Реферат: Исторический опыт защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Название: Исторический опыт защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВОЛГОДОНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ЮФУ

Кафедра социологии и социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Исторический опыт защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот»

по дисциплине: История социальной работы

Выполнил:

студент 2 курса

очного отделения

Н. Л. Алексеева

Научный руководитель:

старший преподаватель

Е.А. Шлякова

Волгодонск

2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Досоветский период в становлении отечественной защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

1.1 Архаический и период церковно-монастырский период в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

1.2 Период с XV по XVIII век в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

1.3 Становление защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот с петровского периода до 1917 года.

Глава 2. Советский период в становлении отечественной защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

2.1 Период до Великой Отечественной Войны в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

2.2 Военный период в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

2.3 Послевоенный период в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Глава 3. Постсоветский период в становлении отечественной защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Детскую беспризорность и безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого государства на любой стадии его развития напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы[1] . Причины его возникновения и распространения кроются как в правовых и социально-политических аспектах функционирования государства, так и в национальных семейных традициях, в степени развития общественной морали, а также социальной защищенности института семьи и каждого отдельного гражданина государства. Сегодня это явление требует глубокого изучения со стороны различных областей: педагогики, психологии, правоведения, юриспруденции и социологии. При решении рассматриваемой проблемы специалисту по социальной работе также необходимо обобщенное знание исторического опыта в указанной области. Этим обстоятельством и обусловлена актуальность выбранной нами темы исследования: «исторический опыт защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот».

Объект курсовой работы - рассмотрение и изучение опыта оказания защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот.

Предмет – становление и развитие отечественного опыта защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот в досоветский, советский и постсоветский периоды.

Целью настоящей работы является анализ формирования, становления и развития защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение терминам «беспризорность» и «сиротство»;

- рассмотреть явление детской беспризорности и безнадзорности в историческом аспекте,

- охарактеризовать состояние детской беспризорности в России на текущий момент и обозначить основные причины ее возникновения.

Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка литературы (18 источников).


Глава 1. Досоветский период в становлении отечественной защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Первое наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными»[2] .

Вот термин, который представлен в Википедии:

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель[3] .

Впервые в законодательстве определения понятия «беспризорность» введены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилак­тики безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних»[4] . В ст. 1 «Основные понятия» дано следующее определение:

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

1.1 Архаический и период церковно-монастырский период в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Детская беспризорность и сиротство как явление берет свое начало со времени образования семьи как ячейки общества. В дохристианской Руси в родовой общине сла­вян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром». На Руси призрение детей - сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь.

С принятием христианства (988 год) связывают начало государственной политики заботы о детях. Статья 99 Русской Правды вменяла в обязанности опекунам «печаловаться» о сиротах. Термин «печаловаться» означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто «не дюже ся будут (т.е. не смогут) сами собою печаловаться»[5] .

Начинает приобретать все большее распространение христианская семейная мораль. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов.

Великий князь Владимир I поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства. Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах. В своей Духовной Детям он завещал защищать сироту и призывал: «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите сироту».

В те далекие времена, когда еще не существовало единого государства Российского, призрение детей-сирот было частным делом князей, либо возлагалось княжеским государством на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция. Поговорка того времени гласит: «Не постись, не молись, а призри сироту».

Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как искусственное «сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи, совершалось в России издревле, то есть и в пору язычества.

Таким образом, явление сиротства существовало и в те времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили «и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи». После крещения на Руси (988 год) церковь постепенно начинает брать на себя то, что раньше регулировалось обычным правом и вместе с тем происходит становление государственной политики заботы о детях. Развивается такая форма помощи осиротевшему ребенку как его усыновления или передача на опеку.

