Курсовая работа: Техническая эксплуатация машин
Название: Техническая эксплуатация машин Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство железнодорожного транспорта Сибирский государственный университет путей сообщения Кафедра «Технология транспортного машиностроения и эксплуатации машин» Проектирование ТО и Р Курсовая работа По дисциплине: «Техническая эксплуатация СДПМ» ТЭСДПМ.МС511.07.00.00 ПЗ Проверил Разработал Профессор студент гр. МС-511 _______ Каргин В.А. ___________Козгова Н.А. (подпись) (подпись) _______________ ___________________ (дата проверки) (дата сдачи на проверку) Краткая рецензия ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________ ________________________________ (запись о допуске к защите ) (оценка, подпись преподавателей ) 2010 Содержание 1 Введение. Выбор исходных данных…………………………………………….. 2 Режим работы парка машин……………………………………………………... 3 Расчет числа ТО и Р………………………………………………………............. 4 Годовой и месячный планы ТО и Р……………………………………………… 5 Трудоемкость планируемых работ……………………………………………… 6 Расчет численности производственных рабочих………………………………. 7 Определение количества постов и поточных линий…………………………… 8 Выбор и расчет необходимого количества вспомогательных машин……….. 9 Расчет технологического оборудования и производственных площадей…… 10 Производственный корпус……………………………………………………… Список использованных источников……………………………………………… Введение. Эксплуатация машин формировалась и развивалась по мере становления и развития механизации технологических процессов во всех областях человеческой деятельности. Техническая эксплуатация включает в себя транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт машин. Техническое обслуживание (ТО) – комплекс работ по поддержанию исправности или работоспособности при использовании, хранении и транспортировании. Ремонт (Р) - комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности машины. В данном курсовом проекте предусмотрена система планово- предупредительного ТО и Р – комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин в течении всего срока их службы, при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации. В процессе использования машин проводят: - ежесменное техническое обслуживание (ЕО); - периодическое техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2, ТО-3); - сезонное техническое обслуживание (СО); - текущий ремонт (Т); - капитальный ремонт (К). Практически система планово-предупредительного ТО и Р реализуется путем разработки годового и месячного планов ТО и Р, а также разработки и осуществления организационно- технических мероприятий, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение технологических операцийпри минимальных материальных и трудовых ресурсов. Выбор исходных данных. 1. В состав парка входят три вида машин (Таблица 1). 2. Все машины работают в первый ремонтный цикл. 3. Расстояние от ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ), км -12. 4. Среднее расстояние перебазировок, км – 20. 5. Количество перебазировок – 10. 6. Непроизводственный простой, %-1,6. 7. Категория дорог- 1. 8. Количество смен в сутки при пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены 8 ч. -1. Таблица 1- Исходные данные
Продолжение таблицы 1.
2 ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРКА МАШИН 2.1 Экскаватор ЭО-3322 Экскаватор одноковшовый с гидравлическим приводом на пневмоколесном ходу, 3-й размерной группы. ЭО-3322 - хорошая землеройная машина, специализация которой разработка котлованов, траншей, карьеров, погрузка-разгрузка сыпучих материалов, разрыхленных скальных пород и мерзлых грунтов, работа в условиях городского, сельского, промышленного, транспортного и мелиоративного строительства. Экскаватор сохраняет работоспособность в диапазоне температур окружающего воздуха от -40°С до +40°С. Рисунок 1- Экскаватор одноковшовый ЭО-3322 Технические характеристики ЭО-3322. Вес, эксплуатационная масса 14000 Транспортная скорость, км/ч 19,5 Вместимость ковша, м3 0,5 Двигатель СМД-17Н Мощность двигателя, л.