Реферат: Мировая валютная система. Тенденции развития в начале XXI века

Название: Мировая валютная система. Тенденции развития в начале XXI века
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………2

1 Сущность и структура Мировой валютной системы……………………...3

1.1 Понятие валютных отношений и валютной системы……………………3

1.2 Основные элементы национальной и международной валютной

Систем……………………………………………………………………………7

1.3 Валютный курс как важная составляющая мировой валютной

Системы…………………………………………………………………………16

2 Особенности становления и этапы развития Мировой валютной

Систем…………………………………………………………………………..19

2.1 Переход от золотомонетного к золотодевизному стандарту…………..19

2.2 Особенности функционирования Бреттон-вудской валютной

Системы…………………………………………………………………………24

2.3 Ямайская валютная система……………………………………………….32

2.4 Европейская региональная валютная система. Европейский экономический и валютный союз……………………………………………..35

3 Тенденция и актуальные проблемы развития Мировой валютной системы в конце XX- начале XI века………………………………………………………41

3.1 Тенденции и перспективы развития Мировой валютной Систем…….. 41

Заключение………………………………………………………………………50

Список использованных источников…………………………………………54

Введение

В настоящее время практически все страны используют преимущества международного разделения труда, специализации и кооперации. Возрастающая интернационализация производства заставляет предприятия, банки правительства и физические лица выходить на мировой рынок.

Принципы работы экономического субъекта на внешнем рынке во многом отличаются от принципов его работы на внутреннем рынке. Именно по этому при выходе на международный рынок необходимо учитывать огромное количество экономических и политических обстоятельств. В частности на внешнем рынке предприятие сталкивается с большим количеством валют, необходимостью платить по своим обязательствам приемлемыми платежными средствами, оценивать всевозможные виды рисков, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а так же следовать требованиям и рекомендациям международных институтов, конвенций и договоров.

Поэтому особое внимание в моей курсовой я уделил сущности и структуре МВС, причинам ее появления и основным конструктивным элементам, составляющим МВС.

1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Сущность понятия Мировой валютной системы. Ее задачи и функции .

Прежде чем попытаться дать обоснованное и чёткое определение МВС (Мировой валютной системе) необходимо верно определить международные валютные отношения, то есть те отношения, которые лежат в основе этой системы. Однако дать определение отношениям невозможно без рассмотрения ключевых понятий, таких как «валюта» и «валютные отношения».

Валюта- это денежные знаки, кредитные и платёжные средства, используемые в международных расчётах. Национальная валюта - это денежные знаки, кредитные и платёжные средства конкретной страны, используемые в международных расчётах.

Вследствие появления валют сложились определенные отношения, именуемые валютными. Валютные отношения – это деятельность, связанная с функционированием международных (мировых) денег.

Международные валютные отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обеспечивающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Отдельные элементы валютных отношений появились ещё в античном мире - в Древней Греции и Древнем Риме – в виде меняльного дела. Следующей ступенью их развития стали средневековые «вексельные» ярмарки в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы. В эпоху феодализма и становления капиталистического способа производства стала развиваться система международных расчётов через банки.

С середины XX столетия международные валютные отношения получили новый импульс развития. Интернационализация и глобализация мировой экономики способствовала развитию торгово-экономического обмена, расширению валютных отношений между странами. Проблемы устойчивости валют, допустимых границ их колебаний по отношению друг к другу и резервным валютам стали важнейшими проблемами мирового хозяйственного развития. Создание эффективного валютного механизма для бесперебойного осуществления мировых хозяйственных связей стало центральной задачей международной финансовой системы.

Международные валютные отношения постепенно приобрели определённые формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей.

Таким образом, немного разъяснив смысл и особенности международных валютных отношений, можно дать определение валютной системе.

Валютная система – форма организации и регулирования валютных отношений, закреплённая национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Различают национальную, мировую и региональную валютные системы.

Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закреплённые национальным законодательством с учётом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Национальная валютная система неразрывно связана с Мировой валютной системой.

Мировая валютная система является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере. МВС сложилась к середине XIX века.

Исторически менялся характер МВС, ее структура, задачи и функции.

Главная задача международной валютной системы - регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран. МВС является одним из важнейших механизмов ,который может содействовать расширению или, наоборот, ограничению международных экономических отношений ,а также в значительной мере влиять на внутреннее денежное обращение.

На данном этапе развития МВС основными функциями, которые она выполняет, являются следующие:

1. Опосредование международных экономических связей, то есть обеспечение сотрудничества между государствами в вопросах экономики, их кооперация при решении определенных задач и достижении конкретных целей.

2. Обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках мирового хозяйства. Эта функция определяет МВС как универсальный набор средств для финансового согласия между странами, так как именно МВС позволяет вести расчеты странам с разными денежными единицами.

3. Обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров.

4. Регламентация и координация режимов национальных валютных систем, а именно их успешное взаимодействие.

5. Унификация и стандартизация принципов валютных отношений. За счет стандартов принципов валютных отношений и их неповторимости обеспечивается правомерное сотрудничество стран, законы которых совершенно различны.

Характер функционирования и стабильность МВС зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис МВС, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы.

1.2 Основные элементы национальной и международной валютной систем

Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с национальными валютными системами.

Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство. Связь и различие национальных и мировой валютной систем проявляются в их элементах, представленных в таблице 1.1

Таблица 1.1-Основные элементы национальной и мировой валютных систем

Национальная валютная система Мировая валютная система
Национальная валюта Резервные валюты и международные счетные валютные единицы
Условия конвертируемости национальной валюты Условия взаимной конвертируемости валют
Паритет национальной валюты Унифицированный режим валютных паритетов
Режим курса национальной валюты Регламентация режимов валютных курсов
Наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль Межгосударственное регулирование валютных ограничений
Национальное регулирование международной валютной ликвидности страны Межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности

Регламентация использования международных кредитных средств обращения

Унификация норм использования международных кредитных средств обращения

Регламентация международных расчетов страны Унификация основных форм международных расчетов
Национальные государственные органы, регулирующие валютные отношения страны Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование
Режим национального валютного рынка и рынка золота Режим мировых валютных рынков и рынков золота

МВС базируется на функциональных формах мировых денег. Мировыми называются деньги, которые обслуживают международные отношения (экономические, политические, культурные). Эволюция функциональных форм мировых денег повторяет с известным отставанием путь развития национальных денег – от золотых к кредитным деньгам. В результате этой закономерности МВС в XX веке стала базироваться на одной или нескольких национальных валютах ведущих стран или международной валютной единице.

Особой категорией конвертируемой национальной валюты является резервная валюта, которая выполняет функции международного платежного средства, служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран, широко используется для проведения валютной интервенции с целью регулирования курса валют стран – участниц МВС.

Объективными предпосылками приобретения статуса резервной валюты являются:

- господствующие позиции страны в мировом производстве, экспорте товаров и капиталов, в золото - валютных резервах;

-развитая сеть кредитно- банковских учреждений, в том числе за рубежом;

-организованный и ёмкий рынок ссудных капиталов;

- либерализация валютных операций;

- свободная обратимость валюты, что обеспечивает спрос на неё других стран.

Субъективным фактором выдвижения национальной валюты на роль резервной служит активная внешняя политика, в том числе валютная и кредитная. В институциональном аспекте необходимым условием признания национальной валюты в качестве резервной является внедрение её в международный оборот через банки и международные валютно-кредитные организации.

Статус резервной валюты даёт преимущества стране-эмитенту: возможность покрывать дефицит платёжного баланса национальной валютой, содействовать укреплению позиций национальных экспортёров в конкурентной борьбе на мировом рынке. В тоже время выдвижение валюты страны на роль резервной возлагает определённые обязанности на её экономику: необходимо поддерживать относительную стабильность этой валюты, не прибегать к девальвации, валютным и торговым ограничениям. Статус резервной валюты вынуждает страну - эмитент принимать меры по ликвидации дефицита платёжного баланса и подчинять внутреннюю экономическую политику задаче достижения внешнего равновесия.

К резервным валютам относятся: доллар США, немецкая марка, японская иена, фунт стерлингов, швейцарский франк.

Международная счётная валютная единица используется как условный масштаб для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса, как международное платёжное и резервное средство.

Следующий элемент валютной системы характеризует степень конвертируемости валют, то есть размена на иностранные.

Различаются:

- Свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмениваемые на любые иностранные валюты. В новой редакции Устава МВФ (Международного валютного фонда) 1978 года это понятие заменено понятием «свободно используемая валюта». МВФ отнес к этой категории доллар США, марку ФРГ, иену, фунт стерлингов, французский франк. Фактически свободно конвертируемыми считаются валюты стран, где нет валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса, - в основном промышленно развитых государств и отдельных развивающихся стран, где сложились мировые финансовые центры или которые приняли обязательство перед МВФ не вводить валютные ограничения;

- Частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;

- Неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют.

Кроме национальных валют в международных расчетах используются международные валютные единицы – СДР (Специальные права заимствования).

Специальные права заимствования (Special Drawing Rights) представляют собой безналичные деньги в виде записей на специальном счете страны в МВФ. Стоимость СДР рассчитывается на основе стандартной «корзины», включающей основные мировые валюты.

Условная стоимость СДР исчисляется на базе средневзвешенной стоимости и изменения курса валют, входящих в валютную корзину. Очень часто условная стоимость СДР исчисляется в долларах США. Ежедневные котировки публикуются в основных финансовых газетах.

Элементом валютной системы также является валютный паритет. Валютный паритет- это соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме- золотом или серебряном - базой валютного курса являлся монетный паритет- соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета.

Кроме всего этого одним из важнейших элементов валютной системы является наличие или отсутствие валютных ограничений.

Валютные ограничения предусматривают регулирование международных платежей и переводов капиталов, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг; запрет свободной купли-продажи иностранной валюты; концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. В этой связи существуют следующие принципы валютных ограничений, определяющие их содержание:

1. Централизация валютных операций в центральном и уполномоченных банках.

2. Лицензирование валютных операций, то есть требование предварительного разрешения органов кредитного контроля для приобретения импортерами или должниками иностранной валюты.

3. Полное или частичное блокирование валютных счетов.

4. Ограничение обратимости валют.

Ограничения операций с валютными ценностями также служат объектом межгосударственного регулирования через международный валютный фонд.

Касаемо международных кредитных средств обращения, регламентация правил их использования осуществляется с общепринятыми международными нормами. Эта регламентация реализуется на уровне национальной и мировой валютной систем.

Регулирование международной валютной ликвидности как элемента валютной системы сводится к обеспеченности международных расчетов необходимыми платежными средствами.

Международная валютная ликвидность- это способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства международная валютная ликвидность означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и зависит от обеспеченности мировой валютной системы международными резервными активами.

Структура международной валютной ликвидности включает в себя следующие четыре компонента:

- официальные валютные резервы стран;

- официальные золотые резервы;

- резервную позицию в МВФ (право страны-члена автоматически получить безусловный кредит в иностранной валюте в пределах 25% от ее квоты в мировом валютном фонде);

- счета в СДР и евро.

Международная ликвидность выполняет три функции, являясь средством образования ликвидных резервов, средством международных платежей (в основном для покрытия дефицита платежного баланса) и средством валютной интервенции.

Основную часть международной валютной ликвидности составляют официальные золотовалютные резервы, то есть запасы золота и иностранной валюты центрального банка и финансовых органов страны.

К золотовалютным резервам относятся запасы золота в стандартных слитках, а также высоколиквидные иностранные активы в свободно конвертируемой валюте (валютные резервы). Кроме того, в золотовалютные резервы могут быть включены драгоценные металлы (платина и серебро).

Режим валютного рынка и рынка золота является объектом национального и международного регулирования. Первым таким рынком был рынок золота как денежного товара, где оно продавалось на основе официальной, то есть закрепленной международным договором цены. При этом данную цену должны были поддерживать центральные банки посредством интервенции, то есть продаж из государственного золотого запаса, если спрос на него превышал предложение. Официальная цена золота за 1 тройскую унцию (31,1035 грамма) составляла 20,67 доллара (1837 - 1934 года), 35 долларов (1934 – 1968 года). В 1968 году она была повышена до 38 долларов за унцию. Последняя официальная цена золота составляла 42,22 доллара.

Этот рынок существовал до августа 1971 года, когда его цена была упразднена. В настоящее время рынок золота функционирует по принципам обычного товарного рынка. Его цена складывается под влиянием спроса и предложения.

Мировой валютный рынок включает отдельные рынки, локализованные в различных регионах мира, центрах международной торговли и валютно-финансовых операций. На валютном рынке осуществляется широкий круг операций, связанных с внешнеторговыми расчетами, миграцией капитала, туризмом, а также со страхованием валютных рисков и проведением интервенционных мероприятий.

С одной стороны, валютный рынок – это особый институциональный механизм, опосредующий отношения по купле-продаже иностранной валюты между банками, брокерами и другими финансовыми институтами. С другой стороны, валютный рынок обслуживает отношения между банками и клиентами (как корпоративными, так и правительственными и индивидуальными). Таким образом, участниками валютного рынка являются коммерческие и центральные банки, правительственные единицы, брокерские организации, финансовые институты, промышленно-торговые фирмы и физические лица, оперирующие с валютой.

Максимальный вес в операциях с валютой принадлежит крупным транснациональным банкам, которые широко применяют современные телекоммуникации. Именно поэтому валютные рынки называют системой электронных, телефонных и прочих контактов между банками, связанных с осуществлением операций в иностранной валюте.

Под международным валютным рынком подразумевается цепь тесно связанных между собой системой кабельных и спутниковых коммуникаций региональных валютных рынков. Между ними существует перелив средств в зависимости от текущей информации и прогнозов ведущих участников рынка относительно возможного положения отдельных валют.

Выделяются такие крупнейшие региональные валютные рынки, как Европейский (в Лондоне, Франкфурте, Париже, Цюрихе), Американский (в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Монреале) и Азиатский ( в Токио, Гонконге, Сингапуре, Бахрейне). На этих рынках котируются ведущие валюты мира. Так как отдельные региональные валютные рынки находятся в различных часовых поясах, международный валютный рынок работает круглосуточно.

Наконец, важный элемент валютной системы - институциональный. В его определении речь идет о регламентации деятельности национальных органов управления и регулирования валютных отношений страны, к которым относят центральный банк, министерство экономики и финансов, а в некоторых странах – органы валютного контроля.

Межгосударственное валютное регулирование осуществляет МВФ, созданный в 1944 году.Он призван способствовать международной кооперации, обеспечивая механизм консолидации и сотрудничества в решении международных финансовых проблем. В его задачу входит поддержание правил обмена валютами и надзор за валютными курсами, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям, борьба с национальными валютными ограничениями, оказание кредитной помощи странам, временно испытывающим трудности с платежными балансами.

Кроме того, к международным валютно-финансовым организациям относится ряд международных институтов, инвестиционно-кредитная деятельность которых носит одновременно и валютный характер. Среди них можно назвать Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов в Базеле, Европейский инвестиционный банк и другие организации.

Перечисленные институты стремятся разработать и поддерживать режим безопасного, бескризисного развития международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

1.3 Валютный курс как важная составляющая Мировой валютной системы.

Валютный курс - неотъемлемая часть МВС.

Валютный курс необходим для:

- взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве законного и платежного средства на территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту на национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по внешним займам;

- сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

- периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

Валютный курс – это «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или либо в наборе денежных единиц группы стран (валютной корзине), либо в международных счетных денежных единицах: СДР и других. Внешне валютный курс представляется участникам обмена как коэффициент пересчета одной валюты в другую, которая определяется соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции.

Производители и покупатели товаров и услуг с помощью валютного курса сравнивают национальные цены с ценами других стран. В результате сопоставления выявляется степень выгодности развития какого-либо производства в данной стране или инвестиций за рубежом.

В связи с резким увеличением международного движения капиталов на валютный курс влияет покупательная способность валют по отношению не только к товарам, но и финансовым активам.

Валютные курсы подразделяются на 2 основных вида: фиксированные и плавающие. Существует нечто среднее «политика управляемого плавания».

В основе фиксированного курса лежит валютный паритет, то есть официально установленное соотношение денежных единиц разных стран.

Плавающие валютные курсы зависят от рыночного спроса и предложения на валюту и могут значительно колебаться по величине.

К основным характеристикам валютного курса прежде всего относят его номинальное и реальное значения. Номинальное значение валютного курса определяется ежедневно публикуемой средней "ценой" национальной валюты, формируемой торгами на межбанковской валютной бирже (при различных масштабах конвертации) или устанавливаемой центральным банком (в случае необратимости валюты). Реальное значение рассчитывается через умножение номинального курса на соотношение цен в двух странах либо на базе сопоставления средних национальных цен в государствах - торговых партнерах.

В мире существует около десяти режимов валютного курса, поскольку измененный Устав МВФ 1978 года предоставил странам-членам ЕВС свободу выбора.

Валютный курс выступает в качестве ориентира при осуществлении внешнеэкономической политики, он способен усилить или подорвать позиции национальных экспортеров на мировых рынках, наконец, через действие механизма курсового сопоставления происходит перераспределение совокупного ВВП планеты между странами.

Итак, валютный курс - это связующее звено между национальной и мировой денежными системами, выражающее соотношение платежных единиц разных стран. Он необходим для установления мировых цен на экспортную продукцию, выработки кредитной политики, адекватной конъюнктуре рынка, стимулирования развития сферы услуг и информационно-технологического обмена. Стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги и капиталы. Таким образом, через валютный курс производители и потребители сравнивают внутренние ценовые пропорции с мировыми. В итоге оценивается степень прибыльности выпуска и экспорта/импорта данного товара, а также эффективность инвестиционных проектов.

2 ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

2.1 . О т золотомонетного к золотодевизному стандарту

Закономерности развития валютной системы определяются воспроизводственным критерием, отражают основные этапы развития национального и мирового хозяйства. При изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене происходит замена существующей формы МВС на новую.

Первая МВС стихийно сформировалась в XIX веке после промышленной революции на базе золотого монометаллизма в форме золотомонетного стандарта. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции 1867 года, которое признало золото единственной формой мировых денег.

Парижская валютная система базировалась на следующих структурных принципах:

1. Её основой являлся золотомонетный стандарт.

2. Каждая валюта имела золотое содержание. В соответствии с золотым содержанием валют устанавливались их золотые паритеты. Валюты свободно конвертировались в золото. Золото использовалось как общепризнанные мировые деньги.

3. Сложился режим свободно плавающих курсов валют с учётом рыночного спроса и предложения, но в пределах золотых точек. Если рыночный курс валют падал ниже паритета, основанного на их золотом содержании, то должники предпочитали расплачиваться по международным обязательствам золотом, а не иностранными валютами.

Золотой стандарт играл в известной степени роль стихийного регулятора производства, внешнеэкономических связей, денежного обращения, платежных балансов, международных расчетов. Золотомонетный стандарт был относительно эффективен до Первой мировой войны, когда действовал рыночный механизм выравнивания валютного курса и платежного баланса. Страны с дефицитным платежным балансом вынуждены были проводить дефляционную политику, ограничивать денежную массу в обращении при отливе золота за границу.

Характерно, что в разгар триумфа золотомонетного стандарта международные расчеты осуществлялись в основном с использованием тратт, то есть переводных векселей, выписанных в национальной валюте, преимущественно в английской, так как в то время фунты стерлинги занимали ведущую роль. С конца XIX века появилась тенденция к уменьшению доли золота в денежной массе. В США, Франции, Великобритании доля золота упала с 28% в 1872году до 10% в 1913 году. Регулирующий механизм золотомонетного стандарта переставал действовать при экономических кризисах, а именно в кризисах 1825, 1836-1839, 1847, 1857 годов и других.

Постепенно золотой стандарт, а точнее его золотомонетная форма изжила себя, так как не было соответствия масштабам возросших хозяйственных связей и условиям регулируемой рыночной экономики. Первая мировая война ознаменовалась кризисом МВС. Золотомонетный стандарт перестал функционировать как денежная и валютная системы.

После периода валютного хаоса в итоге Первой мировой войны, был установлен золотодевизный стандарт, основанный на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото. Платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, стали называть девизами.

Вторая МВС была юридически оформлена межгосударственным соглашением, достигнутым на Генуэзской международной экономической конференции в 1922 году.

Генуэзская валютная система функционировала на следующих принципах:

1. Её основой являлось золото и девизы– иностранные валюты. В тот период денежные системы 30 стран базировались на золотодевизном стандарте. Национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно - резервных средств. Однако в межвоенный период статус резервной валюты не был официально закреплен не за одной валютой.

2. Сохранены золотые паритеты. Конверсия валют в золото стала осуществляться не только непосредственно, но и косвенно, через иностранные валюты, что позволяло экономить золото государствам, обедневшим во время Первой мировой войны.

3. Восстановлен режим свободно колеблющихся валютных курсов.

4. Валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций, совещаний.

В 1922-1928 годах наступила относительная валютная стабилизация. Однако непрочность валютной системы заключалась в следующем:

1. Вместо золотомонетного стандарта были введены урезанные формы золотого монометаллизма в денежной и валютных системах.

2. Процесс стабилизации валют растянулся на ряд лет, что создало условия для валютных войн.

3. Методы валютной стабилизации предопределили её шаткость. В большинстве стран были проведены девальвации. Только в Великобритании в результате ревальвации в 1925 году было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов.

4. Стабилизация валют была проведена с помощью иностранных кредитов. США, Великобритания, Франция использовали тяжелое валютно-экономическое положение ряда стран для навязывания им обременительных условий межправительственных займов.

Под влиянием закона неравномерности развития в итоге Первой мировой войны валютно-финансовый центр переместился из Западной Европы в США. Это было обусловлено рядом причин:

1. Значительно возрос валютно-экономический потенциал США. Нью-Йорк превратился в мировой финансовый центр, увеличился экспорт капитала. США стали ведущим торговым партнером большинства стран.

2. США превратились из должника в кредитора. Задолженность США в 1913 году составляла 7млрд. долларов, а к 1926 году внешний долг США уменьшился более чем вдвое, и кредиты другим странам возросли в 6 раз.

3. Произошло перераспределение официальных золотых резервов. В 1914-1921 годах чистый приток золота в США составил 2,3 млрд. долларов, а в 1924 году 46% всех золотых запасов капиталистических стран оказались сосредоточенными в США.

4. США были почти единственной страной, сохранившей золотомонетный стандарт, и курс доллара к иностранным валютам повысился на 10-90%.

Соединенные Штаты развернули борьбу за гегемонию доллара, однако добились статуса резервной валюты лишь после Второй мировой войны. В межвоенный период доллар и фунт стерлингов, находившиеся в состоянии активной валютной войны, не получили всеобщего признания.

Валютная стабилизация была взорвана мировым кризисом в 1929-1936 годов, при котором в период 1929-1930 годов произошло обесценивание валют аграрных и колониальных стран. В середине 1931 года Германия ввела валютные ограничения, прекратила платежи по внешним долгам и размен марки на золото, то есть фактически вышла из системы золотого стандарта. Осенью 1931 года, в период апогея мирового экономического кризиса, произошла отмена золотого стандарта в Великобритании, причиной чему явилось ухудшение состояния платежного баланса уменьшение официальных золотых резервов страны. 21 сентября 1931 года был прекращен размен фунта стерлингов на золотые слитки, а курс его снижен на 30,5%.

Следующий этап мирового кризиса ознаменовался отменой золотого стандарта в США в апреле 1933 года, когда экономический кризис перерастал в депрессию особого рода. Непосредственной причиной отмены послужило значительное и неравномерное падение цен, оптовых - на 40%, розничных - на 20%, что вызвало массовые банкротства, вынудившие отменить размен долларовых банкнот на золотые монеты.

В конце концов, в эпицентре валютного кризиса осенью 1936 года оказалась Франция, которая дольше других стран поддерживала золотой стандарт. Искусственное сохранение золотого стандарта снижало конкурентоспособность французских фирм.

