Курсовая работа: Разработка системы самостоятельных работ и ее комплексного учебно-методического обеспечения
Название: Разработка системы самостоятельных работ и ее комплексного учебно-методического обеспечения Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО «ЧГПУ») Профессионально-педагогический институт Кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Разработка системы самостоятельных работ и её комплексного УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО обеспечения по дисциплине профессионального цикла «технология одежды» курсовая работа Исполнитель: Линькова Мария Александровна, студентка 4 курса ППИ ЧГПУ, гр. 421 Научный руководитель: Норенкова Н.А., к.п.н., доцент каф. ПППО и ПМ ППИ ЧГПУ ЧЕЛЯБИНСК 2007 СОДЕРЖАНИЕ ВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Теоретические и методические основания проектирования системы самостоятельной учебной работы учащихся и её комплексного учебно-методического обеспечения 1.1 Понятие самостоятельной работы в теоретической и методической литературе, функции и виды самостоятельных работ учащихся 1.2 Методика разработки системы самостоятельных работ учащихся и средств её комплексного учебно-методического обеспечения по дисциплине в процессе профессионального обучения. Выводы по Главе I ГЛАВА II Проектирование системы самостоятельных работ учащихся и средств её комплекса методического обеспечения 2.1 Разработка системы самостоятельных работ учащихся и средств её комплексного обеспечения по дисциплине профессионального цикла «Технология одежды» 2.2 Система самостоятельных работ учащихся и средств её комплексного учебно-методического обеспечения по дисциплине профессионального цикла «Технология одежды» (на примере раздела «Технология обработка узлов и отдельных деталей») Выводы по Главе II ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 ВВЕДЕНИЕ Современные тенденции реформирования образования характеризуются противоречивостью: с одной стороны, интенсивно развивается личностно-ориентированная модель образования, позволяющая осуществлять гуманитарный тип образования, обеспечивать вариативность и личностную ориентацию процесса обучения, создавать условия для индивидуально-творческого становления учащихся в период освоения содержания профессиональной деятельности, с другой, экономический кризис образования сказывается на его качестве и возможностях каждого образовательного учреждения создавать учебно-методическое, технологическое, информационное обеспечение учебного процесса. Обществу требуются специалисты, способные к самостоятельной преобразовательной деятельности, к самостоятельному профессиональному самоизменению. Это обусловливает необходимость находить внутренние резервы для насыщения учебного процесса учебно-методическим обеспечением, понимаемым нами как результат профессионального творчества преподавателей и как средство профессионального развития учащихся. Учебно-методическое обеспечение создаёт среду актуализации самостоятельной творческой активности студентов, вызывает потребность к самопознанию, самообучению. Таким образом, создаются предпосылки «двойной подготовки» - личностного и профессионального становления В условиях коренных изменений, происходящих в настоящее время в системе образования, резко возрастает роль и значение самостоятельной работы учащихся в учреждениях начального профессионального образования (УНПО). Она становится главным резервом повышения качества подготовки будущих специалистов. Из выше изложенного возникает противоречие между возрастающими требованиями к уровню самостоятельности и активности у выпускников НПО и недостатком методических положений, объясняющих разработку средств учебно-методического обеспечения самостоятельной работы. Проектирование учебно-методического обеспечения в системе НПО затруднено из-за большого количества профессий и учебных предметов. По этой же причине основной труд по разработке системы самостоятельных работ учащихся и её обеспечения ложится на плечи преподавателей. В связи с этим возникает проблема готовности педагогов к проектировочной деятельности. Проблема исследования состоит в необходимости разработки системы самостоятельных работ и средств её комплексного учебно-методического обеспечения в процессе преподавания предмета профессионального цикла на примере конкретного раздела. Цель исследования – теоретико-методическое обоснование и практическая разработка системы самостоятельных работ и средств её комплексного учебно-методического обеспечения по дисциплине «Технология одежды» (на примере раздела «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»). Объект исследования – методика преподавания предмета «Технология одежды». Предмет исследования – комплекс учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся по дисциплине «Технология одежды» (на примере раздела «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»). Задачи работы: 1. Изучить состояние проблемы исследования в теоретической и методической литературе. 2. Теоретически и методически обосновать и разработать структуру и содержание средств учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся по специальной дисциплине «Технология одежды» (на примере темы по программе «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»). 3. Проанализировать результаты работы. Методологической основой исследования явились: основные положения теории содержания профессионального образования (А.Н. Лейбович), основные идеи психолого-педагогической концепции деятельности (Э.Ф. Зеер, К.М. Левитан, А.К. Маркова, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков), основные идеи работ по проблеме самостоятельной работы учащихся (Б. П. Есипова, А.В. Усовой, Л. А. Половниковой, Т. И. Шамовой, Ю.К. Бабанского, В.Г. Осмоловского). Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, нормативных и методических документов и материалов, регулирующих профессиональное обучения в учебном заведении НПО; изучение методических разработок педагогов профессионального обучения, учебно-программной документации по дисциплинам профессионального цикла, творческих работ учащихся, методы проектирования. База исследования: методические разработки педагогов профессионального обучения, теоретическая и методическая литература, нормативные и методические документы и материалы, образцы учебно-программной документации. Структура работы включает: введение, основную часть (две главы), заключение, библиографический список, приложения. ГЛАВА I . Теоретические и методические основания проектирования системы самостоятельной учебной работы учащихся и её комплексного учебно-методического обеспечения
