Реферат: Традиции воспитания детей в доме Романовых
Название: Традиции воспитания детей в доме Романовых Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат | |
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение…………………………………………………………...………….3 2. Программа воспитания и обучения……………………………………….4 3. Принципы воспитания в семье Николая II и Александры Феодоровны…………………………………………………………………..6 · Видеть в каждом человека………………………………………......6 · Знакомство с жизнью………………………….……………….....….8 4. Заключение………………………………………………………………….11 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования Моя работа посвящена чрезвычайно актуальной теме, на мой взгляд, поскольку с каждым годом вопросам культуры воспитания уделяется все больше внимания со стороны общественности России, так как речь идет о путях социально-культурного развития, о поддерживаемых и разделяемых идеалах. Поскольку стратегия современного общественного развития требует обогащения норм внутрисемейной жизни, постольку заслуживает пристального внимания опыт семейного воспитания в доме Николая II, отмеченный как требующий серьезного изучения пласт культуры межличностного общения. В ситуации современного глобального кризиса культуры, особенно в сфере образования, когда под угрозой духовное здоровье и целостное развитие человека, особенно важно обратиться к нашему духовному наследию. Цели исследования Целью моей работы является исследование культуры воспитания, через которую раскрывается внутренний мир семьи Романовых. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ. Первым царственным ребенком, которого пытались воспитывать с учетом реалий нового времени, был будущий император Павел I. Впрочем, не зря говорят, что общая нестабильность отражается на детях, а это был не простой ребенок – юный Павел очень долго, начиная с самого рождения, рассматривался взрослыми как важный козырь в их политических играх. Поначалу воспитывала Павла тетка его отца – императрица Елизавета. Вернее, считалось, что воспитывала. Екатерина – будущая Екатерина Великая с горечью вспоминала: «заботами его буквально душили». «Кроме того, вокруг него было множество старых мамушек, которые бестолковым уходом, вовсе лишенным здравого смысла, приносили ему больше страданий, нежели пользы». Период такого воспитания наделал много вреда цесаревичу – мальчик стал капризным, малоуправляемым, диковатым и пугливым. К счастью, нянек сменили толковые наставники: С. Порошин, Ф. Бехтеев и Никита Иванович Панин, которые приложили все усилия, чтобы исправить вред, причиненный ребенку в первые годы его жизни. В первую очередь Павлу стали внушать чувство ответственности – он должен был осознать, принять душой и разумом тот факт, что он не простой мальчик, желания которого исполняются окружающими, но наследник Российского Престола, что он не имеет права на капризы и своеволие, что некоторые вещи просто невозможны для потомка великих государей». Проводя подобную линию воспитания, наставники Павла Петровича положили начало одному из главных принципов воспитания императорских детей – впоследствии все государи из рода Романовых вырастали людьми исторически образованными, привыкшими в ранних лет гордиться своими предками и нести ответственность за то великое наследие – Россию, - что досталось им от этих предков. Собственно и многие другие принципы воспитания, сформированные учителями для будущего Павла I, оставались неизменными в роду Романовых на протяжении многих лет. Так, например, Семен Андреевич Порошин, став одним из наставников великого князя, обозначил в дневнике программу действий: · вскормить любовь к русскому народу; · поселить в нем почтение к истинным достоинствам людей; · научить снисходительно относиться к человеческим слабостям, но строго следовать добродетели; · уничтожить предубеждения, которые легкомысленными людьми почитаются за непреоборимые истины; · сколько можно, обогатить разум полезными знаниями и сведениями. Н.И. Панин так же составил программу обучения, в которой прописывалось немалое время посвящать «прямой государственной науке». В итоге Павел I вырос настоящим принцем, человеком чести, живо интересующимся всем происходящим в государстве, образованным, оригинально мыслящим, обладающим тонким художественным вкусом. Педагогическая система, разработанная Екатериной IIдля внуков, Александра и Константина, послужила благому делу – она привнесла в такое нелегкое и деликатное дело, как воспитание императорских детей, разумность и систематизацию. Первый и главный принцип – особое внимание уделялось тем постулатам, что черпали из себя православной морали: · «…Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда в людях человек, достойный почтения». · «Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать…» · «Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном общении со всеми…» · «… отдалять от глаз и ушей их высочеств все худые примеры, и чтобы никто при детях грубых, непристойных и бранных слов и не сердился» Другие принципы касались не столь глобальных вещей, однако даже в наши дни они не потеряли актуальности, и немудрено, что в дальнейшем Романовы взращивали своих потомков прямо «по Екатерине». ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ НИКОЛАЯ II И АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ. Видеть в каждом человека...