с. 100 Скорость вращения, об/мин 1800 Гидравлическая система Насос - регулируемый сдвоенный аксиально-поршневой 3180 Давление в гидросистеме, кгс/см2 250 Производительность, л/мин 18 Сервоуправление давлением, кгс/см2 30 2.2 Скрепер ДЗ-33. Скрепер ДЗ-33 предназначен для послойной разработки и планирования грунтов I и II категорий, не содержащих каменистых включений. В отличие от скрепера ДЗ-30 ковш имеет подвижную заднюю стенку, с помощью которой производится разгрузка грунта путем ее перемещения гидроцилиндром, размещенным на раме в задней части скреперного оборудования. Скрепер имеет модификацию ДЗ-ЗЗА. 1 - базовый трактор, 2 - серьга, 3 - шкворневое устройство,4 - рама, 5 - рукава и трубопроводы, 6 - гидроцилиндр подъема и опускания ковша, 7 - гидроцилиндр управления заслонкой ковша, 8 - заслонка ковша, 9 - ковш, 10 - задняя стенка ковша, 11 - гидроцилиндр управления задней стенкой ковша, 12 - колесо с шиной, 13, 14 - нижний а боковой ножи, 15 - дышло Рисунок 2- Скрепер ДЗ-33 на базе трактора ДТ-75 Технические характеристики ДЗ-33. Вместимость ковша, м3 3 Глубина захвата, м 0,2 Ширина захвата, м 2,1 Масса скрепера, т 2,5 Мощность, кВт (л.с) 55 (75) Марка тягача трактор ДТ-75 Масса трактора, кг 5750 Двигатель СМД-14 Рабочий объем, л 6,3 Транспортная скорость, км/ч 11,8 2.3 Шпалоподбивочная машина ШПМ-02 (моторный гайковерт ШПМ-02/МГ). Самоходная машина ШПМ-02/МГ непрерывного действия (путевой моторный гайковерт на базе ШПМ-02) предназначена для закрепления и смазки клеммных и закладных болтов пути с рельсами Р50, Р65 и Р75 и со скреплениями К-2, Д-2. ЖБ и КБ. 1-электрооборудование; 2-крыша машины;3-редуктор привода гидронасоса; 4- кабина; 5- пневмоцилиндр; 6- блок гайковертов;7-гидродвигатель; 8,15-карданный вал; 9- щетки; 10- гидродвигатель; 11-трехшпиндельные гайковерты; 12-горизонтальный ролик; 13-копиры; 14,20-передняя и задняя колесные пары; 16- червячный редуктор; 17-трансмисионный вал; 18- центральные и угловые редукторы; 19-рама машины. Рисунок 3 –Шпалоподбивочная машина ШПМ-02 Технические характеристики ШПМ-02. 1) Производительность, шпал/час 350-400 2) Конструктивный вес, кг 14300 3) Максимальная скорость движения, км/час 36 4) Скорость движения при работе, км/час 3,3 3 РЕЖИМ РАБОТЫ ПАРКА МАШИН Режим работы машины устанавливает распределение рассматриваемого периода календарного времени: 1) на время, в течение которого машины выполняют свои основные и вспомогательные функции ( выдает продукцию, передвигается вдоль фронта работ, из одной рабочей зоны в другую, из объекта на объект); 2) на время подготовки машины к работе; 3) на время перерывов и простоев по тем или иным причинам. Режим работы разрабатывают применительно к определенному отрезку времени: смене, суткам, кварталу, году. Наиболее важными являются сменный и годовой режимы работы. На основе этих режимов выявляют степень использования машины и двигателя по времени, оценивают простои, рассчитывают эксплуатационную производительность. Расчет годового режима работы машины заключается в определении количества дней работы машины в течение года и количества дней перерывов в работе. Количество рабочих дней машины в году: (1) где - перерывы в работе по всем причинам, кроме времени нахождения машины в ТО и Р, дн; Т- время нахождения машины в ТО и Р, дн. Сумма перерывов в работе: , (2) где - количество выходных дней в году (); - количество праздничных дней в году (=5дн.); - количество дней перебазировок, монтажа и демонтажа; -количество дней перерывов по метеоусловиям ( зависит от вида машины и определяют по данным метеослужбы Прил.4); -количество дней непредвиденных перерывов в работе (по заданию % от календарного времени, за вычетом выходных и праздничных дней). Время, затрачиваемое на перебазировку: (3) где - количество перебазировок (по заданию); - количество смен работы в сутки (=1); - продолжительность смены, ч (=8ч) ; -время погрузки-разгрузки (Прил.3); -среднее расстояние перебазировок, км (по заданию); -скорость передвижения, км/ч ( Прил.2, технические характеристики машины). Время нахождения машины в ТО и Р: , (4) где - количество дней нахождения машины в ТО и Р в расчете на 1 час работы машины, дн/ч. , (5) где - продолжительность, затрачиваемая на ТО и Р, дн. (по заданию); количество ТО и Р в ремонтном цикле (по заданию); - продолжительность ремонтного цикла, ч . Продолжительность планируемого периода работы машины: , (6) где Кв - коэффициент внутрисменного использования (прил.7). 