Курсовая работа: Финансовый рынок и тенденции его развития
Название: Финансовый рынок и тенденции его развития Раздел: Рефераты по финансам Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Ухтинский государственный технический университет (УГТУ) Кафедра «ФК и БУ» Курсовая работа
по дисциплине «Финансы» тема «Финансовый рынок и тенденции его развития» Выполнил: студент II курс, факультет ФК ФБО (к) с.п. /______/Задорин Н.Г./ г. Ухта, 2009. Содержание
Введение………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретическая глава «Финансовый рынок»…………………………...5 1.1 Финансовый рынок……………………………………………………..5 1.2 Тенденции развития финансовых рынков…………………………...10 Глава 2. Практическая глава «Рынок государственных ценных бумаг»…….14 2.1 Структура рынка государственных ценных бумаг на ММВБ……...14 2.2 Инструменты – лидеры рынка………………………………………..16 2.3 Государственные сберегательные облигации………………………..20 2.4 Перспективы развития рынка ГЦБ…………………………………...21 Заключение……………………………………………………………..23 Библиографический список…………………………………………...24
Введение
Ценные бумаги, появившиеся на заре капитализма продолжали жить и развиваться в условиях монополистического и государственно-монополистического капитализма. В современную эпоху произошли важные изменения в организационной структуре рынка государственных ценных бумаг, его функциональном механизме. Изменилось место этого рынка в торговле ценными бумагами. Одну из главных ролей стал играть рынок государственных ценных бумаг в финансировании экономики. Эти новые тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные казахстанские подходы в понимании работы рынка государственных ценных бумаг при формировании акционерных обществ, организации и развития фондовых бирж, фондовых рынков для привлечения денежных накоплений предприятий и населения в экономику. Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг, его роли в экономике. Это является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в развитой рыночной экономике государственные ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. При высокой инфляции, свойственной начальным этапам перехода к рынку, доходы на ценные бумаги не компенсируют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотнее вкладываются в операции с иностранной валютой. Даже в условиях существования валютного коридора и падения темпов инфляции в 1996 г. в СНГ спрос на валюту значительно превышал предложение. В том же направлении действует и риск потери денег на фондовом рынке. Но переходный период экономики требует не просто развития рынка ценных бумаг. Необходимо, учитывая исторические особенности и текущую ситуацию в стране, постепенно делать его все более полнокровным. Ведь фондовый рынок не существовал у нас в стране много десятилетий и начал развиваться только в 91-е годы. Когда Казахстан входил в состав Российской империи этот рынок присутствовал: существовали акционерные общества, государственные облигации, фондовая биржа. Рынок ценных бумаг является сегодня одним из важнейших направлений развития экономики страны. На фоне мощного рынка государственных ценных бумаг рынок акций в Казахстане пока развит недостаточно. Одна из основных проблем рынка ценных бумаг – отсутствие акций в свободном обращении, несмотря на большое количество акционерных обществ. Акции предприятий сосредоточены в основном в контрольных пакетах стратегических инвесторов, которые не заинтересованы в потере контроля над предприятием и раскрытию финансовой информации. Поэтому на рынке обращается ограниченное количество акций.
