Реферат: Особенности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми т
Название: Особенности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми т Раздел: Рефераты по таможенной системе Тип: реферат |
МИНОБРНАУКИ России Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Восточно-Сибирский государственный технологический университет Кафедра: Таможенное дело КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Таможенно-тарифное регулирование и таможенная стоимость» на тему: Особенности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами Выполнил: студент 4 курса 597-2 гр. Цыбденов С.В. Проверил: руководитель: Танганова Т.А. преподаватель ___________«___»_____20___г. отметка о допуске к защите дата допуска __________ «___»_____20___г. оценка по защите дата защиты Улан-Удэ 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Таможенная стоимость товаров как основа применения таможенного тарифа 1.1 Понятие таможенной стоимости, назначение и направление использования……………………………………………………………………..5 1.2 Система методов определения таможенной стоимости………………….8 Глава 2. Определение таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами 2.1 Сущность метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами……………………………………...11 2.2 Оформление и контроль таможенной стоимости определенной по стоимости сделки с ввозимыми товарами……………………………………...16 2.3 Совершенствование таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами…………………………………………………………….21 Глава 3. Практика применения метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами 3.1 Порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами……………………………………...23 3.2 Особенности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сравнении с методом определения таможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами……26 Заключение……………………………………………………………………….28 Список источников………………………………………………………………30 ВВЕДЕНИЕ Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. В настоящее время участники ВЭД имеют возможность декларировать таможенному органу недостоверную таможенную стоимость. При этом зачастую используются фиктивные внешнеторговые документы. Прямыми последствиями такой практики являются недополучение государством значительной суммы таможенных платежей, снижение эффективности тарифного регулирования ВЭД и искажение информации о стоимостном объеме внешней торговли. Косвенными последствиями являются негативное влияние на развитие цивилизованного внутреннего рынка, вызванное недобросовестной ценовой конкуренцией, легализация денежных средств, полученных незаконным путем, нелегальный вывод денежных средств за рубеж. Целью данной работы является исследование применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - выяснить, что из себя представляет таможенная стоимость; - охарактеризовать систему методов определения таможенной стоимости; - рассмотреть метод определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами, его сущность, порядок определения и заявления; - определить особенности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых при написании работы источников информации. Глава 1. Таможенная стоимость товаров как основа применения таможенного тарифа 1.1 Понятие таможенной стоимости, назначение и направление использования Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию. Фактически уплаченная или подлежащая уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары.1 . Согласно Таможенному кодексу ТС2 налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенная стоимость используется при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установления стоимости для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством РФ, ведения таможенной статистики. Определение таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике. Следует отметить, что определение стоимости ввозимого товара с целью расчета таможенных пошлин - одна из наиболее сложных таможенных процедур Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB, в других - с цены CIF (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%). Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости. Еще в 1950 году по инициативе ряда западноевропейских государств была заключена Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция о таможенной стоимости)3 . В ней таможенная стоимость была определена как нормальная цена, по которой товар может быть продан в стране назначения в момент приема таможенной декларации. К Брюссельской конвенции присоединилось свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался нерешенным. Проходившие в начале 1970-х годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 году ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ4 , иначе именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. Оно и стало тем международно-правовым стандартом, на который было сориентировано российское таможенное законодательство в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона РФ "О таможенном тарифе" Заключительный акт, принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979 года. Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках5 . В этой же статье ГАТТ (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет коммерсантам "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей". Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, расходы покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.). Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в страну-импортер, становится таможенной стоимостью при соблюдении каждого из следующих требований: · цена сделки или реализация самой сделки не могут зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара; · экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы; · импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли; · не должно существовать ограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов: - ограничений, предусмотренных законодательством государства-импортера; - ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы; - ограничений, не влияющих существенно на контрактную цену. Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара. 1.2 Система методов определения таможенной стоимости Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу6 . Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, в Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ на основании положений Закона РФ "О таможенном тарифе". Таможенная стоимость импортируемых в Российскую Федерацию товаров определяется декларантом согласно правилам таможенной оценки, предусмотренным настоящим Порядком, применяемым в соответствии с общими принципами системы таможенной оценки Генерального соглашения о тарифах и торговле7 . Этот порядок распространяется как на юридических, так и на физических лиц. Некоторые его положения могут уточняться в правовых актах ФТС России (приказах, указаниях и т.д.). Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров8 : – метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами; – метод по стоимости сделки с идентичными товарами; – метод по стоимости сделки с однородными товарами; – метод вычитания; – метод сложения; – дополнительный метод. Необходимо отметить, что для определения таможенной стоимость необходимо сначала применить первый метод, и если он не дает возможности оценки, то тогда применяется второй и т.д. каждый метод поочередно, вплоть до шестого (дополнительного метода). При использовании каждого конкретного из предусмотренных Законом шести методов структуру и понятие таможенной стоимости образуют различные компоненты. 1) Стоимость сделки (цена сделки + некоторые обязательные дополнительные начисления к ней) – первый метод (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами); 2) Стоимость сделки с идентичными товарами, скорректированная с учетом конкретных условий продажи и поставки, – второй метод (по стоимости сделки с идентичными товарами); 3) Стоимость сделки с однородными товарами, скорректированная с учетом конкретных условий продажи и поставки, – третий метод (по стоимости сделки с однородными товарами); 4) Цена единицы товара при продаже на рынке РФ – четвертый метод (метод вычитания); 5) Расчетная стоимость – пятый метод (метод сложения); 6) Одна из предусмотренных выше основ – шестой метод (дополнительный). Необходимо обратить внимание на важный момент: если нельзя применить метод 1, то уже не так важно, какой из них применяется, потому что расчет таможенной стоимости по любому из них должен дать примерно одну и ту же величину таможенной стоимости. Главное, чтобы выбранный метод был правильно применен, то есть в соответствии с требованием Закона РФ «О таможенном тарифе». Глава 2. Определение таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами 2.1. Сущность метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами Основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. На практике это означает, что при проведении оценки товаров необходимо в максимально возможной степени использовать этот метод. И только когда окончательно установлено, что цена сделки отсутствует, либо не может быть определена, либо не может использоваться для определения таможенной стоимости, следует переходить к следующим методам оценки9 . При использовании метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, является стоимость сделки, т.е. цена, фактическиуплаченная или подлежащая уплатеза товары при их продаже на экспорт в РФ, с дополнительными начислениями к цене,фактически уплаченной или подлежащей уплате. Таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если: а) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: - установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, а также постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; - ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; - существенно не влияют на стоимость товаров. б) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено; в) любая часть дохода, полученного в результате последующих продаж товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда к фактической цене могут быть произведены дополнительные начисления; г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей. Факт взаимосвязи между покупателем и продавцом сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену товара, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. Если на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде сообщает декларанту об этих признаках. Декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки. При осуществлении продажи между взаимосвязанными лицамистоимость сделки должна быть принята таможенными органами и товары оценены в сумму, равную стоимости сделки,если декларант путем сравнениядокажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени: - либо стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на экспорт в РФ покупателям, не являющимся взаимосвязанным лицом с продавцом; - либо таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой методом вычитания; - либо таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой методом сложения. При осуществлении сравнения с использованием указанных проверочных величин учитываются представленные декларантом сведения о различиях в коммерческих уровнях продажи (оптовом, розничном и ином), количестве товаров, в дополнительных начислениях к цене, а также в расходах, которые обычно несет продавец при продажах, если продавец и покупатель не являются взаимосвязанными лицами, по сравнению с расходами, которые не несет продавец при продажах, если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами. Проверочные величины используются по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве таможенной стоимости товаров. В таможенную стоимость товаров невключаются следующие расходыпри условии, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально: · расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию ТС оцениваемых товаров (строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование); · расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию ТС; · пошлины, налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации. Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, относится к товарам, ввозимым на таможенную территорию ТС. Выплата дивидендов и иные подобные платежи, которые осуществляются покупателем товаров продавцу и которые не связаны с ввозимыми товарами, не являются частью таможенной стоимости товаров. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене,фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены: 1) Расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате: - на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров; - тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами; - упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке. 2) Cоответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно представленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате: - сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров; - инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров; - материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров; - проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением РФ, и необходимых для производства оцениваемых товаров (в отношении данных товаров и услуг, которые были приобретены или арендованы покупателем, дополнительные начисления производятся в части, касающейся затрат на их приобретение или аренду). 3) Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности(за исключением платежей за право воспроизведения в РФ), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам; 4) Любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу; 5) Расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную границу ТС; 6) Расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную границу ТС; 7) Расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров. Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров иные начисленияк цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, за исключением вышеуказанных дополнительных начислений, непроизводятся. Распределение стоимости инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров, может осуществляться путем отнесения всей этой стоимости к таможенной стоимости первой партии или к таможенной стоимости иного определенного декларантом количества товаров, которое не может быть меньше количества декларируемых товаров. Такое распределение должно производиться способом, применимым к конкретным обстоятельствам, в зависимости от имеющихся у декларанта документов и в соответствии с правилами бухгалтерского учета. При этом стоимостью указанных предметов признаются расходы по их приобретению, если покупатель приобрел эти предметы у продавца, не являющегося взаимосвязанным лицом с покупателем, либо расходы по их изготовлению, если предметы произведены покупателем или лицом, являющимся взаимосвязанным лицом с покупателем. Если указанные предметы ранее использовались покупателем, независимо от того, были ли они приобретены или произведены этим покупателем, исходная цена их приобретения или производства подлежит уменьшению в целях получения (определения) стоимости этих предметов с учетом их использования. 2.2. Оформление и контроль таможенной стоимости определенной по стоимости сделки с ввозимыми товарами Таможенная стоимость товаров определяется на количественной, достоверной и документально подтвержденной информации. Достоверность информации — подлинность сведений, заявляемых в отношении декларируемого товара, с целью определения и подтверждения таможенной стоимости. Количественные элементы информации — это в первую очередь контрактная цена за единицу товара, количество товара и другие сведения, влияющие на величину таможенной стоимости товаров. Информация, лежащая в основе расчета таможенной стоимости, должна подтверждаться соответствующими документами. При определении таможенной стоимости по методустоимости сделкис ввозимыми товарами, декларантом представляются следующие документы10 : - учредительные документы декларанта; - договор (контракт), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; - счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и (или) бухгалтерские документы, отражающие стоимость товара; - биржевые котировки в случае, если ввозится биржевой товар; - транспортные (перевозочные) документы; - страховые документы, если они имеются, в зависимости от установленных договором условий поставки; - счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или заявлены вычеты этих расходов из цены сделки; - копию грузовой таможенной декларации и декларации таможенной стоимости, принятых по первой поставке по контракту или по поставке, произведенной после подписания дополнительных приложений и (или) соглашений к контракту, которые повлияли на сведения, указанные в первом листе ДТС-1, поданной при первой поставке (если меняется место таможенного оформления товаров); - другие документы, которые декларант считает необходимыми представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости. Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары. ДТС представляется таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров, при декларировании товаров одновременно с подачей грузовой таможенной декларации и другими необходимыми для таможенных целей документами в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.11 К таможенному оформлению должна быть представлена составленная в двух экземплярах ДТС, которые подписываются и удостоверяются в порядке, установленном пунктом 17 Инструкции, а также ее электронная копия. После принятия таможенным органом решения по таможенной стоимости один экземпляр ДТС остается в таможенном органе, другой экземпляр передается декларанту. Помимо основных документов таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости12 . В качестве дополнительных сведений таможенным органом могут быть затребованы, например, следующие документы: - контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке; - счета за платежи третьим лицам в пользу продавца; - счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром; - бухгалтерская документация; - лицензионные или авторские соглашения; - экспортные (импортные) лицензии; - складские квитанции; - заказы на поставку; - каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей; - калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна представить ее российскому покупателю); - другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками13 . Контроль за правильностью исчисления таможенной стоимости со стороны таможенных органов выражается в комплексе мероприятий, который включает в себя в том числе:14 - проверку соответствия сведений о товаре, заявленных в таможенных документах (и частности, в ДТ, ДТС, ДКД), сведениям о товаре, содержащимся в коммерческих документах, представленным в ходе таможенного оформления; - проверка достаточности документов для принятия решения по таможенной стоимости, представленных при таможенном оформлении; - проверка соблюдения декларантом при определении таможенной стоимости требований законодательства Российском Федерации, в частности, требований п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (о структуре таможенной стоимости); - проверка достоверности представленных документов; - сравнение таможенной стоимости товара, указанной декларантом в таможенных документах, с имеющейся у таможенного органа ценовой информацией (уровнем цен) о товарах аналогичных с оцениваемыми. Первый этап - контроль при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств - включает в себя все действия таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление, по контролю таможенной стоимости (включая процедуру ее корректировки, запрос дополнительной информации для подтверждения заявленных декларантом сведений), а также действия специализированных подразделений таможни и вышестоящих таможенных органов в части принятия решений в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости в соответствии с их компетенцией. Второй этап - контроль, осуществляемый при последующих документальных проверках правильности и обоснованности решений, принятых таможенными органами по таможенной стоимости при осуществлении таможенного оформления (последующий документальный контроль). Последующий документальный контроль осуществляется на основе документов, предъявленных декларантом к таможенному оформлению и дополнительно запрошенных таможенным органом при производстве таможенного оформления (например, от перевозчика, банка, страховых организаций, органов статистики и т.д.). Если в результате последующего документального контроля выявлены ошибки в определении таможенной стоимости, то в установленном порядке осуществляется ее корректировка. Третий этап - контроль, осуществляемый при проведении целевых и комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности участника внешнеэкономической деятельности (внешняя проверка). К этому этапу относятся все действия таможенных органов, к компетенции которых в соответствии с установленным порядком относится проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности, касающихся, среди прочего, правильности определения таможенной стоимости. По результатам проведенного контроля уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают решение15 : - о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости; - о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и (или) о получении пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, и пояснений о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров; - о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости. 2.3 Совершенствование метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами Одной из самых актуальных проблем в работе таможенных органов является определение таможенной стоимости. Совершенствование методов определения таможенной стоимости является одной из наиболее важных направлений в политике таможенных органов. Совершенствование методов определения таможенной стоимости необходимо, для качественного исчисления таможенных платежей и налогов. Таможенная стоимость используется для целей ведения внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по этим сделкам, обложения товаров пошлиной. В настоящее время существует целый ряд проблем, связанных с неправильным определением таможенной стоимости товаров, т.е умышленным её занижением. Вывоз товаров по заниженной стоимости16 может вызвать их дефицит на российском рынке, что повлечет за собой повышение внутренних цен и может сделать данные товары труднодоступными для российского потребителя. Таким образом, одним из основных направлений развития таможенного дела, является, правильное определение таможенной стоимости важно не только и не столько для взимания должных сумм платежей в бюджет, но и в целях валютного и экспортного контроля, защиты российских интересов на международной арене, т.е. для обеспечения экономической безопасности и стабильности. Следовательно, в целях защиты экономических интересов РФ необходимо правильно определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с нею ни в сторону завышения, ни в сторону занижения.изации страны в целом. Глава 3. Практика применения метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами 3.1 Порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Таможенная стоимость по стоимости сделки с ввозимыми товарами заявляется двумя способами: · с использованием специального бланка ДТС-1; · без применения ДТС. ДТС не заполняется: 1) в случае ввоза товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд; 2) если при соблюдении требований законодательства РФ не возникает и не может возникнуть обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исходя из заявляемой величины таможенной стоимости; 3) при заявлении таможенных режимов, в соответствии с которыми в отношении ввозимых товаров не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги; 4) при ввозе товаров, которые не облагаются таможенными пошлинами, налогами. Во всех случаях, когда не установлено обязательное заполнение ДТС, таможенный орган при необходимости вправе письменно в произвольной форме потребовать представления ДТС для подтверждения заявленной декларантом в ДТ (декларация на товары) таможенной стоимости, за исключением случаев декларирования товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Определение таможенной стоимости по стоимости сделки Пример 1. Импортер из России (фирма А) осуществил бесплатную поставку в Польшу (фирма Б) материала для пошива импортируемых им рубашек. Продавец (фирма Б), изготовив партию рубашек, продает их фирме А и выставляет счет на сумму 20000$. Чему будет равна таможенная стоимость оцениваемого товара? (см. рис.1). Цена, указанная в счете - это сумма затрат и прибыли продавца-производителя рубашек. Но в эту цену продавец не включил стоимость материала, так как он поставлен ему бесплатно. Однако, в соответствии с требованиями статьи 19 п.1 в) Закона РФ "О таможенном тарифе" в таможенную стоимость должна входить и стоимость поставленного фирмой Д материала. Как определить стоимость поставленного материала? Если покупатель (фирма А) сам произвел материал, то его стоимость будет складываться из расходов на его производство (по бухгалтерскому учету, калькуляции и т.д.). Если покупатель купил этот материал, т.е. он не является изготовителем этого материала, например, за 10000$ у фирмы В, то стоимость этого материала для таможенных целей принимается равной 10000$. Пример 2 Импортер из России (фирма А) осуществил бесплатную поставку в Польшу (фирма Б) четырех швейных машин для изготовления 4000 женских блузок. Продавец - фирма. Б, изготовив блузки продает их покупателю - фирме. А (см. рис.6). Согласно договору между фирмами. А и. Б должно быть осуществлено четыре поставки блузок в течение двух лет равными партиями на сумму 80000$. Выставлен счет за первую поставку на сумму 20000$. Стоимость одной новой швейной машины составляет 15000$. Срок ее эксплуатации по техническому паспорту 6 лет. На момент поставки швейных машин все четыре находились в эксплуатации 4 года. После выполнения заказа (изготовления 4000 блузок) эксплуатация швейных машин закончилась. Чему будет равна таможенная стоимость первой партии оцениваемого (импортируемого) товара? Цена, указанная в счете, - это затраты и прибыль продавца по изготовлению первой партии блузок без учета затрат на амортизацию швейных машин. а) амортизация одной швейной машины за один год составляет: 15000$: 6 (лет) = 2500$; б) амортизация одной швейной машины за четыре года: 2500 х 4 (года) = 10000$; в) остаточная стоимость одной швейной машины на момент ее поставки на фирму Б: 15000$-10000$ = 5000$; г) амортизация одной швейной машины на изготовление одной партии женских блузок: 5000$: 4 (поставки) = 1250$; д) амортизация четырех швейных машин на изготовление одной партии женских блузок: 1250$ х 4 (швейные машины) = 5000$; Таким образом, таможенная стоимость оцениваемого (импортируемого) товара равняется сумме затрат и прибыли продавца по изготовлению первой партии блузок (без учета затрат на амортизацию швейных машин) и амортизации четырех швейных машин, отнесенной на стоимость первой партии товара: 20000$ + 5000$ = 25000$ Пример 3 Российская фирма закупает фильм в США для его демонстрации. Фирма заплатила за фильм 1000$. Согласно контракту фирма может тиражировать фильм, но за это обязана заплатить продавцу еще 1000$. Какова должна быть таможенная стоимость фильма, ввозимого на территорию ТС? Лицензии на воспроизводство товара в России в таможенную стоимость не включаются, следовательно, таможенная стоимость будет равняться только стоимости самого фильма, т.е. 1000$. 3.2 Особенности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сравнении с методом определения таможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами Однородные товары – это товары которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемым товарам и быть коммерчески взаимозаменимыми. Определение таможенной стоимости сделки с однородными товарами заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы стоимости сделки с однородными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принята таможенными органами. Т.