Лабораторная работа: Разработка родительского собрания Общение реб нка со сверстниками
Название: Разработка родительского собрания Общение реб нка со сверстниками Раздел: Рефераты по педагогике Тип: лабораторная работа |
Родительское собрание Тема: Общение ребёнка со сверстниками Авторы: Борчева Екатерина Жилкина Юлия Изместьева Ирина Тырышкина Настя План: 1. Лекционный материал «общение ребёнка-дошкольника со сверстниками» 2. Игры на формирование межличностных отношений 3. Тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей» Цели: · Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками · Ознакомит с играми, способствующими формированию межличностных отношений · Провести тест на выявление уровня общения ребёнка Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на тему «общение дошкольников со сверстниками». Так же мы познакомим вас с некоторыми играми, которые способствуют дружескому, благоприятному общению и установлению межличностных отношений между детьми. В заключении проведём тест, который позволит вам выявить уровень общительности вашего ребёнка. I Лекционный материал В дошкольном возрасте развитие общения со сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к появлению симпатий, сочувствия, формированию чувства товарищества между детьми, а так же интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Мощным фактором развития гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Дети учатся разделять переживания, радость и грусть, других детей. Сопереживания сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребёнка. Так, в условиях соперничества между детьми резко возрастает количество негативных эмоций в адрес ровесника. Ребёнок не приводит никаких аргументов, а просто выражает своё отношение к нему в речи, сопереживание товарищу резко меняется и понижается. Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у него двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то он радуется успехам другого ребёнка, в случае не уверенности, он испытывает зависть. Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищами, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств, увеличивают негатив друг другу. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех и неудачу дети делят вместе, и негатив снижается до минимума. Симпатия дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, поделиться своим эмоциями, переживаниями. Уже у детей 4-5 лет начинает проявляться симпатия к сверстникам. Ребёнок переживает радость удовлетворение при совершении им достойных поступков по отношению к сверстнику, и огорчение, недовольство, возмущение, когда он сам нарушает общепринятые требования, совершает недостойные поступки. Но такие чувства он испытывает лишь, совершая поступки по отношению к близким людям, к которым испытывает симпатию и привязанность. В 5-6 лет ребёнок испытывает те же чувства, но уже ко многим сверстникам, а так же к детям младшего возраста. Наиболее ярко эти чувства проявляются в 6-7 лет, когда ребёнок может уже подчинять свои поступки правилам общественного поведения. К семи годам, чувство долга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круг людей, с которым ребёнок непосредственно взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются надолго. Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у детей преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и индивидуальная непродолжительная со многими детьми. В 5-7 лет дружба одного ребёнка со многими детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и не основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыш дружит, потому что они вместе играют. Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения. Подчеркнём, что у детей 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом, и, в тоже время, возрастает избирательность дружеских контактов. II Игры на формирование межличностных отношений · «Найди друга» (для детей 5 лет) Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и их детьми. Одной половине завязываются глаза, предлагают походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, используя прикосновения, ощупывание волос, одежды и.т.д. Когда друг найден, игроки меняются ролями. · «Секрет» (для детей 6 лет) Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы…) кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способ уговорить каждого, показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником. · «Рукавички» (для детей 5 лет) Для игры потребуются вырезанные из бумаги рукавички, количество пар соответствует количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью 3х разноцветных карандашей стараются как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички. Ведущий наблюдает, как организуется совместная работа в паре, как дети делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют · «Сочиним историю» (для детей 5 лет) Участники рассаживаются по кругу. Ведущий начинает рассказывать историю «жили-были…» Следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь снова доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и история продолжается… III Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей 1.Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями? А) Всегда Б) Никогда В) В зависимости от настроения 2.Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками? А) Легко, ему нравится заводить новых друзей Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт 3.Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками? А) Может внимательно выслушать собеседника, но не высказать своей точки зрения Б) Старается быстрее закончить разговор В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника 4.Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен? А) Старается помочь, успокоить, развеселить Б) Не обращает на него внимание В) Раздражает, когда кто-то расстроен 5.Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным? А) Искренне радуется вместе с ним Б) Ему безразлична радость другого ребёнка В) Вызывает зависть, раздражает 6.Когда ваш вас ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом? А) Да, всегда Б) Иногда В) Никогда 7.Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно», «мне весело» итд А) Да Б) не всегда В) нет 8.Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации? А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков Б) начинает плакать, обижается, капризничает В) резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав 9.Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят? А) Заступится за обиженного Б) не обратит никакого внимания В) сам начнёт дразниться 10. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его? А) достойно ответит Б) промолчит и пойдёт жаловаться взрослым В) оскорбляет в ответ 11. Как ребёнок реагирует на наказания? А) соглашается с тем, что заслужил его Б) Начинает плакать В) спорит, не соглашается с наказанием Большинство ответов «А» У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях. Большинство ответов «Б» У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми), любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет. Большинство ответов «В» На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе. В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе. Спасибо за внимание! Литература · «Дошкольная психология» Г.А Урунтаева. М., 1999 г · «Развитие эмоционального мира детей» Н.А. Кряжева, Ярославль 1998 г · С.С. Бычкова «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников», М., 2003 г |