Курсовая работа: Нормирование основных деталей и узлов Расчет параметров
Название: Нормирование основных деталей и узлов Расчет параметров Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||
Курсовая работа по дисциплине: нормирование точности. Тема Курсового проекта Нормирование основных деталей и узлов. Содержание:
1. Задание 1 а) Посадка с зазором б) Переходная посадка в) Посадка с натягом 2. Задание 2 а) Посадка с зазором б) Переходная посадка в) Посадка с натягом 3. Задание3 4. Задание4 5. Задание5 6. Задание6 7. Список литературы Нормированию точности в машиностроении.
Задание 1: Рассчитать параметры и графически изобразить посадки; для посадок, где имеется вероятность натяга, рассчитать усилие запрессовки и разность температур втулки и вала, позволяющей иметь сборочный зазор. Для переходной и любой другой посадки рассчитать вероятностные характеристики и результаты изобразить графически. Посадка с зазором:
Dn=dn=10.000; ES=0.022; es=-0.040; EI=0; ei=-0.076; Dmax=Dn+ES=10.000+0.022=10.022; Dmin=Dn+EI=10.000+0=10.000; dmax=dn+es=10.000-0.040=9.960; dmin=dn+ei=10.000-0.076=9.924; Smax=Dmax-dmin=10.022-9.924=0.098; Smin=Dmin-dmax=10.000-9.960=0.040; Вероятностный метод:
Td=dmax-dmin=9.960-9.924=0.036; TD=Dmax-Dmin=10.022-10.000=0.022; x1 =-3*σn=-3*0.007032=-0.021; x2 =3* σn=3*0.007032=0.021;
Посадка переходная:
Dn=dn=6.000; ES=0.012; es=-0.009; EI=0; ei=-0.01; Dmax=Dn+ES=6.000+0.012=6.012; Dmin=Dn+EI=6.000+0=6.000; dmax=dn+es=6.000+0.009=6.009; dmin=dn+ei=6.000+0.001=6.001; Nmax=es-EI=6.009-6.000=0.009; Smax=Dmax-dmin=6.012-6.001=0.011;
Вероятностный метод: Td=dmax-dmin=6.009-6.001=0.008; TD=Dmax-Dmin=6.012-6.000=0.012; x1 =-3*σn=-3*0.002404=-0.007211; x2 =3* σn=3*0.002404=0.007211; Посадка с натягом:
Dn=dn=70.000; ES=0.030; es=-0.132; EI=0; ei=-0.102; Dmax=Dn+ES=70.000+0.030=70.030; Dmin=Dn+EI=70.000+0=70.000; dmax=dn+es=70.000+0.132=70.132; dmin=dn+ei=70.000+0.102=70.102; Nmax=es-EI=0.132-0=0.132; Nmin=dmin-Dmax=70.102-70.030=0.072; Рассчитываем усилие запрессовки F 3 и разность температур Δ t втулки, и вала для переходной посадки. E1 =2·1011 Па ν1 =0,3 λ1 – коэффициент Ляме (податливости вала и отверстия) d – номинальный диаметр Е – модуль упругости ν1 – коэффициент Пуассона материала вала fmax=0.12 Nmax – максимальный натяг Sсб – зазор, обеспечивающий удобство сборки α – коэффициент термического расширения детали Задание 2: Для заданных характеристик посадок подобрать рекомендуемые стандартом. Изобразить графически заданные и подобранные посадки. Посадка с зазором: ф12 наибольший зазор 0,100 наименьший зазор 0,050 1. Графическое изображение посадки в общем случае может быть представлено в следующем виде: 2. Из графического изображения видно, что верхнее отклонение вала совпадает с необходимым наименьшим зазором, следует найти поле допуска для вала, у которого при размере 12мм верхнее отклонение близко к 0,050. 3. Из таблицы стандарта находим, что из числа предпочтительных полей допусков лучше всего подходит поле допуска d8: для которого ei=-0.077мм, а es=-0.050. 4. Верхнее отклонение основного отверстия должно быть равным: ES=0.100-0.077=0.023. 5. Из справочника находим, что лучше всего подходит поле допуска Н8: для которого ES=0.027мм, а EI=0.000мм. 6. Графическое изображение этой посадки теперь выглядит так: Отверстие: наибольшее ф 12,027мм, наименьшее ф 12,000мм. Вал: наибольший ф 11,950, наименьший ф 11,923мм. Допуск: вала и отверстия 0,027мм. Возможный наименьший зазор 0,050мм (задан 0,050). Возможный наибольший зазор 0,104мм (задан 0,100). 7. Выбираем посадку, соответствующую заданному условию: Посадка переходная: ф10 наибольший натяг 0, 010 наибольший зазор 0,014 1. Графическое изображение посадки в общем случае может быть представлено в следующем виде: 2. Из графического изображения видно, что верхнее отклонение вала совпадает с необходимым наибольшим натягом, следует найти поле допуска для вала, у которого при размере 10мм верхнее отклонение близко к 0,010. 3. Из таблицы стандарта находим, что из числа предпочтительных полей допусков лучше всего подходит поле допуска k6: для которого ei=0.001мм, а es=0.010. 4. Верхнее отклонение основного отверстия должно быть равным: ES=0.001+0.014=0.015. 5. Из справочника находим, что лучше всего подходит поле допуска H7: для которого ES=0.015мм, а EI=0.000мм. 6. Графическое изображение этой посадки теперь выглядит так:
Отверстие: наибольшее ф 10,015мм, наименьшее ф 10,000мм. Вал: наибольший ф 10,010, наименьший ф 10,001мм. Допуск отверстия 0,015мм. Допуск вала 0,009. Возможный наибольший натяг 0,010мм (задан 0,010). Возможный наибольший зазор 0,014мм (задан 0,014). 7. Выбираем посадку, соответствующую заданному условию: Посадка с натягом: ф65 наибольший натяг 0,115 наименьший натяг 0,055 1. Графическое изображение посадки в общем случае может быть представлено в следующем виде: 2. Из графического изображения видно, что верхнее отклонение вала совпадает с необходимым наибольшим натягом, следует найти поле допуска для вала, у которого при размере 65мм верхнее отклонение близко к 0,115. 3. Из таблицы стандарта находим, что из числа предпочтительных полей допусков лучше всего подходит поле допуска t6: для которого ei=0.066мм, а es=0.085. 4. Верхнее отклонение основного отверстия должно быть равным: ES=0.066-0.055=0.011. 5. Из справочника находим, что лучше всего подходит поле допуска К7: для которого ES=0.009мм, а EI=-0.021мм. 6. Графическое изображение этой посадки теперь выглядит так: 7. Отверстие: наибольшее ф 65,009мм, наименьшее ф 64,979мм. Вал: наибольший ф 65,085, наименьший ф 65,066мм. Допуск отверстия 0,012мм. Допуск вала 0,019мм. Возможный наименьший натяг 0,057мм (задан 0,055). Возможный наибольший натяг 0,106мм (задан 0,115). 8. Выбираем посадку, соответствующую заданному условию:
Задание 3: Пронормировать по точности отверстия под болтовые и шпилечные соединения для следующих данных L1 =800мм, L2 =800мм, d=16мм, D=600мм, a1 =300 , a2 =1000 , a3 =1000 . Смоделировать соединения. Произвести анализ собираемости. Оформить эскизы на детали в двух вариантах: используя позиционные допуски и допуски на позиционные размеры. При d=16мм зазор для прохода шпильки Smin=1,0 (1 ряд) к=1 (соединения не требует регулировки взаимного расположения деталей) Предельные отклонения: 1. Через позиционный допуск и абсолютный размер:
2. Через допуск на позиционный размер
Задание 4: Для гладкого цилиндрического соединения DH =70, работающего при температуре t=200°C, пронормировать по точности диаметральные размеры втулки и вала при нормальной температуре, если при эксплуатационной температуре посадка характеризуется. Зазор 0,02 ± 20% Гильза – чугун Поршень – алюминий Отв: αчугун =9·10-6 Поршень: αал =22·10-6 В результате расчета получаем следующую посадку:
Задание 5: Для заданной конструкции, характеризуемой параметрами: 1) Подобрать посадки подшипников по наружному и внутреннему кольцу. 2) Подобрать посадки зубчатого колеса на вал, муфты на вал, посадки шпонок. 3) Выявить размерную цепь, обеспечивающую наличие осевого зазора в подшипниковом узле, гарантирующем отсутствие заклинивания подшипников, если в эксплуатации вал и подшипники нагреваются в среднем не выше tB =80°C, а корпус не выше tК =40°C. Пронормировать по точности размеры деталей, образующих данную размерную цепь (рациональным, по усмотрению исполнителя методом). Выполнить проверку. Смоделировать конструкцию (корпус, крышки, зубчатые колеса - упрощенно), рассчитать размерную цепь, используя инструментальные средства. Выполнить анализ влияния данного зазора на показатели точности передачи. 4) Выполнить эскиз вала. Обоснованно назначить шероховатости поверхностей. Для всех размеров и допусков формы и расположения, не пронормированных на поле эскиза, выявить числовые значения допусков. Результат представить на втором эскизе. 5) Выполнить эскиз зубчатого колеса. Привести численные значения основных точностных характеристик. Расчет размерных цепей:
Δ=0,1...0,6 TΔ=Δmax-Δmin=0.6-0.1=0.5 Tподш =0,12 A4 =A6 Проведем проверку Δmin и Δmax: Вывод: При А1 =140мм, А2 =25мм, А3 =22мм, А4 =5мм, А5 =60мм, А6 =5мм, А7 =22мм размерах, образующих размерную цепь, обеспечивается осевой зазор в подшипниковом узле Δ=0,1…0,6. Обеспечивается сборка по методу полной взаимозаменяемости. Расчет размерной цепи осуществляется по методу равных допусков. Эскиз вала: Задание 6: Для шлицевого соединения 10х92х38х зарисовать эскизы с простановкой размеров и стандартов эскизы с простановкой размеров и стандартов с центрированием по наружному (D), внутреннему (d) диаметрам и по ширине шлица (b). Пронормировать по точности. По ГОСТу 1139-80 B=14мм, d1 =89,4мм а) Центрирование по наружному диаметру: - для втулки - для вала б) Центрирование по внутреннему диаметру:
в) Центрирование по ширине шлица - для втулки - для вала Список литературы: 1. Н.Н.Марков, В.В.Осипов Нормирование точности в машиностроении. - Москва, Высшая школа. 2001. 2. Белкин И.М. Допуски и посадки, основные нормы взаимозаменяемости. - Москва, Машиностроение, 1992. 3. Мягков В.Д. и др. Допуски и посадки, справочник.- Ленинград, Машиностроение, 1983. 4. Козловский Н.С., Виноградов А.Н. Основы стандартизации, допуски и посадки и технические измерения. 5. ГОСТ 14140-81. Допуски расположения осей отверстия для крепежных деталей. |