Дипломная работа: Технология модульного интерактивного обучения ТМИО как средство развития личности ученика и повышение 2
Название: Технология модульного интерактивного обучения ТМИО как средство развития личности ученика и повышение 2 Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Е.А. БУКЕТОВА БИОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ______________________ Студент группы УЗБО-22в Костичану Т.Н. ДИПЛОМНАЯ РАБОТАТехнология модульного интерактивного обучения (ТМИО) как средство развития личности ученика и повышение качества знаний по биологии Специальность – 050113«Биология». Научный руководитель: к.п.н. ___________________ КАРАГАНДА – 2006г. Содержание Введение 1. Психолого-педагогические основы модульного обучения 1.1 Опыт применения модульной технологии 1.2 Общая структура модульного обучения 2. Применение модульной интерактивной технологии обучения в школьном курсе биологии (8 класс) 2.1 Планирование работы по апробации интерактивной технологии обучения 2.2 Построение дидактического модуля на примере темы «Внутренняя среда организма» 2.3 Анализ результатов апробации модульной интерактивной технологии обучения Выводы и рекомендации Список литературы Приложения Введение Процесс становления своей национальной модели образования в Казахстане сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект -субъектная педагогика Я.А.Коменского, И.Гербарта заменяется иной, обращённой к ребёнку как к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности учителя и ученика [1]. Законом «Об образовании» Республики Казахстан утверждён принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий учителям, педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские [2]. Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка. Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность учебно-воспитательного процесса. Тема данной работы « Технология модульного интерактивного обучения (ТМИО) как средство развития личности ученика и повышения качества знаний по биологии». В школе № 34 города Алматы реализуется внедрение и апробация технологии модульного интерактивного обучения (ТМИО) М.М.Жанпеисовой. Это казахстанский вариант технологии обучения, особенностью которого является организация личностно-мативированной, познавательной деятельности учащихся в учебном процессе и построение этого процесса на основе диалогического общения. Особенностью данной технологии является применение интерактивного обучения совместно с модульной технологией [3]. Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой [4]. Актуальность изучения модульной интерактивной технологии объясняется стремлением педагогов повысить эффективность обучения, т.к. традиционная для современных школ организация учебно-воспитательного процесса страдает двумя недостатками. Во-первых, многопредметность. Особенно в средней и старшей школе, где количество изучаемых предметов значительно. Во-вторых, количество часов на изучение учебных предметов. На изучение некоторых отведен всего один час в неделю, что делает усвоение материала малоэффективным. Модульная интерактивная организация учебно-воспитательного процесса позволяет избежать постоянного применения комбинированного урока в средних и старших классах. Деля урок на части, каждая из которых имеет свои задачи, учитель часто не успевает формировать необходимые умения и навыки. "Учителю приходится думать не о развитии способностей учащихся, а о прохождении программы с помощью учащихся"[5] . Поэтому создатели модульной интерактивной технологии и предлагают считать временной единицей учебно-воспитательного процесса не урок, а учебную неделю или учебный цикл, включающий в себя определенное количество уроков, но не менее двух (в других терминах этот цикл и называют модулем). Проблема: является ли технология модульного интерактивного обучения одним из путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса? Исходя из этой проблемы, возникают цель и задачи данной работы. Цель исследования: определить и обосновать основные элементы технологии интерактивного модульного обучения, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках биологии. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках биологии. Предмет исследования: основные организационные и содержательные элементы интерактивной модульной технологии. Гипотеза исследования: повышению эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках биологии служат следующие элементы технологии модульного интерактивного обучения: · Циклическое (блочное, модульное) построение учебного материала; · Мотивация учения на основе последовательного целеполагания; · Преобладание самостоятельной учебно-познавательной деятельности ученика; · Применение интерактивных методов обучения; · Организация контроля знаний на основе рефлексии ученика и учителя. Задачи исследования: · Изучить основные элементы модульной технологии; · Экспериментально подтвердить влияние технологии модульного интерактивного обучения на развитие личности ученика и повышение качества знаний; · Определить критерии эффективности модульного обучения на уроках биологии Методы исследования: в процессе работы над проблемой применялись теоретические методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, методических документов, школьной документации, моделирование. Использовались эмпирические методы исследования: тестирование, включенное наблюдение. Проводился сравнительный анализ результатов обучения на разных этапах эксперимента. База: исследование проводилось на базе 8 класса средней школы № 6 села Батпак Осакаровского района Карагандинской области. Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов и рекомендаций, списка литературы и приложений. Во введении показана актуальность данной работы, определены цель, задачи, гипотеза исследования, а также его объект и предмет; отражена структура работы. Глава I посвящена теоретическим и методическим основам модульной интерактивной технологии, предлагаемым вариантам организации модульной системы обучения, а также главным критериям эффективности данной технологии: целеполаганию и совместной учебной деятельности учителя и ученика. Сделан краткий обзор истории модульной технологии и литературы по изучаемому вопросу. Глава II освещает результаты практического воплощения модульной технологии на уроках биологии, предпринятые автором в 2005-2006 годах. В выводах и рекомендациях делаются общие выводы о об эффективности данной технологии. В приложениях приведены: вариант составления опорной схемы, методическое руководство к выполнению практической работы по приведённому модулю, положения рейтинговой системы, обзор интерактивных методов обучения. 1. Психолого-педагогические основы модульного обучения 1.1 Опыт применения модульной технологии Понятие педагогической технологии. Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано прежде всего с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода, приоритета субъект-субъектных отношений. В условиях вариативного образования предлагаются разнообразные педагогические системы, а следовательно, и самые различные модели обучения и воспитания учащихся в разных типах школ (гимназии, лицеи, школы диалога культур, вальдорфские, частные, авторские), используются собственные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, оригинальные технологии обучения и воспитания, разрабатываются свои педагогические технологии. В педагогике и психологии употребляются понятия «технология», «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «технология воспитания», «технология развития личности», «технология коллективной творческой деятельности», «технология педагогического воздействия и взаимодействия» и др. Понятие «технология» у разных авторов имеет различную интерпретацию. Само слово «технология» (гр. techne - искусство, мастерство + logos - слово, понятие, учение) означает «совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ и т.д.»[6]. Этот термин широко употребляется при описании производственных процессов. Применительно к педагогике он означает мастерство плюс учение. В.П. Беспалько педагогическую технологию рассматривает как систему, в которой последовательно воплощается на практике заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс [7]. M.B. Кларин определяет педагогическую технологию как системность и конструирование учебного процесса, гарантирующие достижение поставленных целей. [8]. Н.Е. Щуркова считает, что педагогическая технология - это сумма научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей. По ее мнению, это целая область профессиональной подготовки и переподготовки педагога, связанная с творчеством, мастерством, педагогической техникой [9]. Педагоги-исследователи дают и другие характеристики педагогической технологии. Так, Г.