А не упускают ли современные родители своих детей именно в таких незначительных на первый взгляд мелочах, не позволяют ли благодаря «пустякам» развиться в неокрепшей детской душе эгоизму и невниманию к другим людям? ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ НИКОЛАЯ II И АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ. Знакомство с жизнью В книге «Государыня Александра Феодоровна. Дневниковые записи, переписка» рассказано, что с первых лет замужества Императрица проявила интерес ко многим туберкулезным санаториям рядом с Ливадией — крымским поместьем Царской Семьи. Не удовлетворенная условиями содержания в них, Александра Феодоровна стала их поддерживать за счет собственных средств и организовывать и проводить каждое лето благотворительные базары рядом с Ливадией. Выручка шла для тех, кто был слишком беден, чтобы платить за лечение. Каждое лето Императрица продавала в своем киоске прекрасное шитье и вышивки, собственноручно ею сработанные. Когда подросли Дочери, Александра Феодоровна и их подключила к своей благотворительной деятельности. Она посещала дома многих больных туберкулезом, совершая визиты неожиданно, но ненавязчиво. Когда не могла пойти сама, то посылала Дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных из-за туберкулезных бацилл, но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посещали многих тяжелейших пациентов. Она сказала как-то, что Дети должны знать, что, «кроме красоты, в мире много печали». Вот еще один из главных принципов воспитания: не прятать детей от жизни не только в радостных, но и в скорбных ее проявлениях. А, казалось бы, как просто было окружить Детей Императора только приятными вещами! Но такое просто не приходило в голову Августейшим Родителям. В полной мере это проявилось во время «Ты видишь, — пишет Она в другом письме, — Наши Девочки научились наблюдать людей и их лица, Они очень сильно развились духовно через все это страдание, Они знают все, через что мы проходим; это необходимо и делает их зрелыми. К счастью, Они по временам большие беби, но у них есть вдумчивость и душевное чувство гораздо более мудрых существ». Так же воспитывали и Сына. Чтобы показать мальчику, Наследнику, реальную жизнь Его будущих подданных, страдания войны, Государь брал с собой Алексея Николаевича на фронт, невзирая на то, что это приносило некоторый ущерб его здоровью и учению. Воспитатель Царевича Жильяр писал о том, что жизнь в Могилеве, в Ставке, вносила серьезную задержку в классные занятия Алексея Николаевича и была вредна для его здоровья: «Там было столько впечатлений, притом слишком сильных для такой нежной и хрупкой натуры. Мальчик становился нервным, рассеянным, неспособным на производительный труд. Я доложил о своих наблюдениях Императору. Признавая их вполне основательными, Он возразил мне, что все эти отрицательные стороны вознаграждаются тем, что Алексей Николаевич теряет здесь Свою природную застенчивость и нелюдимость и что от зрелища всех бедствий и горя у Него на всю жизнь останется столь спасительное для Него в будущем отношение к войне». И вновь хочется обратиться к современным родителям: а почему бы в церковные праздники по старинному обычаю не посетить вместе с детьми больницы, детские дома, дома престарелых, просто больную соседку? Да и не только в праздники. Но при этом необходимо сообразовываться с возрастом детей, с их нервной организацией и возможностями, как делала это Царская Чета. Психика маленького ребенка легко травмируема. Ведь и Ее Величество не маленьких, но повзрослевших Детей посылала к туберкулезным больным, не слабую здоровьем Ольгу, но более выносливую Татьяну благословила помогать врачам при операциях. «Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог» — эти слова Александры Феодоровны нисколько не расходятся с другим Ее утверждением: «Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет». Достичь этого поможет «не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме — не формальная, а искренняя и естественная». Между тем сейчас нашлись «светочи» педагогической мысли, считающие, что буквально с пеленок перед детьми надо открывать всю правду-матку жизни, со всеми ужасами и чернотой. Страшно представить себе, на что обречена в этом случае детская психика. И если ребенок уже с трех лет постоянно заглядывает в экран, перед которым, небрежно развалясь, папа и мама смотрят кровавые триллеры, боевики и порнографию, что с ним станется, кто из него вырастет? Царская чета бережно оберегала Детей от всего непотребного. Да, Царевич и Царевны видели не только красоту, но и горесть жизни. Но Они не знали мерзостей порока. Старшие Царевны видели гнойные раны солдат, ампутированные руки и ноги. Смрад ран Они могли ощутить — смрада человеческих пороков не ощущали даже в заключении, когда караульные всячески пытались оскорбить чистоту юных девушек. Пьер Жильяр, преподававший Великой Княжне Ольге французский язык, вспоминал: «Когда Она стала старше, всякий раз, как я давал ей книгу, под предлогом трудности текста или незначительности интереса, который Он представлял, я отмечал на полях места или главы, которые Она должна была пропускать, с тем чтобы потом вкратце передать ей их содержание. Я делал так из предосторожности». Конечно же, Ольга не делала попыток заглянуть в отмеченный учителем текст, и тем была ограждена от вольностей, которые могли встретиться во французских книгах. Юлия Ден вторит Жильяру: «Все Великие Княжны были бесхитростными, невинными созданиями. Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось. Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые Они читали. В основном это были книги английских авторов. Их Величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Очень примечательный момент: в наши дни малыши по примеру родителей с трех лет усваивают нецензурную лексику. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нельзя сказать, что всемьях Дома Романовых было все идеально, что августейшие родители не допускали никаких ошибок в воспитании своих детей, что никогда не случалось трений между младшим и старшим поколениями. Все это, безусловно, было. И все-таки главное в этих семьях без труда прививалось детям – любовь к Богу, любовь к Родине. "Детей воспитай в страхе Божии. Старайся о учении их науках, потребных к их званию", - писал в обращенном к жене завещании Император Павел I. А спустя десятилетия его потомок завещает своему сыну, которому суждено стать святым Русской Православной Церкви: "Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства"… Принципы воспитания детей в доме Романовых и сейчас, на мой взгляд, не лишены смысла. Они, в какой-то мере, являются пособием по воспитанию для будущих поколений. Я считаю, что они очень актуальны и в наше время. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Так же для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru |