Контрольная работа: Экология 8
Название: Экология 8 Раздел: Рефераты по экологии Тип: контрольная работа |
Северный педагогический колледж КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по экологическому воспитанию Вариант № 2 Исполнитель: Пелипенко О.А. Студентка: 55 гр. Заочного отделения Специальность: 0313 « «Дошкольное образование» Руководитель: Игнатова Е.Г. Серов 2008 г. 1. Категориальный анализ: экологическое образование дошкольников, экологическая нравственность, синэкология, экологическая акция. 2. Ознакомьтесь с программой «Юный эколог» 3. Экологическая тропинка. Организация, оформление и содержание работы. Спроектируйте экологическую тропинку для конкретного детского сада и три варианта маршрутов по экологической тропинки. По возможности пройдите с детьми по маршруту и опишите реакции детей. Приложение: Изготовьте три варианта предметных моделей различных явлений природы. Например, защитная окраска покровов в животном мире. Категориальный анализ: экологическое образование дошкольников, экологическая нравственность, синэкология, экологическая акция. Экологическое образование дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического образования детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие "экология": что за ним стоит, какая наука имеется в виду. Ведущий отечественный эколог Н.Ф.Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении "экологии" (Природопользование: Словарь-справочник. - М., 1990. -С. 592). Для определения научной основы экологического образования значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. Таким образом, экологическое образование дошкольников: 1) ознакомление детей с природой; Синэкология – рассматривает жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников. Главное понятие синэкологии - экосистема - определяется Н.Ф. Реймерсом как "сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами" (Природопользование... - С. 599). Синэкология - раздел экологии, изучающий ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов (биоценозов), пути их формирования и взаимодействия с внешней средой. /Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. 1999/ Синэкология – раздел экологии, исследующий биотические сообщества и их взаимоотношения со средой обитания: формирование сообществ, их энергетику, структуру, динамику, историческое развитие, взаимодействие с физико-химическими и биотическими факторами среды, биологическую продуктивность, круговорот веществ, воздействие человека и т.д. Синэкология— раздел экологии, изучающий взаимоотношения организмов различных видов внутри сообщества организмов. Часто синэкологию рассматривают как науку о жизни биоценозов, то есть многовидовых сообществ животных, растений и микроорганизмов. Таким образом, синэкология: 1) Раздел экологии, 2) Изучает сообщество живых организмов, 3) Изучает условия жизни данного местообитания, 4) Посвящен изучению жизни биоценозов. Экологическая нравственность — выработка активной жизненной позиции личности, проявляющаяся в сознательном отношении и любви к родной природе, умении бережно относиться к растениям и животным, способности воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы. Нравственность непосредственно влияет на становление личности, гармоничной взаимосвязи с окружающим миром. /Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. 1999/ Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. //Дошкольное воспитание. 2002, № 7, с. 18. Программа «Юный эколог». «Юный эколог» - программа биоцентрического направления, ведущая роль которого состоит в том, чтобы признать: человек не «царь природы», а ее часть. Поэтому он должен жить в согласии с ней и по тем же законам, что и сама природа. Главный закон природы – экологический: взаимосвязь любого живого организма (бактерии, растения, животного, человека) со средой обитания и морфофункциональная приспособленность к ней. Поэтому правильная организация зоны природы предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух моментов: экологического подхода к жизни растений и животных и специфики методики экологического воспитания детей. Оба направления дают возможность отобрать элементы знаний, которые в адаптированном виде могут быть усвоены детьми дошкольного возраста. Структура программы «Юный эколог» состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и программу «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов программы строится на главной закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Цель: развивать у ребенка мышление; сочувствие и доброе отношение к живому на основе понимания, готовность сделать все для сохранения жизни; экологическое восприятие красоты природы – красоты здорового организма, живущего в благоприятных условиях, красоты природы, отраженной в произведениях искусства; понимание значения факторов окружающей среды, природы для здоровья людей. Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу – прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах: как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного материала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам. Методическое обеспечение. 1. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Новая школа, 1993 2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаиа – Синтез, 1999 3. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: Новая школа, 1993 4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995 5. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996 6. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: АСТ, 1998 7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1999 8. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1999 9. Николаева С.Н. Экология: Иллюстративный альбом с заданиями. Для детей старшего дошкольного возраста. – М.: АСТ, 1997 – (Страна Чудес). 10. Николаева С.Н. Экологическая тетрадь для дошкольников. – М.: Просвещение, 1999. Экологическая тропинка. Организация, оформление и содержание работы . В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: а) на территории дошкольного учреждения; б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.). Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес), клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных (или очищенных) водоемов за пределами детского сада. Для повышения интереса детей (особенно младшего возраста) к занятиям педагог совместно с ними выбирает «хозяина (хозяйку) тропинки» - сказочного героя. Его можно изобразить в начале маршрута (где он встречает детей) и в конце (где он «прощается» с детьми). Периодически этот персонаж может посылать детям письма – задания, участвовать в театрализованных праздниках. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием, например, «Точка Дуб». Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов – используйте символы, рисунки. При оформлении табличек для некоторых объектов можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного – в зеленый, пищевого – в синий. Если территорию детского сада посещают посторонние и вы не можете обеспечить сохранность оборудования тропинки, сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, можете брать таблички только тех объектов, которые намереваетесь посетить. Используемая литература. |