Реферат: Таможенный союз Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии история и современность
Название: Таможенный союз Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии история и современность Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
Министерство науки и образования республики Казахстан Восточно-казахстанский государственный университет им.С. Аманжолова Реферат На тему: таможенный союз Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии: история и современность. Выполнила: студентка группы 3МО1 Грохотова Анжелика Руководитель: Гуляев К.Л. Усть-Каменогорск,2010 год Содержание: Введение…………………………………………………………………………..3 | . История………………………………………………………………………….5 1 Таможенный союз 1995 года…………………………………………………...5 2 ЕврАзЭС…………………………………………………………………………8 || . Современность………………………………………………………………10 1 Новый таможенный союз……………………………………………………..10 а ) Таможенный кодекс………………………………………………………….12 б ) Вступление в ВТО…………………………………………………………...14 2 Плюсы и минусы………………………………………………………………15 3 Противники таможенного союза……………………………………………..18 4 Расширение таможенного союза……………………………………………..20 Заключение………………………………………………………………………22 Список источников………………………………………………………………24 Введение Таможенный союз ( Custom union ) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли. В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты: - снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза; - перенос таможенного контроля на внешний периметр союза; - устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства; - унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики; - согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности; - введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами; - создание общей системы преференций. Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат. Примеры таможенных союзов: Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г. Арабский общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г. Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор; Организация восточно-карибских государств – таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины; Центральноазиатский союз – объединяет Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Создан в 1994 г. В своем реферате я хочу рассмотреть таможенный союз, заключенный между странами Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. А также выявить положительные и отрицательные стороны ТС, возможные перспективы развития и расширения. Эту тему я считаю очень актуальной ввиду недавнего вступления в силу данного таможенного союза и влиянии результатов сотрудничества в рамках союза на широкие слои населения. 1 . История 1Таможенный союз 1995 года Интеграционный процесс в СНГ переживал разные периоды за истекшие 19 лет. В последние годы он явно деградировал: из СНГ вышла Грузия, ряд стран публично дистанцировался от интеграционных проектов, даже сам термин «интеграция» постепенно исчезал из лексикона наших политиков. До единства таможенных тарифов было далеко. Но сама идея не умерла, она стала воплощаться по предложенному Москвой варианту. В октябре 2000 года была учреждена ЕврАзЭС, одной из целей которой стало стремление к созданию таможенного объединения. Причем первоначально планировалось достичь полной унификации таможенных пошлин уже к 2005 году. По предложению России в ЕврАзЭС был введен более рациональный и соответствующий интересам Москвы как ведущей экономической державы объединения и соответственно главного спонсора режим принятия решений. Россия получила 40% голосов, Белоруссия и Казахстан – по 20%; Киргизия и Таджикистан – по 10%. Данная пропорция менялась в период нахождения в составе ЕврАзЭС Узбекистана. 11 .Современность 1 Новый таможенный союз 5 июля Россия, Казахстан и Белоруссия подписали Заявление о вступление в действие Таможенного кодекса. "Подписано Заявление о вступление в действие Таможенного кодекса, в отношении трех стран он применяется с 6 июля, для России и Казахстана - с 1 июля", - сообщил журналистам после саммита Президент РФ Дмитрий Медведев. Он назвал формирование Таможенного союза "выгодным и интересным делом". В 2000 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан образовали Евразийское экономическое сообщество /ЕврАзЭС/ - международную экономическую организацию, цель которой состоит в формировании общих внешних таможенных границ, выработке единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане, вступил в силу 30 мая 2001 года. Создавая ЕврАзЭС, пять государств заявили, что перед новым объединением поставлены три основные задачи - обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза /ТС/, образование единого экономического пространства и введение единой валюты. Важнейшей задачей обновленной организации было провозглашено совместное вступление стран- участниц во Всемирную торговую организацию /ВТО/. В августе 2006 года на неформальном саммите ЕврАзЭС трем государствам - России, Белоруссии и Казахстану как наиболее развитым странам сообщества - было поручено подготовить пакет необходимых документов для создания ТС. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности. Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 млн человек, обладают почти 83 проц. экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Кроме того, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы - 17 проц. Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам-участникам ТС необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. Так, у России насчитывается порядка 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40. 6 октября 2007 года в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили План действий по его созданию. Для обеспечения условия функционирования и развития союза был создан единый наднациональный регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза. 9 июня 2009 года в Москве главы правительств России, Белоруссии и Казахстана одобрили предложения по этапам и срокам создания единой таможенной территории. Согласно принятым документам, ТС формально начал свою работу с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф /ЕТТ/, предусматривающий одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. На следующем этапе, с 1 июля 2010 года начал действовать единый Таможенный кодекс. И на третьем этапе формирования ТС - 1 июля 2011 года - весь таможенный контроль планируется вынести с внутренних границ стран- участниц ТС на внешний контур союза. При распределении таможенных платежей Россия будет получать 87,97 проц. собираемых платежей, Белоруссия - 4,7 проц., Казахстан - 7,33 проц. 19 декабря 2009 года в Казахстане на неформальном саммите СНГ президенты России, Белоруссии и Казахстана договорились достигнуть к 1 января 2012 года самого высокого уровня экономической интеграции - создать в рамках ТС единое экономическое пространство. Президенты поручили переговорным группам разработать необходимые документы для ЕЭП к 1 июля 2011 года. Таможенный кодекс 28 мая 2010 года на заседании Высшего органа Таможенного союза премьер- министры России и Казахстана Владимир Путин и Карим Масимов подписали соглашение, согласно которому Россия и Казахстан создают с 1 июля текущего года Таможенный союз на двусторонней основе. Таможенный кодекс Таможенного союза /ТКТС/ ратифицирован двумя странами. Третье государство Таможенного союза - Белоруссия - не принимала участие во встрече 28 мая. Белорусская сторона объяснила это "некоторыми нерешенными спорными вопросами в рамках ТС", самым острым из которых является экспортные пошлины на российскую нефть и нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию. Вместе с тем, Белоруссия заявила, что не отказывается от участия в Таможенном союзе. Буквально за день до саммита в Астане белорусский лидер Александр Лукашенко, сообщил, что Белоруссия ратифицировала все соглашения, касающиеся Таможенного союза, в том числе Таможенный кодекс. Таким образом, Таможенный союз снова складывается в формате "тройки", как это было задумано изначально, а не российско-казахстанской "двойки", как это получалось из-за сохраняющейся особой позиции Минска по пошлинам на нефтепродукты. "Мы на сегодняшний день ратифицировали все договоры и соглашения, касающиеся Таможенного союза, - сказал Лукашенко перед приездом в Астану. - Таможенный кодекс мы ратифицировали. Мы сейчас находимся в той же системе координат, что и они /Россия и Казахстан/". Еще одним спорным вопросом при разработке Таможенного кодекса были пошлины на ввоз автомобилей физическими лицами. В Белоруссии эти сборы ниже, чем в России и Казахстане. Стороны решили до июля 2011 года установить переходный период, в который каждая страна, по крайней мере, на год сохранит свои ставки. Таможенный кодекс - один из важнейших документов Таможенного союза. Его правила основаны на нормах Международной конвенции об упрощении и согласовании таможенных процедур /Киотской/. С 1 июля начала функционировать единая таможенная территория в рамках Белоруссии, России и Казахстана. Минск, Москва и Астана, в частности, приняли решение по введению Единого таможенного тарифа – первой ключевой составляющей союза. Работа по формированию законодательной базы для единого экономического пространства стран Таможенного союза должна занять не более 24 месяцев. Об этом сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов. До 20 декабря этого года должен быть определен план работы по формированию ЕЭП. Эта работа не должна быть дольше, чем 24 месяца, т. е. она не должна выходить за рамки 1 января 2012 года. Это – очень жесткие рамки, в течение которых должно быть создано законодательство по формированию ЕЭП. Это очень сложно, но у лидеров есть жесткая позиция не растягивать этот процесс и принять все необходимые решения как можно быстрее. Тем не менее эти решения должны быть взвешенными, обдуманными и отвечать интересам всех трех государств Таможенного союза.