Кзс на начало года: Кзс = 7410/ 8500 = 0,87 Коэффициент Кзс на конец года: Кзс = 8750/ 9300 = 0,94 Показатель дает представление о величине привлеченных средств на 1 рубль собственных. Нормальным считается значение Кзс <1. В данном случае Кзс - на начало и конец года укладывается в нормативный диапазон. В конце года величина привлеченных средств увеличена на 7%. 3) Коэффициент маневренности
Коэффициент маневренности на начало года: Км = 8500 – 6500/ 8500 = 0,24 Коэффициент маневренности на конец года: Км = 9300 – 6250/ 9300 = 0,33 Этот коэффициент показывает долю собственных оборотных средств, находящихся в мобильной (подвижной) форме, нормативное значение ≥ 0,3. Коэффициент маневренности на начало года ниже нормативного, а на конец года увеличился и вошел в норматив, это означает, что у предприятия собственные оборотные средства находятся в подвижной форме. 4) Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами.
Коэффициент Коб на начало года: Коб = 8500 – 6500/ 9410 = 0,22 Коэффициент Коб на конец года: Коб = 9300 – 6250/ 11800 = 0,26 Указанный коэффициент характеризует долю оборотных активов, сформированных за счет собственных средств и нормальным его значение считается ≥ 0,1. Коэффициент Коб на начало и конец года больше 0,1, то есть предприятие имеет оборотные активы, сформированные за счет собственных средств, которые на конец года увеличены на 4% 5) Коэффициент реальной стоимости основных средств в имуществе предприятия Коэффициент Крс на начало года: Крс = 6500/ 15910 = 0,41 Коэффициент Крс на конец года: Крс = 6250/ 18050 = 0,35 Показатель характеризует долю имущества производственного характера в общей стоимости имущества и должен быть равен или превышать 0,5. Коэффициент Крс на начало и конец года не попадает в нормативные значения, что характеризует долю имущества непроизводственного характера. Два показателя – коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами, являются характеристиками самостоятельности предприятия. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами соответствуют нормативному значению, а коэффициент текущей ликвидности не укладывается в нормативный диапазон, но он не слишком низкий, это означает, что предприятие платежеспособно, но мало обеспечено, оно может вести деятельность, финансируя собственными доходами и способно рассчитываться по своим обязательствам. Договор может быть заключен, но под залог или гарантии третьих лиц, т.к клиент хоть и платежеспособен, но мало обеспечен . Заключение В результате решения данной курсовой работы были выполнены три этапа: 1) Скалькулирована себестоимость перевозок по планово-учетным единицам. Годовая сумма затрат составила 531,73∙106 . рублей. Себестоимость 1 ткм = 10,82 рублей, себестоимость 1 км = 33,55 рублей, себестоимость 1 авт-ч = 103,38 рублей. Тариф за перевозку 1 ткм составил 17,85 рублей. 2) Определен критический объем перевозок для расчета порога рентабельности и зоны финансовой безопасности автотранспортного предприятия. Критический грузооборот составил 12,59∙106 . ткм. Если заказываемый грузооборот ниже критического, то тариф должен быть = 10,83 р., разница тарифа до критического составляет 7,02р. Порог рентабельности = 226,682млн. рублей. Чтобы предприятие получило прибыль, грузооборот должен быть не менее 17,87×106 ткм. Запас финансовой прочности = 648,81млн.руб. Предприятие имеет в запасе финансовые средства, которые могут быть использованы на предоставление скидок клиентам или на закупку запчастей и других нужд. Данную величину дохода предприятие может «потерять» и при этом не будет иметь убытков. 3) Определено финансовое состояние клиентов в целях обеспечения экономической безопасности предприятия при заключении договоров на перевозки. Значения коэффициентов, определяющих платежеспособность, мало обеспечена, а финансовая устойчивость предприятия-заказчика, допустима по нормативным значениям. Это означает, что предприятие платежеспособно, хоть и мало обеспечено, но оно может вести деятельность, финансируя собственными доходами и способно рассчитываться по своим обязательствам. Договор может быть заключен, но под залог или гарантии третьих лиц, т.к клиент хоть и платежеспособен, но мало обеспечен. Литература 1. Аксенов, В. А. Экономическая эффективность рациональной организации дорожного движения / В. А. Аксенов, Е. П. Попова. – М.: Транспорт, 1987. – 128с. 2. Сборник нормативно-правовых материалов по реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России на 1996-1998 гг.» Информационно-справочное издание. – М.: АО «Трансконсалтинг», 1997. – 88 с. 3. Клинковштейн, Г. И. Организация дорожного движения / Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 2001. -247 с. |