Глава 1. Теоретическая глава «Финансовый рынок». 1.1 Финансовый рынок Международный финансовый рынок, являясь отражением реального воспроизводственного процесса в мировом масштабе, в то время живёт относительно самостоятельной жизнью, подчинённой своим особым закономерностям. Он оказывает громадное обратное воздействие на процессы производства как на национальном, так и на мирохозяйственных уровнях. Международный финансовый рынок возник на рубеже 50-60-х годов XX в. К концу 80-х общая сумма чистых заимствований на международном уровне достигла уже 14% от суммы чистых заимствований на всех финансовых рынках мира вместе взятых. При этом современный этап развития международного финансового рынка характеризуется возрастанием роли и значения рынка ценных бумаг. Финансовый рынок развитых экономик можно подразделить на денежный рынок и рынок капитала. Рынок ценных бумаг представляет собой наиболее ликвидную часть финансового рынка. Рынок предполагает наличие участников, финансовых инструментов, которые являются предметом постоянной купли-продажи и торговой системы. Участниками могут выступать институты, государство, предприятия и частные лица. Функцией денежного рынка является обслуживание рынка капитала – их долгосрочных позиций. Процесс формирования финансовых рынков в развитых странах был непростым и болезненным. Многие страны прошли через крахи банков и бирж. Существующие финансовые системы в разных странах отличаются друг от друга, но они имеют и общие черты. Наиболее ранней стадией развития финансового рынка является утверждение денежного рынка. Этот рынок, как правило, более унифицирован в разных странах. Утверждение денежного рынка во всех странах предшествовало развитию рынка капитала. Большую роль здесь играло государство как основной эмитент денег. Основным институтом, обслуживающим рынок, были и остаются банки и их работа в этом сегменте представляется унифицированной для различных стран. Рынок капитала представляется более сложным, так как базой для рынка являются не деньги, а производственные ресурсы, которые рассеяны между многими участниками рынка. В этом сегменте финансового рынка и сосредоточены основные страновые отличия. Развитие рынка капитала может идти в различных направлениях: по англо-американской модели и по германо-японской модели. И это остаётся основным вопросом сегодня, который должен решиться на практике в ближайшее время. Рынок капитала состоит из двух сегментов: долгосрочного кредита и рынка фондовых ценных бумаг. Модели развития рынка капитала предполагают определённый крен в ту или иную сторону: англо-американская модель характеризуется преобладанием выпуска ценных бумаг во внешнем финансировании и более развитой системой институтов этого рынка (инвестиционных фондов, брокерских компаний, рейтинговых агентств), а германо-японская модель характеризуется преобладанием долгосрочного кредита во внешнем финансировании небанковского сектора и развитой банковской системы. Можно выделить три фактора , которые являются основными характеристиками различных типов банковских систем: 1. Регулирование банковских операций и рынка капитала. На формирующихся рынках могут существовать естественные препятствия для развития рынка ценных бумаг. К ним относятся: Льготы при налогообложении доходов от депозитов по сравнению с доходами от ценных бумаг; Наличие налоговых и других преимуществ при финансировании за счёт кредита по сравнению с финансированием за счёт выпуска ценных бумаг; Процентные ставки ниже инфляционного уровня. На развитых финансовых рынках могут существовать законодательные ограничения на определённые операции. 2. Форма собственности в банках. В некоторых странах банки имеют перекрестный капитал со своими клиентами и другими финансовыми институтами. Это позволяет им держаться автономно от контроля со стороны рынка и государственное регулирование нацелено на альтернативный контроль над корпорациями. Коммерческие банки могут контролироваться холдингами, собственники которых меняются через рынок акций. 