Реферат: Понятие и виды договорных связей в торговом обороте

Название: Понятие и виды договорных связей в торговом обороте
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА, ПРОЦЕССА И ОСНОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ²КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО²

ВАРИАНТ 3 (П-У)

Содержание

Стр.

Понятие и виды договорных связей в торговом обороте.………….... 3

Задача 1…..………………………………………………………………. 9

Задача 2…..……………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ

Торговый оборот, деятельность по продвижению товарной массы от изготовителей к потребителям регулируется не только законодательством, но и заключаемыми договорами. Договор выступает инструментом установления хозяйственных связей по реализации товара и одновременно средством правовой организации действий субъектов по продвижению товаров.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что договорные связи в торговом обороте – это отношения, складывающиеся между производителем и потребителями, которые реализуются посредством заключенного между ними договора.

При анализе организации договорных связей следует различать несколько аспектов.

Первый аспект заключается в том, что каждый хозяйствующий субъект, вступая в контакт с множеством контрагентов, может иметь основные и вспомогательные связи. Критерием разграничения признается регулярность и значительность связей (по объему, по сумме сделок либо в силу иных причин) для хозяйствующего субъекта.

Структура основных связей определяется содержанием деятельности организации, формирует доходы, предопределяет размеры различных выплат и затрат, влияет на численность персонала, частоту и качество управленческих решений.[1] То есть структура основных связей определяет профиль, содержание деятельности фирмы, поэтому деятельность всех подразделений и служб должна содействовать процессу исполнения договоров.[2]

В качестве второго аспекта проблематики структуры договорных связей рассматривается взаимозависимость между договорами по основной деятельности, то есть отражающими специализацию деятельности фирмы, и всеми иными договорами, содействующими осуществлению первых. Это взаимосвязь основного и необходимого для его исполнения вспомогательных, обслуживающих договоров.[3] Так, если кондитерское предприятие заключило с покупателе договор на продажу 10 тонн конфет, то для исполнения обязательства оно должно заключить еще 10 – 15 вспомогательных договоров. Прежде всего нужны договоры со смежниками на получение сахара, патоки, различных наполнителе, фантиков, тары, товарных ярлыков. Нужны договоры на энерго- и теплоснабжение. Требуется заключить договор с транспортной организацией на отгрузку в установленный срок товара своим покупателям.

Для четкого исполнения обязательств требуется совмещение условий основного и вспомогательных договоров в части количества, сроков и других положений. Условия договоров должны быть согласованы также с производственными процессами, технологическими операциями. Подобные меры позволяют точно формулировать задания для соответствующих служб фирмы и отдельных работников по совершению необходимых действий. Без такой согласованности и соподчиненности корреспондирующих условий обязательств и непосредственных действий персонала организации заключаемые договоры не могут успешно выполняться.[4]

Третий аспект структуры договорных связей касается участия тех или иных субъектов в хозяйственных отношениях по реализации товара. Здесь можно выделить два вида договорных связей[5] :

1) прямые связи – они устанавливаются между организациями-изготовителями, с одной стороны, и организациями-потребителями и розничными торговыми организациями – с другой стороны, основываются они на договорах

2) связи с участием посредников (промежуточных организаций) – оптовых торговых и других организаций, то есть товародвижение проходит по нескольким звеньям. Здесь процесс продвижений товара опосредуется несколькими договорами, составляющими так называемую "договорную цепочку".

Основные функции оптовых посредников состоят в распределении товара. Они приобретают у изготовителей крупные партии товара и осуществляют дробную продажу его розничным торговым организациям и иным потребителям. Наряду с этим имеются посредники, которые, купив партию товара в одном месте, затем перепродают эту же партию другому лицу. В отличие от распределения подобная деятельность носит спекулятивный характер.

Замена монопольной системы государственной торговли системой свободного предпринимательства, основанной на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов, предоставила участникам торгового оборота широкие права. Каждый изготовитель и организация-потребитель самостоятельно решают, оформить прямой договор или согласиться на участие посредников. Как показала практика, для организации-изготовителя более выгодна продажа товаров оптовому посреднику. Посредник снимает с изготовителя заботу о реализации товара. На посреднические звенья перелагается целый комплекс сложных и трудоемких операций: поиск покупателей, подбор партий товара для контрагента, отгрузка по многим адресам. Однако контакт с посредником менее выгоден, потому что цена продажи товара посреднику всегда ниже той, которую уплачивает потребитель. Поэтому предоставляемая посреднику цена товара должна сопоставляться с затратами, которые понес бы изготовитель в случае продажи товара непосредственно потребителям. Такой расчет и должен служить основой для выбора изготовителями товаров структуры договорных связей.

Для розничных торговых организаций есть ряд показателей, определяющих, приобретать ли товар у изготовителя или у торгового посредника. В обстановке сохраняющегося монопольного положения изготовителей и крупных посредников возможности выбора структуры договорных связей существенно ограничены.[6] Заключение договора с оптовым посредником предполагает две возможные формы организации товародвижения – транзитную и складскую.

