Реферат: Место парламента в системе разделения властей

Название: Место парламента в системе разделения властей
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Содержание

Введение. 3

1. Понятие парламента. Функции парламента: общие и особенные в зависимости от типа парламента и формы правления. 4

2. Участие парламента в формировании других органов государственной власти 6

3. Основания и порядок роспуска палат парламента. 9

Заключение. 16

Задание. 17

Литература. 17


Введение

Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Дальние прародители его - английский парламент, испанские кортесы - возникли еще в ХП - ХШ веках. Однако парламент демократического государства качественно отличается от сословных представительных учреждений эпохи феодализма. Поэтому и сама его история начинается с эпохи буржуазных революций.

Согласно теории разделения властей, которая в той либо иной степени нашла свое отражение в конституционализме любой демократической страны, парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти.

Так, американская конституция постановляет: "Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов..." Согласно американской конституционной теории конгресс является носителем "законодательной ветви власти".

Подобное же положение содержит ст. 36 конституции Аргентины: "Законодательная власть нации предоставляется Конгрессу".

Статья 26 конституции Греции устанавливает: "Законодательная власть осуществляется Палатой депутатов и Президентом республики".

В несколько иной форме эта мысль выражена в ст. 70 итальянской конституции: "Законодательная функция осуществляется совместно обеими палатами".

Весьма категорично определяет юридический статус парламента конституция Японии: "Парламент является высшим органом государственной власти и единственной законодательной властью государства".

Наконец, в ст. 45 конституции Федеративной республики Бразилии 1988 г. сказано: "Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом, который состоит из Палаты депутатов и Федерального сената".

1. Понятие парламента. Функции парламента: общие и особенные в зависимости от типа парламента и формы правления

Согласно букве демократических конституций парламент является верховным законодательным органом государства, однако, в действительности его реальные полномочия иные. В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента. В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее, президенты и в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент. В тех странах, где существует конституционный надзор (США, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Индия, Австралия и т. д.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.

Все зарубежные конституции наделяют парламент законодательными полномочиями. Принятие законов является главной задачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы. Законодательная деятельность парламента претерпела исторически весьма серьезные изменения. В современных государствах парламент продолжает законодательствовать, но эта его деятельность утратила суверенный характер. Хотя вместе с усложнением функций государства увеличился объем законодательной деятельности парламента, центром нормотворчестаа стало правительство.

Контроль над деятельностью правительства является одним из наиболее важных полномочий парламента. Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому политическому режиму. Конкретное выражение его зависит от формы правления. В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны, но эффективность их повышается в связи с отсутствием у правительства полномочий по роспуску парламента. В парламентарных странах, напротив, обширные контрольные полномочия парламента в значительной степени нейтрализуются принадлежащим правительству правом роспуска парламента.

Судебные полномочия зарубежных парламентов являются ограниченными, и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской деятельности. Полномочиями суда первой инстанции парламенты наделяются редко. Наиболее типичным примером является британская палата лордов, которая по традиции является судом первой инстанции по делам мэров, обвиняемых в совершении тяжких государственных или уголовных преступлений. Наделение парламентов апелляционной юрисдикцией также представляет исключение. Такими полномочиями обладает палата лордов в Великобритании. В целом ряде стран парламентам предоставлено право осуществления особой судебной процедуры (импичмент) по делам определенной категории должностных лиц.

К судебным или квазисудебным полномочиям парламента может быть отнесено принадлежащее ему право решать споры о правомерности депутатского мандата и законности выборов.

Внешнеполитические полномочия парламентов носят ограниченный характер. Парламент практически почти лишен возможности оказывать решающее влияние на формирование и осуществление внешней политики. Он может высказывать свое мнение и осуществлять в доступных для него формах контроль за внешней политикой правительства. Эти функции обычно возлагаются на комиссии по иностранным делам соответствующих палат. Чисто формальными являются права парламента объявлять войну и заключать мир, поскольку эти полномочия фактически полностью сосредоточены в руках правительства. Что касается принадлежащего некоторым парламентам права ратификации и денонсации международных договоров, то и это полномочие, как правило, лишено действенного характера. Часто правительство имеет право заключать международные соглашения, не требующие ратификации их парламентом.


2. Участие парламента в формировании других органов государственной власти

В зарубежных странах существуют два основных вида республиканских форм правления - президентская и парламентарная республика. Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Президентская республика отличается следующими характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента.