В результате кризиса Генуэзская валютная система утратила относительную эластичность и стабильность. Несмотря на прекращение размена банкнот на золото во внутреннем обороте, сохранилась внешняя конвертируемость валют в золото по соглашению центральных банков США, Великобритании, Франции.

2.2 Особенности функционирования Бреттон-Вудской валютной системы

В период Второй мировой войны валютные ограничения ввели как воюющие, так и нейтральные страны. Валютный курс утратил активную роль в экономических отношениях. Произошло углубление кризиса Генуэзской валютной системы. Разработка проекта новой МВС началась ещё в годы войны( в апреле 1943 года), так как страны опасались потрясений, подобных валютному кризису после Первой мировой войны и в 30-х годах. Англо-американские эксперты с самого начала отвергли идею возвращения к золотому стандарту. Они стремились разработать принципы новой Мировой валютной системы, способной обеспечить экономический рост и ограничить негативные социально-экономические последствия экономических кризисов.

Тогда дискутировались четыре проблемы, остро вставшие уже в 30-х годах: экономический изоляционизм, депрессия, национализм и нестабильность. Необходимо было создать институциональный механизм, позволяющий сдерживать цикл, устранить валютный хаос, протекционизм, торговые ограничения, валютный контроль и дискриминацию во внешней торговле, восстановить систему кредитования. Признавалось, что установление управляемых взаимосвязей в экономике предполагает некоторый отказ от национального суверенитета в обмен на участие в наднациональных органах власти.

В результате долгих дискуссий по планам Г.Д.Уайта и Дж. М. Кейнса на Международной валютно-финансовой конференции ООН (Организации объединенных наций), проходившей с 1 по 22 июля 1944 года в городе Бреттон-Вудсе (США) была оформлена третья Мировая валютная система.

Третья МВС базировалась на следующих принципах:

1. Введен золотодевизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах- долларе США и фунте стерлингов.

2. Впервые в истории созданы международные валютно-кредитные организации Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов МВС, обеспечивает валютное сотрудничество стран.

3. Бреттон-Вудское соглашение предусматривало четыре формы использования золота как основы Мировой валютной системы:

- cохранены золотые паритеты валют и введена их фиксация в Мировом валютном фонде;

- золото продолжало использоваться как международное платежное средство;

- опираясь на свой возросший валютно-экономический потенциал и золотой запас, США приравняли доллар к золоту, чтобы закрепить за ним статус главной резервной валюты.

С этой целью казначейство США продолжало разменивать доллар на золото иностранным центральным банкам и правительственным учреждениям по официальной цене, установленной в 1934 году, исходя из золотого содержания своей валюты, которое составляло 35 долларов за одну тройскую унцию, то есть 31,1035 грамма.

4. Предусматривалось введение взаимной обратимости валют. Валютные ограничения подлежали постепенной отмене, и для их введения требовалось согласие Мирового валютного фонда.

5. Курсовое соотношение валют и их конвертируемость стали осуществляться на основе фиксированных валютных паритетов, выраженных в долларах. Установлен режим фиксированных валютных курсов: рыночный курс валют мог отклоняться от паритета в узких пределах(+\- 1% по уставу МВФ). Для соблюдения пределов колебаний курсов валют центральные банки были обязаны проводить валютную интервенцию в долларах. Это положение должно было вызвать кардинальные изменения процедур, принятых в США, которые, как правило, не осуществляли интервенций на международном валютном рынке. При системе, сложившейся после девальвации франка в 1936 г. и заключенного в том же году трехстороннего (между США, Францией и Великобританией) соглашения о валютном сотрудничестве, США покупали и продавали золото по ценам, близким к его закрепленному паритету.

Большинство других стран фиксировали курс по отношению к доллару непосредственно или косвенно (через фунт стерлингов или другую резервную валюту). Под давлением США в рамках Бреттон-Вудской системы утвердился долларовый стандарт – МВС, основанная на господстве доллара (США обладали 70% от всего мирового запаса золота). Доллар – единственная валюта, конвертируемая в золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютной интервенции и резервных активов. Тем самым США установили монопольную валютную гегемонию, оттеснив своего давнего конкурента – Великобританию.

Таким образом, национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами, и поэтому Бреттон-Вудская валютная система часто называется системой золотодолларового стандарта. Доллар занял господствующее положение и пользовался всеобщим спросом. Опорой долларовой гегемонии служил также «долларовый голод» - острая нехватка долларов, вызываемая дефицитом платежного баланса, особенно по расчетам в США, и недостатком золото-валютных резервов.

США использовали принципы Бреттон-Вудской системы для усиления своих позиций в мире. Страны Западной Европы и Японии были заинтересованы в заниженном курса своих валют в целях поощрения экспорта и восстановления разрушенной после войны экономики. В связи с этим Бреттон-Вудская система в течении четверти века способствовала росту мировой торговли и производства. Однако послевоенная валютная система не обеспечила равные права всем ее участникам и позволила США влиять на валютную политику стран Западной Европы, Японии и других членов МВФ. Неравноправный валютный механизм способствовал укреплению позиций США в мире в ущерб другим странам и международному сотрудничеству. Противоречия Бреттон-Вудской системы постепенно расшатывали её.

С конца 60-х годов постепенно ослабло экономическое, финансово-валютное, технологическое превосходство США над конкурентами. Западная Европа и Япония, укрепив свой валютно-экономический потенциал, стали теснить американского партнера. Удельный вес США в золотых резервах уменьшился с 75% в 1949 году до 23% в 1984 году.

С конца 60-х годов наступил кризис Бреттон-Вудской системы. Ее структурные принципы, установленные в 1944 году, перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Сущность кризиса Бреттон-Вудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером мировых экономических отношений и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесценению, преимущественно доллара.

Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы:

1. Неустойчивость и противоречия экономики. Начало валютного кризиса в 1967 году совпало с замедлением экономического роста.

2. Усиление инфляции отрицательно влияло на мировые цены и конкурентоспособность фирм, поощряло спекулятивные перемещения «горячих» денег. Различные темпы инфляции в разных странах оказывали влияние на динамику курса валют, а снижение покупательной способности денег создавало условия для «курсовых перекосов».

3. Нестабильность платежных балансов. Хронический дефицит балансов одних стран (особенно США, Великобритании) и активное сальдо других (ФРГ, Япония) усиливали резкие колебания курсов валют соответственно вниз и вверх.

4. Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся соотношению сил на мировой арене. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесценению национальных валют – доллара и отчасти фунта стерлингов, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттон-Вудской системы усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных валют. В итоге была подорвана устойчивость резервных валют.

Принцип американоцентризма, на котором была построена Бреттон-Вудская система, перестал соответствовать новой расстановке сил с возникновением трех мировых центров: США – Западная Европа – Япония. Использование США статуса доллара как резервной валюты для расширения своей внешнеэкономической и военно-политической экспансии, экспорта инфляции усилило межгосударственные разногласия и противоречило интересам развивающихся стран.

5. Активизация рынка «евродолларов». Поскольку США покрывают дефицит своего платежного баланса национальной валютой, часть долларов перемещается в иностранные банки, способствуя развитию рынка евродолларов. Избыток долларов в виде лавины «горячих» денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и бегство от доллара.

6. Дезорганизующая роль транснациональных корпораций в валютной сфере: транснациональные корпорации располагают гигантскими краткосрочными активами в разных валютах, которые более чем вдвое превышают валютные резервы центральных банков, ускользают от национального контроля и в погоне за прибылями участвуют в валютной спекуляции, придавая ей грандиозный размах.

Формы проявления кризиса Бреттон-Вудской валютной системы:

- «валютная лихорадка» – перемещение «горячих» денег, массовая продажа неустойчивых валют в ожидании их девальвации и скупка валют – кандидатов на ревальвацию;

- «золотая лихорадка» – бегство от нестабильных валют к золоту и периодическое повышение его цены;

- паника на фондовых биржах и падение курсов ценных бумаг в ожидании изменения курса валют;

- обострение проблемы международной валютной ликвидности, особенно ее качества;

- массовые девальвации и ревальвации валют (официальные и неофициальные);

- активная валютная интервенция центральных банков, в том числе коллективная;

- резкие колебания официальных золото-валютных резервов;

- использование иностранных кредитов и заимствований в МВФ для поддержки валют;

- нарушение структурных принципов Бреттон-Вудской системы;

- активизация национального и межгосударственного валютного регулирования;

- усиление двух тенденций в международных экономических и валютных отношениях – сотрудничества и противоречий, которые периодически перерастают в торговую и валютную войны.

