Реферат: Права граждан в области охраны здоровья
Название: Права граждан в области охраны здоровья Раздел: Рефераты по медицине Тип: реферат |
ГОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия Министерства Здравоохранения Российской Федерации (ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава) Кафедра организации здравоохранения общественного здоровья ФПК и ППС ТГМА реферат «Права граждан в области охраны здоровья » Выполнил: Ковалик В.О. Заместитель директора АСУСОН ТО «Щучинский психоневрологический интернат» Г.Тюмень 2010г. Содержание: Введение………………………………………………………………………..2 1. Правовое регулирование медицинских услуг………………………………3 1.1. Правовое обеспечение в сфере здравоохранения…………………………3 1.2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан……………...6 2. Основные правовые принципы охраны здоровья населения………………12 2.1. Права граждан в сфере медицинской деятельности……………………...14 2.2. Правовой статус пациента………………………………………………...16 2.3. Правовой статус лечащего врача………………………………………….17 Заключение…………………………………………………………………….18 Список литературы…………………………………………………………….19 Введение. Медицинское право — комплексная отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности. Медицинская деятельность регулируется специальными законами. Эти законы определяют, каким требованиям подчиняется современная медицинская система, как она должна контролироваться, какими полномочиями обладают непосредственные участники медицинской помощи (пациент, лечащий врач и другие). В настоящее время на правовое регулирование здравоохранения направлены десятки и сотни разноуровневых нормативных актов. Федеральный уровень медицинского законодательства представлен системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль российского законодательства. Предметом правового регулирования в здравоохранения является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия и др. Взаимоотношения субъектов в сфере охраны здоровья граждан обеспечивается посредством комбинированного воздействия приемов и способов, характерных для административного, гражданского права и права социального обеспечения. Субъектами регулируемых отношений являются государство, его органы и учреждения, медицинские учреждения различных форм собственности с одной стороны, и граждане – с другой. Сфера здравоохранения подчиняется правовому регулированию и такие понятия, как «лечащий врач», «пациент», «медицинская помощь», являются юридическими. Закон предоставляют населению при обращении за медицинской помощью некоторый выбор среди подсистем медицинской помощи (государственной, муниципальной, частной), а также внутри этих подсистем (выбор врача, услуги). Медицинская система и пациент находятся в определенных правовых взаимоотношениях. По отношению к пациенту медицинская система должна обеспечить выполнение ряда его прав, и если эти права нарушаются, то пациент как самостоятельная фигура, права и свободы которой гарантированы Конституцией и являются высшей ценностью в нашем государстве (ст. 2 Конституции РФ), имеет право «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45 Конституции РФ). 1 Правовое регулирование медицинских услуг 1.1 Правовое обеспечение в сфере здравоохранения Конституция Российской Федерации- Основной законы страны, базисный акт в сфере охраны здоровья, закрепляет следующие принципы (ст. 41): «1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию». Законодательство данной области базируется на общепризнанных международных нормах В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Приоритет над национальным законодательством имеют ратифицированные РФ международные акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Среди актов, направленных на регулирование здравоохранение, можно выделить: - Конвенция Международной Организации Труда №164 о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков (Женева, 8 октября 1987 г.) - Конвенция Международной Организации Труда №120 о гигиене в торговле и учреждениях (Женева, 8 июля 1964 г.) - Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.) - Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения (Минск, 26 июня 1992) - Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств -участников Содружества Независимых Государств (Минск, 31 мая 2001 г.) - Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 г.) - Европейское Соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны (Женева, 17 октября 1980 г.). Центральным актом национального законодательства Российской Федерации, направленным на установление основ здравоохранения в РФ, является Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г.) Как подчеркивается в п. 2 ст.З Основ, они регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Наряду с Основами на правовое регулирование здравоохранения в РФ направлены многие другие законодательные акты (специальные федеральные законы). В частности можно выделить: - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г.); - Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.); - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 30 июня 2003 ; - Федеральный закон от 10 января 2002 г. №2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и мн. др. В настоящее время в субъектах РФ принято около 300 законодательных актов в сфере здравоохранения. Важно подчеркнуть, что законодательные акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные Основами (п.З.ст.