Курсовая работа: Маркетинговый анализ положения ударно-вращательной дрели марки Forward на рынке города
Название: Маркетинговый анализ положения ударно-вращательной дрели марки Forward на рынке города Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение Глава 1. Распространение товара на рынке Глава 2. Исследование покупателей Глава 3. Аналитическая работа по собранной информации Заключение Список использованной литературы Введение Суть курсового проекта заключается в анализе положения определенного товара на заданном рынке и выработка рекомендаций по его улучшению. Для проведения маркетингового исследования был выбран следующий товар: ударно-вращательная дрель марки “Forward”. Исследования проходили на рынке электроинструментов г. Ижевска. Данный товар специфичный и предназначен для узкого круга лиц. Основной функцией маркетинга является сбор и обработка данных для принятия управленческих решений. Для принятия правильного решения необходима наиболее полная информация о товаре, покупателях и их предпочтениях, о товарах-конкурентах, представленных на этом рынке и т.п. Для достижения поставленной цели было произведено наблюдение за товаром в местах его продажи, проведено анкетирование покупателей, как фактических, так и потенциальных. Глава 1. Распространение товара на рынке В данной курсовой работе рассматривается следующий товар: ударно – вращательная дрель марки “Forward”. Ниже приведена краткая характеристика моделей данной марки дрели. Ударно – вращательная дрель марки “Forward” предназначена для сверления дерева, метала, а так же бетона. Для сверления бетона в этих моделях предусмотрено переключение из режима вращения в ударно – вращательное, что очень удобно для пользования, среднее число ударов варьируется в зависимости от модели дрели и примерно составляет где-то от 38400 ударов в минуту до 48000 ударов. Так же для удобства и облегчения работы с дрелью предусмотрено установление боковой ручки и глубиномера Ударно – вращательная дрель марки “Forward” выполнена в трёх цветах: стандартный чёрный цвет, синий и красный. Также в зависимости от модели они различаются по скорости холостого хода так, например, у модели FPD – 10/450, 3000 об/мин, а у модели FPD – 13/750 число оборотов составляет 2400 об/мин. Ударно – вращательная дрель марки “Forward” поставляются в комплекте, как с быстрозажимным патроном, так и с ключевым патроном. Патрон с ключом: устанавливать и вытаскивать сверло необходимо специальным ключом. Установить ключ в одно из трех отверстий на патроне. Вращением против часовой стрелки ослабляется крепление для сверла. Вращением по часовой стрелке зажимается сверло в патроне. Сверло автоматически центрируется благодаря трем кулачкам внутри патрона. Данная марка дрели продается в наборе с дополнительными и сопутствующими инструментами в набор входит: молоток, семь отверток различной длины и размером полотна, ключ гаечный разводной, круглогубцы и так же множество насадок для дрели для закручивания и выкручивания различных болтов и шурупов. Все эти дополнительные инструменты и устройства, а так же сама дрель продаются в удобном пластмассовом чемодане, что облегчает условия хранения и транспортировки дрели. У нее очень хороший дизайн. В основном дрели этой марки используются в домашних условиях для бытовых нужд, так как они не предназначены для профессиональной деятельности. Таблица 1 Ассортимент и основные характеристики моделей
Для наблюдения и проведения маркетингового исследования был выбран рынок г. Ижевска. В ходе работы было рассмотрено 6 магазинов электра инструментов: “REMO”, “Спецтехника”, “Мир инструмента”, “Мастер инструмент ”, “Дионис”, “Эльгрин”. Таблица 2 Ассортимент и цены на ударно – вращательную дрель марки “ Forward ” по рассматриваемым магазинам на 20.04.2006г.
Как видно из таблицы 2. в разных магазинах электроинструментов представлен различный ассортимент данного вида товара, а именно ударно – вращательная дрель марки “Forward”, так же анализируя данную таблицу можно сказать, что цена тоже варьируется. Наибольший ассортимент представляет магазин “REMO” так же в нем было продано больше всего товара за месяц 18 ед. на сумму равную 31 575 руб. Это связано с тем, что у них квалифицированные продавцы, а так же хороший сервисный центр. На ударно – вращательные дрели марки “Forward” дают двух летнюю гарантию от производителя, и с последующим обслуживанием при такой необходимости. Таблица 3 Объем продаж за апрель 2006г.