Роль парламентов даже юридически невелика (США, Франция).

Парламентарная республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская. В настоящее время парламентарная республика существует в следующих странах: в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Ирландии, Исландии, Индии, Израиле, Ливане, Турции и некоторых других.

Для парламентарной республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие.

Президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством.

В парламентарных республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредствуется в основном общенациональным представительным учреждением - парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности.

1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. Такой порядок избрания президента принят в Израиле, Турции, Ливане. Согласно ст. 49 конституции Ливанской Республики президент избирается палатой депутатов большинством в 2/3 голосов при тайном голосовании. В том случае, если в первом туре ни один кандидат не наберет квалифицированного большинства голосов, проводится второй тур, на котором требуется для избрания простое (абсолютное) большинство голосов.

2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц. Наиболее типичный в этом отношении порядок устанавливает Конституция Итальянской Республики (ст. 83): "Президент республики избирается парламентом на совестном заседании его членов. В выборах участвуют по три делегата от каждой области, избираемых областным советом с обеспечением представительства меньшинства. Область Валль д'Аоста имеет лишь одного делегата. Избрание президента Республики производится тайным голосованием большинством двух третей собрания. После третьего голосования достаточно абсолютное большинство". Выборы фактически проводятся на совместном заседании обеих палат парламента.

3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Например, в ФРГ федеральный президент, согласно конституции и закону о выборах федерального президента Федеральным собранием 1959 года, избирается Федеральным собранием, состоящим из членов бундестага (нижняя палата парламента) и представителей земель, избранных ландтагами на началах пропорционального представительства. Для избрания президента нужно абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания.

Схожий порядок был установлен индийской конституцией 1950 года, согласно которой президент избирается особой избирательной коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат центрального парламента и выборных членов законодательных собраний (нижних палат) штатов.

Избираемый парламентским путем президент наделяется конституцией весьма широкими полномочиями. Ему предоставляются не только традиционные права главы государства, но он является носителем исполнительной власти и формально рассматривается как составная часть парламента.

В странах с парламентарными формами правления применяется парламентский способ формирования правительства. Уполномочие на формирование правительства в этих странах получает та партия или партийная коалиция, которая победила на выборах и получила большинство мест в парламенте (точнее - в нижней палате).

Участие главы государства - президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства.

В парламентских странах правительство несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия,

В тех странах, где у власти находятся коалиционные правительства, парламенты обладают большей долей относительной самостоятельности по отношению к правительству. Чем сложнее парламентская коалиция, тем она менее устойчива, тем она более зависима от соотношения партийных сил в парламенте. Правительство осуществляет жесткий контроль над своей фракцией в парламенте, всеми доступными способами поддерживая партийную дисциплину. Система парламентской ответственности создает условия, при которых правительство формируется только из лидеров победившей партии (в данном случае речь идет об однопартийных правительствах).


3. Основания и порядок роспуска палат парламента

Роспуск парламента в парламентарных государствах, а также в республиках смешанного типа один из основных элементов конституционного механизма осуществления государственной власти. Право роспуска парламента (объявления досрочных парламентских выборов) принадлежит главе государства (хотя используется им, как правило, только по "просьбе" правительства) и является противовесом институту парламентской ответственности правительства.

Основными случаями, когда конституциями предусматривается роспуск парламента, являются: невозможность сформирования правительства или избрания президента республики; выражение парламентом вотума недоверия правительству, повторное или иное многократное выражение вотума недоверия правительству в течение определенного периода времени, не утверждение программы правительства, непринятие в установленный срок предложенного правительством государственного бюджета.

Основные ограничения возможности роспуска парламента: не подлежит, как правило, роспуску верхняя палата; парламент не может быть распущен в период действия чрезвычайного или военного положения; в последние 6 месяцев (или иной срок) полномочий президента или первые 6 месяцев, первый год полномочий парламента; в ряде стран парламент не может распускаться более определенного количества раз в определенный период.

Полномочия глав государств по роспуску парламента

Государство

Кто имеет право роспуска парламента

При наличии каких условий

Конституционные последствия роспуска

Австрия

Федеральный президент - только в отношении нижней палаты (Национального совета)

Отклонение на основании народного голосования предложения об отстранении Федерального президента от своей должности считается его новым избранием и влечет за собой роспуск Национального совета (ст. 29, абз.1)

Федеральным правительством должны быть организованы новые выборы, причем таким образом, чтобы вновь избранный Национальный совет мог собраться не позднее чем на сотый день после его роспуска.