е. в качестве основы для определения стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимость товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, чтобы таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Кроме того, Закон требует, чтобы товары, выбранные для сравнения, были ввезены в одно или примерно в одно и то же время, примерно в одинаковых количествах и на одном коммерческом уровне что, и ввозимые (оцениваемые) товары. Две главные особенности таможенной стоимости первого от третьего метода: 1) Первый метод, являясь основным методом определения таможенной стоимости, применяется всегда, в отличие от третьего метода, который используется при не возможности использования первого и второго метода; 2) В первом методе в качестве основы определения таможенной стоимости ввозимых товаров рассматривается только стоимость внешнеторговой сделки, а в третьем методе по мимо стоимости сделки рассматривается ряд признаков: - качество, наличие товарного знака и репутация на рынке; - страна происхождения; - производитель. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Определение таможенной стоимости товаров - очень важный вопрос для многих участников ВЭД, особенно для импортеров. Ведь именно от нее зависят размер таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате в бюджет России, цены на импортные и экспортные товары. Важнейшим законодательным актом по вопросам таможенно – тарифного регулирования является Закон РФ «О таможенном тарифе», принятый в 1993 году. Закон содержит основополагающие принципы и понятия государственного метода таможенно – тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. В законе четко определены понятия: таможенная и особые виды пошлин, таможенная стоимость и методы ее определения, принципы определения страны происхождения товара и тарифные льготы. Рассмотрено понятие таможенная стоимость – это стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Таможенный союз. Рассмотрен вопрос о методологии определения таможенной стоимости, существуют шесть методов определения таможенной стоимости – метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами; – метод по стоимости сделки с идентичными товарами; – метод по стоимости сделки с однородными товарами; – метод вычитания; – метод сложения; – дополнительный метод. Основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. На практике это означает, что при проведении оценки товаров необходимо в максимально возможной степени использовать этот метод. И только когда окончательно установлено, что цена сделки отсутствует, либо не может быть определена, либо не может использоваться для определения таможенной стоимости, следует переходить к следующим методам оценки. Если нельзя применить первый метод, то уже не так важно, какой из оставшихся пяти методов применяется, потому что расчет таможенной стоимости по любому из них должен дать примерно одну и ту же величину таможенной стоимости. Главное, чтобы выбранный метод был правильно применен. Список использованных источников информации 1. Конституция Российской Федерации; 2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) (с изменениями и дополнениями); 3. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе», ст. 19, 19.1; 4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК ТС) (с изменениями и дополнениями); 5. Соглашение о применении статьи VII ГАТТ; 6. Приказ ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 (ред. от 17.02.2010) "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом"; 7. Приказ ФТС РФ от 01 сентября 2006 года N 829 «Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости»; 8. Приказ ФТС РФ № 830 от 01.09.2006 «Об утверждении бланков формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и Положения о корректировке таможенной стоимости товаров»; 9. Приказ Федеральной таможенной службы от 25 мая 2009 г. N 931 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров" (с изменениями и дополнениями); 10. Приказ Федеральной таможенной службы от 27 марта 2007 г. N 370 "Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров определенного вида, перемещаемых физическими лицами" (с изменениями и дополнениями); 11. Соловьев А.А. «Таможенное дело. Конспект лекций» Издательство: А-Приор, 2008 г.); 12. Дюмулен И.И. Новое таможенное законодательство России. – 2007; 13. Безлепкин Б.И. Новый порядок контроля за правильностью определения таможенной стоимости // Иностранный капитал в России.- 2004; 14. Травинский П. С. Таможенная стоимость товаров: теория и правоприменительная практика. – М. Московская бизнес-школа, 2007; 15. http://www.newsru.com/background/25apr2006/wtoatlarge_print.html; 16. http://www.tamognia.ru/; 17. http://www.customs.ru/; 18. http://www.tks.ru/. 1 Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе», ст. 19, 19.1 2 Таможенный Кодекс ТС, глава 10, ст. 75, пункт 1 3 Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров. 4 http://www.newsru.com/background/25apr2006/wtoatlarge_print.html 5 Соглашение о применении статьи VII ГАТТ ст. 7 ч 2 6 Таможенный Кодекс ТС, глава 8, ст.64. 7 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. N 856 п. 3. 8 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза") : 9 Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» 10 Приказ ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 (ред. от 17.02.2010) "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" 11 Приказ ФТС РФ от 01 сентября 2006 года N 829 «Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости» 12 Таможенный Кодекс ТС, глава 8, ст.69. п.3 13 Таможенный Кодекс ТС, глава 8, ст.66 14 Травинский П. С. Таможенная стоимость товаров: теория и правоприменительная практика. – М. Московская бизнес-школа, 2007. 15 Таможенный Кодекс ТС, глава 8, ст.67 16 Соловьев А.А. «Таможенное дело. Конспект лекций» Издательство: А-Приор, 2008 г. |