1.2 Период с XV до XVIII в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Собственно государственная политика призрения детей-сирот начинается, по мнению исследователей, со времен царствования Ивана Грозного, когда появились первые сиротски­е дома, которыми ведал Патриарший приказ. В его царствование в круг задач государственного правления, осуществляемого с помощью приказов, входило и призрение бедных и страждущих, куда входили и дети-сироты. В XVI в. Стоглавым собором каждой церкви было опреде­лено открывать училище «для наставления детей грамоте», а для «сирых и немощных» создавать при церкви богадельни. В начале XVII века в трудное и «смутное» время особенно заботился о вдовах и сиротах без различия их подданства и вероисповедания Борис Годунов. Он «не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным». В Москву повалил нуждающийся и не нуждающийся народ. Зло увеличилось еще от недобросовестности приказных, раздававших деньги не действительно нуждающимся, а своим родным и знакомым. Предпринятые Борисом Годуновым меры экономического порядка включали в себя и бесплатную передачу бедным, вдовам, сиротам привезенного из отдаленных районов большого количества хлеба. Чрезвычайные меры по оказанию помощи населению, в том числе и детскому, страдающему от голода, предпринимал и Василий Шуйский.

Таким образом, «принципиально помощь бедным считалась делом не одних только частных лиц, но и правительственной власти».

1.3 Становление защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот с петровского периода до 1917 года.

Дальнейшее развитие государственная систе­ма призрения получила при Петре I. Нововведением Петра I было признание обязанностей государства по отношению к призрению нуждающихся: солдат, детей, больных, дряхлых. Средства предполагалось брать из монастырей, а также «у всяких чинов вычитать на каждый год от каждого рубля по копейке и деньги отдавать определенным из военной коллегии комиссарам». Петр I признавал за государством право создавать обязательные нормы в области призрения и требовать их выполнения. По требованию властей призрение детей должны были взять на себя местные органы (городские монастыри и селения), монастыри также должны были принимать участие в призрении детей. Один из первых в России круп­ных сиротских государственных домов был пост­роен в 1706 г. новгородским митрополитом Ио­ной при Холмово-Успенском монастыре. «Си­ротским монастырям» было приказано обучать детей грамоте, а также создавать школы, где учить сирот арифметике и геометрии.

Вопрос о подкидышах - тайных и явных - Петр I разрешил в пользу самого гуманного - тайного приноса и требовал, чтобы матери незаконных детей «не забрасывали, не отметывали их в непристойные места», а приносили к «госпиталям и клали тайно в окно, дабы приносимых лица не было видно».

В июне 1718 г. Петр 1 издает указ, по которому было велено «малолетних и нищих ребят, бив батоги, по­сылать на суконный двор и к прочим мануфакту­рам». Поскольку богадельни и госпитали были пе­реполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а мальчиков 10 лет и старше - в матросы.

Дальнейшее развитие система призрения по­лучила при Екатерине II. Под патронажем импе­ратрицы существовали «воспитательные дома» и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить «в семью благонравного поведения».

В XIX в. число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрез­вычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи приво­дили к чрезвычайно высокой детской смертнос­ти. Так, при Александре I смертность в воспита­тельных домах доходила до 75 %.

Православная церковь не могла оставаться в стороне от решения проблемы беспризорности. Были созданы монастыри, где находили приют обездоленные дети. В отличие от западной церк­ви, которая видела свою основную благотвори­тельную задачу в том, чтобы призреть сирот, т.е. дать им приют и пропитание, русская церковь взяла на себя выполнение важнейших функций: воспитания, обучения, лечения, призрения детей, оставшихся без родителей. К XIX в. почти все крупные монастыри имели при себе богадельни и детские приюты.


Глава 2. Советский период в становлении отечественной защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

2.1 Период до Великой Отечественной Войны в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Во второй половине XIX развивалось законодательство, были учрежде­ны суды для несовершеннолетних; исправительные заведения для подследственных и подсудимых. Эти заведения находились в тесной связи с судами. В такие приюты несовершеннолетние помещались по ре­шению судов для несовершеннолетних. Несовер­шеннолетние, вышедшие из мест заключения, жили, работали, иногда проводили в этих при­ютах по нескольку лет. Внутренний распорядок жизни, система воспитания были аналогичны существовавшим в исправительных заведениях. К 1917 г. на территории России располагалось 538 детских приютов, где воспитывались 29650 детей[6] .