3. Мониторинг и управление компанией. Банки могут брать на себя разные функции в этом отношении. Существуют три направления мониторинга: предварительный (анализ проектов и кредитный анализ), внутренний (контроль за управлением), последующий (выверка финансовой отчётности). Новые финансовые рынки отличаются некоторыми особенностями. Для всех новых финансовых рынков сегодня существует больше возможностей привлечения внешнего капитала и информации об опыте в других странах, чем в соответствующий период формирования финансовых рынков развитых стран в прошлом. По этому процессы на новых рынках часто связаны с резкими колебаниями и более быстрым темпом развития. Так, особенность России состоит в том, что идёт параллельное формирование денежного рынка и рынка капитала, причём развитие рынка капитала связано с приватизацией, т.е. с регулируемым предложением. До некоторых пор предполагалось, что оба эти рынка можно охватить одновременно. Параллельно шли процессы формирования платежной системы и денежного оборота, и приватизации. Однако на практике развитие денежного рынка сильно опережало развитие рынка капитала. В денежной системе происходило формирование внутренней платежной системы. Этот процесс не закончен, так как утвердившаяся система внутренних платежей не является оптимальной. Поэтому процесс развития денежной системы будет продолжаться. Формирование платежной системы было неразрывно связано с развитием коммерческих банков и разрушением монополии государства на обслуживание денежного обращения, а, следовательно, и полного контроля за денежной массой. В то же время отрабатывались рыночные методы контроля за денежной массой и денежным обращением. Дефицит денежных средств был в большей степени обусловлен ростом потребления импортируемой продукции, обслуживание которой преимущественно возлагалось на частные предприятия без первоначального капитала. Частные лица, большинство из которых было занято в государственном секторе являлись источником этого капитала, который перенаправлялся через банки. В конечном итоге переход от государственной собственности к частной проявился прежде всего в перераспределении государственных средств через торговлю и банки определенной группе частных лиц. Преимущественной оставалась ориентация на внутренний капитал. Ориентация на максимальное использование внутренних ресурсов страны для подъема экономики имеет важное макроэкономическое значение, так как создает более устойчивую и прогнозируемую ситуацию на рынке капитала, хотя это и более трудный путь по сравнению с привлечением зарубежного капитала с точки зрения обеспечения ликвидности рынка. Кроме того полноценное использование внутренних ресурсов позволяет сохранить контроль государства над экономическими процессами, развить те сферы, которые выгодны с точки зрения местной экономики. На финансовом рынке можно выделить рынки: капитала, банковского кредита, депозитов. На рынке капитала предметом сделок являются долгосрочные ценные бумаги, а объектами – население и коммерческие банки. На рынке банковского кредита коммерческие банки предоставляют населению кратко-, средне- и долгосрочные кредиты по ставке, дифференцированной по срокам предоставления кредита. На рынке депозитов население предоставляет коммерческим банкам кредит по ставке, дифференцированной по срокам. На рынке денег Центрального Банка, коммерческие банки берут краткосрочные кредиты у ЦБ или друг у друга, причём объектом сделок являются только деньги ЦБ. Коммерческий банк может пополнить свои резервы в ЦБ тремя путями: · взять кредит в ЦБ по дисконтной ставке процента; · взять кредит у другого коммерческого банка по рыночной ставке процента; · продать на открытом рынке ценных бумаг краткосрочные ценные бумаги правительства (казначейские векселя), теряя тем самым доход на них: в данном случае средняя норма доходности выступает в роли процентной ставки кредита. Все кредитные рынки оказываются взаимосвязанными в следствие того, что коммерческие банки, стремясь к максимизации прибыли, выступают на каждом из них в качестве продавца или покупателя в зависимости от сложившейся конъюнктуры. Взаимодействие отдельных кредитных рынков приводит к возникновению упорядоченной структуры процентных ставок. "Изменение процентной ставки на одном из кредитных рынков повлечёт за собой корректировку цены кредита на других рынках." В России, как и в развитых странах, главным институтом в системе финансового рынка остаются банки. 1.2 Тенденции развития финансовых рынков
