Реферат: Обучающие программы
Название: Обучающие программы Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат | ||||||||||||||||||
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ Для освоения наиболее сложных упражнений, а также для сравнительно слабых учащихся можно рекомендовать метод программированного обучения с использованием обучающих программ, составленных по типу алгоритмических предписаний. В них учащимся дается серия последовательно выполняемых учебных заданий с обязательным проведением контроля или самоконтроля качества выполнения каждого задания, позволяющего переходить к следующей серии заданий. Ниже приведены обучающие программы для освоения кувырка назад, стойке на руках и переворота в сторону. КУВЫРОК НАЗАД Техника выполнения. Из упора присев ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться; наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову; разгибая руки, перейти в упор присев. Что должен знать учащийся при освоении кувырка назад? 1. В упоре присев подавать плечи вперед. 2. При перекате назад держать плотную группировку до касания шеей мата и опоры руками за плечами. 3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата. Что он должен уметь? Быстро выполнять перекат назад в группировке и опираться руками за плечами. СЕРИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для выполнения кувырка назад 1. Наклоны и круговые. Выполнять вперед и назад движения с максимальной амплитудой, с сопротивлением партнера. 2. Вращение кистями. Выполнять, сцепив пальцы рук. 3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на 2-3-ей рейке гимнастической стенки или на гимнастической скамейке. Выполнять с прямыми телом, локти прижаты к - туловищу.Выполнять раза в темпе 2-3 раза. II серия - упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений. 1. Упор присев. Ноги поставить параллельно на ширине стопы, тяжесть тела перенести на руки. Из о.с. быстро и правильно принять и.п. III серия - упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение 1. Перекат назад в группировке. Из и.п. повторить перекат назад в группировке в и.п. Из упора присев перекат назад в группировке и перекат вперед в упор присев IV серия - упражнения, направленные на умение оценивать свои движения в пространстве, во времени и в проявлении мышечных усилий и управлять ими 1. То же, что в IIIсерии. То же, что в Ш серии в среднем и быстром темпе с сохранением плотной группировки. Из о.с. упор присев и перекат назад с максимальной скоростью возвратиться в упорприсев. Vсерия - подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения. 1. Опора плечами. Стоять спиной к стенке, опираться руками за головой. То же, лежа на спине. 2. Перекат назад в группировке и опора руками. Выполнить из седа, ноги на ширине стопы, группировку, перекат назад и опереться руками за плечами; возвратиться в и.п. То же из упора присев. 3. Кувырок назад по наклонной плоскости. Из седа у высокой части гимнастического мостика (сверху на мостик положен мат) выполнить кувырок назад. 4. То же в обычных условиях с помощью. Из седа выполнить с помощью кувырок назад (при оказании помощи стоять сбоку и приподнять одной рукой плечо) в упор присев, встать. Из о.с. упор присев (и.п.), кувырок назад и встать в о. с.. VI серия - упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом. 1. Два кувырка назад с паузой. Из упора присев, выполнить кувырок назад, встать - пауза 2 с, упор присев и кувырок назад. 2. Два кувырка назад. Из упора присев два кувырка назад в упор присев, с группировкой, колени врозь; после первого кувырка не делать паузу. Два кувырка назад в быстром темпе и встать; стоять 2-3 с. на месте. МАХОМ ОДНОЙ И ТОЛЧКОМ ДРУГОЙ СТОЙКА НА РУКАХ Техника выполнения. Из и.п. руки вверх, широким шагом наклонить туловище вперед. Опереться руками о пол на ширине плеч, пальцы врозь. Махом одной и толчком другой, выйти в стойку на руках, соединить ноги. В стойке на руках максимально вытянуться вверх, сохраняя равновесие и прямое положение тела. Что должен знать ученик при освоении стойки на руках? 1. Опираться руками на ширине плеч с разведенными пальцами. 2. Сохранять вытянутое, прямое положение тела. Что он должен уметь? Выполнять стойку на голове. СЕРИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
I серия 1. Поднимание рук вверх. Поднимая руки вверх, вытягиваться в плечах, не прогибаться; то же, но кисти назад, встать на носки 2. Поднимание и опускание плеч. В стойке руки вверх, поднимать и опускать плечи; то же с набивным мячом или грифом штанги. 3. Наклон вперед. Выполнить с соупражняющимся наклон прогнувшись. То же из и.п. стоя ноги врозь (вместе), руки на плечи друг другу. 4. Выпад вперед. Выполнить из о.с. выпад вперед (на толчковой ноге), руки вниз, и обратно в и.п. Выполнить упражнение 3-4 раза поочередно, не сгибая ноги. 5 Поочередные махи ногой назад. Выполнять поочередные махи ногами у гимнастической стенки (с наклоном вперед, прямыми руками взяться за рейку). II серия 1. Выпад вперед с опорой руками. Из о.с. выполнить выпад (на толчковой ноге) и поставить прямые руки на опору. Маховая нога сзади прямая.Выполнить упражнение 2-3 раза подряд. III и IV серии 1. Толчком одной, махом другой сменить положение ног. Из о.