3.1 Расчет режима работы ЭО-3322. Для одноковшового экскаватора ЭО-3322 по формуле (3) nпер =10; =20 км.; =0: . Сумма перерывов в работе (формула (2)): - по метеоусловиям для экскаваторов учитывается дни с низкой температурой и дни с дождем: =9+8=17дн.; - по непредвиденным причинам: =(365-104-5)0,016=4,096дн.; Количество дней нахождения машины на ТО и Р (формула (5)) Цк =7680ч.; Тсо =1; Тто-1 =0,2; Тто-2 =0,6; Тт =8; Тк =17; nсо =2 раза в год; nто-1 =96; nто-2 =24; nт =7; nк =1: По формуле (4): . Тогда: . Продолжительность планируемого периода работы машины Кв=0,75.: . Так как количество сезонных обслуживаний (СО) в формуле (5) учитывается только 2 раза в год, а машина имеет срок службы до капитального ремонта больше, чем 1 год, необходимо подсчитать количество СО до капитального ремонта. Срок службы машины до капитального ремонта: (7) . За 6 лет работы машина прошла 12 сезонных обслуживаний. Тогда: . Результаты расчетов по формулам (1)-(6) сведены в таблицу 3. Таблица 3-Результаты вычислений
3.1 Расчет режима работы скрепера ДЗ-33. Для прицепного скрепер ДЗ-33 на базе трактора ДТ-75 по формулам (1)-(6) nпер =10; =20 км.; =0; =34дн., так как скрепер не может работать из-за промерзания грунта 180 дней в году, в этот период времени мы используем его в качестве снегоуборочной машины; =4,096дн.; Цк =5760ч.; Тсо =1,5;Тто-1 =0,3; Тто-2 =0,6; Тт =6; Тк =12; nсо =2 раза в год; nто-1 =72; nто-2 =18; nт =5; nк =1; Кв=0,85. Результаты расчетов по формулам (1)-(6) сведены в таблицу 4. Таблица 4-Результаты вычислений
Так как количество сезонных обслуживаний в формуле (5) учитывается только как 2 раза в год, а машина имеет срок службы до капитального ремонта больше, чем 1 год, необходимо все СО до капитального ремонта. Срок службы машины до капитального ремонта: (7) . За 4 года работы машина прошла 8 сезонных обслуживаний. Тогда:
3.3 Режим работы шпалоподбивочной машины ШПМ-02. Шпалоподбивочная машина ШПМ-02 работает в период капитального ремонта пути с мая по ноябрь месяц включительно. В зимний период времени машина не эксплуатируется и должна находиться только в закрытом помещении. Сумма перерывов в работе (2): ; =0дн.; nпер =10; =20 км.; =0: . - по метеоусловиям: =155дн.; - по непредвиденным причинам: =(147-62)0,016=1,36дн.; Количество дней нахождения машины на ТО и Р (формула (5)) Цк =125км.; Тсо =6; Тто-1 =0,5; Тто-2 =1; Тт =3; Тк =6; nсо =1; nто-1 =8; nто-2 =4; nт =2; nк =-: Так как продолжительность ремонтного цикла дана в километрах, в часах: По формуле (4): . Тогда: . Продолжительность планируемого периода работы машины (Ки=0,6).: . В год машина проходит . Так как количество капитальных ремонтов (К) в формуле (5) не учитывается, а машина за год работы проходит 372,24км., необходимо подсчитать количество капитальных ремонтов. Количество капитальных ремонтов: (8) . За год машина проходит 3 капитальных ремонта. Тогда: . Результаты расчетов по формулам (1)-(6):
4 РАСЧЕТ ЧИСЛА ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ График структуры ремонтного цикла составляют по нормативным показателям периодичности и числа ТО и Р в ремонтном цикле и строят для каждой машины. На графике в масштабе откладывают периодичность ТО и Р (Цк , Цт , Цто2 , Цто1 ). При этом необходимо иметь в виду, что в циклах более высокого ранга укладывается целое число циклов последующих рангов: Начало планируемого периода определяется числом t0 , отработанных машиной с начала эксплуатации ( или после капитального ремонта ), и зависит от запаса ресурса ЗР, задаваемого в процентах от времени ремонтного цикла. Число часов, отработанных машиной с начала эксплуатации t0 : (9) Затем на график наносится число часов работы машины на планируемый период tп . Если продолжительность планируемого периода выходит за пределы графика, он продолжается до конца планируемого периода с периодичностью и последовательностью технических воздействий, установленных структурой ремонтного цикла. Из графика можно определить количество