Реферат: Политика как социальное явление 5

Название: Политика как социальное явление 5
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Содержание:

1. Политика как социальное явление……………………………………….3

2. Роль политики в функционировании и развитии общества……………9

3. Список использованной литературы……………………………………12

1. Политика как социальное явление.

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в догосударственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.

Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по - своему, в зависимости от того, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер.
Изучение политики в политологии связано с тремя аспектами. Отсюда и определение политики целесообразно дать в трёх вариантах, которые дополняют друг друга:

1) Политика - это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;

2) Политика - это форма соучастия и взаимодействия властвующих и подвластных, управляющих и управляемых;

3) Политика - это область не только сознательных, но и стихийных действий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм поведения.
Наиболее широкое понимание политики находим у испанского политолога и философа Ортега-и-Гассета: политика, по его мнению, - это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Государство и правительство - не единственные органы национальной жизни. Ещё есть независимая этническая жизнь и спонтанные процессы.

Нидерландский учёный Франс де Ваал сделал вывод о том, что политика древнее человечества и возникла до появления человека. К такому выводу он пришел на основе длительного наблюдения за жизнью обезьян в зоопарке. Он написал книгу «Политика у шимпанзе», где утверждает, что все элементы политики имеют место у обезьян.
Отличие политики у животных он видел лишь в том, что животные действуют, открыто, человек же чаще всего в политике скрывает свои цели и намерения.
Чем умнее или хитрее политик, тем искуснее он скрывает свои истинные намерения. Не случайно Аристотель назвал человека животным политическим.
Аристотель изучал политику, исходя от человека. А.Смит и Д. Риккардо связывали политику с экономикой и характером социального строя. Гегель пытался вывести закономерности развития политики из мирового духа. Маркс, главный источник возникновения политики видел в создании социально неоднородного общества. Пока в обществе нет многообразных интересов, оно в политике не нуждается. Достижение баланса различных интересов в обществе обуславливает необходимость политики.

Существуют разные подходы к определению природы политики. Первоначально, политика функционирует на уровне элементарных отношений, то есть сама природа предполагает искусство жить вместе (это коммуникативный уровень). Общественная природа политики связана с образованием государства и правовым оформлением политики. Политика приобретает зрелые черты и уже функционирует на нескольких уровнях:

а) институциональном - в деятельности государства, партий и других политических субъектов;

б) функциональном - обслуживает определенные политические режимы, обеспечивает функционирование политических систем;

в) идеологическом - формирует политическое сознание, политическую культуру;

г) регулятивном - подчиняет жизнедеятельность людей политическим и правовым нормам;

д) коммуникативном (на качественно новом уровне) – создает условия для формирования политических отношений, обеспечивает объединение людей на основе всеобщего интереса.

В основе содержания политики находятся цели и интересы субъектов политики. Субъект политики - это индивид, группа, класс, нация и др., которые осознали и сформулировали свои коренные интересы и готовы их отстаивать.

Основными субъектами политики являются: государство (если оно не обезличивает интересы других). Демократическое государство исходит в своей политике из общечеловеческих интересов (на первом месте права человека и гражданина). Классы, отстаивающие свои специфические интересы, связанные с различными формами собственности (но классовый интерес эгоистичен и может быть агрессивным). Ни один класс не имеет права претендовать на то, что бы считать себя более прогрессивным по отношению к другим. Нации – учёт их интересов обязателен наравне с общечеловеческими, но национальный интерес тоже может разъединять людей и порождать войны (Югославия, Грузия,
Абхазия, Армения и Азербайджан и др.) Отдельная личность (каждый может и должен стать субъектом политики). Народ в целом, если он приобрёл политическую субъективность, является суверенным народом, а не просто населением.

Многогранность политики проявляется в её структуре. Условно политику разделяют на внутреннюю, внешнюю и международную. Специфика внутренней политики в том, что государство, правящая партия обладают монополией на политическую власть, а, следовательно, и на принятие политических решений, на проведение собственной политики. Внешняя политика зависит не только от единого центра, но и формируется на основе учёта интересов других государств, с использованием различных форм сотрудничества, компромиссов и т.д.

Внутренняя и внешняя политика разделяются на виды и подвиды. Так, внутренняя политика включает в себя экономическую, демографическую, социальную, национальную, культурную, правовую, экологическую, религиозную и др. Каждый из этих видов имеет подвиды. Например, в экономическую политику входят: структурная, инвестиционная, налоговая, аграрная, финансовая, торговая и т.д. Внешняя политика состоит из торговой, финансовой, кредитной, научно - культурной, военной, экономического сотрудничества и др.

