Реферат: Экономико-статистический анализ производства продукции растениеводства
Название: Экономико-статистический анализ производства продукции растениеводства Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации. Статистическая грамотность является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки каждого экономиста, финансиста, социолога, политолога, а также любого специалиста, имеющего дело с анализом массовых явлений, будь то социально-общественные, экономические, технические, научные и другие. Работа этих групп специалистов неизбежно связана со сбором, разработкой и анализом данных статистического (массового) характера. Нередко им самим приходится проводить статистический анализ различных типов и направленности либо знакомиться с результатами статанализа, выполненного другими. В настоящее время от работника, занятого в любой области науки, техники, производства, бизнеса и прочее, связанной с изучением массовых явлений, требуется, чтобы он был, по крайней мере, статистически грамотным человеком. В конечном счете, невозможно успешно специализироваться по многим дисциплинам без усвоения какого-либо статистического курса. Поэтому большое значение имеет знакомство с общими категориями, принципами и методологией статистического анализа. Продукция растениеводства играет огромную роль в обеспечении населения продуктами питания, а для многих отраслей промышленности она является исходным сырьём для производства жизненно важных предметов потребления. Важную роль в повышении эффективности общественного растениеводства призван играть экономический анализ. Основными задачами экономического анализа производства продукции растениеводства являются: - обеспечение экономической обоснованности плановых заданий и систематический контроль за их выполнением коллективами хозяйств; - изучение факторов, формирующих объём производства валовой продукции; - объективная оценка результатов труда работников растениеводства; - выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и повышения качества продукции растениеводства и разработка практических предложений по их освоению. Объектом исследования в данной курсовой работе является ООО «Рассвет 1» Рязанской области, Шацкого района село Новочернеево. Цель исследования - экономико-статистический анализ производства продукции растениеводства. Методы исследования - в курсовой работе использовался корреляционно-регрессионный анализ, индексный анализ, табличный, графический, аналитического выравнивания. Задачи курсовой работы: · изложить теоретические положения статистического исследования; · дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Рвссвет-1» · дать оценку современному состоянию производства продукции в ООО «Рассвет-1»; · выполнить корреляционно-регрессионный и индексный анализ производства продукции. Источники исследования - данные годовых отчетов и первичного учета предприятий. 1.Теоритические основы статистики финансовых результатов от реализации продукции растениеводства 1.1 Прибыль как экономическая категория (состав прибыли, порядок её формирования и использования). Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Прибыль, точнее ее максимизация, выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Современные экономические дисциплины рассматривают прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Наряду с этим существует еще несколько определений прибыли: 1. прибыль - плата за услуги предпринимательской деятельности; 2. прибыль - плата за новаторство, за талант в управлении фирмой; 3. прибыль - плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами - стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны - большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение и даже разорение фирмы. Для предприятия большое значение имеет размер прибыли. Абсолютная величина прибыли безотносительно к обороту или величине активов предприятия ничего не говорит. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом предприятия, или с ее капиталом. Величина прибыли определяется как разница между денежной выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, т.