Реферат: Налоговое планирование и сопутствующие ему риски
Название: Налоговое планирование и сопутствующие ему риски Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГОУВПО «РГУТиС») РЕФЕРАТ По дисциплине «Налоговый менеджмент» На тему: « Налоговое планирование и сопутствующие ему риски ». Выполнила студентка 4 курса Группы ОМ/07 Валиева М.А. г.Казань 2010 г. Содержание 1. Сущность налогового планирования………………………………………..3 1.1. Сущность налогового планирования, этапы……………………….3 1.2. Определение главных принципов…………………………………..4 1.3. Анализ проблем и постановка задач………………………………..6 1.4. Инструменты…………………………………………………………7 1.5. Создание схемы налогового планирования………………………..8 2. Риски, связанные с налоговым планированием……………………………9 Список литературы……………………………………………………………..12 1.Сущность налогового планирования 1.1 Сущность налогового планирования, этапы Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов. Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как планирование финансово - хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово - хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов. Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика. Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок. Основными целями налогового планирования являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово - хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства. Составными частями (этапами) налогового планирования являются:
1.2. Определение главных принципов Под принципами налогового планирования понимаются основные правила, лежащие в его основе. Ниже приведены принципы, в соответствии с которыми, на наш взгляд, следует осуществлять налоговое планирование: 1. Принцип законности - соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования. 2. Принцип выгодности - снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования. 3. Принцип реальности и эффективности - использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением. 4. Принцип альтернативности - рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации. 5. Принцип оперативности - корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений. 6. Принцип понятности и обоснованности - требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование. Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессом, выраженные в денежном эквиваленте. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:
В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:
1.3. Анализ проблем и постановка задач Содержанием этого этапа налогового планирования являются изучение (анализ) налоговых проблем организации и постановка задачи, в соответствии с которой затем подбираются инструменты и разрабатываются схемы налогового планирования. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей организации финансово - хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, формирование налогового поля (перечень основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и льгот льготы), анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей), оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др. В качестве задачи налогового планирования может выступать минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация, и т.д. 1.4. Инструменты Действующее налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам ряд возможностей для практической реализации налогового планирования. Инструменты налогового планирования - налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т.д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования. В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие: 1. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50%). 2. Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья). 3. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами). 4. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц). 4. Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход). 5. Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения). 6. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации "по оплате" или "по отгрузке", оценка материально - производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей). 1.5. Создание схемы налогового планирования При осуществлении налогового планирования организация создает определенную схему, в соответствии с которой она планирует осуществлять финансово - хозяйственную деятельность. Основная задача организации при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты налогового планирования с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи налогового планирования наилучшим образом. Схема налогового планирования представляет собой оптимальную структуру организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям. При осуществлении налогового планирования необходимо учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т.д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих тенденций налоговой теории и политики. 2. Риски, связанные с налоговым планированием Принимая решение о постановке налогового планирования в организации, следует обратить внимание и на то, что серьезное налоговое планирование всегда сопряжено с дополнительными организационными трудностями и затратами. Поэтому следует оценить расходы и сравнить их с ожидаемой выгодой. Между тем, как правило, затраты на налоговое планирование ниже полученной экономии на налогах. Даже если экономия не будет выражена в снижении налогового бремени, то эффект от снижения налоговых рисков обязательно окупит приложенные усилия. К сожалению, многие предприниматели предпочитают сэкономить на профессиональном налоговом планировании, возлагая функции налогового специалиста, финансиста и юриста на бухгалтерскую службу, что даже при высоком уровне ответственности персонала не может дать ожидаемого эффекта. Кроме того, в силу внутренних причин или из-за отсутствия мотивации для персонала компании не всегда важна действительная оптимизация конечного результата. Следовательно, опасно осуществлять налоговое планирование на предприятии силами непрофессиональных сотрудников, не обладающими специализированными знаниями и опытом работы, необходимыми для выполнения данной функции. Основным из рисков при осуществлении налогового планирования является использование методов налогового планирования, основанные на наличии пробелов в законодательстве, которые налогоплательщики пытаются использовать и трактовать в свою пользу при исчислении того или иного налога. При этом такой подход к налоговому планированию основывается даже на законодательной базе. Так, в соответствии с п.7 ст.7 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Однако, как показывает практика, налоговые органы обычно занимают противоположную позицию и заполняют такие пробелы в законодательстве различными ведомственными документами. При этом такие разъяснения, конкретизирующие или даже дополняющие отдельные положения нормативных актов, выпускаются через весьма продолжительное время после вступления в силу новых законодательных норм, но распространяются на период времени с момента вступления в силу самих законодательных актов. Поэтому если позиция налогоплательщика расходится с официально выраженным мнением налоговых органов, вне зависимости от того, были такие действия налогоплательщика совершены до или после выработки и опубликования соответствующих разъяснений или пунктов инструкций, то налогоплательщик может защитить свои интересы только в судебном порядке. Прогнозировать же направление судебной практики в каждом конкретном случае, даже с учетом введения в налоговое законодательство презумпции невиновности налогоплательщика, практически невозможно. Даже наличие совершенно очевидной позиции судебных органов, в том числе и высшей судебной инстанции РФ, по тому или иному спорному налоговому вопросу не исключает возможности противоположной точки зрения налоговых органов в споре с конкретным налогоплательщиком. Такому налогоплательщику в случае неисполнения указаний налоговиков необходимо разрешать свои разногласия в судебном порядке. Налоговое планирование на предприятии необходимо осуществлять с учетом знаний опасных налоговых схем, и наиболее актуальным в данной ситуации становится всесторонний анализ применяемых оптимизационных налоговых решений, оцененных с позиции риска привлечения к налоговой и уголовной ответственности. Список литературы 1. Д. Н. Тихонов, Л. Г. Липник. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: 2004. 2. Налоговая оптимизация (под редакцией А. В. Брызгалина) М.: 2007 |