с. выпад вперед с опорой на руки, передавая тяжесть тела на руки, толчком одной и махом другой сменить положение ног (при махе ногой поднять таз как можно выше). После первой попытки – и.п. и повторить упражнение 2 – 3 раза. V серия 1. Стойка на руках помощью. Выполнять с помощью: в упоре лежа (тело прямое) двое партнеров сбоку захватывают исполнителя за бедра и голени и поднимают в стойку на руках. 2. То же махом одной и толчком другой ногой. С шагом одной опереться на руки (с началом маха прямой ногой под бедро и голень поддерживать исполнителя), выйти в стойку; устранить ошибки. То же с поддержкой в стойке на руках. 3. Стойка на руках с опорой всем стенку. Стойка на руках с опорой всем телом о подвешенный к стенке мат. VI серия 1. Стойка на руках. Выполнять с соупражняющимся: толчком одной, махом другой стойка на руках (партнер поддерживает после выхода в стойку). То же самостоятельно (выход в стойку без фиксации). Стойка на руках, толчком одной и махом другой 2 раза подряд. ПЕРЕВОРОТ В СТОРОНУ Техника выполнения. Стоя лицом вперед по направлению движения, с взмахом руками вперед-вверх выпад правой; поочередно опираясь руками, с поворотом направо выйти в стойку на руках, ноги врозь; и, продолжая движение, передать тяжесть тела на левую руку; отталкиваясь, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны. Что должен знать учащийся при освоении переворота в сторону? 1. Переворот начинать стоя лицом вперед. 2. При выходе в стойку на руках опираться руками поочередно. 3. В стойке на руках широко разводить ноги. 4. При выполнении переворота в сторону руки и ноги ставить на одной линии. Что он должен уметь? 1. Толчком одной и махом другой выходить в стойку на руках. 2. Выполнить стойку на руках, широко разводя ноги (у стены или с помощью). СЕРИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
I серия 1. Наклоны в стороны Выполнять в широкой стойке, медленно, с полной амплитудой, не наклоняясь вперед. 2. Выпад в сторону. Выполнять выпад с одновременным наклоном туловища к правой; встать на правой, левую в сторону, руки в стороны (то же в другую сторону). 3. Поочередные взмахи ногами в стороны. Из о.с. выполнять прямыми ногами, с постепенным увеличением амплитуды точно в сторону (с опорой руками о стенку). II серия 1. Выпад вперед. Из стойки на левой взмахом правой, руки вперед вверх, выполнять широкий выпад вперед. 2. Выпад в сторону с опорой руками о пол. Быстрое выпрямление опорной ноги в стойку на одной ноге. Из выпада толчком левой стойка на правой ноге, левую в сторону - 2с. опустить левую. III серия 1. Стойка на руках. Выполнять махом одной и толчком другой с опорой ногами о стенку (или с помощью партнера). В стойке вытягиваться на руках и не прогибаться Стойка на руках у стены (самостоятельно), стоять 2- 4 с. IV серия То же, что серия III. Выполнять стойку на руках с быстрым взмахом и отталкиванием. Стойка на руках (самостоятельно) у стенки. V серия 1. Стойка на руках ноги пошире. Из стойки на руках с опорой о стенку (или с помощью) опускание в стойку ноги врозь без прогибания в пояснице. 2. Из стойки на руках ноги врозь опускание в сторону с опорой ногами о стенку или с помощью партнера. Выполнять с помощью (поддерживать исполнителя под правое плечо правой рукой и за пояс левой рукой); из стойки на руках ноги врозь опуститься в стойку ноги врозь, руки в стороны. 3. Стойка на руках ноги врозь с поворотом налево. После повторения выпада левой поставить руки по разметкам, с помощью партнера выйти в стойку на руках, ноги врозь с поворотом (помощь оказывать в начале маха правой, стоя со стороны спины и захватив руками за ноги). 4. Выход в стойку на руках с поворотом и с последующим опусканием в стойку ноги врозь, руки в стороны. Выполнять с соупражняющимся (первый выполняет стойку на руках, ноги врозь с поворотом, второй, поддерживая под плечо и за пояс, переворачивает первого в стойку ноги врозь, руки в стороны). 5. Переворот в сторону. Переворот выполняется по разметкам с проводкой. Переворот в сторону самостоятельно. VI серия 1. Темповой подскок. Выполнять с места небольшой подскок на левой с одновременным подниманием рук вперед вверх, приземление на левую слегка сгибая правую вперед. То же, но с разбега. Темповой подскок разбега. 2. Переворот в сторону в соединении с подскоком. Темповой подскок и темповым переворот в сторону выполнять по одной линии слитно. Темповой подскок переворот в сторону. ПРЫЖКИ V КЛАСС В этом классе учащиеся осваивают одно из подводящих упражнений для обучения опорному прыжку, согнув ноги вскок в упор присев и соскок прогибаясь с козла в ширину на высоте 80-100 см. Техника выполнения. После небольшого разбега и толчка с мостика, вытягивая руки вперед, поставить их на козла, подавая плечи вперед. Поднимая спину, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах и, подтянув их к груди, поставить на козла. Важно, чтобы ученики не задерживались в положении упора присев. Начинать отталкиваться руками надо в момент сгибания тела, когда ноги ставятся на козла, прямые руки уже должны подниматься вверх и доходить до уровня плеч. Продолжая это движение, ученик выпрямляется и отталкивается ногами. Последовательность обучения: 1. Из упора лежа на полу толчком ног упор присев и прыжок вверх прогибаясь. 2. Из упора лежа на скамейке, покрытой матом, ноги на полу, толчком упор присев и соскок прогибаясь. 