е. разница между доходами и расходами: Пр = ДВ - ПЗ, где (1) Пр - размер прибыли от реализации продукции; ДВ - Размер денежной выручки от реализации продукции; ПЗ - объем затрат на производство продукции. Прибыль служит обобщающим показателем эффективности работы предприятия. Она является стимулом предпринимательства, основным ориентиром хозяйствования и опорой в конкуренции. На предприятии могут сложиться следующие ситуации; * если фактические затраты на производство и реализацию продукции оказались ниже цены, то производство продукции обеспечивает прибыль предприятия; * если фактические затраты выше цены, то производство приносит убыток. Вся полученная прибыль (доход от коммерческой деятельности за вычетом издержек производства и организации и НДС - налога на добавленную стоимость) носит название валовой прибыли . Валовая прибыль в отличие от балансовой прибыли в составе внереализационных доходов и убытков учитывает уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пени, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды). Это связано с тем, что согласно Закону о налогообложении предприятий объектом налогообложения является также и валовая прибыль. При распределении прибыли в первую очередь производятся платежи в бюджет и внебюджетные фонды в виде различных налогов и сборов. После уплаты налоговых отчислений, дивидендов по ценным бумагам и процентов за кредит у предприятия остается распределяемая прибыль, которой предприятие распоряжается по своему усмотрению. Различают следующие виды прибыли: * бухгалтерская - часть дохода предприятия, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т.е. платы за ресурсы поставщиков; * экономическая (чистая) - то, что остается после вычитания из общего дохода предприятия всех издержек; * балансовая - разница между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы. Налог - это обязательные платежи, которые согласно законодательным актам в обязательном порядке подлежат уплате в установленные сроки и в определенных объемах. Основными налогами, взимаемыми с предприятий (организаций) в бюджет, являются: налог на прибыль (доход), налог на имущество, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, плата за пользование природными ресурсами, в том числе за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, земельный налог (плата за землю), экспортно-импортные таможенные пошлины, спецналог, подоходный налог, транспортный налог и прочие налоги. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - это отчисления в пенсионный фонд, фонд занятости населения, фонды социального и медицинского страхования, дорожный фонд. Кроме того, согласно установленным законодательным актам для предприятий (организаций) являются общеобязательными сборы и налоги, перечисляемые в бюджет районов, поселков и городов, в частности, сбор на право торговли, налог на рекламу, сбор на парковку автотранспорта, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т. д. Таким образом, налоги, сборы и страховые взносы, уплачиваемые предприятиями, обеспечивают наполнение доходной части федерального, муниципального и местного бюджетов. Отчисления от прибыли предприятий в фонды и резервы вышестоящих организаций (консорциумов, холдингов) обусловлены экономической стратегией объединений. Нормативы этих платежей устанавливаются органами управления вышестоящих, организаций с учетом финансового состояния каждого предприятия. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, централизованные фонды и резервы вышестоящей организации, является чистой прибылью макроэкономических расчетах, отличие чистой прибыли от валовой прибыли трактуется иначе: прибыль до вычета потребления основного капитала называется валовой, после вычета потребления основного капитала - чистой. Прибыль сельскохозяйственного предприятия представляет собой разницу между денежной выручкой полученной от реализации продукции, в нашем случае это продукция растениеводства, хозяйством, и затратами на ее производство и реализацию: Пр = ДВ - ПЗ (2) Целью любой хозяйственной деятельности является получение прибыли. Увеличения прибыли можно добиться следующими путями: * повышение цены на товар; * снижение себестоимости; * увеличение объема производства и реализации продукции. 1.2 Система показателей, характеризующий финансовое состояние предприятия. Себестоимость - это сумма затрат в денежном выражении на производство и реализацию продукции. Себестоимость является одним из основных показателей работы предприятия. Определение себестоимости продукции осуществляется на основе данных, характеризующих наиболее эффективное и рациональное использование имеющихся сельскохозяйственных угодий, основных фондов, материальных и трудовых ресурсов при обеспечении нормальных условий труда, соблюдении научно обоснованной системы земледелия и животноводства и условий охраны окружающей природной среды. Себестоимость показывает, во что обошелся производителю произведенный продукт. Себестоимость может быть высчитана и по отрасли в целом, в рассматриваемой работе это зерно. Показатель себестоимости необходим для обоснования рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства, определения его экономической эффективности, установления уровня цен на сельскохозяйственную продукцию. Себестоимость единицы продукции определяют как отношение производственных затрат к объему валовой