Глава 2. Исследование покупателей Для исследования мнения покупателей о данном товаре была разработана анкета: Анкета Убедительная просьба внимательно ответить на все вопросы анкеты. Все данные исследования анонимны, разглашению не подлежат, и будут использоваться исключительно в обобщенном виде. 1. Имеете ли вы в семье ударно – вращательную дрель? - Если ДА , то Какой марки ваша дрель? _______________ - Если НЕТ , то Собираетесь ли вы приобрести ударно – вращательную дрель? - да - нет Какой марке вы бы отдали предпочтение? __________ - нет 2. Известна ли вам марка дрели “Forward”? - да - нет 3. Что (кто) является источником информации о данной марке: - реклама - выставки в магазинах - знакомые, родственники - другое…_______________ 4. Какие характеристики являются для вас наиболее важными при выборе ударно – вращательной дрели (расставьте по значимости): - Количество разнообразных функций - Скорость холостого хода - Мощность - Вес - Дизайн - Число ударов в минуту - Регулятор скорости - Цена 5. Оцените по 5-балльной шкале следующие характеристики ударно – вращательной дрели марки “Forward”, - Цена - Надёжность - Престиж марки - Гарантийный срок 6. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст: - 20 – 35; - 35 – 45; - 45… Ваш пол: - м - ж 8. Укажите, пожалуйста, ваш уровень доходов? - до 4000р.; - 4000р. – 9000р.; - 9000р. - … СПАСИБО! В ходе исследования было опрошено 30 человек, в результате чего были сделаны следующие выводы: 1. Среди опрошенных людей ударно – вращательную дрель имеют 16%, собираются приобрести – 24%; 2. Ударно – вращательным дрелям других марок отдали предпочтение 30% опрошенных, 25% не определились, какую марку выбрать, 5% выбрали марку “Forward”; 3. Основными конкурентами «Forward» являются «Boch» и «Kresch»; 4. Анкета показала, что покупатели не очень информированы о товаре. Около 1/3 всех опрошенных были знакомы с данной маркой. Источником информации являлись преимущественно реклама и советы родных; 5. Важнейшими характеристиками для покупателей являются цена, мощность и скорость холостого хода; 6. Среди покупателей ударно – вращательной дрели присутствуют практически все возрастные группы выделенные нами при анкетирование. Большинство покупателей ударно – вращательной дрели относятся к возрастным группам от 20 до 35 лет и от 35 до 45 лет. 7. Немногие из опрашиваемых людей, знакомые с данной маркой, удовлетворены уровнем цен и уровнем сервиса на ударно – вращательные дрели “Forward”. 8. Купить данный товар может позволить себе каждый, независимо от уровня дохода, тут совсем другая проблема:- “Нужен ли этот товар покупателю?”. Глава 3. Аналитическая работа по собранной информации позиционирование товар маркетинговый рынок дрель Сегментирование рынка – это выделение отдельных групп покупателей или процесс разбивки покупателей на группы. Сегментация требует постоянного обновления (2 – 3 года). Основная цель сегментирования – удовлетворить потребность клиента, лучше изучить его. Рынок электротоваров, а именно рынок ударно – вращательной дрели можно сегментировать по следующим позициям: 1. Возраст (20 – 35; 35 – 45; старше 45). 2. Отношение к товару (положительно, нейтрально, отрицательно). 3. Уровень дохода (низкий; средний; высокий). Возраст: 1) 20 – 35лет и 35 – 45лет: Представители данной группы часто при выборе ударно – вращательной дрели, кроме технических характеристик обращают внимание на дизайн, разнообразие функций, престиж марки, и на дополнительные инструменты или устройства идущие в наборе. Особенности маркетинга: В рекламе обращать внимание на современный дизайн, разнообразие функций. Дополнительно желательна реклама, направленная на увеличение престижа марки. 