и вид планируемых технических воздействий (на отрезке tп ) и найти число часов, отработанных машиной после последнего одноименного воздействия – tТО-1 , tТО-2 , tТ , а также рассчитать искомое количество ТО и Р. Количество капитальных ремонтов в планируемом периоде Nк : (10) Количество текущих ремонтов в планируемом периоде Nт : (11) Количество ТО-2 в планируемом периоде Nто-2 : (12) Количество ТО-1 в планируемом периоде Nто-1 : (13) Результаты расчетов по формулам (10)-(13) принимать по целому числу без учета дробной части независимо от ее величины. Если до начала планируемого периода Т, ТО-2, ТО-1 не проводились, то tТО-1 , tТО-2 , tТ отсчитывают от начала эксплуатации. 4.1 Расчет числа технических воздействий для ЭО-3322. Для ЭО-3322: Число часов, отработанных машиной с начала эксплуатации t0 , (ЗР=70%):
tп =1260ч. Количество капитальных ремонтов в планируемом периоде Nк :
Принимаем Nк =0. Количество текущих ремонтов в планируемом периоде Nт (tт =384 по графику):
Принимаем Nт =1. Количество ТО-2 в планируемом периоде Nто-2 (tТО-2 =96 по графику):
Принимаем Nто-2 =4. Количество ТО-1 в планируемом периоде Nто-1 (tТО-1 =24 по графику):
Принимаем Nто-1 =16. 4.2 Расчет технических воздействий ДЗ-33. Для ДЗ-33: Число часов, отработанных машиной с начала эксплуатации t0 , (ЗР=55%):
tп =1312,4ч. Количество капитальных ремонтов в планируемом периоде Nк :
Принимаем Nк =0. Количество текущих ремонтов в планируемом периоде Nт (tт =288 по графику):
Принимаем Nт =1. Количество ТО-2 в планируемом периоде Nто-2 (tТО-2 =48 по графику):
Принимаем Nто-2 =4. Количество ТО-1 в планируемом периоде Nто-1 (tТО-1 =12 по графику):
Принимаем Nто-1 =17. 4.3 Расчет технических воздействий ШПМ-02. Для ШПМ-02: Число часов, отработанных машиной с начала эксплуатации t0 , (ЗР=60%):
tп =166км. Количество капитальных ремонтов в планируемом периоде Nк :
Принимаем Nк =1. Количество текущих ремонтов в планируемом периоде Nт (tт =50 по графику):
Принимаем Nт =2. Количество средних ремонтов в планируемом периоде Nс (tс =18 по графику):
Принимаем Nс =2. Количество ТО-2 в планируемом периоде Nто-2 (tТО-2 =2 по графику):
Принимаем Nто-2 =5. Количество ТО-1 в планируемом периоде Nто-1 (tТО-1 =2 по графику):
Принимаем Nто-1 =11. 5 ГОДОВОЙ И МЕСЯЧНЫЙ ПЛАНЫ ТО И Р Составление годового и месячных планов ТО и Р необходимо для определения потребности в материальных и трудовых ресурсах, при разработке производственных заданий, связанных с эксплуатацией машин. В этих планах отражено общее количество и периодичность ТО и Р по каждой машине, находящейся на балансе организации. План технического обслуживания и ремонта представлен в таблице 5. Дополнительная часть плана (распределение по месяцам) учитывает неравномерность наработки из-за природно-климатических условий. Суммарная наработка на первый месяц после последнего технического воздействия [1]: Σtпм(1) = tТО1 + tп.м.(1) , (14) где tТОi – фактическая наработка со времени проведения i-ого вида ТО и Р; tп.м.i – планируемая наработка в i-ом месяце. Δtпм(1) = Σtпм - Ц ТО1 . (15) Оставшиеся часы следует прибавить к наработке второго месяца: . (16) Дополнительная часть плана ТО и Р представлена в таблице 6. Пример расчета числа ТО-1: 1 месяц: ∑ t п.м = 38 + 24=62 ч; ∆ t п.м( m ) = 62-60=2 ч. Получено: NТО1 = 1. 2 месяц: ∑ t п.м = 2 + 63=65 ч; ∆ t п.м( m ) = 65-60=5 ч. Получено: NТО1 = 1. 3 месяц: ∑ t п.м = 5 + 88=93 ч; ∆ t п.м( m ) = 93-60=33 ч. Получено: NТО1 = 1. При ∑ t п. > ЦТО интервал проведения ТО увеличивают в два, три и т.д раз, что и будет соответствовать количеству ТО в данном месяце [2]. Пример расчета числа ТО-2: 1 месяц: ∑ t п.м = 38 + 96=134 ч. Так как ∑ t п. < ЦТО-2 (134<240) то NТО-2 = 0. 2 месяц: ∑ t п.м = 134+ 63 =197 ч. Так как ∑ t п. < ЦТО-2 (197<240) то NТО-2 = 0. 3 месяц: ∑ t п.м = 197 + 88=285 ч. ∆ t п.м( m ) = 285-240=45ч. Получено: NТО-2 = 1. Пример расчета числа текущих ремонтов: 1 месяц: ∑ t п.м = 384 + 38=422ч. Так как ∑ t п. < ЦТ (422<960) то NТ = 0. 2 месяц: ∑ t п.м = 422+ 63 =485 ч. Так как ∑ t п. < ЦТ (485<960) то NТ = 0. 3 месяц: ∑ t п.м = 485 + 88=573ч. Так как ∑ t п. < ЦТ (573<960) то NТ = 0. 4 месяц: ∑ t п.м = 573+ 126=699ч. Так как ∑ t п. < ЦТ (699<960) то NТ = 0. 5 месяц: ∑ t п.м = 699+ 126 =825 ч. Так как ∑ t п. < ЦТ (825<960) то NТ = 0. 6 месяц: ∑ t п.м = 825 +126=951ч. Так как ∑ t п. < ЦТ (951<960) то NТ = 0. 7 месяц: ∑ t п.м = 951 + 163=1114 ч. ∆ t п.м( m ) = 1114-960=154 ч. Получено: NТ = 1. Результаты расчетов по формулам (15) и (16) для ТО-1 , ТО-2 и Т сведены в таблицу 6. Таблица 5 – План технического обслуживания и ремонта
