Доклад: Чеченский Махатма Ганди - эвлия Кунта-Хаджи и его учение
Название: Чеченский Махатма Ганди - эвлия Кунта-Хаджи и его учение Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: доклад |
Рассматривая суфизм необходимо иметь ввиду некоторые специфический атрибуты этого течения ислама: Мюрид – послушник, последователь. Тарикат – ( арабск. – дорога, путь) - путь к истине. А также период послушничества в роли мюрида при авторитетном старце. Зикр – радение у суфиев с целью добиться слияния с богом, по ходу которого выкрикиваются и распеваются молитвы, верующие кружатся и пританцовывают в религиозном экстазе. Книга В.Акаева "Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение" - вышла в г. Грозном в 1994 году. В ней автор так объясняет особенности ислама, который проповедовал Кунта-Хаджи: "…Суфийский тарикат способствовал распространению и укреплению ислама на Северном Кавказе в 19 веке, когда многие представители официального ислама перестали соблюдать нормы Корана и шариата, стали попирать права бедных в угоду местной эксплуататорам и царским чиновникам… Зикризм, будучи социальным движением и формой религиозной мысли, возник в конце Кавказской войны… Основатель зикризма шейх Кунта-Хаджи, чеченец из аула Илсхан-Юрт, появился на политической арене Чечни, когда уставший от непрерывной войны с царизмом народ нуждался в мирной передышке. Проповеди Кунта-Хаджи о мире, братстве, поддержке обездоленных, сирот соответствовали общему настроению, душевному состоянию народа. Главными в его проповедях были идеи непротивления злу насилием, отказа от военных действий против царизма, значительно превосходившего горцев по своей военной мощи, а также призывы к смирению. Кунта-Хаджи прекрасно понимал, что непримиримое сопротивление может привести чеченцев к полному уничтожению. Именно исходя из этого, он призывал горцев к прекращению кровопролития и переходу к мирному укладу жизни. Идеология зикризма противоречила идеологии газавата, требующего продолжения борьбы с противником до победного конца. Шамиль преследовал Кунта-Хаджи из-за его антигазаватских идей". Исторически спор имама Шамиля с Кунта-Хаджи завершился, как известно, тем, что вековое сопротивление горцев Северного Кавказа было сломлено. Но вопреки человеческой логике, Шамиль, породивший газават, стал почётным гостем российского царя и конец жизни провёл в священной для мусульман Мекке, а Кунта-Хаджи, проповедовавший смирение и мир, был арестован, отправлен в вечную ссылку в Новгородскую губернию, где и скончался в 1867 году. Политическую логику этой несправедливости автор книги о Кунта-Хаджи В.Акаев объясняет следующим образом: «… Успех в борьбе с социальным злом Кунта-Хаджи видел не в применении силы, а в нравственном самоочищении, возвышении, взаимной поддержке горцев, вечном поиске Бога… Кунта-Хаджи - не воин и не совершал военных подвигов… Его подвиги лежат в сфере духовной. Он признаёт одну единственную власть - власть Бога. Поэтому к Кунта-Хаджи не могло быть снисхождения со стороны сильных мира сего. Для царизма люди с мировоззрением Кунта-Хаджи были куда более опасны, чем Шамиль. Для царских властей Кунта-Хаджи - фанатик, преступник, смутьян, подбивающий людей служить не господам, а Богу. Поэтому в официальных царских документах он зачислялся "в политические преступники", "фанатики"…» Последователи Кунта-Хаджи не признают факт его смерти, считая, что он скрылся и явится вновь, полагая его мессией, преемником пророка. Человека такой нравственной чистоты в Индии нарекли бы именем Махатма, что означает «учитель», а в Чечне народ назвал его Эвлия, что значит «святой». Люди разных религий и национальностей - чеченец Кунта-Хаджи, русский Лев Толстой, индус Махатма Ганди, призывали человечество к добру и состраданию, к скромности и великодушию. О характере учения Кунта-Хаджи лучше всегорассказывают его проповеди и наставления, которые были собраны мюридами (послушниками, последователями) Кунта-Хаджинского братства. Вот некоторые из них: * Хотите любить Всевышнего Аллаха - любите справедливость.Желайте своему брату того же, чего желаете себе.Не старайтесь быть богаче, выше, сильнее других.Делитесь с бедными всем, чем одарит вас Всевышний.Остерегайтесь, что кто-то вам будет завидовать в богатстве.Пусть вам завидуют в учёности, справедливости и щедрости.Молитесь Аллаху, чтобы к вам не пристало ничего добытое чужим трудом, чужим потом. Такое - непреодолимая преграда на пути к тарикату. * Война - дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришёл отнять у вас веру и честь.Ваша сила - ум, терпение, справедливость. Враг не устоит перед этой силой и рано или поздно признает своё поражение. Никто не в состоянии осилить вас и вашу правду, если вы не свернёте с пути своей веры - тариката. * Всевышнему угодно, чтобы мюрид проводил своё время в добрых делах, таких, как ремонт дорог и мостов, очищение и обустройство родников, выращивание деревьев вдоль дорог, строительство мечетей.