Реферат: Формирование экологической культуры младших школьников
Название: Формирование экологической культуры младших школьников Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Научно-педагогические основы экологического воспитания младших школьников в системе дополнительного образования …………………………………………………………….… 6 1.1 Состояние проблемы в научно-педагогической литературе……………………………………………………………..6 1.2 Содержание экологического образования детей младшего школьного возраста…………………………………………………..14 1.3 Пути формирования экологической культуры у младших школьников …………………………………………………………..20 Выводы…………………………………………………………………….21 Глава 2. Опыт организации кружковой работы по формированию экологического образования и воспитания младших школьников в детском объединении «Юный эколог» СЮН. г. Чайковского ……………………………………………………………………..23 2.1.Состояние проблемы на начало опытной работы.……………………………………………………………………..23 2.2 Разработка программы кружка «Юный эколог»………..……..……26 2.3 Содержание работы детского объединения…………………………32 2.4 Результаты опытной работы………………………………………….43 Выводы………………………………………………………………….....45 Заключение ……………………………………………………………………...46 Список использованной литературы ………………………………………..48 Приложение Экологическая культура приобретает все большую значимость в современном мире, т. к. это одна из важнейших проблем общества, определяющая самую возможность его дальнейшего существования. «Экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Эти проблемы нашли отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г.; «Законе об охране окружающей среды» от 10 января 2002г.; в программе «Экологическое образование и просвещение населения до 2010 г.»; областной целевой комплексной программе «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 гг. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Все сказанное выше определило выбор темы исследования: формирование экологической культуры у младших школьников в системе дополнительного образования. Проблемой нашего исследования (СЮН работает совместно с педагогическим коллективом СОШ № 1) является создание педагогических условий для экологического образования и воспитания школьников в процессе внешкольной деятельности в ходе работы детского объединения «Юный эколог». Все это позволило нам определить объект, предмет, цель исследования, выдвинуть гипотезу и обозначить задачи работы. Объектом исследования является процесс формирования экологического образования и воспитания школьников. Предметом исследования – влияние экологического образования на развитие экологической культуры младшего школьника.Цель исследования определение системы форм и методов организации образовательного процесса, способствующего развитию экологической культуры и экологического сознания учащихся на занятиях по экологии.Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу : предполагаем, что систематическая работа со школьниками по экологическому образованию и воспитанию в рамках детского объединения «Юный эколог» способствуетформированию экологической и общей культуры учащихся, повышению уровня знаний,углублению мотивации и активизации деятельности, учащихся в природе. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи : - рассмотреть состояние проблемы в научно-педагогической литературе; - раскрыть методы и формы экологического образования и воспитания; - охарактеризовать детское объединение как средство экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры. Цель и задачи работы определили ее структуру: В главе 1 раскрывается состояние проблемы в научно-педагогической литературе, содержание и пути формирования экологической культуры. В главе 2 показано состояние проблемы, разработана программа детского объединения, обобщены результаты опытной работы. Исследование проводилось на станции юных натуралистов г. Чайковского Пермской области и в средней общеобразовательной школе №1 (начальное звено). ГЛАВА 1. НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕОСНОВЫЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИЛЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 1.1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения. Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Я.А. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Педагог выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Он отмечал, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным" (Коменский, 1989:56). Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 г.), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Г.Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания – согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил. Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861, 1864 гг.). Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирования у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения. К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы ... так мало оценено в педагогике" (Ушинский, 1988: 56). В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется особое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок. Итак, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках. Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе ... " (Сухомлинский, 1972: 12). Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности" (Сухомлинский, 1972: 49). Кроме того, он предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, сажать деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". (Сухомлинский, 1972: 61) И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. Так, академик И.Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании". (Зверев, 1980: 19) А.А. Плешаковым создана система учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом». В ней он не только разработал теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы". (Плешаков, 1991: 8). Данная система включает в себя как основные, так и факультативные курсы. Система «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром. В основе курса лежит принцип экологизации. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям (Лихачев, 1993:19-21). Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного. Лихачев Б.Т. отмечает, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. «Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности» (Лихачев, 1993:19-21). Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. В наши дни необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества. Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного ¾ это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей. Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает: - культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде, на основе формирования умений принимать альтернативные решения; - культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; - культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте, являются: ¾ семья; ¾ детские дошкольные учреждения; ¾ школа; ¾ внешкольные воспитательные учреждения; ¾ средства массовой информации; ¾ самовоспитание. Большую роль в воспитании ребенка играют внешкольные учреждения, организующие процесс формирования экологической культуры. Компонентами процесса экологического воспитания являются:
Основным компонентом любого процесса является целеполагание. А.Н. Захлебный считает, что целью экологического образования и воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности (Захлебный, 1985: 10). Л.В. Моисеева, в системе экологического воспитания, выделяет ряд основополагающих принципов (Моисеева, 1993: 148): 1. Междисциплинарность: - экологизации предметов, т.е. внедрение экологических идей в содержание и методы обучения отдельных предметов; - интегрированные экологические модули. Комплексные межпредметные знания экологического содержания. 2. Единство познания, переживания и действия: - целостные ориентации личности; - мотивы деятельности; - природоохранная деятельность. 3. Целенаправленное педагогическое общение школьников с окружающей средой (природой). 4. Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем. 5. Принцип альтернативности и прогностичности. И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер считают, что цель экологического образования достигается по мере решения следующих задач в их единстве: обучения – формирования системы экологических проблем современности и путях их решения; развития системы интеллектуальных и практических умений по изучению оценки состояния и улучшению окружающей среды своей местности; воспитания-формирования мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности) развития личности (Суравегина, 1990: 47). А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина считают, что формирование ответственного отношения к природной среде связано с решением ряда образовательных и воспитательных задач (Захлебный, 1985: 10). Последние предполагают формирование потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; формирование установок и мотивов деятельности, направленных на осознание универсальной ценности природы; формирование убеждений в необходимости сбережения природы, заботы о сохранении своего здоровья и здоровья других людей как общественной ценности; потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей. И.Д. Зверев считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха. (Зверев, 1991: 9) Методы, формы экологического образования и воспитания Б.Т. Лихачев условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного самосовершенствования. (Лихачев, 1993: 19) А.Н. Захлебный отмечает, что при разработке экологической программы особое значение приобретает изучение школьника как личности, факторов его обучения и воспитания. (Захлебный, 1981: 184) Таким образом, экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. 1.2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . На наш взгляд, рассмотрение теории экологического образования необходимо начать с определения его содержания. Мы считаем, что экологическое образование это составная часть экологического и нравственного воспитания. Поэтому под экологическим образованием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). Значит в сущности экологического образования следует рассматривать две позиции: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение. Определяя содержание экологического образования мы выделили особенности этого процесса это: 1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; 2) длительность; 3) сложность; 4) скачкообразность; 5) активность; Кроме того: огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей экологической деятельности. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности (экологический подход к формированию сознания). В него входит осознание сущности экологических законов: понимание причин конфликтов в системе «природа – общество» как несоответствие природных и социальных законов; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; познание себя, отношение к себе и окружающему миру как части самого себя. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя. Важнейшей задачей экологического образования является: теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях; деятельности в ней человека; об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения). Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях детского объединения по охране природы. Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на занятиях, в процессе самообразования. Задачи экологического образования, по мнению О.М. Барковской, представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности (Барковская, 1994). Показателем эффективности формирования экологической ответственности должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности. Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования: ¾ научно-познавательного; ¾ ценностного; ¾ нормативного; ¾ практически- деятельностного. З. П. Кириллова считает, что научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними (Кириллова, 1983). Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому ¾ природно-социальному окружению. Ценностный аспект содержания, по мнению А.Ш. Бахтибенова, призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание (Бахтибенов, 1993). Нормативный аспект содержания экологического образования ¾ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ¾ показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания. Практически ¾ деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный. Практическая деятельность ¾ конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Опыт Н.