Реферат: Проблема усыновления детей из детских домов
Название: Проблема усыновления детей из детских домов Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат |
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Московский государственный открытый университет Чебоксарский политехнический институт (филиал Реферат по социологии на тему: Проблема усыновления детей из детских домов Выполнила: студентка факультета Экономики и права Проверила: Чебоксары 2009 Содержание: Ведение……………………………………………………………………….........3 1. Сущность усыновления детей из детских домов………………………...5 2. Анкета……………………………………………………………………...12 3. Результаты опроса………………………………………………………...13 Заключение……………………………………………………………………….18 Список использованных источников…………………………………………...19 Введение Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества. В связи с этим одной из главных проблем в настоящий момент является сиротство. По неофициальным данным, от 2 до 6 миллионов детей сегодня находятся на улице. Кроме того, в детских домах, интернатах и домах малютки сейчас находится почти 700 тысяч детей – столько же, сколько после войны. В то же время, есть огромное количество людей, которым приходила в голову мысль взять на воспитание ребенка из детского дома. Некоторые из этих семей не могут родить своего ребенка, некоторые просто хотят помочь, некоторые, воспитывая своих детей, готовы воспитать и чужого. По официальным данным, в первой половине 2009 года 5,26 тыс. детей были оставлены матерями при рождении, еще 50,79 тыс. детей остались без попечения родителей. Однако статистика усыновления, похоже, все-таки сдвинулась с мертвой точки. По свидетельству Евгения Архипова из ААРПЧ, брать в дом сирот россияне стали чаще и охотнее: в 2008 году в детдома попали 115,5 тыс. ребят, при этом в приемные семьи были устроены 113,7 тыс. Таким образом, разрыв между осиротевшими и усыновленными составил менее 2 тыс. человек. Что говорит об актуальности выбранной мной темы. Цель исследования заключается в изучении отношения людей к проблеме усыновления детей из детских домов, в определение правдивости или неправдивости моей гипотезы. Объект исследования : мужчины и женщины от 18 лет. Предметом исследования являются: семейные нормы, которые двигают поведением человека в семье. Гипотеза исследования содержит предположение о том, что люди хорошо относятся к усыновлению, но сами не готовы взять приемного ребенка. Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования : 1) анализ научных источников по выбранной теме 2) выбор методов для проведения исследования; 3) составление правильных вопросов для анкеты, с целью получения верной и неискаженной информации; 4) проведение социологического опроса на основе составленной анкеты; 5) анализ полученных ответов по проведенному опросу с учетом все особенностей респондентов. Методы исследования , которые я выбрала: · общенаучные: анализ; индукция; · специфические: опросный метод – формализованное и неформализованное интервью, опрос по телефонному звонку. · статистические методы обработки полученных результатов. Исследование: несплошное (охватывает 30 человек), содержательное. В исследовании используется случайная выборка, а единицей анализа являются люди старше 18 лет, имеющие или не имеющие своих детей. Сущность усыновления детей из детских домов Кто и почему хочет усыновить ребенка Усыновить ребенка хотят пары, не имеющие детей и имеющие их, одинокие женщины и мужчины. Мотивы этого желания можно разделить на осознаваемые и бессознательные, о которых даже не догадываются люди, их имеющие, но именно вторые являются движущей силой этого желания и они же определяют в дальнейшем характер отношений. Важно поэтому, чтобы усыновители были максимально осведомлены о своих собственных потребностях и желаниях, которые они хотят осуществить, усыновляя чужого ребенка. Чаще всего сознательным поводом усыновления является невозможность иметь собственного ребенка, в силу бесплодия, возрастных и других ограничений; желание сделать добро; стать нужным, любимым кем-то. Бессознательные мотивы всегда сугубо индивидуальны, например, заполнить ощущение внутренней пустоты, заменить ребенком потерю любимого человека, осуществить через ребенка свои нарциссические Такая пара к моменту принятия решения об усыновлении обычно уже проходит длительный и травматичный опыт многих лет лечения, надежд и разочарований. Ей приходится пережить немало горя: горе по невозможности быть «как все», зачать, выносить, родить, кормить грудью своего собственного ребенка. Часто это горе остается непережитым, и в этом случае оно неизбежно вмешается в отношения с приемным