продукции. В зависимости от экономического содержания и производственного назначения при анализе хозяйственной деятельности используют следующие виды себестоимости сельскохозяйственной продукции: * производственная; * полная, или коммерческая. Производственная себестоимость представляет собой сумму всех затрат, связанных с получением и транспортировкой продукции к месту ее хранения. В нее включаются также расходы по управлению предприятием и организации производства в целом. Полную, или коммерческую, себестоимость рассчитывают как сумму затрат на производство и реализацию продукции. Коммерческая себестоимость продукции в расчете на 1 ц выше производственной себестоимости на размер затрат, связанных с реализацией. В сельскохозяйственных предприятиях исчисляют также плановую, отчетную, или фактическую, и провизорную себестоимость продукции. Плановая себестоимость определяется технико-экономическими расчетами (составлением смет) затрат на производство предусмотренной пленом единицы продукции (работ, услуг). На себестоимости отражаются результаты всей деятельности предприятия: уровень урожайности культур и продуктивности животных, производительность труда, экономное расходование материальных ресурсов, степень специализации и концентрации производства, использование достижений научно-технического прогресса. Однако себестоимость не показывает, как изменяется доходность производства, и не может служить синтетическим показателем его эффективности. Чтобы охарактеризовать экономическую эффективность сельскохозяйственного производства, используют ряд показателей. Наиболее значимым из них является рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. Различают показатели рентабельности: рентабельность реализованной продукции, рентабельность конкретного вида продукции. Показатель рентабельности реализованной продукции отражает эффективность текущих затрат. Он исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализационной продукции. Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительность труда, материальных и других затрат на производство. Рентабельность производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности использования производственного потенциала, результатов непромышленной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности. Рентабельность - важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям. Различают 2 вида рентабельности: * народно-хозяйственная - определяется всей величиной созданного чистого дохода; * хозрасчетная - определяется величиной чистого дохода, непосредственно реализованного предприятием. Уровень рентабельности показывает эффективность производства с точки зрения получения прибыли на единицу материальных и трудовых затрат по производству и реализации продукции. Уровень рентабельности бывает: * производственный - процентное отношении чистого дохода к производственным затратам; * коммерческий - отношение прибыли к полной себестоимости. 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «РАССВЕТ-1» И АНАЛИЗ БАЛАНСА. 2.1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИПредприятие ООО «Рассвет-1» расположено в южной части Шацкого района в 18 км от районного центра г. Шацка и в 183 км от областного центра г. Рязани. Юридический адрес предприятия: Рязанская область, Шацкий район, с. Новочернеево. Межхозяйственные связи осуществляются по дорогам с асфальтовым покрытием межрайонного значения. Кроме того, хозяйство имеет развитую сеть внутрихозяйственных дорог, обеспечивающих связь с полями севооборотов, кормовыми угодьями. По основным климатическим факторам, определяющим условия роста и развития сельскохозяйственных культур, землепользование расположено в III агроклиматическом районе Рязанской области, который характеризуется умеренно холодной зимой и теплым летом, достаточным количеством осадков и средней по насыщенности влажностью. Предприятие ООО «Рассвет-1» относится к лесостепной зоне. В почвенном покрове наибольшее распространение имеют сильновыщелочные и оподзоленные черноземы. Общая площадь черноземов составляет 70,2% от общей площади предприятия. По механическому составу все почвы в основном тяжелосуглинистые. Природно-климатические условия благоприятны для развития сельскохозяйственного производства. Размеры земельных угодий за последние три года не изменились, о чем свидетельствуют данные таблицы 1. Общая площадь хозяйства 2393 га, из них на долю с/х угодий приходится 100 % или 2393га, что говорит о высокой степени освоенности территории. В структуре сельхозугодий пашня занимает 65.4% или 1566 га Таблица 1 Состав и структура земельного фонда Такая структура предполагает развитие растениеводства и мало пригодна для развития животноводства, что и происходит на практике.