Всплеск роста числа беспризорных изошел во время Первой мировой и Гражданской войны. В 1921 г. их насчитывалось 4,5 млн. чел., по другим данным в 1922 г. было 7 млн. беспризорников[7] .

В советской России борьба с беспризорностью стала политической задачей. После октябрьской революции 1917 г. система благотворительных учреждений была уничтоже­на. Заботу о детях-сиротах государство взяло на себя. Для решения проблемы детской беспризорности потребова­лись значительные усилия со стороны государст­ва и общества в целом. Опыт ликвидации детской беспризорности в Советском Союзе представляет интерес и для настоящего времени, поскольку он помогает понять, как складывались современные подходы к решению проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков.[8]

Осенью 1921 г. при ВЦИК образовалась комиссия по улучшению жизни детей под председательством Дзержинского, которую называли ДЧК - детской чрезвычайной комиссией.

Основной формой борьбы с беспризорностью было определение детей и подростков в учреждения интернатного типа. В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тыс. детей, в 1919 г. - 125 тыс. в 1921-1922 гг. - 540 тыс. детей.[9]

Возникла и система органов, специально предназначенная для рассмотрения дел о правонарушениях, - комиссия по делам несовершеннолетних. Схема борьбы с беспризорностью была простой: ребенок с улицы - детский приемный пункт - дет­ский дом. Такой порядок очень скоро привел к переполнению детдомов, которые государство было уже не в силах содержать. С переводом дет­ских учреждений на местный бюджет в 1923 г. ко­личество детдомов и детей в них стало резко со­кращаться. В целом по стране в 1923 г., по сравне­нию с 1922 г., сеть детдомов сократилась с 6063 до 3971, детей в них - с 540 тыс. до 253 237 человек.

Сложилась и сама система мер в работе с подростками: однократное воспитательное воздейст­вие (беседа, замечание); устройство или возврат в семью; длящийся надзор за поведением подростков; помещение их в закрытые воспитательные учреждения.

Сама сеть учреждений для исправления и пере­воспитания несовершеннолетних правонаруши­телей развивалась в двух направлениях.

Во-первых, это закрытые учреждения для трудных подростков интернатского типа со стро­гим педагогическим режимом, обязательной школьной учебой и обучением профессии. К 1925 г. было 258 таких учреждений, где содержалось 16 тыс. воспитанников.

Наряду с закрытыми воспитательными учреж­дениями создавались трудовые дома в городах и колонии в сельской местности, имевшие воспита­тельно-карательный характер.

В 1928 г. была поставлена задача ликвидировать в кратчайшие сроки детскую беспризорность. Детей раздавали в крестьянские се­мьи, кустарям, в колхозы и совхозы. Крестьян и кустарей заинтересовывали брать детей из детдо­мов, предоставив дополнительный земельный на­дел на каждого взятого ребенка, освобождаемый от уплаты единого налога на три года.

Центральным пунктом плана ликвидации уличной беспризорности являлось одновремен­ное «изъятие» бездомных детей и подростков с обжитых ими мест обитания и размещение их в приемниках, детдомах и приютах. Исчезнув с центральных улиц крупных горо­дов, беспризорщина переместилась в глубь страны. Болезнь была загнана вовнутрь. Одна часть беспризорных детей и подро­стков пополнила ряды узников ГУЛАГа, другая часть была направлена на ударные стройки ком­мунизма и на военную службу. С осени 1927 г. в советской прессе перестали говорить о беспри­зорности как о массовом явлении, а с 1928 г. ста­тьи о беспризорниках практически исчезли со страниц газет.

