Реферат: Католики восточного обряда в Санкт-Петербурге
Название: Католики восточного обряда в Санкт-Петербурге Раздел: Рефераты по религии и мифологии Тип: реферат | ||||||||
Католики восточного обряда На протяжении веков после событий XI века, приведших к разделению Единой Вселенской Церкви, на фоне все большего обособления, предпринимались все новые и новые попытки восстановления утраченного единства. К сожалению, все они не увенчались успехом. В начале ХХ века в России появились общины, являющие собой образ будущего единства, находящиеся в общении с Римским Престолом и живущие в восточной литургической традиции. Их судьба была сложной и даже трагичной. Их было немного - католиков восточного обряда, живших в самом начале ХХ века в Российской столице, всего несколько десятков. Но зато, что это были за люди! В первую очередь стоит назвать Наталью Ушакову, именно она была сердцем общины и во многом благодаря ей и ее дяде - Петру Аркадиевичу Столыпину, благоволившему своей племяннице, стало возможным создание общины русских католиков, продление ее существования в условиях войны и революционных преобразований. Так же костяк общины составляли: князь Белосельский, княжна Елена Долгорукая, госпожа Гончарова, госпожа Яновская, госпожа Потемкина и госпожа Федорова, мать будущего экзарха русских католиков о.Леонида. Были и симпатизирующие: такие, как граф Бобринский, граф Оболенский, который наследовал Победоносцеву (ушедшему в октябре 1905 года в отставку с поста обер-прокурора Синода), наконец, Хомяков, брат председателя Думы.
В документе, датированном 22 мая 1908 года и написанном на латинском языке, среди прочего Папа Пий X предписывает общине "со всякой строгостью соблюдать греко-славянский обряд в его чистоте, не допуская ни малейшего смешения с латинским или любым другим обрядом". "Молитесь за наше общее дело, особенно за меня, старого дурака", - писал о. Алексей Зерчанинов во Львов митрополиту Андрею Шептицкому, опекавшему русских католиков по поручению Папы. В самой общине в то время назревал конфликт из-за пристрастия Зерчанинова к латинским нововведениям, так как все латинское казалось ему "более католическим". Особенно был недоволен Иван Дейбнер, так же священник восточного обряда, о чем знали лишь двое - о.Андрей и Ушакова, для остальных же он оставался юристом, чиновником одного из имперских учреждений. В сентябре в общине появился человек, представившийся старообрядческим священником Евстафием Сусалевым и заявивший о желании воссоединиться со Вселенской Церковью. После консультации с Римом о белокриницкой иерархии он был принят в лоно Католической Церкви в сущем сане. Отец Евстафий был строг в соблюдении обряда, чем снискал уважение в общине. Вскоре, будучи неподчиненным Синоду старообрядцем, он предложил свою помощь в открытии церкви. Идея понравилась, и все с воодушевлением принялись за дело. Под церковь было решено отдать мансарду по адресу ул.Полозова, дом 12, принадлежавшую одной из прихожанок. Средств было не слишком много, как и времени, ведь близилась Пасха. Работа кипела всю Страстную Неделю. К началу Пасхальной Службы все было закончено. "Свет множества свечей, аромат фимиама, пение радостных молитв так щедро обогатили эту маленькую церковь, что все великолепие храмов столицы казалось уже ненужным и лишним", - писала Л.Д.Федорова. Церковь была полна людей, хотя о Службе не было никакого объявления. После Литургии о.Евстафий отправил телеграмму следующего содержания: "В Светлый Праздник Христова Воскресения русские старообрядцы, приемлющие общение со Святейшим Римским Престолом, возносят молитвы о здравии Вашего Императорского Величества и Государя Наследника Цесаревича". Ответ с благодарением пришел через три недели, став призрачной надеждой на официальное разрешение открытия церкви. Вскоре стал служить и о.Иоанн Дейбнер, по доносу уволенный со службы, что позволило ему полностью отдаться делам общины. Через некоторое время брат Столыпина публикует в газете "Новое время" две статьи в защиту русских католиков. Ушакова пишет Столыпину и просит зарегистрировать их общину как "староверов". В итоге отец Алексей Зеряанинов и отец Жан Буа, французский ассумпционист с самого начала помогающий русским католикам, встречаются с премьер-министром П.А.Столыпиным, спрашивая его совета для регистрации церкви. Результат от всех действий отрицательный. Столыпин отвечает, что это невозможно и лишь отправляет их к начальнику Отдела по иностранным вероисповеданиям Харузину. Тот, как и сам премьер-министр советует общине перейти под юрисдикцию латинского епископа.