Албания

Президент

Если парламент (Кувенд) не смог избрать нового премьер-министра (ст. 95, ст. 103, ст. 105).

Назначаются выборы в которые проводятся не позднее 45 дней после его роспуска (ст. 65).

Болгария

Президент (ст. 102)

Если не достигается согласия о формировании правительства.

Президент назначает служебное правительство и новые выборы (ст. 99-5)

Босния и Герцеговина

Коллективный глава государства - Президиум Боснии и Герцеговины

Лишь одна из палат парламента (Палата народов) может быть распущена Президиумом или своим собственным решением (ст. IV g).

Венгрия

Президент

Ст. 28. Парламент (Государственное собрание) может быть распущен, если: 1) Гос. обрание - в период полномочий одного и того же его созыва на протяжении 12 месяцев по крайней мере в четырех случаях откажет в доверии Правительству, или 2) Кандидатура, предложенная Президентом на пост премьер-министра в случае прекращения полномочий Правительства не будет избрана в пределах 40 дней со дня первого предложения по данному вопросу. Ограничения: Во время чрезвычайного положения или состояния бедствия Гос. собрание не может заявлять о своем роспуске и не может быть распущено. (Ст. 28/А).

В течение трех месяцев со времени прекращения деятельности или роспуска Государственного собрания должны быть проведены выборы в новое Государственное собрание

Германия

Федеральный президент в отношении Бундестага (нижней палаты Парламента)

1) Если обращение Федерального канцлера с ходатайством о выражении ему доверия не встретит одобрения большинства членов Бундестага, Федеральный президент может по предложению Федерального канцлера в течение двадцати одного дня распустить Бундестаг. 2) Если предложенное Президентом на должность Федерального канцлера лицо не собрало большинства голосов в Бундестаге, Федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг (Статья 63). Ограничение: На период состояния обороны роспуск Бундестага не допускается (Ст. 115h).

В случае роспуска Бундестага новые выборы проводятся в течение 60 дней (Ст. 39).

Греция

Президент имеет право распустить Парламент

1) Когда два состава Правительства подали в отставку или им было выражено недоверие Парламентом; 2) Когда Правительство, пользующееся доверием Парламента, предложило Президенту распустить Парламент. (Ст. 41).

Индия

Президент - в отношении Народной палаты Парламента

Президент может делать это время от времени (ст. 85)

Конституция Индии не уточняет сроки выборов, возлагая их определение на парламент

Ирландия

Президент по совету премьер-министра в отношении нижней палаты - палаты представителей

В случае выражения недоверия Премьер-министру Палатой представителей. Президент может по собственному свободному усмотрению отказаться от роспуска Палаты представителей по совету Премьер-министра, который перестал поддерживаться большинством Палаты представителей (ст. 13).

Всеобщие выборы членов Палаты представителей, должны состояться не позднее чем за 30 дней после роспуска Палаты представителей. Всеобщие выборы в Сенат должны происходить не позднее чем через 90 дней после роспуска Палаты представителей (ст. 18)

Исландия

Президент (фактически - с согласия правительства или Премьер-министра) (Статья 24).

В случае принятия предложения об изменении или дополнении Конституции Альтингом он немедленно распускается и проводятся общие выборы. (Статья 79)

Новые выборы должны состояться в течение 45 дней с даты объявления о роспуске. Альтинг должен собраться не позднее чем через десять недель после роспуска.

Италия

Президент

Президент может распустить обе палаты или одну из них. Он не может использовать это право в последние 6 месяцев своих полномочий, если они не совпадают полностью или частично с последними шестью месяцами легислатуры (статья 88).

Выборы новых палат в семидесятидневный срок, следующий за окончанием полномочий палат предыдущего созыва (ст. 61)

Латвия

Референдумом по предложению Президента

Роспуск парламента может быть инициирован только Президентом. Однако эта процедура может стоить Президенту его поста. В соответствии с главенствующей ролью парламента вопрос о его роспуске может быть решен только избравшим его народом.

В случае одобрения решения о роспуске более чем 1/2 участников референдума Сейм считается распущенным. При ином исходе голосования (более 1/2 голосует против роспуска) смещенным со своего поста считается Президент (ст. 48, 50).