А. Рыжовой в проекте «Мое дерево» показывает, что объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего города и села может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Ориентируясь на собственный опыт, следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками. В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у детей младшего школьного возраста вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных. Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах обитания живых организмов: об их домах ¾ природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека. Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды, ¾ значит, заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной, так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением. Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов ¾ влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите. Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в содержании программы экологического кружка может быть отражено несколько содержательных линий: ¾ человек ¾ природное существо и член общества; ¾многообразие природного и социокультурного окружения человека; ¾ экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой; ¾ труд и поведение человека в окружающей среде. И.В. Жукова тоже считает что, в содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой (Жукова, 1998). 1.3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуется возрождение интереса к воспитательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развить свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование является той сферой, которая ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных способностей и потребностей личности. Дополнительное образование расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, формированию позитивного отношения к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников. Экологические представления формируются у детей младшего школьного возраста на занятиях по экологии. Например, ребята акцентировали внимание на развитии следующих представлений: - почему поле, лес, луг называют природными сообществами; - для чего существуют различные элементы природных сообществ; - как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах. Эти экологические знания на протяжении ряда занятий переводили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание. ВЫВОДЫ 1. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения. 2. Теоретическая основа экологической культуры основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. 3. В младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. 4. Нами разработаны программы по экологическому воспитанию и образованию младших школьников во внешкольных занятиях и представляем их в Главе 2 нашего исследования. ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» СЮН г. ЧАЙКОВСКОГО. 2.1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НА НАЧАЛО ОПЫТНОЙ РАБОТЫ. За последние годы в начальной школе широко применяется опыт (А.А. Плешакова) экологического воспитания и образования через уроки природоведения. Формирование экологической культуры младших школьников происходит только при условии взаимосвязи различных типов и видов школьной деятельности, что не всегда возможно. Это связано с отсутствием достаточно полных методических работ. Поэтому эта деятельность не дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Это вызвало необходимость создания педагогических условий для экологического образования и воспитания школьников в процессе внешкольной деятельности в ходе работы детского объединения «Юный эколог». Для выявления уровня экологической культуры младших школьников станцией юных натуралистов во 2 классе СОШ № 1 проведен констатирующий эксперимент. Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью. Анкета 1. Что такое природа? 2. Что природа дает человеку? 3. Назовите охраняемые растения нашей местности. 4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны? 5. Какие насекомые появляются весной первыми? 6. Что такое «фотоохота»? 7. Назовите лекарственные растения. 8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? 9. Как человек разрушает природу? 10. Что могут сделать дети для охраны природы? Данные, полученные в ходе анкетирования, представлены в графиках и диаграммах. (Приложение № 1, диаграмма № 1 – 10) Ответы учащихся на вопрос «Что такое природа?» показывает, что, большинство учащихся не имеют полного представления (Приложение № 1. Диаграмма № 1). Среди компонентов природы учащиеся называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы ¾ воздух и вода. Ответы учащихся на вопрос «Что природа дает человеку?» свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют птицу, лекарства, одежду, мебель. Однако никто не назвал топливо, чистый воздух. (Приложение № 1. Диаграмма № 2). Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос «Назовите охраняемые растения нашей местности». Данные диаграммы (Приложение № 1, диаграмма № 3) показывает о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить значительное количество неверных (например: одуванчик, подорожник и другие). 60 % учащихся не смогли ответить на поставленный вопрос. Ответы учащихся на вопрос, «Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?» констатируют, что большинство учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время многие учащиеся не дали полных и точных ответов (Приложение № 1, диаграмма № 4). Как показывают результаты анкетирования (приложение № 1, диаграмма № 5), учащиеся не смогли ответить на вопрос «Какие насекомые появляются весной первыми?», так как целенаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими проводятся не в системе или не проводятся. Ответы учащихся на вопрос «Что такое «фотоохота?» говорят о том, что большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид охоты ¾ фотоохота. (Приложение № 1, диаграмма № 6) Ответы учащихся на вопрос: «Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?» большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным. Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах. (Приложение № 1, диаграмма № 8) Ответы учащихся на вопрос: «Как человек разрушает природу?» свидетельствуют о том, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу. (Приложение № 1, диаграмма № 9) Ответы учащихся на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны природы?» Как видно из графика (Приложение № 1, диаграмма № 10), не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают ограждение муравейников, посадка деревьев, что связано с положением школы в лесу. Анализ полученных данных убедил нас в том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания очень низок. В связи с этим нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе. 2.2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ». Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы разработали и предлагаем две программы экологического воспитания младших школьников в рамках объединения «Юный эколог». Программы составлены из расчета проведения одного занятия в неделю. При построении адаптированной программы объединения мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы: ¾ познавательном; ¾ познавательно-развлекательном; ¾ практическом; ¾ исследовательском Программа объединения «Юный эколог» (вариант 1)