ребенком. Очень важно, чтобы ребенок не был последним шансом быть «как все», лекарством от депрессии, но чтобы ведущим было желание давать, а не брать, использовать. Является фактом, что иногда, через некоторое время после усыновления, ранее бесплодная женщина беременеет. Это доказывает большое влияние психогенного фактора в бесплодии. Возможно, причиной такого бесплодия был бессознательный страх перед родительством, запрет иметь своего ребенка, а потом, после удачного опыта общения и воспитания чужого ребенка эти запреты и страхи ослабевают. Здесь уже встанет вопрос отношения к обоим детям, вопрос нередко сложный. Особенно драматичным является случай, когда решение усыновить ребенка возникает в результате потери родного ребенка. Приемный ребенок должен тогда заменить место умершего. Родители не отгоревали свою потерю, они стараются заглушить ее заботой о другом ребенке, который становится заместительным, ему буквально может отводиться роль двойника. Проблема в том, что такое решение не уменьшает горя, которое было просто в состоянии отрицания, заместительный ребенок никогда не заменит утраченного, который, к тому же, все больше и больше будет идеализироваться. Это очень травматичная ситуация для приемного ребенка, так как сам по себе он не существует и не интересует своих приемных родителей, он призван играть роль, соответствовать ожиданиям, в чем он никогда не преуспеет по определению. В итоге, неизбежное разочарование, плохие отношения вплоть до отказа от приемного ребенка, чувство вины у родителей, мощнейший травматизм у ребенка. Если ребенка усыновляет одинокая женщина, то чаще всего это уже зрелая женщина, со сложившейся карьерой, достаточным уровнем благосостояния. Желания, которые она осуществляет, усыновляя ребенка - это быть нужной, любимой, значимой, а нередко заполнить внутреннюю пустоту. Обычно в ее окружении есть мужчины, которые могут играть важную роль в формировании личности ребенка, но все же, это влияние не так велико, она остается полноправной «хозяйкой» положения. Кроме того, женщина может переоценивать свои физические и эмоциональные возможности, и ей часто не с кем разделить свои трудности. Ребенок становится для нее очень важным объектом, который играет многочисленные роли: ребенка, друга, доверенное лицо, а это слишком большой груз для него. Ребенок может быть призван облегчить ее депрессию, которая неизбежно усилится, когда он повзрослеет и захочет отделиться. Для ребенка же иметь только одного родителя – это дополнительный страх его потерять, ведь больше у него никого нет, опереться будет не на кого. Усыновление детей мужчинами имеет тенденцию к росту во всем мире, как отражение их борьбы за свои права в вопросах воспитания детей, от которого они были несколько устранены. Речь идет чаще о разведенных мужчинах, а усыновляют они более взрослых детей. Усыновление гомосексуальной парой Закон не разрешает усыновлять детей гомосексуальным парам, поэтому, если это происходит, то в обход закона, ребенка берет как бы одинокий родитель. Таким образом, ситуация осложняется с самого начала и для семьи в целом, и для ребенка в частности. Несмотря на опасения общественности, вероятность развития гомосексуальной ориентации у ребенка в этом случае, согласно проведенным статистическим исследованиям в США, не превышает таковой в гетеросексуальных парах. Тем не менее, формирование модели отношений, несомненно, происходит с некоторыми деформациями. Кроме того, чувство собственной маргинальности у приемного ребенка будет значительно усилено, а шансов получить психологическую помощь меньше, поскольку его родители не будут слишком склонны обращаться к психологам, как из нежелания объявлять о своих отношениях, так и из страха негативного к ним отношения, непонимания со стороны специалистов. Такая семья всегда живет достаточно изолированно. В любом случае нужно совершенно ясно понимать, что усыновление – это не право, а привилегия, которую оказывает людям общество, опираясь при этом на установленные в этом обществе законы. Тайна усыновления Речь идет о прописанном в Законе об усыновлении обязательстве всех органов и организаций, имеющих отношение к усыновлению не сообщать никаких данных об усыновлении биологическим родителям, которые от ребенка отказались или лишены родительских прав и другим лицам, но речь не идет о тайне усыновления для ребенка, что очень часто под этим понимают. Ребенок имеет полное право знать всю имеющуюся информацию о своих биологических родителях, так же, как и приемные родители. Мало того, всю эту информацию им следует получить в соответствующих органах. Вопрос, волнующий всех без исключения приемных