Формирование Таможенного союза – это главный этап для формирования единого экономического пространства – то, к чему страны-участницы вместе будут стремиться. Создание Таможенного союза в целом для экономик трех стран – это выгодное решение, и оно будет способствовать тому, что товарооборот внутри трех государств, а также с внешним миром будет значительно увеличен в ближайшие годы. Вступление в ВТО Что касается позиций стран Таможенного союза по вступлению в ВТО, то они не изменились и заключаются в том, чтобы вступать на единых условиях и в одно время. «С позицией вступления в ВТО мы определились ранее. Об этой позиции известно, она не меняется», – сказал Шувалов. Он напомнил, что единой переговорной группе во главе с Максимом Медведковым, в которую входят эксперты Белоруссии, Казахстана и России, было поручено определить наиболее удобный способ вступления в ВТО. Первоначально было заявлено о вступлении в Организацию Таможенным союзом. «После консультаций с секретариатом ВТО нам было сказано, что по определенным группам мы можем вступать как Таможенный союз, но по большей части тех условий, которые не связаны с условиями Таможенного союза, должны быть продолжены двусторонние переговоры», – сказал первый вице-премьер. В результате была выработана позиция, согласно которой Россия, Белоруссия и Казахстан могут вести переговоры как в рамках Таможенного союза, так и в рамках двусторонних групп, но эти переговоры ведет одна и та же команда людей во главе с Медведковым. В противном случае, по его словам, такие позиции должны быть согласованы между лидерами трех стран. За основу для формирования общего тарифного плана взяты 92% пошлин Российской Федерации. При этом, по словам Шувалова, «нам пришлось согласиться с нашими партнерами по понижению определенных таможенных пошлин в отношении некоторых групп товаров, а нашим партнерам пришлось некоторые таможенные пошлины повышать». Казахстану, в частности, пришлось принять свыше 5000 таких решений. Пошлины же на автомобили пока не обсуждались. Таджикистан будет участвовать в работе Таможенного союза пока наблюдателем. Об этом сообщил президент Эмомали Рахмон. «Мы – за Таможенный союз и единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС», – сказал Рахмон в итоговом заявлении после заседания Межгоссовета ЕврАзЭС в Минске. По его словам, Таджикистан будет способствовать интеграционным процессам и неукоснительно продвигать совместную работу по усилению ЕврАзЭС. 2 Плюсы и минусы Таможенный кодекс разработан на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), прозрачен и максимально удобен как для участников хозяйственной деятельности, так и для контролирующих органов. Он является кодексом прямого действия, обязательным к исполнению на территории всех трех государств. То есть впервые после распада СССР в 1991 году на постсоветском пространстве появились наднациональный орган управления (комиссия ТС) и стали действовать общие правила в сфере таможенного регулирования. В июле 2010 года общим местом в комментариях аналитиков было предсказание неминуемого провала нового интеграционного объединения. Резкое обострение отношений между руководством России и Беларуси добавляло уверенности пессимистам. Однако первые месяцы функционирования Таможенного союза вызывает острожный оптимизм. На чем он основан? В первую очередь явные выгоды от формирования единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. По оценкам российских экспертов в области международной логистики формирование ТС позволило решить следующие задачи: * сформировалась Единая таможенная территория, с сохранением государственных границ стран-участниц ТС. * дан серьезный импульс взаимной торговли, так как внутри ТС исчезли таможенные барьеры, и дополнительные затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций внутри ТС. * увеличен до 4-х месяцев срок подачи деклараций, ранее он был 15 дней. Это дополнительная отсрочка для бизнеса выходящего на новые рынки сбыта. * сокращен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение. * теперь не применяются в рамках ТС для стран-участниц меры нетарифного регулирования, такие как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам ВЭД. * на Единой таможенной территории между (ЕТТ) странами - членами Таможенного союза можно беспошлинно перемещать, как товары собственного производства, так и иностранные товары, выпущенные в свободное обращение в одной из стран-участниц ТС, при наличии соответствующих документов В то же время, в частности для Казахстана, намечаются существенные «минусы», связанные с началом функционирования ТС. Можно сказать, что казахстанский бизнес не в курсе, по каким таможенным ставкам ему предстоит работать с 1 января, а обычные потребители не подозревают, что в новом году их ожидает существенный рост цен на повседневные товары. Дело в том, что между Россией и Белоруссией таможенные тарифы совпадают по основным позициям, а вот у Казахстана они были ниже. Поэтому Казахстан просит войти в положение и согласовать с ним «переходный период» на пять-десять лет. Тем не менее, по 80% товарных позиций будут применены российские