Книга: Биохимия мембран
Название: Биохимия мембран Раздел: Рефераты по биологии Тип: книга | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Биохимия мембран СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020208–«Биохимия» Факультетестественно-географический КАФЕДРА биохимии Пенза – 2007 1. Квалификационные требования Квалификация выпускника – биохимик. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки биохимика по специальности 020208 Биохимия при очной форме обучения 5 лет. Квалификационная характеристика выпускника Специалист-биохимик осуществляет деятельность по изучению строения и свойств химических соединений, входящих в состав живых организмов, метаболизма и его регуляции. Разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности, организует и выполняет экспедиционные работы и лабораторные исследования; анализирует получаемую полевую и лабораторную информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику; составляет научно-технические отчеты и другую установленную документацию; следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области своей деятельности. Проводит экспериментальные исследования в своей области, формулирует их задачу, участвует в разработке и осуществлении новых методических подходов, обсуждении, оценке и публикации результатов, проводит патентную работу, участвует в работе семинаров и конференций, составлении патентных заявок. В производственных и медицинских организациях проводит биохимическую аналитическую работу, участвует в диагностике и экспертизе, сертификации продуктов производства. Исходя из своих квалификационных возможностей, специалист-биохимик подготовлен к самостоятельной работе на должностях биохимика, врача-лаборанта, биолога, лаборанта-исследователя, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, и других должностях, в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 21.08.98 № 37. Специалист-биохимик подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя в средней школе и учреждениях профессионального образования при условии освоения дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля. Область профессиональной деятельности Исследование строения и физико-химических свойств химических соединений, входящих в состав живых организмов, метаболизма и молекулярных механизмов его регуляции. Объекты профессиональной деятельности Вирусы и микроорганизмы, клеточные органеллы и одиночные клетки, многоклеточные организмы (растения и животные). Виды профессиональной деятельности · Проведение научных исследований в области биохимии и молекулярной биологии: сбор и подготовка научных материалов, квалифицированная постановка экспериментов, обработка результатов клинических анализов и экспериментальных исследований. · Научно-производственная и организационная деятельность; · Педагогическая деятельность (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля) преподавание в средней и высшей школе, осуществление просветительской деятельности. · Иные виды деятельности, позволяющие использовать базовую биологическую подготовку и подготовку по специальности 020208 – Биохимия. 2. Требования ГОС по дисциплине Молекулярная организация биологических мембран; белки и липиды, динамические свойства мембран, белок-липидные взаимодействия; методы изучения состояния мембран и кинетики мембранных ферментов; активный и пассивный транспорт через мембраны, молекулярные механизмы функционирования ионных каналов, транспорт неэлектролитов; модификаторы мембран; искусственные мембраны. 3 . Цели и задачи дисциплины Подготовка студентов-биохимиков в области мембранологии является необходимой как для более глубокого проникновения в область биохимии и молекулярной биологии клетки, так и для совершенствования в методах биотехнологии и медицинской биохимии – тех областей, в которых биохимик может обеспечить практическую отдачу наиболее быстро и эффективно. Производство биологически-активных веществ методами биотехнологии, их использование для стимуляции и модификации метаболизма, понимание молекулярных основ патологических изменений в тканях и выработка рекомендаций для профилактики и лечения, выяснение механизмов осуществления и регуляции клеточного цикла – все эти теоретические или сугубо практические задачи требуют подготовки специалистов-биохимиков, сведущих в мембранологии. Спецкурс «биохимия мембран» составляет неотъемлемую часть подготовки специалистов-биохимиков. Цель курса - изучение строения, тонкой организации биологических мембран и механизмов функционирования включенных в мембраны компонентов. 4. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов Курс «Биохимия мембран» является курсом, для изучения которого необходимо наличие знаний об основных принципах организации биологических молекул, строении и механизмах действия ферментов. Дисциплина биохимия мембран относится к дисциплинам специализации федерального компонента. 5. Распределение времени, отведенного на изучение дисциплины по учебному плану
6. Тематические планы для очной формы обучения на 7 семестр
на 8 семестр
