Контрольная работа: по Менеджменту 25
Название: по Менеджменту 25 Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||
1. 2. Процесс стратегического менеджмента и его особенности Процесс стратегического менеджмента определяется рядом специалистов, как совокупность последовательных действий для достижения целей, поставленных перед организацией в условиях изменчивости и сложности организационной среды, позволяющая оптимально использовать наличный потенциал и гибко реагировать на требования внешней среды. Под внешней средой понимается область стратегических изменений, которые осуществляются в процессе реализации стратегии. Отличительными особенностями стратегического менеджмента являются: · возникновение последнего в результате воздействия внешних факторов, нежели внутренних; · в отличие от долгосрочного планирования при стратегическом планировании и управлении определяется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, а также вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь этих целей; · стратегический менеджмент предполагает не только адаптацию предприятия к внешней среде, но и направленное воздействие на среду, ее изменение и создание условий для реализации стратегии и достижения целей; · стратегический менеджмент требует предпринимательского стиля поведения TOP-менеджеров, который характеризуется стремлением к изменениям, предвидением будущих опасностей, поиском новых возможностей и новых управленческих решений и т.д; · на абстрактном уровне стратегический менеджмент определяется, как объединение интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающих связь организации со средой, а также активное включение всех работников в реализацию задач организации, направленную на достижение цели; · процесс стратегического менеджмента уникален для каждой фирмы. Наибольший интерес для менеджера представляют этапы и уровни процесса стратегического управления, поскольку на них закладывается база для дальнейшего развития компании и определяется направление, по которому будет двигаться компания для достижения целей, поставленных перед компанией. Основные этапы стратегического управления Основными этапами стратегического управления являются: · определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы; · трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности; · определение стратегии достижения целей деятельности; · разработка и реализация стратегии; · оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий. На каждом из этапов стратегического менеджмента можно подвергнуть корректировке ранее выбранное управленческим составом направление. На последнем же уровне можно и вовсе пересмотреть как последовательность, так и качественный состав данных этапов, поскольку на нём мы имеем дело уже с определёнными результатами работы фирмы, которые могут быть признаны удовлетворительными или нет. В связи с этим может возникнуть потребность во внесении изменений в каждый этап в отдельности, либо же во всю совокупность выбранных решений сразу. Поскольку стратегия не может вырабатываться исключительно на уровне топ-менеджмента представляется целесообразным выделить три уровня её разработки. Уровни организации стратегии До сих пор стратегическое управление было представлено в общих понятиях. Однако в организации стратегии планируются и осуществляются одновременно или последовательно на нескольких уровнях. Рассмотрим три уровня — корпоративный, уровень предприятия, или бизнес-единиц, составляющих корпорацию и функциональный.
Из представленной выше таблицы можно сделать следующие выводы: · стратегический менеджмент пронизывает всю компанию; · он включает коммуникации между уровнями управления в целях обеспечения реальности и содержательности стратегии; · стратегическое планирование терпит крах, если исполнители не планируют из-за неопределенности задач, а высшие плановые органы теряют чувство оперативной реальности. 3. Определение понятия SWOT- анализ SWOT-анализ — это промежуточное звено между формулированием миссии предприятия и определением его целей и задач. Дословно данная аббревиатура расшифровывается как Strengths, Weaknesses, OpportunitiesandThreatsanalysis– анализ достоинств, недостатков, возможностей и угроз. Подобный анализ используется для составления бизнес-планов и на предварительных стадиях принятия решений. Анализ проводится в указанной ниже последовательности: · определяется основное направление развитие предприятия (его миссия); · взвешиваются силы предприятия и оценивается рыночная ситуация, чтобы понять, сможет ли оно двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ); · ставятся цели, учитывая его реальные возможности. SWOT-анализ отвечает на следующие вопросы: · Использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? · Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать? · Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? · Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений? · Какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? · Какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты? Таким образом, после проведения SWOT-анализа более четко представляются преимущества и недостатки компании, ситуация на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями. Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. 2.1 Индикаторы для финансового отдела и отдела маркетинга При проведении описанного выше анализа некоторые показатели могут иметь критическое значение для некоторых отделов предприятия, в частности финансового отдела и отдела маркетинга. Индикаторы потенциальных слабостей предприятия для отдела маркетинга: · потеря некоторых аспектов компетентности; · отсутствие анализа информации о потребителях · слабое представительство на рынке · отсутствие чёткой маркетинговой стратегии, непоследовательность её выполнения · высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами · слабая сеть распределения · слабая политика продвижения Потенциальные внешние угрозы для отдела маркетинга: · ослабление роста рынка, ухудшение демографической ситуации · изменение вкусов потребителей · ожесточение конкуренции · появление на рынка иностранных конкурентов с низкими ценовыми предложениями Индикаторы потенциальных слабостей предприятия для отдела финансов: · недоступность финансов, необходимость для изменения стратегии · высокая себестоимость продукции · нестабильное положение на бирже · высокие отчисления акционеров и введение политики «золотых парашютов» · низкие значения оборотных активов Потенциальные внешние угрозы для отдела финансов: · законодательное регулирование цены · неблагоприятный сдвиг в курсах валют · ужесточение антимонопольного законодательства Как видно из приведённых выше примеров SWOT-анализ может быть чрезвычайно полезен для формирования долгосрочного плана работы некоторых отделов. Основываясь на его объективных результатах, можно дать прогноз дальнейших перспектив предприятия на рынке. 2.2 SWOT- анализ филиала ВЗФЭИ
4. Виды и последствия конфликтов У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различнымиобластями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который один из самых главных врагов менеджера, т.к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум. Поэтому одна из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию. Но часто управленцы, которые не могут сосредоточиться в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт или отложить, что не дает полного решения проблем в деловом коллективе.Конфликт {от лат. conflictus — столкновение} — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.Для эффективного управления и продуктивного разрешения конфликтов менеджеру необходимо владеть информацией о видах конфликтов и последствиях, к которым они могут привести. 3.1 Виды и последствия конфликтов Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей и последствий важное значение имеет типологизация, то есть выделение основных видов конфликтов на основе выявления сходства и различия, надёжных способов идентификации конфликтов с общностью существенных признаков и отличий. Вид конфликта – вариант конфликтного воздействия, выделенный по определённому признаку. Все конфликты можно разделить на следующие виды (типы): · по способу разрешения (насильственные и компромиссные); · по сфере проявления (политические, социальные, религиозные, экономические, организационные); · по направлению воздействия (вертикальные - объем власти уменьшается по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия для участников конфликта: начальник - подчиненный, высшая организация - предприятие, основатель - малое предприятие; в горизонтальных конфликтах происходит взаимодействие равноценных по объему имеющейся власти или иерархическим уровнем субъектов: руководители одного уровня, специалисты между собой, поставщики – потребители); · по степени выраженности конфликтного противостояния (скрытые и открытые); · по количеству участников конфликтного взаимодействия (внутриличностные, межличностные, межгрупповые). На поведение людей в конфликтах влияет процесс изучения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают предпринимать те или иные действия, уже ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с «коррекцией» на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся известной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть, быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации. Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации: · проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к её решению; · совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь. · стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем. · эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности. · улучшаются отношения между людьми. · люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям. Основные дисфункциональные последствия конфликтов: · непродуктивная конкуренция между сотрудниками; · отсутствие стремления к сотрудничеству; · негативное отношение к противоположной стороне конфликта; · полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной; · убеждение, что победа в конфликте актуальней реального решения проблемы; · чувство обиды, неудовлетворённость, плохое настроение, текучесть кадров. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники социального взаимодействия, руководители организаций, психологи, социальные работники и социальные педагоги — т.е. специалисты, имеющие специфическую профессиональную подготовку в области конфликтов. В данном вопросе на первый план выходят пять моделей управления конфликтами. 3.2 Пять моделей управления конфликтами Для успешного управления конфликтной ситуации необходимо знать по каким шаблонам развивается конфликт и вооружившись подобным знанием можно уладить его дав обеим сторонам конфликта то, чего они хотят получить. - соревновательная модель управления конфликтами. В ней на первый план выходят стремления каждой из сторон добиться исключительно победы. В данной модели от руководителя требуется умение спорить, давить авторитетом, экономическими санкциями. Подобная модель используется исключительно в ситуациях, когда вы исключительно уверены, что правы. - миротворческая модель управления конфликтами. В ней можно пойти на ряд уступок в надежде решить в будущем определённые трудности. - избегающая модель управления конфликтами. Одна из сторон уходит от угрожающей ситуации, когда нет потенциала продолжать начатый конфликт. - сотрудническая модель управления конфликтами. Интересы обеих сторон настолько важны, что они обе идут на ряд взаимных уступок, что автоматически способствует снижению агрессии и предотвращает эскалацию конфликта. - компромиссная модель управления конфликтами. Используется как запасная модель, в случае когда другие модели не дают должного эффекта. Временно приходится смириться с конфликтов и не предпринимать действий по его устранению. Жизнь на высокой скорости, конфликты различных видов и уровней, как правило, не проходят бесследно для организма человека. Следующая глава работы будет посвящена неспецифической реакции организма на внешнее раздражение, получившее название «стресс». 3.3 Определение стресса и управление им Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системыорганизма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, термический, световой, антропогенный и другие стрессы. 3.4 Способы управления стрессом Управление стрессом - это способность контролировать ситуацию, когда люди и события производят чрезмерные требования. Для эффективного управления стрессом необходимо: · проанализировать ситуацию и определить действительно ли есть что-то, что вы в состоянии контролировать; · определить период времени для каждого занятия или селективно распределить все дела по приоритету; · дать самому себе установку на успех и не подвергать себя депрессивным настроениям; · сосредоточиться над сложным делом и не отступаться от него, пока оно не будет выполнено; · свести до минимума количество событий в своей жизни, тем самым снизив количество нагрузки; · научиться распознавать стресс и учиться его регулировать; · избегать чрезмерной реакции на события; · отдавать приоритет серьёзным делам, забросив мелкие; · отдавать предпочтение здоровому сну; · уметь расслабляться. Все указанные способы помогают снизить риск получения стресса и помогают с ним эффективно бороться при его наступлении, тем самым сохранив работоспособность и не потеряв жизненного оптимизма. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Настоящая работа ставила перед нами ряд целей. Среди них можно выделить: изучение процесса стратегического менеджмента с последующим выделением трёх уровней организации стратегии, освоение SWOT-анализа с его апробацией на примере филиала ВЗФЭИ в городе Архангельске, а также выделение ключевых маркеров указанного анализа, являющихся критичными для отдела маркетинга и отдела финансов, характеризующих их деятельность и указывающих на их сильные и слабые стороны. Помимо названных целей мы ставили перед собой задачу освоить материал, касающийся определения конфликтов, его видов и последствий с дальнейшим описанием пяти ключевых моделей управления конфликтами. Попутно нами было дано определение стресса и предложен ряд способов управления им. В ходе работы нам удалось установить, что стратегический менеджмент в условиях меняющейся конъюнктуры рынка является своеобразной панацеей, позволяющий продуктивно использовать имеющийся у компании потенциал и оперативно реагировать на изменчивые условия рынка. Было установлено, что в организациях стратегии планируются и осуществляются одновременно или последовательно на нескольких уровнях. Помимо этого нами было подтверждено, что SWOT-анализ является непременным условием любой стратегии. На примере филиала ВЗФЭИ в городе Архангельске был дан пример его проведения с последующими выводами. Нами было установлено, что конфликты и повышенная подверженность персонала стрессу является тормозящим фактором развития компании и основной задачей успешного менеджера является ведение профилактических мероприятий, создающих на его предприятии атмосферу здоровой межличностной конкуренции и нацеленности на общий результат. Все поставленные цели и задачи были выполнены. |