Диаграмма 1 Доля товарной продукции растениеводства составляет 21,12 % в среднем за 3 года, а доля животноводства в 0,73 раза больше – 28,64%. Главные места в ранжированном ряду продукции растениеводства, собственно и в отрасли в целом, занимают производство и реализация пшеницы (доля товарной продукции составляет-6,61% ( см. таблицу в приложении1)), ячмень (1,67%). Если рассматривать производство животноводства, то здесь на первый план выходит производство и реализация цельного молока (31,09%). На основе последней колонки таблицы приложения1 рассчитан совокупный коэффициент специализации по следующей формуле: К=100/(р(2i-1)), К=0,1 - что свидетельствует о низком уровне специализации у ООО «Рассвет-1». По данным « в среднем за три года» представлена круговая диаграмма1. По ней легко определить долю каждого продукта в реализации. Диаграмма 2 Далее рассмотрим показатели размера сведенные в таблицу 2. Судя по данным можно заметить, что на протяжении трех лет валовая продукция была не стабильной: с 2007 к 2008 г. увеличилась на 2944 тыс. руб. и составляла 10155 тыс. руб., но к 2009 г. Появилась тенденция к снижению, и стала составлять 6619 тыс. руб. Выручка организации за последние три года увеличивалась и в 2009 г. составляла 17592 тыс. руб., а поголовье скота имело стабильную тенденцию к снижению, отклонения в процентном отношении составляет 90,48%. Таблица 3 Динамика показателей размера ООО «Рассвет – 1»
В условиях становления рыночных отношений , а также необходимости роста сектора экономики важное значение приобретает интенсификация и эффективность сельскохозяйственного производства. Об уровне ООО «Рассвет-1» за 2006-2008 можно судить по по показателям из таблицы 4. Таблица 4 Эффективность производства в ООО «Рассвет-1»
В ООО «Рассвет-1» можно заметить увеличение производственных основных фондов, текущих затрат за 2007-2009 гг. в 2,29 и в 1,25 раза соответственно, а также уменьшение затрат живого труда в 0,79, что связано с увеличением электровооруженности на 1,11 %. Производительность труда в течение трех лет изменялась. Это можно проследить по показателю доли валовой продукции на одного среднегодового работника: в 2007 – 92,44 тыс.руб., в 2008 г. увеличилась до 158,68тыс.руб., а к 2009 г стала составлять 124,89тыс.руб. На предприятии также наблюдается нестабильные показатели годового удоя молока (по сравнению с 2008г. удой молока в 2009 г. уменьшился на 1,2%) и увеличение прироста крупного рогатого скота на 1,17%. Если рассмотреть отрасль растениеводства, то здесь можно выделить рост урожайности пшеницы (на 70,68%). В целом производственная деятельность ООО «Рассвет–1» рентабельна, однако уровень рентабельности в 2009 г. по сравнению с 2007г. значительно понизился и составляет 30,06%, что говорит о снижении эффективности производства. Одним из главных условий производственного процесса в хозяйстве является наличие и использование основных фондов. Обеспеченность основными фондам и правильность их использования относится к важным факторам роста производительности труда и эффективности производства. Показатели оснащенности основными фондами сельскохозяйственного назначения и экономической эффективности их использования сведены в таблицу приложения 2. По ее данным можно увидеть, что стоимость валовой продукции сельскохозяйственного производства в сопоставимых ценах не стабильна, и наиболее высокая цена наблюдается в 2008г. – 10155 тыс.руб. Также немаловажен рост и таких показателей . как фондооснащенность, фондовооруженность и фондоотдача:на протяжении трех лет показатели фондооснащенности и фондовооруженности увеличились на 2,36% и на 3,48% соответственно, а вот показатели фондоотдачи уменьшились на 0,38%. То есть это означает, что в 2009 г. : на 100 га сельскохозяйственных угодий приходиться на 8,9 тыс. руб. больше, на одного работника на 32,45 тыс. руб. больше, чем в 2007 году. Производство продукции растениеводства зависит от размера посевных площадей, а также урожайности сельскохозяйственной культуры. Кроме того, к показателям эффективности производства зерна относятся прибыль, затраты труда, затраты средств, а также уровень рентабельности. Изменение данных показателей в динамике анализируется сравнением данных по годам, с 2007г. по 2009г. Сравним показатели эффективности производства зерна в ООО «Рассвет-1». Таблица5 Динамика эффективности производства зерна в ООО «Рассвет-1»
