Курсовая работа: Обязанности граждан Республики Молдова
Название: Обязанности граждан Республики Молдова Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа | ||||
Министерство просвещения Республики Молдова Славянский университет Юридический факультет Кафедра публичного права Регистрация № Курсовая работа Обязанности граждан Республики Молдова Выполнил (а) Калоева Мария Ильинична Ф.И.О. Дневное Д/О (З/О) Специальность: «Право» Специализация:
Подпись студента Научный руководитель магистр права,старший препод-ль Научное звание, должность Куницкий К.Ф Ф.И.О Подпись Кишинэу 2010 Содержание Введение Раздел 1 Обязанность как элемент правового статуса 1.1 Основы правового статуса граждан РМ: Понятие и принципы. Раздел 2 Понятия и основные конституционные обязанности граждан. 2.1 Осуществление прав и свобод 2.2 Воинская обязанность 2.3 Участие в финансовых расходах 2.4 Охрана окружающей среды и памятников 2.5 Обязанность как элемент правового статуса иностранцев и лиц без гражданства Заключение Список сносок Библиография Введение Тема обязанностей граждан Республики Молдова (РМ) показалась мне наиболее интересной для написания данной работы и, как потом выяснилось, достаточно сложной, в силу того, что любой нормативный акт отражает права и обязанности населения в целом или отдельных его групп. Также, если правам и свободам граждан в действующей ныне Конституции Республики Молдова (КРМ) и в литературе уделяется большое внимание, то этого нельзя сказать об обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять статей(ст), посвященных обязанностям: - ст. 55-Осуществление прав и свобод; - ст. 56- Преданность стране; - ст. 57- Защита Родины; - ст. 58- Участие в финансовых расходах; - ст. 59- Охрана окружающей среды. Можно сказать, что предоставление всем одних только прав без каких-либо обязанностей означало бы упразднение всякой свободы и демократии, так как свобода одного неизбежно выступает как мера ограничения свободы других, как следствие их обязанностей. Вот почему необходимо глубоко раскрыть обязанности граждан - ибо те широкие права и свободы, которыми они располагают, могут быть успешно реализованы только при выполнении ими своих обязанностей. В данной курсовой работе будут рассмотрены основные обязанности, относящиеся ко всем гражданам РМ, а также обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, которые закреплены в первую очередь в КРМ. Так, как конституционные обязанности гражданина – это выражение в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории. К этому определению, соответственно, относятся граждане, так и не граждане данного государства. При рассмотрении данного вопроса нельзя не отметить, что соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. К сожалению, некоторые инциденты, происходящие последнее время нам ещё раз доказывают несостоятельность властей осуществлять, управление, используя демократические методы. Хотя, я думаю, что граждане РМ с удовольствием бы посодействовали властям в нормализации управленческой деятельности. Для этого прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то есть необходимо повышать свою правовую культуру,что гражданам по силу. Данная курсовая работа состоит из двух разделов, каждый из которых раскрывает тот или иной вопрос, относящийся к выбранной мной теме. Задачей данной курсовой работы в полной мере раскрыть тему обязанности граждан. Раздел 1Обязанность как элемент правового статуса 1.1 Основы правового статуса гражданина Республики Молдова: понятие и принципы Правовой статус уравнивает людей в их правовых возможностях путем установления общих для всех пределов возможного и должного, что отнюдь не нарушается наличием внутри правового статуса норм, рассчитанных на определенные социальные группы. Он характеризуется не только юридическим, но и политическим аспектом. В этом смысле в конституциях многих стран мира проводятся различия между статусом человека и статусом гражданина. Правовой статус отражает отношения личности, общества и государства и включает 4 элемента: · права личности · обязанности личности · свободы личности · юридическая ответственность, которая состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия. В науке и на практике называют 3 вида правового статуса: 1. Общий правовой статус, он закреплён в КРМ, является одинаковым для всех граждан, его составляют права, свободы, обязанности предоставляемые государством каждому гражданину. 2. Специальный статус. Им обладает отдельная категория граждан, он отражает особенности правового положения этих граждан (статус судьи, пенсионера). Он характеризуется тем, что лица, обладающие им имеют дополнительные льготы предусмотренные государством. 3. Индивидуальный статус. Им обладает каждый гражданин, конкретное лицо, он зависит от пола, возраста, семейного положения, местожительства. Этот статус динамичен, может изменяться вместе с происходящим в жизни лица, переменами. Правовой статус гражданина раскрывает правовые возможности субъекта права в экономической, политической, культурной, семейной и иных сферах жизни. Он возникает с момента его рождения и прекращается с наступлением смерти.