Вследствие этого Отдел по иностранным вероисповеданиям в июле 1912 года через архиепископа Ключинского передал отцу Иоанну Дейбнеру бумагу, допускающую существование Русской Католической Церкви и назначающую отца Дейбнера ее настоятелем. Ему разрешалось заводить метрические книги для записи рождений, крещений, венчаний, отпеваний. "На нас обратили внимание: Стали заходить на Полозова, чтобы посмотреть на новоявленных католиков в православных облачениях", - писал один из членов общины. Было решено искать новое помещение, так как в старом становилось тесно, да к тому же стала протекать крыша. Сначала хотели, по предложению французских священников Буа и Борена, использовать нижний зал храма Французской Божией Матери на Ковенском переулке, но митрополит Ключинский не согласился. Он, как и большинство латинского клира, отрицательно относился к "восточникам". В сентябре нашли несколько комнат с отдельным входом на втором этаже дома 48/2 по Бармалеевой улице. Деньги на переезд и обустройство собрали в складчину. "Церковь обставили тщательно, в восточном духе, насколько хватало сил и умения. Ничего не резало глаз православных, которые сюда приходили. Собственно и богослужения совершались строго по православному",- писал о.Дейбнер. Церковь Святого Духа открыли 30 сентября, поместив на ней табличку, где она была названа "православно-кафолической". В проповедях и беседах о.Иоанн Дейбнер разъяснял людям католические истины веры, пользуясь при этом образами и цитатами из книг популярных у восточных христиан. Сюда потянулись православные и, видя искреннее и исполненное любви начинание, становились апостолами воссоединения Церквей. В 1913 году о.Иоанн начал издавать журнал "Слово Истины", где публиковались статьи и католиков, и православных - издание стало местом где встречались две традиции. Первый номер появился в январе 1913 года. Название "Слово Истины" уточнялось подзаголовком "православно-католический журнал". Православный крест на фронтисписе находился между двух девизов: слева - "Да приидет Царствие Твое", справа - "И будет едино стадо и един пастырь". Этот ежемесячник на 16 страницах выходил в течение всей войны до августа 1918 года. Всего было издано 68 номеров. Популярность общины не понравилась Синоду. 23 (10 февраля ст.с.) произошло чрезвычайное событие, в церковь вместе с нарядом полиции вошел викарный епископ Санкт-Петербургской православной епархии Никандр. Он прервал службу и сказал собравшимся, что их обманывают и это вовсе не православный храм. Он провозгласил анафему тем, кто не выйдет вместе с ним. Никто не вышел, и о.Иоанн Дейбнер спокойно продолжил службу. Несколькими днями позже 6 марта (21 февраля ст. с.) 1913 года церковь Святого Духа закрывают. Отец Алексей, после закрытия храма, перебрался служить в часовню при соборе св.Екатерины на Невском проспекте.