Транзитная форма – это завоз товаров в розничную торговую сеть непосредственно от производителей. Она применяется преимущественно для товаров простого ассортимента, не требующих подсортировки. Складская форма товародвижения применяется в основном для доставки в розничную сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки провозятся через складские звенья. Различают однозвенную и многозвенную складские формы товародвижения. Рациональная организация товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.[7]

Существенными особенностями характеризуется структура связей по поставкам товаров для государственных или муниципальных нужд. В § 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен общий порядок установления таких связей. Помимо Гражданского кодекса Российской Федерации эти отношения регулируются специальными законами[8] , которые применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации (пункт 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации). Для предпринимателей привлекательность быть поставщиком по государственному или муниципальному контракту состоит в надежных гарантиях рынка сбыта производственных товаров и платы за них. Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков.

Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.

Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, или его территориальные органы в пределах полномочий, установленных распоряжением указанного федерального органа исполнительной власти.[9]

Государственные заказчики разрабатывают заказы на поставку товаров для государственных нужд и размещают их в организациях-поставщиках путем заключения государственного контракта. В качестве поставщика могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие квалификационным требованиям. Заказы могут размещаться на конкурсной основе путем проведения открытых или закрытых торгов. Так возникают два обязательства: между заказчиком и поставщиком по государственному контракту и между покупателем и поставщиком по договору на основании извещения о прикреплении. Причем в двух различных обязательствах совпадает только поставщик. С помощью такой схемы достигается ресурсное обеспечение соответствующей государственной программы. Более предпочтительную структуру договорных связей определяет заказчик исходя из целей сохранения контроля за реальной поставкой товаров.[10]

Правильное формирование структуры договорных связей требуется при организации поставок товаров из одних регионов страны в другие. Межрегиональные торговые связи способствуют улучшению снабжения населения, развитию конкуренции на товарных рынках. Они укрепляют хозяйственную кооперацию, сложившуюся между регионами.

В результате такой деятельности создается сложная система отношений. Она включает в себя соглашения, подписанные руководителями органов исполнительной власти соответствующих регионов и носящие организационный характер. Кроме того, в систему входят многочисленные торговые договоры, заключаемые при содействии и поддержке государственных органов между организациями-продавцами и покупателями, расположенными в этих регионах.[11]

Задача 1

Саратовское предприятие по обеспечению топливом населения, учреждений и организаций отпустило ООО "Дотек" уголь в количестве 60 тонн согласно заключенному между ними договору. За несвоевременный возврат продукции в договоре стороны предусмотрели ответственность в виде пеней в размере 5 % от стоимости невозвращенного угля за каждый день просрочки. ООО "Дотек" не возвратило 34,7 тонны угля на сумму 6169 рублей. Саратовское предприятие по обеспечению топливом населения, учреждений и организаций обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "Дотек" 6169 рублей стоимости части невозвращенного угля, 162553 рублей пеней, 10688 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. В судебном заседании адвокат ответчика заявил, что пени за просрочку платежа явно несоразмерна сумме основного долга и просил уменьшить ее размер, а, кроме того, просил отказать во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

К какому виду договоров следует отнести договор, заключенный между ООО "Дотек" и Саратовским предприятием по обеспечению топливом населения, учреждений и организаций? Подлежат ли удовлетворению исковые требования Саратовского предприятия по обеспечению топливом населения, учреждений и организаций?

Договор, заключенный между ООО "Дотек" и Саратовским предприятием по обеспечению топливом населения, учреждений и организаций, следует отнести к договору товарного кредита, который согласно статье 822 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность одной стороны (Саратовское предприятие по обеспечению топливом населения, учреждений и организаций) предоставить другой стороне (ООО "Дотек") вещи (60 тонн угля), определенные родовыми признаками.

Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров (статьи 465 – 485 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

К такому договору также применяются правила § 2 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства. В связи с этим на основании статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщик обязуется возвратить полученные вещи и уплатить проценты за пользование ими. Договор товарного кредита является разновидностью договора займа, следовательно на него будут распространяться положения договора займа. Поэтому на основании статьи 809 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором кредитор имеет право на получение со стороны, которой предоставлен товар, процентов на сумму товарного кредита в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте нахождения кредитора ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты другой стороной суммы долга или его соответствующей части.

При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы товарного кредита.

Договор займа (следовательно, и договор товарного кредита) предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда: по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками.