2) Старше 45 лет: Люди, которым за 45 у них свой подход к выбору дрели. В основном это бывают маленькие и очень простые в применение дрели, возможно даже без каких либо дополнений, одним словом: «Сверлить дырки и всё!». Особенности маркетинга: Обращать внимание на простоту управления, у обычной дрели преимущества перед ударно – вращательной дрелью, так как последняя создаёт ударно вращательные движения и что может сказаться на пожилых людях. Устанавливать скидки, кредиты, рассрочкой платежа. Отношение к товару 1) Положительно: Основным фактором, влияющим на выбор определенной марки, и модели дрели является отношение потребителя к ней. Здесь играет большую роль престижность марки товара. При отношении к товару положительно потребитель не обязательно купит данный товар сегодня, завтра, но он его купит, так как у него есть потребность в этом товаре. Особенности маркетинга: В рекламе обращать внимание на стимулирование покупок, чтобы потребитель не откладывал свою покупку на долгий срок. Это могут быть различные способы стимулирования такие как например скидки, подарки, обеспечение высоких сервисных услуг и наконец использование кредитов. 2) Нейтрально: Нейтральное отношение к товару влияет на то, где и какой марке товара отдаст предпочтение покупатель, он сам ещё не определился с выбором и в затруднение ответить на вопрос, а нужен ли ему этот товар. Особенности маркетинга: При данном отношению к товару надо особенно стимулировать потребителя и убедить его в том, что данный товар ему необходим. Нельзя допускать ошибок в рекламе. 3) Отрицательно: Отрицательное отношение покупателя к товару может сказаться на товаре, так как негативное отношение к товару не способствует увеличению спроса, а наоборот оказывает отрицательный эффект. Особенности маркетинга: В данном случае надо попытаться изменить отношение покупателя к товару путем убеждения в том, что данный товар лучше и качественнее остальных, это можно сделать с помощью рекламы акцентированной на достоинства товара. Уровень доходов: 1) Низкий (меньше 4000р.): Основным фактором, влияющим на выбор определенной марки и модели ударно – вращательной дрели является цена. Покупатели данной категории отдают предпочтение приборам с минимальным количеством оборотов, маленькой мощностью и минимумом дополнительных функций, то есть те дрели, которые имеют наиболее низкую цену. Для этой группы покупателей важна такая черта как надёжность. Особенности маркетинга: Продажа в кредит, установление скидок. 2) Средний (4000р. – 9000р.): Определяющими характеристиками выбора модели являются цена, мощность, количество оборотов холостого хода, так же дополнительные функции и дизайн. Особенности маркетинга: Проводить рекламу, обращая внимание на то, что при средней цене покупатель получает не только ударно – вращательную дрель в сочетании с наличием дополнительных функций, но и невысокую цену. Установление кредита, скидок. 3) Высокий (выше 9000р.): Покупатели имеют возможность выбирать самые новые модели, имеющие самые высокие технические характеристики и множество дополнительных функций. Наиболее значимым фактором при выборе ударно – вращательной дрели является разнообразие функций, дизайн. Цена не является определяющим фактором. Покупатели данной группы уделяют особое внимание престижности марки. Особенности маркетинга: Активная реклама, направленная на увеличение престижа марки “Forward”. Обращать внимание покупателей на современный дизайн, множество дополнительных функций, высокая мощность, надежность и так же технические характеристики. Позиционирование товара Позиционирование товара – действия, направленные на формирование восприятия потребителями данного товара относительно товаров-конкурентов по тем выгодам и преимуществам, которые они могут получить, т.е. это обеспечение товару не вызывающего сомнений, четко отличного от других, желательного места товара на рынке и в сознании целевых потребителей. Основными конкурентами на рынке электроинструментов у ударно – вращательной дрели “Forward”, являются “Boch” и “Kresch”. Данные фирмы появились на рынке электроинструментов г. Ижевска давно и уже успели завоевать доверие и приверженность покупателей. Лидером на рассматриваемом рынке является “Boch”.