3. С небольшого разбега вскок в упор стоя на колени на козла или коня в ширину, упор присев и соскок прогибаясь. 4. Из упора стоя на мостике пере конем или козлом в ширину два-три прыжка на месте поднимая высоко спину, вскок в упор присев и соскок прогибаясь с помощью. 5. С небольшого разбега вскок в упор присев и соскок прогибаясь с помощью и самостоятельно. Типичные ошибки: 1. Недостаточно активно поднимается спина в первой половине в скока. 2. Задержка в упоре присев. 3. Неполное разгибание в тазобедренных суставах или согнутые назад в коленях ноги в полете. Страховка и помощь. Стоя сбоку и впереди снаряда в момент прихода в упор присев помогать одной рукой под плечо, другой под живот, при приземлении под спину и руку. VI КЛАСС Основным опорным прыжком, которому обучают в этом классе, является прыжок ноги врозь через козла в ширину на высоте 100-110 см. Техника выполнения. Прыжок через козла в это классе выполняется без предварительного маха ногами назад. Поэтому мостик вначале обучения целесообразно ставить на расстоянии 30-40 см. После толчка ногами о мостик надо потянуться руками к опоре, поставить на нее руки, согнуться в тазобедренных суставах и развести ноги, при отталкивании разогнуться и выполнить приземление. Толчок руками должен заканчиваться к моменту прохождения плеч над руками. Разгибание туловища после толчка руками выполняется за счет поднимания плечевого пояса вверх, прогибания тела и поднимания головы. Последовательность обучения: При выполнении этого прыжка и прыжка согнув ноги (VII класс) основной недостаток у учащихся - слабое отталкивание руками. Поэтому при обучении необходимо давать ряд упражнений, связанных с укреплением мышц плечевого пояса и рук. 1. В упоре лежа поочередно переставляя руки, передвижения влево, вправо, вперед, назад. 2. В упоре лежа слегка ссутулиться, затем "провиснуть" в плечах и резким движением плечевых суставов вперед возвратиться в и. п. 3. Из упора лежа толчком ног упор присев, стоя ноги врозь согнувшись с последующим быстрым вставанием в стойку руки вперед. 4. Из упора лежа одновременным толчком рук и ног принять присед, полуприсед, стойку ноги врозь, руки вперед. 5. Из упора лежа толчком ног развести их и принять упор стоя согнувшись ноги врозь, выпрямляясь, выполнить прыжок вверх и приземлиться. 6. Из упора стоя перед снарядом прыжки сгибаясь и разгибаясь в тазобедренных суставах с разведением ног. Следить за тем, чтобы в момент полного разведения ног таз поднимался до уровня плеч. 7. С гимнастической скамейки прыжок ноги врозь с последующим сгибанием и разгибанием туловища. 8. Прыжок ноги врозь через козла в ширину со страховкой. Типичные ошибки: 1. Продолжительная опора руками и толчок под себя. 2. Нет разгибания в тазобедренных суставах в полете после толчка руками. 3. Разгибание туловища в тазобедренных суставах выполняется только за счет поднимания плеч, ноги не отводятся назад, что приводит к заваливанию плеч назад. VII КЛАСС Начиная с VII класса девочки и мальчики осваивают различные опорные прыжки. Девочки в этом классе продолжают совершенствовать опорный прыжок ноги врозь через козла в ширину высотой 105-110 см. Мальчики начинают осваивать опорный прыжок согнув ноги через козла в ширину на высоте 110-115 см. ПРЫЖОК СОГНУВ НОГИ ЧЕРЕЗ КОЗЛА В ШИРИНУ ( VII КЛАСС). Техника выполнения. Оттолкнувшись ногами о мостик, поставить руки на снаряд и начать сгибание в тазобедренных и коленных суставах, колени подтягиваются к груди. По окончании толчка руками тело энергично разгибается за счет поднимания плеч и рук и отведения ног вниз-назад. Перед приземлением надо снова немного согнуться в тазобедренных суставах, чтобы смягчить приземление. Последовательность обучения: 1. Из упора лежа на полу толчком ног упор присев и снова упор лежа. 2. Из упора лежа на полу толчком ног упор присев и, разгибаясь, прыжок вверх-вперед. 3. Из упора лежа на гимнастической скамейке, покрытой матом, ноги на полу, толчком ног упор присев и соскок прогибаясь. 4. Повторить прыжок. V класса вскок в упор присев на козла и соскок прогибаясь. 5. Прыжок согнув ноги через козла в ширину на высоте 110-115 см. Типичные ошибки: 1. Задержка рук на снаряде. 2. Нет разгибания тела после толчка руками. 3. Разгибание тела выполняется только за счет поднимания плеч, ноги не отводятся вниз-назад. Страховка и помощь. Стоять спереди-сбоку от места приземления, поддерживая двумя руками за плечо. VIII КЛАСС В этом классе мальчики начинают прыгать, согнув ноги через козла в длину (высота по - 115см). Требования к технике выполнения, последовательности выполнения, последовательности обучения, страховке и помощи такие же, как и при опорном прыжке согнув ноги через козла в ширину (VII кл.). Девочки осваивают прыжок боком с поворотом на 90 градусов через коня в ширину на высоте 110см. ПРЫЖОК БОКОМ С ПОВОРОТОМ НА 90 ЧЕРЕЗ КОНЯ В ШИРИНУ ( VIII КЛАСС) Техника выполнения. Прыжок выполняется с небольшого разбега (8-10 м). Одновременно с толчком ногами о мостик, который ставится почти рядом с конем. Надо опереться прямыми руками о тело коня и, поднимая тело, несколько согнутое в тазобедренных суставах, направить ноги в сторону. Поворачиваться над снарядом одновременно с разгибанием в тазобедренных суставах и отталкиванием рукой. Другую руку оставлять на опоре до приземления. Приземляться боком к снаряду. Последовательность обучения: 1. Упор лежа боком на полу и поворотом упор лежа. 2. Из упора лежа сзади, ноги на скамейке, разгибаясь в тазобедренных суставах и отталкиваясь одной рукой упор лежа боком, свободную руку в сторону, продолжая поворот упор лежа. 3. Из упора стоя на мостике перед снарядом два-три прыжка на мостик и толчком ног упор лежа боком и соскок с поворотом на 90 градусов. 