Поскольку договор товарного кредита предусматривает обязанность одной стороны (предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками, то исходя из статьи 809 Гражданского кодекса Российской Федерации, такой кредит является беспроцентным. Следовательно, кредитор не может требовать выплаты процентов. Однако, Саратовское предприятие по обеспечению топливом населения, учреждений и организаций обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "Дотек" процентов за пользование чужими денежными средствами согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которой следует, что "за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму средств". В данной ситуации имеет место несвоевременный возврат продукции. Следовательно, данное требование подлежит удовлетворению. Что касается суммы пеней, то ее величина определяется в соответствии с условиями договора, в котором говорится, что размер пеней составляет 5 % от стоимости невозвращенного угля за каждый день просрочки.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что исковые требования Саратовского предприятия по обеспечению топливом населения, учреждений и организаций подлежат удовлетворению.

Задача 2

ООО "Кремний" заключило договор с производственным кооперативом "Лето" на поставку кирпича, согласно которому ООО "Кремний" должно было оплатить товар, а кооператив "Лето" брал на себя обязанность дать указание ОАО "Ивстройкерамика", являвшемуся изготовителем товара, об отправке партии кирпича в адрес ООО "Кремний".

Одновременно ООО "Кремний" заключило договор на поставку цемента с оптовой базы ООО "Восход", в соответствии с которым ООО "Восход" должно было расфасовать цемент в мешки по 25 килограмм и доставить его ООО "Кремний" с собственного склада.

Какие варианты отгрузки товара предусмотрены в первом и во втором случаях? В чем их достоинства и недостатки?

В первом случае предусмотрена транзитная отгрузка товара, когда товар по указанию посредника (кооператив "Лето") отправляется изготовителем (ОАО "Ивстройкерамика") сразу в адрес потребителя (ООО "Кремний"); во втором случае – складская отгрузка товара, при которой товар доставляется от изготовителя сначала на склад посредника (ООО "Восход", которое должно было на складе расфасовать цемент по 25 килограммов) и уже затем переотправляется потребителю (ООО "Кремний")[12] .

Транзитная форма практически не дает торговым организациям никаких выгод. Более того, они вынуждены платить наценку посреднику за его участие, хотя товар в их адрес отгружает непосредственно изготовитель. Транзитный режим в данном случае делает участие посредника излишним, и торговой организации следует добиваться установления прямых договорных связей с изготовителем.

При складской форме организации товародвижения торговой организации необходимо выяснить, какие преимущества дает ей участие посредника в приобретении товара. Например, если при контракте с посредником отпадает необходимость создавать и пополнять запасы соответствующих товаров и материальных ресурсов, арендовать для этого складские помещения, нести существенные затраты по хранению товара, то такие договорные отношения с посредником могут быть выгодны. Конкуренция заставляет посредников бороться за расширение рынка. Пока в такой борьбе слабо используются возможности расширения видов услуг, которые мог бы оказывать посредник торговой организации (например, расфасовка и упаковка товаров в количествах, удобных для потребителя, подборка ассортиментных групп товаров, составление комплектов изделий, производимых разными изготовителями, и тому подобное). Следовательно, для организаций-потребителей первоочередным при выборе структуры договорных связей является объем и характер услуг, которые им может предложить оптовый посредник. Вместе с тем очевидно, что и в этом случае необходимо просчитать, где – у изготовителя, оптового посредника или потребителя – дешевле выполнять соответствующие операции с товаром[13] .

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1, 2. М., 2011.

2. О государственном материальном резерве: Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79.

3. О государственном регулировании агропромышленного производства: Федеральный закон от 14 июля 1997 г. № 100.

4. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд: Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53.

5. О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97.

6. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60.

7. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. – М.: "Статут", 2000. – 800 с.

8. Коммерческое право России: Учебно-методическое пособие / Под ред. Б.И. Пугинского. – М.: Городец, 1999. – 144 с.

9. Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. – М. 2002. – 960 с.

10. Медведев А. Чем торговля розничная отличается от оптовой // Хозяйство и право. 1998, № 8. С. 62 – 69.

11. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. 2005. – 314 с.

12. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. – М.: Юристь, 2001. – 496 с.


[1] Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. С. 229

[2] См.: Коммерческое право России: Учебно-методическое пособие / Под ред. Б.И. Пугинского. – М.: Городец, 2005. С. 48.

[3] Коммерческое право России: Учебно-методическое пособие / Под ред. Б.И. Пугинского. – М.: Городец, 2005. С. 48 - 49

[4] Там же. С. 49.

[5] Там же. С. 49; Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. С. 229

[6] Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. С. 229 -230

[7] Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. С. 228

[8] О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд: Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53; О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60; О государственном материальном резерве: Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79; О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97.

[9] См.: ст. 3 Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"; п. 2 ст. 9 Федерального закона "О государственном материальном резерве"; п. 1 ст. 4 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".

[10] Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. С. 230 - 232

[11] Коммерческое право России: Учебно-методическое пособие / Под ред. Б.И. Пугинского. – М.: Городец, 2005. С. 46

[12] Пугинский Б.И. Коммерческое право России. – М.: Юрайт – Издат, 2005. С. 116

[13] Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. 2002. С. 230