Реферат: Направления в психологии 2
Название: Направления в психологии 2 Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат | |
Оглавление. Введение………………………………………………………………3 Появление различных направлений в психологии………………...4 Бихевиоризм………………………………………………………….5 Гештальтпсихология…………………………………………………8 Фрейдизм (глубинная психология)………………………………...10 Неофрейдизм…………………………………………………………12 Когнитивная психология……………………………………………14 Гуманистическая (экзистенциальная) психология……………16 Трансперсональная психология……………………………………..16 Отечественные школы психологии ХХ века………………………16 Вывод………………………………………………………………...20 Библиографический список…………………………………………21 Введение. 1. Актуальность выбранной темы. Мы уже знаем, что психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком [1,10]. Мы все сталкиваемся с областью явлений, изучаемых психологией, но не все обладаем системой знаний, очень полезных для каждого, ведь эти знания помогают не только понять себя, но и строить взаимоотношения с окружающими нас людьми в семье, на работе и т.д. Но чтобы начать изучение предмета «психология», необходимо сначала изучить историю психологии, основные направления в психологической науке, которые явились порождением различных исторических эпох, разных культурных традиций и типов научного мышления. Зная историю, мы можем глубже понять логику и структуру изучаемого предмета, расширить свой кругозор, узнать, какие идеи внесли свой вклад в разработку проблем психологии, и какое влияние оказали на развитие других наук. 2. Цель работы. Целью данной работы является изучение основных идей и задач различных направлений в психологии, сравнить их, выяснить, в чем состоят заслуги этих направлений. 3. Краткая характеристика используемой литературы. При написании работы я использовала учебное пособие под редакцией Радугина «Психология и педагогика». Хочу отметить, что оно вызывало у меня затруднения при изучении предмета, т.к. Радугин излагает свои мысли трудным для моего восприятия языком и использует очень мало примеров, которые способствуют лучшему пониманию материала. Но есть и положительные моменты, которые я для себя отметила, - это наличие большого числа тестов в учебном пособии, которые способствуют лучшему пониманию материала. Еще я использовала книгу Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей…», книга «Психология и педагогика» с авторским коллективом: Богданов И.В., Лазарев С.В., Ануфриенко С.С., Чмыхова Е.В., Усольцева И.В., Калинина Н.В., а также некоторые интернетсайты. Появление различных направлений в психологии. В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация. Ее причин было несколько: почти тупиковая ситуация, связанная с многолетним использованием интроспекции в качестве основного метода научного исследования, оказавшегося несостоятельным; невозможность объяснить ряд основополагающих проблем самой психологии, в частности - связь психических явлений с физиологическими и поведением человека. Одновременно обнаружился значительный разрыв между теорией и практикой. Множество теоретических конструкций, которыми располагала психология к тому времени, не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментальными данными, а те из них, которые приводились в доказательство соответствующих теорий, не выдерживали критики с точки зрения статистической достоверности. Положения, постулаты интроспективной, атомистической (ассоциативной) психологии очень трудно было примирить с новыми фактами, тенденциями преобразования, проявившимися в различных других областях знаний. К этому времени образцом науки становятся точные и естественные знания. Психология соответствующим требованиям не отвечала. Бихевиоризм. Это направление зародилось и получило распространение в США. Основоположником бихевиоризма является американский ученый Джон Бродес Уотсон (1878-1958), который открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами. Стремление к объективизации науки о поведении, безусловно, было положительным моментом по сравнению с наукой о душе, оторванной от реальных жизненных проблем. Однако полностью отказаться от изучения психических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни и поведении человека. Поэтому довольно скоро ортодоксальные взгляды основоположника бихевиористского учения были смягчены его последователями, которые одновременно пытались приблизить науку о поведении к действительности, примирить ее со сложившимся философским пониманием человека, в жизни которого психические явления играют заметную положительную роль. Это было сделано необихевиористами в 30-е годы XX столетия, и наибольшую известность из них получили Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Халл (1884-1952). Гештальтпсихология. Данное направление зародилось в Германии и получило признание в Европе. Гештальтпсихология тоже ориентировалась на естественные науки как на образец научного знания, но больше использовала достижения физики и математики, а не физиологии организма. Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали применению в области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее более соответствующей достижениям естественных наук. Было разработано понятие психологического образа, утвержден системный подход к психическим явлениям. Вместе с тем основные проблемы, породившие общий кризис психологической науки, гештальтпсихология так же, как и бихевиоризм, не решила, а только несколько снизила их остроту, привлекая внимание исследователей к новым интересным проблемам. Фрейдизм (глубинная психология). Это направление возникло в 1896 году, основоположником являлся австрийский психиатр, психолог и невропатолог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939). Он начал свои исследования как физиолог и врач невропатолог, а затем, обобщив и проанализировав психотерапевтическую практику превратил накопленный опыт в психологическую теорию. Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Психика, по Фрейду, содержит три образования: Я, Сверх-Я, Оно (см.