Валютный кризис развивался волнообразно, поражая то одну, то другую страну в разное время с разной силой. В течение кризиса были девальвированы английский фунт стерлингов, французский франк, в результате золотой лихорадки образовался двойной рынок золота, американский доллар оказался в особо затруднительном положении, а именно был фактически обесценен. Всё это вынуждало США искать пути спасения. 15 августа 1971 США официально объявили о приостановке обмена долларов на золото. Одновременно для укрепления своих позиций на предстоящих переговорах США ввели временную 10-% надбавку к импортным пошлинам. Введение надбавки преследовало две цели: ограничить импорт путем его удорожания и предупредить правительства зарубежных стран о том, что, если они не предпримут кардинальные шаги, способствующие росту экспорта из США, объем их собственного экспорта в США будет резко ограничен.

Поиски выхода из валютного кризиса завершились компромиссным Вашингтонским соглашением «группы десяти» 18 декабря 1971 года.

Во-первых, были согласованы условия многостороннего пересмотра валютных курсов, повлекшего за собой девальвацию доллара США к золоту на 7,89% и одновременное повышение курсов валют многих других стран. В результате стоимость ведущих валют мира относительно прежнего долларового паритета выросла на 7–19%. До начала 1972 многие другие страны не меняли зафиксированные МВФ валютные паритеты; как следствие, стоимость их валют относительно доллара также автоматически поднялась. Некоторые страны прибегли к корректировке паритета своих валют, чтобы сохранить их прежний курс к доллару, тогда как другие повысили или понизили курсы национальных валют к доллару. Во-вторых, страны договорилась временно установить пределы допустимых колебаний курсов на уровне 2,25% от нового валютного курса, что пока исключало свободное «плавание» валют. Наконец, в-третьих, США согласились отменить 10-% надбавку к импортным пошлинам.

В результате принятых мер золотовалютный стандарт трансформировался в бумажно-долларовый стандарт, при котором все страны, за исключением США, взяли на себя рискованные обязательства поддерживать новые валютные курсы, фактически закрепленные Вашингтонским соглашением.

Вашингтонское соглашение привело к относительной стабильности, но противоречия не были уничтожены. Летом 1972 года фунт стерлингов потерял статус резервной валюты, доллар фактически был девальвирован на 10% в феврале 1973 года, а цена золота повышена на 11,1%. Массовая продажа долларов привела к закрытию ведущих валютных рынков.

Таким образом, к середине 1973 надежд на сохранение системы фиксированных валютных курсов практически не осталось. На смену ей пришла система «управляемого плавания», при которой валютные курсы могли колебаться, однако в случае чрезмерно большого размаха колебаний правительства прибегали к интервенциям на валютных рынках. Вместе с тем некоторые страны договорились поддерживать более или менее стабильные взаимные курсы. Так, несколько стран Северной Европы ограничили взаимные колебания курсов своих валют при их свободном плавании относительно доллара США, создав систему, получившую название «валютной змеи». В целом, однако, курсы валют стали определяться размерами валютных резервов разных стран и рыночным спросом на конкретные валюты. Таким образом, система твердых обменных курсов прекратила свое существование.

2.3 Ямайская валютная система

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной долларом и товарами, до возврата к золотому стандарту.

Поиски выхода из валютного кризиса велись долго вначале в академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах. «Комитет двадцати» МВФ подготовил в 1972-1974 годах проект реформы МВС.

Соглашение, принятое странами-членами МВФ в январе 1976 года в Кингстоне (Ямайка) и признанное требуемым большинством стран-членов в апреле 1978 года второе изменение Устава МВФ оформили следующие принципы МВС:

1. Введен стандарт СДР (специальных прав заимствования) вместо золото-девизного стандарта. Соглашение о создании этой новой счетной валютной единицы было подписано странами-членами МВФ в 1967 году.

2. Юридически завершена демонетаризация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.

3.Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса, но им запрещено выражать его через золото.

4. Мировой валютный фонд призван усилить межгосударственное валютное регулирование, он наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

5. Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения.

6. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

Положение нового устава МВФ, вступившего в силу с апреля 1978 года, в области валютных паритетов и курсов открывают перед странами-членами возможность гибкого маневрирования.

Во-первых, страны члены фонда не обязаны более устанавливать валютные паритеты, а могут использовать "плавающие" валютные курсы. Во-вторых, отклонение рыночных курсов между теми валютами, для которых установлен паритет, допускается в пределах +/-4,5% от данного паритета. В-третьих, страна, установившая фиксированный паритет своей валюты, имеет право вернуться к режиму "плавающего" курса. Таким образом, в соответствии с Ямайскими соглашениями странами-членами МВФ предоставлено право выбора: иметь "плавающий" курс валюты, либо установить или поддерживать фиксированную стоимость валюты в СДР или других расчетных единицах; либо привязать свою валюту, то есть установить твердое соотношение к другой валюте или нескольким валютам.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

- курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку развивающиеся страны;

- курс национальной валюты фиксируется к СДР;

- «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны;

- курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕВС. Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций внутри Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Между валютами стран ЕВС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний +/- 15%. Курсы валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему Европейской валютной системы.

В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.

Ямайская валютная система планировалась стать более эффективной, чем Бреттон-Вудская и легче приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако четверть века, прошедшие после заката Бреттон-Вудской системы, ясно показали, что универсальных рецептов стабилизации валютных курсов не существует.

Получив свободу в выборе режима валютного курса, разные страны пошли различными путями. Так называемые "большие экономики", типа США и Японии, ввели свободно плавающие курсы. Для малых стран, зависящих от экспорта, и в особенности для развивающихся стран со слабыми финансовыми рынками отпускать свои валюты "в свободное плавание" представлялось слишком рискованным. Они, как правило, пытались сохранить в той или иной форме систему фиксированных курсов и контроль за движением капиталов.

2.4 Европейская региональная валютная система

По причине нестабильности Ямайской валютной системы Западноевропейские страны - члены ЕС - не могли позволить себе проведение автономной валютной политики без риска поставить под угрозу торговлю и вообще всю систему экономического сотрудничества внутри сообщества. В начале 70-х годов они ввели режим, получивший название "валютная змея". На практике это означало установление жестких пределов взаимных колебаний курсов валют стран- участниц по отношению друг к другу и их "совместное плавание" по отношению к доллару. Вскоре они создали собственную международную, а точнее региональную валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.

Непосредственный толчок планам создания ЕВС (Европейской валютной системы) дали Ямайские соглашения о реформе МВС (1976-1978 годов), основные принципы которой не отвечали интересам Западноевропейских стран, а именно: страны ЕЭС (Европейского экономического сообщества) не были удовлетворены функционированием системы СДР и ее тесной связью с американским долларом, кроме того они были недовольны введением плавающих курсов, отрицательно сказывающихся на их внешней торговле и функционировании уже созданных интеграционных процессов ЕЭС.

В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания эффективного экономического и валютного союза. В итоге затяжных и трудных переговоров 13 марта 1979 в составе 8 стран “общего рынка” (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Ирландия, Дания) года была создана Европейская валютная система.

Целями новой валютной системы были следующие:

1. Обеспечить достижение экономической интеграции.

2. Создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте.

3. Оградить «общий рынок» от экспансии доллара.

Европейская валютная система- это совокупность экономических отношений, связанная с функционированием валюты в рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений стран «общего рынка» с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов.

ЕВС - подсистема Мировой валютной системы (Ямайской). Особенности западноевропейского интеграционного комплекса определяют структурные принципы Европейской валютной системы, отличающиеся от Ямайской валютной системы :

1. ЕВС базировалась на ЭКЮ - европейской валютной единице. Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной «корзины», включающей валюты 12 стран Европейского союза. Доля валют в корзине ЭКЮ зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств- членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки. Поэтому самым весомым компонентом ЭКЮ -примерно 1/3- явилась марка ФРГ. В сентябре 1993 года в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный» вес валют в ЭКЮ был заморожен, однако «относительный» вес колебался в зависимости от рыночного курса валют. Так, в октябре 1993 года доля марки ФРГ равнялась 32,6%, французского франка-19,9%, фунта стерлингов- 11,5%, итальянской лиры-8,1% и датской кроны-2,7% .