К. Селевко рассматривает понятие «педагогическая технология» в трех уровнях: общедидактическом, часто-методическом (предметном), локальном (модульном)[10]. Например, предметные методики относят к вспомогательным технологиям, которые предполагают сложную систему способов и приемок подготовки и проведения самых разных видов (форм) деятельности учи теля и учащихся, объединенных образовательными приоритетными целями и конкретным содержанием. В узком смысле слова педагогическая технология - это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей («технологическая цепочка»)[11]. Так, в виде «технологической цепочки» можно представить систему деятельности педагога как алгоритм последовательных действий при подготовке и проведении урока или различных форм воспитательной работы. В общем виде - это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностичных целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологии связано с новым, более качественным уровнем деятельности педагога-воспитателя, в частности, с повышением уровня его технологичности, искусства обучения и воспитания, умений педагогической техники [11]. В настоящее время существует множество различных педагогических технологий. Разработка их, как правило, соответствует той или иной теоретической концепции. Проектирование новых технологий - сложный процесс, включающий несколько уровней, таких, как: концептуальный, методический, операционный, аналитический, контрольно-оценочный, результативный. В связи с этим возникает проблема полной системы средств описания педагогических технологий. Соответственно идеям той или иной психолого-педагогической теории можно определить, например, технологию современного урока, технологию обучения по направленности (проблемное обучение, программированное обучение, компьютерное), технологию коллективной познавательной деятельности, технологию игровой деятельности, технологию изучения и описания передового педагогического опыта и др. Модульная технология известна с 1972 года. В те времена она называлась “модульная система”, что не противоречит сути, так как система обучения – это упорядоченный набор элементов, а также связей и зависимостей между ними. Главный элемент здесь – единство. Технология – тоже единство, но действующее в определенной последовательности элементов. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, модульная система была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой системы (технологии) определена не только для взрослых, но и для молодежи. В чем же заключается практическая и научная актуальность данной технологии? · В модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока. · Применение этой технологии полезно учителю постепенностью, что облегчает и детям работу на этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса. · Технологии предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала. · Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод. · Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся. В России попытку организовать модульную систему обучения предприняли школы № 1208 (директор И.Б. Сенновский) и № 1079 (директор П.И. Третьяков) города Москвы. Директора этих школ и являются авторами практических пособий по модульной организации процесса обучения. Совместная их работа “Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография”[12] является лучшим и наиболее конкретным пособием для учителя. В ней рассматривается не только содержательная структура модульного обучения, но и его организационная сторона. Последняя является для авторов превалирующей. Однако наряду с примерным расписанием уроков даются и основные принципы построения содержания учебных элементов модуля и модуля в целом. Несомненную пользу для учителя принесут и предлагаемые авторами схемы анализа деятельности ученика и учителя при модульной технологии, анкеты и т.д. В других своих работах, в частности, Сенновский И.Б., акцентирует внимание на различных элементах модульной технологии. В работе “Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения”[13] главное внимание уделяется организационным моментам работы школы. В статье “Система управленческой деятельности учителя в модульной педагогической технологии”[14] акцент ставится на особенностях деятельности учителя в отношении содержательного и организационного аспектов модульного обучения. Менее подробно в педагогической и дидактической литературе рассмотрены теоретические основы модульной технологии. Монография П. Юцявичене “Теория и практика модульного обучения”, которую многие последователи считают самым фундаментальным исследованием в этом вопросе. Определить теоретические и методологические основы проблемно-модульного обучения попытался Чошанов М.А.[15] В своей книге он пишет: “Исходной методологической позицией построения технологии проблемно-модульного обучения является общая теория фундаментальных систем (Л. Берталанфи, П.К. Анохин, К.В. Судаков и др.), согласно которой весь континуум мыслительной деятельности человека, доминирующей мотивацией которой выступает постановка и решение личностно-значимой проблемы, может быть разделен на “кванты”. Принцип системного квантования опирается на модульную организацию коры мозга человека (Г. Эдельман, В.Маунткастл, Дж. Центагозай и др.). Принципы системного квантования, проблемности и модульности лежат в основе функциональных систем психической деятельности человека, выраженных различными знаковыми системами (языковыми, символическими, графическими и т.д.)”[15]. Далее автор показывает слагаемые проблемно-модульного обучения, его принципы и границы применения, а также рассматривает вопросы реализации этой технологии на практике. Проблемно-модульная технология обучения широко используется в высших учебных заведениях для повышения эффективности образовательной подготовки студентов. Аспектам её развития в ВУЗах посвящены статьи Галочкина А.И., Базарнова Н.Г., Маркина В.И., Касько Н.С.[16]. В них рассматриваются элементы данной технологии, конкретное их воплощение в работе студентов, приводятся данные, доказывающие эффективность технологии. Многие принципы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Наиболее сложной стороне данной технологии – целеполаганию, посвящена книга Беспалько В.П.[17]. Главная задача её – научить правильно, т.е. диагностично, поставить цель деятельности и проверить уровень её достижения. Вопросы правильной постановки целей затронуты и в трудах Кларина М.В.[18]. Интересны, с точки зрения практического воплощения модульной системы обучения, статьи Шамовой Т.И.[19] в журнале “Биология в школе” и Головатенко А. в приложении к газете “Первое сентября” – “История” [14]. Оба они кратко знакомят с элементами технологии, приводя примеры из опыта работы некоторых учителей. В школе № 34 города Алматы реализуется внедрение и апробация технологии модульного интерактивного обучения (ТМИО) М.М.Жанпеисовой[1], в которой объединены принципы модульного и интерактивного обучения. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа различными документами и источниками информации, используются индивидуальные и групповые творческие работы. В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы (Приложение 1). Наиболее известные из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”. Таким образом, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. 1.2 Общая структура модульного обучения Педагогическая технология содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла. В его содержание входят: 1. общая постановка цели обучения; 2. переход от общей формулировки цели к её конкретизации; 3. предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся; 4. совокупность учебных процедур (на этом этапе должна происходить коррекция обучения на основе оперативной обратной связи); 5. оценка результата; Благодаря этому, учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается из обособленных блоков, имеющих общую структуру, но разное содержание. Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую из трёх структурных частей: вводной, диалогической и итоговой. Схематически структура учебного модуля показана на рисунке 1. Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведённых по учебной программе на тему, блок тем, раздел. Наиболее оптимальным является учебный модуль, состоящий из 7-12 часов. Однако, в зависимости от предмета допускается колебания от 4 до 22 часов. Особенность учебного модуля состоит в том, что на вводную часть при любом количестве часов отводится 1-2 урока. Итоговую часть 2-3 урока. Всё оставшееся время (от 3 до 17 часов) отводится на диалогическую часть.