З Основ). Наряду с законодательными актами на правовое регулирование здравоохранения в РФ направлены и подзаконные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), а также ведомственные акты. Среди подзаконных нормативных актов можно выделить: - Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. №468 "О неотложных мерах по обеспечении: здоровья населения Российской Федерации" (с изм. и доп. от 7 ноября 1997 г.; - Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №965 "О порядке признания граждан инвалидами" (с изм. и доп. от 21 сентября, 26 октября 2000 г.; - Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 годг (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. №1202-р; - Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. №646 "О вредных и (или) опасны) производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)"; - Положение о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. №123) и др. Также можно выделить следующие ведомственные нормативные акты - Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №113 "Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации"; - Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №114 "Об утверждении отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" - Приказ Минздрава РФ от 2 июля 1999 г. №274 "О порядке регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного производства в Российской Федерации" (с изменениями от 13 декабря 2001 г.) - Положение об организации психологической и психиатрической помощи пострадавшим е чрезвычайных ситуациях, утвержденное приказом Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. №325 ; - Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. №377 "С реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями от 23 мая, 31 июля 1998 г., 21 июля 2000 г., 8 мая 23 сентября 2002 г.); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. №108 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.1328-03"; - Решение Коллегии Минздрава РФ от 20-21 марта 2001 г. "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001 - 2005 годы и на период до 2010 года". Подзаконные нормативные акты не должны противоречить законодательным актам и применяются в целях урегулирования конкретного вопроса В соответствии с Указом Президента РФ №763 от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу эктое Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативны) правовых актов федеральных органов исполнительной власти" такие нормативные документы, подлежат регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию е "Российской газете" или в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с п. 12 Указа Президента РФ №763 данные нормативные акты вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом акте не предусмотрен иной срок их вступления в силу. 1.2 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан разработаны на основании Конституции РФ и приняты в 1993 году. Основы включают в себя 12 разделов 69 статей. В основах законодательства говорится, «охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера». Направлены эти меры на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека. Конституция РФ и государственные законодательные акты гарантируют охрану здоровья каждого человека. Основными принципами охраны здоровья граждан являются: o Соблюдение прав каждого гражданина в области охраны здоровья. o Проведение комплекса профилактических мероприятий. o Доступность медико-социальной помощи. o Социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья. o Ответственность органов государственной власти за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Основы законодательства регулируют отношения граждан и органов власти и управления. В основах законодательства определены: o Задачи законодательства РФ об охране здоровья граждан. o Определение ответственности и компетенции РФ по вопросам охраны здоровья граждан. o Правовое регулирование деятельности различных учреждений и организаций в области охраны здоровья граждан. o Определение прав и установление гарантий граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья. o Определение прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников. В компетенцию органов РФ, республик в её составе, краев, областей входят следующие положения: o Они могут принимать и изменять федеральные законы об охране здоровья граждан; o Разрабатывают меры по защите прав и свобод человека в области охраны здоровья; o Разрабатывают программы развития здравоохранения на данной территории; o Могут устанавливать структуру органов управления здравоохранением; o Определяют бюджет на охрану здоровья граждан; o Занимаются вопросами охраны окружающей среды; o Устанавливают единую систему учета и отчётности в учреждениях здравоохранения; o Занимаются подготовкой медицинских и фармацевтических работников; o Разрабатывают программы обязательного медицинского страхования; o Координируют деятельность органов государственной власти и управления; o Координируют научные исследования; o Устанавливают порядок проведения медицинской экспертизы; o Устанавливают порядок сертификации и лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности. Что касается организационных вопросов в области охраны здоровья населения, то в основах законодательства определены полномочия высших органов государственной власти и управления в области охраны здоровья граждан. К ним относятся: o принятие и утверждение, законов; o утверждение бюджета; o разработка программ по развитию совершенствованию здравоохранения; o финансирование системы охраны здоровья граждан. В настоящее время в РФ существуют 3 системы здравоохранения: государственная, муниципальная и частная. К государственной системе здравоохранения относятся МЗ РФ, МЗ республик в составе РФ, органы управления з/о краёв и областей, а также все ЛПУ, НИИ, аптеки, образовательные, санитарно - профилактические учреждения, бюро судебно-медицинской экспертизы, учреждения по производству медицинских препаратов и медицинской техники, относящиеся к государственной собственности. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления з/о и все медицинские учреждения, находящиеся в муниципальной собственности. К частной системе здравоохранения относятся ЛПУ и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности. Все медицинские учреждения независимо от форм собственности должны иметь лицензию и сертификат на избранный вид деятельности. Выдачу таких документов производят специально созданные при органах управления з/о лицензионные и сертификационные комиссии. Отдельным разделом основ законодательства является раздел IV - Права граждан в области охраны здоровья. Граждане РФ имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается охранной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда и быта, отдыха, воспитания, обеспечения граждан. Здесь также говорится о необходимости производства и реализации доброкачественных продуктов питания и предоставлению населению доступной медико-социальной помощи. Граждане РФ имеют право на получение своевременной и достоверной информации о фактах, способствующих на него вредное влияние. Если человек заболел или утратил трудоспособность, он имеет право на медико-социальную помощь, куда входят все лечебные и оздоровительно-профилактические мероприятия. Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь, которая оказывается в государственных и муниципальных системах здравоохранения в соответствии с программами обязательного страхования. Граждане РФ имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими и корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, таких граждан определяет Правительство РФ. В основах законодательства определены также права отдельных групп населения в области охраны здоровья: o Право семьи. o Права беременных женщин и матерей. o Права несовершеннолетних. o Права военнослужащих o Права граждан пожилого возраста o Права инвалидов o Права граждан, попавших в чрезвычайные ситуации. o Права заключённых, находящихся в местах лишения свободы. Отдельный раздел основ законодательства посвящён гарантиям при осуществлении медико-социальной помощи гражданам. В частности говорится, что каждый гражданин имеет гарантированное право на первичную медико-санитарную помощь, на оказание скорой и неотложной помощи, на получение необходимой специализированной помощи. В законодательстве подчёркивается, что государством запрещено медицинским работникам удовлетворять просьбы больных об ускорении их смерти при тяжёлых неизлечимых болезнях, смерти при тяжёлых неизлечимых болезнях. Отдельный раздел основ законодательства касается медицинской экспертизы. В частности разбираются вопросы, связанные с экспертизой временной и стойкой нетрудоспособности, говорится также о военно-врачебной экспертизе, о судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизе, определены их задачи. В законодательстве подчёркивается, что граждане РФ имеют право на независимую медицинскую экспертизу в случае несогласия с заключением мед. экспертизы по их заявлению. Важным разделом основ законодательства является раздел: Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников. 1. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют лица. получившие специальное высшее или среднее образование, имеют диплом, а также сертификат специалиста и лицензию. Сертификат выдаётся на основании послевузовского специального образования. 2. Право на занятие частной медицинской практикой. Частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счёт личных средств граждан или за счёт средств предприятий, учреждений и страховых медицинских организаций . Требования такие же, что и к специалистам работающим в государственной системе здравоохранения. Разрешение на частную практику даёт местная администрация по согласованию с медицинской ассоциацией. 3. Право на занятие народной медициной. (целительством ) Народная медицина - это методы профилактики, диагностики, оздоровления и лечения, основанные на опыте многих поколений . Право на занятие народной медициной имеют граждане, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения республик в составе РФ. Допускается использование методов народной медицины и в ЛПУ государственной и муниципальной системы здравоохранения. Проведение сеансов массового целительства с использованием средств информации запрещается. В основах законодательства даётся понятие лечащего врача и семейного врача. Лечащий врач - это врач, который оказывает необходимую медицинскую помощь в амбулаторных учреждениях, в стационарах и на дому. Он обязан организовать своевременное обследование и лечение больного, консультации с другими специалистами, имеет право освобождать больных от работы с выдачей листка нетрудоспособности до 30 дней. За недобросовестное выполнение своих обязанностей лечащий врач несёт ответственность. Семейный врач - это врач, прошедший специальную много профильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи . В законодательстве есть положение о клятве врача, о сохранении врачебной тайны, а также о создании профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций для защиты прав своих работников. Оплата труда и компенсации. Оплата труда врачей и провизоров производится в соответствии с их квалификацией и стажем работы. Они имеют право на компенсационную выплату в процентах к должностным окладом за работу с вредными и тяжёлыми условиями труда. На них распространяется так же обязательное государственное и личное страхование. В случае заболевания, травмы или гибели мед. работника при выполнении им профессионального долга и обязанностей выплачивается единовременное должностное пособие в размере 120 месячных окладов. Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья. В случаях недобросовестного и нечестного выполнения своих профессиональных обязанностей, повлекших причинение вреда здоровью граждан или смерть, ущерб возмещается в соответствии с законодательством Р. Ф. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от дисциплинарного, административного или уголовного наказания. Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы или в суд в соответствии с действующим законодательством. Отдельный раздел законодательства содержит материал по социальной и правовой защите медицинских и фармацевтических работников. Они имеют право: o на обеспечение условий их деятельности; o на работу по трудовому договору; o на защиту профессиональной чести и достоинства; o на получение соответствующей квалификационной категории; o на совершенствование профессиональных знаний; o на переподготовку по состоянию здоровья; o беспрепятственное и бесплатное использование средств связи и любого вида транспорта для перевозки больного. o на получение жилья, установку телефона, устройство детей в детские учреждения и др. другие льготы, установленные законодательством Р. Ф. 2 Основные правовые принципы охраны здоровья населения Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Основными правовыми принципами охраны здоровья граждан являются: — соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; — приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; — доступность медико-социальной помощи; — социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; — ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Задачами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан являются: — определение ответственности и компетенции Российской Федерации, республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, округов в вопросах охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции в этих вопросах органов местного самоуправления; — правовое регулирование деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; — определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения; — определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты. Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается проведением мероприятий по охране окружающей природной среды, созданию благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Государство обеспечивает гражданам право на охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, продукции, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эти сведения предоставляются местной администрацией средствам массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, установленном Правительством РФ. В интересах охраны здоровья граждан реклама алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации запрещена. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программой ОМС. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством. Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации. Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая проводится по их личному заявлению в специализированных учреждениях. Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль. Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы органами санэпиднадзора вследствие заразного заболевания. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в установленном законом порядке. 2.1 Права граждан в сфере медицинской деятельности Права граждан в сфере медицинской деятельности — это предусмотренные международными и внутригосударственными нормативно-правовыми актами положения, гарантирующие гражданам охрану здоровья и предоставление медицинской помощи при возникновения заболевания. Обеспечение прав граждан в сфере медицинской деятельности представляет собой систему организационно-правовых средств, предназначенных для реального воплощения в жизнь прав граждан, содержащихся в нормативно-правовых актах, посвященных регулированию медицинской деятельности. Необходимо различать следующие направления обеспечения прав граждан в сфере медицинской деятельности: нормативно-правовое (создание юридических документов, содержащих механизмы реализации прав граждан в области медицины); организационное (создание условий, при которых становится возможным реализация прав граждан в области медицины); финансово-экономическое (увеличение расходов на здравоохранение в бюджетах различных уровней, действительная реализация федеральных целевых программ в области медицинской деятельности); информационное (деятельность средств массовой информации, направленная на информирование граждан о своих правах в области медицинской деятельности). Классификация прав Граждан в сфере медицинской