Мюрид обязан навещать больных, прикованных к постели. Должен интересоваться, в чём нуждаются старики, сироты, все хилые и немощные, оказывать им посильную помощь.Мирить поссорившихся супругов, возвращать мать к своим детям, восстанавливать семьи - это тоже весьма богоугодные дела, которые обязан делать мюрид. *Не отвечайте злом на зло, ибо это порождает ещё большее зло. Любое зло противно Всевышнему Аллаху. Карать злодеев, миловать добродетелей - воля Всевышнего. Вы победите злодеев и насильников отторжением их от себя, совершенствуя свои души и свой тарикат. Чем яснее, крепче и справедливее ваш путь, тем труднее станет злодеям и насильникам. Они не смогут выдержать силы вашей правды, чувствуя, что Всевышний на вашей стороне. Они не выдержат противостояния Всевышнему и вашему тарикату. Время работает на вас, ибо оно работает на справедливость. * Не носите с собой оружия. Держитесь подальше от него. Оружие напоминает вам о насилии и уводит в сторону от тариката. Сила оружия - ничто по сравнению с силой души человека, верно идущего по тарикату. Всякое оружие - признак неуверенности в том, что Всевышний Аллах придёт на помощь в нужный час. Кроме того, Иблис (дьявол) постоянно толкает вашу руку к рукоятке кинжала или ружья. Вы становитесь жертвой Иблиса. * Будьте трудолюбивы. Не бойтесь самой тяжёлой работы. Тот, кто не живёт своим трудом, живёт трудом других. Это грешно, ибо это то же самое, что кража.Умейте ценить, относиться с великим уважением к каждой крошке хлеба. Ведь эта крошка может насытить и птицу, и муравья. Вы спасёте душу, созданную Всевышним, и никто кроме Него не в состоянии создать даже самое маленькое живое существо.Любите мир, созданный Великим Творцом, и всемерно берегите, украшайте его. * Воздерживайтесь от излишеств, ибо излишества, в отличие от необходимого, не знают границ.Стыдно и грешно хотеть того, чего нет у других, желать выделяться от других роскошью, яркостью нарядов или размерами жилища.Стыдно и грешно иметь много скота и не делиться с теми, кто голодает.Стыдно и грешно менять каждый день одежды и проходить с высокомерием мимо тех, кто уже давно ходит в рваных одеждах.Стыдно и грешно стоять рядом с босоногим в дорогой и красивой обуви.Стыдно и грешно пытаться выделяться от других высокой дорогой шапкой.Лишняя еда, лишний сон, лишние одежды, лишние жилища не приближают, а отдаляют нас от Всевышнего Аллаха.Каждый мусульманин красив умеренностью и скромностью.Умеренность и скромность - ключи, открывающие калитку к тарикату. * Не стремитесь к земным почестям. Земные почести - иллюзии. Радуйтесь и гордитесь тем, что вы равные среди равных. Если обнаружите, что больше знаете или больше имеете - спешите отдать, ибо то, что вы не отдали - пропало. А то, что вы отдали, вернётся в Судный день. * Не спорьте с властью, не старайтесь заменять её собой. Всякая власть от Всевышнего. Аллаху виднее, какую власть, где и с какой целью устанавливать. У власти перед Всевышним отдельный отчёт. Не соблазняйтесь кажущейся престижностью власти. Наш тарикат несравнимо выше, ибо земная власть призвана решать, главным образом, земные дела. Земными соблазнами ещё никто не насытился. Земная жизнь, как солёная вода: чем больше пьёшь её, тем жажда усиливается.Успокойте свои души в тарикате. Спокойная душа, устремлённая к Всевышнему - это вечная радость и счастье. * Мюрид должен уважать старшего по возрасту, ибо тот многое видел, многое пережил, многое знает. Мюрид должен уважать младшего по возрасту, ибо он, возможно, не успел ещё много согрешить. Мюрид должен уважать каждого человека, быть учтивым со всеми, ибо только таким образом его душа будет оставаться спокойной и не позволит мюриду отвлекаться от тариката. * Любите животных, которые рядом с нами и вокруг нас горячей любовью. Заботьтесь о них правильно и своевременно. Ведь у коровы, овцы, лошади, собаки или кошки нет языка, чтобы общаться с нами, говорить с нами о своих потребностях. Мы сами должны о них знать и помнить. Не спешите стать на намаз, оставив не напоенную или не накормленную скотину.Наши души должны быть совершенно чистыми и спокойными, когда мы в намазе предстаём перед Всевышним Творцом. * Отношение к животным должно быть более внимательным, чем к человеку, ибо оно не ведает того, что творит.Забравшуюся в огород скотину нельзя бить, проклинать. Её нужно осторожно выгнать, ибо зашла она туда по халатности человека.Мучить, издеваться над животными - тяжкий грех. Грешно убивать безвинных птиц, насекомых, всё живое.Всё живое, не причиняющее вреда человеку, должно быть защищено мюридами. * Вся растительность тоже живая и тоже имеет душу. Надо прятать топор, когда входишь в лес, и рубить только то дерево или жердь, за которым пришёл. Надо бережно относиться к каждому дереву, к каждому кустику, к каждой травинке. Надо любить их и относиться к ним, как к хорошим друзьям.Страшный грех - рубить плодовое дерево, дерево у реки, дерево у дороги, дающее путнику тень в жаркий день.Мюридам надо сажать повсюду деревья, ухаживать за ними, пока они не вырастут. |