Рис.1. Структура учебного модуля Неоднократное возвращение к содержанию по «нарастающей» - от простого к сложному, от репродуктивных заданий к творческому поиску ( в некоторых случаях -элементам исследовательской деятельности) даёт возможность каждому ученику усвоить учебный материал от уровня элементарных знаний до уровня «оценки знаний» [21]. В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно на основе взаимодействия учащихся между собой посредством деления класса на микрогруппы (4-7 человек), с включением в эту часть различных игровых технологий. Учитель выступает главным образом, в роли стимулятора, консультанта и организатора познавательного процесса учащихся. Другой особенностью конструирования учебного модуля является система подготовки учителя. Учитель, определив количество часов на один учебный модуль, начинает его конструировать, продумывая цель, содержание и результаты, а также форму организации уроков данного модуля. Предварительная работа учителя состоит из следующих шагов – действий. 1. Выявление обязательных знаний, умений и навыков, усвоение которых определено программой курса по данному разделу, блоку или теме, а также цели и задач обучения. 2. Изучение всего содержания учебного материала по данному модулю. 3. Вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю, рельефных слов, в которых как бы «закодирована» основная информация по теме. Определение их взаимосвязи и взаимозависимости. 4. Составление опорных схем по всей теме (на основе выделенных ключевых понятий , «кодов»). 5. Составление тестовых заданий по всему содержанию учебного модуля ( в пределах 15-20 заданий). 6. Составление блока вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала данного модуля для зачёта (можно заменить диктантом, контрольной работой и т.д.) 7. Разработка диалогической части. Подбор активных форм обучения. По содержанию изучаемого материала разрабатываются задания первой степени сложности, средней степени сложности и задания повышенной степени сложности с элементами поискового (исследовательского) обучения для каждого ученика (каждый ученик имеет право выбора задания любого уровня сложности – оценка собственных знаний, возможность самостоятельно планировать свою работу)[1]. Диалогическая часть учебного модуля имеет еще одну особенность. Как показало исследование, широкое использование активных и игровых форм обучения позволяет учащимся работать с учебным материалом, возвращаясь к нему в рамках учебного модуля от 13-и до 24-х раз. Неоднократное возвращение к содержанию «по нарастающей», от простого к сложному, от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера, к элементам исследовательской деятельности дает возможность каждому ученику посредством работы с учебным материалом развивать способности, память, мышление, внимание, устную и письменную речи. Важным условием разработанной технологии является возможность использования учениками любых научных источников: учебников, учебных пособий, справочной литературы, а также получение оперативной консультации со стороны учителя, которому отводится роль организатора, помощника, консультанта. Итоговая часть учебного модуля -контрольная. Если на протяжении всех уроков диалогической части поощряется взаимопомощь, взаимообучение, использование учениками различных научных источников, то в итоговой части ученик должен показать знания, умения и навыки, приобретенные в диалогической части, без посторонней помощи. Тестовые задания, контрольные работы, зачет, сочинение либо диктант как формы контроля знаний учащихся, в зависимости от специфики учебного предмета, предъявляются ученику именно в итоговой части учебного модуля. Если в диалогической части учащимся предлагались задания трех уровней («облегченный», «стандартный» и «сверхстандартный»), то в итоговой части всем учащимся предлагаются задания, соответствующие требованиям государственного стандарта образования. Отдельно учитываются задания исследовательского характера. Они могут быть оформлены в виде доклада, сообщения, реферата и представлены в НОУ (научные общества учащихся), на конкурсы и т.д. (по степени ценности и значимости исследования, проведенного учеником).. Вводная часть учебного модуля По мнению психологов, изучение каждого самостоятельного раздела (темы) должно состоять из трёх основных этапов: · Вводно-мотивационного; · Операционально-познавательного; · Рефлексивно-оценочного [22]. Вводно-мотивационный этап в данном модуле осуществляется во вводной части. На этом этапе ученики должны осознавать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, что именно им надо усвоить и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Психологами установлено, что для продуктивного усвоения знаний важно, чтобы цель была принята учениками, стала побудительной силой, превратилась в мотив. Для этого, по их мнению, необходимы четкая формулировка цели (что узнать, чему научиться), её значения (для чего это нужно), выделение способов достижения цели. Эксперименты показали, что при формировании знаний о конкретных свойствах объектов эффективнее начинать объяснение с материализованной в виде схем и знаковых моделей формы действий [23]. В процессе познания какого-либо явления у человека должно появиться чувство, что он понял, усвоил изучаемое. Для защиты памяти возможности опереться на полученные знания в последующем необходимо, по мнению психолога Л.В.Шешнёва, во первых, чтобы память не хранила следов первоначального чувства непонимания; во- вторых, чтобы она сохраняла и выдавала усвоенные понятия и представления в защитной упаковке, в прочных закрытых «футлярах», Таким «футляром» является знак (термин), знаковая система [24]. Таким образом, во вводной части учебного модуля учитель: a) Знакомит учеников с общей структурой и содержанием учебного модуля; b) Определяет цели и задачи познавательной деятельности учащихся в данном учебном модуле, при этом особое внимание уделяет «принятию» этих целей и задач каждым учеником; c) Кратко ( в течение 15-20 минут) объясняет учебный материал по всей теме данного модуля, опираясь на опорные схемы ( «футляры», знаковые модели). Диалогическая часть учебного модуля Диалогическая часть учебного модуля является осуществлением второго этапа целостного изучения раздела (темы) – операционно-познавательного. При конструировании этой части модуля рекомендуется руководствоваться концепцией Л.Фридмана [25] , которая основана на следующих положениях: 1. Учение рассматривается как система различных видов деятельности ученика в процессе индивидуальной, групповой, коллективной работы. Они направлены на развитие логического мышления, способностей, воображения, памяти, творчества и т.д., то есть на развитие тех качеств личности ученика, которые составляют цель образования. 2. Психологически оправданным управлением учением должно быть, в первую очередь, создание условий для развития потребностей, мотивов и целей деятельности ученика. 3. Управление учением должно быть гибким, оно возможно лишь при внутреннем росте учащихся, по мере возрастания степени обученности детей. 4. Ученики должны принимать непосредственное участие в определении целей конкретной учебной деятельности, то есть управление должно быть личностным. Степень личностного управления процессом учения должна возрастать по мере роста учащихся, на старшей ступени она должна приобрести всеобщий характер. 