Реферат: Проблема человека в философских системах
Название: Проблема человека в философских системах Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат |
1. Проблема человека в философии. -Тема человека является для философии традиционной, неустранимой из нее. -Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Основными для нее являются вопросы о сущности человека, его природе и смысле существования. -Конечно же, человек изучается и во многих других науках - истории, социологии, физиологии, анатомии, психологии и т.д. Что же касается философии, то она в отличие от этих наук стремится постичь человека как целостное существо. Она исследует человека, взятого в единстве всех его творческих сил и проявлений разнообразной духовно-практической деятельности, как существо многомерное, многолико-единое. Философия рассматривает человека и с точки зрения его «погруженности» в мир внешний - природу, общество, историю, и с точки зрения наличия у него собственного мира - внутреннего, духовного. -Осмысление человека традиционно присутствует и в формах вненаучного познания - в религии и искусстве, в мифологии, в народной мудрости. Разумеется, человек здесь постигается несколько иными, специфическими средствами. В истории философской мысли сложилась антропологическая традиция - нацеленность философии на человека как на уникальное и сложнейшее явление мироздания. Проблема человека была обозначена уже в философии Древнего мира. В ту эпоху был распространен космоцентризм как тип философского мышления и образ мира. Все существующее рассматривалось как единый, гармоничный и необъятный Космос, а человек мыслился его органической частью, его «малой Вселенной». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Философия Древнего Востока. 1. Человек несвободен и зависит от мира природы (Так, буддизме подчеркивалось, что жизнь человека - всегда страдание, и это является законом его существования. Вот почему идеальное существование человека - это жить в согласии с этим миром, в чем и должна состоять подлинная мудрость). 2. Человек – главная проблема в ДВ философии . Философия Античности. 1. Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенного от Космоса) человека принято связывать с именем знаменитого греческого философа Сократа . Он призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, определить свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире - в этом и должен состоять, по убеждению Сократа, подлинный смысл жизни человека. 2. Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека . Каждый человек способен избирать собственную траекторию «полета», т.е. жизненный путь, творить свою судьбу. 3. Как правило, в древней философии рассматривались отдельные стороны (аспекты) проблемы человека . Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой. Философия Средних веков. 1. Человек – часть миропорядка, установленного Богом . 2. Идея спасения человеческой души, её бессмертие. 3. Идея равенства людей перед Богом. Философия Эпохи Возрождения. 1. Представление об отсутствии границ в развитии человека. 2. Критика религиозных теорий о человеке. 3. Идея «человекобога». Человек-творец сам подобен Богу. Философия Нового времени. 1. Рационализм: А) Человек – существо разумное (Декарт – «думающая вещь»). Б) С помощью разума человек познаёт мир. В) Знание человека – это залог прогресса общества. 2. Немецкая классическая философия. А) Представление о человеке как о субъекте духовной деятельности . Б) Человек – носитель разума и создатель культуры . 3. Марксистская философия. А) Акцент на социальную и экономическую сущность человека. Б) Проблема несвободы человека (в капитализме личность ограничена). Русская философия. Два основных подхода к проблеме человека: 1. Материалистические учения революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского и др.). А) Идея свободы и независимости личности (зависит от социального строя). Б) Идеи западников и славянофилов . 2. Концепции представителей религиозной философии (Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева и др.). А) Проблема судьбы и предназначения человека. Б) В человеке 2 начала – Бог и Дьявол. Их борьба. Основные концепции человека: 1. Биологизаторские (З.Фрейд). А) Основа человека – его природные, биологические качества. Б) Человек зависит от: - Бессознательного (влечения, инстинкты). - Норм культуры (ограничивают человека). В) Поведение людей обусловлено генетическими данными. 2. Социологизаторские. А) Отрицание или недооценка биологического начала в человеке. Б) Марксизм рассматривает человека как активного субъекта , в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого (создание новой коммунистической личности). В) Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических). 3. Спиритуализм. А) Признаёт сущностью мира духовное первоначало и рассматривает материальное как творение духа (Бога) и противоположно по своему содержанию материализму. Б) Человек – продукт духовного, божественного провидения. 2.Человек, индивид, личность. Многообразие определений понятия человек: 1. Человек – это каждый из людей; высшее из земных созданий, одарённое разумом, волей и словесной речью (Словарь В.И. Даля). 2. Человек – это общественное существо, обладающее сознанием и разумом. Субъект общественно-исторической деятельности и культуры. 3. Человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способное создавать орудия труда и изменять окружающую действительность. Прежде всего, под человеком в философии принято понимать представителя вида «гомо сапиенс», который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. Человек - это существо разумное и универсально-деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию. Биологические признаки человека: - Человек рождается, стареет и умирает. - Человеку свойственны инстинкты (какие?). - Биологически запрограммированные досоциальные формы поведения людей. - Развитие определяется набором генов, обменом веществ, гормонами. Социальные признаки человека: - Человек изменяет окружающую среду. - Изменяет мир по законам нравственности и красоты. - Действует не только по потребностям, но и исходя из воли, фантазии. - Способен действовать универсально. -Человек свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. осмысленно к ней относится. 1. При изучении отдельного человека («Петр», «Павел» ит.д.) в философии и иных науках (педагогика, психология и др.) применяется понятие индивид , которое обозначает единицу, «атом» человеческого рода . 2. Под индивидуальностью же понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду и позволяющие ему быть самим собой . 3. Ведя речь о личности , философия имеет в виду социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом, вхождения в мир культуры . 1. Обозначает человека как социальное существо. 2. Формируется в процессе социализации[1] . 3. Несёт на себе отпечаток культуры конкретной исторической эпохи. 4. Обладает потребностями[2] и интересами[3] . А) - биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), - социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.). - духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Б) Классификация А. Маслоу . В) Психологи различают также потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). 5. Обладает духовным миром: 1) духовные потребности в познании окружающего мира . 2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе; 3) убеждения, твердые взгляды , основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах; 4) способность к тем или иным формам социальной деятельности ; 5) чувства и эмоции , в которых выражаются отношения человека с природой и обществом; 7) цели , которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности; 8) ценности , лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы. 3.Проблема смысла жизни[4] . Философское понятие смысла жизни человека характеризует его как существо, стремящееся к полноте своего существования . Это понятие раскрывает и исследует самое сокровенное в его бытии - цели и идеалы , само значение его существования. Вопрос о смысле жизни человека - это вопрос об основном содержании его духовно-практической деятельности . Это, по Достоевскому, вопрос о том, для чего человеку жить и к чему стремиться. Осознание смысла своей жизни человеком есть осознание пути жизни и того дела, которое наполняет эту жизнь достойным человека содержанием. Тема смысла жизни человека неизменно присутствует во всех эпохах истории философской мысли. 1. Философы Древнего мира смысл жизни видели, например, в служении человека государству и его правителю , как это полагал Конфуций . Другие философы (например, Сократ ) находили смысл жизни человека в его познании и самопознании, стремлении к знанию. Некоторые философы призывали человека стремиться к наслаждениям и удовольствиям, к собственному счастью , что делал Эпикур . А в индийском буддизме человеку вообще предлагалось отрешиться от жизненных проблем и сосредоточиться на своем внутреннем мире . В древней философии, таким образом, сложились разные представления о том, для чего человеку жить и к чему стремиться. 2. Религиозная философия Средних веков предложила свой ответ на смысложизненный вопрос. - Она считала, что вся жизнь человека должна быть наполнена стремлением к Богу и служением ему. - Человек призван к смирению и покорности, а это возможно лишь через подчинение тела духу, духовному началу. - Смысл жизни человека - это несение им креста, долга перед другими людьми и даже жертвы, как это сделал Иисус Христос. 3. Философия Нового времени. - Сделала акцент на том, что жизнь человека должна быть наполнена активной деятельностью, ведь человек - существо разумное, способное не только к познанию, но и к обретению власти над внешним миром - природой и обществом. - Руководствуясь своими интересами, он призван устроить общественную жизнь более разумной и справедливой, свободной от угнетения, несправедливости, эксплуатации человека человеком. - Такая смысложизненная установка нашла свое выражение в творчестве просветителей XVIII века (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.), в классическом марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс). 4. В экзистенциальной философии XX века (А Камю, ЖЛ. Сартр и др.). - Подчеркивалось, что смысл своей жизни человек утверждает сам, страстно желая быть свободным. Постоянно быть в пути, в поиске - таков удел человека. - «Чтобы быть, - писал Сартр , - человек должен сам себя выбрать, ни изнутри, ни извне к нему не приходит ничего такого, чтобы ему оставалось только принять. Человек полностью и неотвратимо обречен на нестерпимую необходимость созидания своего собственного существования вплоть до мельчайших деталей». 