Содержание дисциплины 1. Введение Биохимия мембран. Предмет науки. История. Разнообразие мембран. Методы . Выделение мембран: разрушение клеток, разделение мембран. Разделение и анализ липидных компонентов мембран. Выделение и модификация мембраносвязанных компонентов. 2. Структура и свойства мембранных липидов. Молекулярная организация биологических мембран. Жидкие кристаллы. Водно-липидные смеси. Гидратация липидов. Фазовые диаграммы однокомпонентных водно-липидных систем. Динамические свойства мембран. Термодинамика полиморфизма липидных структур. Фазовые переходы в липидных системах. Модельные мембранные системы. 3. Мембранные белки: характеристика и структурные принципы. Белки и липиды: модели организации взаимодействий, белок-липидные взаимодействия; Структурные исследования мембранных белков.Принципы структурной организации мембранных белков и способы её прогнозирования для трансмембранных белков. Ковалентная связь мембранных белков с углеводами и липидами. Модели мембранных белков. Методы изучения состояния мембран и кинетики мембранных ферментов. 4. Асимметрия мембран. Топография мембранных белков. Цитоскелет. Трансмембранная асимметрия липидов. Латеральная гетерогенность мембран. 5. Динамическое поведение мембранных систем и липидно-белковые взаимодействия Модели движения мембранных компонентов. Применение мембранных зондов. Текучесть мембран. Вращение мембранных белков. Латеральная диффузия белков в мембранах. Динамические свойства остова мембранных белков и их боковых цепей. Мембранная энзимология. 6. Взаимодействие низкомолекулярных соединений с мембранами. Адсорбция лигандов на бислое. Проницаемость липидных мембран для неэлектролитов и ионов. Электрические свойства мембран. Мембранный потенциал. 7. Поры, каналы и переносчики. Активный и пассивный транспорт через мембраны, молекулярные механизмы функционирования ионных каналов, транспорт неэлектролитов. Разнообразие функций переносчиков. Каналы и переносчики как ферменты: применение теорий скоростей. Унипортеры, симпортеры и антипортеры. Примеры пор и каналов: щелевые контакты, ядерные поровые комплексы, порины, натриевый и кальциевый каналы. Активные транспортные системы. Мембранные поры, создаваемые экзогенными объектами. Экзо- и эндоцитоз. 8. Клеточная поверхность: рецепторы и передача сигналов Поверхность животной клетки. Рецепторы, определяющие клеточную адгезию. Рециклирование мембран с участием рецепторов. Семейства рецепторов, G-белки. Первичный ответ, вторичные посредники. Онкогены и передача сигнала. 9. Биогенез мембран Биосинтез и распределение мембранных липидов. Общие особенности экзоцитозного пути. Характерные пути биосинтеза мембранных белков. Сборка мультисуъединичных комплексов. Обновления компонентов мембран. Модификаторы мембран; искусственные мембраны. Список основной литературы 1. Кагава Я. Биомембраны. М. 1985. 2. Биологические мембраны и мембраноактивные соединения/ Под ред. Б.А. Тахмухамедовой. Ташкент 1985. 3. Геннис Р. Биомембраны. М. 1997. 4. Ленинджер А. Основы биохимии. - М.: Мир, 1985. - 260 с. 5. Практикум по биохимии/ под ред. С.Е. Северина и Г.А. Соловьёвой . - М.: МГУ, 1989. – 509 с. Список дополнительной литературы 1. Антонов В.Ф. Липиды и ионная проницаемость мембран. М. 1982. 2. Ивков В.Г. Динамическая структура липидного бислоя. М. 1981. 3. Болдырев А.А. Биологические мембраны и транспорт ионов. М. 1985. 4. Фридрих П. Ферменты: четвертичная структура и надмолекулярные комплексы. - М.: Мир, 1986. – 374 с. Требования к уровню освоения программы и вопросы к зачету В результате изучения данной дисциплины студент должен: Знать основные принципы организации биологических мембран. Уметь выделять мембранные компоненты клетки. Владеть приемами и навыками работы с мембранными структурами. 1. Жидкие кристаллы. Водно-липидные смеси. Гидратация липидов. 2. Фазовые диаграммы однокомпонентных водно-липидных систем. 3. Термодинамика полиморфизма липидных структур. Фазовые переходы в липидных системах. 4. Модельные мембранные системы. 5. Структурные исследования мембранных белков.Принципы структурной организации мембранных белков и способы её прогнозирования для трансмембранных белков. Ковалентная связь мембранных белков с углеводами и липидами. 6. Модели мембранных белков. 7. Каналы и переносчики как ферменты: применение теорий скоростей. 8. Унипортеры, симпортеры и антипортеры. Примеры пор и каналов: щелевые контакты, ядерные поровые комплексы, порины, натриевый и кальциевый каналы. 9. Активные транспортные системы. 10. Мембранные поры, создаваемые экзогенными объектами. 11. Экзо- и эндоцитоз. Поверхность животной клетки. Рецепторы, определяющие клеточную адгезию. Рециклирование мембран с участием рецепторов. Семейства рецепторов, G-белки. Первичный ответ, вторичные посредники. Онкогены и передача сигнала. Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистрации изменений
Учебная программа составлена на основании ГОС ВПО 2000 для специальности 020208 – «Биохимия» Программу составил: 1. Соловьев В.Б., канд. биол. наук, доцент _______________________ (подпись) Настоящая программа не может быть воспроизведена ни в какой форме без предварительного письменного разрешения кафедры-разработчика программы. Программа одобрена на заседании кафедры биохимии Протокол № от «___» _____________ 200 года Зав. кафедрой биохимии д.б.н., профессор Генгин М.Т. ___________________________________ (подпись) Программа одобрена учебно-методическим советом Естественно-географического факультета «_____» _____________ 2007 года Председатель учебно-методического совета Естественно-географического факультета, к.т.н., доцент _________________ О.В. Зорькина (подпись) Программа одобрена учебно-методическим управлением университета «_____» _____________ 2007 года Начальник учебно-методического управления университета _____________________ Г.Н. Шалаева (подпись) ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
|