5. Управление процессом учения должно происходить в опоре на внутренние силы и возможности детей. При подготовке диалогической части учебного модуля учитель вычленяет и структурирует основное содержание учебного материала. При этом необходимо учитывать, что подача учебного материала для проработки и закрепления его учениками на каждом уроке даётся определёнными порциями, в которых в краткой, ёмкой форме заключено содержание всего раздела (темы). Учебный материал, требующий проработки, готовится учителем на трёх уровнях сложности (простой, средней степени сложности, сложный). Право выбора одного из трёх уровней остаётся за каждым учеником. Важным моментом является то, что задания сложного, поискового, творческого характера предлагаются ученику, выполнившему задание программного материала любого уровня сложности, то есть практически каждому. При планировании уроков этой части учитель обращает внимание на обеспечение диалогического общения учеников. Содержание учебного материала при этом выступает в качестве предмета и средства диалогического общения учащихся. Таким образом, формируется следующая структура подготовки учителем диалогической части, состоящая из 5 шагов-действий (см.рис 1)
Рис.2. Действия учителя при подготовке диалогической части учебного модуля. Принципы построения диалогической части Первые три шага-действия (рис.2) предполагают работу учителя над выделением и распределением всего содержания учебного материала на диалогическую часть учебного модуля. Работа диалогической части строится с учетом следующих основных принципов: · принцип целостного подхода к учебному материалу; · принцип изучения по «нарастающей» (сначала в сжатом виде, затем – «раскручивая» содержание, увеличивая объём и вводя второстепенные детали ил факты). Это означает проработку учебного материала учеником не по частям, а комплексно, по всему разделу (теме). · принцип «возвращения» к теме учебного модуля на каждом уроке диалогической части (не путать с повторением). Практически возврат к теме «по нарастающей», как по объёму учебного материала, так и по степени сложности заданий, необходим для прочности усвоения знаний. Исследование показывают, что долгосрочная память хранит информацию и переводит её на уровень знаний при осознанном многократном (до 7 раз) возврате к ней. Причём, главным является не повторение материала, а именно возврат к теме, использование её в качестве средства, инструмента для разрешения поставленных перед человеком проблем. Поэтому усвоение учебного материала в данной части модуля – лишь необходимое средство, без которого невозможно достичь основных целей: развивать логику мышления, умения видеть связи между различными явлениями и фактами, научиться формулировать и научно обосновывать понятия; развивать интеллект и креативность (способность к творчеству) и т.д. Цель, являющаяся предметным итогом всей познавательной деятельности учеников в учебном модуле – соответствие знаний и умений учеников предъявленным эталонам – государственному стандарту образования – достигается параллельно, (сличение их соответствия или несоответствия будет происходить в третьей – итоговой части модуля). Следует обратить внимание на то, что развивает личность не любая деятельность, а деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Нужно, чтобы ученику нравилось заниматься учебной, познавательной деятельностью, чтобы он получал удовольствие от умственной работы. Пожалуй, это является наиболее проблематичной задачей в работе учителя. Как сделать так, чтобы каждый ученик был положительно настроен на учение, чтобы познавательный интерес сопровождался устойчивым положительным отношением со стороны каждого ученика и вызывал у них положительные эмоции? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как это обусловлено многими психологическими факторами. Однако возможность поиска решения данной проблемы существует. Будем исходить из того, что: · для настоящего включения ученика в учение нужно, чтобы задачи, поставленные перед ним в ходе учебной деятельности были бы не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для ученика в его переживаниях [26]; · организация познавательного процесса посредством диалогического общения оказывает более или менее сильное влияние на притязания и намерения, мысли, состояния и чувства людей, участвующих в нем [27]; · совместная работа (работа в микрогруппах) способствует: a) снятию исходных установок некоторых участников на невозможность решить поставленные задачи; b) снижению влияния защитных механизмов на творческий процесс [28]. · развитие способностей ,в том числе и познавательной, легче достигается в достаточно демократической атмосфере; · для одних участников важным является достижение результатов своей деятельности, для других – собственная работа мысли. Наиболее полезным, развивающим считается учение на пределе трудности для самого ученика. Вот почему в диалогической части предлагаемого учебного модуля учитель разрабатывает 3-хуровневые задания для каждого ученика. Задания 1 уровня рассчитаны на развитие творчества учащихся. Задания 2 и 3 уровней предполагают усвоение программного материала учащимися на уровне государственного стандарта образования. Задания, разработанные учителем для каждого ученика, предусматривают выбор одного по усмотрению учащегося. Диалогическая часть учебного модуля имеет несколько особенностей, на которые следует обратить внимание: 1. Обучение и учение в этой части являются: a) развивающими, в связи с этим – необходимость центрации учителя на интересы учеников. Отсюда: ориентация и создание условий в учебном процессе на развитие логики, мышления, устной и письменной речи, способностей каждого ученика, интереса к познавательной деятельности. К созданию условий можно отнести: обеспечение психологической безопасности, психосовместимости учеников, благоприятной психологической атмосферы (доброжелательной, открытой, эмпативной ит.д), рабочих мест, средств обучения для каждого ученика; b) подготовительными, для выхода на итоговую (контрольную) часть модуля. Поэтому все оценки и отметки, выставляемые на каждом уроке каждому ученику, носят стимулирующий, а не контролирующий характер. Оценки и отметки ставятся преимущественно самими учениками (себе, друг другу, команде, группе). Как видно, в этой части модуля наиболее используемыми являются методы взаимопроверки. При этом возможны ситуации, когда ученик берёт на проверку работу с повышенной для него степенью сложности. Естественно, он не может правильно оценить правильность или неправильность выполнения данной работы. Вот почему учителю необходимо подготовить бланки с правильными ответами или ходом решения задач. Они будут востребованы учениками при взаимопроверке и взаимооценке результатов их учебного труда (ответы на задания 1-го уровня, если они предполагают нестандартный ответ, проверяет учитель). 2. Обучение репродуктивного (воспроизводимого) характера сочетается с проблемным, поисковым, исследовательским обучением. 3. Преимущественно используются активные формы обучения, построенные на диалоге, общении учащихся друг с другом. В диалогической части учебного модуля используется не традиционная пятибалльная (по сути, трехбалльная) система оценки знаний учащихся, а девятибалльная, позволяющая каждому ученику безболезненно переходить от одного уровня заданий к другому, так как в рамках каждого уровня можно получить отметку «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно». (См. таблицу 1). Таблица 1. Шкала перевода оценок.
