Шпаргалка: Шпаргалка по Философии 3

Название: Шпаргалка по Философии 3
Раздел: Рефераты по философии
Тип: шпаргалка

1. Мировоззрение: определение, основные характеристики и формы.

Мировоззре́ние — понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Существуют типологии мировоззрений

Мифологическое Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Религиозное Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философия (любовь к мудрости) Философия – учение о абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходных принципах действительности, глубинной основы реальности. Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции.

Осн.характеристики

В структуре мировоззрения можно выделить 4 компонента:

- Познавательный, базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных.

- Ценностно-нормативный, включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия. Ценность – свойство того или иного предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Жизнь – главная ценность человека. Нормы – средство сближения ценностно-значимого для человека с его практическим поведением.

- Эмоционально-волевой, превращение ценностей и норм в личные взгляды, убеждения, верования и выработка установки на действие.

- Практическая направленность – реальная готовность человека к определенному типу поведения в определенных обстоятельствах.

2. Философия как форма мировоззрения. Соотношение философии с другими формами познания мира.

Мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата, появилась новая форма освоения мировоззренческих проблем, которая носила теоретический характер . На смену образу и символу приходит Логос – разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума. Первоначально она занималась поиском мирской мудрости. Философия – любовь к мудрости (с греч.).

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, однако решение мировоззренческих проблем в философии проходило под другим углом зрения, с позиций рациональной оценки, с позиций разума. То есть философия – это мировоззрение – система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. Это существенно сближает философию и науку в целом. Философия – мать наук.

С появлением наук смысл философии несколько поменялся. Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее всеобщих оснований бытия .

Универсализм – характерный признак философского способа освоения действительности. Также характерным признаком является – субстанционализм. Субстанция – сущность, лежащая в основе. Философы попытались объяснить происхождение мира не генетически, а через единое устойчивое начало. Последней характерной чертой философского мировоззрения является сомнение . То есть пересмотрение всех принятых норм, с целью избавления от устаревших.

3. Специфика предмета философии. Основные философские проблемы.

Предмет философии - это то, чем она занимается, что изучает. Философия занимается прежде всего тем, что находится за ее пределами, что существует вне ее.

В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный.

Предметом «староантичной философии, понимаемой как «протознание» (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом.

Традиционное понимание предмета философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что «метафизика и есть подлинная, истинная философия, предметом которой является всеобщее». Аристотель выделял «первую философию», предметом которой считалось сущее или первые начала. Именно за «первой философией» установилось впоследствии название «метафизики» как учения о первоначалах, о всеобщем.

В современной ф илософии по-разному рассматривается предмет философии. В западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания. Предметом философии считается здесь «целостный человек». Для онтологических философских учений предмето - мир в целом.

Можно выделить две группы проблем философии

К первой относятся вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между ними.

Ко второй - вопросы возникновения философии и форм ее бытия, природы философского знания и методов исследования.

Отбор проблематики характеризует и специфику тех или иных философских учений. Так представитель субъективного идеализма как И.Кант считал основные философские проблемы априорными, изначально присущими человеческому разуму.

Все философские проблемы не даны одновременно в какой-либо одной конкретной эпохе, а формируется в ходе истории. Выбор тех или иных новых проблем и их обсуждение зависит от потребностей времени. Философские проблемы первоначально формируются на основе повседневного опыта людей, как это имело место, например, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Универсальной проблемой философского мировоззрения является проблема взаимоотношения «мир - человек».

В современной философии существуют множество проблем, которые могут быть сведены в пять групп: онтологические, антропологические, аксиологические, гносеологические, праксеологические.

Специфичность философских проблем заключается прежде всего в их всеобщности. Более широких проблем, чем мировоззренческие не бывает, поскольку они предельны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру. Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема «мира в целом», проблема человека, смысла жизни человека и т.д. Философские проблемы «вечны», поскольку сохраняют свое значение в каждой эпохе. Важной чертой философских проблем считается специфическое исследование соотношение бытия и сознания.

4. Исторические типы философии.

Выделим следующие исторические типы философии:

1.Философия Древнего Востока.

2.Античная философия.

Возникновение философии относится к той эпохе всемирной истории, когда на смену первобытно-общинному строю пришел более развитый - рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и Китая, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.