Содержание программы детского объединения «Юный эколог» (вариант 2).
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важной составной частью экологической культуры младшего школьника является формирование осознанного экологически сообразного поведения и здорового образа жизни ребенка, умения адекватно взаимодействовать с миром природы и людей. Кружок “ Юный эколог“ ставит перед собой следующие задачи: 1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 2. Формирование мотивов, экологически ценностных ориентаций, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, ответственного отношения к здоровью, природной среде, жизни, способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды. 3. Развивать: альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятие прекрасного и безобразного удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью, к миру природы. 4. Формирование потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем. 5. Развивать знания и умения по оценке состояния и охране природного окружения. 6. Формирование экологически ценностных ориентаций. 7. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. 8. Развитие практических умений и навыков по выполнению различных видов сельскохозяйственных работ (опытная работа, практические умения по высадке, пересадке и уходу за растениями и т.д.) Принципы, лежащие в основе работы по программе: 1) принцип добровольности (зачисление в группу возможно только по желанию ребенка); 2) принцип личностного подхода (личность каждого ребенка является непреложной ценностью); 3) принцип научности (информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной); 4) принцип адекватности возрасту (соответствовать возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка); 5) принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребенка); 6) принцип ориентации на достижение успеха (необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха); 7) принцип доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка); 8) принцип последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность); 9) принцип интерактивного обучения (методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний); 10) принцип обратной связи (педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия). В результате освоения программы каждый обучающийся должен: Знать: · определения элементарных биологических понятий:(среда обитания: наземно-воздушная, почвенная, водная, организмы, местообитание, факторы среды, приспосабливаемость к среде обитания,); · основные проблемы охраны природы; · основные виды животного мира Пермской области. Уметь и владеть: – работать с литературой, обобщать знания; – применять знания при решении биологических задач; – ставить простейшие опыты; – проводить элементарные наблюдения за животными и фиксировать результаты; – соблюдать правила пребывания в уголке живой природы; – корректно вести себя в природе; - владеть умениями по написанию сообщений, логично излагать свои мысли. 2.3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ. Важно, как педагог сочетает деятельность обучающихся, в стенах СЮН или школы, с изучением природной среды в окрестностях школы или города. Так, органической составной частью кружковой работы по теме «Экология города» может стать создание экологической тропы. Формирование тропы связано с изучением окружающей СЮН природы: поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности. Досуговая деятельность позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками. Дети с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами ребенка рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения. (Приложение № 2 - 9) Разнообразные виды деятельности детей взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы объединения «Юный эколог») ¾ посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе (Приложение № 11). Исследовательское направление работы объединения осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов. Предлагаемая программа обеспечена пакетом методических разработок. Ее апробация проводилась на базе 2 класса средней общеобразовательной школы № 1 г. Чайковского. В ходе работы нами был использован проект «Мое дерево» Н.А.Рыжовой. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на занятиях, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Данный проект подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендации по выбранной проблеме. Например, детям предлагалось подготовить проекты и успешно их презентовать по темам: «Как научить попугая разговаривать?», «Условия необходимые для содержания рыбок в аквариуме», «Какие виды кормов предпочитает белая мышь?» (Приложение № 12). Интересно проходит работа по проекту Н.А. Рыжовой «Мое дерево». В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево ¾ прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья ¾ довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом. Проект включает три этапа работы. Первый этап ¾ подготовительный. На этом этапе объясняется цель, задачи проекта, проводятся беседы, дискуссии, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий ¾ дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники выбирают для исследований деревья, которые, видны из окон их домов, растут во дворе дома. У большинства детей сформировано представления о том, что главное дерево нашей страны ¾ береза. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня, ива, т.