Реферат: Основные понятия психологии и педагогики

Название: Основные понятия психологии и педагогики
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)

Факультет ЗАОЧНЫЙ

Кафедра инженерной педагогики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

По дисциплине педагогика и социология

Студента Букина Дмитрия Ивановича

Курс 5 Шифр Мз – 06 – 04

Омск 2010 г.

Вариант №4

Раздел №1. Введение. Основные понятия психологии и педагогики.

Задание №1

Какие науки-партнеры психологии Вам известны? Запишите их названия и укажите, какова форма взаимосвязи психологии с каждым из них.

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (греческий PSYHE — «душа» + LOGOS — «понятие», «учение»).

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытал выразить с помощью этого понятия психологии самоё главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину дыхания, познания и т. п. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Иначе говоря, психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека. Термин возник в XVIII в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике.

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

Задание №2

Дополните:

Педагогика в узком смысле – это наука о ________, _____________, _______________, ____________, __________ и _____________ обучения и воспитания человека.

Запишите еще не менее двух определений педагогики и укажите их авторов.

Педагогика в узком смысле – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. (Л.В. Мардахаев)

Педагогика:

· наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности (Н.В. Бордовская, А.А. Реан);

· особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека (Н.В. Бордовская, А.А. Реан);

· наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович);

· наука и одновременно отрасль человековедения, т.е. отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е.С. Рапацевич);

· наука о воспитании человека (Г.М. Афонина, И.П. Подласый);

· особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П.И. Пидкасистый);

· наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, СИ. Розум);

· часть культуры народа, непреходящая ценность (В.С. Кукушин);

· теоретичеекая наука и педагогическая деятельность, искусство (И.Ф. Харламов);

· наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В.И. Андреев);

Раздел №2. Психология познавательных процессов

Задание №3

Выберите правильный вариант ответа.

Ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении, называются:

a) интероцептивные ощущения;

b) проприоцептивные ощущения;

c) экстероцептивные ощущения;

d) контактные ощущения;

e) дистантные ощущения.

Дайте определения не выбранным Вами в задании классам и видам ощущений.

Ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении, называются: проприоцентивными.

Интероцептивные ощущения, сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражение от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Экстероцептивные ощущения доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Вся группа экстероцептивных ощущений условно разделяется на две группы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние, слух и зрение.

Задание №4

Вставьте нужный термин, характеризующий вид памяти в соответствии с типом запоминаемого материала:

_______________ - способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций;

_______________ - способность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия;

_______________ - запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний;

_______________ - высший вид памяти, с помощью которой формируется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий.

Двигательная память - способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций;

Образная память - способность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия;

Эмоциональная память - запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний;

Вербальная (словеснологическая или семантическая) память - высший вид памяти, с помощью которой формируется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий.

Раздел №3. Психология личности

Задание №5

Выберите правильный вариант ответа.

Реактивность – это свойство темперамента, о проявлении которого можно судить по одному из следующих признаков:

a) насколько гибко и легко приспосабливается человек к внешним воздействиям;

b) насколько слабо воздействие, необходимое для возникновения эмоциональной реакции;

c) с какой степенью энергичности человек воздействует на внешний мир;

d) какова степень непроизвольности реакций на внешнее и внутреннее воздействия;

e) какова наименьшая сила воздействия, необходимая для возникновения психической реакции.

Укажите, какие свойства темперамента зашифрованы в остальных вариантах ответа.

Реактивность – это свойство темперамента, о проявлении которого можно судить по одному из следующих признаков:какова степень непроизвольности реакций на внешнее и внутреннее воздействия;

Сенситивность - это свойство темперамента, о проявлении которого можно судить по одному из следующих признаков:какова наименьшая сила воздействия, необходимая для возникновения психической реакции.

Активность - это свойство темперамента, о проявлении которого можно судить по одному из следующих признаков: с какой степенью энергичности человек воздействует на внешний мир.

Эмоциональная возбудимость - это свойство темперамента, о проявлении которого можно судить по одному из следующих признаков:насколько слабо воздействие, необходимое для возникновения эмоциональной реакции.

Пластичность - это свойство темперамента, о проявлении которого можно судить по одному из следующих признаков:насколько гибко и легко приспосабливается человек к внешним воздействиям.

Задание №6

Установите соответствие в табл. 1 между теорией личности и ее основоположниками.

Таблица 1

Теории личности и их основоположники

Теория личности Основоположники
Психоаналитическая Б.Ф. Скиннер
Гуманистическая Дж. Келли
Бихевиориальная З. Фрейд
Когнитивная К. Роджерс, А. Маслоу

Коротко охарактеризуйте одну теорию личности.

Таблица 1 (исправленная)

Теории личности и их основоположники

Теория личности Основоположники
Психоаналитическая З. Фрейд
Гуманистическая К. Роджерс, А. Маслоу
Бихевиориальная Б.Ф. Скиннер
Когнитивная Дж. Келли

Когнитивная теория личности Дж. Келли.

Конструкт (личностный конструкт) — оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства. Термин, предложенный в психологии личности Дж. Келли, для обозначения когнитивных шаблонов, которые человек «сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир. Конструкты используются для прогнозирования повторяющихся событий. Конструкт позволяет индивиду не только объяснять чужое поведение, но и проектировать собственное поведение, так как конструкт задает фактическую программу такого поведения.

Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт в терминах схожести и контраста (например, «хороший - плохой»). Личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов.