деятельности. o Права граждан в области охраны здоровья o Право на охрану здоровья. o Право на информацию о факторах, влияющих на здоровье. o Право на медико-социальную помощь. o Права в системе медицинского страхования. o Права отдельных групп населения в области охраны здоровья o Права членов семьи. o Права беременных женщин и матерей. o Права несовершеннолетних. o Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу но контракту. o Права граждан пожилого возраста. o Права инвалидов. o Права граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и проживающих в экологически неблагополучных районах. o Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи. Права пациентов o Общие права пациентов. o Права пациентов в отдельных направлениях медицинской деятельности (трансплантология, психиатрия, иммунопрофилактика и др.). 2.2 Правовой статус пациента Правовой статус, как характеристика прав, свобод и обязанностей гражданина, в сфере медицинской деятельности, характеризуется определенными особенностями. Выделяют несколько видов правовых статусов в сфере медицинской деятельности: Общий правовой статус гражданина в сфере медицинской деятельности — единый набор прав, обязанностей и ответственности, присущий всем гражданам России в области медицины; Специальный правовой статус гражданина в сфере медицинской деятельности — это набор прав, обязанностей и ответственности в области медицины, присущий отдельным категориям граждан (беременные женщины и матери, несовершеннолетние, военнослужащие, граждане пожилого возраста, инвалиды и др.); Индивидуальный правовой статус гражданина в сфере медицинской деятельности — это набор прав, обязанностей и ответственности в области медицины, присущий конкретному индивиду. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: o уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; o выбор врача, в том числе семейного, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; o обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; o проведение по его просьбе консилиума и консультаций у других специалистов; o облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; o сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе, а также иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; o добровольное согласие на медицинское вмешательство; o отказ от медицинского вмешательства; o получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья; o получение медицинских и иных услуг в рамках программ обязательного или добровольного медицинского страхования; o возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; o допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; o допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутреннего распорядка учреждения. Пациент в случае нарушения его прав может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу ЛПУ, в соответствующие медицинские ассоциации, лицензионные комиссии, либо в суд. 2.3 Правовой статус лечащего врача Лечащий врач — это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период наблюдения и лечения его в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении. Лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии здоровья по требованию больного или его законного представителя, приглашает консультантов и организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного. Лечащий врач единолично выдает листок нетрудоспособности на срок, определенный федеральными органами власти. Лечащий врач может отказаться, по согласованию с соответствующим должностным лицом, от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения. Лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации. Заключение Обеспечение прав и законных интересов российских граждан в сфере здравоохранения – задача, решению которой препятствуют несовершенство законодательной базы и отсутствие многих правовых механизмов. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан были приняты в 1993 году и в связи с введением за эти годы в действие ряда новых нормативных правовых актов с юридической точки зрения стали терять актуальность и потребовали принятия множества поправок с целью приведения их в соответствие с изменившимся законодательством. Принятые Госдумой нормативные правовые акты в сфере здравоохранения решают какие-либо конкретные задачи, но радикальных преобразований в здравоохранении в целом не касаются. От отсутствия адекватного законодательного обеспечения страдает социальная защищенность самих медицинских работников. Необходимо принятие законопроекта, который не только учитывал бы современные проблемы здравоохранения и уровень развития медицинской науки, но также позволял бы реализовать важнейшие принципы построения вертикали оказания медицинской помощи, начиная от первичной врачебной и заканчивая высокотехнологичными её видами, обеспечения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, защиты прав пациентов и т.д. Список литературы: 1. Е.В. Ушаков «Популярно о законах и правилах в медицине» Москва «КНОРУС» 2005 стр. 12-86 2. Ю.Д.Сергеев «Готовимся к всероссийской конференции», 2006г. «Медицинский вестник» №12, стр.20 3. Володин «Реформе здравоохранения нужна правовая база», 2005г. «Медицинский вестник» №33, стр.5 4. http//www.allpravo.ru 5. Актуальные проблемы правового регулирования медицинской 6. «Правовые основы здравоохранения» Учебник, Гагаринов А.В. Издательство: «Academia» Серия: Высшее профессиональное образование стр. 4-28, 56-102 |