2.2 Военный период в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Начало Великой Отечественной войны вновь вызвало резкий рост количества безнадзорных и беспризорных детей, выросла детская преступность. Например, количество преступлений, со­вершенных несовершеннолетними в 1942 г., возросло по сравнению с 1941 г. на 61 %, в 1944 г. - на 181 %. В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл. Для эвакуированных детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков, партизан открывались «специальные» детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники - распределители устраивали их в детские дома. Подростки определялись на работу. Велась активная работа по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома.

Важными мерами по организации борьбы с детскими правонарушениями явилось постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23 января 1942 г. и «Об усилении мер борьбы с детской беспризорнос­тью, безнадзорностью и хулиганством» от 15 ию­ня 1943 г. В этих постановлениях разработаны меры по предупреждению детской беспризорности. В соответствии с постановлением от 15 июня 1943 г. на НКВД СССР были возложены обязан­ности по открытию детских колоний для содер­жания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). Уже к концу 1943 г. общее число подростков в этих колониях достигло 50 тыс.

Широкое распространение приобретает во время войны усыновление. Некоторые семьи усыновляли десять и более детей.

К концу 1945 года для детей сирот уже было создано 458 суворовских училищ по 500 человек каждое , 23 ремесленных училища по 400 мест, 120 детских домов для детей погибших фронтовиков (в них воспитывалось 17 тысяч детей), 29 детских приемников распределителей. Всего в 1943 году в детских домах находилось 308 тысяч детей; в 1944 г. 534 тысячи.

Таким образом, новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941 - 1945 гг.), вновь обострили положение детей. "Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта". Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям - к ним стали относиться как к жертвам войны. Начало Великой Отечественной войны вновь вызвало резкий рост количества безнадзорных, беспризорных детей и детей-сирот. Дети наравне со взрослыми перенесли все тяготы войны. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. За годы войны возросло число детских комнат милиции: если в 1943 г. их было 633, то в 1944 г. уже 1058, из чего следует, что выросла детская преступность.

2.3 Послевоенный период в становлении защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

В первые послевоенные годы в стране даже открылось несколько детских домов для одаренных детей-сирот, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы.

Общее число детских домов в послевоенное десятилетие постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы – интернаты (Детские дома - 100-150 детей, школы-интернаты - 350-500 мест). Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

В 60 - 70 гг. в призрении детей, в педагогической науке и практике наметился явный поворот. Возобновились теоретические исследования в этих областях, связанные с разработкой системного подхода к призрению, воспитанию и обучению детей.

В 1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение «О мерах по улучшению обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах»

В 1987 году учрежден Детских фонд.

В 1988 г. принято постановление «О создании детских домов семейного типа».

В 1990 г. в 347 созданных детских домах семейного типа находятся 3,5 тысячи детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков.

Вначале 90-х гг. были приняты и начали реализовываться три большие социальные программы: «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Творческое развитие личности» и «Социальные службы помощи детям и молодежи». Тогда же были разработаны и в настоящее время действуют такие государственные социальные программы, как «Дети России», «Дети Чернобыля».

В 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики, что дало сильнейший импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований в сфере подготовки и деятельности новых кадров (социальных педагогов).

После 70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.

Россия стоит у истоков нового периода в деле призрения, воспитания и обучения своих детей. И он начинается не с нуля. Человечество накопило огромный опыт работы с детьми, требующими особой защиты и заботы, оно владеет методами и методиками разрешения возникающих у них проблем, современными технологиями работы с различными категориями нуждающихся в общественном социальном призрении детей.


Глава 3. Постсоветский период в становлении отечественной защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот

Сиротство и беспризорность детей до сих пор продолжают оставаться одними из наиболее тревожных характеристик современного российского общества.

Проблема детей-сирот в XXI веке приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет.

По данным Министерства Труда РФ, приведенным Московским городским центром «Дети улиц», ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них - социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка[10] .