Таблица 6 – Дополнительная часть плана ТО и Р
В таблице 6 обычным шрифтом указано рассчитанное по формулам (15) и (16) количество ТО и Р для каждого месяца. В индексе указано действительное количество ТО и Р (если оно отличается от рассчитанного), которое должно быть проведено в данном месяце с учетом того, что перечень работ ТО- 2 включает в себя все работы по ТО-1, текущий ремонт включает в себя ТО-2, а в перечень работ капитального ремонта включены все работы по ТО-1, ТО-2 и Т. План – график ТО и Р на i – тый месяц устанавливает дату постановки машины на ТО и Р. Составление плана графика производят в следующем порядке: - фактическая наработка с начала эксплуатации, ч., где - суммарная месячная наработка от первого до i-го месяца (табл. 6); 2) - величина планируемой наработки для предыдущего месяца соответствующих видов ТО и Р. Порядковый рабочий день постановки машины на ТО и Р, ДТО, Р [1]: ДТО, Р = , (17) где Кр.д. – число рабочих дней в планируемом месяце. План – график ТО и Р составлен для 7 месяца, т.к. это наиболее напряжённый месяц года. План – график представлен в таблице 7. В данном месяце запланировано проведение трех ТО-1, одного ТО-2 и одного Т. Порядковый рабочий день для первого ТО-1:
Первое ТО-1 нужно провести в третий рабочий день, т.е 5 июля. Порядковый рабочий день для второго ТО-1:
Второе ТО-1 нужно провести в 11 рабочий день (15 июля). Порядковый рабочий день для третьего ТО-1:
Второе ТО-1 нужно провести в 19 рабочий день (27 июля). Порядковый рабочий день для ТО-2:
ТО-2 нужно провести в девятый рабочий день, т.е. 13 июля. Порядковый рабочий день для Т:
Т нужно провести в третий рабочий день т.е 5 июля, данное Т будет включать в себя первое ТО-1. Таблица 7 – План – график ТО и Р на 7 месяц 2010г.
6 ТРУДОЕМКОСТЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РАБОТ Суммарная трудоёмкость плановых воздействий для всего парка машин , чел-ч [1]: (18) где – суммарная трудоёмкость отдельных видов технических воздействий; ТРТО – нормативная трудоёмкость, чел-ч [1]; Мi – количество однотипных машин. Весь парк можно разделить на машины, ежедневно возвращающиеся на РЭБ, и не возвращающиеся машины, ТО и Р которых выполняют на стройплощадке с использованием передвижных ремонтных мастерских (ПРМ). Суммарная трудоёмкость зоны ТО на базе , чел-ч [1]: (19) где – суммарная трудоёмкость ТО-1 и ТО-2 возвращающихся машин; - суммарная трудоёмкость СО всех машин (все СО выполняются на базе). Суммарная трудоёмкость зоны ремонта на базе ,чел-ч [1]: (20) где , – суммарные трудоёмкости текущих ремонтов возвращающихся и не возвращающихся машин соответственно. Суммарная трудоёмкость плановых воздействий, выполняемых на стройплощадке , чел-ч [1]: , (21) Работы по текущему ремонту, выполняемому на РЭБ, условно делят на постовые (40%) и цеховые (60%). Постовые работы выполняют непосредственно на машине. Цеховые работы, связанные с проверкой и ремонтом сборочных единиц, выполняют в специализированных отделениях. Для ЭО-3322: Экскаватор одноковшовый ЭО-3322 ежедневно возвращается на базу. На РЭБ проведенится ТО-1, ТО-2,Т и СО. Во время сезонного обслуживания будут выполняться ТО-2. Для ДЗ-33: Прицепной скрепер ДЗ-33 возвращается на базу для проведения Т. ТО-1, ТО-2 и СО выезжает проводить ПРМ. Техническое обслуживание совмещается с СО. Расчет по формулам (18)-(21): Трудоемкость плановых воздействий, чел-ч: Общая трудоемкость плановых воздействий, чел-ч: Суммарная трудоемкость ТО на базе, чел-ч: Суммарная трудоёмкость зоны текущего ремонта на базе ,чел-ч: Суммарная трудоёмкость плановых воздействий, выполняемых на стройплощадке , чел-ч: Полученные данные сведены в таблицу 8. Таблица 8 – Распределение суммарной трудоёмкости плановых воздействий.