схему ниже). В отличие от многих психологов, считавших инстинкты основой социального поведения, Фрейд полагал, что инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества. Все разнообразие инстинктов Фрейд сводил к двум группам: инстинкты, направленные на сохранение жизни (или сексуальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающие жизнь. При этом общество рассматривалось как враждебная человеку сила, подавляющая его инстинктивные импульсы. Фрейд признавал необходимость цивилизации для того, чтобы защитить людей от естественных опасностей и от уничтожения друг друга. Однако ограничение обществом агрессивных и сексуальных импульсов людей вызывает у них нежелательные черты характера. В целом для взглядов Фрейда характерна негативная оценка человеческой природы. Он полагал, что те или иные действия людей направляются, главным образом, примитивными неосознаваемыми импульсами. В то же самое время концепции Фрейда отличает негативная точка зрения на человеческое общество, которое по своей сущности неизбежно является причиной неудовольствия людей. По мнению Фрейда, именно в самой природе общества заложено стремление находящихся у власти лиц препятствовать свободному выражению импульсов людей, не имеющих власти. При этом он видел необходимость в такой социальной системе, которая могла бы регулировать проявления человеческой агрессивности. Неофрейдизм . Это направление выросло из классического психоанализа Фрейда и представлено такими именами, как Альфред Адлер (1870-1937), Карл Густав Юнг (1875-1961), Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949), Эрик Фромм (1900-1980) и др. Характерные для него проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией Фрейда, хотя ряд концепций, представленных в этом направлении, весьма радикально от нее отличается. Но, тем не менее фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, называемых "комплексами". Когнитивная психология . Это направление возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования ЭВМ и в определенной степени явилось отрицательной реакцией на недостатки всех психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Здесь главное внимание было обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительным стимулом к развитию этой отрасли психологии явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования
Гуманистическая (экзистенциальная) психология. Ее виднейшие представители Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию. Считая неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, она обращается к области духа. Дух есть сила Самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность открывает человеку, доступ к любви, совести и чувству долга. Она помогает человеку преодолеть в себе кризис безосновности, призрачности своего существования. Трансперсональная психология. Это западное направление, которое описывает психические явления с точки зрения мифического или космического сознания. Суть этого направления в том , психика человека рассматривается с нетрадиционной позиции. Отечественные школы психологии ХХ века . Отечественная психологическая мысль также имеет давние традиции. Своими корнями они уходят в XIX в. Благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики (хотя во многом история развития этих наук в нашей стране похожа). Это Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля. Им удалось не только сохранить и развить науку, но и вырастить новые поколения ученых, которые впоследствии продолжили соответствующие исследования. Это - Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) и др. Основные труды отечественных психологов данного поколения приходятся на 30-60-е годы. Для этого периода характерно возникновение и развитие нескольких школ и направлений: 1. одно из них возникло в Грузии, его возглавил Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950). Школа Д.Н.Узнадзе взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений; 2. другое, пожалуй, самое сильное, направление оказалось связанным с именем Л.С. Выготского. Его в основном придерживались ученые, работающие в Москве, в частности, в МГУ, ряде научных институтов. В центре внимания этой группы ученых находились в основном вопросы общей и педагогической психологии; 3. третью школу создал С.Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должности. С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием "Основы общей психологии" (впервые появился в начале 40-х годов и был переиздан в 1989 г.). В эту работу вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической науки. Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном: общей психологии; возрастной и педагогической психологии; психофизиологии. Б.Г. Ананьев внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки. Заслугой Б.Г. Ананьева явилось создание факультета психологии при Ленинградском (ныне С.-Петербургском) университете, подготовка плеяды известных в нашей стране ученых, объединенных под названием "ленинградской школы". Вывод. Психика человека наиболее сложный предмет изучения, потому что это то, что нельзя увидеть, потрогать. А каждый человек очень индивидуален, что намного усложняет изучение психики. Ученые долго еще будут строить концепции, спорить, ставить задачи и искать пути их решения. Затруднительно даже ответить на вопрос, будет ли когда-нибудь в полной мере изучена психика, или останутся загадки, предположения. С 80-х годов начался процесс перестройки отечественной психологической науки, ее интеграции в мировое психологическое знание. С одной стороны, этот процесс характеризуется теми же тенденциями, которые были отмечены при анализе современной зарубежной психологии, а с другой - имеет свои особенности, связанные с социально-политической ситуацией в нашей стране. Все это обнадеживает и позволяет надеяться на то, что в скором времени отечественная психология вновь займет достойное место в мире. Библиографический список. 1. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А.А.Радегин; Научный редактор Е.А.Кротков. – М.: Центр, 2003. – 256с. 2. КАРНЕГИ Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей… /Пер. с англ. Д. С. Лободенко – Мн.: ООО «СЛК», 1997. – 640 с. 3. Психология и педагогика. Авторский коллектив: БогдановИ.В., Лазарев С.В. Ануфриенко С.С. Чмыхова Е.В. и др. 4. Интернетсайты. . |