Личностные конструкты можно классифицировать несколькими способами. Например, есть всесторонние конструкты, которые включают в себя относительно широкий спектр явлений, и частные конструкты, включающие в себя небольшой диапазон явлений (то есть имеющие более узкий диапазон возможностей). Есть основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека, и периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя значительно основную структуру. И наконец, некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие — свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

Личностные конструкты, не несущие для индивида личностный смысл или не вошедшие еще в привычку («периферические конструкты»), легко поддаются изменению. Личностно значимые и давно ставшие привычными («центральные конструкты», по терминологии Дж. Келли) — изменению поддаются сложнее.

Для выявления личностных конструктов применяется технология репертуарных решеток.

Раздел №4. Психология человеческих взаимоотношений

Задание №7

Расположите способы выхода из конфликта в порядке увеличения возможности его разрешения:

· компромисс;

· приспособление;

· избегание;

· сотрудничество;

· соперничество.

Коротко охарактеризуйте любые два способа разрешения конфликта.

Способы выхода из конфликта в порядке увеличения возможности его разрешения:

· сотрудничество;

· компромисс;

· приспособление;

· соперничество;

· избегание.

Краткая характеристика типов разрешения конфликта

Человек, использующий стиль конкуренции (соперничества), активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои волевые качества. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы.

Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.

Приспособление - это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов.

Тот, кто следует стилю сотрудничества, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.

При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне - один уступает в чем-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.

Задание №8

Заполните табл. 2, характеризуя основные стили действия субъекта.

Таблица 2

Ритуальный стиль Манипулятивный стиль Конфликтный стиль
Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ. Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании). Конфликтная личность склонна к обострению ситуаций вокруг себя. Обычный человек тяжело переносит состояние конфронтации, стремясь найти выход из создавшегося положения. Человек конфликтный переносит тяготы противостояния существенно легче. Во-первых, у него понижена чувствительность к неопределенности, он не способен реалистически прогнозировать развитие ситуации и потому не тревожится. Во-вторых, для него характерны завышенная самооценка, избыточная жесткость системы используемых критериев оценки других и излишняя категоричность в оценках. Ему не приходит в голову идея сблизить позиции и подстроиться к мнению группы («Не могу поступаться принципами!»). На фоне завышенной самооценки возникает агрессивная неудовлетворенность не только собой, но и всем окружающим, а застывшая система ценностей не позволяет сохранить объективность и гибкость при объяс­нении поступков окружающих, порождая конфликты. Понятно, насколько важно су­меть увидеть конфликтность в характере специалиста при приеме его на работу, опре­делить, будет ли он в напряженной обстановке стремиться к сглаживанию или обострению ситуации.

Раздел №5. Содержание образования и теории обучения

Задание №9

Заполните табл. 3 «Система дополнительного образования в РФ»

Таблица 3

Система дополнительного образования в РФ

Дополнительное образование детей
Функции Учреждения дополнительного образования

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

· центры дополнительного образования детей

· дворцы детского (юношеского) творчества

· дома детского творчества

· станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества

· детская школа искусств, в том числе по видам искусств

· детско-юношеские спортивные школы

· специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва

· детско-юношеские спортивно-адаптивные школы

Дополнительное образование взрослых
Функции Учреждения дополнительного образования

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

· учреждения повышения квалификации

· профессиональные курсы

· центры профессиональной ориентации

Задание №10

Дайте определение понятию «самовоспитание» и охарактеризуйте основные параметры самовоспитания.

Самовоспитание – систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.

Можно выделить следующие параметры самовоспитания:

· направленность, т.е. мотивы работы над собой.

· содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

· устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

· эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

Раздел №6. Закономерности развития человека

Задание №11

Дозаполните табл. 4, характеризующую один из возрастных периодов развития человека.

Таблица 4

Характеристика юношеского возраста

Стадия возрастного развития Ведущий вид деятельности Психические новообразования

Юношеский возраст

(от 17до 23 – юноши)

(от 16 до 21 – девушки)

Ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее.

Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, внутреннее Я может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.

Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях.

Раздел №7. Семейное воспитание

Задание №12

Охарактеризуйте ошибки семейного воспитания.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.

Ошибка первая. Обещание больше не любить. Родители часто недовольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Однако эта угроза быстро забывается. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка. Лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение не одобряю».

Ошибка вторая. Безразличие. «Делай, что хочешь, мне все равно», - часто говорят родители, устав от каприз сына или дочери. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравиться родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится моя помощь, можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья. Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная», - нередко утверждают мамы в разговоре с ребенком. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их рядом нет. Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим».

Ошибка четвертая. Детей не надо баловать. Детство – короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее. Скорее наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая. Навязанная роль. «Мой ребенок – мой лучший друг», - заявляют иногда родители. Для них ребенок – главное в жизни, он смышленый, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их как настоящий взрослый. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая. Денежная. «Больше денег – лучше воспитание», - убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

Ошибка седьмая. Наполеоновские планы. «Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Родителей не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Они убеждены, что со временем дети оценят их старания. Но часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков. Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.

Ошибка восьмая. Слишком мало ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка». Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.

Ошибка девятая. Ваше настроение. Из-за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая. Слишком мало времени для воспитания ребенка. «К сожалению, у меня совсем нет времени», - так говорят своему сыну или дочери некоторые родители, забывая простую истину – родили ребенка, значит надо и время для него найти. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалиться от собственных родителей. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть у кровати ребенка, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

Список использованной литературы

1. Пащина, С.М. Психология и педагогика [Текст] / С.М. Пащина. – Омск, 2008.

2. Психология и педагогика [Текст] / Сост. А.А. Радугин. – М., 2001.

3. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб., 2002; 2007.