1.1 Понятие самостоятельной работы в педагогической теории и практике, её функции и виды Самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков в учебно-научной, профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста (способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.). Исследования по самостоятельной работе учащихся всегда занимали в отечественной педагогической теории и практике важное место. В 50-60 –е годы, благодаря исследованиям ряда ученых и прежде всего Б.П. Есипову, было дано определение этому понятию, которого в дальнейшем придерживались многие исследовали - дидакты; конкретизирована её содержательная и процессуальная сторона. Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, « которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленной в задачи цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий» [10, с.98]. А.В. Усова, разделяя точку зрения Б.П. Есипова, выделяет в определении понятия самостоятельной работы управляющую функцию учителя, добавляя ещё один признак: самостоятельная работа выполняется не только по заданию, но и под контролем учителя Под влиянием развития теории самостоятельных работ общеобразовательной школы совершенствовалась теория и практика обучения учащихся и в профессионально- технических училищах [4, с.298]. Исследователи проблемы самостоятельной работы по-разному подходят к статусу этого понятия. Названную работу определяют как метод обучения (Ю.К. Бабанский, В.Г. Осмоловский), средство обучения (П.И. Пидкасистый), форму организации самостоятельной деятельности (Т.И. Шамова), как особую систему условий обучения, организуемую преподавателем и являющуюся аспектом его деятельности; как познавательную деятельность, выполняемую студентами самостоятельно под тактичным руководством преподавателя (М.И. Пискунов). Самостоятельная работа – это сложное дидактическое образование, отражающее особенности взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося. По отношению к учителю данная работа – это и метод обучения, и средство обучения, форма взаимосвязанной деятельности, а по отношению к обучаемому – метод учения, способ познавательной деятельности, форма учебно-познавательной деятельности и собственно учебно-познавательная деятельность. В современной литературе в понятие «самостоятельная работа учащихся» вкладывается такое содержание, как: самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование знаний для решения научных и профессиональных задач (С.И. Архангельский); деятельность складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ (А.Г Молибог); самообразование (С.И. Зиновьев); Разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности учащихся на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р.А. Назимов). · Различные подходы к определению данного понятия способствовали появлению различных классификаций самостоятельной работы. Многообразие подходов исследователей к определению самостоятельной работы объясняется не только многоаспектностью этого понятия, но и возрастающей ролью такого вида работы в обучении. В дидактической литературе выявлены основные причины возрастающего значения самостоятельной работы учащихся [18, с.255]: · быстрый рост научной информации; · обеспечение наиболее высокого уровня усвоения учебной информации; · формирование и развитие качеств личности современного специалиста: самостоятельность, активность, убежденность и др. Установление соотношения между понятиями «самостоятельность» и «самостоятельная работа» позволяет сделать вывод, что самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения [1, с.28]. В работах Л.А. Половниковой, Т.И. Шамовой исследованы познавательной самостоятельности и сущность познавательной активности, пути их развития. Познавательная самостоятельность определяется как свойство личности, характеризующееся стремлением и умением учащихся без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи. В дидактической литературе рассмотрены способы активизации самостоятельной работы учащихся, а именно: · применение программ-инструкций; · решение познавательных задач; · использование алгоритмов; · систематическое уменьшение прямой помощи преподавателя; · индивидуализация заданий по содержанию; · использование методов проблемного обучения; Исходя из этого, возникает необходимость выявления оптимальных сочетаний различных способов активизации самостоятельной работы с целью формирования положительных результатов. На основе деятельностного подхода Ю.К. Бабанский составляет классификацию основных умений и навыков учебного труда, включающую три группы умений: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные[4, с.270]. Особенность этой классификации – соответствие умений не только структуре деятельности, но и процессу усвоения знаний. А.В. Усова подчеркивая особую важность для процесса обучения гностических умений, обосновывает общий подход к формированию у учащихся учебных умений и навыков, основанных на анализе структуры действия, выделении отдельных операций, из которых складывается действие и выработка умений выполнять эти операции [1, с.18]. Такой подход позволил в частности, выработать методику формирования умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой на основе применения планов обобщенного характера. Сущность самостоятельной работы учреждении НПО заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и является одним из важных средств их подготовки к активной самообразовательной работе. В этом состоит её основная дидактическая цель. В классификации самостоятельных работ учащихся единого подхода не сложилось. В основу классификации самостоятельной работы были положены: вид дисциплины (Е.Я. Голд), источник знания и методы обучения (В.П. Стрезикозин), звенья учебного процесса (Б.П.Есипов), элементы деятельности ученика (П.И. Пидкасистый). П.И. Пидкасистый на основе качественного анализа структуры деятельности ученика выделил следующие типы самостоятельных работ: 1. Репродуктивный - воспроизводящие работы по образцу, при выполнении которых деятельность учащихся направлена на то, чтобы внимательно прослушать, запомнить и воспроизвести определенную информацию. Это – решение типовых задач, примеров, выполнения упражнений по образцу или алгоритму. 2. Реконструктивный – самостоятельные работы на преобразование, реконструкцию, обобщение, установление внутрипредметных и межпредметных связей. 3. Эвристический – самостоятельные работы на разрешение проблемной ситуации, которую создает, организует учитель по ходу урока. 4. Творческий – исследовательские самостоятельные работы входе которых, учащиеся обучаются раскрывать новые стороны явлений, событий, объектов. Классификации видов самостоятельной работы отражают разные её стороны и не противоречат одна другой. Один и тот же вид работы может быть рассмотрен с точки зрения её дидактического назначения используемого источника знаний и способов деятельности, уровня самостоятельности учащихся. Самостоятельную работу учащихся можно классифицировать по видам учебной деятельности. Таблица 1 Соотношение видов учебной деятельности и самостоятельной работы учащихся
