Доклад: Роль Парламента в Греции
Название: Роль Парламента в Греции Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: доклад |
Российский Университет Дружбы Народов. Юридический Факультет.
Доклад на тему: « Парламент в Греции »
Выполнила студентка II курса Гр. юю – 209 Щербакова Е. К. В соответствии с Конституцией Греция является парламентской республикой. В Конституции подробнейшим образом регламентируется организация и деятельность Парламента, Президента, Правительства и органов суда. Высшим представительным органом греческого народа является однопалатный Парламент, избираемый сроком на четыре года прямым, всеобщим и тайным голосованием граждан, имеющих право голоса. Участие в выборах Парламента в Греции является обязательным. Кандидаты в депутаты Парламента должны достичь ко дню выборов 25-летнего возраста. Парламенту в Конституции уделен 3 раздел, части 3. В соответствии с Конституцией лица, занимающие оплачиваемые должности, офицеры вооруженных сил и органов безопасности, служащие местных органов управления или других юридических лиц публичного права, мэры и представители муниципальных советов, управляющие или председатели административных советов юридических лиц публичного права, государственных или муниципальных предприятий, нотариусы, хранители ипотек и записей ипотечных регистров не могут выдвигаться кандидатами и быть избраны депутатами. Если они не уйдут в отставку до своего выдвижения. Отставка считается действительной, если прошение о ней подано в письменном виде. (п. 1, ст. 56) Примечательно, что возврат на службу ушедших в отставку военнослужащих запрещен, возврат же гражданских лиц на службу может иметь место только по истечении года после их отставки. Эти предписания, несомненно, направлены на то, чтобы все указанные категории служащих не стремились стать депутатами Парламента. Такое решение, с одной стороны, препятствует их активному участию в предвыборной борьбе, с другой — обеспечивает стабильность в кадровом составе армии и управленческого аппарата. Греческий парламент состоит из 300 депутатов (согласно конституции число депутатов не может быть менее двухсот и более трехсот п. 1, ст. 51). По итогам досрочных выборов, состоявшихся 7 марта 2004 г., большинством в парламенте - 165 мест - располагает партия “Новая демократия” (НД). Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) имеет 117 мест, Компартия Греции (КПГ) - 12, Коалиция левых сил и прогресса - 6 мест. В парламенте прежнего созыва большинство мест принадлежало ПАСОК. Депутаты Парламента избираются путем прямого, всеобщего и тайного голосования гражданами, обладающими правом избирать, как это определено законом. Закон не может ограничивать право избирать, кроме как в случае, когда не достигнут минимальный возраст или отсутствует юридическая дееспособность либо в результате не подлежащего отмене уголовного наказания за некоторые виды преступлений. (п. 3, ст. 51) Вопросу организации деятельности Парламента, уделена глава 4, раздела 3, части 3 Конституции. Вот некоторые положения из этой главы:
· Парламент не может принимать решения, кроме как абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов, которое ни в коем случае не может быть менее одной четвертой от общего числа депутатов. В случае разделения голосов поровну голосование повторяется, а после нового разделения предложений отвергается. (ст. 67) · Никто не может по своей воле появляться в Парламенте и выступать в нем устно или письменно. Доклады представляются через соответствующего депутата или передаются председателю. Парламент имеет право пересылать адресованные ему доклады министрам и их заместителям, которые обязаны по мере необходимости давать разъяснения. (ст. 69) Обращает на себя внимание ряд предписаний, касающихся порядка деятельности греческого Парламента. Так, Конституция устанавливает, что издаваемые Парламентом законы принимаются как на заседании Парламента, так и на заседаниях двух образуемых Парламентом секций. Вместе с тем Конституция определяет круг законов, которые принимаются только на заседании Парламента. Таковыми, например, являются законы: о выборах депутатов, о государственном бюджете, о свободе совести, об изменении государственной границы, о собственности, о деятельности политических партий, об ответственности министров, об осадном положении, о цивильном листе (сумма, представляемая ежегодно) Президенту Республики, об аутентичном толковании законов и др. Парламент Греции вправе принимать законы, которые он считает необходимыми. Следовательно, предоставление права принимать законы по определенному кругу вопросов парламентским секциям имеет лишь цель повысить эффективность законодательной деятельности Парламента, а не в коем случае не ограничить его законодательные полномочия. Примечательно, что Конституция предусматривает возможность учреждения при Парламенте специальной службы, задачей которой является научное обеспечение его законодательной деятельности. Касаясь права законодательной инициативы, которое принадлежит Парламенту и Правительству (ст. 73), надо обратить внимание на те условия, при наличии которых это право может быть