Реферат: Зависимость успешности изучения иностранного языка от типа темперамента
Название: Зависимость успешности изучения иностранного языка от типа темперамента Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Акбирова И.Р. Республика Башкортостан, г.Бирск Зависимость успешности изучения иностранного языка от типа темперамента Однаиззаметныхтенденцийнашеговремени - этопризнаниеважности человеческойличности. Пристальноевниманиеиучет«человеческогофактора» наблюдаетсявовсехсферах, таккакбезэтоговнастоящеевремяничегосделать нельзя. Итак, есливпрошлыеэпохичеловекчащевсеговоспринималсякаквинтик общества, государстваит.п., тотеперьнабираетсилуподход, согласнокоторому необходиминдивидуальныйподходкчеловекувовсехсферах. Вделесоздания условийдлястановленияиразвитиятакихличностейоченьмногоеможетидолжно сделатьобразование. Проблемаиндивидуальногоподходавобученииразрабатываетсяв отечественнойнаукедавно, однако, сейчасактуальностьтакихисследований особенновеликавсвязисуказаннымивышеобстоятельствами. Учет индивидуальныхособенностейучащихсянеобходимвотношенииразличных сторонеголичности, втомчислевотношениитемпераментальныхособенностей детей. Ипоэтому, темболееважноучитыватьтемпераментребенкавучебно-воспитательнойработесним. Даннаятемаоченьактуальна, посколькубеззнаний теориитемпераментовсложностроитьвзаимоотношения. Знаниечерт темпераментадетейпозволяетправильнеепониматьнекоторыеособенностиих поведения, даетвозможностьварьироватьприемамивоспитательныхвоздействий. Еслинеучитыватьтемпераментучащихсявучебно-воспитательномпроцессе, то труднеераскрытьособенностиличности. Темпераментомназываютсовокупностьсвойств, характеризующих динамическиеособенностипротеканияпсихическихпроцессовиповедения человека, ихсилу, скорость, возникновение, прекращениеиизменение. Темперамент отражаетдинамическиеаспектыповедения, преимущественно врожденногохарактера, поэтомусвойстватемпераментанаиболееустойчивыи постоянныпосравнениюсдругимипсихическимиособенностямичеловека. Наиболееспецифическаяособенностьтемпераментазаключаетсявтом, что различныесвойстватемпераментаданногочеловеканеслучайносочетаютсядругс другом, азакономерносвязанымеждусобой, образуяопределеннуюорганизацию, структуру, характеризующую 4 темперамента. Итак, подтемпераментом следуетпониматьиндивидуальносвоеобразные свойствапсихики, определяющиединамикупсихическойдеятельностичеловека, которые, одинаковопроявляясьвразнообразнойдеятельностинезависимоотее содержания, целей, мотивов, остаютсяпостояннымивзреломвозрастеиво взаимосвязихарактеризуюттиптемперамента. Для проведения нашего эксперимента (проследить зависимость изучения иностранного языка от типа темперамента) мы определили экспериментальную выборку в количестве 24 человек. В экспериментальную выборку вошли студентки первого курса факультета иностранных языков. МывыбралитесттемпераментаВ.М.Русалова, таккаконоптимален длянашейэкспериментируемойгруппы, хотя вдиагностическойлитературеможнонайтимногоразличныхтестовна определениетипатемперамента: тестЯ.Стреляу, тест-опросникГ.Айзенка, опросникШмишека, подростковыйопросникГ.Айзенка, опросник«Мини-мульт»ит.д Предлагаемаяметодикаиспользуетсядлядиагностикипредметно-деятельностногоикоммуникативногоаспектовтемпераментаипозволяет количественнооценитьегосвойства: энергичность, пластичность, темпи эмоциональность. Соотношениеуровнейвыраженностиперечисленныхсвойств указываетнатиптемпераментаобследуемого (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Тестсостоитиз 105 вопросов, накоторыеиспытуемыйдолжендать однозначныйответ: либо«да», либо«нет». Нейтральныеответыиуходотответов недопускаются. Проведяэкспериментыипроанализировавих, мывыявилиследующие зависимости: 1) Устудентовсхолерическимтипомтемпераментасамыевысокие показателипоэнергичностивработеивобщении, чемуостальных. Заними следуютсангвиники-холерики, затемсангвиники-флегматики. Самыйнизкийбалл поэнергичностиумеланхоликов. 2) Самыйвысокийрезультатпопластичностивработеивобщенииу холериков. Средниепоказателиусангвиников-холериков, далееумеланхоликов. У сангвиников-флегматиковсамыйнизкийбаллпоэтомупункту. 3) Наивысшийпоказательпотемпувработеивобщенииухолериков. Далееследуютсангвиники-холерики, азанимисангвиники-флегматики. Самый низкийбаллумеланхоликов. 4) Поэмоциональностивработеивобщениимеланхоликизанимают первоеместо. Самыйнизкийбаллусангвиников-флегматиков. 5) Порезультатаманализа, сангвиники-флегматикиполучилинаивысший среднийбаллпоуспеваемости (4,16). 4,14 балланабралихолерики. Заними следуютмеланхоликис 3,8 балла. Инапоследнемместенаходятсясангвиники-холерики (уних 3,6 балла). Итак, извыводовследует, чтонесмотрянанезначительнуюразницу, мы можемподтвердитьнашугипотезу: успешностьизученияанглийскогоязыказависит оттипаВНД. |