Успех любой деятельности во многом определяется её условиями. Из совокупности показателей условий обучения (социально-экономические, индивидуально-психологические, пространственно-временные, внешняя среда и т. п.) выделим те, от которых в первую очередь зависит эффективность «передачи индивиду общественного опыта, выработанного социальной практикой» - условия информационного и методического обеспечения учения. Под обеспечением самостоятельной работы учащихся понимают процесс создания педагогом необходимых и достаточных условий обучения, гарантирующих удовлетворения потребностей учащихся в информационных источниках и предписаниях. Другими словами для достижения поставленной цели необходима разработка соответствующей системы нормативных, методических и дидактических материалов как условия успешного проектирования учебно-познавательной деятельности, а также перечень самих средств сопровождения данной деятельности, соответствующего комплексного учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся. 1.2 Методика разработки системы самостоятельных работ учащихся и средств её комплексного обеспечения Цель самостоятельной работы – научить учиться и тем самым содействовать решению проблемы повышения качества образования, развитию творческих способностей учащихся. Для успешного выполнения такой задачи необходимы планирование и контроль всех видов учебной работы со стороны учебно-методических структур, преподавателей, нормативное определение объема, структуры и содержания самостоятельной работы по каждой дисциплине учебного В педагогической литературе приведены различные виды планов, но наиболее целесообразным является тематическое планирование самостоятельной работы, в котором отражен отбор и логика расположения учебного материала по теме (разделу) курса, определяющего движение учащихся от незнания к знанию, средства обучения, методы организации учебно-познавательной деятельности и т. д. В работах Б.П. Есипова доказана необходимость не только поурочного, но и перспективного планирования самостоятельной работы. Л.М. Шведко предложила следующую схему планирования системы самостоятельных работ [20, с.206]: 1. организация содержания темы; 2. выделение узловых вопросов учебного материала и положений, определяющих его структуру; 3. выбор наиболее рациональных форм самостоятельных работ. Следует отметить, что разработка специального плана самостоятельных работ, как это предполагают некоторые авторы, не может быть признана целесообразной по двум причинам. Все задания, определяющие виды самостоятельной деятельности учащихся, рассматриваются в общей структуре учебной темы в соответствии с конкретными задачами и содержанием каждого урока, в единстве с другими методами обучения. Только при таком подходе можно определить место самостоятельной работы при изучении темы, её направленность и характер. Во-вторых, разработка специального плана требует от педагога дополнительных затрат времени. Наиболее оптимальный вариант решения данной проблемы – выделить следующие разделы в плане: «работа учащихся под руководством преподавателя», «самостоятельная работа учащихся», при анализе общей структуры материала заранее определить[22, с.135]: какие вопросы темы учащиеся могут усвоить самостоятельно, какие самостоятельные работы, направленные на формирование общеучебных умений могут быть проведены, какие воспроизводящие, поисковые и творческие работы необходимо использовать для закрепления знаний и формирования умений, с учетом специфики предмета, какие средства обучения необходимо предусмотреть и подготовить, чтобы все работы были выполнены своевременно. Планирование самостоятельной работы осуществляется в рамках каждой основной образовательной программы. Организация должна быть направлена на выполнение всех планируемых заданий всеми учащимися точно в срок и с требуемым уровнем качества, что является необходимым условием формирования навыков самодисциплины и самоконтроля. Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателем и должно отражаться в рабочих программах по каждой конкретной дисциплине. Документальное оформление результатов самостоятельной работы является одним из условий её успешной организации, а также формой её планирования и контроля. Учащиеся должны иметь план и график освоения дисциплины. Для повышения эффективности самостоятельной работы учащихся необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение. Под учебно-методическим обеспечением самостоятельной работы мы понимаем процесс проектирования и применения системы нормативных, методических и дидактических материалов как условия успешного проектирования учебно-познавательной деятельности, а также перечень самих средств сопровождения данной деятельности [18, с.88] Учебные и учебно-методические материалы, разрабатываемые с учетом специфики самостоятельной работы учащихся, должны соответствовать следующим требованиям: · содержать рекомендации по срокам, объему и качеству усвоения материала с указанием учебных и научных изданий, используемых в этих целях; · включать вопросы для самоконтроля, проверочные тесты, контрольные задания, а также примеры оформления самостоятельной письменной работы; · должны оформляться таким образом, чтобы узловые моменты текста (идеи, концепции) были выделены. А также выполнять дидактические функции: · создавать мотивационную основу учения · обеспечивать информационную базу обучения в соответствии с программой дисциплины · ориентировать на проблемно-целостное восприятия дисциплины, давая возможность приобретать новые знания и умения при рациональном использовании уже имеющихся · развивать навыки систематического контроля, оценки и коррекции хода и результатов учения · формировать навыки научного труда, развивая самообразование, самостоятельное критическое мышление и т.п. · обеспечивать подготовку студентов к жизни в условиях, которых пока нет, и к решению задач, которые еще пока не сформулированы. Содержание методические указаний и рекомендаций в учебно-методическом обеспечении должно быть таким чтобы не исключались предпосылки для формирования умений проектирования (планирования) своей деятельности по выполнению самостоятельных работ. В структуру учебно-методического обеспечения самостоятельных работ учащихся входят [16, с.78]: · конспекты лекций; · предписания; · инструкции; · методические указания и рекомендации; · графики работ сдачи заданий; · дополнительные материалы, которые учащиеся могут использовать в практической деятельности (задания для самостоятельной работы по теме\разделу, алгоритмы расчетов, таблицы, графики, чертежи, схемы и т.