реализовано. Так, к каждому вносимому на рассмотрение Парламента законопроекту должны быть приложены мотивы, а в самом законопроекте ясно сформулирована его основная цель. Это требование особо важно для законодательной деятельности Парламента, ибо оно позволяет выявить, во-первых, какой общественной потребностью продиктовано издание данного закона и, во-вторых, какие юридические и другие меры необходимо принять для достижения данной цели. (ст. 74) Кроме того, ясно сформулированная цель законопроекта является критерием для оценки законопроекта с точки зрения его целостности и логичности. Конституция требует соблюдения особых условий, когда речь идет о внесении в Парламент законопроектов, касающихся финансов государства. Например, законопроекты, имеющие отношение к всякого рода пенсионным пособиям и условиям их выплаты, вносятся только министром финансов с приложением к законопроекту заключения Контрольного совета. Когда речь идет о пенсиях за счет выплат из бюджета местных органов власти или других юридических лиц публичного права, инициатива внесения законопроекта принадлежит соответствующему министру и министру финансов. Любой законопроект и любое законопредложение, сопряженные с дополнительным бременем для бюджета и внесенные министрами, не принимаются к обсуждению, если они не сопровождаются докладом Генеральной государственной бухгалтерии, определяющим сумму расходов; если же они внесены депутатами, то до какого бы то ни было обсуждения они передаются в Генеральную государственную бухгалтерию, обязанную представить соответствующий доклад в пятнадцатидневный срок. По прошествии этого срока безрезультатно законопредложение принимается к обсуждению без такого доклада. (п. 1, ст. 75) Законопроекты, устанавливающие местные или специальные налоги либо какие бы то ни было обязательства в пользу органов или юридических лиц публичного или частного права, должны быть, кроме того, контрассигнованы министром экономической координации и министром финансов, что означает принятие министром юридической и политической ответственности за данный акт. Парламенту, в соответствии с изменениями, внесенными в марте 1986 г. в Конституцию, предоставлено исключительно важное право, ранее принадлежавшее Президенту Республики, а именно: право вводить в силу на части территории или на всей территории страны (при наличии предусмотренных Конституцией обстоятельств) закон об осадном положении, учреждать чрезвычайные суды и приостанавливать действие ряда статей Конституции, касающихся прав граждан. Так же Парламенту принадлежит право толкования законов. Аутентичное толкование законов относится к законодательной функции. Закон, действительно не требующий толкования, вступает в силу после публикации (ст. 77) Греческий Парламент наделен правом не только законодательствовать, но и осуществлять контроль за деятельностью Правительства. Так, Парламент, может выразить недоверие Совету министров, что приводит к прекращению его полномочий. Обращают на себя внимание и те предписания, которые касаются ответственности членов Правительства и заместителей министров, а также роли Парламента в их привлечении к ответственности. Согласно ст. 85, члены Правительства, равно как и заместители министров, несут коллективную ответственность за общую политику Правительства, а каждый из них — за действия, совершенные ими при осуществлении своих полномочий в соответствии с предписаниями законов об ответственности министров. Примечательно положение Конституции о том, что "Письменное или устное указание Президента Республики ни в коем случае не освобождает министров и их заместителей от ответственности". Парламент, согласно ст. 86, уполномочен выдвигать против действующих или бывших членов Правительства и заместителей министров, в соответствии с законами об ответственности министров, обвинение в специально создаваемом для этой цели суде. Председателем этого суда, как установлено Конституцией, является председатель Ареопага (Верховного кассационного суда). В его состав, кроме того, входят 12 судей, назначаемых по жребию председателем Парламента на открытом заседании из числа членов Ареопага и председателей апелляционных судов, назначенных на должность до предъявления обвинения. Таким образом Конституция предусматривает серьезные гарантии, обеспечивающие конституционно установленную субординацию между Парламентом и Правительством. Важная роль в деятельности государства отводится Президенту Республики. Им может быть избран греческий гражданин, имеющий это гражданство не менее пяти лет, достигший 40-летнего возраста и обладающий правом избирать. Его отец должен быть греком. Президент Республики избирается Парламентом путем открытого голосования сроком на пять лет. Избранным на этот пост считается претендент, который получил большинство в 2/3 голосов от общего числа депутатов. Переизбрание Президента Республики возможно только один раз. Должность Президента Республики несовместима ни с какой иной должностью или видом деятельности. Конституция наделяет Президента Республики широким кругом полномочий, Он представляет государство в международных отношениях, объявляет войну, заключает