Во время I Мировой войны русские католики поделились на группки, сплоченные вокруг священников. Первая собиралась вокруг о.Алексея, служащего в церкви св.Екатерины; на Службы приходило 30-40 человек. "Заходили:и благочестивые бабы из латинского прихода, - писала княгиня Грузинская. - и наблюдали, не без ужаса, за тем, что творилось в "капличке". Вторая группа собиралась в опечатанной церкви Святого Духа на Бармалеевой, где служил о.Иоанн. Третья сплотилась вокруг о.Глеба Верховского, приехавшего в 1915 году. Его отличительной чертой было стремление строго соблюдать восточный обряд, так как о.Алексей и о.Иоанн мало-помалу вводили в совершаемые ими богослужения всевозможные "латинизмы". Поначалу он служил на квартире, а затем в церкви святого Иоанна Крестителя на Садовой улице. Настоятель этой церкви отец Сигизмунд Лозинский первоначально предоставил для богослужений часовню, но потом восточная Служба стала совершаться в главном алтаре, попеременно с латинской. Тем самым о.Сигизмунд решил показать равноправие двух обрядов, а для своих прихожан он даже выпустил молитвенник с объяснением частей славянской литургии и ее переводом. К "восточникам" перешел и русский священник латинского обряда о.Диодор Колпинский. Так же в городе на нелегальном положении находился о.Т.Семяцкий. Чтобы как-то собрать воедино русских католиков, решено было устраивать регулярные встречи на квартире княгини Грузинской. Но все же раздробленной общине не хватало авторитетного руководителя. Перемены принес 1917 год, когда в Петроград вернулся отец Леонид.
Были так же приняты постановления, определившие стиль и цели деятельности Церкви. Особое место в постановлениях было уделено чистоте и единообразию обряда, который должен был соответствовать употребляемому "в то время в России, без допущения каких бы то ни было изменений". Так же в день открытия Собора состоялось заседания Общества Поборников Воссоединения Церквей. В него входили католические и православные иерархи, а так же представители видных дворянских родов. Но, увы, в связи с преследованиями и последовавшей за ними волной эмиграции, в 1918 году Общество прекратило свое существование. Несколько лучше сложилась судьба Русского католического братства св.Иоанна Златоуста. Оно собиралось дважды в месяц на богослужения и лекции, а каждый его член был обязан три раза в неделю прочитать молитву о соединении Церквей (в 1923 году всех членов Братства арестовали). В июне 1917 года Русский экзархат восточного обряда был утвержден Временным правительством. В октябре правительство признало за экзархатом право на жалование и на церковь в столице. Под нее должны были передать бывший иезуитский дом на углу Екатерининского канала и Итальянской улицы, но революция перечеркнула все планы. Впрочем, начало 1918 года не предвещало беды. К этому времени в России было 8 священников восточного обряда, из них 7 проживало в столице и около 1000 прихожан, из них более 400 в Петрограде. Правда, в июне 1918 года, на основании архивных документов, о.Евстафий Сусалев был разоблачен как агент царской охранки и запрещен экзархом в священнослужении навсегда. 30 мая в праздник Пресвятой Евхаристии русские католики вместе с латинским духовенством участвовали в торжественной евхаристической процессии по улицам Петрограда. К концу лета 1918 года положение в городе резко осложнилось, начался "красный террор". Был закрыт журнал "Слово истины", начался голод и многие католики покинули столицу, спасаясь от голодной смерти. В октябре 1918 года о. Леонид Федоров подсчитал, что в столице осталась лишь седьмая часть прихожан. Из города уехали священники Глеб Верховенский и Диодор Колпинский, от истощения скончался дьякон Николай Тарге. Экзарх Леонид старался часто встречаться с православными, читал лекции, объяснявшие идеи единства. У него сложились добрые отношения с Патриархом Тихоном. "Патриарх принял меня очень ласково, - писал о.