В сущности, задача философии тогда и состояла именно в том, чтобы попытаться охватить единым взором все пестрое и великое многообразие явлений природы и общества, найти единство и связь там, где на поверхности выступает хаотическое переплетение вещей и процессов.

3.Средневековая философия (изучение Бога) и философия эпохи возрождения (направлена к человеку).

Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием. В борьбе с остатками язычества (многобожия) христианство нуждалось в философском способе рассуждения и доказательства. Для средневековой философии характерен новый подход к пониманию природы и человека. Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли.

Средневековая философия вошла в историю человечества под именем схоластики, которая с давних пор выступает как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, оторванную от природы, от мира и поставленную на службу теологии.

4. Философия нового времени.

Освобождаясь от пут феодальных отношений, человек стремится к самоутверждению, к осознанию самого себя, к более верному пониманию своего места в мире. Зарождающийся капитализм развивал инициативу и активность личности, и мыслители Возрождения ставили в центре мироздания человека, подчеркивая, что именно человек является главной фигурой и высшим судьей своего разумного и целесообразного. Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической.

Но философия Возрождения была переходной ступенью к философии зрелого буржуазного общества. В это время вследствие интенсивного развития промышленности, мореплавания, торговли и великих географических открытий поток информации резко возросследовательно расширился кругозор европейских ученых. Познание становится центральной проблемой философии. Этот период в развитии философии получил название гносецентристского. Одно из таких направлений - рационализм - выдвигает на первый план логические основания науки. Другое философское направление - эмпиризм - утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений.

Материалистическая мысль эпохи ранних буржуазных революций опиралась на достижения естествознания. Так, в частности, философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики. Это обусловило специфическую форму материализма того времени, а именно его механический характер. Применение метода анализа, использование эксперимента обусловили великие открытия естествознания той поры.

5. Немецкая классическая философия.

В критике метафизическихвоззрений и в теоретической подготовке диалектического метода значительную роль сыграли представители классической немецкой философии И.Кант, Г.Ф.Гегель (177О-1831). Фейербах , Ф.В.Шеллинг.

Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом (он признает существование объективной реальности, вещей вне нас.) и идеализмом (учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными).

В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному

Особенность философии Фейербаха состоит в антропологическом материализме - за исходный пункт своего учения принимает живого человека.

6. Отечественная философия XI-XIX

В развитии русской философии до конца XIX в. можно выделить ряд этапов. Первый охватывает XI-XVII вв. и соответствует эпохе средневековья на Западе. Этот тип включает два периода - древнерусский, связанный с культурой Киевской Руси и средневеково-русский, относящийся к культуре Московской Руси. Второй этап охватывает весь XVIII в. и первую четверть XIX в. Ему в известной мере соответствует на Западе культура эпохи Ренессанса.

Наконец, третий этап берет свое начало со второй четверти ХIX в., продолжается до конца столетия и характеризуется, с одной стороны, тем, что русская философия в эту пору отличается наибольшей оригинальностью, а с другой - более тесной соотнесенностью с западно-европейской философией XVII-XIX вв.

Деятели: Г.С.Сковорода, сосредоточил свои усилия на вопросе о смысле и цели человеческого бытия в мире. А.Н.Радищев в своем труде "О человеке, его смертности и бессмертии» (Проблема человека, его души), П.Я.Чаадаев (1794-1856), автор "Философических писем"; М.А.Бакунин (1814-1876), А.И.Герцен (1812-187О) - философы светские, тяготеющие к материализму и атеизму

7. Диалектика – материалистическая философия

Основы были заложены К.Марксом и Ф.Энгельсом. Большое влияние на формирование их философских взглядов оказали Г.Гегель и Л.Фейербах, что они сами неоднократно подчеркивали.

Эту теорию отличает от всех иных философских учений, прежде всего то, что в ней впервые в истории философской мысли сочетается диалектика с научным материализмом. Она применена не только к развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки.

Если раньше философы считали главной своей задачей объяснение мира, его познание, то диалектико-материалистическая философия своей главной задачей считает не только объяснение и познание мира, но и его изменение, преобразование.

8. Зарубежная философия XX в.

Важным специфическим моментом в ряде философских концепций в новых условиях стал поворот от рациональных установок, от присущего практически всей философии нового времени культа разума к иррационализму, к нерациональным элементам человеческой психики – к воле и инстинктам, интуиции, эмоциям, подсознанию и т.д.