е. происходит у детей воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево ¾ друг, ребенок сам выбирает для него имя. Анализ детских работ показал, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая ¾ обычные, «человеческие» имена ¾ Саша, Аннушка, Аленушка и т.п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен ¾ это придуманные слова, отражающие определенную характеристику дерева: дерево по имени «Среднекан» названо так потому, что оно и не великан, и не малыш, а нечто среднее между ними. В третьей группе имена деревьев отражают их особенности, но при этом дети использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза) Ежик (ель), Невеста (яблоня в цвету). Анализ детских рассказов о своем дереве показывал, что детям нравится называть деревья придуманными именами, а не ботаническим названием. Таким образом, они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных. Экологический проект «Мое дерево» может стать семейным проектом, если познакомить родителей с целями и задачами работы по данному проекту. Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать историю его появления. Подготовительный этап включает оформление специальной тетради «Мое дерево», в которую ученики заносят результаты своих наблюдений не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. Например, они рисуют портрет своего дерева в разное время года. Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Ниже приводится пример одного из заданий ¾ «Изучение ствола, коры». 1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего. 2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы школьники даже отмечали, как изменяется кора после дождя. Некоторые дети, считали, что кора их дерева «средняя», так как она «не шершавая и не гладкая». Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом и на детальном уровне, в разное время года. 3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева? Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими огурцами». 1. Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить? 2. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать в тетради. 3. Есть ли на стволе грибы? 4. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны? Помимо чисто исследовательских заданий, ребята выполняли ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, им предлагалось определить «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во время выполнения задания дети отмечали, что «настроение» их дерева бывает: грустное, веселое, счастливое, бодрое, печальное, молчаливое, шутливое, задумчивое. Параллельно с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по уходу за своим деревом, сажают рядом с ним другие растения, чтобы «дереву не было скучно и одиноко», делают кормушки для птиц. Третий этап – обобщение материалов – включает написание детьми сочинений о дереве, выполнение ряда рисунков, чтение литературы по теме. Ниже приводятся примеры сочинений учащихся. «Мое дерево дружит с рябиной, которая живет в другом дворе. Каждую ночь они подходят к забору и разговаривают. Ветра нет, а они качаются. Иногда они уходят в другой конец двора, где забор сломан, а утром возвращаются на свои места. Кажется, что деревья неживые, но на самом деле они живые». (Написала Талипова Яна) «У меня есть любимые деревья. Это два могучих тополя. Они растут во дворе. Рядом с ними лежит снег, глубина его десять сантиметров. Есть проталины, уже видна трава. Кора у деревьев очень толстая, а запах – прихода весны. Моим деревьям нужна вода, земля, солнце, почва. Им нужен воздух» (Написал Бондаренко Саша) Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе. Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой. Наблюдение окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Процесс наблюдения можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения. Рассмотрим каждый этап в отдельности (по А.В. Васильевой). Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта. На данном этапе учитель указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно предшествовать началу наблюдения, а иногда – несколько отстоять по времени от начала самого наблюдения. Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе. Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников – использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте. Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить. Этот этап (по своему содержанию и роли наблюдения) можно условно разграничить на три части. Первая часть – обследование предмета или явления в целом. Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных деталей и частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию предмета. Молча созерцать предмет, дети могут несколько секунд. Молчаливое восприятие должно быть не стихийным, целеустремленным – таким его делает направляющее слово педагога (вопрос, указание). Вторая часть – анализ обследуемого предмета. Учитель направляет внимание ребенка на особенности предмета. Мы заметили, что младшие школьники сравнительно легко выделяют части предмета и несколько затруднены в выделении его свойств. Части и свойства предмета являются его признаками, которые ребенок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в целом. Выделяя существенные признаки, ребенок учится определять принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным признакам, учится отличать его от других однородных предметов. Следует подчеркнуть, что младшие школьники способны вычленить и различить несколько признаков в воспринимаемом предмете и явлении. Если воспринимаемый предмет малоизвестен детям, то развернутый анализ его проводится при непосредственном участии самого педагога. Учитель направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, в результате чего у них формируется обобщенное представление типичного строения, окраски, формы и других признаков предмета. По мере овладения навыками, анализ и умение наблюдать принимает все более самостоятельный характер. Третья часть – обследование интерпретирующее, раскрывающее те только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель этой части наблюдения – отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами. Четвертый этап – заключительный. Цель его – в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались. Как показывает опыт работы, ребенок не всегда умеет четко выделить отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов теми же путями, по которым они протекали в процессе первичного восприятия. Схема наблюдения за животным. В процессе восприятия дети, следуя указанию учителя (или самостоятельно), отмечают: 1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным. 2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отличая и сходство, и различия. 