Ежедневно определяется расхождение между рыночным и центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Рыночный курс валюты может достигнуть предела отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за пределы его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот механизм призван заранее предупреждать страны о приближающемся нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.

В решении о создании ЕВС предусматривалось, что ЭКЮ станет:

- Основой для расчетов в рамках механизма, определяющего валютные курсы.

- Основой для определения показателя отклонений курса какой-либо из денежных единиц, входящих в эту систему от среднего показателя по странам-членам ЕЭС.

-Средством осуществления валютных интервенций, заключения сделок и предоставления кредитов.

- Средством расчетов между центральными банками стран-членов, а также между валютными органами ЕЭС.

- Реальным резервным активом.

2. В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использовала его в качестве реальных резервных активов. Во-первых, эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС.

В-третьих, страны ЕС ориентировались на рыночную цену золота для определения взноса в золотой фонд, а также для регулирования эмиссии и объема резервов в ЭКЮ.

3. Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи»- кривой, описывающей совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества относительно курсов других валют, которые не входят в данную валютную группировку- в установленных пределах взаимных колебаний (+/- 2,25% от центрального курса, для некоторых стран, в частности Италии, +/-6% до конца 1989 года, затем Испании с учетом нестабильности их валютно-экономического положения. С августа 1993 года в результате обострения валютных проблем Европейского союза, рамки колебаний расширены до 15%.

4. В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

Создание ЕВС - явление закономерное. Эта валютная система возникла на базе западноевропейской интеграции с целью создания собственного валютного центра. Однако, будучи подсистемой мировой валютной системы, ЕВС испытывает отрицательные последствия нестабильности последней и влияния доллара США.

Несмотря на это, ЕВС успешно занимает важное место в системе международных валютно-финансовых отношений. Наиболее реальными достижениями ЕВС являются:

- успешное развитие ЭКЮ, которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя ещё не стала ею в полном смысле;

- режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах;

- относительная стабилизация валют, хотя периодически рассматриваются их курсовые соотношения;

- объединение 20% официальных золотодолларовых резервов;

- развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов;

- межгосударственное и элементы наднационального регулирования экономики.

Все эти достижения в большей степени обусловлены поступательным характером развития западноевропейской интеграции.

Переломным этапом в развитии западноевропейской интеграции стала программа создания политического, экономического и валютного союза, разработанная комитетом Ж. Делора в апреле 1989 года.

План «Делора» предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия.

На основе плана «Делора» к декабрю 1991 года был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.

Продвижение к союзу было запланировано в виде трех последовательных этапов. Первый этап проистекал с 1 июля 1990 года до 31 декабря 1993 года. В ходе него был положен конец финансированию дефицитов госбюджетов стран-членов путем увеличения денежной массы и устранены препятствия на пути движения капиталов между странами Европейского союза и третьими странами.

Второй этап – с 1 января 1994 года до 31 декабря 1998 года – учреждение ЕВИ (Европейского валютного института), разработка юридической базы и процедур будущей ЕСЦБ (Европейской системы центральных банков) во главе с ЕЦБ (Европейским центральным банком), подготовка к введению единой валюты евро, тесная координация экономической политики стран-членов.

Третий этап – с 1 января 1999 года до 30 июня 2002 года – начало функционирования ЕЦБ, проведение участниками союза общей согласованной валютной политики, запуск единой европейской валюты – евро - сначала в безналичный, а потом в наличный оборот.

Использование единой валюты во многих странах имеет как достоинства, так и недостатки для стран-членов. К настоящему моменту существуют различные мнения по поводу эффектов, вызванных введением евро, поскольку для понимания и оценки многих из этих эффектов потребуются многие годы. Высказывается множество теорий и предсказаний.

Одно из наиболее важных достоинств евро — снижение рисков, связанных с курсами обмена валют, что позволяет облегчить инвестирование между странами. Кроме того с введением единой валюты устраняются взимаемые комиссии за перевод средств из одной валюты в другую, которые ранее взимались и с частных лиц, и с коммерческих организаций. Хотя экономия от этого при каждой операции небольшая, с учётом многих тысяч совершаемых операций, она дает существенную прибавку к средствам, вращающимся в европейской экономике. Другое заметное достоинство перехода на евро заключается в создании более устойчивых финансовых рынков. Ожидается, что финансовые рынки на европейском континенте станут намного более ликвидными и гибкими, чем были в прошлом. Конкурентное рефинансирование также является достоинством для многих стран и компаний , вошедших в ЕВС. Национальные и корпоративные облигации, номинированные в евро, значительно более ликвидны и имеют более низкую процентную ставку, чем это было раньше, когда они номинировались в национальной валюте. Компании также имеют больше свободы, чтобы занимать деньги в банках за границей, не подвергая себя рискам из-за обменного курса валют. Это заставляет национальные банки снижать процентные ставки, чтобы быть конкурентоспособными. Введение единой валюты выравнивает цены в Европейских странах , и ожидается, что результатом этого будет увеличение конкуренции либо консолидация компаний, что должно сдержать инфляцию и будет, таким образом, полезно для потребителей.

На сегодняшний день страны-участницы сняли почти все ограничения на взаимное движение капиталов и начали осуществление программ стабилизации бюджетов, цен и иных показателей финансовой политики, соблюдение которых было признано обязательным для участия в союзе.

Итогом всех этих мер стало выделение ЕВС в самостоятельную успешно функционирующую систему, продолжающую эффективное существование и развитие и в данный момент.

3 ТЕНДЕНЦИИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ В КОНЦЕ XX- НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

3.1 Тенденции и перспективы развития Мировой валютной системы

С 1976 года Мировая валютная система изменилась. В конце 70-х для отдельных индустриально-развитых государств - Великобритании, Италии, США - еще были характерны проблемы баланса платежей. К 1980 году эти проблемы остались в прошлом, однако многие страны в различных регионах мира - Латинской Америке, Азии, Африке и Восточной Европе - столкнулись с кризисом платежей по внешним долгам. Подобные катаклизмы, хотя зачастую иного рода, случались и в 90-х, но МВФ и МВС приспособились к новым условиям и научились справляться с кризисом. Кроме того, МВФ успешно решает проблемы переходных экономик Восточной и Центральной Европы, а также проблемы стран, испытывающих экономические трудности послевоенного восстановления. Все это свидетельствует о том, что МВС доказала свою способность приспосабливаться к изменению условий.

Современную валютную систему характеризует наличие огромных потоков капиталов, перемещающихся по мировому рынку с невероятной скоростью, огромные объемы валютных торгов и валютных спекуляций. Масштабы этих процессов - объем, скорость перемещения финансовых потоков, регулируемых открытым рынком, - намного превышают возможности большинства правительств их контролировать. Таким образом, попытки одной страны вмешиваться в ситуацию на валютных рынках, чтобы контролировать обменные курсы (например, для поддержания стабильности собственной валюты), редко увенчиваются успехом, если только речь не идет о кратковременной коррекции.

Именно поэтому еще одно направление происходящей ныне эволюции международного валютного механизма состоит в расширении сферы либерализации валютных отношений, которая стала одним из важных аспектов неолиберальной системы ценностей. Это процесс имеет как бы две ступени. Одна из них – усиление с начала 1993 года нажима МВФ на страны-члены, имеющие целью принять обязательства по статье 8 устава МВФ. Эта статья запрещает вводить ограничения на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям, участвовать в дискриминационных валютных соглашениях и прибегать к практике множественности валютных курсов без одобрения со стороны МВФ. К концу 1996 года к статье 8 официально присоединились 134 страны-члены из 181, то есть почти 3/4 общего их числа.

Вторая ступень – отмена ограничений, помимо текущих операций, также и на международное движение капиталов, то есть установление свободной конвертируемости валют в полном объеме.