Значение финансовых рынков в мировой экономике трудно переоценить: финансовый рынок на сегодняшний момент стал неотъемлемым элементом рыночного механизма распределения ресурсов: непосредственно – денежных и кредитных средств, опосредовано – всех прочих видов товаров и услуг. Одной из наиболее существенных характеристик современного финансового рынка является его глобальный характер. Феномен "глобализации" экономики, и как следствие – финансовых рынков, характеризуют ситуацию, сложившуюся после начала трансформационных процессов в странах бывшего социалистического лагеря, когда почти все государства оказались взаимосвязаны посредством активизации внешней торговли, роста объемов прямых инвестиций. Трансграничные потоки капиталов оказались встроенными в сложную международную систему, и нарушение существующего статус-кво может повлечь за собой трудно предсказуемые последствия для мировой финансовой системы в целом. Финансовая глобализация занимает центральное место в дискуссиях о глобализации, в которых можно констатировать наличие двух полюсных оценок, касающихся оценки будущей ситуации на мировых финансовых рынках: начиная от "хаотичной" глобализации и кончая созданием некой "управляемой системы". Однако "независимо от столь противоречивых прогнозов учёные едины в том, что с 80-х годов происходит становление новой конфигурации мировой экономики – а именно переход от регулируемой государствами системы (Бреттон-Вуд) к системе, регулируемой непосредственно рынками" У системы, непосредственно регулируемой рынками, есть целый ряд преимуществ. Например, наличие возможности для инвесторов гибко отреагировать на изменения курсов валют и процентных ставок. Это создало возможность для инвесторов хотя бы косвенно влиять на правительственную инфляционную политику, налоговую дисциплину и политику увеличения государственной задолженности вследствие данного обстоятельства в последнее время целью экономической структурной политики государств все чаще является создание адекватных рыночных условий для увеличения благосостояния и материального благополучия членов общества. Одновременно появляется и относительная невосприимчивость глобальной экономической системы к экономическим стратегиям отдельных национальных государств. Это проявилось в многократном увеличении межотраслевых денежных потоков, направление которых резко изменилось в зависимости от доходности ценных бумаг и других финансовых инструментов, динамики курсов валют. Пространственная интеграция финансовых рынков отдельных стран стимулировалась в первую очередь процессами либерализации мировых экономических отношений, а также снижением коммуникационных расходов, которое стало возможным благодаря технической революции. Международный характер современных финансовых кризисов обусловлен распространением транснациональной финансово-хозяйственной деятельности практически на все страны и регионы независимо от их подготовленности к осуществлению взаимовыгодного и равноправного участия в данной новой для них системе экономических взаимоотношений. Спекулятивная деятельность в кредитно-финансовой сфере рассматривается как основной детонатор экономических кризисов. Отмечается рост объемов трансграничного перетока преимущественно "горячих" денег. Игры на изменении валютных курсов еще более усугубили разрыв между богатыми и бедными. По подсчетам МВФ в постбреттонвудский период в мире произошло около 160 валютных и более 50 банковских кризисов, наиболее тяжелые из которых пришлись на развивающиеся страны. Неподготовленность развивающихся стран к полноценной интеграции в международные финансовые трансакции была обусловлена целым рядом причин. В частности - неэффективностью государственной налоговой политики при значительном бюджетном дефиците, валютными проблемами, связанными с дефицитом платежного баланса по текущим операциям, зависимостью экономики от экспортных отраслей и успеха укрепления национальных валют, и как следствие –от притока иностранного капитала. Допуск нерезидентов ,операции которых в основном носили краткосрочный спекулятивный характер, на внутренний рынок государственного долга и их активное участие в операциях с внешними государственными обязательствами не могло не ослабить контроль за развитием ситуации со стороны государств и местных ЦБ. Всё это усугубилось слабостью и нестабильностью местных финансовых институтов, обремененных долгами предприятий. Кризис в Юго-Восточной Азии отразился на