На основании данных, предоставленных в таблице 5 можно сделать вывод о том, что урожайность зерна с каждым годом увеличивается и в 2009г. составляет 1040ц. Самое большое увеличение прибыли было в 2008 г.-2,53тыс. руб, в 2009 году, по сравнению с 2008г., прибыль снизилась до 1,70тыс. руб. Рентабельность зерна в хозяйстве по сравнению с 2007г постоянно снижается. Самое большое снижение было в 2009г. по сравнению в 2007 г. на 0,58%, В 2009г. уровень рентабельности составил лишь 30,06%. Затраты труда на производство зерна также с каждым годом понижаются: в 2007г.- 1,82чел.-ч., в 2008г.-1,54тыс.-ч, и в 2009г.-1,44тыс.-ч. Проанализировав показатели эффективности производств зерна в ООО «Рассвет-1» можно сделать выводы о том, что производство зерна в целом эффективно Таблица6 Значение зерна на предприятии ООО «Расвет-1»
Анализируя данные таблицы «Значение зерна на предприятии» можно сказать следующее: процент валовой продукции на протяжении трех лет остается неизменным, а именно составляет 0,03%, доля товарной продукции также стабильна, равна 0,06%, затраты труда на производство зерна имеет тенденцию к увеличению: с 5,44 % к 2009г. возросли до 7,22%. Затраты труда являются обоснованными, так как увеличилась и прибыль от реализации продукции. 2.2. Значение продукции растениеводства на предприятии Зерновое производство традиционно является основой продовольственного комплекса и наиболее крупной отраслью сельского хозяйства. Устойчивое производство зерна и продуктов его переработки является важной составной частью на предприятии. Динамику урожайности зерновых культур за два года определим с помощью разложение сложных относительных величин на более простые. С помощью этого метода выявим изменения выхода с/х культуры с 1 га пашни всего, в т.ч. за счет изменения урожайности культур, доли данной культуры в общей площади посева и коэффициента использования паши под посевы. Для наглядности обратимся к таблице 7. Таблица 7 Разложение сложных относительных величин (по зерновым культурам за 2 года)
Чтобы определить сколько зерна было получено на 1 га пашни, мы пользовались следующей формулой: В= Валовой сбор зерна ; В= 21780 = 13,91(2008г); В= 28000 =17,88(2009г) Площадь пашни 1566 1566 Для определения урожайности зерна мы воспользовались формулой: I= Валовой сбор зерна; I= 21780 =22(2008г); I=28000 26,92(2009г) Площадь зерновых 990 1040 Доля зерновых рассчитывается по формуле: D= Площадь зерновых ; в = 990 = 0.41(2008г); в = 1040 =0,43(2009г) Площадь посевов 2393 2393 Коэффициент использования пашни мы рассчитали по следующей формуле: k= Площадь посевов ; k=2393 =1,53 Площадь пашни 1566 Взаимосвязь показателей: Для 2008года –Для 2009 года – B = 22*0.41*1.53 = 13.80 B = 26,29*0,43*1,53 =17,30 Изменение выхода зерна с 1 га пашни всего: = 17,30-13,80 =3,5, в том числе · за счет урожайности =17,30-14,47=2,83, · за счет изменения доли зерновых в общей площади посева: = 14,47-13,80=0,67 · за счет изменения коэффициента использования пашни под посевы: = 13,80-13,80=0 Если расчеты верны, то : 2,83+0,67 = 3,5. Проанализировав данные, предоставленные в таблице 8 и сделав необходимые расчеты, можно сделать выводы о том, что изменение выхода зерна с 1га пашни в 2009году по сравнению с 2008г. увеличилось на 3,5; за счет урожайности увеличение произошло на 2,83, за счет изменения доли зерновых в общей площади на 0,67 и за счет изменения коэффициента использования пашни под посевы изменений не произошло. Для анализа валового сбора и средней урожайности зерновых культур за 2 года мы используем систему индексов. Таблица 8
Для анализа таблицы используется следующая система индексов: 1. валового сбора =61568 = 1,42 43461 2. размера посевных площадей =1040 = 1,05 990 3. урожайности отдельных культур = 61568 4565 4. структура посевных площадей = 45656 43461=1 1040 990 5. средней урожайности = 61568 1040 990 Взаимосвязь относительных показателей (индексов) можно выразить следующим образом: = 1,05 * 1,35 * 1 = 1,42 = 1,35 * 1 = 1,35 = 1,05 * 1,35 = 1,42 Абсолютные размеры изменений валового сбора за счет перечисленных факторов рассчитывается следующим образом: = 61568 – 43461 = 18107 = (19 – 14) * 1040 = 5200 = 61568 – 45656 = 15912 = 45656 – 14 * 1040 = 31096 = 5 * 1040 = 5200 = 5200 + 5200 = 41496 Проанализировав таблицу 9 можно сделать вывод о том, что урожайность озимых зерновых и яровых зерновых с каждым годом увеличивается и валовой сбор в 2009 году составил 14700 ц. и 13197ц. соответственно. Также из таблицы видно, что предприятие ООО «Рассвет-1» в 2009г. выращивало зернобобовые культуры, валовой сбор которых составил 49ц. Аналогично проведем индексный анализ реализации продукции растениеводства. Для этого построим вспомогательную таблицу. Таблица 9 «Реализация продукции растениеводства.»
