Реферат: Южная ссылка Пушкина

Название: Южная ссылка Пушкина
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: реферат

Содержание


«Господа Головлевы» — одно из высших достижений русского критического реализма. В этой книге с огромной силой художественного прозрения изображен закономерный распад поместного дворянства. Образ Порфирия Головлева (Иудушки), «пакостника, лгуна и пустослова», хищника, обесчеловеченного человека, в душевном мире которого нет ничего кроме «праха и смерти», но в руках которого — возможность распоряжаться судьбами людей,— этот образ выходит далеко за пределы породившей его национальной почвы, социальной среды и эпохи. Иудушка — мировой образ такого же масштаба, как образы Шейлока, Тартюфа, Плюшкина, Смердякова. Имея в виду «Господ Головлевых», равно как и другие произведения их создателя («Помпадуры и помпадурши», «Благонамеренные речи», «Убежище Монрепо», «Письма к тетеньке» и др.), Горький утверждал: «Невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина...» Сам писатель называл себя историком современности, «летописцем минуты». Его творчество в целом составляет огромное полотно, подобно «Божественной комедии» Данте и «Человеческой комедии» Бальзака запечатлевшее сложнейшую историческую эпоху — канун грандиозных социальных перемен.

2. Кутузов и Наполеон в романе Л. Толстого «Война и мир»

Нет величия там, где нет . простоты, добра и правды,

Л. Н. Толстой

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» стоит в ряду лучших произведений мировой литературы. Несмотря на то, что такой грандиозный материал собран за сравнительно короткий срок, 'в романе великолепно изображены многие стороны жизни и проблемы, стоявшие в то время особенно остро. Это произве­дение явилось, по словам многих известных писателей и кри­тиков, «величайшим романом в мире». Роман повествует о знаменательных событиях из истории страны, освещает важ­ные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.

Романом «Война и мир» великий русский писатель Л.Толстой воздвиг «нерукотворный памятник» героям 1812 года. Автор рассказывает" в своем романе о верных сынах Отечества, готовых отдать жизнь за спасение Родины.

Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова, как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчеркивает, что Кутузов"— подлинно на­родный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Главное в Куту­зове для Толстого — его кровная связь с народом, «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его «против, воли царя в производители народной войны». И только это чувство поставило его на «высшую человеческую высоту».

Толстой изображает Кутузова как мудрого полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впос­ледствии. Так, он верно оценил значение Бородинского сра­жения, заявив, что это — победа. Как полководец, он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полководец был нужен для ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий. «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

В изображении Толстого Кутузов — живое лицо. Вспом­ним его выразительную фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии различных по харак­теру и социальному положению лиц, углубляясь в психологи­ческий анализ. Глубоко человечным и живым делают Кутузо­ва сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным.

Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколь­ко искажен, не лишен недостатков, причина которых — в неправильных позициях Толстого-историка. Исходя из сти­хийности исторического процесса, Толстой отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ «великих личностей», созданный буржуазными историками. Он считал, что ход ис­тории решают народные массы. Он пришел к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше. Именно Кутузов выражает эти взгляды Толстой в романе. Он, по словам Толстого, «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом война, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». У Кутузова — толстовский фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее пред­решен. Ошибка Толстого состояла в том, что, отрицая роль личности в истории, он стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий. И это привело к неко­торой противоречивости его образа: он выступает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оценива­ющий ход военных событий и безошибочно направляющий их. И в конечном результате Кутузов выступает как активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное во­левое напряжение.

Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон. В первых частях романа автор со злой иронией говорит о пре­клонении перед Наполеоном, которое воцарилось в высших светских кругах России после Тильзитского мира. Толстой характе­ризует эта годы как «время, когда карта Европы перерисовы­валась разными красками каждые две недели», и Наполеон «уже убедился, что не нужно ума постоянства и Последова­тельности для успеха». С самого начала романа Толстой ясно выра­жает свое отношение к государственным деятелям этой эпохи. Он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти не было никакого смысла, но «он верил в себя, и весь мир верил в него».

Если Пьер видит в Наполеоне «величие души», то для Ф. Шерер Наполеон — воплощение французской революции и уже, поэтому злодей. Юный Пьер не понимает того, что став императором, Наполеон продал дело революции. Пьер защи­щает и революцию, и Наполеона в равной мере. Более трезвый и опытный князь Андрей видит и жестокость Наполеона, и его деспотизм, а отец Андрея старик Болконский сетует, что нет Суворова, который показал бы французскому императору, что значит воевать.

Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каждого героя полководец занимает определенное мес­то. Надо сказать, что и по отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая: «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Но Наполеон в войне с Россией не был бессилен. Он просто оказался слабее своего противника — «сильнейшего духом», по выражению Толстого.

Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающегося деятеля как «маленького человека» с «неприятно-притворной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ляжками коротеньких ног». Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный влас­титель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса. Его безумная гордость заставляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способ­ствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Тол­стого — «сверхчеловек», для которого имеет интерес «только то, что происходило в его душе». А «все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно слово «я» — любимое слово Наполеона. Насколько Кутузов выра­жает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме. Сопоставляя эти образы, мы видим, что подлин­но велик у Толстого именно Кутузов — народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества.

3. Проанализировать творчество одного из поэтов (Катенин, Вяземский, Языков).

