Реферат: Бюджетный процесс и финансовый контроль
Название: Бюджетный процесс и финансовый контроль Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
СОДЕРЖАНИЕ: Бюджетный процесс в Российской Федерации и развитых зарубежных странах. 2 Бюджетный процесс в зарубежных странах. 9 Государственный и муниципальный финансовый контроль. 12 Список использованной литературы. 22 Бюджетный процесс в Российской Федерации и развитых зарубежных странах. Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. К ведению органов исполнительной власти, органов местного самоуправления относятся: составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления. Особую роль в системе органов исполнительной власти играют финансовые органы соответствующего уровня, осуществляющие непосредственную работу по составлению проекта соответствующего бюджета, расчету отдельных показателей доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, а также контроль за ходом исполнения бюджета. Бюджетный процесс в зарубежных странах.Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ — за 6 месяцев, в Японии — за 7, во Франции — за 14, в США — за 18, в России в последние годы — за 9-10 месяцев). Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом — Административно-бюджетным управлением при президенте. Работа по составлению проекта бюджета начинается с подготовки министерством финансов (или специальным органом в США) директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета. При составлении проекта бюджета ставятся задачи: активного его воздействия на повышение эффективности экономики; обеспечения согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими и социальными программами — прогнозами правительства; установления необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств. Разработка бюджета увязывается в целом с экономическими программами страны с учетом общих перспектив развития. От состояния сбалансированности бюджета зависит сбалансированность экономики. После одобрения проекта бюджета высшим исполнительным органом (кабинетом министров, а в США — президентом) проект бюджета поступает в законодательный орган — парламент, который рассматривает его в нескольких чтениях (в России — в четырех) и утверждает. Бюджет, как правило, обсуждается каждой палатой парламента (в России и Франции сначала в нижней, а затем в верхней; в США — одновременно в обеих палатах). В палатах парламента создаются специальные комитеты и комиссии (например, согласительные), которые детально анализируют представленный проект по статьям и вносят коррективы. Важное значение при рассмотрении проекта бюджета в парламенте имеет бюджетная инициатива, то есть право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. В ряде развитых стран (Франция, Великобритания и др.) члены парламента лишены права вносить предложения по увеличению предусмотренных расходов или установлению новых начетов, если они не являются одновременно членами правительства. Такое правило расширяет возможности правительства воздействовать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию в стране. Бюджетные права Конгресса США обусловливают главенствующую роль в бюджетной процедуре членам Конгресса. Вторая стадия бюджетного процесса заканчивается утверждением бюджета законодательным органом и подписью главы государства (в России, США — президентом, в Великобритании — королевой). После утверждения бюджета начинается третья стадия исполнения бюджета: получение утвержденных доходов, главным образом налогов, и осуществление предусмотренных бюджетных расходов в соответствии с выделенными ассигнованиями. Этот этап продолжается в течение года, называемого финансовым, или бюджетным, годом. Его временные границы в разных странах различны в США — с 1 октября по 30 сентября, в Великобритании и Японии — с 1 апреля по 31 марта, в России и Франции — с 1 января по 31 декабря). Важным элементом третьей стадии является кассовое исполнение бюджета: организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности. В большинстве стран существует банковская система кассового исполнения бюджета, при которой банки, главным образом центральный банк, выступают главным кассиром государства. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, суть которого в том, что все полученные бюджетные средства поступают на единый счет министерства финансов в центральном банке. С этого счета производятся все расходы государства. После окончания финансового года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его парламентом. В России помимо официального Государственная Дума рассматривает еще два отчета об исполнении бюджета за предыдущий год — Федерального казначейства и Счетной палаты. Практика последних лет показывает, что очередной бюджет был исполнен в значительно меньшей части, чем планировалось. Если, по данным Федерального казначейства, бюджетные доходы и расходы были идентичны (сколько заработали, столько и потратили), то Счетная палата в период высокой инфляции обращала внимание на обратное: денег в государственную казну поступало больше, чем было израсходовано. Принятие для расчетов бюджета страны заниженного показателя инфляции давало возможность за счет более высоких фактических ее темпов добиться выполнения плановых налоговых поступлений и рассчитаться с бюджетными назначениями без индексации по превышению цен. Государственный и муниципальный финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования экономики, элементом управления экономическими процессами и финансовой системой является финансовый контроль. Его назначение состоит в содействии финансовой политике государства. Он является формой реализации контрольной функции финансов. Организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из направлений современной российской экономической политики. Л иберализация экономики, развитие рыночных отношений не могут и не должны означать отмену строгого государственного финансового контроля за бюджетным процессом и целевым расходованием финансовых ресурсов страны. Напротив, современные социально-экономические условия требуют дальнейшего развития единой системы государственного финансового контроля. Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Объектом государственного финансового контроля являются: • денежные распределительные процессы, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов, включая процедуру исполнения бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; • организация денежного обращения; • использование кредитных ресурсов; • состояние государственного долга РФ и государственных резервов; • предоставление финансовых льгот и преимуществ. Финансовый контроль осуществляется с помощью приемов документального и фактического контроля, направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций. В сферу финансового контроля входят все операции, связанные с использованием денег, включая, выделение бюджетных средств, соблюдение финансовой дисциплины, сохранение государственной собственности, достоверность ведения учета и отчетности с целью выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта и пресечения фактов бесхозяйственности, расточительности и т.д. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль (субъект контроля) различают: • государственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований; • ведомственный контроль, проводимый контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций; • общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями; • независимый контроль проводится специализированными аудиторскими фирмами и службами; • внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений; • правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерский экспертизы; • гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, а также при получении средств из бюджета (заработной платы, пенсий, пособий и т.д.). Субъектами государственного финансового контроля является: • Счетная палата РФ; • Центральный банк РФ; • Министерство финансов (Главное управление федерального казначейства, департамент валютного контроля); • Главное контрольное управление Президента РФ; • Государственная налоговая служба; • Государственный таможенный комитет и др. органы. Определенные контрольные функции выполняет Комитет по финансовому мониторингу Минфина, на который возложена задача общего анализа движения финансовых потоков с точки зрения их соответствия требованиям действующего законодательства. Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы. Законодательные (представительные) органы власти и органы местного самоуправления осуществляют различные формы финансового контроля, которые по времени проведения подразделяется на : • предварительный – проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам; • текущий - осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов, представительных органов местного самоуправления в ходе рассмотрения слушаний и в связи с депутатскими запросами; • последующий – проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Значение предварительного финансового контроля состоит в том, что он позволяет предупредить нарушения законодательства. Текущий финансовый контроль способствует изысканию внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих рост накоплений. Последующий – взаимосвязан с предварительным финансовым контролем, с его помощью проверяется целесообразность расходования денежных средств за определенный период. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти и местного самоуправления, возлагается законодательством на Минфин РФ, Федеральное Казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, на главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Бюджетный контроль – составная часть государственного финансового контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его предназначение состоит в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования средств общегосударственного денежного фонда. Задачи бюджетного контроля: • обеспечение правильности составления и исполнения бюджета; • соблюдение бюджетного и налогового законодательства; • контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности; • проверка эффективности и целевого и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов; • улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; • выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней; • контроль за функционированием системы межбюджетных отношений; • проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных организациях; • контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов и др. Государственный бюджетный контроль охватывает не только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность при : • проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций; • выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета; • предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, налоговых льгот. Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Успешное выполнение сложных задач бюджетного контроля в различных сферах финансово-экономической жизни общества зависит от соответствующей организации, видов контроля, форм и методов его проведения. Все виды финансового контроля основаны на определенных формах и методах их проведения. Основные методы бюджетного контроля – документальная и камеральная проверки, экономический анализ, ревизия, обследование. Наиболее распространенная и ведущая форма бюджетного контроля – ревизия. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Объектами ревизии выступают: • государственные и территориальные органы власти и управления, их структурные подразделения; • производственно-коммерческие и акционерные предприятия и организации с государственным участием; • предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, ссуды; • общественные неправительственные организации и учреждения; • внебюджетные социальные фонды; • предпринимательские структуры и физические лица в части получения адресной финансовой помощи от государства, уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством. Самые распространенные и прогрессивные методы финансового контроля – комплексные ревизии, включающие всех участников и стороны деятельности ревизуемого предприятия (организации). Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность предприятия, взаимосвязь между финансово-экономическими показателями, технологией и организацией производства товаров (работ, услуг), с бюджетом и внебюджетными фондами, сохранность и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состояние бухгалтерского учета, достоверности отчетности, соблюдение финансовой дисциплины и другие вопросы. На основании акта ревизии, в котором фиксируются все нарушения, принимается решение по их устранению, применению финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налогового законодательства. Бюджетный контроль проводится органами законодательной (представительной) и исполнительной власти РФ. На федеральном уровне органом, осуществляющим бюджетный контроль по линии законодательной власти, является Счетная палата РФ. Согласно Закону РФ от 11.01.95 г. № 4-ФЗ О Счетной палате РФ, она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованном Федеральным Собранием и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности, органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. При этом Счетная палата РФ не может осуществлять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления. На уровне субъекта Федерации эти функции выполняют контрольно-счетные палаты. Основным органом государственного бюджетного контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов РФ, осуществляющее возложенные на него задачи контроля в ходе исполнения бюджета и расходования государственных средств. Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств соответствующего уровня. Из всех подразделений Министерства финансов РФ особая роль отводится действующему при нем Департаменту финансового контроля (ранее Контрольно-ревизионное управление (КРУ), имеющему территориальные и местные органы. В соответствии с действующим законодательством департамент проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета. Схожие по своему характеру функции по осуществлению государственного финансового контроля за соблюдением действующего законодательства в части исполнения бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов осуществляет Федеральное казначейство, действующее в составе Министерства финансов РФ. Для осуществления государственного бюджетного контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля. Задача работы этих органов заключается в систематизации учета, отчетности, контроле за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке. В соответствии с действующим законодательством полномочиями органов налогового контроля обладают Государственная налоговая служба РФ и таможенные органы. В целях контроля за соблюдением налогового законодательства, предупреждения и пресечения экономических преступлений в России была создана Федеральная служба налоговой полиции РФ (упразднена с 2003 г.). Она выполняла функции по предупреждению, выявлению пресечению и расследованию нарушений налогового законодательства, которые являлись преступлениями или административными правонарушениями. Государственный бюджетный контроль осуществляется также и рядом других государственных органов: Центральным банком РФ, Министерством государственного имущества РФ, Министерством по антимонопольной политике РФ, и рядом других министерств и ведомств. К сожалению, в последние годы государственный финансовый контроль осуществлялся недостаточно эффективно, несмотря на ряд указов Президента (№ 1095 от 25 июля 1996 г. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ, № 477 от 12 мая 1997 г. О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета) и принятия Бюджетного кодекса РФ (раздел IX). Имеет место нецелевое использование средств выделенных из федерального бюджета, под которым понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями. Например: • направление бюджетных средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей перепродажи; • осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица; • оказание финансовой поддержки; • расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов; • расходование средств сверхнорм, установленных Минфином РФ (командировочные расходы, нормы на расходование бензина и др.); • использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов; • расходование средств не по коду экономической классификации и др.2 К нарушителям применялась такая мера ответственности как взыскание денежных средств, используемых не по целевому назначению и наложение штрафа в размере действующей учетной ставки Банка России. Список использованной литературы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст.- М., 2006. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2000. – 616 с. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – М.: Дашков и К, 2003.– 750 с. Деева А.И. Финансы: учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002. – 319 с. Ковалева А.М., Баранникова Н.П., Богачева В.Д. Финансы: учебное пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 382 с. Общая теория финансов: учебник для вузов / под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи, 1995. – 254 с. Финансы: учебник / под ред. В.В. Ковалева, С.А. Белозерова, С.Г. Горбушиной. – М.: Проспект, 2003. – 511 с. Финансы: учебник для вузов / под ред. М.В. Романовской. – М.: Юрайт, 2002. – 501 с. Государственные и муниципальные финансы - Бабич А.М., Павлова Л.Н.http://exsolver.narod.ru/Books/Goveth/StMunFin/index.html |