Деятели: А.Бергсон, О.Шпенглер - центральным является понятие "жизни" как особой целостной реальности

Иррационализм нашел свое проявление в философских воззрениях З.Фрейда

Экзистенциализм - это философия существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания; так же является философской идеей того времени. (Н.А.Бердяев)

Своеобразие философских взглядов и учение каждого исторического типа обуславливается спец-ми экономически, политическими и культурными особенностями каждой эпохи. Но, несмотря на особенности, все исторические типы сохранились определенными преимуществами. Это позволило говорить о единстве историческо-философского процесса.

5. Основные черты философии Античности. Особенности зарождения античной философии.

Несмотря на разнообразие философских школ и традиций, для этого периода можно выделить некоторые объединяющие черты. Античная философия:

- синкретична, это означает, что для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например на мир природы и мир человека.

- космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека.

- многого достигла на понятийном уровне - концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Однако она почти не знает законов науки.

- Этика античности - это по преимуществу этика добродетелей , а не этика долга или ценностей.

- по-настоящему функциональна, это означает, что она призвана помочь людям в их жизни.

- сохраняет свое значение и поныне.

Возникновение философии относится к той эпохе всемирной истории, когда на смену первобытно-общинному строю пришел более развитый - рабовладельческий.

Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.

В сущности, задача философии тогда и состояла именно в том, чтобы попытаться охватить единым взором все пестрое и великое многообразие явлений природы и общества, найти единство и связь там, где на поверхности выступает хаотическое переплетение вещей и процессов.

6. Трактовки проблемы первоначала в ионийской и италийской философских школах. Гераклит: мир как Огонь и как Логос.

Один из этапов развития античной философии - ионийская философия. Иония - родина эпической поэзии и лирики, передовая часть Эгейского мира.

Ионийская философия была представлена в основном Милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом. Ионийская философия в целом стихийно-материалистична и диалектична, что не исключает наличия в ней и элементов идеализма. Ионийская философия - это протофилософия. Для нее характерны наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии и связанная с этим иносказательность.

Гераклит Он пытается за множеством явлений, постоянно изменяющихся и исчезающих, вычленить основу сущего и считает таковым огонь - вещественную и более всего изменяющуюся из природных стихий.

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла. Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь.

7. Элейская школа: проблема бытия у Парменида и Зенона.

В процессе перехода от образно-мифологического мировоззрения к философско-теоретическому преуспела элейская школа, представителями которой были Парменид (520-440 гг. до н.э.), Зенон (490-430 гг. до н.э.). Как и у их предшественников, предметом дискуссий явилась проблема сущности мира и способов его существования. Сила разума, по Пармениду, состояла в том, что с его помощью можно продвинуться от бесконечного множества фактов к некоей внутренней их основе, от изменчивости к устойчивости. Парменид полагает, что таковым является бытие. Следуя закону противоречия, он умозаключает: "Бытие есть, небытия вовсе нету". Бытие наделяется такими качествами, как: неделимость, неподвижность, совершенство, вневременность, вечность. Согласно Пармениду, бытие - это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того, постижимость разумом - важнейшее определение бытия .

Зенон был непосредственным учеником Парменида. И если Парменид доказывал свои положения прямо, то Зенон прибег к другому способу доказательств — от противного. Таким же образом и Зенон пытался доказать справедливость положений своего учителя о бытии, показав, что противоположная точка зрения абсурдна. Аргументация Зенона сводится к следующему виду: допуская, что движение и множественность вещей существуют, мы приходим к абсурдным выводам. Эти его рассуждения получили название “апории”

8. Античный атомизм.

Атоми́зм - физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов.

Атомизм был создан в период развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий» - атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

Сторонником атомизма так же был Платон, который считал, что атомы имеют форму идеальных Платоновских тел (правильных многогранников).

Продолжением традиции античного атомизма было учение Эпикура, который ввел для атомов также тяжесть и способность отклоняться от первоначального движения по прямой линии. Введение в абсолютно детерминированную физическую картину мира элемента свободы — главное отличие атомистического учения Эпикура.

9. Софисты о проблеме познания. Проблема определения истины.

Проблемы познания у Софистов выходили на первый план. Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором, таков: «Человек есть мера всех вещей..». То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности отдельного индивида. Аналогично и в теории познания софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя его — со всеми его особенностями — субъектом познания. Все, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку кажется сладким, больному покажется горьким. Значит, всякое человеческое знание только относительно. Объективное, истинное познание, с точки зрения софистов, недостижимо. Такая позиция в теории познания получила название субъективного идеализма.