Леонид об одной из встреч, - угощал чайком и медом: Сам он искренне желает соединения, но сделать ничего не может". Не смотря на благожелательное отношение некоторых православных иерархов к идее единения, большинство смотрело на это отрицательно. Среди таковых был и помощник Патриарха епископ Илларион Троицкий. Экзарх писал о целях деятельности русских католиков: "...мы думаем, что прозелитизм и обращения отдельных лиц мало, чем помогут делу святого соединения: Главной же целью мы считаем распространение и популяризацию здоровых идей в католичестве, и сближение с православным духовенством. Не положивши основания, здания строить нельзя; так, не освятивши российскую тьму настоящим пониманием католичества, нельзя думать о крупных успехах. Путем прозелитизма можно приобрести, даже в латинский обряд, целые тысячи душ, но эти тысячи душ будут только новым препятствием между нами и теми десятками миллионов, которое мы должны привести в "единое стадо". В 1920 году о.Леонид выступал с докладом в Доме Ученых, там он познакомился с Юлией Николаевной Данзас, преподавательницей истории Петроградского педагогического института и заведующей Дома Ученых, которая после многих лет религиозных исканий собиралась присоединиться к Католической Церкви. Отец Леонид произвел на нее огромное впечатление и, вняв его предложению, Юлия Николаевна становится католичкой восточного обряда, а не латинского, как она предполагала ранее. Через некоторое время Ю.Н.Данзас решила осуществить свое давнишнее желание - стать монахиней. В доме, где жил о. Леонид (на углу ул. Подрезова и Малого проспекта), она сняла квартиру, где должна была разместиться монашеская община. Вместе с ней там поселилась Екатерина Башмакова. Так 14 сентября 1921 года было положено начало монашеской общине Святого Духа. Юлия Николаевна приняла имя Иустина, а Екатерина Башмакова - Евпраксия. Были и еще желавшие присоединиться к общине, но в небольших комнатах не было места. У общины были две задачи - развитие восточного обряда и воспитание детей. Сестры убирали в церкви, топили в ней, прислуживали на Литургии. И это было помимо официальной работы в государственных учереждениях. Сестра Иустина по прежнему преподавала в институте. 25 марта 1922 года сестры приняли постриг и полностью подчинили себя экзарху. В декабре 1920 года митрополит Шептицкий смог, преодолев многие трудности, добраться до Рима, где Папа Бенедикт XV утвердил назначение о.Леонида Федорова Российским экзархом, пожаловав ему титул апостольского протонатария. В том же 1922 году о. Леонид так оценивал положение своего экзархата: "У нас два центра русских католиков. Один в Петрограде, другой в Москве. В Петрограде у нас около 70 верующих, в Москве - около 100, в Саратове пока только 15. Более того, у нас более 200 верующих рассеяно по всем городам и селениям нашей огромной страны... Некоторые покинули Россию между 1918 и 1919 годами, что бы спасти свою жизнь или поискать лучших условий жизни. Некоторые умерли от голода или различных болезней. Число таких, которые покинули нас, доходит до 2-х тысяч..." В декабре 1922 года церковь Сошествия Святого Духа была опечатана. Теперь "кафедра" российского экзарха помещалась в приемной у Ю.Н.Данзас, алтарь был заставлен ширмой, чтобы "ничего подозрительного в глаза не бросалось". Потихоньку в праздники стали проводить торжественные богослужения. В январе 1923 года митрополит Андрей Шептицкий подчинил Леониду Федорову греко-католиков в Белоруссии. Но тучи сгущались. Предчувствуя арест, 4 марта 1923 о.Леонид поручил временное управление северной частью экзархата о.Алексею Зерчанинову, а о.Епифаний Акулов (иеромонах Александро-Невской лавры, перешедший в католичество летом 1922 года) был назначен несменяемым заместителем настоятеля закрытой церкви Святого Духа. Вечером того же дня экзарх выехал в Москву и там был арестован. После ареста о. Леонида в коридоре квартиры сестры Иустины продолжал служить о.