7 РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ Численность производственных рабочих определяется по годовой трудоемкости работ для зон ТО и Р, а также для передвижных ремонтных мастерских. Различают технологически необходимую (явочную) и штатную (списочную) численность рабочих. Технологически необходимая численность рабочих ,чел: (22) где – номинальный годовой фонд времени рабочего места, определяемый для односменной работы с учетом числа рабочих дней и продолжительности смены, ч: Штатная численность рабочих , чел: (23) где SТрЭ – трудоемкость ТО и Р, выполняемых членами экипажа; – действительный годовой фонд рабочего, определяемый с учетом продолжительности отпуска и невыходов на работу по неуважительным причинам, ч. (24) где – количество отпускных дней, ; – коэффициент, учитывающий потери времени по болезни и другим причинам, ; Трудоемкость ТО и Р, выполняемых членами экипажа ,чел-ч: (25) где – продолжительность соответствующего ТО и Р в рабочих днях; NСО,ТО-1,ТО-2 – количество ТО и Р в планируемом периоде; nЭ – количество членов экипажа; К1 , К2 – коэффициенты участия членов экипажа в выполнении технических воздействий, К1 = 1, К2 = 0,5. Кроме производственных рабочих, участвующих в ТО и Р, имеются вспомогательные рабочие, инженерно-технические работники (ИТР), служащие и младший обслуживающий персонал. Численность вспомогательных рабочих (транспортных рабочих, наладчиков, разнорабочих, кладовщиков, уборщиков и др.) принимается в размере 18 – 20% численности производственных рабочих. Численность ИТР и служащих (мастеров, технологов, нормировщиков, административно – хозяйственных, учетно-счетных работников) составляет 10 – 15 % численности производственных и вспомогательных рабочих. Младший обслуживающий персонал (вахтеры, гардеробщики, уборщицы, дворники и др.) составляет 2 – 4 % общей численности производственных и вспомогательных рабочих. По этим рекомендациям принято: - вспомогательных рабочих: 5 человека; - ИТР и служащие: 4 человека; - младший обслуживающий персонал: 1 человек. 8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПОСТОВ И ПОТОЧНЫХ ЛИНИЙ Расчёт количества постов ведется по наиболее загруженному месяцу. Но так как по условию задания группа машин может войти в плановое воздействие в один день, то при расчете количества постов принято равномерное распределение по месяцам всех видов воздействий. Количество тупиковых универсальных постов текущего ремонта [1]: (26) где – суммарная трудоёмкость постовых работ по ТР, ;– коэффициент, учитывающий неравномерность работы отделения,(при односменной работе) [1]; – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления машин на посты, [1]; – среднее количество рабочих на посту, ; – коэффициент использования рабочего времени поста, [1]. Расчёт постов ТО необходимо произвести для каждого вида ТО по группам машин. Основными исходными данными являются годовая производственная программа по видам ТО и суммарная трудоёмкость ТО, выполняемая на базе. ТО могут выполнять на универсальных тупиковых постах или на поточных линиях. Для выбора того иного метода необходимо определить ритм производства и такт поста. Ритм ТО – это время выпуска одной машины из данного вида ТО или интервал времени между выпуском двух последовательно обслуживаемых машин. Ритм ТО, Ri [1]: (27) где – суточный фонд рабочего времени, (при односменной работе); Ni СУТ – количество i-х (ТО-1, ТО-2, СО) обслуживаний в сутки, принимаемое в соответствии с годовым планом-графиком [1]. (28) где SNТО- i – суммарное годовое количество ТО; ДРЗ – число рабочих дней в году зоны ТО. На РЭБ выполняется ТО-1,ТО-2 и СО для ЭО-3322. В операции по ТО-2 входят операции по ТО-1, а в СО входят операции по ТО-2 и ТО-1 соответственно, поэтому целесообразно создание универсальных постов, на которых будут выполняться все операции.
Такт поста – продолжительность воздействия, приходящаяся на одно рабочее место поста, или продолжительность пребывания машины на посту. Такт поста ti [1]: (29) где – трудоёмкость одного ТО, выполняемого на посту, чел.-ч [1]; – количество рабочих, одновременно работающих на посту; ; – время, затрачиваемое на установку машины на пост и съезд с поста,()[1]. Так как на посту будут выполняться ТО-1 и ТО-2 и СО, то берем наибольшую трудоемкость, которая приходится на сезонное обслуживание: При ТО выполняют на универсальных постах, если , то для технических воздействий создают поточные линии в следующем составе: - при выполнении ТО-1- 3-4 поста (дозаправочный и смазывание узлов трения, контрольно- регулировочный, крепежный); - при ТО-2- 4-5 постов (добавляется пост диагностики). Количество универсальных постов: (30) где ηi - коэффициент, учитывающий увеличение времени простоя машины на посту для проведения дополнительных работ (для ТО-1 ηi =1, для ТО-2,СО ηi =(0,85-0,90).)