Релятивизм в теории познания служил обоснованием и нравственного релятивизма: софисты показывали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Подобно тому как человек есть мера всех вещей, всякое человеческое сообщество (государство) есть мера справедливого и несправедливого.

Софисты полагали, что истина зависит от условий места, времени и обстоятельств, а также от самого человека. Протагор считал, что для каждого истинно и действительно то, что ему представляется. Есть только субъективная и относительная, а не объективная и общеобязательная истина. Одно мнение может быть лучше, чем другое, но не может быть истиннее. Для практических же целей критерием истины является мнение большинства.

10. Антропологическая проблематика философии Сократа. Учение Сократа о познании. Этика Сократа.

Общим для древнегреческой культуры было понимание человека как микрокосма - малого космоса, в котором отражается в той или иной мере весь мир - большой космос - Вселенная. Сократ разделял это убеждение, однако он первый подчеркнул, кардинальное различие человека от остальных составных частей природы, указав на наличие в человеке души. Душа в понимании Сократа - это прежде всего особенность к самопознанию. Главной частью души является разум. Способность логически мыслить, рассуждать - это главная способность души.

Ответ Сократа на вопрос о человеческой природе остался классическим. Его сутью является следующий вывод: мы не может исследовать природу человека тем же путем, каким исследуем природу физических вещей. Человек - это существо, которое постоянно ищет и испытывает самого себя и условия своего существования. Такая установка по отношению к жизни и определяет ценность жизни.

Истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к нему.
Чётко было обозначено Сократом и единственно верное, по его мнению, направление усилий человека – познание и действование на основе знания.

Сократ рассматривал процесс познания весьма конкретно: на примере знания о том, что есть добродетель, справедливость и сам человек.

Этику Сократа можно подразделить на три части: 1) учение о благе; 2) учение о добродетелях; 3) учение об обязанностях.

Благо - это понятие, определяющее цель и тонкость человеческой жизни. Благо - это то, к чему следует стремиться, чтобы стать счастливым. Сократ выделял следующие блага: 1) хорошее здоровье и физические силы; 2) духовное здоровье и умственные способности; 3) искусства и науки; 4) дружба; 5) согласие между родителями, детьми, близкими родственниками, потому что семейные отношения созданы Богом для взаимной помощи; 6) благополучие в государстве, т.к. благоустроенное государство обеспечивает всем гражданам процветание. Все эти блага в сумме составляют высшее благо, т.е. счастье. Чтобы достигнуть любого блага, нужно обладать определенными качествами. Добродетель - это положительнее качество человека (антоним порока).

Сократ выделял три основных добродетели: 1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти), “Ничего сверх меры”; 2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности); 3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие). Эти добродетели в сумме дают главную, общую добродетель мудрость. Мудрость состоит в умении отличать хорошее от дурного, полезное от вредного. Избегать дурного и стремиться к благу является основным правилом, обязанностью разумного человека.

Понимание счастья Сократ связывает с пониманием обязанностей человека. Обязанности следует выполнять постольку, поскольку из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают людям без труда и заботы: хочешь быть любимым друзьями, надо делать добро друзьям; желаешь пользоваться почетом в городе, надо приносить пользу городу…

11. Теория идей Платона. Отношение между идеями и вещами.

В диалоге «Тимей» Платон признает наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи.

Его теория «идей», или «форм» является частично логической и частично метафизической. Логическая часть ее имеет дело со значением общих слов. Имеется много отдельных животных, о которых мы можем точно сказать: «Это кошка». Что мы подразумеваем под словом «кошка»? Очевидно, нечто отличное от каждой отдельной кошки. По-видимому, какое-либо животное является кошкой потому, что оно разделяет общую природу, свойственную всем кошкам. Язык не может обойтись без таких общих слов, как «кошка», и такие слова, очевидно, не являются бессмысленными. Но если слово «кошка» означает что-либо, то оно означает что-то, не являющееся той или этой кошкой, а представляющее собой нечто в роде универсальной кошки. Она не родилась, когда родилась отдельная кошка, и не умрет вместе со смертью отдельной кошки. На самом деле она не имеет места в пространстве или времени: она «вечна».