тарифы. Пошлины более чем на шесть тысяч товарных позиций для Казахстана изменятся в сторону повышения. Многие товары должны серьезно подорожать. Эксперты отмечают, что возрастет цена у текстиля и одежды, как минимум в полтора раза. До Союза в основном казахстанцы покупали китайский дешевый ширпотреб. После того как заработает ТС, он станет существенно дороже. Для примера, в России дешевая одежда из КНР стоит дороже как минимум на треть, чем в Казахстане. Да и одежда российских и белорусских производителей не станет более приемлемой по цене. То же самое ожидает казахстанцев и по сегменту строительных материалов, машиностроения, бытовой техники, электрооборудования, часов, канцтоваров, детских игрушек, косметики, моющих средств, бытовой химии, лекарств. Впереди рост цен по самым скромным подсчетам от 10% до 20%. Что касается дешевых подержанный иномарок, к которым мы так привыкли, то, скорее всего, казахстанский рынок для них будет закрыт, а в республику пойдет поток «лад» и «калин», что, мягко говоря, не вызовет радости у местных потребителей. То есть, иными словами, Казахстан попадает в ловушку, так как своего промышленного сектора практически нет. Кто выиграет? 4 Противники таможенного союза Таможенный союз испытывает потрясения. Министерство юстиции Республики Беларусь обратилось в Экономический суд СНГ, выполняющий функции Суда ЕврАзЭС, с исковым заявлением по взиманию таможенных пошлин на продукты нефтехимии, поставляемые из России в Белоруссию. В Казахстане пошли еще дальше и требуют денонсировать таможенные соглашения… 4 Расширение таможенного союза Недавно образованный Таможенный союз находит новых сторонников по всему миру, в том числе в самых удаленных странах. Активно способствует этому мировой кризис перепроизводства. 13 ноября этого года на встрече в Иокогаме премьер-министр Новой Зеландии Джон Ки убедил Президента России Дм. Медведева начать работу над соглашением о свободной торговле между Таможенным союзом и его страной. Новая Зеландия – небольшое государство (население 4,3 млн. человек). Страна обладает высокоразвитой сельскохозяйственной индустрией. Сельскохозяйственное богатство необходимо куда-то продавать, а сделать это в нынешних экономических условиях непросто – мировой спрос неуклонно падает. Именно поэтому Джон Ки назвал начало работы над соглашением о свободной торговле «очень важным этапом за последние 65 лет, прошедших с момента установления дипломатических отношений между нашими странами». Для нас это событие имеет скорее политический вес – внутренний рынок далекого государства в юго-западной части Тихого океана невелик. Это событие является однозначным сигналом для Украины, которая активно противится вступлению в Таможенный союз. Некоторые эксперты утверждают, что в ответ ТС способен полностью перекрыть Украине доступ к рынку Казахстана. У Таможенного союза есть возможность расширения за счет других стран СНГ. Ближайшие претенденты это Киргизия и Таджикистан. Есть инициатива и от Армении, но вступление усложняется тем, что у нет общих границ. Нормальные экономические отношения с Украиной хоть и возможны без вступления в Таможенный союз, но участие ее будет плюсом для России, считают эксперты. К тому же, Украина уже состоит в ВТО. А интенсивность переговоров по включению нашей страны в эту международную организацию, пока ослабла. Страны - участницы Таможенного союза, хоть и координируют действия, но ведут переговоры по отдельности и пока не очень успешно. Заключение Конечно, создание ТС - это сложный процесс, затрагивающий многие аспекты в жизнедеятельности государств-участников. Но этот путь необходимо пройти для укрепления наших экономик. Таможенный союз улучшит инвестиционный климат всех трех стран, потому что рынок сбыта каждой из них значительно вырос, ускорился процесс перемещения товаров. Такая динамика станет привлекательной для создания совместных предприятий, привлечения инвестиций, будет стимулировать экономическую активность. К тому же, Таможенный союз является ступенью, подготовительным этапом к созданию к 1 января 2012 года интеграционного объединения более высокого уровня - Единого экономического пространства, со свободным перемещение товаров, капитала, рабочей силы, согласованной экономической, денежно-кредитной, валютной политикой и т.д. В современном мире ни одно государство не может создать эффективно функционирующую экономику без широкого развития внешнеэкономических связей, использования передовых научно-технических достижений и технологий. Поэтому создание ТС согласуется с общемировой тенденцией развития и расширения интеграционных процессов. Список источников: 1. Данные РИА «Новости» 2. КАЗИНФОРМ 9 августа 2008, 11 октября 2010 3. ИА Kazakhstan Today,Рубрика Политика , 17 октября 2010 4. ИА «Новости – Казахстан», 4 января 2010 Интернет – сайты: 5. КМ.RU 6. www.titus.kz 7. gazeta.kz 8.politcom.ru Периодические издания: 9."Российская газета" - Центральный выпуск №5139 (60) от 24 марта 2010 г. 10. «Аргументы недели» 17 ноября 2010 |