3. Особенности и роль данного животного в жизни человека. 4. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний. Схема наблюдения за птицами. 1. Отметьте, когда первый раз услышали вы в лесу голос кукушки. Успели ли к этому времени появиться на ветвях деревьев листва? А если кукушка прилетела на «голый лес», будет ли май теплым, парным – не подведет ли нас старинная примета? Постарайтесь проверить примету, о которой шла речь. 2. Понаблюдайте, послушайте и отметьте дату, когда голоса кукушек стали смолкать, - эта дата будет означать, что кукушки закончили свои гнездовые заботы и прекратили подкладывать яйца в чужие гнезда. Если спустя некоторое время голоса кукушек послышаться вновь, знайте: кукушки снова принялись подкладывать яйца в чужие гнезда. К этому времени у пеночек, славок, коньков и у других птичек начались вторые кладки, и кукушки как бы не пожелали оставаться в стороне. Новая вспышка «кукования» расскажет вам не только о том, что кукушки принялись снова нести яйца – вы догадаетесь, что, и другие птицы тоже приступили к гнездовым делам, второй раз за эту весну и лето. Чем ярче, громче вспышка повторного «кукования», тем, следовательно, и больше пеночек, славок, коньков приступило ко второй кладке за лето. Услышав повторное «кукование», вы сможете подсчитать, когда последние кукушки покинут ваши леса. Старые кукушки покинут ваш лес и отправятся в дальнюю дорогу на юг еще в конце июля – в начале августа. А вот молодые птицы так рано собраться в дорогу не успеют – им еще надо подрасти, окрепнуть. Услышав повторное «кукование», отметьте дату этого события – эта дата означает, что в это время кукушки второй раз начали подкладывать свои яйца в чужие гнезда. Кукушонок появляется из яйца на 12-й день. Если теперь к дате начала повторного кукования прибавить 12 дней, то получится дата, когда кукушонок появится на свет, - кукушонок второго вывода. Дальше кукушонку следует отбыть положенный срок в гнезде, чтобы подрасти и, наконец, осмелиться покинуть это гнездо и попытаться начать самостоятельную жизнь. Обычно в гнезде кукушонок находится около трех недель. Итак, со дня, кукушки начали повторно куковать, должно пройти почти пять недель, прежде чем кукушонок выберется из гнезда. Но и тогда он еще не будет летать – потребуется еще неделя, чтобы более или менее окрепли крылья. Ну, а теперь пора собираться в дальнее странствие? Нет, срок путешествия еще не наступил. Чуть ли не целый месяц послу вылета из гнезда кукушонок будет пользоваться помощью своих приемных родителей – все это время без их помощи прожорливый птенец не сможет еще самостоятельно отыскать необходимое количество пищи. Закончится этот месяц, и только тогда молодая кукушка сможет двинуться в самостоятельную дорогу, сначала по окрестным местам, а потом и к местам зимовки. Так вы и подсчитаете срок отлета последних кукушек. Данные заносим в таблицу:
2.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ. В заключение формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез. Детям были предложены вопросы анкеты (см. гл. 2. 2.1.) Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов. Например: Ответы учащихся на вопрос: Что такое природа? Показали, что большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы дети наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека (приложение № 1, диаграмма №1). Или на вопрос: Что природа дает человеку? большинство учащихся дали правильные ответы (приложение № 1, диаграмма №2) Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос: Назовите охраняемые растения нашей местности (приложение № 1, диаграмма № 3). Полученные ответы позволяют сделать вывод о том, что занятия по программе привели к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшилось количество неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним – двумя школьниками, стали известны большинству школьников. Акцентируем внимание еще на ответах такого вопроса: Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? Показывает, что у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности. (Приложение № 1, диаграмма № 8). Ответы учащихся на вопрос «Как человек разрушает природу?», свидетельствует, что школьники узнали о многочисленной деятельности человека на природу (приложение № 1, диаграмма № 9). Ответы учащихся на вопрос «Что могут сделать дети для охраны природы?», большинство детей осознало свою роль в охране и восстановлении природной среды (приложение № 1, диаграмма № 10). Анализируя данные двух анкет видно, что у детей повысился уровень экологической культуры. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. Так, например, Малых Дима прочитал и рассказал своим товарищам сказку А. Дитриха и Г. Юрмина «Разноцветная речка» о вреде, который приносят промышленные заводы, загрязняя наши речки и озера. А Игорь Кравченко повесил кормушку и поделился со своими друзьями наблюдениями о том, какие птицы прилетали к его искусственной столовой. Группой детей был организован «голубой патруль» по очистке р. Мутнушки (Приложение № 11, фото 1). Пинаева Ирина, Сысоева Даша участвовали в посадке цветов (Приложение № 11, фото 2). Нагимов Денис, Логинова Оля занимались систематическими наблюдениями в природе, собирали лекарственные растения (Приложение № 11, фото 3). Быстрова Даша, Козгова Настя помогали ухаживать за домашними животными (Приложение № 11, фото 4). Возрос интерес детей к проектной деятельности. Увеличилось количество детей экскурсоводов (2003 г – 3 человека, 2004 – 5 чел), консультантов по содержанию животных в домашних условиях (2003 г – 2 чел, 2004 г – 5 чел). Если в 2003 г презентовали свои проекты 2 человека, то в 2004 г – 4 человека. Формирующий эксперимент, проводимый по данной программе во 2 классе средней общеобразовательной школе № 1 г. Чайковского показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической работы с учащимися в формировании экологической культуры. 1. Кружковая работа в системе дополнительного образования является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников. 