Скрытое социальное сиротство распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падения нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после Гражданской и Великой Отечественной войн) волну сиротства. После Великой Отечественной войны было 678 тысяч детей-сирот. Но современные показатели более драматичны: если в 2000 году детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывалось 662 тысячи, то на конец 2004 года - 800 тысяч детей. А за 10 лет число детей-сирот возросло более чем на 50%. 245 тысяч из них воспитываются в интернатах, в том числе около 20 тысяч - в домах ребенка. Две трети из них устроены в семьи: в опекунские, приемные, переданы на усыновление.

За последнее десятилетие в 2 раза (до 1,2 млн. чел.) увеличилось число подростков-правонарушителей, доставленных в органы внутренних дел, более чем в 2 раза - несовершеннолетних, совершивших убийства и покушения на убийства, в 1,5 раза - совершенных несовершеннолетними грабежей, в 2,4 раза - несовершеннолетних, задержанных за незаконное приобретение и изготовление наркотиков. С 1994 по 2002 год в 1,9 раза выросло число детей, больных алкоголизмом, в 3,3 раза – токсикоманией, в 17,5 раз – наркоманией. В десятки раз увеличилось количество детей, больных сифилисом, другими венерическими заболеваниями, СПИДом.

Особенно остро проблема детской беспризорности стоит в крупных городах страны. Они становятся центрами обитания беспризорных детей, прибывших из разных регионов. По оценкам экспертов, в пределах Москвы несовершеннолетние мигранты представлены примерно в количестве 28 - 28,3 тыс. чел. По данным ГУВД г. Москвы за 12 месяцев 1999 года в Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) было доставлено 6043 подростков, из них 2423 — с криминогенной направленностью.

Проблема адаптации детей-сирот продолжает стоять все так же остро, как и десятки лет назад. Это происходит по многим причинам, одна из которых правовая неосведомленность. В связи с этим выпускники детского дома попадают в сложную ситуацию: теряют жилье, не могут устроиться на работу, отстоять свое право на льготы и пособия.

По данным Министерства здравоохранения и Министерства образования, только 5% выпускников детских домов находят себе место в жизни, 10% пытаются покончить жизнь самоубийством. Правовая неосведомленность нередко делает выпускников детских домов потенциальными жертвами преступлений или непосредственными участниками этих преступлений. Статистика это подтверждает - 50% выпускников становятся преступниками, 30% - алкоголиками и наркоманами.

Таким образом, можно сделать вывод, что детская беспризорность и сиротство в России принимает общегосударственные масштабы и требует разработки комплекса профилактических социально-политических и правовых мер борьбы с этим явлением на правительственном уровне.

Необходимо выделить основные причины этого явления беспризорности и сиротства. Это, на наш взгляд:

- экономические (экономический кризис; безработица; обнищание широких слоев населения, чье большинство живет за чертой бедности; голод, эпидемии);

- социальные (повсеместное ослабление семейных устоев; утрата старшим и младшим поколениями мо­ральных ценностей; кризис семьи, увеличение разводов, рост числа сирот, грубое обращение с детьми, физические наказания, сексуальные домогательства со стороны взрослых);

- психологические (ранимость детской психики, стремление ребенка к независимости, дефекты воспитания, социопатии);

- медицинские (распространение пьянства, алкоголизма, наркомании; рост генетически обусловленных психических заболеваний среди взрослого населения России, а также среди детей и подростков);

- политические (открытость границ России для стран, ранее входивших в Советский Союз, политический кризис в странах ближнего зарубежья, значительно усиливший приток беженцев в крупных городах России);

- социально-правовые (не достаточно четко проработанный механизм профилактики детской беспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкость процедур усыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений и др.);

- рост криминализации общества (распространенность новых для России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками и пр.) при одновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности).

Таковы, на наш взгляд, в общих чертах причины детской бес­призорности в современной России.

Как видно из вышеизложенного, данное явление нельзя считать только «социальной болезнью» цивилизованного общества. Это еще и правовая, политическая проблема, прямо характеризующая функциональную способность государства защитить своих граждан, в том числе и несовершеннолетних.