Содержание и направленность политики формируется под воздействием объективных и субъективных факторов. Основными из них являются:

1) материальное общественное производство, которое определяет характер строя, уровень жизни людей;

2) политические режимы, уровень демократизации общественной жизни, степень приобщения масс к политике;

3) духовная культура, влияющая на выбор политических институтов, методов их функционирования, на содержание целей политики;

4) географические, демографические и социально - психологические факторы.

Определение целей политики предполагает их теоретическое обоснование, выработку определённой программы политической деятельности, включающей ближайшие и перспективные цели, средства их достижения, конкретный план действий.

Через политику выражаются наиболее значимые интересы (общие, частные, общечеловеческие, национальные и т.д.). Люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения социального статуса.

Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Политика в таких случаях сама должна быть рациональной (осуществлять обоснованные целесообразные действия, просчитывать возможности реализации своих решений и ожидаемые последствия).

Эффективная политика обеспечивает целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок даже при смене режимов правления.

Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека.

Формирование политики - это сложный и трудоёмкий процесс, составляющими его компонентами являются:

1. Определение приоритетных направлений для данного этапа развития общества. На каждом конкретном историческом отрезке времени часть задач требует их первостепенного решения.

2. Комплексный подход к выработке политических решений. В основе его должны находиться следующие цели: обеспечения гражданам политической свободы, экономического благосостояния и культурного развития.

3. Выбор способов и средств реализации политики. Он зависит от того, какими принципами руководствуются политики в своей деятельности. Отсюда и способы осуществления политики могут быть насильственными (революционными) и политическими. Реализация политики во многом зависит от подбора и расстановки кадров (теоретиков и практиков).

4. Учёт тормозящих и противодействующих тенденций.

5. Политический прогноз. Расчет политических действий на несколько шагов вперёд и возможных последствий от реализации принятых решений. Политика эффективна только в том случае, если практические задачи, выдвигаемые текущем моментом, закладывают видение будущего и поиски решения этих задач так же ведутся с учетом вариантов будущего.

Оценивать результативность политики можно по следующим основаниям:

а) способна ли политика обеспечивать рациональное использование наличного ресурсного, производственного, трудового и интеллектуального потенциалов;

б) в какой мере она активизирует труд, непосредственно выходящий на интересы человека и реально влияющий на уровень и качество удовлетворения потребностей людей;

в) обеспечивается ли соответствие целей и средств их реализации или преобладает «революционная целесообразность»;

г) какова цена политики;

д) степень ответственности политиков за последствия принимаемых решений.

Политика как социальное явление не остается неизменной. Сохраняя свои фундаментальные основы, она усложняется, значение её эффективности, и ответственности постоянно возрастает. Всё это позволяет сделать вывод, что политика сохранится до тех пор, пока будет существовать общество.

2. Роль политики в функционировании и развитии общества.

Важной характерной чертой политики является ее универсальность и всеохватность. Так, политика выступает в качестве всеобщего инструмента социальной организации: она изначально связана с организованной деятельностью людей, функционированием государственных и иных политических институтов, с упорядочением взаимоотношений между участниками общественной жизни. В то же время политика, формирующаяся в пределах политической сферы общества, перерастает ее рамки и пронизывает все иные области жизни, ее поле значительно шире собственно политической сферы.

В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов.

Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.

Это связано со следующими сущностными проявлениями политики:

· политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;

· политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.

Политической может стать любая проблема, порожденная какой-либо общественной сферой. Это значит, что для ее решения недостаточно нравственных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни; придание сколько-нибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы. Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию в политике.

Политическая система - часть политической сферы, интегрированная совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок.

Политическая система оказывает целенаправленное воздействие на развитие общества, всех его сфер, т. е. осуществляет управление им. Суть управления заключается, прежде всего, в определении целей развития общества, каждой из его сфер.

Список использованной литературы:

1. Андреев С.С. Политика как социальное явление// Социально – политические науки. 1991. №4

2. Белов Г.А. Политология. М.: Наука, 1994.

3. Беляев А.А. Политика и её роль в развитии общества // Социально – политические науки. 1991. №9.

4. Краснов Ю.К. , Кривогуз И.М, Неминущих В.П. Основы науки о политике. Ч.1. М.,1993.

5. Основы политологии: Курс лекций / Под общей ред. Иванова С.С – Курск: КГПИ, 1993.