Литва

Президент

Досрочные выборы Сейма могут быть объявлены Президентом: 1) если Сеймом в течение 30 дней после представления не было принято решение о новой программе Правительства или после первого представления программы Правительства в течение 60 дней два раза подряд не была одобрена программа Правительства; 2) по предложению Правительства, если Сеймом непосредственно выражается недоверие Правительству.

В постановлении Сейма или в акте Президента Республики относительно досрочных выборов Сейма указывается день выборов нового Сейма. Выборы нового Сейма должны быть проведены не позднее чем в течение трех месяцев после принятия решения о досрочных выборах.

Македония

Собрание Республики Македония (самороспуск)

Собрание Республики Македония может быть распущено в том случае, если за это высказалось большинство от общего числа избранных в Собрание депутатов (Ст. 63).

Выборы депутатов проводятся в течение последних 90 дней действия мандата предыдущего депутатского состава или в течение 60 дней после роспуска Собрания.

Польша

Президент

Если Президент не назначает членов Правительства или Сейм отказывает Правительству в доверии, то Сейм должен сам избрать Правительство, а если он этого не делает, то право назначения Правительства вновь переходит к Президенту. Если же и новое Правительство не получит доверия, то Президент распускает Сейм и назначает новые выборы. Ограничение: Во время чрезвычайного положения, а также в течение 90 дней по его окончании не может быть сокращен срок полномочий Сейма (Ст. 228 )

Президент Республики, издав приказ о роспуске (сокращении срока полномочий) Сейма, одновременно приказывает провести выборы в Сейм и Сенат и назначает их дату на день, приходящийся на период не более 45 дней со дня издания приказа.

Португалия

Президент

Перечень случаев не приводится, однако указаны ограничения: Ассамблея распускается по рекомендации Государственного совета (совещательного органа при Президенте), а в акте, предписывающем роспуск коллегиальных органов, избранных прямыми выборами, должна быть назначена дата Далее, Ассамблея Республики не может быть распущена в течение шести месяцев после ее избрания, в течение последнего полугодия срока полномочий Президента Республики или во время действия осадного или чрезвычайного положения В противном случае декрет о роспуске юридически ничтожен (статья 113).

Роспуск Ассамблеи не влияет ни на права, ни на привилегии и иммунитет депутатов, ни на компетенцию Постоянной комиссии, возглавляемой председателем Парламента и работающей в перерывах между сессиями. Они сохраняются вплоть до первого заседания Ассамблеи, избранной на последовавших за роспуском новых выборов, которые проводятся в пределах 60 следующих за этим дней и в соответствии с законом о выборах, действовавшим на момент роспуска; в противном случае такой акт является юридически ничтожным (Ст. 113. п. 6).

Румыния

Президент

Президент может распустить Парламент, если он не выражает вотум доверия, необходимый для формирования Правительства, в 60-дневный срок после первого предложения и только после отклонения не менее двух предложений об утверждении состава Правительства. Ограничения: В течение одного года Парламент может быть распущен один раз. Парламент не может быть распущен в последние 6 месяцев мандата Президента, а также во время военного положения или чрезвычайного положения (ст. 89).

Выборы в Палату Депутатов и в Сенат, которые проводятся не позднее чем через три месяца после истечения срока их мандата или роспуска Парламента (ст. 60, п. 2).

Словакия

Президент

Роспуск парламента Президентом возможен только в случае трехкратного неодобрения (в течение 6 месяцев с момента избрания Национального совета) программного заявления Правительства, а также в том случае, если народным голосованием по вопросу об отзыве Президента он не был отозван. Ограничения: Это право Президент не может осуществить в последние шесть месяцев периода своих полномочий, в период войны, военного либо чрезвычайного положения.

Словения

Президент

Конституция предусматривает возможность роспуска Государственного собрания в случае его отказа выразить вотум доверия Правительству без избрания одновременно нового председателя Правительства (статья 111, 117) .

В случае роспуска Государственного собрания его новый состав избирается не позднее чем через два месяца после роспуска Государственного собрания предыдущего созыва.

Турция

Президент Республики после консультации с председателем Великого Национального Собрания Турции

1) В случаях, когда Совет министров не в состоянии получить вотум доверия или вынужден подать в отставку в силу интерпелляции в парламенте, а также если новый Совет министров не может быть сформирован в течение пяти дней либо новый Совет министров не в состоянии получить вотум доверия (статьи 99, 110, 111, 116)

Совет министров обязан подать в отставку, а Президент - назначить премьер-министра и поручить ему сформировать временный Совет министров (ст. 114, 116)

Финляндия

Президент

Президент Республики в период созыва парламента (Эдускунты) имеет право по мотивированному предложению премьер-министра и после заслушивания мнений партийных фракций распустить Эдускунту и назначить проведение досрочных выборов (ст. 26).