Снятие ограничений в сфере движения капиталов между странами связывают главным образом с двумя обстоятельствами – глобализацией рынка капиталов и введением плавающих валютных курсов. В этой связи в апреле 1998 года МВФ внес поправки в принятое в 1997 году положение о надзоре за политикой стран-членов в области валютных курсов, которые включают в сферу такого надзора оценку роли движения капиталов. Поскольку практически все промышленно развитые страны к настоящему времени отказались от валютного контроля над рынками капиталов, то соответствующее давление МВФ адресовано развивающимся странам и государствам с переходной экономикой.

Такую политику можно интерпретировать как постепенное формирование новой концептуальной модели мирового валютного устройства. К настоящему времени достаточно отчетливо выявились следующие основные тенденции, характерные для кристаллизации этой модели:

1. Отказ от первоначальных планов превратить СДР в стержень мирового валютного устройства и от возврата к системе паритетов, выраженных в СДР.

2. Образование нескольких мировых “валютных полюсов” при сохранении за американским долларом доминирующей роли среди резервных валют.

3. Отход от ориентации на свободное, неограниченное валютное “плавание” в качестве универсального механизма автоматического уравновешивания платежных балансов.

4. Обращение к практике коллективных мер по обеспечению большей стабильности рыночных обменных курсов ведущих валют, в частности путем совместной фиксации на определенный период тех или иных пределов колебаний этих курсов, поддерживаемых с помощью согласованных валютных интервенций.

5. Перенесение центра тяжести усилий, имеющих целью управление международными платежными балансами и достижение их равновесия, на использование широкой по своему охвату регулярной межгосударственной координации страновых макроэкономических политик.

6. Приятие установки на снятие всех валютных ограничений, то есть на введение тотальной конвертируемости валют.

Как видно, все эти изменения имеют не столько институциональный, сколько концептуальный характер, определяющий общие подходы к валютной политике.

3.1 Проблемы функционирования Ямайской валютной системы и поиски путей их решения

Несмотря на коренные отличия новой МВС, как всегда, сохраняется преемственная связь новой мировой валютной системы с предыдущей. Эта закономерность проявляется при сопоставлении Ямайской и Бреттон-Вудской валютных систем. За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Хотя усиливается тенденция к валютному плюрализму, пока отсутствует альтернатива доллару как ведущему международному платежному и резервному средству; золото юридически демонетизировано, но фактически сохраняет роль валютного товара в модифицированной форме; в наследие от Бреттон-Вудской системы остался МВФ, который осуществляет межгосударственное валютное регулирование. По замыслу Ямайская валютная система должна быть более гибкой, чем Бреттон-Вудская, и эластичнее приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако новая валютная система периодически испытывает кризисные потрясения. Ведутся поиски путей ее совершенствования в целях решения основных валютных проблем.

Наиболее острой проблемой в развитии МВС явилась проблема СДР. Итоги функционирования СДР с 1970 года свиде¬тельствуют о том, что они далеки от мировых денег. Более того, возник ряд проблем: эмиссии и распределения, обеспечения, метода определения курса, сферы использования СДР. Харак¬тер эмиссии СДР неэластичный и не связан с реальными потреб¬ностями международных расчетов. По решению стран-членов при наличии 85% голосов членов Исполнительного совета МВФ выпу¬скает заранее установленные суммы на определенный период. Первая эмиссия была осуществлена в 1970—1972 годах на сумму 9,3 млрд. СДР, вторая — в 1979—1981 годах на 12,1 млрд. Из общей суммы 21,4 млрд. СДР (34 млрд. долларов) на счета стран-членов зачислено 20,6 млрд., на счет МВФ — 0,8 млрд. СДР используются в форме безналичных перечислений путем записи в бухгалтерских книгах по счетам стран — участников системы СДР, МВФ и некоторых международных организаций. Счет СДР дает возможность стране заимствовать конвертируемые валюты через МВФ.

Поскольку объем эмиссии СДР незначителен, ежегодно раз¬вивающиеся страны, при поддержке ряда развитых стран, подни¬мают вопрос об их дополнительном выпуске. В 1997 г. внесена поправка в Устав МВФ, дающая право выпустить еще 21,4 млрд. СДР. В связи с принципом распределения выпущенных СДР между странами пропорционально их взносу в капитал МВФ на долю развитых стран приходится свыше 2/3 выпущенных СДР, в том числе «семерки» — более половины, США получили около 23%, столько, сколько развивающиеся страны, что вызывает недоволь¬ство последних.

Развивающиеся страны и некоторые развитые страны пред¬лагают ввести принцип связи распределения СДР с оказанием помощи, финансированием развития.

Вопреки замыслу, СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. Практика их использования не соответствует целям. В мае 1998 года к СДР были прикреплены лишь 4 валюты против 15 в 1980 году. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений. Вне МВФ СДР используются в ограниченных сферах:

- например, вместо франка Пуанкаре и франка жерминаля в разных международных конвенциях;

- на мировом рынке ссудных капиталов некоторые счета, облигации номиниро¬ваны в СДР;

- более 10 международных организаций получили право открывать счета в СДР; в 80-х годах были сняты ограничения по ним на счетах при операциях «своп», срочных сделках, кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СДР могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами.

СДР как международное средство накопления валютных ре¬зервов применяются незначительно. Их доля в мировых валютных резервах колеблется от 9,2% в 1971 году до 3,4% в 1992 году и 2,1% в 1998 году.

В качестве международного платежного средства СДР исполь¬зуются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (около 26% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсив¬но накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу разви¬тых стран с активным платежным балансом. Накопление СДР формально выгодно, так как они более стабильны, чем националь-ные валюты, и имеют международные гарантии. Кроме того, МВФ выплачивает процентные ставки за хранение (использова¬ние) СДР сверх распределенных странам лимитов. Чтобы повы¬сить привлекательность хранения СДР, ставки на счетах увеличе¬ны с 1% в 1970 году до средневзвешенных рыночных ставок пяти ведущих стран с 1974 году.

Укрепление валютно-экономических позиций новых центров- стран Западной Европы, особенно ЕС, и Японии - обусловило тенденцию перехода от стандарта СДР к многовалютному стандарту на основе ведущих валют( доллара США, марки ФРГ, японской иены, евро). Этот переход обусловил появление ещё одной актуальной проблемы в рамках МВС - проблемы многовалютного стандарта.

« Общий рынок» сформировал собственный валютный центр в виде ЕВС, где с 1999 года господствует евро. Но Западная Европа не в состоянии противостоять засилью США в валютной сфере, воздействовать на курс доллара, вытеснить его из операций по проведению валютной интервенции и международных расчётов.

Созданный за послевоенные годы мощный экономический потенциал Японии способствует укреплению её позиций в международных валютных отношениях и мировой экономике.

Однако ни один из трех центров не имеет такого превосходства над другими в валютно-экономической сфере, чтобы установить безраздельное господство своей валюты. Поэтому характерной чертой эволюции мировой валютной системы является тенденция к полицентризму, что значительно усложняет ее проистечение.

Кроме того, актуальной проблемой остается отношение к золоту. Денежные функции золота не исчерпаны, а золотые запасы остаются фондом мировых денег и наиболее надежными резервными активами по сравнению с функциональными формами мировых денег - евровалютами, национальными кредитными деньгами. Золото остается источником финансирования дефицита балансов текущих операций, обслуживания международных расчетов, формирует сбережения страны, запас ликвидности. Однако легализация роли золота как валютного металла затрудняется в связи с колебаниями рыночной цены золота и отсутствием реальной официальной цены золота.

Ситуация золота иллюстрирует несоответствие юридической демонетизации и фактического положения золота как чрезвычайных мировых денег.

Помимо этого, основными проблемами в функционировании МВС выступают и проблемы в деятельности МВФ, такие как:

- крайне слабое развитие его регулирующих функций, то есть отсутствие «рычагов принуждения, с помощью которых он мог бы заставить государства…проводящие неверную или нестабильную политику, изменить ее».

- недостаточность ресурсов, не позволяющая фонду расширить сферу своего влияния за пределы немногих кризисов.