Епифаний. По праздникам службы совершались в церкви святого Бонифация на Церковной улице. В июня 1923 года властями было принято решение о ликвидации церкви Сошествия Святого Духа. 17 ноября 1923 года обе сестры из общины Святого Духа и о.Иоанн Дейбнер были арестованы. Затем последовали аресты остальных русских католиков. Отец Епифаний во время арестов был в Витебске; приехав в Петроград и, обнаружив квартиру Данзас запертой, он сразу понял, в чем дело. Священник сам отправился в милицию и сообщил, что и он русский католик. "Почему меня не арестуют?" - спросил он. "У нас нет ордера", - прозвучал ответ. Отцу Епифанию это показалось несправедливым, он настоял на аресте. Он был арестован и получил 10 лет. Теперь община была разбросана по всей России - кто-то оказался на Соловках, кто-то в Суздале, кто-то в Тобольске. В июне 1924 года был арестован последний в Ленинграде священник восточного обряда о.Алексей Зерчанинов. С отправкой его в ссылку в Сибирь община русских католиков была обескровлена, она не имела ни своего храма, ни своих священников. Все же, попытки подготовить новых священников восточного обряда предпринимались. С 1926 года в нелегальной Ленинградской Духовной семинарии учился Яков Турхан, но в январе 1927 года он был арестован. Так же в начале 1927 года были арестованы еще 14 русских католика, среди них были: сестра Евпраксия (Е.А.Башкова) и Елена Беляева, обвиненные в том, что они обучали детей катехизису. Предположительно в 1927 году был возведен в сан католического священника восточного обряда Николай Михалев. Он служил в различных ленинградских церквях, но в 1929 году ушел за штат и до 1933 года занимался литературно-техническим трудом, а затем уехал в Смоленск. В начале 1930-х годов русские католики посещали церкви Французской Божией Матери и св.Станислава. Особенно много их собиралось в дни памяти святого Иосафата и святой Терезы. В мае 1931 года по делу настоятеля храма св.Станислава о.Стефана Войно была арестована очередная группа из общины русских католиков. В 1933 году из ссылок в город вернулись несколько русских католичек и досрочно выпущенный на свободу отец Епифаний. Настоятель церкви Французской Божией Матери о.Жан Амодрю был удивлен и не знал, что делать. "По-латински" о.Епифаний не служил, а разрешать ему служить "по-восточному" было опасно. Но священников не хватало и о.Епифаний Акулов стал служить в церкви Святейшего Сердца Иисуса, а так же и в других еще открытых церквях на окраинах города. В июле 1934 года в город вернулся о.Николай Михалев и через несколько недель он был назначен настоятелем церкви св.Станислава. Таким образом, в "северной столице" сложилась забавная ситуация - двое из трех католических священников были восточного обряда. Однако в мае следующего года о.Николай из-за отказа в выдаче паспорта был вынужден покинуть Ленинград. Так же в том же году была арестована небольшая группа русских католиков. Однако роковым для ленинградской общины русских католиков стал 1937 год. 26 июля был вновь арестован и приговорен к высшей мере наказания о.Епифаний Акулов. 28 августа он был расстрелян в одной из ленинградских тюрем. Затем в августе 1937 года были арестованы остальные чудом уцелевшие русские католики. Почти все они были расстреляны и похоронены на Левашовской пустоши. "Как же мы смотрим на нашу миссию и в чем полагаем залог ее успеха в будущем?... Сначала у нас появляется очень простое соображение: почти десять веков раскола вырыли пропасть между схизмою и Церковью, а особенно в России, где католики были и остаются национальными врагами", - писал экзарх русских католиков о.Леонид Федоров. "Поэтому мы должны вызвать к себе доверие путем весьма долгого и терпеливого сожительства с православными, предметно показывая, что мы не ополячились, не облатинились, но мы были русскими, остаемся русскими, что наши религиозно-бытовые традиции, неразрывно связанные с нашей историей, нам гарантированы Святой Церковью, что даже думать нельзя об их уничтожении..." Автор Михаил Фатеев |