д.); · списки рекомендуемой литературы; · бланки документов. При разработке системы самостоятельных работ преподаватель должен выстроить её так, чтобы были учтены все её формы, цели, была продумана роль учащихся в процессе и свое участие в нем и охватывала как самостоятельная работу на уроках, так и внеурочную (самоподготовка, самообразование). Важно предложить разнообразные виды занятий, способствующих формированию необходимых будущему специалисту навыков и умений, а также включить задания для формирования навыков и умений самостоятельных заданий. Особенно важен этот аспект при разработке системы самостоятельных работ младших курсов, так как практика показывает, что навыки самостоятельной работы на этом этапе обучения сформированы в малой степени. Это учебные действия при работе с текстом (декодирование, выделение тематического состава, составление плана содержания, конспектирование, обобщение понятий, выделение следствий, построение системы знаний), освоение мнемонических приемов и самоконтроля, планирования собственной деятельности. Изучение психолого-педагогической и методической литературы позволило определить сущность понятия «самостоятельная работа». Анализ теоретической и методической литературы показал, что особое внимание в исследователи проблемы самостоятельной работы было уделено в фундаментальных работах П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, А.В. Усовой, Б. П. Есипова, Л. А. Половниковой, Т. И. Шамовой, Ю.К. Бабанского, В.Г. Осмоловского, Голда, Осмоловского, Шведко и других. В главе I были рассмотрены различные подходы к изучению вопроса самостоятельной работы. Освещены понятия, функции и виды самостоятельной работы по предмету и характеристика средств их методического обеспечения, дано определение учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся по дисциплине. Анализ педагогической литературы позволил выделить наиболее точное, на наш взгляд, понятие самостоятельной работы. Были рассмотрены способы повышения эффективности самостоятельной работы. Выяснили, что при разработке системы самостоятельных работ преподаватель должен выстроить её так, чтобы были учтены все её формы, цели, была продумана роль учащихся в процессе и свое участие в нем и охватывала самостоятельная работу на уроках и внеурочную. ГЛАВА II . Проектирование системы самостоятельных работ учащихся и средств её комплекса методического обеспечения
2.1 Разработка системы самостоятельных работ учащихся и средств её комплексного обеспечения по дисциплине профессионального цикла «Технология одежды» Сущность самостоятельной работы учащихся заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Она является одним из важных средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель. Анализ учебно-програмной документации, перспективно- тематических планов по специальностям НПО, а также анализ теоретической и методической литературы по теме нашего исследования позволил нам определиться с подходами к разработке системы самостоятельных работ и её комплексного учебно-методического обеспечения. Для успешного осуществления самостоятельной работы учащихся необходимы: 1. Комплексный подход организации самостоятельной работы по всем формам аудиторной работы; 2. Сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы; 3. Обеспечение контроля за качеством усвоения. Структура разрабатываемой системы самостоятельных работ учащихся должна включать: 1. Выполнение заданий на уроках 2. Выполнение домашних работ; 3. Подготовка индивидуальных заданий по текущим темам, разработка проектов; 4. Написание рефератов, докладов, аналитических статей; 5. Подготовка к контрольным и проверочным работам; 6. Выполнение итоговой творческой работы по теме (разделу); 7. Выполнение конкурсных заданий по линии НОУ. Выделение самостоятельной работы на уроке в отдельно разрабатываемую систему, по мнению авторов ряда публикаций, не является целесообразным, так как может рассматриваться и разрабатываться только в едином ключе с целями преподавания и учения, дидактическими, воспитательными и развивающими, методами, используемыми на уроке. Поэтому самостоятельные задания, выполняемые на уроке, представлены в перспективно-тематическом плане по теме «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды», а средства обеспечения самостоятельной работы учащихся в предлагаемом учебно-методическом комплексе. Виды самостоятельных работ используемых на уроках систематизированы в таблицу «Содержание самостоятельной работы учащихся на уроке» (таблица 2). В таблице наглядно представлены виды выполняемых на занятии самостоятельных работ и средства обеспечения самостоятельной работы учащихся, а также задания на самостоятельное домашнее изучение. Таблица 2 Виды самостоятельных работ учащихся используемых на уроках
При разработке и практической реализации различных видов самостоятельных работ следует намечать их дидактические, развивающие и воспитательные цели, проектировать использование различных источников знаний. Кроме того, задания должны предусматривать разные уровни познавательной деятельности учащихся. Внеурочная самостоятельная работа представлена в разрабатываемом комплексе учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся как: 1. Индивидуальные самостоятельные работы учащихся по теме. Тематика индивидуальных самостоятельных работ учащихся (на примере темы «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»), методические рекомендации по выполнению работы, дополнительные учебные материалы, список рекомендуемой литературы. Задания для индивидуальных самостоятельных работ студентов разрабатывались с учетом видов учебной деятельности, в которую включаются учащиеся при их выполнении. Результатами должно стать приобретение учащимися профессиональных, трудовых знаний, умений и навыков, а также знаний, умений и навыков исследовательской работы. Классификация самостоятельных работ студентов по видам ученой деятельности оформлена для большей наглядности в таблицу 3 Таблица 3 Классификация самостоятельных работ учащихся по видам учебной деятельности при изучении раздела «Технология обработка узлов и отдельных деталей»