договоры о мире, о вступлении в союзы, об экономическом сотрудничестве с другими государствами и участии в международных организациях и союзах. О своих решениях по всем этим вопросам Президент информирует Парламент, давая все необходимые пояснения, если интересы и безопасность государства позволяют это. Для вступления в силу актов, издаваемых Президентом по указанным вопросам, требуется их контрасигнация соответствующим министром, а также опубликование этих актов в Правительственной газете. К компетенции Президента Республики относится назначение Премьер-министра, а по его предложению — назначение и увольнение остальных членов Совета министров и заместителей министров. Он освобождает от обязанностей Совет министров, если он подал в отставку или если Парламент выразил ему недоверие. Ряд полномочий Президента касается деятельности Парламента. Парламент Греции собирается каждый год в первый понедельник октября на очередную сессию, продолжительность которой в общей сложности не должна быть менее пяти месяцев в году. Президент Республики может созвать Парламент на его обычную сессию раньше, чем в октябре, а также на чрезвычайную сессию, когда сочтет это нужным. Кроме того, Президент вправе всего один раз отложить проведение парламентской сессии: либо отсрочив ее открытие, либо прервав ее работу. Временное приостановление работы сессии Парламента Президентом Республики не может длиться более 30 дней. Президент также имеет право распустить Парламент. При этом Конституция строго определяет те обстоятельства, при наличии которых он может этим правом воспользоваться: 1) когда два состава Правительства подали в отставку или им было выражено недоверие Парламентом; 2) когда Правительство, пользующееся доверием Парламента, предложило Президенту распустить Парламент. Предложение, указанное в последнем случае, Правительство может сделать лишь в том случае, если Парламенту предстоит принять решение по жизненно важному для греческого народа вопросу. Роспуск Парламента в этом случае преследует цель — провести новые выборы, чтобы народ новым голосованием выразил Парламенту свое доверие, необходимое для решения данного вопроса. Президент Республики обязан опубликовать принятые Парламентом законы в месячный срок с момента их принятия, однако он может в течение этого времени вернуть в Парламент законопроект, изложив мотивы возврата. Решение по возвращенному Президентом законопроекту Парламент принимает на пленарном заседании. Если Парламент вновь примет данный законопроект абсолютным большинством голосов депутатов, он становится законом и Президент обязан опубликовать его в течение 10 дней с момента его вторичного принятия Парламентом. Президент Республики также уполномочен: обращаться с согласия правительства с посланиями к народу; объявлять по решению Парламента референдум; возглавлять вооруженные силы страны; назначать и увольнять государственных служащих в соответствии с законом; награждать орденами. Президент осуществляет свои полномочия посредством декрета. Представляет интерес то обстоятельство, что Конституция наделяет Президента Республики правом издавать декреты, имеющие силу закона. Подобные декреты он правомочен издавать при чрезвычайных обстоятельствах, в случае непредвиденно возникшей необходимости и если это предлагает Правительство. Декреты Президента, имеющие силу закона, должны быть представлены на утверждение Парламента в течение 40 дней с момента их издания или в течение 40 дней с момента созыва сессии Парламента. Президент Республики может по предложению Правительства издать декрет об объявлении осадного положения. Однако это относится к случаям, когда Парламент не заседает или если его нельзя созвать в настоящий момент по объективным причинам. Подобный декрет должен быть внесен на одобрение Парламента не позднее чем через 15 дней после его издания. Согласно Конституции, Президент Республики не несет ответственности за действия, совершенные им при выполнении своих обязанностей, исключая случаи, когда речь идет, о государственной измене или предумышленном нарушении Конституции. За противоправные действия, не связанные с выполнением Президентом его обязанностей, преследование Президента откладывается до истечения срока его полномочий. Следует отметить, что изменения, внесенные в Конституцию в марте 1986 г., затронули главу, которая посвящена Президенту Республики. Так, был ликвидирован Совет Республики, который ранее создавал Президент. Кроме того, Президент был лишен права: распускать Парламент по той причине, если он считает, что деятельность Парламента находится в противоречии с общественным мнением; назначать референдум; издавать декреты об амнистии осужденных лиц за политические преступления; объявлять осадное положение, если Парламент находится на сессии или может быть созван на сессию. Источники:
1. Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 1 / Под общ. ред.: Окуньков Л.А. - М.: Норма, 2001. - 824 c. 2. Государственный строй Греции / Калинин Н.И. - М.: Юрид. лит., 1959. - 100 c. 3. Кожемяков А.С. Конституция Греции 1975 г. // Советское государство и право. - М.: Наука, 1978, № 4. - С. 118-123 |