[1] Под правовым статусом гражданина понимается совокупность его прав, свобод и обязанностей. Особое значение имеют конституционно закреплённые права, свободы и обязанности. Они зависят от многих правовых факторов, они закрепляются и конкретизируются в законах, относящихся к различным отраслям права. Правовой статус гражданина прослеживается как многоплановое политико-правовое явление с приоритетным конституционным выражением и закреплением, без чего невозможно обеспечить полное и четкое урегулирование правового положения личности, гражданина в различных сферах общественной жизни. В КРМ, законе «о гражданстве РМ» и законе «о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РМ», других нормативных актах конституционно-правовой статус граждан содержит наиболее существенные исходные начала, определяющие положение гражданина в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений. Принципы правового статуса гражданина - признаваемые и охраняемые государством и правом начала, исходя из которых используются права и свободы гражданина, исполняются его обязанности. В настоящее время в РМ правовой статус личности строится исходя из следующих принципов : - Принцип соответствия основ правового статуса человека и гражданина РМ общепризнанным принципам и нормам международного права. Ст. 4 КРМ гласит, что конституционные положения о правах и свободах человека толкуются и применяются в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими договорами, одной из сторон которых является РМ. - Принцип равенства прав, свобод и обязанностей граждан. Ст. 16 КРМ закрепила положение о равенстве всех граждан перед законом и властями, независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения. - Принцип единства прав и обязанностей граждан РМ, который выражается в том, что многие права воплощают в себе и обязанности, одни в правовом аспекте, другие – в форме общественного долга. Так, п. 5 ст. 46 Конституции гласит, что право частной собственности обязывает к соблюдению требований защиты окружающей среды и обеспечению добрососедства, а так же к соблюдению других требований, которые согласно закону возлагаются на собственника.[2] - Принцип обеспечения прав и свобод надежными гарантиями. Гарантии прав и свобод человека и гражданина - условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса гражданина, КРМ и законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в КРМ. Государство в соответствии с ней не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Исходя из всего изложенного, можно сказать, что на основе закреплённого в законодательстве правового статуса гражданина, он складывается у конкретного лица и не неодинаков. Правовой статус зависит от того, участниками каких конкретно правоотношений он является. В связи с различным семейным положением, возрастом, трудовой или иной деятельностью каждый человек имеет конкретный персональный правовой статус, который может изменяться в зависимости от изменения реального положения, а именно поступлением на работу, выходом замуж, переходом на пенсию и т.д. Раздел 2 Понятия и основные конституционные обязанности граждан 2.1 Осуществление прав и свобод Права и свободы занимают ведущее место, наиболее важны для личности и общества, выражают демократическую сущность государства, обеспечивают его жизнедеятельность в политической, экономической, духовной сфере. Эти права носят изначальный, а не производный характер, неотчуждаемы и принадлежат всем в равной мере с рождения. Они составляют ядро правового статуса личности, основу всех других прав, закрепляемых другими отраслями права. Только конституционные права и свободы имеют такой всеобъемлющий адрес – как каждый человек и гражданин, или каждый гражданин. 1. Личные права и свободы граждан. Личные конституционно-правовые права являются наиболее важными, социально значимыми. Объектом личных прав являются такие блага, которые нераздельно связаны с личностью. Исходная концепция КРМ – приоритет прав личности над интересами общества и государства. Ст. 1 Конституции провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и гарантируются. К личным правам и свободам граждан в РМ относятся: - право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность (ст. 24); - право на свободу и личную неприкосновенность (ст.25); - право на свободу передвижения (ст. 27); - право на выбор места пребывания и жительства (ст.27); - право на неприкосновенность частной жизни (ст.28); - право на неприкосновенность жилища (ст.29); - тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных и иных сообщений (ст.30); - свобода совести (ст.31); - свобода мысли, мнений и выражений (ст.32); - свобода художественного и научного творчества (ст.33); - право на благоприятную окружающую среду (ст.37); - право на пользование родным языком и на выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества (ст. ст. 10,13). Государство гарантирует человеку его физическую и психическую неприкосновенность. Игнорирование этого представляет барьеры на пути развития личности, формирования его творческих, интеллектуальных способностей, что в конечном итоге отрицательно сказывается на всем обществе. Ст. 24 Конституции устанавливает, что никто не может подвергаться пыткам, жестокому и бесчеловечному либо унижающему его достоинство наказанию и обращению. Даже применяемые меры наказания не должны сопровождаться унижением достоинства человека. Это право свойственно каждому цивилизованному обществу. Право на жизнь является естественным неотъемлемым правом человека. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Обязанность государства защищать жизнь человека. Каждый также имеет право защищать свою жизнь, здоровье, жизнь и здоровье других лиц (т.н. необходимая оборона и крайняя необходимость) от противоправных посягательств. В практическом отношении право на жизнь призвано активизировать действия всех государственных структур, общества и отдельных граждан на обеспечение безопасной социальной и природной среды обитания, жизненных условий. На обеспечение данного права должна быть направлена политика государства об отказе от войны, эффективная борьба с преступлениями против личности, отказ от применения смертной казни. Ст. 25 Конституции закрепляет право на свободу и личную неприкосновенность. Неприкосновенность человека – это его личная воля распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. Ограничения допустимы лишь в связи с совершением наказуемых противоправных деяний или изолированием от общества в случае заболевания, представляющего опасность для окружающих. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу, принудительным мерам медицинского характера кроме как на основании решения суда, вынесенного в строгом соответствии с предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством процедурой. Ст. 27 провозглашает право на свободу передвижения. В соответствии с этим правом каждый, кто находится на территории РМ может свободно передвигаться по территории, выбывать за пределы республики, эмигрировать из нее, беспрепятственно возвращаться. Тесно связанным с этим правом является право на выбор места пребывания и места жительства. Особую значимость это право приобретает в современных условиях, когда жизненные условия, усилившаяся миграция требуют мобильности, оперативного и свободного передвижения. Ограничения могут быть связаны лишь с объективными причинами (например, запрет въезда в зоны экологического бедствия, территории, на которых введено чрезвычайное положение, зоны эпидемий, пограничные зоны, закрытые военные городки). Важной сферой личных прав и свобод является свобода совести, свобода мнений и выражения, свобода творчества. Свобода совести предполагает терпимость ко всевозможным видам религии, выбору вероисповедания, отправлению религиозных культов. Государство отделяет себя от религии, оставляя данную сферу за пределами своей власти и возможности применения, государственных мер принуждения в связи с религиозными или атеистическими воззрениями людей. Какая-либо дискриминация в связи с отношением к религии, а также разжигание религиозной вражды караются по закону. Свобода мысли – это, прежде всего свобода от любого идеологического контроля, когда человек сам решает, о чем и как ему думать, каких духовных ценностей придерживаться. Каждому гарантируется свобода публичного выражения своих мыслей и мнений посредством слова, изображения, другими способами. Тесно связанным с этими предписаниями является и свобода творчества. Творчество не подвергается цензуре. Государство способствует охране результатов творческой деятельности человека, сохранению, развитию и распространению достижений мировой и национальной культуры. 2. Политические права и свободы. Национальный суверенитет РМ принадлежит народу РМ, осуществляющему его непосредственно или через свои представительные органы. Данное конституционное положение определяет природу политических прав граждан. Политические права граждан дают их носителям возможность беспрепятственно участвовать в политической жизни страны, активно отстаивать свои убеждения, бороться против злоупотреблений должностными лицами властью. Особенностью политических прав и свобод является то, что они принадлежат только гражданам государства. К конституционно закрепленным политическим правам и свободам в РМ относят: - право избирать и быть избранным (ст.38); - право на управление (ст.39); - свобода собраний (ст.40); - право на объединение (ст.41); - свобода партий и других общественно-политических объединений (ст.41); - право на подачу петиций (ст.52); - право лица, ущемленного властью на возмещение причиненного вреда (ст.53); - свобода слова, печати, информации (ст. 32, ст. 34). Ст. 40 провозглашает свободу собраний и манифестаций. Означают форму выражения своих взглядов, убеждений, намерений по общественно значимым вопросам. Митинги, демонстрации, манифестации, шествия или любые другие собрания в закрытых или открытых помещениях могут организовываться и проводиться только мирно, без насилия, призывов к национальной, расовой, религиозной или иной вражде и розни. Важной гарантией политических прав и свобод является свобода информации (ст34). Право лица на доступ к информации по поводу общественных и личных дел не может быть ограничено и должно обеспечиваться соответствующими ответственными государственными органами и должностными лицами. Государство гарантирует также свободу печати, запрет цензуры, возможность создавать печатные органы, издавать и распространять печатную продукцию в установленном законом порядке. Весь перечень провозглашаемых КРМ прав и свобод обеспечены рядом государственных гарантий. Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Конституционные права и свободы предоставляются гражданам на равном основании, независимо от пола, расы, национальности, религии, служебного и материального положения. Они носят стабильный характер. 2.2 Воинская обязанность Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами РМ обязанности по защите Родины установленной в статье 57 КРМ и преданность стране, установленной в ст. 56 КРМ. Целью воинской обязанности является обеспечение воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развёртывания, в период военного положения и в военное время. Обязательная подготовка к военной службе как форма исполнения воинской обязанности введена в целях улучшения подготовки граждан к военной службе и овладению ими военно-учетными специальностями. Призыв на военную службу - одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности - является одним из способов комплектования, т.е. привлечения граждан РМ на военную службу. Прохождение военной службы по призыву является наиболее активной формой исполнения воинской обязанности гражданами РМ. Пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются формами исполнения гражданами воинской обязанности. Для обеспечения национальной обороны, охраны границ, поддержания правопорядка осуществляется формирование военного контингента срочной, сверхсрочной и контрактной службы, а так же резервистов. В соответствии со ст.56 Конституции «военнослужащие несут ответственность за честно исполнение своих обязанностей и приносят присягу».[1] Необходимо сказать, что законодательством предусмотрена альтернативная гражданская защита, вместо военной, по причине пацифистских убеждений и тех граждана, убеждения которых не позволяют нести военную службу. Альтернативная служба во многих странах - это обязательная служба по выполнению оборонных гражданских обязанностей в общественных учреждениях, перечень которых устанавливается законами или постановлениями. В нашей стране альтернативная служба предоставляется тем, кто не может нести военную службу по вероисповеданию. Правда, такого закона пока еще к сожалению нет, но думается, что под альтернативной службой можно понимать работу граждан, например, в больницах, на "скорой помощи", естественно, после соответствующей подготовки, а также , к примеру, работа в оборонной промышленности, если он является специалистом в данной области. Отсрочка от призыва не освобождает гражданина от исполнения воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву, а только откладывает их реализацию на более поздний срок. В тоже время гражданин получивший отсрочку от призыва, продолжает нести воинскую обязанность в такой её форме, как воинский учёт. В ст. 57 КРМ закреплены долг и обязанность гражданина РМ по защите Родины. Термин «долг» и «обязанность» являются близкими по значению. Первый из них обозначает, что требования конституции носят не только юридический, но и нравственный характер, т. е подчёркивается моральная обязанность перед Родина, перед народом, пред своими близкими. В термин «обязанность» вкладывается юридический смысл, обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности за её исполнение или ненадлежащее исполнение. Уголовное законодательство строго карает за измену Родины. Ст.337(1) Уголовного кодекса Республики Молдова (УК РМ) говорится, что измена Родине, т. е деяние, умышленно совершённое гражданами РМ в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности РМ путём перехода на сторону врага, шпионаже, выдаче государственной тайны иностранному государству в проведении враждебной деятельности против РМ, наказывается лишением свободы на срок от 16 до 25 лет или пожизненным заключением. [2] Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что граждане РМ обязаны нести военную службу в обязательном порядке. Но необходимо сказать, что законодательством предусмотрена альтернативная гражданская защита, по причине пацифистских убеждений и тех граждана, убеждения которых не позволяют нести военную службу. Так же гражданин РМ обязан защищать свою Родину и ни в коем случае не предавать её так, как уголовное законодательство строго карает за измену Родины. Что же касается этой обязанности в целом, то на мой взгляд она требует изменения. Военная служба должна осуществляться только профессиональными военными так как в современной армии по моему мнению невозможно стать хорошим специалистом за те сроки, которые существуют. В армию должны идти только те, кто действительно хочет служить Родине. Также военнослужащим нужно платить хорошую зарплату, чтобы на службе они думали о службе, а не о том как и чем им накормить семью. В конце концов профессиональная армия хоть и тяжелая с экономической точки зрения вещь для государства, но крайне выгодная так как повышается боеспособность армии, а это приведет и к укреплению мощи нашего государства и потом на армии экономить нельзя, так как это может обернуться против государства. 2.3.Участие в финансовых расходах Статья 58 КРМ гласит, что граждане обязаны участвовать в общественных расходах посредством уплаты налогов и сборов. Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Права человека неотделимы от его обязанностей. В КРМ введена норма об обязанности каждого платить налоги. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Молдове правами и несут обязанности на равне с гражданами РМ.Это положение соответствует ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, которая признает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, а также принципам Декларации прав и свобод человека и гражданина.[3] Обязанность платить налоги установлена самой Конституцией, следовательно, гражданину необходимо найти средства для погашения установленных законодательством налогов. На граждан возлагается налог, представляющий собой обязательный безвозмездный взнос денежных средств органам государства или местного самоуправления в законодательно установленных размерах и в заранее указанные сроки. Во всех странах налоги являются мощным инструментом государственного регулирования экономики. Самым массовым налогом является подоходный налог. Он используется, как и все налоги и сборы, в качестве источника формирования бюджета, а также регулятора доходов разных социальных групп. Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции - фискальную и регулирующую. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зарубежных странах получила развитие в годы после второй мировой войны. Все налоги делятся на прямые и косвенные. Косвенные налоги - это налоги взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других. В нашей стране государство совершенствует правовое регулирование прав и обязанностей личности как налогоплательщика. Налоговым Кодексом РМ (НКРМ) определена налоговая система. Так, налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам отчеты, документы, сведения, выполнять требования налоговых органов и др. Обязанность по уплате налога прекращается, как правило, уплатой налога. Граждане платят разнообразные налоги и сборы в зависимости от размеров получаемых доходов, наличия у них в собственности земли, строений, совершения сделок и др. Согласно ст. 171 НК РМ погашение налогов путём уплаты осуществляется в национальной валюте. Уплата может производиться прямым платежом или путём удержания источника выплаты. Прямой платёж осуществляется безналичным путём (в том числе с использованием банковских карточек) или наличными денежными средствами. Уплата налогов обеспечивается рядом государственных органов. К ним относятся Министерство финансов Республики Молдова, Государственная налоговая служба Республики Молдова. Их деятельность направлена на своевременное и правильное взыскание налогов, неналоговых платежей и сборов. Обеспечению законности содействуют судебные органы. В стране действует судебный порядок принудительного взыскания налогов с физических лиц. Согласно ст.193 НК РМ условия принудительного исполнения налогового обязательства является: a) наличие недоимки с учётом положения ст. 252 НК РМ b) неистечение сроков давности, установленных настоящим кодексом c) необжалование факта существующие недоимки и \ или её размера в случаях предусмотренных пунктами с) и d) ч.1 ст.194 d) ненахождение налогоплательщика в процессе ликвидации (роспуска) или применения способов преодоления несостоятельности в соответствии с законом. За уклонение от налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут административную ответственность ( уплата штрафов).[4] Но у налогоплательщика есть и ряд установленных законом льгот, он имеет право знакомиться с материалами проверок, производимыми налоговыми органами, обжаловать их решения и пользоваться другими правами, установленными законодательными актами. Как государство взимает налоги - это признак степени развитости государства. Установление налогов - дело не только правителя, но еще и самого народа. В целом же можно сказать, что уплата налогов и сборов обязанность нужная, потому что они, в конечном счете, возвращаются населению в виде бесплатного образования, бесплатного здравоохранения, материальной помощи и других видов социальной помощи, в частности инвалидам, детям, студентам, многодетным и другим категориям граждан. Доходы от взымания налогов направляются на обеспечение потребностей государственного бюджета, бюджетов субъектов государства и местного самоуправления. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. 2.4. Охрана окружающей среды и памятников В статье 59 КРМ сформулирована обязанность, которая касается не только граждан нашей страны, но и всего мира, потому что от этого зависит будущее всех. В этой статье говорится о том, что каждый обязан охранять окружающую среду и памятникам, бережно относиться к природным богатствам. В современном мире, когда развивается быстрыми темпами техника, люди подчас бездумно губят леса, реки, озера, не думая о последствиях. Делают свое черное дело и техногенные катастрофы (например взрыв реактора на Чернобыльской АЭС) и природные. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей. Поэтому неслучайно место данной обязанности в Конституции. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Согласно КРМ охрана окружающей среды, сохранение и охрана памятников истории и культуры являются обязанностью каждого гражданина". . Конституционная обязанность граждан - охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствами памятникам конкретизируется в нескольких законах. Так, в Законе РМ «об охране окружающей среды», закреплена обязанность граждан соблюдать требования природоохранного законодательства. А в Законе РМ «об охране памятников» установлена охрана, защита памятников находящихся на территории РМ. Согласно Закону РМ «об охране памятников» говорится, что памятники - это объекты или комплексы объектов, имеющие историческую, художественную или научную ценность, являющиеся свидетельством развития цивилизации на территории Республики, а также духовного, политического, экономического и социального развития и зарегистрированные в Перечне памятников РМ, охраняемых государством. И, что все памятники, расположение на территории РМ, являются частью ее культурного и природного достояния и охраняются государством. Так, собственники или обладатели земельных участков, на которых находятся исторические памятники, обязаны предоставлять их в распоряжения учёных для проведения исследований. Ещё, граждане причинившие ущёрб памятнику или его защитной зоне, обязаны привести в первоначальное состояние, а при невозможности это сделать – возместить ущёрб в установленном законном порядке. Все обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Природопользователи обеспечивают соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.[5] Предусмотренные в ст. 58 КРМ обязанности развиваются и конкретизируются в природоресурсном законодательстве. В соответствии со ст. 28-29 Земельного кодекса РМ собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны: - использовать землю согласно условиям ее предоставления; - распоряжаться полученной продукцией; - использовать в установленном законом порядке полезные ископаемые, леса, воды и другие богатства земли; - получать компенсацию затрат на улучшение земель в случае прекращения права владения или пользования землей. Обладатели земли обязаны: - использовать землю в соответствии с ее назначением; - соблюдать согласно агротехническим рекомендациям условия эксплуатации земли, структуры севооборотов, не допускать сверхнормативного применения химикатов и препаратов фитосанитарии; - вовремя вносить земельный налог и другие платежи за использование земли; - принимать меры по предупреждению и борьбе с эрозией, с уплотнением почвы, с оползнями, образованием солончаков или вторичным заилением, обеспечить как получение необходимой качественной продукции, так и защиту и улучшение плодородия почвы; - уважать права других обладателей земли; - сохранять межевые знаки и имеющиеся на земельном участке пункты государственной геодезической сети; - соблюдать проект организации территории; - своевременно представлять в органы местного публичного управления установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель.[6] В ст. 37 Водного кодекса РМ предусматриваются обязанности водопользователей: Водопользователи обязаны: a) рационально использовать водные ресурсы, экономно расходовать воду, принимать меры по восстановлению и улучшению ее качества; b) не допускать сброса в водные объекты сточных вод с содержанием заг- рязняющих веществ выше предельно допустимых концентраций; c) предупреждать загрязнение, засорение и истощение водных объектов; d) не допускать нарушения прав, предоставленных другим водопользовате- лям, и не причинять ущерб хозяйственным природным объектам (землям, лесам, фауне, полезным ископаемым и др.); e) обеспечивать нормативную очистку сточных вод; f) содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства, влияющие на состояние вод, улучшать их эксплуатационные параметры, вести в установленном порядке учет количества и качества вод.[7] - В ст.30 Лесного кодекса Республики Молдова предусматриваются следующие специфические обязанности пользователей животным миром: - осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром; применять при пользовании животным миром гуманные способы; - применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира; - оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.[8] Таким образом, в разных сферах природопользования обязанности природопользователей урегулированы с разной степенью детализации и конкретизации. От их соблюдения во многом зависит состояние обеспечения природопользования и соответствующих экологических прав. 2.5. Обязанность как элемент правового статуса иностранцев и лиц без гражданства Ст.19 КРМ устанавливает национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства в РМ. Так, ч. 1 гласит «Иностранные граждане, и лица без гражданства имеют те же права и обязанности, что и граждане РМ, с изъятиями, установленными законом». Аналогичные правовые предписания находятся в ст. 5 Закона РМ «о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова». Пользование иностранными гражданами и лицами без гражданства правами и свободами не должно наносить ущерба интересам государства, правам и законным интересам граждан РМ и других лиц. В случае, если иностранное государство устанавливает ограничения прав и свобод для граждан Республики Молдова, Правительство имеет право установить ответные ограничения для граждан данного государства.Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РМ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.Лица, не являющиеся гражданами РМ и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства, признаются лицами без гражданства .