Реферат: Развитие абстрактного мышления в подростковом возрасте
Название: Развитие абстрактного мышления в подростковом возрасте Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 2.1. Методы оценки мышления у подростков. При оценке мышления у подростков следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточны развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подрастающему возрасту, а именно - умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции. Второе обстоятельство требует обратить особое внимание на те виды мышления, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут относиться математические, лингвинические и технические способности, которые легко могут быть оценены у подростков при помощи известных тестов. 2.2.Организация и методы исследования. В соответствии с поставленными в исследовании задачами нами было разработана программа исследования, состоящая из этапов: 1. Изучаем уровень логической связи построенных на абстрактных связях. 2. Анализ полученных результатов. Нами было опрошено ровно 35 подростков. Опрашивались подростки и ученики старших классов ТСШ №1. Для решения заявленной проблемы в психологии используется психологический тест «сложные аналогии» Э.Р. Ахмеджанова. Цель: диагностика абстрактного мышления в подростковом возрасте. Возрастной аспект: применяется для исследования подростков. Содержание методики: обследуемым подросткам предлагается на бланке 20 пар слов, отношение между которыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в «образце» расположены 6 пар слов, каждый из которых присущи определенные отношения. Например, «Овца-стадо» - часть и целое, «Малина- ягода» - определение, «Море- океан» - различается в количественном отношении и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых подростки должны сопоставить с одним из образцов. Например, «Голова-роман» аналогично «Овца-стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава-роман» - 1). Время выполнения работы 3 мин. Оценка производиться по количеству правильных ответов. Правильные ответы к методике см. в приложении 2. Образец: 1. Овца- стадо. 2. Малина-ягода. 3. Море-океан. 4. Свет-темнота. 5. Отравление-смерть. 6. Враг-неприятель. Материалы: 1. Испуг-бегство. 6. Пара-два. 2.Физика-наука. 7. Слово-фраза. 3. Правильно-верно. 8. Бодрость-вялость. 4. Грядка-огород. 9. Свобода-независимость. 5. Похвала-брань. 10. Месть-поджог. 11. Десять-число. 16. Прохлада-мороз. 12. Праздность-безделье. 17. Обман-недоверие. 13. Глава-роман. 18. Пение-искусство. 14. Покой-движение. 19. Капля-дождь. 15. Бережливость-скупость. 20. Радость-печаль. 2.3. Анализ и обработка полученных результатов. Обработка результатов заключается в подсчете правильных ответов. Результаты исследования в ТСШ № 1 оказались следующими: 11 подростков из 35 опрошенных набрали 5 баллов. Считается, что подростки имеют очень высокий уровень логически-понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях (0 ошибок). 4 балла набрали 9 подростков. Хороший уровень, умеют логически четко выражать свои мысли в понятиях (1 ошибка). У 7 подростков сумма баллов была 3+. Хорошая норма большинства подростков, иногда бывает неточность в использовании понятий (2 ошибки). 5 подростков набрали 3 балла. Средняя норма, допускаются ошибки, неточность в использовании понятий (3-4 ошибок). 3- балла набрали 3 подростка. Низкая норма, часто «путанно», нечто выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения (5-6 ошибок). Ниже 3- балла ни у одного подростка не было, то есть это означает, что ниже среднего уровня понятийного мышления нет ( 7 и более ошибок). Таким образом, из исследования видно – все подростки справились с заданием. У большинства подростков понятийное мышление на высоком, хорошем и среднем уровне, улавливают логику понятий в своих и чужих рассуждениях. И только у троих подростков низкая норма, они выражают свои мысли путанно и неточно понимают чужие рассуждения. А ниже низкой нормы ни у одного подростка не было. |