Обучение и учение в этой части являются подготовительными для выхода на итоговую (контрольную) часть модуля. Поэтому все оценки и отметки, выставляемые на каждом уроке каждому ученику, носят стимулирующий, а не контролирующий характер. Оценки и отметки ставятся преимущественно самими учениками (себе, друг другу, команде, группе). Вот почему учителю необходимо подготовить бланки с правильными ответами или ходом решения - ответы-образцы (эталоны ответов, ключи заданий). Обучение и развитие – процессы, находящиеся в сложном взаимоотношении как уже отмечалось, многие личностные психические свойства ребёнка проявляются и формируются в ходе собственной, приносящей удовлетворение деятельности. Поэтому всякая попытка учителя «внести» в ребёнка познание не приносит желаемых результатов (т.е. не развивает личность), если не организована собственная деятельность ученика, приносящая ему переживание положительных эмоций от преодоления трудностей, открытий, получения положительного результата и, главное, от самой познавательной деятельности. Для этого учителю необходимо создать на уроке атмосферу психологической поддержки, психологического комфорта для каждого ученика. К.Роджерс [29] считает, что учитель может создать такую атмосферу, если будет руководствоваться следующими правилами: 1. Всегда демонстрировать детям своё доверие. 2. Помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач обучения. 3. Исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. 4. Выступать в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями. 5. Выступать в такой роли для каждого ученика. 6. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его. 7. Быть активным участником группового взаимодействия. 8. Открыто выражать к группе свои чувства. 9. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника. 10. Хорошо знать самого себя. В.А.Вялых предлагает оценивать благоприятность психологической атмосферы учебных занятий по шкале «комфортность – дискомфортность» [30]. Установлено, что результативность учения зависит от того, на какой из этих позиций организован учебный процесс. Стрелка, ведущая влево, показывает уменьшение результативности, ведущая вправо – повышение результативности обучения. ПСИХОЛО- ДИСКОМФОРТ ПСИХОЛО- ПСИХОЛО- ГИЧЕСКАЯ ГИЧЕСКИ ГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ОПАСНОСТЬ КОМФОРТ Рис.3. Шкала «комфортность -дискомфортность» (по В.А.Вялых) Только в условиях психологического комфорта и психологической безопасности можно организовать эффективную поисковую, исследовательскую деятельность, так как поиск, исследование возможны лишь в атмосфере исключительной доброжелательности, открытости, внутренней раскрепощенности личности, на основе диалога, общения учащихся. Общение является важным фактором развития личности человека, поэтому организация учебной деятельности посредством общения позволяет не только активизировать её, но и оказывать большое влияние на развитие личности ученика. Обучение, построенное на общении и диалоге, осуществляется в учебном процессе посредством применения активных форм. К ним относятся: · Групповая или индивидуально-групповая; · Парная; · Коллективная. Эти формы называются общими или структурными. Можно выделить конкретные или специальные формы: · Семинар; · Учебная конференция; · Диспут; · Групповая дискуссия и т.д. Особое место среди средств активизации учебного процесса занимает игра, игровое обучение. Включаясь в игровые ситуации ученики значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удовлетворение от учебной деятельности, чем при традиционных формах организации учебного процесса [31]. Итоговая (контрольная) часть учебного модуля Эта часть является последней, завершающей весь цикл обучения раздела или темы (рефлексивно-оценочный этап). Она предназначена для контроля, проверки и оценки знаний, умений и навыков, сформированных в процессе познавательной деятельности учащихся в диалогической части. Именно в этой части ученики анализируют свою деятельность – получают отметки, которые в конечном счете, и определяют общий учебный результат познавательной деятельности каждого ученика. Не менее чем оценка, для мотивации учения и определения степени достижения цели, важна самооценка или рефлексия, а также взаимооценка[19]. Учителю всегда важно знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке, при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со стороны ученика – это 50% успеха урока. Поэтому на уроках часто применяются различные способы диагностики интереса учащихся. 2. Применение модульной интерактивной технологии обучения в школьном курсе биологии (8 класс) 2.1 Планирование работы по апробации интерактивной технологии обучения Эксперимент проводился на базе средней школы №6 села Батпак Осакаровского района Карагандинской области в 2004-2005 и 2005-2006 учебных годах. Таблица 1. Планирование работы по апробации интерактивной технологии обучения
На первом этапе эксперимента в течении первого полугодия 2004-2005 учебного года проводилась работа по изучению теоретических основ модульной технологии, изучалась возможность использования интерактивных методов в обучении. Проводилась работа по выбору класса, который будет участвовать в эксперименте. Эксперимент было решено проводить в 7 классе, так как у учащихся этого класса к моменту начала эксперимента были сформированы основные навыки учебной работы. Уровень обучаемости данного коллектива учеников соответствовал содержанию и структуре модульной программы. В работе ребят, начиная с начальных классов, использовались интерактивные методы обучения, ученики были приучены к самостоятельной работе , работе в микрогруппах. Таким образом, можно говорить о соответствии возрастных особенностей психического развития учеников класса, применяемой технологии. В течение второго полугодия 2004-2005 учебного года проводилась адаптация учеников класса к технологии модульного интерактивного обучения. В учебный процесс постепенно внедрялись элементы модульной технологии: блочная подача учебного материала, составление опорных схем и работа с ними, работа по маршрутным заданиям, самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой, работа по карточкам–инструкциям, взаимопроверка , элементы рейтинговой системы оценки и т.д. В течение 2005-2006 учебного года обучение биологии в экспериментальном классе проводилось с использованием модульной интерактивной технологии обучения. Учебный материал биологии 8 класса [33] был разбит на 11 учебных модулей. Среднее количество часов, отведённых на изучение 1 модуля – 7, что соответствует оптимальным размерам модуля (7-12 часов) [1]. В зависимости от уровня подготовки класса возможно объединение первого и второго модуля в один, но так как для учеников школы, в которой проходил эксперимент, характерен высокий уровень заболеваний, связанных с нарушением работы эндокринной системы, данный раздел выделен в отдельный модуль. Планирование изучения учебного материала биологии 8 класса
В рамках каждого учебного модуля проводилась работа по конструированию модуля. Предварительная работа учителя состояла из следующих шагов – действий. 1. Выявление обязательных знаний, умений и навыков, усвоение которых определено программой курса по данному разделу, блоку или теме, а также цели и задач обучения. 2. Изучение всего содержания учебного материала по данному модулю. 3. Вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю. 4. Составление опорных схем по всей теме (на основе выделенных ключевых понятий , «кодов»). 5. Составление тестовых заданий по всему содержанию учебного модуля. 6. Составление блока вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала данного модуля для зачёта. 7. Разработка диалогической части. Подбор активных форм обучения. 2.2 Построение дидактического модуля на примере темы «Внутренняя среда организма» Модуль № 5 «Внутренняя среда организма» - 6 часов Структура модуля
Учащиеся должны знать: · значение крови и её состав; · свойства крови, значение и строение форменных элементов крови; · механизм фагоцитоза; · правила переливания крови; · виды иммунитета; · правила определения группы крови; · значение прививок. Учащиеся должны уметь: · распознавать микропрепарат крови человека; · объяснять роль крови в поддержании постоянства внутренней среды и других функций. Основные понятия и термины: кровь транспортная функция гуморальная функция плазма эритроциты свёртывание крови фибрин фибриноген гемоглобин артериальная кровь венозная кровь фагоцитоз воспалительная реакция антитело иммунитет приобретённый иммунитет искусственный иммунитет естественный иммунитет прививка лечебная сыворотка СПИД ВИЧ В начале работы над модулем каждый учащийся получает оценочный лист, в котором указываются номер и название модуля, фамилия и имя ученика, перечислены оцениваемые действия и максимальные оценки по данному виду задания. Так же каждый учащийся имеет доступ к информации о требованиях к знаниям, умениям и навыкам в рамках данного модуля, к информации о рейтинговой системе оценивания знаний (Приложение 2). В классе необходимо оформить стенд, где будет отражена вся необходимая для работы ученика по данному модулю информация. Здесь же может располагаться список дополнительной литературы по теме, примеры творческих и исследовательских работ учеников класса и школы. На стенде можно отражать результаты работы учеников. Таким образом, ребята получают информацию и могут организовать свою учебную работу в соответствии с индивидуальным темпом работы, особенностями способов приобретения знаний (визуальный, аудирующий, кинетический) и уровнем знаний. Такой подход снижает влияние субъективного фактора при выставлении оценки и делает ученика активным участником процесса учения. Урок №1 «Внутренняя среда организма» - лекция. Задачи: Изучить внутреннюю среду организма. Дать определение понятиям : внутренняя среда организма, кровь, клетки крови, лимфа, межтканевая жидкость, иммунитет. Развить умение четко формулировать свои мысли, умение работать по опорной схеме. Воспитывать ответственное отношение к своему организму. Формирование навыков ЗОЖ. Тип урока: урок- изучение нового материала Вид урока: урок-лекция Ход урока: 1. Организационный момент. Введение в модуль. Сообщение целей и задач, стоящих перед учащимися при изучении данного модуля. 2. Целеполагание: 3. Изучение нового материала (работа по созданию ОС) 4. Закрепление (работа по ОС) 5. Домашнее задание: Выучить ОС(Приложение 3), прочитать материал учебника стр.92-108 Урок 2 Закрепление материала. Индивидуальная работа по заданию учителя с учебником. Ход урока: 1. Организационный момент. Обращение к структуре модуля. 2. Повторение ОС ( озвучивание учащимися у доски). 3. Самостоятельная работа с учебником [36]. Карточка- инструкция.