В сравнении с маркой “Boch”: Iцена = 1870 / 2200 = 0,85 Iкач = 6/9 = 0,67 Iпрестиж = 5 /9 = 0,55 I = 0,67 * 0,6 + 0,55 * 0,4 = 0,622 Iконк=0,622 / 0,85 = 0,73 В сравнении с маркой “Kresch”: Iцена=1870/2440 = 0,77 Iкач=6/8=0,75 Iпрестиж = 5/8 =0,63 I=0,75 * 0,6 + 0,63 * 0,4 =0,702 Iконк = 0,702 / 0,77 = 0,91 Как видно из вычислений марка “Forward” проигрывает по конкурентоспособности своим основным конкурентам “Boch” и “Kresch” в процентах это составляет 27% и 9% соответственно. Емкость данного рынка Используя результаты анкетирования, по удельному весу покупателей среди всех опрошенных и общей численности покупателей в пределах исследуемого рынка определим приблизительную емкость рынка методом последовательного исключения. Примерная общая численность населения г. Ижевска: 700 000 человек. 16% населения имеют ударно – вращательные дрели и в ближайшее время не собираются покупать новую дрель (исходя из анкетирования) это составляет: 700000*0,16=112 000 Примерное количество потенциальных покупателей ударно – вращательной дрели на рынке г. Ижевска 588000 человек. Приверженцы других марок (собирающиеся купить ударно – вращательную дрель конкретной марки): 30% 588 000*0,3=176 400 Примерное количество покупателей ударно – вращательной дрели марки “Forward” составляет 288 400 человек. Прогноз существования товара на рынке Основными конкурентами марки ударно – вращательной дрели “Forward” являются “Boch” и “Kresch”. Они занимают наибольшую долю рынка в связи с высоким качеством, престижностью марки, активной рекламой товаров, а также вследствие того, что существуют на данном рынке очень давно и уже успели завоевать доверие и приверженность покупателей. Ударно – вращательной дрели “Forward” выигрывают по сравнению с основными конкурентами в цене, и оказывает решающую роль при выборе товара, т.к. для большинства покупателей цена является одним из основных параметров при покупке. На рынке в малом объеме представлены новые, более дорогие модели с улучшенным дизайном и техническими характеристиками, а также в недостаточном объеме - дрели с хорошими техническими характеристиками и сравнительно низкой ценой. Положение на рынке достаточно стабильное. Каждая фирма пытается разрабатывать новые модели с современным дизайном и наличием множества разнообразных дополнительных функций. Также на рынке представлены недорогие модели дрели со средними характеристиками. Благодаря сравнительно низким ценам и высокому качеству данная фирма занимает достаточно большую долю рынка. А за счет разработки новых моделей стремится привлечь большее количество покупателей. Заключение Целью данного курсового проекта было проанализировать положение товара на заданном рынке и выработать рекомендации по улучшению его положения. Для определения степени распространения товара на данном рынке и уровня насыщенности товаром было проведено наблюдение за товаром в местах его розничной продажи. В ходе наблюдения были определены ассортимент товара, его особенности, сервис по товару, цены на товар в каждом конкретном магазине, выяснен объем продаж за месяц. Для исследования предпочтений покупателей была составлена анкета и предложена покупателям в местах продажи товара. По результатам анкетирования были определены основные характеристики покупателей, влияющие на выбор товара, выяснена степень информированности о рассматриваемом товаре и источники информации. По результатам анкетирования было проведено сегментирование рынка и определены наиболее предпочтительные сегменты для данного товара. По результатам позиционирования были сделаны выводы, что марка “Forward” проигрывает по конкурентоспособности своим основным конкурентам “Boch” и “Kresch” в процентах это составляет 27% и 9% соответственно. В целом же, за счет низкой цены и достаточно высокого качества ударно – вращательные дрели марки “Forward” занимают прочное положение на рынке. Для улучшения положения на рынке и улучшения мнения покупателей о дрели данной марки необходимо увеличить представляемый ассортимент моделей, удерживать низкие цены и проводить активную рекламу по повышению престижа марки “Forward”. Список использованной литературы 1. Шибанова Л.И. Анализ состояния рынка товара. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Маркетинг» на тему «Анализ состояния рынка товара». 2. Курс лекций по маркетингу. |