2. Подготовка к контрольным и проверочным работам. В разрабатываемом комплексе самостоятельной работы учащихся обозначен график проведения контрольных и проверочных работ, предложены рекомендации по подготовке к контрольным мероприятиям. 3. Написание докладов, аналитических статей, рефератов. Выполняется учащимися при участии в работе спецсеминаров, участии в научной и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.д. 4. Самостоятельная работа учащихся при подготовке к уроку. На уроках, особенно при изучении нового материала, освещаются наиболее важные и сложные вопросы учебной дисциплины, вводится новый фактический материал. Поэтому к каждому последующему уроку учащиеся подготавливаются по следующей схеме: · разобраться с основными положениями предшествующего урока; · найти ответы на оставшиеся непонятными вопросы: прочитать соответствующий теме параграф в учебнике, учебном пособии, найти в словаре, энциклопедии, спросить у одногрупников, преподавателя. 2.2 Система самостоятельных работ учащихся УНПО и средства её комплексного учебно-методического обеспечения Разработка методики системы самостоятельных работ учащихся может быть различной, но всегда нацелена на достижение единого результата – учащиеся должны не просто приобретать практические и теоретические знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. научиться учиться. Система средств учебно-методического обеспечения самостоятельных работ учащихся при изучении раздела «Технология обработка узлов и отдельных деталей» может включать: - обобщающие таблицы; - карточки-задания; - тематика итоговых работ учащихся по результатам изучения раздела «Технология обработка узлов и отдельных деталей»; - методические рекомендации по выполнению заданий на составление мини-словаря; - методические рекомендации по изготовлению образцов; - методические рекомендации по выполнению тематической презентации; - методические рекомендации по выполнению технического описания изделия (алгоритм технического описания модели); - методические рекомендации по выполнению технического рисунка, требования к техническому рисунку: - методические рекомендации по выполнению инструкционно-технологических карт, составление инструкционно-технологических карт; - рекомендации по оформлению индивидуальных самостоятельных работ учащихся; - рекомендации по подготовке к контрольным и проверочным работам; - список рекомендуемой литературы; - график проведения контрольных мероприятий по теме «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»; Перспективно-тематический план изучения темы «Обработка узлов и отдельных деталей» по дисциплине «Основы технологии одежды» для НПО Таблица 4
Важно предложить разнообразные виды заданий, способствующих формированию необходимых знаний, навыков и умений. Так, например, при работе с текстом можно дать задание не просто прочитать, пересказать, законспектировать, а разнообразить задание: выписать главные мысли, что-то обосновать, охарактеризовать, определить, объяснить, прокомментировать, сравнить, составить план, тезисы, сделать вывод. В нашем проекте в таблице 2 мы предложили некоторые виды заданий на самостоятельное выполнение на различных этапах проведения занятия и разработали средства обеспечения данных видов самостоятельных работ. Обобщающая таблица по теме «Особенности обработки мелких деталей».
Карточки задания по теме «Особенности обработки накладных карманов» Карточка-задание №1 1. проанализировать форму и вид накладного кармана 2. разработать последовательность обработки накладного кармана, зарисовать схему узла Карточка-задание№2 Составить последовательность обработки кармана на подкладке, зарисовать схему узла (оформить работу в тетради) Карточка-задание№3 Составить последовательность обработки объемного накладного кармана, зарисовать схему узла (оформить работу в тетради) Карточки-задания по теме «Методы обработки технологического узла - кокетка». Тематика итоговых работ Индивидуальные самостоятельные работы студентов по теме «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»: 1. Аналитический обзор литературы (анализ модных тенденций) по теме «Использование накладных карманов в модной одежде» (подготовить сообщение, выступить с ним). 2. Составление инструкционно-технологической карты на технологический узел «Накладной карман с криволинейным верхним срезом на подкладе и прямыми краями». 3. Составление мини-словаря по теме «Особенности обработки накладных карманов». 4. Аналитический обзор литературы (оформление подборок моделей одежды) по теме «Использование накладных карманов в модной одежде». 5. Аналитический обзор литературы (работа с журналами мод) – проанализировать модные тенденции и подготовить сообщение по теме «Использование притачных, накладных, настрочных, отлетных (прямых, фигурных, овальных) кокеток в модной одежде». 6. Разработка технического рисунка на изделие с застежкой на пуговицы и прорезными петлями. 7. Составление мини-словаря по теме «Обработка бортов отрезными подбортами». 8. Составление инструкционно-технологической карты на технологический узел, предложенный на технический рисунок (Приложение 4). 9. Разработка технического описания на изделие по предложенному техническому рисунку (Приложение 3). 10. Разработка технического рисунка на изделие с фигурной отлетной кокеткой. 11. Изготовление образцов мелких деталей (клапана, шлевок, пояса) в авангардном стиле. 12. Составить сравнительную таблицу «Особенности обработки рельефов в тканях различного ассортимента» 13. Нетрадиционные способы оформления края борта в модной одежде – подготовка презентации (слайд шоу). 14. Составление инструкционно-технологической карты на технологический узел по предложенному эскизу (Приложение 5). 15. Подготовка презентации (слайд шоу) – по теме «Застежки с различным вариантами оформления петель». 16. Изготовление образца накладного кармана для изделия в фольклорного стиля (авангардного, классического, стиля «сафари», романтического, спортивного и т. д.) 17. Аналитический обзор литературы по теме «Особенности технологической обработки накладных карманов в изделиях из не традиционных материалов» (подготовить сообщение, проиллюстрировать схемами и эскизами, техническими рисунками). 18. Составление мини-словаря по теме «Обработка бортов отрезными подбортами». Методические рекомендации по выполнению индивидуальных самостоятельных работ учащихся по теме «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды». Рекомендации по выполнению заданий на составление мини-словаря (задания 3,7,18) 1. Провести анализ специальной, технической, учебной, периодической литературы по технологии изготовления рассматриваемого узла в современных изделиях в различных ассортиментных группах, дать полный анализ моды в рамках заданной темы. 2. Выписать встречающиеся термины, названия ассортиментных групп, ассортиментных единиц одежды, имена, даты и т.д. 3. Найти в учебной, периодической, специальной литературе значение терминов, дать краткое описание ассортиментным группам и единицам, кратко описать, дать исторические и историко-биографические справки. 