финансовых рынках целого ряда государств Латинской Америки, Восточной Европы и России. Значительное снижение курсов акций пережили рынки США, Японии, Западной Европы. Таким образом, оптимизация финансовых потоков, во многом связанная с " переизбытком" финансовых ресурсов в развитых странах усилила спекулятивный фактор (движение "горячих" денег) повысило вероятность кризисов ликвидности в отдельных странах, последствия которых, однако, носят отнюдь не локальный характер. Ситуация на финансовых рынках в последнее время поставила перед многими странами необходимость переосмысления роли таких инструментов денежной политики, как регулирование денежной массы, установление минимальных резервов для коммерческих банков, а также политики изменения процентных ставок. На новом качественном уровне ставится вопросы координации международной бюджетной и денежной политики, а также создание инструментов для противодействия негативному влиянию мировых финансовых рынков. Усиление роли финансовых рынков в последнее время, их достаточно самостоятельное функционирование при отсутствии адекватного механизма регулирования, остро поставили проблему оценки потенциала роста финансового рынка. Границы финансового рынка могут быть заданны при помощи следующих параметров: Число активных субъектов финансового рынка будет изменяться лишь в незначительной степени. Это объясняется тем, что для образования новых финансовых институтов, способных оказать влияние на ситуацию на рынке, потребуется либо нестандартное ноу-хау, либо огромный объём инвестиционных ресурсов. Одновременно, банки и страховые компании смогут достаточно беспрепятственно проникнуть на рынки других стран, образуя филиалы, дочерние компании и прибегая к сетевому обслуживанию. Экономическим аспектом ограничения роста финансовых рынков является показатель рентабельности или расширения спектра предлагаемых операций – ведь как известно, максимизация прибыли может быть достигнута только если предельные издержки будут покрываться за счёт предельных доходов. Правовыми рамками, якобы ограничивающими рост финансового рынка, экономисты считают законодательно закреплённые нормативы, определяющие кредитоспособность субъектов финансового рынка, которые выражаются в определённых заданных соотношениях между оценкой рисков вложений и размеров уставного капитала. Следовательно, исходя из всего вышеизложенного можно говорить об очень большой относительности влияния перечисленных факторов на границы финансовых рынков, так как они неспособны оценить объёмы финансовых ресурсов, которые появятся в ближайшем будущем. В тоже время, увеличение влияния ограниченного круга финансовых субъектов вызывает опасения, так как дестабилизация финансовой системы может быть делом очень узкого круга финансовых инструментов.
Глава 2. Практическая глава «Рынок государственных ценных бумаг» 2.1 Структура рынка государственных ценных бумаг на ММВБ
На сегодняшний день на рынке государственных ценных бумаг на ММВБ обращается более 80 различных выпусков ценных бумаг. К обращению на рынке допущены: · государственные краткосрочные облигации (ГКО); · различные виды государственных облигаций федерального займа, такие как облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК); · облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД); · облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД); · облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Кроме того, в соответствии с "Правилами обращения на ММВБ ценных бумаг, сделки с которыми заключаются в Торговой системе на рынке государственных ценных бумаг с расчетами по сделкам в валюте РФ в Секторе для расчетов по государственным федеральным ценным бумагам на Организованном рынке ценных бумаг", на рынке обращаются облигации Банка России (ОБР), а также несколько выпусков еврооблигаций Российской Федерации, субфедеральные облигации г. Москвы и Московской области, облигации Республики Башкортостан, облигации Самарской области, Ханты-мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Допущены к обращению на рынке также бумаги таких корпоративных эмитентов, как ОАО "РЖД", ОАО "Газпром", ОАО "ЛУКОЙЛ", Банк Внешней торговли (ОАО), ЕБРР, ЗАО "Банк Русский Стандарт", АБ "Газпромбанк" (ЗАО), ОАО "МегаФон", ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и др. Рис. 1. Структура