2. Система работы с детьми младшего школьного возраста значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость. 3. Кружковая работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического образования и воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка программы «Юный эколог» позволяющая полнее реализовать возможности экологического воспитания и способствующая формированию экологической культуры. Проделанная работа привела к следующим выводам: 1. Экологическое образование и воспитание школьников – приоритетное направление в учреждениях дополнительного образования, осуществляющееся с учетом возраста обучающихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры. 2. Теоретические основы экологического образования и воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе. 3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию и образованию, ее уровень, как правило, остается достаточно низким. 4. Для систематизации работы необходима программа экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. 5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся. 6. Целенаправленная систематическая работа по экологическому образованию и воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юный эколог», способствует значительному повышению экологической культуры школьников. Подготовка дипломной работы убедила меня в большой важности разработки специальной программы совместной деятельности станции юных натуралистов и средней общеобразовательной школы, направленной на повышение экологической культуры учащихся начальных классов. Список литературы 1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1. С. 19-22 2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромидат, 1989. – 383с. 3. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. – Минск: Пламя, 1993. – 412с. 4. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32. 5. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17. 6. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33. 7. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998. №6. С. 92-94. 8. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. – 1993. - №6. 9. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59. 10. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. – С.77-83. 11. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987. 12. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями // Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49. 13. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987. 14. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11. 15. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24. 16. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 1998. № 6. С. 63-64. 17. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. - 1998. №6. С. 13-14. 18. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993. 19. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей. // НШ. – 1998. №6. С. 71-76. 20. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. – 1998. - № 6. С. 19-26. 21. Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 1997. 22. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32. 23. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. – 1989. №10-11. 24. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. – 1998. №6. С. 125-127. 25. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1983. – 232с. 26. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9. – С.16-22. 27. Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1976. С.20-28. 28. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. – 184с. 29. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии – М.: Просвещение, 1977. – 206с. 30. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. – 1985. - №12. – С.10-12. 31. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10. 32. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991. - №1. – С.9-11. 33. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980. – 24с. 34. Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. – 1990. №10. – С. 27-30. 35. Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. С. 84-92. 36. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1983. 37. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. – 2000. №6. С. 75-76. 38. Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. С. 50-52. 39. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21. 40. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. – 148с. 41. Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // НШ. – 1999. №3. С. 32-34. 42. Николаева С. Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. М.: Просвещение. – 1993. 43. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. // НШ. – 1998. №6. С. 105-106. 44. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с. 45. Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. ,, НШ. – 1998. №5. 46. Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. – 1998. №6. С. 26-28. 47. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32. 48. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184. 49. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. – 1997. - №4. – С.48-52. 50. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.40-42. 51. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе – М., 1977. – С.14-39. 52. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. – М., 1978. – 49с. 53. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19. 54. Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. – 1999. №5. С. 45-51. 55. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с. 56. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. – 1988. - №9. – С.31-34. 57. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая школа, 1994. – 126с. 58. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. – 1990. - №12. – С.12-14. 59. Тихонова А. Е., Деев В. М. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования. // НШ. – 1998. №6. С. 77-81. 60. Тихонова А. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. – 1991. №9. 61. Ферб П. Популярная экология. М., Мир. – 1971. 62. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. – 1998. 63. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования // Советская педагогика. – 1981. - №7 64. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО – 1996. |