4. Оформить работу. Рекомендации по изготовлению образцов (задание 12,17): 1. Проанализировать тенденции моды по ассортиментным группам, силуэту, стилевому направлению. Разработать эскиз изделия (эскизы моделей выполняются на одном листе формата А-1 в графике), его анализ (выделение особенностей конструкции, формы, свойств используемых материалов), подбор материалов в соответствии с проектируемой формой, стилевым решением, назначением, образной идеей. 2. Определить способ технологической обработки, составить последовательности обработки. 3. Разработать конструкцию, изготовить лекала, раскроить материал. 4. Изготовить образец. 5. Оформить работу. Рекомендации по выполнению тематической презентации (задание 14,16): При создании презентации наполните слайды содержанием в соответствии с темой: 1. Примените шаблон-дизайна. 2. Примените анимационные эффекты. 3. Придайте уникальность каждому слайду (вставьте звук, рисунки, фон). 4. Добавьте интерактивные кнопки (объемные кнопки, кнопки по переходу к программе). 5. Создайте слайд оглавление. 6. Настройте время показа слайда. Рекомендации по выполнению технического описания изделия. Алгоритм технического описания модели (задание 9): 1. Вид изделия, силуэт, покрой, материалы из которого изготовлено изделие, для кого предназначено (пол, возраст, рекомендуемые размеры), назначение. 2. Конструктивное решение основных деталей: спинки и переда: - перечислить все конструктивные линии и элементы деталей (рельефы, кокетки, подрезы, вытачки, сборка, драпировка, посадка и т. д.), указать местоположение на деталях и дать им характеристику. З. Характеристика застежки: - вид застежки (петли и пуговицы, тесьма молния, кнопки и т.д.), положение застежки (центральная, смещенная), характеристика линии горловины (по ширине, по глубине, конфигурация горловины), характер линии плеча, характеристика рукава (указать многошовность, характер отвеса, ширину, оформление оката и низа). 4. Длина изделия. 5. Элементы декоративной отделки: характеристика мелких деталей (хлястиков, поясов, пат и т. д.) - ширина, длина, местоположение на изделии, конфигурация, декоративные отделочные строчки. Рекомендации по выполнению технического рисунка. Требования к техническому рисунку (задания 6, 11): 1. Технический рисунок выполняется с учетом реальных пропорций; 2. На техническом рисунке четко изображаются все линии с помощью которых решается форма изделия; 3. Технический рисунок должен быть легко читаемым; 4. Технический рисунок выполняется в 2-х видах вид спереди и вид сзади; 5. Если на техническом рисунке изображена модель, представляющая комплект или костюм, то выполняют общий вид, вид спереди и сзади 1:4, каждого элемента комплекта, костюма. При работе над техническим рисунком используют шаблоны условно-пропорциональной фигуры (Приложение 1,2). Рекомендации по выполнению аналитического обзора литературы (задания 1,4,5,17). Провести анализ специальной, технической, учебной, периодической литературы по технологии изготовления рассматриваемого узла в современных изделиях в различных ассортиментных группах, дать полный анализ моды в рамках заданной темы. 1. Для полного исследования отдельных тем может быть представлен анализ литературы по истории костюма и моды, функциональный анализ одежды. 2. На основе проведенного анализа делается вывод о характерных особенностях изделий с рассматриваемым технологическим узлом, применяемых материалах, практичности, функциональности, эстетичности и других показателях. 3. На основе проведенного обзора литературы, предложить авторские разработки моделей одежды. Модели должны содержать рассматриваемый узел; разрабатываются в соответствии с перспективными направлениями моды, современными материалами, прогрессивными методами формообразования и методами обработки, отличаться новизной и оригинальностью. В работе эскизы моделей выполняются на одном листе формата А-1 в графике. Рекомендации по выполнению инструкционно-технологических карт. Составление инструкционно-технологических карт (задания 2,8,15).
Рекомендации по оформлению индивидуальных самостоятельных работ учащихся Оформление текстовой части работ следует проводить, руководствуясь стандартами: 2.105-95, 2.106-68, 7.32-2001, 7.1. - 2003; 7.12 - 93. Оформление иллюстраций (чертежи, схемы, рисунки, графики) выполняют в соответствии с ГОСТом 7.32-2001. Форма титульного листа прилагается (Приложение 6). Размер нижнего поля – 20 мм, верхнего - 20 мм, левого поля - от 20 до 30 мм, правого - 10 мм. Все листы работы и приложений аккуратно подшиваются (брошюруются) в папку и переплетаются. Страницы работы, включая приложения, нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации. Порядковый номер страницы размещают по центру верхнего поля страницы. Нумерация страниц производится сквозная, начиная с титульного листа. Титульный лист явным образом не нумеруется, но в общем объеме работы учитывается под номером 1. Нумерация выполняется на верхнем поле листа посередине страницы, арабскими цифрами, без точки и других знаков. Размер шрифта – 14 (Times New Roman); расстояние между строками – 1,5 интервала, отступ красной строки – 1,25. В одной строке должно быть 60-65 знаков, пробел между словами считается за один знак. Иллюстрированные материалы следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, документы, рисунки, снимки) должны быть пронумерованы и иметь названия (под иллюстрацией). Расположение иллюстраций такое, чтобы их можно было рассматривать без поворота страницы. Если такое расположение невозможно, располагают их так, чтобы для рассмотрения надо было повернуть страницу по часовой стрелке. Список рекомендуемой литературы 1. Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды. Учеб. пособие/ Под ред. Трухановой А. Т. - М.: Просвещение, 1999. – 145 с. 2. Назарова А.И. Технология швейных изделий по индивидуальным заказам. М.; 1975. – 228 с. 3 Технология женской и детской легкой одежды: Учебник для проф. учеб. заведений. / Под ред. Трухановой А.Т. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368с. 4. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства.: Учеб. для проф. учеб. заведений/ Под ред. Трухановой А. Т. - М.: Высшая школа, издательский центр «Академия»,2001 – 318 с. 5. Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: Учебник для проф. образования. / Под ред. Силаевой М.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 410 с. 6. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. – М.; 1982 г. 7. Литвинова И.Н., Шахова Я.