рынка ГКО-ОФЗ по номиналу (по состоянию на 3 октября 2006 г.) Объем рынка ГКО-ОФЗ по номиналу по состоянию на 3 октября 2006 г. достиг, по данным Банка России, значения в 837,9 млрд. руб. Как и в предыдущем году, структура рынка государственных ценных бумаг по номиналу в 2006 г. характеризовалась преобладанием ОФЗ-АД, номинальный объем которых в начале октября 2006 г. достиг, по данным Банка России, 558,8 млрд. руб., что соответствует увеличению доли рынка, приходящейся на ОФЗ-АД, более чем на 2% по сравнению с октябрем 2005 г. Чуть менее чем на 6% возросла в 2006 г. доля рынка, занимаемая ОФЗ-ПД, их объем в обращении по номиналу на начало октября 2006 г. достиг значения 184,3 млрд. руб. (против 108,1 млрд. руб. в октябре 2005 г.) Номинальный объем ОФЗ-ФД стал равен 94,8 млрд. руб., что ниже доли рынка, занимаемой облигациями данного вида в октябре 2005 г., более чем на 8% (рис. 1). Характерной особенностью рынка ГЦБ в течение 3 кварталов 2006 г. являлось также отсутствие в его структуре ГКО. Более того, согласно программе государственных внутренних заимствований РФ на 2007 г. Министерство финансов РФ считает нецелесообразным осуществлять выпуск ГКО и в 2007 г. Потребность в краткосрочных инструментах в случае увеличения рублевого предложения может быть обеспечена операциями Банка России со своим портфелем государственных облигаций, а также путем проведения операций с ОБР. 2.2 Инструменты – лидеры рынка
Одним из фактов, свидетельствующих о формировании в России ликвидного рынка ГКО-ОФЗ, является выделение в структуре оборота нескольких выпусков облигаций с различными сроками до погашения, значительно опережающих другие инструменты по объему в обращении. Такие выпуски носят названия эталонов (benchmarks) и представляют собой инструменты, чья доходность является наилучшим приближением к безрисковой норме доходности (из-за минимального кредитного риска) и в качестве таковой используется при определении цен других сопоставимых по сроку активов. Эталонные выпуски ОФЗ формируют индикаторы, определяющие расположение кривой доходности в ее наиболее значимых точках. Эталонными выпусками облигаций на рынке ГКО-ОФЗ являются: ОФЗ 25058 со сроком до погашения 3 года; ОФЗ 25057 со сроком до погашения 5 лет; ОФЗ 46017 со сроком до погашения 10 лет; ОФЗ 46018 со сроком до погашения 15 лет; ОФЗ 46020 со сроком до погашения 30 лет. Анализ оборотов на рынке ГКО-ОФЗ позволяет выделить инструменты, на которые приходится более половины суммарного объема сделок, заключенных на рассматриваемом рынке. На рис. 1 приведен список облигаций-лидеров, полученный по данным об оборотах вторичных торгов на рынке ГКО-ОФЗ за январь - сентябрь 2006 г. Таким образом, на основании приведенных на рис. 1 данных можно сделать вывод о том, что лидирующие позиции по операциям на вторичном рынке ГКО-ОФЗ соответствуют эталонным выпускам облигаций, причем наибольшей популярностью у инвесторов пользуются бумаги со сроком до погашения 10 и 15 лет. Совместно оборот по трем эталонным выпускам, занимающим первые строки рис. 1, составляет немногим менее 33% от суммарного оборота вторичных торгов на рынке ГКО-ОФЗ. В структуре оборотов по сделкам с ОФЗ, заключавшимся на рынке РЕПО (включая операции обратного РЕПО с Банком России) в течение прошедших 9 мес. 2006 г., также преобладают облигации, являющиеся эталонными выпусками (рис. 2). Как свидетельствуют данные, приведенные на рис. 2, наибольший оборот в течение рассматриваемого временного интервала (более 12% суммарного оборота по сделкам с ОФЗ на рынке РЕПО) приходился на облигацию ОФЗ 25060 со сроком до погашения 3 года, на втором месте – 5-летняя облигация с номером выпуска ОФЗ 25057 (более 11% оборота). Рис. 2. Изменение среднедневного спрэда по некоторым эталонным выпускам ОФЗ в 2006 г. Результатом эмиссионной политики, проводимой Минфином России в 2006 г., стало дополнительное размещение указанных выше эталонных выпусков (в объеме от 21 до 32 млрд. руб. каждый), что в целом соответствует представленному "Плану размещения в 2006 г. облигаций федерального займа со сроками обращения 3, 5, 10, 15 и 30 лет". Проведение такой эмиссионной политики осуществляется в рамках реализации Министерством финансов РФ программы по построению ликвидного внутреннего рынка госдолга и замещения внешнего долга нашей страны