4. С небольшого разбега прыжок боком через коня в ширину с поворотом на 90 градусов. Типичные ошибки: 1. Уход в сторону от опорной руки. 2. Низкое положение таза и ног над снарядом. 3. Сгибание тела во время поворота. Страховка и помощь. Стоя со стороны опорной руки, одной рукой поддерживать под плечо, другой при необходимости под туловище. IX КЛАСС Мальчики продолжают совершенствовать прыжок согнув ноги, но уже через козла в длину на высоте 115 см. Девочки осваивают прыжок боком через коня в ширину на высоте 110 см. ПРЫЖОК БОКОМ ЧЕРЕЗ КОНЯ В ШИРИНУ ( IX КЛАСС) Техника выполнения. Начало прыжка выполняется так же, как и при прыжке боком с поворотом на 90 градусов. Однако в этом случае необходимо стараться, продолжая движение ног в сторону-вверх и передавая вес тела на опорную руку, разогнуться в тазобедренных суставах над плоскостью снаряда. Туловище горизонтально, свободная рука в сторону, голова прямо. Пройдя над плоскостью снаряда, оттолкнуться опорной рукой и приземлиться спиной к снаряду. Последовательность обучения: 1. В упоре лежа боком немного согнуться в тазобедренных суставах и разогнуться. 2. то же ноги на гимнастической скамейке или на второй рейке гимнастической стенки. 3. Из упора стоя перед снарядом два-три прыжка и толчком ног упор лежа боком и соскок спиной к снаряду. 4. С небольшого разбега прыжок боком через коня в ширину. Типичные ошибки: 1. Уход в сторону от опорной руки. 2. Низкое положение туловища над снарядом. 3. В момент прохождения над снарядом нет разгибания в тазобедренных суставах. Страховка и помощь. Стоя у места приземления со стороны опорной руки, одной рукой поддерживать за плечо опорной руки, другой снизу под туловище. АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ГРУППИРОВКА (1 КЛАСС) Техника выполнения. Группировка - это согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, а кисти захватывают за середину голени (стопы и голени слегка разведены). Группировка служит основным подводящим упражнением к перекатам, кувыркам и сальто в группировке. Группировку выполняют в приседе, сидя, лежа на спине и в прыжке. Последовательность обучения: 1. Из о. с. руки вверх, быстро присесть и принять положение в группировке в приседе, обращая внимание на умение округлять спину. 2. Из положения упора сидя сзади быстро согнуть ноги и сгруппироваться. 3. Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппироваться. 4. Из положения лежа на спине, поднимая туловище, принять группировку сидя. Типичные ошибки: 1. Откинутая назад голова. 2. Ноги вместе, не разведены. 3. Ноги разведены слишком широко. 4. Неправильный захват руками голеней (слишком высоко или слишком низко в "замок"). 5. Неплотная группировка. Требования к выполнению. Каждое упражнение выполнять несколько раз, постепенно ускоряя движения и фиксируя положение группировки. ПЕРЕКАТЫ (1 КЛАСС) Техника выполнения. Перекаты - это движение с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты используют как подводящие упражнения во время обучения кувыркам. Программой предусмотрены перекаты вперед и назад в группировке, из упора стоя на коленях, прогнувшись, лежа на животе. Последовательность обучения: 1. Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине. 2. Из положения группировки сидя перекат назад и перекатом вперед вернуться в и.п. 3. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке. 4. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед и.п. 5. Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе. Лежа на животе прогнуться, наклонить голову назад и принять упор лежа на бедрах. Быстро сгибая руки, выполнить перекат вперед и разгибая их, перекат назад. 6. Из упора стоя на коленях перекаты в стороны в группировке. Последовательно касаясь пола предплечьем, плечом, боком и плечом, взять группировку и обратным движением возвратиться в и.п. 7. Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и.п. 8. Перекаты вперед и назад прогнувшись с различными положениями рук (вверху, за спиной, к плечам). Требования к выполнению. Наиболее сложным из приведенных перекатов является перекат из упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно делать из и.п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает возвращение в и.п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и плотность группировки. П КЛАСС В этом классе программой предусмотрено обучение следующим акробатическим упражнениям: кувырку вперед и в сторону, стойке на лопатках согнув ноги и из стойки на лопатках согнув ноги перекату вперед в упор присев. Наиболее сложным из этих упражнений является кувырок вперед. КУВЫРОК ВПЕРЕД (П КЛАСС) Техника выполнения. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь черед голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев. Последовательность обучения: 1. Группировка из различных и.п. 2. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке. 3. Из упора присев кувырок вперед в сед в группировке. 4. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед упор присев. 5. Из упора присев кувырок вперед в упор присев/ Типичные ошибки: 1. Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной). 2. Отсутствие отталкивания ногами. 3. Недостаточная группировка. 4. Неправильное положение рук. 5. Опора руками сзади при переходе в упор присев. Страховка и помощь. В большинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным учащимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонять голову вперед на грудь, а другой поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед. КУВЫРОК В СТОРОНУ ( III КЛАСС) Техника выполнения. Выполняется из упора стоя на коленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у переката в сторону из упора стоя на коленях, однако, вращение тела необходимо продолжить в том же направлении и, переворачиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев. Последовательность обучения: 1. Группировка из положения лежа на спине. 2. Из упора стоя на коленях перекат в сторону. 3. Из упора стоя на коленях кувырок в сторону. 4. Из упора присев кувырок в сторону в упор присев. Типичные ошибки: 1. В начале кувырка рука не ставится на предплечье. 2. Неплотная группировка. Страховка и помощь. Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов. СТОЙКА НА ЛОПАТКАХ СОГНУВ НОГИ ( I КЛАСС ) Техника выполнения. Стойка на лопатках выполняется перекатом назад в группировке. В момент опоры лопатками и затылком подставить руки под поясницу (большими пальцами вперед), ноги согнуты, голени вертикально. Это подводящее упражнение для обучения стойке на лопатках. Последовательность обучения: 1. Из упора присев перекаты назад и вперед. 2., Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги. 3. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги. Типичные ошибки: 1. Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад. 2. Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены. 3. Туловище не принимает вертикального положения. 4. Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты. Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддерживая под спину, другой за ноги. ИЗ СТОЙКИ НА ЛОПАТКАХ СОГНУВ НОГИ ПЕРЕКАТОМ ВПЕРЕД УПОР ПРИСЕВ ( II КЛАСС) Техника выполнения. Убрав руки с поясницы, начать перекат вперед, одновременно взять группировку. В конце переката выполнить энергичное движение плечами вперед и принять упор присев. Последовательность обучения: 1. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке. 2. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед упор присев. 3. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги (держать), перекатом вперед сед в группировке. 4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги (держать), перекатом вперед, упор присев. Типичные ошибки: аналогичны ошибкам при выполнении стойки на лопатках согнув ноги и второй половины кувырка вперед. Страховка и помощь. Помогая стоя сбоку в момент перехода в упор присев, подталкивая под спину или плечо. Ш КЛАСС Осваиваются следующие упражнения: 2-3 кувырка вперед, стойка на лопатках, из положения лежа на спине "мост", перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой. ДВА-ТРИ КУВЫРКА ВПЕРЕД (Ш КЛАСС) Техника выполнения. После первого кувырка, который выполняется несколько энергичнее, чем обычно, поставить руки на пол и, не задерживаясь, выполнить второй, третий кувырок. Последовательность обучения: 1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев. 2. Из упора присев кувырок вперед присев и прыжок вверх. 3. Из упора присев два кувырка вперед в упор присев. Типичные ошибки: 1. Остановка между кувырками. 2. Ошибки, типичные при выполнении кувырка вперед. СТОЙКА НА ЛОПАТКАХ ( Ш КЛАСС ) Техника выполнения. Из упора присев перехватить руки за середину голени и выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить. Последовательность обучения: 1. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги. 2: Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги - разогнув ноги стойка на лопатках - держать. 3. Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках. 4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках. Типичные ошибки: 1. Сгибание в тазобедренных суставах. 2. Тело отклонено от вертикальной плоскости. 3. Широко разведены локти. Страховка и помощь. Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках дополнительно (по мере необходимости) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вертикального положения тела с вытянутыми носками. ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА НА СПИНЕ "МОСТ" (Ш КЛАСС) Техника выполнения. Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад. Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, медленно опуститься на спину в исходное положение. При выполнении стремиться полностью разогнуть ноги и перенести массу тела на руки. Последовательность обучения: 1. Предварительно размять мышцы спины и плечевого пояса (наклоны туловища вперед, назад, в стороны, вращения туловищем, круги и рывковые движения руками). 2. Освоить исходное положение и наклон головы, назад стоя ноги врозь у гимнастической стенки, опираясь об нее. 3. Из положения, лежа на спине выполнить "мост" с помощью. 4.-Из положения, лежа на спине выполнить "мост" самостоятельно. Первое время повторять "мост" 3-5 раз, затем увеличивать до 8 - 12 раз, чередуя с наклонами вперед, кувырками, стойками. Типичные ошибки: 1. Ноги в коленях согнуты, ступни на носках. 2. Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от течек опоры кистей. 3. Руки и ноги широко расставлены. 4. Голова наклонена вперед. Страховка и помощь. Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу. ПЕРЕКАТ НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ОПОРОЙ РУКАМИ ЗА ГОЛОВОЙ (Ш КЛАСС) Техника выполнения. Это упражнение является подводящим для освоения первой части кувырка назад. Из упора присев взять группировку и выполнить перекат назад, в конце переката опереться ладонями о пол у головы, держа локти и кисти параллельно. Последовательность обучения: 1. На расстоянии полушага от стенки, наклоняясь назад, поставить согнутые в локтях руки у головы. 2. Из положения, лежа на спине повторить и.п. для выполнения "моста", т.е. согнуть ноги в коленях и поставить согнутые в локтях руки на пол кистями около головы. 3. Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой и перекат вперед. Типичные ошибки: 1. При постановке кистей сильно разведены локти. 2. Локти и кисти не параллельны. 3. Неодновременная постановка кистей. Страховка и помощь. При появлении ошибок помогать, стоя у головы, параллельно держать локти. КУВЫРОК НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ ( IV КЛАСС) Техника выполнения. Из упора присев, руки несколько впереди - тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группировки; в момент касания опоры лопатками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, перевернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор присев. Последовательность обучения: 1. Кувырок вперед. 2. Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой. 3. Из упора присев кувырок назад в группировке в упор присев. Типичные ошибки: 1. Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону кистей, непараллельная постановка кистей и локтей). 2. Разгибание ног в момент постановки рук и переворачивания через голову. 3. Неплотная группировка. 4. Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент переворачивания черед голову. 5. Медленное переворачивание. Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости, подтолкнуть под спину. КУВЫРОК НАЗАД И ПЕРЕКАТОМ НАЗАД СТОЙКА НА ЛОПАТКАХ ( IV КЛАСС) Эта связка состоит из разученных ранее элементов. Поэтому необходимо предварительно повторить их отдельно, а затем соединить. Требования к технике выполнения, страховке и помощи те же. V КЛАСС В этом классе идет совершенствование кувырка вперед и назад, стойки на лопатках. VI КЛАСС Учащиеся данного класса должны научиться выполнять "мост" из положения, стоя с помощью, совершенствовать кувырки вперед и ранее изученные элементы. ИЗ СТОЙКИ НОГИ ВРОЗЬ НАКЛОНОМ НАЗАД "МОСТ" С ПОМОЩЬЮ ( VI КЛАСС) Техника выполнения. Выполняется из стойки ноги врозь, руки вверх. Наклоняясь назад, подать таз вперед и медленно опуститься в положение "мост". При опускании голову наклонить назад до отказа. Последовательность обучения: 1. Выполнить "мост" из положения, лежа на спине. 2.'Из и.п., стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии полушага, наклон назад с захватом руками за рейку. 3. То же на большем расстоянии и, поочередно перехватывая руками рейки гимнастической стенки, опуститься как можно ниже. Помогать стоя сбоку, поддерживая под лопатки при опускании и понимании туловища. 4. "Мост" наклоном назад с поддержкой стоя лицом друг к другу. Типичные ошибки: 1. При наклоне туловища назад и опускании в "мост" голова не полностью отведена назад. 2. В положении "мост" типичные ошибки описаны выше. Страховка и помощь. Страховать и помогать, стоя спереди в выпаде за пояс. Для замедления наклона и увеличения прогибания исполнитель должен слегка прогнуть колени и увести бедра вперед, удерживающий способствует сохранению устойчивого положения и сдерживания от падения назад притягивая партнера к себе напряженными руками. По мере освоения техники выполнения наклона и увеличения гибкости помощь постепенно уменьшают. Страховку по мере освоения можно осуществлять стоя - сбоку, поддерживая одной рукой под лопатки, другой под поясницу. Но упражнение выполняют со страховкой до полного освоения. VII КЛАСС С этого класса мальчики и девочки начинают осваивать различные упражнения. Мальчики должны освоить кувырок вперед в стойку на лопатках и стойку на голове и руках согнув ноги. Девочкам предстоит освоение кувырка назад в полушпагат. КУВЫРОК ВПЕРЕД В СТОЙКУ НА ЛОПАТКАХ ( VII КЛАСС) Техника выполнения. Из упора присев или упора стоя на коленях, разгибая ноги, согнуться в тазобедренных суставах и, наклоняя голову на грудь, опуститься на шею и лопатки, не отрывая носки от пола, подставляя руки под спину, поднять ноги в стойку на лопатках, перекатом вперед в группировке встать. Последовательность обучения: 1. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках. 2. Из упора стоя на коленях кувырок вперед в стойку на лопатках. 3. Из упора присев кувырок вперед в стойку на лопатках. Типичные ошибки: 1. Преждевременный отрыв ног от опоры и падение вперед. 2. Постановка рук с широко разведенными локтями. 