родителей: говорить ли ребенку правду, как и когда. Родители должны признать и понять, что их ребенок имеет свою собственную историю, что его жизнь не началась в момент усыновления, что он имеет человеческое право знать свои истоки, свою историю, что является основой его прочного чувства собственной идентичности и самоуважения. Родители опасаются, что правда может ухудшить отношения с ребенком, что связь, недостаточно крепкая, поскольку некровная, может легко порваться. Это напрасные опасения. Только отношения, построенные на правде, могут быть прочными. Нет смысла прятать голову в песок, играть роль «обычной» семьи, отрицать реальный травматизм, пережитый ребенком. Приемная семья – семья особенная, но и она может быть счастливой. Сохранение факта усыновления в секрете может оправдываться самыми благими намерениями, прежде всего нежеланием травмировать ребенка. Сам же ребенок, чувствуя, что эта тема щекотлива и неприятна для родителей, не будет задавать вопросов, чтобы беречь их спокойствие, быть для них хорошим. Но травма была, это факт, отрицать это, значит отрицать реальность, а, следовательно, застрять в этой травме и потом пожинать ее плоды. Напротив, разговор о ней способствует преодолению горя, его переживанию, что открывает новый путь в развитии. Легче всего было бы постараться утешить ребенка какими-то поверхностными словами, отвлечь его, но не это ему нужно. Гораздо важнее пережить вместе с ним его боль, грусть, страдание. Переживание горя – одно из ключевых переживаний в приемной семье, которое она должна пройти, чтобы иметь возможность строить хорошие, доверительные, любящие отношения. В этом переживании есть несколько стадий, этапов. Сначала горе отрицается, делается вид, что ничего не было, ни своих собственных разочарований и боли, ни горя брошенного ребенка. Потом отрицание сменяется гневом, отчаянием, за которыми следует понимание и успокоение. Говорить ребенку правду нужно всегда, даже если он был усыновлен в младенчестве. Говорить правду нужно как можно раньше, не драматизируя ситуацию. Например, одевая, умывая ребенка, сказать: «Какой же у нас замечательный сынок, как мы рады, что ты живешь с нами, что мы тебя усыновили!» В нашей памяти сохраняются все пережитые нами события, даже если сознательно мы этого не помним. Опыт первых недель и месяцев жизни также остается в памяти, причем эта память не словесная, а телесная, память на уровне ощущений. Психика ребенка строится, начиная с этих телесных ощущений, которым ближайшее окружение постепенно учит ребенка придавать словесную форму, смысл. Если же какая-то часть опыта, особенно травматичного, оказалась вне этой работы по приданию смысла, символизации, то она остается в психике как некое инородное тело и в дальнейшем является причиной непонятного, необъяснимого страдания. Очень важно говорить с ребенком о его чувствах, пережитых им событиях, чтобы свести к минимуму их травмирующий эффект. В противном случае травматизм останется непроработанным и патогенным, он может весьма драматичным образом повлиять на всю психическую жизнь, развитие. Все непонятное требует объяснения. Если объяснений нет совсем, ребенок их придумает сам, но обычно эти фантазии оказываются гораздо страшнее любой правды, тем более ребенку свойственно причину всех этих событий искать в себе, в своем плохом поведении, своей плохости. Усыновленный ребенок – это ребенок, переживший самый тяжелый травматизм, это ребенок брошенный. Даже если он потерял родителей в несчастном случае или как-то еще, для него это ситуация брошенности. Любой ребенок, оставшийся без родителей, переживает это как то, что его бросили. Он остался без самого главного, без любви, заботы, реального присутствия родителей, которые до определенного времени являются для него всем миром. Это драма, аналогов которой нет. Но это драма безмолвная, о ней очень мало говорится, ее предпочитают не замечать. Но надо помнить, что эта травма навсегда оставит значительный отпечаток в психике ребенка, он всегда будет более других детей уязвим, чувствителен, склонен к депрессии, трудностям с социальной адаптацией и поведением. Но такому ребенку можно помочь. Главное для него – это присутствие стабильного, любящего, надежного окружения. Роль наследственных и психологических факторов Приемных родителей очень волнует вопрос наследственности, ее негативного влияния на развитие, характер ребенка. Тем не менее, роль генетических факторов слишком переоценивается, а вот роль психологических факторов недооценивается. Недооценивается роль психологической травмы, пережитой ребенком, оставшимся без родителей или никогда их не знавшим, недооценивается