Основные обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства:Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать Конституцию и другие законы РМ. С иностранных граждан и лиц без гражданства взимаются налоги, пошлины, сборы и другие платежи на общих основаниях с гражданами РМ, если иное не предусмотрено межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является РМ. Данные лица не могут избираться и быть избранными в законодательные, исполнительные и другие выборные органы, а также принимать участие во всенародном голосовании, не могут быть членами партий и других общественно-политических организаций, проходить военную службу в Вооруженных силах РМ. Иностранные граждане и лица без гражданства, принятые в учебные заведения, имеют права и обязанности в соответствии с действующим законодательством и правилами, установленными данными учебными заведениями. Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны пройти медицинское обследование с целью выявления заражения ВИЧ-инфекцией или заболевания СПИДом.Иностранные граждане и лица без гражданства за нарушение действующего законодательства несут уголовную и административную ответственность, также им может быть сокращен срок пребывания в Республике. Однако данные граждане и лица могут быть выданы другому государству только на основании международного соглашения, на условиях взаимности или по решению судебной инстанции. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть высланы в страну, в отношении которой имеются доказательства того, что они в ней преследуются по мотивам расовой, национальной, религиозной принадлежности, по политическим убеждениям либо подвергаются бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, пыткам или смертной казни.Из всего написанного следует вывод, что возлагаемые на иностранных граждан и лиц без гражданства обязанностей устанавливаются национальным законодательством.Заключение Завершая данную курсовую, нужно отметить, что КРМ является конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Время, которое мы прожили с Конституцией 1994г., показало, что многие ее положения остались декларативными, требующими конкретизации в законодательных актах. Зачастую получается, что реальная жизнь вступает в противоречие с «буквой закона». Именно в таких случаях, когда возникают так называемые пробелы в праве, требуется обращение к положениям Конституции. И так, исходя из всех обязанностей граждан РМ в КРМ 1994 года можно сделать вывод, что в целом конституционные обязанности гражданина составляют существенную часть Конституции. Обязанности – это мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. Единство прав и обязанностей в нашем обществе является важнейшим принципом, выражающим гармоническое сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства. Тезис о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», получает в данной курсовой работе получает реальное воплощение. При этом обязанности носят реальный характер и коренным образом отличаются от тех обязанностей, которые декларативно провозглашаются в Конституциях социалистических стран, где государство - чужая для них сила, сила, служащая интересам одной лишь, господствующей во всех сферах общественной жизни партии. Конституционные обязанности гражданина – это выражение в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории. К этому определению, соответственно, относятся как граждане, так и не граждане данного государства. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельности общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность установленную законом. Итак, конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса гражданина – это закреплённое конституционными нормами обязательное поведение гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнения предписанных Конституцией правил. Иными словами обязанности можно определить как конкретную ( нормированную) форму выражения ответственности. Будучи предписаниями о должном, они представляют собой чётко зафиксированный в законодательном порядке реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Этот реестр выражает минимум, а не максимум, так как законом нельзя охватить всего содержания и всех форм проявления ответственности. В данной курсовой работе были описаны обязанности граждан. Так, как эти обязанности закреплены к КРМ. Основными обязанностями граждан являются: преданность стране; защита Родины; участие в финансовых расходах; охрана окружающей среды и памятников, обязанность иностранцев и лиц без гражданства. На мой взгляд, каждую из них можно назвать элементарной. Ведь без каждой них немыслима нормальная жизнь общества. Так, например, обязанность охранять окружающую среду и памятники, можно считать элементарной уже лишь потому, что охрана окружающей среды как ничто другое влияет на нашу жизнь, и от того насколько добросовестно будет выполняться нами эта обязанность, зависит вся наша жизнь, как общественная, так и биологическая. Или обязанность защищать Родину тоже не стоит отделять так, как тоже немаловажна для общества. Я считаю, что на данном этапе, к сожалению, очень мало внимания уделяется Конституционным обязанностям, правам и свободам, как впрочем и самой Конституции. К сожалению, сейчас редко вспоминают на практике о некоторых обязанностях, правах и свободах, закреплённых в КРМ. Думаю, что предстоит ещё многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамочных норм Конституции более конкретными законодательным содержанием. Потребуются ещё годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с КРМ. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений КРМ вообще не может вступить в силу. Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы судебная практика «достроила» тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни. Исходя из всего приведенного, становится ясно, что наша Республика смогла перенять принцип преемственности демократических ценностей и идеалов. Остаётся только надеяться на эффективность их применения на правовом пространстве Молдовы. И подводя конкретные итоги данной работы, можно отметить тот факт, что обязанности всегда сложнее выполнять, нежели пользоваться правами. Поэтому за неисполнение обязанностей, как правило, устанавливается юридическая ответственность. Обязанности существуют, и будут существовать, пока существуют права, и не стоит забывать об этом. Сегодня многие кричат о своих правах, забывая при этом нести законные обязанности. Думаю, что неисполнение обязанностей - это такое же грубое нарушение, как и ущемление прав.Так, построение демократического государства и гражданского общества немыслимо без соблюдения всеми субъектами, в особенности государством, своих обязанностей. И что касается государства, то ситуация здесь более сложная, поскольку государство является одновременно и носителем многих обязанностей, и в то же время само же государство призвано применять санкции за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Возникает проблема произвола. Подобная проблема легко решаема в странах развитой демократии, в которых отработан механизм разделения властей, где суд независим и полномочен. Одним словом, можно долго рассуждать об этой универсальной категории - «обязанности». Она столь же всеобъемлюща, как и категории «право», они различаются лишь механизмом их реализации.От сюда можно сделать следующий вывод. Совершенно логичной и понятной выглядит характеристика исполнения обязанности. Исполнение субъективной обязанности - это воздержание от запрещенных действий либо осуществление обязанным субъектом действий, которые составляют ее содержание. Список сносок Список к разделу 1 [1 ] Васильев А.В « Теория права и государства» Москва; учебник, изд. «Флинт» 2008г. Гл.XXIV п.3 С.382-383 [2 ] Конституция Республики Молдова 29 июля 1994 года: Раздел I ст.4; Раздел II ст. 16, 45. Список к разделу 2 [1 ] Конституция Республики Молдова 29 июля 1994г: Раздел II ст.57 [2 ] Уголовный Кодекс РМ от. 18.04.2002, Monitorul Oficial №128-129/1012 от 13.09.2002 [3 ] Всеобщая декларация прав человека 1948г. [4 ] Налоговый кодекс Республики Молдова Nr.1163-XIII от 24.04. Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 62 от 18.09.1997 ст.171; 252. [5 ] Закон Республики Молдова об охране окружающей среды; Опубликован: 01.10.1993 в Monitorul Oficial Nr. 10 статья №: 283 Дата вступления в силу: 01.10.1993; Глава IV ст.31 [6 ] Земельный кодекс Республики Молдова Nr.828-XII от 25.12.91; Глава IV ст.28-29 [7 ] Водный кодекс Республики Молдова Nr.1532 от 22.06.93 Монитор N 10, 1993 Гл.IXст.37 [8] Лесной Кодекс Республики Молдова Nr.887 от 21.06.9 Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 4-5 от 16.01.1997; Гл.V ст.30 Библиография Нормативно-правовые акты: 1. Всеобщая декларация прав человека 1948г. 2. Конституция Республики Молдова 29 июля 1994г. 3. Закон Республики Молдова об охране окружающей среды; опубликован 01.10.1993 в Monitorul Parlamentului Nr. 10 статья № 283. Дата вступления в силу : 01.10.1993г. 4. Закон РМ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова. Опубликован : 29.12.1994 в Monitorul Oficial Nr. 20 статья № 234.Дата вступления в силу 03.12.1999г. 5. Земельный кодекс РМ № 828-XII от 25.12.1991 г. Monitorul Oficial N 107 от 04.09.2001г. 6. Закон об охране памятников; №1530 от 22.06.1993г. Monitorul Oficial № 001 от 30.02.1994г 7. Водный кодекс РМ Nr.1532 от 22.06.93 Монитор N 10, 1993г. 8. Закон РМ о гражданской защите; опубликован: 29.12.1994 в Monitorul Oficial Nr. 20 статья № 231. Дата вступления в силу 29.12.1994г. 9. Лесной Кодекс РМ Nr.887 от 21.06.96; Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 4-5 от 16.01.1997г. 10. Налоговый кодекс Республики Молдова Nr.1163-XIII от 24.04.97; Monitorul Oficial N 102-103 от 23.08.2001г. 11. Закон о гражданстве РМ №1024-XIV от 2.06.2000 Monitorul Oficial №99-101 от. 10.08.2000г. 12. Закон РМ о подготовке граждан к защите Родины от 18 июля 2002 года N1245-XV; (по состоянию на 2 октября 2008 года). 13. Конституция Болгарии принятая Великим Народным Собранием 12 июля 1991г. Использованные источники 1. «Конституционное право зарубежных стран. Общая часть». Под ред. Б. А. Страшуна – М., «Бек» 2000г. 2. Васильев А.В «Теория права и государства» Москва, издательство «Флинта» 2008г. 3. Иванов В.М «Конституционное право Республики Молдова» Кишинев 2000г. 4. Козлов Е. И, О. Е Кутафин. Конституционное право российской федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995 г. 5. http://www.lex.justicie.md 6. http://www.presedinte.md 7. http://www.lex.md 8. http://www.constcourt.md 9. http://www.gov.md |