Оценочный лист:
Лист ответов
Домашнее задание: повторить ОС, прочитать материал учебника стр.92-99 Урок 3. Закрепление материала. Работа в микрогруппах (Иммунитет. Виды иммунитета.) Ход урока: 1. Организационный момент. Обращение к структуре модуля. 2. Повторение ОС ( озвучивание учащимися у доски). 3. Работа в микрогруппах Карточка- инструкция ( на примере одной из микрогрупп).
5. Отчет микрогрупп о проделанной работе – выступление спикеров МГ. 6. Рефлексия . Домашнее задание: подготовиться к ролевой игре, повторить ОС, прочитать материал учебника стр.92-105 Урок 4. Ролевая игра «Институт крови». Закрепление материала. Ход урока: 1 Организационный момент. 2. Игра а) определение заданий б) представление лабораторий и экспертов (5 мин) в) выполнение заданий группами (15 мин) г) отчет лабораторий (20 мин.), д) подведение итогов (5 мин.). Задание для лаборатории № 1 «Функции, состав и свойства крови» Сотрудникам вашей лаборатории необходимо исследовать состав и свойства крови и выяснить: 1. Из каких компонентов состоит кровь? 2. Каков состав плазмы крови? 3. Что такое свертывание крови? Какое значение оно имеет? К чему может привести плохая свертываемость крови? 4. Для чего при сильных кровотечениях людях вводят раствор хлорида кальция? Ответ запишите в виде схемы на ватмане (плёнке кодаскопа) и прокомментируйте. В ответе должны быть использованы следующие термины: внутренняя среда организма, тканевая жидкость, депо крови, плазма крови, форменные элементы крови, физиологический раствор, гамма-глобулин, фибриноген, фибрин, сыворотка крови, гемофилия, гепарин. Задание для лаборатории № 2 «Форменные элементы крови» Сотрудникам вашей лаборатории необходимо исследовать состав крови и выяснить: 1. Какие клетки является форменными элементами крови? Место образования, функции. 2. Какое строение имеют эритроциты? Где они образуются? Какова их функция? 3. Почему у людей, проживающих в высокогорных районах, количество эритроцитов крови увеличивается? 4. Исследуйте препараты крови человека и лягушки и выясните, имеют ли эритроциты человека ядро? Какое это имеет значение? Ответ запишите в виде схемы на ватмане (пленке кодоскопа). В ответе должны быть использованы следующие термины: эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, скорость оседания эритроцитов, лейкоциты, лимфоциты, тромбоциты, фагоцитоз. Задание для лаборатории № 3 « Защитные свойства организма и иммунитет» Сотрудникам вашей лаборатории необходимо исследовать механизм иммунитета и выяснить: 1. Как организм защищается от инфекции (механизм иммунитета)? 2. Что такое антитела и антигены? 3. Что такое фагоцитоз? 4. Какие бывают виды иммунитета? 5. Что такое аллергия? Ответ запишите в виде схемы на ватмане (пленке кодоскопа) и прокомментируйте. В ответе должны быть использованы следующие термины: иммунитет, антитела, антигены, инфекционные заболевания, аллергия. Задание для лаборатории № 4 «Переливание крови. Донорство» Сотрудникам вашей лаборатории необходимо исследовать свойства крови и выяснить: 1. Какие бывают группы крови? Как их определить0 2. Каковы правила переливания крови? 3. Что такое резус - фактор и почему его надо учитывать при переливании крови? 4. Каким образом поддерживается постоянство внутренней среды организма? Ответ запишите в виде схемы на ватман ( пленку кодоскопа) и прокомментируйте. В ответе должны быть использовать следующие термины: переливание крови, группы крови, резус-фактор, донор, реципиент, внутренняя среда организма, гомеостаз. Получив задание, «заведующие лабораториями» организуют работу в группе. Время на подготовку 15 мин. Затем следуют отчеты групп. Время выступления каждой «лаборатории» - 5 мин. В конце выступления делается краткий вывод и задаются вопросы к выступающим. Работу групп (пятибальная система) оценивают «эксперты» по следующим критериям: · Краткость. · Лаконичность. · Убедительность. · Использование дополнительной литературы. · Эмоциональность. · Использование терминологии. В конце урока главный «эксперт» делает обобщение (вывод урока). Учащиеся получают оценки. Примечание: «Эксперты» назначаются учителем из числа успевающих учеников (3-4 человека). Во время работы групп они оказывают консультации. Вывод урока делается на основе ОС темы. 3. Домашнее задание: подготовиться к уроку-конференции в соответствии с индивидуальными заданиями. Урок 5. Закрепление материала. Урок-конференция «СПИД- проблема человечества и каждого человека» К этому уроку ребята готовятся заранее. Класс разбивается на микрогруппы ( по 2-3 человека). Каждая микрогруппа работает над заданием, полученным от учителя.