Заключение

Таким образом, в настоящей части работы был исследован исторический опыт защиты и поддержки беспризорных и детей-сирот. В рамках исследования были даны определения терминов «беспризорность» и «сиротство», исторические предпосылки распространенности этого явления, проанализировано состояние детской беспризорности в России на текущий момент, а также выделены основные причины ее возникновения.

Исследуя исторические аспекты детской беспризорности и безнадзорности, можно сказать, что данное явление тесно связано с выделением института семьи как основы общества. В родовых общинах надзор за детьми был общей задачей.

Начало государственной политики заботы о детях связывают с появлением христианства на Руси, возникновение же государственного института призрения детей-сирот связывают с правлением Ивана Грозного.

Несмотря на богатый исторический опыт и разнообразие форм и методов борьбы с детской беспризорностью, существовавших в разные годы в России (от благотворительных сиротских приютов при монастырях до «изъятий» беспризорников ГУЛАГа в 30 – х гг. ХХ в.), следует отметить, что проблемы детской беспризорности и безнадзорности остаются актуальными и в настоящее время.

Следует отметить, что в связи с большим ростом детской беспризорности и сиротства, обусловленных целым рядом социально – политических и экономических факторов, эта проблема на сегодняшний день является особенно актуальной для России. Так, по данным различных экспертов, число безнадзорных в России составляет от 500 тыс. до 2 - 5 млн. несовершеннолетних.

В итоге нами были выделены следующие группы причин развития детской беспризорности и сиротства: экономические; социальные; психологические; медицинские; политические; правовые; рост криминализации общества.

Исходя из причин возникновения детской беспризорности и безнадзорности, на сегодняшний день принято выделять следующие пять основных источников ее формирования:

- нелегальная миграция семей из ближнего зарубежья в Россию;

- сиротство, потеря родственников и опекунов в силу различных трагических обстоятельств;

- попытка скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний;

- самовольно ушедшие из семьи из-за жестокого обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу других причин;

- лица, самовольно покинувшие специальные детские учреждения (спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты, иные объекты).


Литература

Нормативные акты:

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) // СЗ РФ от 28.06.99. N 26 ст. 3177; СЗ РФ от 14.07.03. N 28 ст. 2880

2. Беспризорник News — новости мира бездомных и обездоленных. Законодательная база по вопросам беспризорных детей, энциклопедия благотворительности.

3. Федеральный Закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Специальная литература:

4. Большая Советская Энциклопедия. – М.: Советская Энциклопедия, 1930. Т. 1. С. 438.

5. Пугачев В.П. Политология. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. С. 243, С. 257.

6. www.wikipedia.ru

7. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6.

8. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность, 2000. № 7. С. 3.

9. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. - Свердловск, 1986. С. 89.

10. Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России: Учебное пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001

11. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А.П.Майорова. - М.: Инфра-М, 2001.

12. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н.В. Шаповалова. – М.: Наука, T.I. 1964, С. 193.

13. Социальная помощь в России – Агапов

14. Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134.

15. Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. № 7. С. 95—97.

16. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 20 (176). С. 6

17. Подросток мигрант (Информация Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002. № 12. С. 2.

18. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций / Уч. пособие.- М.: Знания, 1999. С. 86-87, С. 104-114.


[1] Пугачев В.П. Политология. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. С. 243.

[2] Большая Советская Энциклопедия. – М.: Советская Энциклопедия, 1930. Т. 1. С. 438.

[3] Федеральный Закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

[4] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) // СЗ РФ от 28.06.99. N 26 ст. 3177; СЗ РФ от 14.07.03. N 28 ст. 2880

[5] Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций / Уч. пособие.- М.: Знания, 1999. С. 86-87.

[6] Василъкова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций / Уч. пособие.- М.: Знания, 1999. С. 104-114.

[7] Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое со­ветское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134

[8] Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А.П.Майорова. - М.: Инфра-М, 2001. С. 112.

[9] Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н.В. Шаповалова. – М.: Наука, T.I. 1964. С. 193.

[10] Подросток мигрант (Информация Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002. № 12. С. 2.