А. Изготовление женской верхней одежды. – М.: Издательский центр «Просвещение», 1991 - 150 с. 8 . ГОСТ 12807-88. изделия швейные. Классификация стежков, строчек и швов. – М.: Изд-во стандартов, 19889. Справочник. Промышленная технология одежды. – М., 1988 10. Савостицкий Н.А., Амирова Ю.Г. Материаловедение швейного производства: Учебное пособие для проф. образования /Под ред. Савостицкого Н.А., Амировой Ю.Г. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 183 с. 11. Энциклопедия моды. /Под ред. Козловой Т. В - М.: «Академия», 2004 – 569 с. 12. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника М.: Издательский центр «Феникс», 1993 – 237 с. 13. «Ателье» периодическое издание. 14 «Индустрия моды» - периодическое издание. Рекомендации по подготовке к контрольным и проверочным работам 1. Определите уровень своей подготовки по предмету. Внимательно, не торопясь, прочитайте вопросы, которые нужно изучить для подготовки к проверочной или контрольной работе. Карандашом или маркером отметьте вопросы, ответы на которые вы знаете хорошо и даже без подготовки можете на них ответить. Карандашом другого цвета отметьте вопросы, ответы на которые вы знаете слабо, и карандашом третьего цвета – вопросы, ответы на которые вы знаете плохо. Соотношение цветов покажет степень вашей подготовленности к проверочной, контрольной работе. 2. Повторение материала. Начинать работу следует с вопросов, ответы на которые вы знаете плохо. Повторение целесообразно начинать с конспектов, а заканчивать учебниками. Второй этап подготовки – повторение материала, по вопросам, которые вы знаете слабо. Закончив повторение этих вопросов, обдумайте свои ответы на наиболее сложные вопросы и обдумать примеры, которыми вы будете аргументировать свой ответ. График проведения контрольных мероприятий по теме «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»
Вводы по Главе II Во второй главе определены компоненты необходимые для успешного осуществления самостоятельной работы учащихся, выявлена структура самостоятельной работы учащихся. Виды самостоятельных работ используемых на уроках представлены в таблице, индивидуальные самостоятельные работы студентов по теме систематизированы и обобщены согласно видам учебной деятельности (таблица «Классификация самостоятельных работ студентов по видам учебной деятельности»). Представлена методика проектирования системы самостоятельных работ студентов, средств её комплексного учебно-методического обеспечения по дисциплине профессионального цикла «Технология одежды». Представлены результаты разработки данной системы и её комплексного учебно-методического обеспечения на примере раздела «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»: · обозначен график проведения контрольных и проверочных работ, предложены рекомендации по подготовке к контрольным мероприятиям; · тематика индивидуальных самостоятельных работ учащихся (на примере темы «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»); · рекомендации по выполнению работы, дополнительные учебные материалы, список рекомендуемой литературы; · самостоятельные задания, выполняемые на уроке, представлены в перспективно-тематическом плане по теме «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды» ЗАКЛЮЧЕНИЕ В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обозначена основная цель профессионального образования – «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования». В настоящее время существует необходимость повышения уровня подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности. Из выше изложенного возникает противоречие между возрастающими требованиями повышения уровня самостоятельности и активности у выпускников НПО и недостатком методических положений объясняющих разработку средств учебно- методического обеспечения самостоятельной работы. Проблема исследования состоит в необходимости разработки системы самостоятельных работ и её комплексного учебно-методического обеспечения в процессе преподавания предмета профессионального цикла. Целю исследования является теоретико-методическое обоснование и практическая разработка системы самостоятельных работ и средств её комплексного учебно-методического обеспечения по дисциплине «Технология одежды» (на примере раздела «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»). Задачи работы: изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической и методической литературе; методически обосновать и разработать структуру и содержание учебно-методического обеспечения по специальной дисциплине «Технология одежды» (на примере темы по программе «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»); проанализировать результаты работы. 1) Одна из задач нашего исследования – раскрытие теоретических аспектов понятия «самостоятельная работа» и «учебно-методическое обеспечение». Исследуемый нами вопрос широко освещен в отечественной и мировой психолого-педагогической литературе. Понятие «самостоятельная работа» очень обширно. Изучение теоретической и методической литературы показало, что особое внимание проблеме самостоятельной работы было уделено в фундаментальных работах Б.П. Есипова, А.В. Усовой, Л.А. Половниковой, Т.И. Шамовой, Ю.К. Бабанского, В.Г. Осмоловского и других. Анализ литературных источников показал, что проблема самостоятельной работы тесно связано с рядом понятий: самостоятельность, активизация самостоятельной работы, познавательная самостоятельность (этот вопрос освещен на 7,8, 9 и 10 страницах курсовой работы). 2) Для повышения эффективности самостоятельной работы учащихся необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение. Принципы проектирования и требования к разработке комплексное учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы учащихся освещены такими авторами как Л.В. Жарова, Ерастов М.П., Есипова Б.П. и другими. Учебные и учебно-методические материалы в разрабатываемом учебно-методическом комплексе должны соответствовать требованиям (содержать рекомендации по срокам, объему и качеству усвоения материала, включать вопросы для самоконтроля, узловые моменты текста должны быть выделены), выполнять определенные дидактические функции и быть выстроены в определенную структуру. 3) Изучая опыт деятельности педагогов мы выявили, что один из недостатков при разработке учебно-методического обеспечения это то, что действия которые должен выполнить учащийся для решения задачи, выполнения задания, расписаны с такой подробностью, что для усвоения остается только психомоторика. В этом легко убедиться, если проанализировать методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ. Во второй главе нашей работы мы представили методику проектирования системы самостоятельных работ учащихся и средств её комплекса методического обеспечения по дисциплине профессионального цикла. 