Для анализа таблицы используется следующая система индексов: -Реализованной продукции = 55850207 = 38,24 1460460 -Индекс цен = 55850207 = 5,29 10562307 -Физического объема = 10562307 = 7,23 1460460 Где q1, q2 - количество реализованной продукции по видам в отчетном и базисном году; P1, p2 - цена каждого вида продукции в отчетном и базисном году. Взаимосвязь относительных показателей: = 5,29 * 38,24 = 202,29 Взаимосвязь абсолютных показателей: = = 54389747 = 54389747. Из таблицы 9 видно, что реализация каждого вида продукции, а именно пшеницы, ячменя и овса, с каждым годом увеличивается и цена каждого вида возрастает. 2.3. Корреляционно – регрессионный анализ В корреляционно-регрессионном методе сначала необходимо определить результативный (y) и факторный признаки (x). В качестве результативного признака выберем урожайность зерновых. Тогда факторным в этом случае можно принять количество внесенных удобрений. Теперь определим тесноту и направление взаимосвязи между этими величинами. Для этого воспользуемся расчетами таблицы, помещенной в приложение 1. коэффициент корреляции : 2. Коэффициент регрессии: 3. Коэффициент детерминации: D = r2 = 0,19 4. Ошибка корреляции равна: = 0,31 5. Коэффициент эластичности : B * x = 0.15 y Так как при коэффициенте корреляции стоит знак «+», то связь между урожайностью и количеством внесения удобрений прямая. Полученное значение коэффициента корреляции 0,44 свидетельствует о слабой связи между рассматриваемыми признаками . Коэффициент регрессии равен 0,11. Он означает, что с увеличением количества внесений удобрений на 1 кг. в среднем урожайность возрастет на 0,11кг. Коэффициент эластичности показывает, что при изменении количества внесения удобрений на 1% урожайность изменяется в среднем на - 0,15%.. Коэффициент детерминации показывает, на сколько процентов вариация результативного признака объясняется различиями факторного признака. Так как коэффициент детерминации равен 0,19 то, следовательно, на 19% вариация y связана с изменениями х . Ошибка коэффициента корреляции: Sr = 0.36, tф =1,22 Поскольку ООО «Рассвет-1» располагает достаточными средствами на приобретение дополнительного количества минеральных удобрений, предположим следующее: Если количество внесенных удобрений увеличить на 0,5т., тогда прибавка урожайности зерновых составит: b ×Dх = 0,11 × 0,5 = 5,5кг. Увеличение урожайности зерновых на 5,5кг. ведет к росту выручки. Она составит: b ×Dх = 0,19 × 5,5=1045тыс. руб. В результате увеличения выручки организация должна получить прибыли больше на величину равную: b ×Dх = 1045 ×0,11=114,95тыс.руб. Таким образом, за счет внесения дополнительного количества органических удобрений (на 0,5 т) произойдет увеличение урожайности (на 5,5кг). Это в свою очередь приведет к увеличению выручки( на 1045тыс.руб.). В итоге повысится прибыль предприятия на 114,95 тыс. руб. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Правильно и в оптимальные сроки проводимые агротехнические мероприятия позволяют увеличить урожайность и получить дополнительную прибыль за счет сохранения в почве влаги в результате боронований и культиваций, снижения засоренности посевов, снижения потерь зерна при соблюдении оптимальных сроков уборки. Повышенные требования к режиму питания по сравнению с другими культурами приводит к необходимости использования как органических, так и минеральных удобрений. К примеру, по сравнению с озимой пшеницей на образование 1 т семян подсолнечник потребляет азота в 2,4, фосфора - в 3,5, калия - в 16,2 раза больше. В современных условиях внесение минеральных удобрений в оптимальных дозах позволяет получать дополнительно по 3 - 5 ц/га. Другая важнейшая причина, влияющая на изменение урожайности сельскохозяйственных культур, -обеспеченность высококачественными семенами. Урожайность зависит от многих факторов, главные из которых - сорт и качество семян, система удобрения почвы, агротехнические мероприятия при возделывании культуры, качество почвы, температурный фактор и влагообеспеченность. Человек может реально повлиять только на первые три из перечисленных фактора, которые в той или иной степени можно изменить в лучшую сторону путем экономических мероприятий. Основные пути повышения урожайности сельскохозяйственных культур- применение интенсивной технологии