3. Ошибки типичные для стойки на лопатках. Страховка и помощь. Во избежание сильного вращения и возможного опускания таза, стоя сбоку, поддерживать за голень, помогая перейти в стойку на лопатках, далее помогать как при выполнении стойки на лопатках. СТОЙКА НА ГОЛОВЕ И РУКАХ СОГНУВ НОГИ ( VI I КЛАСС ) Техника выполнения. Упражнение является подводящим для освоения стойки на голове и руках. Из упора присев, разгибая ноги, опереться головой о мат, перенося массу тела на руки и голову, без толчка и маха согнуть к груди сначала одну ногу, затем другую, принимая стойку на голове и руках согнув ноги. Последовательность обучения: 1. Руки и голова должны образовать равносторонний треугольник. Кисти располагаются на ширине плеч. Голова опирается верхней частью лба. 2. Из упора присев стойка на голове с согнутыми ногами с помощью. 3. Из упора присев стойка на голове и руках самостоятельно. Типичные ошибки: 1. Неправильная постановка головы: не на лоб, а на темя. 2. Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника). 3. Сгибание ног не к груди, а за спину. Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая одной рукой под спину, другой за голени. КУВЫРОК НАЗАД В ПОЛУШПАГАТ ( V П КЛАСС) Техника выполнения. Заканчивая кувырок назад, согнуть одну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу - полушпагат. Последовательность обучения: 1. Из упора присев кувырок назад в упор присев. 2. Из упора присев кувырок назад в упор стоя на коленях. 3. Из упора присев кувырок назад в упор стоя на одном колене, другую назад. 4. Из упора стоя на коленях, опираясь руками о пол, выдвигая вперед левое (правое) колено и отводя назад другую ногу, коснуться тазом пятки левой (правой) ноги; выпрямиться, руки в стороны, смотреть вперед. 5. Из упора стоя на одном колене, другую назад, опуская одну ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу и принять полушпагат. Из упора присев кувырок назад в полушпагат. Типичные ошибки: 1 Резкое опускание согнутой и прямой ноги. 2. Сгибание ноги, отведенной назад. Страховка и помощь. Стоя сбоку, поддерживать под бедро прямой ноги и под плечо. VIII КЛАСС Мальчики должны освоить кувырок назад в упор стоя ноги врозь, длинный кувырок, стойку на голове и руках. Девочки "мост" и поворот в упор стоя на одном колене. КУВЫРОК НАЗАД В УПОР СТОЯ НОГИ ВРОЗЬ ( VIII КЛАСС) Техника выполнения. Из упора присев заканчивая кувырок назад, развести ноги, не сгибая их в коленях и, выпрямляя руки, выйти в упор стоя ноги врозь. Последовательность обучения: 1 Из упора присев кувырок назад в упор присев. 2. Из седа в группировке перекат назад до упора согнувшись ноги врозь и возвратиться в и.п. 3. Из упора присев перекат назад в группировке до упора согнувшись ноги врозь и возвратиться в и.п. 4. Из упора стоя ноги врозь согнувшись, сгибание и разгибание рук до касания головой матов. 5. Из упора присев кувырок назад в упор стоя ноги врозь. Типичные ошибки: 1. Неправильная постановка рук как при выполнении кувырка назад. 2. Слишком запоздалое разведение ног. 3. Неполное разгибание ног в момент разведения. Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая под спину в момент переворачивания через голову. Чтобы выполняющий не задел страхующего ногами при их разведении, последний должен находится рядом с выполняющим в и.п. ДЛИННЫЙ КУВЫРОК ( VIII КЛАСС) Техника выполнения. Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, руки назад, махом руками вперед разгибая ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило в момент касания пола лопатками. Последовательность обучения: 1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев. 2. Из упора присев кувырок вперед с постепенным увеличением расстояния между ногами и руками в упор присев. 3. Из полуприседа длинный кувырок вперед в упор присев с линии, находящейся на расстоянии 60-80 см до постановки рук. Типичные ошибки: 1. Близкая постановка рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед. 2. Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью. 3. Появление фазы полета из-за слишком большого расстояния между стопами и местом постановки рук. 4. Ошибки, типичные при выполнении группировок, перекатов и кувырка вперед. Страховка и помощь. Стоя сбоку у места постановки рук, одной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро. СТОЙКА НА ГОЛОВЕ И РУКАХ ( VIII КЛАСС) Техника выполнения. Из упора присев, опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, образуя равносторонний треугольник, толчком стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального положения. Последовательность обучения; 1. Из упора присев стойка на голове и руках, согнув ноги (упражнение VII класса). 2. Из упора - присев стойка на голове и руках, согнув ноги с последующим выпрямлением тела до прямого положения. 3. Из упора присев толчком двумя ногами стойка на голове и руках и возвратиться в и.п. Типичные ошибки: 1. Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя). 2. Голова поставлена близко или далеко от рук. 3. Излишнее прогибание в пояснице. 4. Неполное разгибание в тазобедренных суставах. 5. Ноги согнуты в коленях, носки не оттянуты. Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать за голень снизу, другой за спину. При выходе в стойку поддерживать одной рукой за бедро, а другой за голень, добиваясь точного вертикального положения. « МОСТ» И ПОВОРОТ КРУГОМ В УПОР СТОЯ НА ОДНОМ КОЛЕНЕ ( VIII КЛАСС ) Техника выполнения. Описание техники выполнения "моста" из положения лежа на спине и из положения стоя с помощью приведены для учащихся III и VI классов. Поэтому здесь остановимся на технике поворота в упор стоя на одном колене из положения "мост". Перенося тяжесть тела на правую (левую) руку и правую (левую) ногу, оттолкнуться левой (правой) рукой и начать поворот направо (налево). Повернувшись на 90 градусов, согнуться и закончить упражнение в упоре стоя на правом (левом) колене, другую назад. Завершая поворот, опереться на левую (правую) руку и вернуть кисть правой (левой) руки в обычное положение. Последовательность обучения: 1. Повторить "мост" из положения лежа на спине. 2. Повторить "мост" из положения стоя с помощью. 3. В положении "мост" научить переносить тяжесть тела с руки на руку, приподнимая одну руку от пола. 4. Повторить положение упора стоя на одном колене. 5. "Мост" и поворот кругом в упор стоя на одном колене с помощью и самостоятельно. Типичные ошибки: 1. Недостаточная передача тяжести тела на руки. 2. Слишком широкая постановка рук на пол. 3. При повороте нет толчка ногой, противоположной повороту от пола. 4. Опускание и сгибание ноги сзади. Страховка и помощь. Помогать, стоя с противоположной повороту стороны, поддерживая под спину и ногу. IX КЛАСС В этом классе мальчики осваивают из упора присев силой стойку на голове и руках и с трех шагов разбега кувырок перед прыжком, а девочки - равновесие на одной, выпад вперед и кувырок вперед. ИЗ УПОРА ПРИСЕВ СТОЙКА НА ГОЛОВЕ И РУКАХ ( IX КЛАСС) Техника выполнения. Из упора присев голову и руки необходимо поставить также, как и при выполнении стойки на голове и руках согнув ноги (VII кл ) и из упора присев стойку на голове и руках толчком двумя (VIII кл.), далее стойку силой можно выполнить с согнутыми или прямыми ногами (согнувшись). Но для обоих вариантов из упора присев предварительно разогнув ноги и не отрывая их от пола необходимо поставить вертикально туловище, а затем поднять ноги в первом случае сгибая их в коленях через стойку согнув ноги. Во втором случае, разгибаясь в тазобедренных суставах с прямыми ногами, выполнить стойку на голове и руках. Последовательность обучения: 1. Повторить стойку на голове и руках согнув ноги (VII кл.). 2. Повторить стойку на голове и руках толчком двумя из упора присев согнутыми ногами. 3. Из упора присев стойка на голове и руках, согнув ноги силой. 4. Из упора присев стойка на голове и руках, согнувшись (прямыми ногами) силой. Типичные ошибки: 1. Неправильное положение рук и головы, описанное ранее. 2. Стойка выполняется толчком двумя или махом одной и толчком другой. 3. Слишком далеко или близко поставлены руки от ног, и при разгибании ног туловище принимает наклонное положение: либо вперед (когда руки поставлены слишком далеко от ног). 4. Преждевременное разгибание в тазобедренных суставах (до того момента, когда туловище еще не примет вертикального положения). Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под спину, другой под ногу. С ТРЕХ ШАГОВ РАЗБЕГА КУВЫРОК ВПЕРЕД ПРЫЖКОМ ( IX КЛАСС) Техника выполнения. Характерной особенностью техники является наличие полетной фазы после толчка ногами, в без опорном положении тело слегка согнуто в тазобедренных суставах. После касания руками опоры выполняется кувырок вперед. Кувырок вперед прыжком выполняется из полуприседа, с шага, с разбега на горку из 2-3 матов. Последовательность обучения: 1. Из упора присев кувырок вперед. 2. Из упора присев длинный кувырок вперед в упор присев. 3. Из полуприседа, руки назад, кувырок вперед прыжком в упор присев. 4. С трех шагов разбега кувырок вперед прыжком в упор присев. Типичные ошибки: 1. Ошибки, типичные при выполнении кувырка в группировке, длинного кувырка. 2. Слишком высокая или низкая траектория в полетной фазе. 3. Постановка рук под себя и резкое их сгибание. Страховка и помощь. Страховка обеспечивается одним или двумя партнерами в фазе полета, особенно в момент прихода руками на опору. Стоя сбоку, страхующий одной рукой берет ученика за затылок, наклоняет его голову вперед, а другой рукой помогает снизу под бедро. В начальной стадии обучения лучше страховать вдвоем, а когда упражнение освоено, страховку можно обеспечивать одному. РАВНОВЕСИЕ НА ОДНОЙ, ВЫПАД ВПЕРЕД И КУВЫРОК ВПЕРЕД (К КЛАСС) В этой связке новым элементом для учащихся является равновесие на одной, поэтому рассмотрим технику выполнения данного элемента. Техника выполнения. Равновесие - это положение, в котором учащийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед до горизонтали, подняв другую ногу назад до отказа - и руки в стороны. Для принятия равновесия из основной стойки отвести одну ногу максимально назад и несколько прогнуться, сохраняя такое положение сделать наклон вперед. Последовательность обучения: 1. Стоя лицом у гимнастической стенки махи одной ногой назад. 2. Равновесие, стоя боком у гимнастической стенки. 3. Равновесие самостоятельно. Удерживать равновесие следует по 3 - 4 сек., а для совершенствования до 10-20 сек., выполнять равновесие с закрытыми глазами. 4. Равновесие на одной, выпад вперед и кувырок вперед. Типичные ошибки: 1. При наклоне туловища вперед нога опускается. 2. Не полностью выпрямлена опорная нога. Страховка и помощь. Стоя сбоку со стороны отводимой назад ноги, одной рукой помогать под плечо, другой - под бедро, постепенно помощь уменьшать, держа только за одну руку. |