4) Мы выяснили, что система самостоятельных работ учащихся состоит из двух основных компонентов: аудиторной самостоятельной работы и внеаудиторной. Выделение самостоятельной работы на уроке в отдельно разрабатываемую систему, по мнению авторов ряда публикаций, не является целесообразным, так как может рассматриваться и разрабатываться только в едином ключе с целями преподавания и учения, методами, используемыми на уроке. 5) Поэтому разработка данной системы была представлена 1. Аудиторная – в перспективно- тематическом плане; 2. Внеаудиторная – в разработанном учебно-методическом комплексе. На разных этапах урока мы показали возможные варианты применения некоторых видов самостоятельных работ студентов (эти варианты представлены в таблице на страницах 22 и 23 данного проекта). Все виды самостоятельных работ разработаны согласно требованиям, систематизированы и обобщены в таблицы, отражающие различные аспекты взаимодействия самостоятельной работы учащихся с процессом профессионального обучения в условиях УНПО. Средства обеспечения самостоятельных работ учащихся представлены в учебно-методическом комплексе: методические рекомендации по выполнению заданий, подготовки к контрольным и проверочным работам, оформлению письменных работ, и в приложении. Таким образом, умелая организация самостоятельной работы учащихся служит хорошей подготовкой к самообразованию, саморазвитию, самореализации, а сформированные в результате выполнения самостоятельных работ знания и умения учащийся реализует на следующих этапах обучения – при выполнении квалификационных проектов, при прохождении различных видов практик и т.д. Представленные методические разработки в дальнейшем могут быть использованы в качестве основы для создания системы самостоятельных работ учащихся и её комплексного учебно-методического обеспечения по всему курсу дисциплины «Технология одежды». БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Жарова Л.В.Организация самостоятельной работы учебно-познавательной деятельности учащихся. Учеб. пособие / Л.В. Жарова – Л., 1986. – 59 с. 2. Роботова, А.С. Шапошникова И.Г., Родионова В.А., Профессия–учитель: Учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения учащихся/ А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.А. Родионова и др.; Под. ред. А.С. Роботовой. - М.: Издательский центр “Академия”, 2005. 3. Бим-Бад Б.М., Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с. 4. Батышев С. Я., Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. – 5. Батышев С. Я., Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М., АПО. 1999 – 568 с. 6. Бессараб В.Ф., Методика профессионального обучения / Бессараб В.Ф.- ЧГАУ 2003. 7. Бородина Н.В., Горонович М.В., Фейгина М.И., Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. пособие / Бородина Н.В., Горонович М.В., Фейгина М.И. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед. ун-та, 2002. – 260, с. 223. 8. Ерастов М.П. Методика самостоятельной работы. – М., 1985. 9. Гордеева Н. Н., Организация индивидуальной учебно-познавательной деятельности: Методическое пособие / Гордеева Н. Н. – Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед. ун-та «Факел», 2001. – 145 с. 10. . Белозерцев Е. П, Гонеев А. Д., Пашков А. Г. и др., Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с. 11. Васильева З.И, Акаян Т.К, Е.П. Белозёрцев, Практикум по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ З.И Васильева, Т.К. Акаян, Е.П. Белозёрцев и др.; Под редакцией З.И. Васильевой.- М.: Просвещение, 1988. 12. Кукушин В. С., Педагогические технологии: Учеб. пособие / Под ред. В. С. Кукушина. – Ростов-на-Дону, 2002. 13. Лейбович А.Н., Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования / Лейбович А.Н. – М., 1996. – 228 с. М.: 1999. 14. Макиенко Н. И., Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования / Макиенко Н. И. - М., 1986. 15. Норенкова, Н.А., Проектирование педагогических технологий в начальном профессиональном образовании: учебное пособие / Н.А. Норенкова. - ГУ ПО и Н адм. Челяб. обл., Чел ИРПО. – Челябинск, 2001. - 50 с. 16. Журнал «Профессиональное образование» Приложение II/№1 – 2003 Альманах «Новые педагогические исследования», - М.: Академия профессионального образования, 2003. – 120 с. 17. Пакет учебно-програмной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях НПО по профессии “Портной” Ост 9 ПО 02.196-94 региональный компонент Челябинск, 1999. 18. Пидкасистый П.И., Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640 с. 19. Подласый И.П., Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / Подласый И.П. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999.- Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. 20. Рыжов В.Н. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев / В.Н. Рыжов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318 с. 21. Смирнов С.А, Котова И.Б, Шиянов Е.Н, Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. 4-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 512 с. 22. Самородский П. С., Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение»/ Под ред. В. Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГУ, 2002. – 90 с. 23. Казаков А.Г. Организация самостоятельной работы студентов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. А.Г. Казакова – М.: Издательский центр «Академия», 202. – 368, с. 145. 24. Скакун В.А., Преподавание технических и специальных предметов в училищах профтехобразования / Скакун В.А – М., 1980. 25. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., Общая педагогика: : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В2ч. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002. 26. Стандарт Российской Федерации: Система образования. Начальное профессиональное образование: ОСТ 9 ПО 01.02.93г.: Утвержден приказом МО РФ от 22.06.94. №215. 27. Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е., Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2002. – 138 с. 28. Эрганова Н. Е., Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. / Эрганова Н. Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2004. – 150 с. 29. Эрганова Н.Е., Основы методики профессионального обучения / Эрганова Н.Е. - Центр АПО 2002. 30. Эрганова Н.Е., Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / Эрганова Н.Е. – Екатеринбург: Изд-во рос. гос. проф. пед. ун-та , 2002. – 138 с. Приложение 1 Образец оформления титульного листа ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Особенности технологической обработки накладных карманов в изделиях из нетрадиционных материалов контрольная работа Исполнитель: Алабугин Евгений Сергеевич, студент курса ПУ №, гр. ЧЕЛЯБИНСК 2007 |