травмирующая роль отсутствия хорошей заботы, любви в первые дни, недели, месяцы жизни, недооценивается травматизм жизни в приюте, детском доме, недооценивается влияние душевного страдания на развитие как психическое, так и физическое ребенка. Есть тенденция любые проявления «дурного» характера и поведения относить на счет «плохой генетики», но характер и поведение гораздо больше определяются именно психологическими факторами, влиянием реального окружения, и именно на эти факторы можно влиять психотерапевтическим вмешательством. АНКЕТА «ПРОБЛЕМА УСЫНОВЛЕНИЯ-УДОЧЕРЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ» 1. Ваш возраст_______________ 2. Ваш пол__________________ 3. Ваше семейное положение_______________ 4. Количество детей в вашей семье_________________ 5. Как Вы относитесь к усыновлению удочерению семьями детей из детских домов? · Очень положительно · Скорее положительно · Нейтрально · Скорее нейтрально · Отрицательно · Затрудняюсь ответить 6. Рассматриваете ли Вы возможность или планируете в будущем усыновить ребенка из детского дома? · Точно нет · Скорее нет · Скорее да · Точно да СПАСИБО! Результаты опроса Было опрошено 30 респондентов из них 21 женщина в возрасте от 18 до 52 лет и 9 мужчин в возрасте от 21 до 41 года. Распределение ответов на вопрос: "Как Вы относитесь к усыновлению/ удочерению семьями детей из детских домов?" , (%) в зависимости от пола респондента выглядит так: Среди женщин процент позитивно настроенных в оценках усыновления чуть менее двух третей (63%), тогда как среди представителей сильного пола больше половины (78%) выразили свое отношение к этой теме как положительное или очень положительное. «Ребенку нужна семья, а не детский дом, чтобы вырасти здоровой полноценной личностью, любовь, забота и поддержка», – уверены респонденты. Но готовы ли они сами усыновить ребенка из детского дома? Распределение ответов на вопрос: " Рассматриваете ли Вы возможность или планируете в будущем усыновить ребенка из детского дома?" , (%) в зависимости от пола респондента выглядит так: Как видно из приведенных диаграмм, лишь 14% женщин и 33% мужчин готовы взять приемного ребенка. Причем большая их часть 10% женщин и 11% мужчин еще сомневается в своей готовности и выбирает осторожный ответ «скорее да». И лишь 4 % женщин и 22% мужчин ответили на этот вопрос «точно да». Причем среди мужчин таковых оказалось больше. Осуществить благие намерения мешают, как правило, недостаточное количество материальных средств и проблемы с жилплощадью: «Если у меня будут необходимые жилищные условия, то я планирую помимо воспитания родного ребенка взять в семью приемного»; «Я бы очень хотела усыновить маленького мальчика, но, к сожалению, пока не имею такой возможности, так как я вынужденная переселенка и живу в общежитии». Однако, судя по комментариям опрошенных, жилищная и финансовая проблемы – не самое главное препятствие на пути к усыновлению: среди участников опроса, не готовых пойти на такой шаг, большинство признается, что они не готовы воспитывать чужого ребенка. «Ребенок должен быть своим, а не чужим», – считают они. Других останавливает страх взять ребенка с плохой наследственностью и непредсказуемым характером: «Чужой ребенок может нести в себе плохой набор генов»; «Cчитаю, что, как ни воспитывай усыновленного ребенка, гены все равно взыграют». Печально и то, что некоторые нередко рассматривают усыновление только как вынужденную меру в случае невозможности иметь собственных детей: «Зачем? У меня свой есть». Заключение Гипотеза данной работы нашла свое подтверждение: люди хорошо относятся к усыновлению, но сами не готовы взять приемного ребенка. В чем причина того, что усыновление детей-сирот - редкое явление? В ходе опроса респонденты высказывали свое мнение по данному вопросу. Кто-то считает, что причина этого лежит в материальном неблагополучии основной части населения России. Другие, что вина кроется в плохой агитационной работе СМИ, или же в бюрократической волоките. Некоторые не хотят брать больных детей. Причин оказывается немало: многие не хотят усыновлять детей старшего возраста, хотят брать младенцев; Очевидно, что сироты – проблема государственного масштаба, но при этом каждый из нас в силах чем-нибудь помочь – от покупки игрушек для детского дома до опеки над конкретным ребенком. Главное – не оставаться равнодушными, деля детей на «своих» и «чужих». Список использованных источников 1. web@fom.ru 2. www.deti-mira.ru 3. Бравинова Н.В. Если дома не ждут./Мурманский вестник.1 октября,2002. 4. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки .-М., Издательский центр.»Академия»,2001.- 325с. |