возделывания сельскохозяйственных культур, улучшение плодородия земель, освоение севооборотов, рациональное использование минеральных и органических удобрений, мелиорация земель, проведение противоэрозионных мероприятий, улучшение семеноводства. При использовании гербицидов для борьбы с сорняками затраты труда на прополку посевов снижаются во много раз, сокращаются сроки выполнения работ. Большое значение для сокращения сроков проведения работ и роста урожайности имеет комплексная механизация рабочих процессов, поточный способ выполнения работ. Большой экономический эффект достигается при уборке урожая в оптимальные агротехнические сроки. В целом ООО «Рассвет-1» производство продукции растениеводства приносит прибыль, но нельзя не заметить, что эффективность производства ежегодно снижается. Следовательно, сидеть сложа руки и останавливаться на достигнутом не стоит. В растениеводстве очень много факторов оказывают влияние на конечные итоги. и поэтому важно те факторы, на которые может повлиять человек, использовать с выгодой для дела. Для повышения урожайности важно правильно использовать чередование культур (севооборот). Это позволит также снизить риск от заражения растений болезнями и вредителями. Грамотная агротехника и использование высокоурожайных сортов и гибридов также способствует повышению урожайности. Огромное внимание следует уделить системе внесения удобрений. Удобрения помогают сохранить плодородие почвы и обеспечивает полноценное минеральное питание растений. Для каждой культуры необходимо обеспечить и внести в почву нужные именно ей минеральные вещества, учитывая при этом агрофизические свойства почвы. Важно заинтересовать людей в результатах их труда. Стимулирование труда осуществляется путем денежного вознаграждения за труд. Прогрессивная форма оплаты труда оказывает благотворное влияние на трудовую деятельность работников товарищества. Снижение уровня косвенных расходов приведет к снижению себестоимости. Эта же цель достигается путем экономии горюче - смазочных материалов. Совокупность использования вышеуказанных предложений позволит повысить экономическую эффективность производства растениеводства и укрепит экономическое благополучие ООО «Рассвет-1». Чем экономически сильнее предприятие, тем больше средств оно сможет выделять на совершенствование и укрепление материально - технической базы, внедрение новых приемов труда. Это будет способствовать экономическому росту. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 480с. 2. Беседина В.Н. Оценка финансового состояния и управление прибылью на предприятии: Учебное пособие. / Под науч. ред. Э.Н. Кузьбожева. – Курский факультет МГУК, 1998. – 120с. 3. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 800с. 4. Волчков С.А. Оценка финансового состояния предприятия // Методы менеджмента качества. – 2002. - №3. – с.11 – 15. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Дело и сервис»,1998. – 304с. 5. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 432с. 6. Колб Р.В., Родригес Р. Дж. Финансовый менеджмент: Учебник. / Пер. 2-го англ. издания; предисл. к русск. изданию к. э. н. Драчёвой Е.А. – М.: Изд-во «Финпресс», 2001. – 496с. 7. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие. / Пер. с франц. под ред. проф. Я.В. Соколова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 576с. 8. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 471с. 9. Новосёлов Е.В., Романчин В.И., Тарапанов А.С., Харламов Г.А. Введение в специальность «Антикризисное управление»: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001. – 176с. 10. Рябушкин Б.Г. Основы статистики финансов: Учебное пособие. – М.: Финстатин – форм, 1997. – 80с. 11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Уч-к.-3-е изд.., перераб. И доп.- М.: Инфра- М, 2005.-425с.-(Высшее образование). 12. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 272 с. 13. Финансовый менеджмент: Учебник. / Под ред. проф. И.В. Колчиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 413с. 14. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 518с. 15. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. / Под ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2002. – 656с. 16. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 574с. Приложение |