Необходимо подготовить классную комнату к проведению урока-конференции. Можно пригласить на урок учащихся других классов. Домашнее задание: подготовиться к зачёту. Повторить материал учебника стр. 92-108 Урок 6. Зачёт. Зачёт проводится в виде комбинированной контрольной работы, которая включает в себя открытые , закрытые тесты, а так же разноуровневые задания. Контрольная работа по теме «Внутренняя среда организма» Вариант 1 I.Закрытые тесты: 1.Плазма крови, в которой нет фибриногена, называется … А. Глюкоза Б. Гемоглобин В. Оксигемоглобин Г. Сыворотка крови Д. Эритроциты 2. Клетки крови, находящиеся в лимфе: А. Тромбоциты Б. Моноциты В. Лейкоциты Г. Эритроциты Д. Лимфоциты 3. Способность организма противостоять инфекционным заболеваниям: А. Фагацитоз Б. Сколиоз В. Иммунитет Г. Гемофилия Д. Остеохондроз 4. Впервые СПИД зарегистрирован в А. 1971г. Б. 1981г. В. 1985г. Г. 1990г. Д. 2000г. 5. Какая из приведенных функций не характерна для крови? А. Защитная Б. Транспортная В. Гуморальная Г. Опорная Д. Транспортировка кислорода. II.Открытые тесты: 1. Искусственный иммунитет 2. Белок, участвующий в свёртывание крови- 3. Гемофилия развивается, когда в крови у человека отсутствует 4. Тканевая жидкость защищает клетки ткани от.……………………….. 5. Органы иммунной системы - III.Контрольные задания: «А» 1. Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма? 2. Какие функции выполняют лейкоциты? 3. В чём опасность заболевания СПИД? «В» 1. Назовите две составные части крови. Какие вещества входят в состав крови? 2. Какой иммунитет обеспечивают Т-лимфоциты? 3. Людей с какой группой крови называют универсальными донорами? «С» 1. Какую функцию в организме выполняет кровь. 2. Какое явление называют фагоцитозом? К каким клеткам относятся фагоциты. 3. Что такое иммунитет? Дайте характеристику каждого вида. 2.3 Анализ результатов апробации модульной интерактивной технологии обучения С целью изучения влияния интерактивной модульной технологии на развитие личностных качеств ученика и повышения качества знаний были проведены следующие исследования: · изучение отношения учащихся к школе, учителям, предметам (по О.Илей)[1] (Приложение5); · определение уровня развития познавательных способностей учащихся(по Б.Блуму)[1] (Приложение 6,7); · анализ успеваемости по предмету. При конструировании предлагаемого варианта технологии обучения был сделан акцент на развитии учащихся. В ходе проведения исследования удалось установить влияние данной технологии на • развитие познавательных способностей личности ученика; • развитие познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, воображения); • формирование положительной мотивации учения; • развитие активного словарного запаса, устной и письменной речи; • удовлетворение потребности личности в подготовленности и преодолении, общении, игре, познании, безопасности, уважении, творчестве, самоактуализации, самоутверждении. Использование предлагаемой технологии обучения в общеобразовательной школе сельской местностях показало значительное увеличение числа учеников, усваивающих программный материал на «хорошо» и «отлично». Однако более устойчивый результат , по утверждению авторов данной технологии [1],можно ожидать к концу третьего года использования учителями данной технологии. Исследование подтвердило данное предположение. Первый год работы учителя по предложенной технологии предполагает изменение структуры, формы и содержания уроков. Кардинально меняется роль учителя. В значительной степени учитель начинает лишь управлять процессом учения и организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Учителю приходится тщательно продумывать и разрабатывать формы организации активной учебной деятельности учащихся. Переход на роль организатора, консультанта, требует от учителя перестройки сознания, иного отношения к ученикам, эмоционального и умственного напряжения. Так как первый год предназначен для апробации новых подходов, начинающий учитель часто ощущает дискомфорт от того, что не все задуманное удается. Наблюдается некоторая растерянность учителя, это не остается незамеченным учениками. Нервозность на уроке со стороны учителя, шум, создаваемый учениками при апробации новых для них обучающих игр, потеря времени несколько снижают уровень обученности учащихся в этот период [1]. Для того, чтобы избежать эти негативные явления в поставленном эксперименте первый год был организован иначе. Был проведен постепенный переход учителя и учащихся к использованию модульного интерактивного обучения. Элементы модульного и интерактивного обучения вводились постепенно, что позволило и учителю и учащимся пройти этап постепенной адаптации к новому виду деятельности. Второй год использования предлагаемой технологии характеризуется стабилизацией процесса обучения. Учитель и ученики начинают чувствовать себя уверенней. Использование уже знакомых обучающих игр (в которых меняется лишь содержание), позволяет сократить время учителя на объяснение правил их проведения. Ученики привыкают к постоянному диалогу между собой, что позволяет им свободно формулировать и высказывать свои мысли вслух. Данный эксперимент не следует считать завершённым, несмотря на полученные положительные результаты. Из «Таблицы определения уровня развития познавательных способностей учащихся» видно, что количество учащихся находящихся на уровне «синтеза» и «оценки знаний» мало. Данные педагогического исследования фиксировались в начале эксперимента (январь 2005года), далее в ноябре 2005 года и в мае 2006 года. Были получены следующие результаты: Сводная карта изучения отношения учащихся к школе, учителям, предметам (по О.Иллей) Выборка для предмета « биология» Школа №6 класс 7 (8) Классный руководитель: Климова В.А. Количество опрошенных -20 1. Эмоциональное восприятие школы
2. Отношение к предметам (биология)
3. Удовлетворённость качеством преподавания (биология)
4. Удовлетворённость отношением учителей к ученикам (биология)
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том , что применение модульной интерактивной технологии обучения повлияло на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроке показали, что в процессе использования интерактивных методов обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен идеями, информацией, способами деятельности. Ученик испытывает ощущения успешности. Таблица определения уровня развития познавательных способностей учащихся (по Б.Блуму) Дата «15» мая 2006 год 8 класс
Успеваемость по предмету «биология»
Рис.4. Динамика успеваемости по биологии в ходе эксперимента. Полученные данные позволяют сделать выводы о влиянии модульной интерактивной технологии обучения на развитие познавательных способностей учащихся (Приложение 8,9), а также дают возможность определить динамику развития познавательных интересов. Выводы и рекомендации В ходе педагогического эксперимента были получены данные, позволяющие сделать вывод о влиянии технологии модульного интерактивного обучения на развитие личности ученика, в данном случае развитие познавательных способностей, и на успеваемость учащихся. Таким образом, можно утверждать, что модульная интерактивная технология обучения биологии является одним из путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. К основным элементам технологии интерактивного модульного обучения, повышающим эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках биологии относится: · Циклическое (блочное, модульное) построение учебного материала; · Мотивация учения на основе последовательного целеполагания; · Преобладание самостоятельной учебно-познавательной деятельности ученика; · Применение интерактивных методов обучения; · Организация контроля знаний на основе рефлексии ученика и учителя. Рекомендуется применение технологии модульного интерактивного обучения, разработанной М.М.Жанпеисовой или элементов технологии в школах, с целью развития личности ученика и повышения качества знаний по биологии. Список литературы 1. Жанпеисова М.М. Модульная технология как средство развития ученика.-Алматы,2001. 2. Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 07.06.1999г. № 389-1, http://edu.gov.kz 3. Лосева Е.М.,Козина Г.Н. Технология модульного интерактивного обучения (ТМИО) как средство развития личности ученика и повышения качества знаний по предметам естественно-научного цикла. -Биология в казахстанской школе,2005,№1 4. Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта.- Педагогика, 2000, № 7 5. Сенновский И. Б. Система управленческой деятельности учителя в модульной педагогической технологии.- Школьные технологии. - 1997. - № 2 6. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В.Лёхина и Н.Ф.Петрова. изд.4-е. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954. 7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика,1989. 8. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.-М., 1989. 9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология:- М.,1992 10. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения.-Школьные технологии,1997.№4 11. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы.-М: Центр «Педагогический поиск»,2000. 12. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико –ориентированная монография.Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 1997. 13. Сенновский И.Б. “Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения”.-М., 1995. 14. Сенновский И.Б. Система управленческой деятельности учителя в модульной педагогической технологии. – Школьные технологии, № 2, 1997 15. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.: Народное образование, 1996. 16. Галочкин А.И., Базарнов Н.Г., Маркин В.И., Касько Н.С. Проблемно-модульная технология обучения. Структура и содержание модульных программ по курсу “Органическая химия”. – Алтайский государственный университет, г.Барнаул - E-mail: markin@chemwood.dcn-asu.ru 17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989 18. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М.:Наука, 1997 19. Шамова Т.И. Модульное обучение : сущность, технология. - “Биология в школе”,1994, № 5 20. Головатенко А. Модульная технология на уроках истории. - “История”, 1996, №23 21. Денисова А. В. Применение модели "Таксономия Блюма" в оценке эффективности обучения.- Управление персоналом, 2005,№ 12. 22. Фридман Л.М. Урок? Нет, тема (технология педагогического труда)- Народное образование, 1990, № 1. 23. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. Знак и символ в обучении -M.: МГУ,1981 24. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. – М., 1985. 25. Фридман Л. М., Кулагина Н. Ю. Психологический справочник учителя. М. 1991. 26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.-M.:1946 27. Бодалев А.А. Личность и общение:Избранные труды.- М.: Педагогика, 1983 28. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994. 29. К.Роджерс. Эмпатия.- ЭКСМО-Пресс, М, 2002 30. Вялых В.А. Философское измерение образовательной системы (концептуальный, технологический, дидактический уровни).- Оренбург, 1995. 31. Эльконин Д.Б. Психология игры.- . — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. 32. Караев Ж.А. «Нетрадиционные формы оценивания» «Вестник высшей школы Казахстана», журнал № 5, 1998 33. Жунусова К.Ж. и др. Биология. Программы для 8-9 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения.- Алматы, Казахская академия образования им. Ы.Алтынсарина, 2004 34. Алимкулова Р. и др.Биология. Учебное методическое пособие: для учителей 8 классов общеобразовательной школы.-Алматы:Атамұра,2004 35. Алимкулова Р. и др.Биология. Рабочая тетрадь: для 8 класса общеобразовательной школы. -Алматы:Атамұра,2004 36. Алимкулова Р. и др.Биология. Человек и его здоровье. Учебник для 8 класса общеобразовательной школы.-Алматы:Атамұра,2004 37. Куприй С.А. Технология модульного интерактивного обучения (ТМИО) как средство развития личности ученика и повышения качества знаний по предметам естественно-научного цикла. -Биология в казахстанской школе,2005,№3 38. Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы. Под ред. Н.А.Лемезы, 4-е издание, исправленное, Минск ИП «Экоперспектива»,2000. Приложение 1 Обзор интерактивных методов обучения
Кейс-стади
Ролевая игра
Дебаты
Аквариум
Приложение 2 Положения рейтинговой системы. 1. Курс теоретического материала разбит на 11 модулей. 2. Каждый модуль оценивается определённым количеством баллов. 3. Каждый модуль считается сданным, если ученик получил по нему зачёт. 4. Зачёт может быть получен автоматически, если ученик набрал в ходе изучения модуля не менее 60% от общей суммы баллов. 5. Если ученик набрал: от 60 до 74% от общей суммы баллов, то он получает «3»; от 75 до 84% - оценку «4»; от 85% и более – оценку «5». 6. Ученик, решивший повысить свою оценку, сдаёт зачёт в общем порядке. 7. Ученик, не уложившиёся в срок без уважительной причины, считается неуспевающим, и его знания оцениваются оценкой «неудовлетворительно». 8. Переписывание и пересдача письменных контрольных работ не допускается. Приложение 3 Опорная схема по теме «Внутренняя среда организма» Внутренняя среда организма Кровь Лимфа Межклеточное вещество Питательная Защитная Транспортная Транспортная Транспортная Дыхательная
Органы иммунной системы Центральные периферические Красный костный мозг миндалины , лимфатические узлы, тимус селезёнка, аппендикс вырабатывают лимфоциты Т-лимфоциты В-лимфоциты (клеточный иммунитет -фагоцитоз) (гуморальный иммунитет – антитела) Приложение 4 Руководство к выполнению лабораторной работы «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» Цель: научиться, используя микроскоп, сравнивать клетки крови человека и лягушки, выявлять признаки сходства и различия эритроцитов. Оборудование: микроскопы, микропрепараты мазков крови человека и лягушки, карандаши. Ход работы. 1. Рассмотреть и зарисовать эритроциты крови человека и лягушки (вид сбоку и спереди) 2. Сравнить эритроциты человека и лягушки: цвет, размеры, наличие ядра, форма, количество (приблизительно) в поле зрения микроскопа. Найти признаки сходства и различия эритроцитов.
3. Вывод: объясните связь строения эритроцитов человека и лягушки с выполняемой ими функцией. Чья кровь переносит больше кислорода, кровь человека или кровь лягушки? Почему? Приложение 5 Карта изучения отношения учащихся к школе, учителям, предметам (по О.Иллей) Школа № ________ Класс__________________ Кл. руководитель:___________________________________ Количество опрошенных: ________________________ Дата «_____»_________________ ________________ Эмоциональное восприятие школы
Отношение к предметам
Удовлетворённость качеством преподавания
Удовлетворённость отношением учителя к ученикам
Примечание: анкета (карта) анонимная, фамилию и имя ученики при её заполнении не пишут. Свое отношение ученики отмечают в соответствующих клеточках знаком «Х» Приложение 6 Таблица определения уровня развития познавательных способностей учащихся Школа № ______Класс _____Предмет __________Учитель_______________ Дата «_________» ____________ _________
Примечание: В первой графе записывается фамилия, имя ученика. Далее значком отмечается уровень способностей данного ученика на период диагностики. Выявить это можно, проанализировав, задания какого уровня выполняются учеником в диалогической части учебного модуля.: · Задания I уровня соответствуют «знанию» и «пониманию»; · II уровня – «применению»; · I уровня – «синтезу» и «оценке знаний». Если ученик выбирает и справляется с заданиями только III(облегченного) уровня знаний, уровень развития его познавательных способностей находится в приделах минимального уровня требований «знания» и уровня «понимания». Ученик, справляющийся с заданиями II уровня, находится на уровне «применение» и «анализ». И, наконец, учащийся, справляющийся с заданиями I уровня, соответственно, на уровне «синтез» и «оценка знаний». При проведении исследования диагностику можно проводить в начале и конце учебного года в течение 3-4 лет. Это даст возможность определить динамику развития познавательных способностей как отдельного ученика, так и всех учащихся класса в целом. Приложение 7 Таблица определения уровня развития познавательных способностей учащихся (по Б.Блуму) дата «____»_________ _______ класс_____________
Таксономия Б.Блума Проект распределения баллов оценки знаний при введении двенадцатибальной системы
Приложение 8 Таблица влияния модульной технологии обучения на личность учащегося и её развитие.
Приложение 9 Влияния модульной технологии обучения на удовлетворение потребностей личности и её развитие. (схема) |