Эдускунта принимает решение о времени завершения своей работы, прежде чем будут проведены выборы

Франция

Президент в отношении нижней палаты - Национального собрания

Ограничения: Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами и не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий (ст. 12), (ст. 17).

Всеобщие выборы, которые проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска

Хорватия

Президент в отношении нижней палаты - палаты представителей (ст. 77)

Президент Республики может распустить Палату представителей, если Палата выразила недоверие Прави-тельству или не приняла государственный бюджет в течение месяца со дня его представления.

Выборы депутатов проводятся не позднее чем через шестьдесят дней после роспуска (статья 73).

Чехия

Президент

Президент может распустить нижнюю палату Парламента не только в случае, если она не выразила доверие новому Правительству, но и когда в установленный срок (три месяца) Палата депутатов не примет решение по правительственному законопроекту, с обсуждением которого Правительство связывает вопрос о доверии, а также если сессия нижней палаты была прервана на больший срок, чем это разрешено Конституцией и если нижняя палата оказалась не способной принимать решения более трех месяцев, хотя ее сессия не была прервана и она была повторно созвана на сессию в этот срок (ст. 35). Ограничение: Палата депутатов не может быть распущена в течение последних трех месяцев срока ее полномочий.

Новые выборы проводятся в срок до шестидесяти дней со дня ее роспуска. В случае роспуска Палаты депутатов Сенату предоставляется право принимать акты, имеющие силу закона по вопросам, требующим законодательного регулирования, которые не терпят отлагательства (статья 33).

Эстония

Президент

Парламент (Государственное Собрание) может быть распущен, если 1) вынесенный им на референдум законопроект не получает поддержки (ст. 105). 2) В случае вотума недоверия Прави-тельству или премьер-министру Президент Республики может в течение трех дней назначить по предложению Правительства внеочередные выборы в Государственное Собрание (ст. 97). 3) В определенный ситуациях, когда право выдвижения кандидата в премьер-министры переходит к Государственному Собранию, но в 14-дневный срок состав правительства не будет представлен Президенту Республики. 4) Если по прошествии двух месяцев с начала бюджетного года государственный бюджет Государственным Собранием не утвержден (ст. 119).

Внеочередные выборы в Государственное Собрание проводятся в указанных случаях не ранее 20 и не позднее 40 дней после объявления


Заключение

Все зарубежные конституции наделяют парламент законодательными полномочиями. Принятие законов является главной задачей парламента.

Принятие бюджета и иные финансовые полномочия являются старейшей прерогативой парламента.

Контроль над деятельностью правительства является одним из наиболее важных полномочий парламента. Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому политическому режиму. Конкретное выражение его зависит от формы правления.

В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны. В парламентарных странах, напротив, обширные контрольные полномочия парламента в значительной степени нейтрализуются принадлежащим правительству правом роспуска парламентах основные методы контроля над деятельностью правительства.

Судебные полномочия зарубежных парламентов являются ограниченными, и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской деятельности. Наделение парламентов апелляционной юрисдикцией также представляет исключение. Такими полномочиями обладает палата лордов в Великобритании.

Процедура импичмента с определенными дополнениями и изменениями воспринята парламентами многих стран.

К судебным или квазисудебным полномочиям парламента может быть отнесено принадлежащее ему право решать споры о правомерности депутатского мандата и законности выборов.


Задание

На основе анализа норм Конституции Республики Киргизии определите к какому типу республик она относится. Ответ обоснуйте, ссылаясь на конкретные статьи Конституции.

В соответствии со ст. 1 Конституции Кыргызской Республики 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1996г. ) Кыргызская Республика (Кыргызстан) – суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового, светского государства.

Государственную власть в Республике представляют и осуществляют президент (ст. 46-53), парламент «Жонорку Кенеш» (ст. 54-63), правительство (ст. 69-75) и местные государственные администрации, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, суды и судья системы правосудия.


Литература

1. Автономов А.С., Сивицкий В.А., Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова – М., 2005.

2. Дорохов Н.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебно-методические материалы - М.: МИЭМП, 2005.

3. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996.

4. Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Изд. 2-е. - М.: "МАНУСКРИПТ", 1997.

5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997.