внутренними заимствованиями. О повышении ликвидности рынка государственных ценных бумаг свидетельствует значительное снижение величины среднедневного спрэда по эталонным выпускам облигаций, рассчитываемого как разница между максимальной и минимальной ценой сделок с облигациями, заключавшихся в рамках одного торгового дня, по сравнению с началом года (рис. 2). Так, в соответствии с приведенными данными, величина среднедневного спрэда по 10-летней ОФЗ 46017 сократилась с 1,47% цены облигации в январе до 0,21% в сентябре 2006 г. Величина среднедневного спрэда по 15-летней ОФЗ 46018 сократилась в течение 2006 г. с 0,70 до 0,15%, в то время как спрэд по ОФЗ 25057 со сроком до погашения 5 лет, составлявший 0,2% цены облигации в начале года, сократился еще больше, составив в сентябре текущего года менее 0,14%. Увеличение величины спрэда в течение рассматриваемого периода наблюдалось только по ОФЗ 25058, что связано в первую очередь с проведением Министерством финансов РФ политики по замещению среднесрочных ОФЗ 25058 и ОФЗ 25057, первое размещение которых состоялось в 2005 г., на новые выпуски ОФЗ 25060 и ОФЗ 25059 сроком на 3 и 5 лет соответственно. Другим направлением эмиссионной политики Минфина России в 2006 г. стало увеличение срока заимствования на внутреннем рынке госдолга, о чем свидетельствует дополнительный выпуск 30-летней ОФЗ 46020. Проводимая Минфином политика по увеличению эмиссии эталонных инструментов приводит к концентрации внутреннего долга в нескольких особо крупных выпусках, способных поддержать высокую активность на вторичных торгах и рынке РЕПО. Политика Минфина направлена на то, чтобы, несмотря на отсутствие острой потребности в дополнительных заимствованиях, использовать потенциал рыночной микроструктуры для повышения ликвидности рынка госдолга. В результате, рынок регулярно снабжается новыми выпусками с доходностью, отражающей стоимость кредита разной продолжительности, формируя, таким образом, предпосылку для построения эталонной кривой безрисковой доходности как основы определения цен на бумаги корпоративных эмитентов и цен производных инструментов. Таблица 1. Торги по наиболее ликвидным бумагам в режиме на 16 октября 2009 г.
Как видно из таблицы 1 все облигаций федерального займа укрепили свои позиции, т.е. имело место увеличение доходности по сравнению с предыдущей точкой отсчета. Данные торги ведутся в режиме он-лайн. 2.3 Государственные сберегательные облигации
Первое размещение государственных сберегательных облигаций (ГСО) по закрытой подписке было проведено Министерством финансов РФ в июле 2006 г., его объем составил 5 млрд. руб. ГСО первого выпуска имеют 32 полугодовых купона. По первым двум ставка купона составила 8,55% годовых, по двум следующим - 8% годовых, у последующих трех пар - 7,5%, 7%, 6%, соответственно, а далее - 6% годовых. В настоящее время Министерством финансов РФ размещено по закрытой подписке ГСО на общую сумму 19 млрд. руб. Планируется, что в IV кв. 2006 г. Министерство финансов РФ проведет первичное размещение ГСО на аукционе с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ, выступающего в качестве организатора торговли. К участию в аукционе будет допущен широкий круг инвесторов, для которых нормативными документами, регулирующими порядок проведения операций с ГСО, предусмотрено право приобретать данные ценные бумаги, а именно: страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд России, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений. Отличительной особенностью ГСО по сравнению с другими государственными ценными бумагами является фиксированная процентная ставка и отсутствие вторичного обращения. Таким образом, ГСО представляют собой нерыночные ценные бумаги, предназначенные для институциональных инвесторов, созданные по аналогии c выпускаемыми в ряде развитых стран инструментами. В качестве основной цели размещения ГСО выступает снижение негативного влияния на рынок госбумаг действий "пассивных" институциональных инвесторов, покупающих государственные бумаги на средства пенсионных накоплений, выводя тем самым значительный объем облигаций из обращения, что в итоге приводит к снижению ликвидности рынка ГКО-ОФЗ. Кроме того, для инвесторов ГСО представляет собой безрисковый инструмент для инвестирования средств без необходимости дальнейшей переоценки