В конце концов, рассмотрение аспекта проблематичности Ямайской валютной системы немыслимо без упоминания проблемы режима плавающих курсов, введение которых с марта 1973 года не обеспечило стабильности большинства стран, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. Плавающим валютным курсам присущи резкие, непредсказуемые колебания, которые во многих случаях обусловлены разными привходящими обстоятельствами, а также целенаправленными действиями властей, вызванными стремлением к приобретению конкурентных преимуществ, и потому не могут считаться экономически обоснованными. В области макроэкономики скачки валютных курсов вызывают инфляционные импульсы, провоцируют нарушения равновесия платежных балансов. Таким образом, они чреваты серьезным ущербом, как для внутренней экономики стран, так и для международных экономических отношений. В результате стало нарастать недовольство механизмом валютного плавания. Поэтому страны предпочитают режим регулируемого плавания валютного курса, поддерживая его разными методами валютной политики. Возврат к твердым валютным паритетам маловероятен. Вместе с тем обязательства стран- членов МВФ по регулированию валютных курсов расплывчаты и декларативны, хотя устав Фонда введение стабильных, но регулируемых паритетов.

Между тем глобальные процессы развиваются во всевозрастающей степени. Ведущие промышленно развитые государства: Германия, Франция, Италия, а также Япония и КНР - приходят к осознанию собственных фундаментальных экономических, финансовых и политических интересов.

Как следствие - ширятся требования о создании новой, более сбалансированной и справедливой МВС. Так, 19 октября 2000 года более 30 членов Сената Италии во главе с Р. Педрици выдвинули стратегическую инициативу о воссоздании нового Бреттон-Вудского соглашения. Эта группа парламентариев, представляющих преимущественно правые оппозиционные партии, призвала парламент Италии и других европейских стран срочно осознать приближающуюся валютно-финансовую катастрофу и принять адекватную программу с возвратом к стабилизационной системе, не привязанной к доллару. В документе говорится, что гигантский спекулятивный «пузырь», созданный США при помощи МВФ, достиг размера 300 трлн. долларов при всемирном производстве не более 40 трлн. долларов, что обуславливает неизбежность тотального срыва долларовой системы. Эти же тенденции стали все объемнее проявляться в позициях стран тихоокеанского региона, Японии и КНР, которые в конце 1999- начале 2000 годов выдвинули инициативу "три плюс пять", предполагая открытый диалог о введении "общеазиатской расчетной денежной единицы".

Подобные явления свидетельствуют об усилении вероятности глобального финансового кризиса. Тем более, что все большее число субъектов мирового сообщества приходит в прямое противоречие с созданной США финансово-экономической системой, которая через ряд международных финансовых институтов предполагает использование доллара как главной и единственной мировой расчетной единицы без всякого ее обеспечения и, более того, без контроля со стороны иных участников мировой экономики.

Таким образом, проблемы Ямайской валютной системы порождают и объективную необходимость её дальнейшей реформы. Прежде всего, речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Валютная солидарность диктуется их стремлением усовершенствовать мировой валютный механизм, который является одним из источников нестабильной мировой и национальных экономик.

Движение к рационально упорядоченной МВС потребует разрешения ряда сложных экономических, политических и социально-психологических проблем. Достижение этой цели станет, по-видимому, возможным только при ощутимом изменении самой мировоззренческой парадигмы. Имеется ввиду переход от упований на всесилие "невидимой руки" к постановке в основу планомерных, целенаправленных, основанных на историческом опыте проб и ошибок опыте коллективных действий. Потребуется также перейти от национальной отстраненности к кооперированным совместным действиям.

Будущее МВС пока еще не ясно, ведь приспособление ее к меняющимся экономическим условиям осуществляется путем движения наощупь, и, судя по всему, так и будет обстоять дело в ближайшем будущем. Но на основе анализа присущих ей проблем уже явно проглядываются направления, по которым ей следует развиваться.

Заключение.

Международная валютная система представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется взаимный платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере. Основными конструктивными элементами МВС являются мировой денежный товар и международная ликвидность, валютный курс, валютные рынки, международные валютно-финансовые организации и межгосударственные договоренности.

Последовательно существовали и сменяли друг друга три мировые валютные системы. Первая из них – система “золотого стандарта” – основывалась на золоте, за которым законодательно закреплялась роль главной формы денег. Курс национальных валют жестко привязывался к золоту, и через золотое содержание валюты соотносились друг с другом по твердому валютному курсу. Отклонение валютного курса от объявленного соотношения было не более +/- 1% и находилось в пределах “золотых точек”.

Основу второй, Бреттон-Вудской валютной системы, составляли твердые обменные курсы валют стран-участниц по отношению к курсу ведущей валюты; курс ведущей валюты – доллара США – фиксировался к золоту; центральные банки стран-участниц обязались поддерживать стабильный курс валют к доллару США с помощью валютных интервенций. Колебания курсов валют допускались в интервалах +/- 1%; изменение курса валют происходило посредством девальвации и ревальвации; организационное звено международной валютной системы МВФ.

Третья, Ямайская, валютная система основана на плавающих обменных курсах и является многовалютным стандартом. Страна может выбирать фиксированный, плавающий или смешанный режим валютного курса.

Основными целями основания ЕВС является создание зоны стабильных валютных курсов в Европе, отсутствие которой затрудняло как сотрудничество стран-членов Европейского сообщества в области выполнения общих программ, так и во взаимных торговых отношениях, а также сближение экономических и финансовых политик стран-участниц. Страны ЕВС зафиксировали курсы своих валют по отношению к центральному курсу ЭКЮ; на основе центрального курса к ЭКЮ были рассчитаны все основные паритеты между курсами валют стран-участниц. Страны ЕВС были обязаны поддерживать фиксированный курс валют с помощью интервенций на уровне +/- 2,5% от паритетного. С 1 января 1999 года 11 стран-участниц ЕС приняли единую валюту – “Евро”, а 1 января 2002 года “Евро” вышло в наличное обращение. Сейчас в “Зоне Евро”16 стран ЕС.

Основной категорией в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях является валютный курс. В нем находят отражение все основные макроэкономические показатели: цены в различных странах, экономический рост и др. Он аккумулирует информацию о происходящих экономических и политических изменениях как в настоящем, так и в будущем. Кроме того, сам валютный курс активно влияет на характер развития этих процессов.

Конъюнктурные факторы изменения валютного курса могут значительно изменять величину курса национальной валюты, однако в краткосрочных интервалах времени. К ним относятся колебания деловой активности в стране, прогнозы, валютные спекуляции и кризисы.

Мерами государственного воздействия на величину валютного курса являются валютные интервенции, дисконтная политика и протекционистские меры. Наиболее действенным методом воздействия выступают валютные интервенции – операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против основных ведущих валют мира.

Манипулирование с валютным курсом может оказать влияние на внешнеторговые операции в стране. Так, заниженный курс национальной валюты выгоден экспортерам, а завышенный курс удешевляет импорт.

Государственная стабилизационная политика должна учитывать способ фиксации валютного курса. Так как от этого зависит все дальнейшее поведение национальной валютной системы, а, следовательно, и развитие мировой валютной системы в целом.

Список используемой литературы

Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения, М., Юристъ, 2003 г.

Акопова Е.С., Воронова О.Н., Мировая экономика и экономические отношения, Ростов-Н-Д., Феникс,2000

Бабинцева Н.С., Международные экономические отношения: проблемы и тенденции развития, С.-Петербург, 2002 г.

Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения, М., Финансы и статистика, 2003 г.

Гаврилова Г.В., Международная экономика, М., Приор, 2002 г.

Киреев А.Л., Международная экономика, М., Международные экономические отношения, 2002 г.

Логвинова И.Л., Мировая экономика, М., МЭСИ, 2002 г.

Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХl вв., М., Инфра-М, 2003 г.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Современный экономический словарь, М., Инфра-М., 2004 г.

Резинский И.А., Международная экономика и мировые рынки, М., Приор, 2003 г.

Международные экономические отношения под ред. В.Е. Рыбалкина, М., Инфра-М, 2003 г.

Семенов К.А., Международные экономические отношения, М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.

Стрыгин А.В., Мировая экономика, М., Экзамен, 2001 г.

Международные экономические отношения под ред. Фоминского И.П., М., Юристъ, 2001 г.