Принято количество постов=4 для проведения технического обслуживания на базе. 9 РАСЧЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПЛОЩАДЕЙ Номенклатуру и количество технологического оборудования определяют с учётом необходимости выполнения данного технологического процесса. При выборе оборудования используют технологическую документацию по ТО и Р строительно-дорожных машин, каталоги-справочники гаражного и ремонтного оборудования и т.п. При расчёте потребности оборудования по трудоёмкости учтена численность работающего на нем персонала. Число станков (или стендов) [1]: (33) где – трудоёмкость работ, выполняемых на данном оборудовании, ; - коэффициент, учитывающий уровень неравномерности возникновения потребности в оборудовании, [1]; – действительный (эффективный) годовой фонд работы оборудования с учётом его простоев в ТО и Р , [1]; – численность рабочих, одновременно работающих на данном оборудовании, ; – коэффициент использования оборудования во времени, . При отсутствии данных об объёмах каждого вида работ количество станков определяется процентным соотношением: токарные (48%) –3 шт; фрезерные (12%) – 1 шт; шлифовальные (12%) – 1 шт; заточные (10%) – 1 шт; сверлильные (5%) – 1 шт. Принимаем заточный станок универсальный 3Е642 - предназначен для заточки и доводки основных видов режущего инструмента из инструментальной стали, твердого сплава и металлокерамики абразивными, алмазными и эльборовыми кругами. Станок может быть оснащен приспособлениями, в том числе приспособлениями для плоского, круглого наружного и внутреннего шлифования, и системой отсоса пыли. Станок ЗЕ642Е имеет гидравлический привод продольного перемещения стола, а также укомплектован системой подачи охлаждающей жидкости. Рисунок 7- Станок заточный ЗЕ642Е. Токарно-винторезный станок 16К20 предназначены для выполнения разнообразных токарных работ: обтачивания и растачивания цилиндрических и конических поверхностей, нарезания наружных и внутренних метрических, дюймовых, модульных и питчевых резьб, а также сверления, зенкерования, развертывания, и т.п. Отклонение от цилиндричности 7мк, конусности 20мк на длине 300 мм, отклонение от прямолинейности торцевой поверхности на диаметре 300 мм - 16 мк. Рисунок 8- Токарно-винторезный станок 16К20. Подъемно-транспортные операции в стационарных ремонтных мастерских выполняют мостовыми кранами и тельферами грузоподъемностью 1…5 т. Рабочие места оснащают монтажными столами, кантователями и специальными стендами для удобства разборки и сборки агрегатов и узлов. Для свободного доступа к машине снизу ремонтные посты оборудуют смотровыми канавами, эстакадами и подъемниками. В общем случае РЭБ имеет в своем составе следующие зоны основного производства: диагностики, очистки и мойки, ТО, разборки-сборки (Т). В указанных зонах предусматриваем посты для установки СДМ. В составе производственно – вспомогательных помещений предусмотрены следующие отделения: мойки, дефектовки и комплектования, слесарно-механическое, кузнечно-термическое, сварочное, столярное, обойное, окрасочное, кабино-арматурное, медницкое, жестяницкое, шиномонтажное, вулканизационное, аккумуляторное. Площади зон ТО и Р рассчитывают по количеству машино–мест, находящихся в зоне [1]: (34) где – количество постов, находящихся в зоне; Sм – площадь экскаватора ЭО-3322 (как наиболее габаритной машины в парке); – коэффициент плотности расстановки постов ,[1]. Площади цеховых производственно-вспомогательных помещений рассчитаны по количеству работающих в наиболее нагруженную смену [1]: , (35) где – площади, приходящиеся на первого и каждого последующего рабочих, [1]; – численность цеховых рабочих. Численность цеховых рабочих Рц [1]: (36) Рц =19494/ 2048=9,5 »10 чел. Ввиду малой площади производственных помещений принято: склад запчастей, агрегатов, металлов и инструментальный – 80 м2 . Площади административных помещений 30 м2 ; бытовых помещений – 30 м2 . 10 ВЫБОР И РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН К вспомогательным машинам относят тягачи (с грузовыми платформами или прицепами) и топливомаслозаправщики. Передвижные ремонтные мастерские (ПРМ), представляющие собой мобильные посты ТО и Р, рассматриваем как машины относящиеся к подвижному составу. ПРМ предназначена для ТО техники в полевых условиях. Наличие собственной электросиловой установки, крана-стрелы, палатки для ремонта машин и соответствующего оборудования, приспособлений и инструмента позволяет использовать мастерскую для ремонта техники в полевых условиях. Выбор средств транспортирования определяют массой перевозимой машины и ее габаритными размерами. Для транспортировки скрепера ДЗ-33 принят полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП-20100 с тягачом КрАЗ-258-Б1. Количество средств транспортирования : (37) где – количество транспортируемых однотипных машин (М=60); - количество перебазировок одной машины (=10) ; tп-р - время погрузки- разгрузки, ч (tп-р =0); Lпер - среднее расстояние перебазировки, включая и холостые переезды, км (Lпер =20км); -скорость передвижения, км/ч (=11,8км/ч); Дт - количество рабочих дней транспортного средства в расчетном году (Дт =193дн.); tсм - продолжительность рабочей смены транспортного средства, ч (tсм =8ч); Ксм - коэффициент сменности; – коэффициент использования транспортного средства ( ). Так как необходимо для ремонта скреперов на стройплощадке как минимум 2 машины- принимаем 2 полуприцепа- тяжеловоза. Для обеспечения СДМ, размещенных на объектах строительства, горюче-смазочными материалами необходимо использовать ПАЗС модели 3150 на базе ЗИЛ-130, который имеет следующие характеристики: емкость цистерны – 4500 л.; подача топливного насоса – 50 л/мин.; разрешенная скорость передвижения – 40 км/ч [1]. Расход топливозаправочных колонок на стационарных АЗС – 50 л/мин. Количество топливозаправщиков [1]: (38) где - количество заправляемых на стройплощадке однотипных машин (); – продолжительность заправки, определяемая ёмкостью бака заправляемой машины, – количество заправок в день, ; – коэффициент использования машины, [1]; – коэффициент использования заправщика, [1]; – продолжительность наполнения цистерны заправщика на базе, ; – среднее расстояние передвижения заправщика за смену, ; – средняя скорость передвижения заправщика, . Потребное количество передвижных мастерских [1]: (39) где – суммарная трудоёмкость плановых воздействий, выполняемых на стройплощадке, ; – среднее количество рабочих в ПРМ ; – среднее расстояние передвижения за смену, ; – средняя скорость передвижения, ; – коэффициент использования ПРМ, [1]. Принято NПМ =2. Выбрана ПРМ МРИВ на базе ЗИЛ 131. Предназначена для перевозки грузов, людей и буксировки прицепов по всем видам дорог, в том числе в горной и пустынной местности. 11 ОРГАНИЗАЦИЯ ТО-2 МАШИНЫ (ОДНОКОВШОВОГО ЭКСКАВАТОРА ЭО-3322) Основой эксплуатации строительных машин (далее - машин) является их техническое обслуживание и ремонт. Техническое обслуживание и ремонт машин выполняют на основе диагностирования их технического состояния. Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонт машин разрабатывают и осуществляют с учетом эксплуатационной (по ГОСТ 2.601-95) и ремонтной (по ГОСТ 2.602-95) документации заводов-изготовителей, а также требований к техническому состоянию машин и правил безопасной эксплуатации, установленных Госгортехнадзором, Госавтоинспекцией и государственными нормативно-техническими документами. Техническое обслуживание и ремонт организуют по системе УК ЭСМ ( управление качеством эксплуатации строительных машин), основой которой являются стандарты предприятия, устанавливающие порядок и организацию выполнения функций: планирования повышения качества технического обслуживания и ремонта, технологической подготовки производства, материально-технического снабжения, метрологического обеспечения, подготовки и обучения кадров, информационного обеспечения, стимулирования повышения качества технического обслуживания и ремонта, правового обеспечения. Работы, выполняемые при ТО-2: - очищают от грязи и пыли; - проверяют крепление деталей и узлов машины, комплектность инструментария; - производят смазывание вращающихся соединений, осуществляю проверку шплинтовки пальцев; - счищают грязь с аккумуляторных батарей и производят их осмотр. Увидев электролит вверху батареи, убирают его и ликвидируют причины выплескивания; производят осмотр и при попадании мусора прочищают вентиляционные отверстия; из системы воздухоподготовки производят спускание отстоя и конденсата; - включив двигатель, проверяют показания контрольных приборов, исправности сигнала и освещения, стабилизаторов переднего моста и тормозов колес; завидев течь воды, масла или рабочей жидкости, ликвидируют ее; осуществляют проверку работы управленческих органов; - проверяют функционирование рулевого управления; - замеряют давления в пневмосистеме (по манометру); - осматривают шины экскаватора; - осматривают и подтягивают (если необходимо) крепления пальцев и прочих соединений рабочего оборудования, внутренних и наружных букс ведущих колес; осуществляют проверку работы гидроцилиндров на холостом ходу, производят осмотр соединений труб, ликвидируют протекание топлива и масла; - проверяют работу кулачковых муфт и фрикционных механизмов; производят осмотр защитных ограждений и прочих устройств по технике безопасности; - подтягивают болты крепления опорно-поворотного устройства; Осуществляют проверку: - при помощи наружного осмотра состояние крепления всех агрегатов, узлов и трубопроводов; натяжение ремней привода генератора и прочих агрегатов; отскок лент фрикционных механизмов и колодок. - вентиляционные отверстия, крепление зубьев ковша; уровень электролита в аккумуляторных батареях; наличие течей из гидросистемы и редукторов; - при необходимости осуществляют замену рабочей жидкости в гидросистеме; моют фильтры гидросистем и заправочные фильтры; - осуществляют проверку установки золотников гидрораспредилителей и рычагов управления в нейтральное положение, если нужно подправляют длину тяг рычагов, осуществляют смазку всех точек; - смотрят плотность электролита и напряжение на всех элементах аккумуляторной батареи. |