Реферат: Политика как социальное явление 5
Название: Политика как социальное явление 5 Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
Содержание: 1. Политика как социальное явление……………………………………….3 2. Роль политики в функционировании и развитии общества……………9 3. Список использованной литературы……………………………………12 1. Политика как социальное явление. Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в догосударственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание. Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по - своему, в зависимости от того, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. 1) Политика - это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования; 2) Политика - это форма соучастия и взаимодействия властвующих и подвластных, управляющих и управляемых; 3) Политика - это область не только сознательных, но и стихийных действий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм поведения. Нидерландский учёный Франс де Ваал сделал вывод о том, что политика древнее человечества и возникла до появления человека. К такому выводу он пришел на основе длительного наблюдения за жизнью обезьян в зоопарке. Он написал книгу «Политика у шимпанзе», где утверждает, что все элементы политики имеют место у обезьян. Существуют разные подходы к определению природы политики. Первоначально, политика функционирует на уровне элементарных отношений, то есть сама природа предполагает искусство жить вместе (это коммуникативный уровень). Общественная природа политики связана с образованием государства и правовым оформлением политики. Политика приобретает зрелые черты и уже функционирует на нескольких уровнях: а) институциональном - в деятельности государства, партий и других политических субъектов; б) функциональном - обслуживает определенные политические режимы, обеспечивает функционирование политических систем; в) идеологическом - формирует политическое сознание, политическую культуру; г) регулятивном - подчиняет жизнедеятельность людей политическим и правовым нормам; д) коммуникативном (на качественно новом уровне) – создает условия для формирования политических отношений, обеспечивает объединение людей на основе всеобщего интереса. В основе содержания политики находятся цели и интересы субъектов политики. Субъект политики - это индивид, группа, класс, нация и др., которые осознали и сформулировали свои коренные интересы и готовы их отстаивать. Основными субъектами политики являются: государство (если оно не обезличивает интересы других). Демократическое государство исходит в своей политике из общечеловеческих интересов (на первом месте права человека и гражданина). Классы, отстаивающие свои специфические интересы, связанные с различными формами собственности (но классовый интерес эгоистичен и может быть агрессивным). Ни один класс не имеет права претендовать на то, что бы считать себя более прогрессивным по отношению к другим. Нации – учёт их интересов обязателен наравне с общечеловеческими, но национальный интерес тоже может разъединять людей и порождать войны (Югославия, Грузия, Многогранность политики проявляется в её структуре. Условно политику разделяют на внутреннюю, внешнюю и международную. Специфика внутренней политики в том, что государство, правящая партия обладают монополией на политическую власть, а, следовательно, и на принятие политических решений, на проведение собственной политики. Внешняя политика зависит не только от единого центра, но и формируется на основе учёта интересов других государств, с использованием различных форм сотрудничества, компромиссов и т.д. Внутренняя и внешняя политика разделяются на виды и подвиды. Так, внутренняя политика включает в себя экономическую, демографическую, социальную, национальную, культурную, правовую, экологическую, религиозную и др. Каждый из этих видов имеет подвиды. Например, в экономическую политику входят: структурная, инвестиционная, налоговая, аграрная, финансовая, торговая и т.д. Внешняя политика состоит из торговой, финансовой, кредитной, научно - культурной, военной, экономического сотрудничества и др. Содержание и направленность политики формируется под воздействием объективных и субъективных факторов. Основными из них являются: 1) материальное общественное производство, которое определяет характер строя, уровень жизни людей; 2) политические режимы, уровень демократизации общественной жизни, степень приобщения масс к политике; 3) духовная культура, влияющая на выбор политических институтов, методов их функционирования, на содержание целей политики; 4) географические, демографические и социально - психологические факторы. Определение целей политики предполагает их теоретическое обоснование, выработку определённой программы политической деятельности, включающей ближайшие и перспективные цели, средства их достижения, конкретный план действий. Через политику выражаются наиболее значимые интересы (общие, частные, общечеловеческие, национальные и т.д.). Люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения социального статуса. Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Политика в таких случаях сама должна быть рациональной (осуществлять обоснованные целесообразные действия, просчитывать возможности реализации своих решений и ожидаемые последствия). Эффективная политика обеспечивает целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок даже при смене режимов правления. Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека. Формирование политики - это сложный и трудоёмкий процесс, составляющими его компонентами являются: 1. Определение приоритетных направлений для данного этапа развития общества. На каждом конкретном историческом отрезке времени часть задач требует их первостепенного решения. 2. Комплексный подход к выработке политических решений. В основе его должны находиться следующие цели: обеспечения гражданам политической свободы, экономического благосостояния и культурного развития. 3. Выбор способов и средств реализации политики. Он зависит от того, какими принципами руководствуются политики в своей деятельности. Отсюда и способы осуществления политики могут быть насильственными (революционными) и политическими. Реализация политики во многом зависит от подбора и расстановки кадров (теоретиков и практиков). 4. Учёт тормозящих и противодействующих тенденций. 5. Политический прогноз. Расчет политических действий на несколько шагов вперёд и возможных последствий от реализации принятых решений. Политика эффективна только в том случае, если практические задачи, выдвигаемые текущем моментом, закладывают видение будущего и поиски решения этих задач так же ведутся с учетом вариантов будущего. Оценивать результативность политики можно по следующим основаниям: а) способна ли политика обеспечивать рациональное использование наличного ресурсного, производственного, трудового и интеллектуального потенциалов; б) в какой мере она активизирует труд, непосредственно выходящий на интересы человека и реально влияющий на уровень и качество удовлетворения потребностей людей; в) обеспечивается ли соответствие целей и средств их реализации или преобладает «революционная целесообразность»; г) какова цена политики; д) степень ответственности политиков за последствия принимаемых решений. Политика как социальное явление не остается неизменной. Сохраняя свои фундаментальные основы, она усложняется, значение её эффективности, и ответственности постоянно возрастает. Всё это позволяет сделать вывод, что политика сохранится до тех пор, пока будет существовать общество. 2. Роль политики в функционировании и развитии общества. Важной характерной чертой политики является ее универсальность и всеохватность. Так, политика выступает в качестве всеобщего инструмента социальной организации: она изначально связана с организованной деятельностью людей, функционированием государственных и иных политических институтов, с упорядочением взаимоотношений между участниками общественной жизни. В то же время политика, формирующаяся в пределах политической сферы общества, перерастает ее рамки и пронизывает все иные области жизни, ее поле значительно шире собственно политической сферы. В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов. Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них. Это связано со следующими сущностными проявлениями политики: · политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе; · политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др. Политической может стать любая проблема, порожденная какой-либо общественной сферой. Это значит, что для ее решения недостаточно нравственных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни; придание сколько-нибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы. Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию в политике. Политическая система - часть политической сферы, интегрированная совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок. Политическая система оказывает целенаправленное воздействие на развитие общества, всех его сфер, т. е. осуществляет управление им. Суть управления заключается, прежде всего, в определении целей развития общества, каждой из его сфер. Список использованной литературы: 1. Андреев С.С. Политика как социальное явление// Социально – политические науки. 1991. №4 2. Белов Г.А. Политология. М.: Наука, 1994. 3. Беляев А.А. Политика и её роль в развитии общества // Социально – политические науки. 1991. №9. 4. Краснов Ю.К. , Кривогуз И.М, Неминущих В.П. Основы науки о политике. Ч.1. М.,1993. 5. Основы политологии: Курс лекций / Под общей ред. Иванова С.С – Курск: КГПИ, 1993. |