Согласно метафизической части этой теории, слово «кошка» означает некоторую идеальную кошку, Кошку, созданную Богом и единственную в своем роде. Отдельные кошки разделяют природу Кошки, но более или менее несовершенно. Только благодаря этому несовершенству может быть много кошек. Идеальная Кошка реальна; отдельные кошки являются лишь кажущимися.

В последней книге «Государства» в качестве вступления к осуждению живописцев имеется весьма ясное изложение теории идей или форм. Здесь Платон объясняет, что когда ряд индивидов имеет общее название, они имеют также общую «идею» или «форму». Например, хотя может быть много кроватей, существует лишь одна «идея», или «форма», кровати. Точно так же как отражение кровати в зеркале является лишь кажущимся, но не «реальным», так и разные отдельные кровати нереальны, являясь лишь копиями «идеи», которая представляет собой одну реальную кровать и создана Богом. Об этой одной кровати, созданной Богом, возможно знание, но в отношении многих кроватей, сделанных плотниками, может быть лишь мнение.

12. Учение Платона о душе. Особенности платоновского учения о познании.

Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна. Согласно учению, изложенному в диалоге «Государство», в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. Если мы согласимся, что вред душе наносит порок и нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать, что порок не приводит душу к смерти, а просто извращает её и делает её нечестивой. То, что неспособно погибнуть ни от какого зла, можно считать бессмертным.

В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый образ колесницы души. Возница изображает здесь разум, добрый конь — волевую часть души, а дурной конь — эмоциональную часть души. В диалоге «Государство» Платон более подробно разбирает эти три составляющих психики человека. Т.о., Платон выделяет три начала души:

1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.

2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей. Платон замечает, что яростное начало особенно заметно в человеке, «когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить.

3. Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека.

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера, со вторым — уподобление. Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.

Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере»

Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы.

13. Учение Аристотеля о сущности. Его критика платоновской теории идей.


Аристотель говорит, что существует три вида сущностей:

1. которые воспринимаются чувствами и являются преходящими (растения и животные)

2. чувственные, но вечные (небесные тела)

3. ни чувственные, ни преходящие (разумная душа в человеке, а так же Бог).

Рассматривая соотношение материи и формы, А. выявляет динамизм сущего в его развитии. При этом, А. усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. Он говорил о смысловом начале всего сущего, а так же об иерархии его уровней - от материи, как возможности образования единичных форм бытия и дальше от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку и обществу. Значит, у Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него как место и число движения, т.е. как последовательность реальных и мысленных событий и состояний. А. разработал иерархическую систему категорий в которой основной была сущность или субстанция, а остальные считались ее признаками. Стремясь упростить эту систему А. признал основными только три категории: 1. Сущность 2. Состояние 3. Отношение.

С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:

· субстанциональная — рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.

· реляционная — рассматривает существования материальных объектов.

Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний.

Первое и основное из этих возражений Аристотеля состоит в том, что предположение Платона об «идеях» как самостоятельном бытии, отдельном от существования чувственных вещей, бесполезно как для познания этих вещей, так и для объяснения их бытия. Платон только удваивает мир существующих уже вещей, но не раскрывает для знания никаких новых свойств в самой их природе.

Второе возражение состоит в том, что признанная за необходимость Платоном область, или мир, «идей» бесполезна не только для познания, но и для чувственного существования вещей. Чтобы иметь значение для такого существования, царство «идей» должно принадлежать к области чувственных вещей. Но это невозможно, так как у Платона область «идей» начисто обособлена от мира чувственных вещей

Третье возражение Аристотеля против платоновской теории «идей» основывается на рассмотрении платоновского учения о логических отношениях «идей». Это возражение Аристотеля против теории «идей» Платона получило впоследствии название «третий человек». Поводом для такого названия было то, что, согласно Платону, кроме чувственного человека и кроме «идеи» человека необходимо допустить также существование еще одной (возвышающейся над ними) «идеи» человека. Эта «идея» охватывает общее между первой «идеей» и чувственным человеком. Она и есть «третий человек».

Четвертое возражение Аристотеля против теории «идей» Платона состоит в указании, что теория эта не дает и не может дать объяснение важному свойствующей чувственного мира — их движению и становлению, возникновению и гибели. Так как «идеи» образуют, по Платону, особый и совершенно отдельный, замкнутый мир сущностей, то Платон не способен указать причину непрерывно происходящего в чувственном мире изменения и движения.