вложений при изменении рыночной цены, что, безусловно, добавляет привлекательности этому новому инструменту. Выпуск ГСО, планируемый для размещения на аукционе в 2006 г., будет аналогичен обращающемуся выпуску ОФЗ 25059. Выпуск ГСО осуществляется в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций, в которых предусмотрена также возможность проведения операций выкупа и обмена ГСО на ОФЗ, на реализацию которой будет направлена совместная деятельность Министерства финансов РФ, ЗАО ММВБ и Сбербанка России, выполняющего функции агента и депозитария, в целях предоставления институциональным инвесторам, разместившим средства в ГСО, минимального уровня ликвидности на данном секторе рынка. 2.4 Перспективы развития рынка ГЦБ
В качестве основных направлений политики Министерства финансов РФ в 2007 г. в разработанной программе фигурируют: · снижение государственного долга к ВВП; · замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями; · сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг. При этом Минфин России исходит из необходимости одновременного развития двух сегментов рынка государственных ценных бумаг - рынка ГКО-ОФЗ и рынка ГСО. Такая политика Министерства финансов РФ обеспечит последовательное развитие рыночной части долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и инвестирование части пенсионных накоплений в государственные сберегательные облигации. Минфин РФ считает возможным увеличить в 2007 г. объем привлечения на внутреннем рынке на 60-70 млрд. руб. по сравнению с 2006 г. за счет размещения государственных ценных бумаг при сохранении действующего в настоящее время порядка эмиссии государственных облигаций. В 2007 г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 305,94 млрд. руб. при погашении государственных ценных бумаг в размере 80,11 млрд. руб., в результате чего чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2007 г. составит 225,83 млрд. руб. Для проведения эффективной политики по замещению внешних заимствований внутренними необходим стабильный и ликвидный внутренний рынок госдолга, на основании чего можно прогнозировать дальнейший рост ликвидности операций с государственными ценными бумагами, который будет поддерживаться в рамках проводимой Минфином России политики. Заключение
Выпуск государственных ценных бумаг – важный источник привлечения средств для мобилизации дополнительного капитала для уже существующих предприятий, а также пополнения государственного и местного бюджета. Это своеобразный канал финансирования. Следует отметить, что введение различного вида государственных ценных бумаг в финансово-денежный оборот позволяет без увеличения общей денежной массы повысить мобильность финансовых ресурсов, сосредоточить их на более важных участках производства, обращение, потребление продукции, товаров и услуг. Направление инвестирования, то есть вложения средств, определяется на рынке спросом и предложением, возможностью получения для инвесторов большей прибыли при равном риске вложений. Выпуск государственных ценных бумаг чаще всего и сосредоточен в тех областях и сферах, которые обещают принести большой доход. Знание видов государственных ценных бумаг, возможностей их приобретения и продажи, правил обращения, выгод и опасностей их покупки сегодня крайне необходимо не только хозяйственным руководителям и предпринимателям, но членам трудовых коллективов просто человеку, желающему стать обладателем акции, облигации, сертификата. Библиографический список
1. Гальперин В.М. Макроэкономика – М.: Колос, 2004, 398 с. 2. Видяпин В.П., Журавлёв П.П. Экономическая теория – М.: 2004 – 560 c. 3. ММВБ – www.micex.ru 4. РТС – www.rts.ru 5. Серебрякова Л. А. Мировой опыт регулирования ценных бумаг – Финансы 2004, № 1, с.10-16. 6. Сидорова Е.В. О тенденциях развития мировых финансовых рынков – Финансы 2004, №12, с 65-66. 7. Фельман А.Б. О производных финансовых инструментов –Финансы 2004, №11, с . 45-48. 8. Хмыз О. Теории состояния рынка ценных бумаг – Финансовый бизнес. – 2004, №1, с. 60-63. 9. Чалдаева Л. К вопросу об определении понятия "фондовая биржа" – Финансовый бизнес - 2002, №1 с. 19-27. 10. Центральный банк России – www.cbr.ru 11. Шевченко И.Г. Этапы развития фондового рынка России / Консалтинговая компания "Эдвайзер" / Новости, обзоры, статьи / http: // www.advisergroup.ru. |