5. Тема смысла жизни и призвания человека является непреходящей и для русской философии . Причем в смысложизненной проблеме отечественная философия стремилась открыть и постигнуть, прежде всего, нравственное содержание, которое касается отношения человека к человеку, к обществу в целом. - Л.Н. Толстой . Разум и совесть требуют от человека жить для других, а не для себя. Жизнь для других - это жизнь «блаженная и бесконечная», это «радостная деятельность жизни» и путь к бессмертию как бесконечности своего существования. Жизнь представляет собой великий дар, который дается всем людям, но каждый человек призван нести свою долю ответственности за жизнь. Тому, кто любит жизнь и других людей, смерть не страшна. - Нравственное содержание смысла жизни человека выделял и русский религиозный философ B. C. Соловьев . По его убеждению, смысл жизни человека состоит прежде всего в служении добру. Само же добро - это созидание жизни во всех ее проявлениях, любовь ко всему живому. - Большое внимание теме смысла жизни и призвания человека уделял и Н.А. Бердяев . Он рассматривал человека как существо свободное и творческое, призванное преображать мир и придавать ему стройность и красоту: «Человек призван производить работу над материей этого мира, подчинять ее духу». Схема. Иерархия смыслов жизни человека (снизу вверх): -вселенная -живые существа -человечество в целом -государство -регион (республика, штат) -город, посёлок -общественная организация -работа -семья -личность По мере развития цивилизации представления о высших смыслах существования человечества сильно изменяются. С расширением кругозора и ростом технических возможностей смысл жизни представляется всё более масштабным: от процветания рода, племени он переходит к процветанию страны, к процветанию человечества, цивилизации, а оно невозможно без процветания (по меньшей мере, сохранения) биосферы. Далее следуют космические масштабы: сохранение Земли от столкновений с астероидами и кометами, Солнца — от превращения в белого гиганта и красного карлика, Млечного пути (нашей галактики) — от столкновения с галактикой Андромеды. В философии как специфической системе знания есть раздел, в котором окружающий человека мир рассматривается с точки зрения его значения для человека, т.е. ценности. Этот раздел называется аксиологией («теория ценностей»), основы которой были сформулированы еще в древней философской мысли. В аксиологии рассматриваются вопросы и проблемы, которые конкретизируют философские представления о человеке, его бытии в мире и смысле своего существования. Деятельное отношение человека к миру существует в различных формах: 1. Познавательное отношение , т.е. поиск и обретение знаний, начиная от самых простейших (обыденное знание) и заканчивая теориями и научными картинами мира. 2. Практическое отношение , т.е. стремление преобразовать мир в соответствии со своими потребностями и интересами. 3. Художественно-эстетическое отношение , что предполагает восприятие мира сквозь призму гармонии и красоты, любование и восхищение этим миром, воплощение прекрасного в своей практической деятельности. 4. Нравственное отношение , т.е. следование человека моральным канонам и императивам (повелениям общества, собственной совести) или же вопреки морали и совести. 5. Ценностное отношение к миру. По своему содержанию оно предполагает восприятие мира с точки зрения его значения (смысла) для человека, раскрытие роли материальных и духовных явлений, предметов и процессов в жизнедеятельности человека. В аксиологии исходными и базовыми являются понятия «ценностное отношение» и «ценность» (благо). Ценностное отношение - это особого рода связь (взаимодействие) субъекта и объекта, в рамках которого происходят выявление, переживание и осмысление социокультурного значенияобъекта (предмет, явление, процесс и т.д.) для бытия субъекта. Ценностное отношение имеет два полюса - объект как носитель ценности и субъект как носитель оценки. Это отношение существует в разных формах познания - в мифологии и религии, в искусстве, философии и морали, в обыденном познании. Под ценностью в аксиологии понимается социокультурное значение предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека . 1. Первая группа (выделение по субъекту-носителю) - это ценности индивидуальные (личностные), групповые и общечеловеческие. 2. Вторая группаценностей (выделение по социальному содержанию ) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности экономические (деньги, рынок), социальные (дружба, милосердие), политические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (закон, правопорядок). 3. Третья группа(выделение ценностей по способу их существования ) - ценности материальные («предметно воплощенные») и духовные («идеальные»). 4. Четвертая группа(выделение по длительности существования ) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным историческим временем) и непреходящие (имеющие значение во все времена). 5. Пятая группа(выделение по своему значению ) включает в себя так называемые утилитарные («инструментальные») и фундаментальные («высшие») ценности, без которых невозможна сама жизнь человека. К высшим ценностям относятся свобода, здоровье, безопасность человека и т.п. [1] Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. [2] Потребность – это постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека [3] Интерес – это осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. [4] Смысл жизни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. |