Н.М. Языков ‑ один из выдающихся, самобытных поэтов пушкинской плеяды.

Языков родился в Симбирске 4 марта 1803 года. Его отец, Михаил Петрович Языков, был весьма состоятельным помещиком. Мать, Екатерина Александровна

В октябре 1814 года Николай Михайлович был определен в петербургский Горный кадетный корпус, где готовили горных инженеров, но прошел там лишь "нижние" и "средние" классы. С 28 августа 1819 года он учился в Институте корпуса путей сообщения, но весной следующего года оттуда был исключен "за нехождение в классы". Достаточно рано проявились литературные наклонности Николая. Учась в кадетском корпусе, он брал уроки словесности у А.Д. Маркова, сочинять стихи начал в 10-11 лет. В 1819 году в одном из номеров "Соревнователя просвещения и благотворения" было опубликовано стихотворное послание Языкова к Кулибину.

В 1822 году Языков поступил в Дерптский университет, где дополнительно занимался с учителями латинским и греческим языками. Его захватила идея самообразования, воспитания в себе поэта-творца. В петербургских журналах все чаще появляются его стихи: "Песня короля Региера", "Моя родина", "Языкову А.М., при посвящении ему тетради стихов моих", "Чужбина ", "Мое уединение", "Прошу стихи мои простить!..", "Песнь Баяна", "Услад", "Евпатий" и другие стихотворения и элегии. Он пишет студенческие песни, которые имеют огромную популярность, хотя сам поэт не принимает их всерьез.

За семь лет пребывания в Дерпте Языков приобрел солидное образование, хотя и не окончил курса. В мае 1829 года он вместе с Александром Петерсоном выезжает в Москву, чтобы сдать экзамены за Дерптский университет - в Московском. Летом 1829 года этого же года был написан известный "Пловец" Языкова, опубликованный в альманахе Максимовича.

В 1832 году вышли из печати два номера "Европейца", в которых были помещены пять стихотворений Языкова и среди них "Ау!" - один из его шедевров.

В конце сентября переехал в Ганау, где вместе с братом, П.М. Языковым, занимался переводами с русского на немецкий. Они перевели очерк Дениса Давыдова "Тильзит", письмо Жуковского о "Мадонне" Рафаэля, "К морю", "Узник" и другие стихотворения А.С. Пушкина, несколько стихотворений Языкова. Летом Николай Михайлович начал писать и свои стихи.

Между тем в Москве вышла книга "56 стихотворений Н.М. Языкова", составленная Валуевым, а позже сам поэт подготовил к изданию сборник "Новые стихотворения", написанные в 1834-1844 годах. Здоровье Языкова ухудшается. Он проходит еще один курс водолечения в Москве, но силы его уходят, 26 декабря 1846 года поэт скончался.

4. Творчество Пушкина 1817-1820 гг.

Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пуш­кина. Полным творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский — прочили Пушкину поэтиче­скую славу. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был за­числен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в августе 1817 года вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы.

Радостное чувство овладело Пушкиным. Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил. Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству, политиче­ским спорам, игре воображения, дружеским встречам. Круг зна­комых Пушкина расширился: здесь и друзья-лицеисты, и новые ценители его таланта.

Не нужно, однако, представлять Пушкина расточающим в без­делье свои духовные силы. Особенностью тогдашних дружеских сходок было не одно лишь бездумное веселье. Встречи друзей одухотворялись серьезными разговорами и свободолюбивыми меч­тами, оживлялись стихами, шутками. Молодежь бросала свое­образный вызов казенному обществу, которое привыкло ценить людей за их знатное происхождение, за богатство, за добытые лестью или искательством чины. На встречах молодежи все были равны, независимы. Здесь ценили друг друга за ум, талант, спо­собности. Вот почему правительство Александра I, а позднее и Николая I внимательно присматривало за молодыми вольнодум­цами, которые вместо ревностной службы в расчете на чины и награды, вместо прилежного послушания утверждали новые че­ловеческие отношения, основанные на равенстве и личном до­стоинстве. Дух независимости и свободы противостоял мелкой светской суете, ловле чинов и поискам выгодного служебного места.

Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего вре­мени, вошел в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией. Пушкин охотно читал здесь свои политические стихи, знал, что в этом обществе пой­мут пламенные порывы его мятежного сердца. Несколько позже, в 1819 году, Пушкин стал посещать дом Н. В. Всеволожского, друга поэта, любителя театра, у которого собирались члены круж­ка «Зеленая лампа» ', тесно связанные с ранним декабристским обществом «Союз благоденствия». Сюда входили поэт Федор Глинка, декабрист Сергей Трубецкой, приятель Пушкина, офицер Яков Толстой и другие участники. Собрания кружка сохранялись в тайне. На них обсуждались политические, экономические, со­циальные вопросы. Каждая тема в конечном итоге сводилась к двум — к необходимости устранить или ограничить монархиче­ское правление и уничтожить крепостное состояние.

В кругу этих политических споров возникает и питается ими вольнолюбивая лирика Пушкина. Одним из самых значительных стихотворений была написанная в 1817 году ода «Вольность».

„Вольность" (1817) . Уже само название оды должно было напомнить читателю радищевскую оду «Вольность», известную молодежи по спискам.

В первых строках Пушкин определяет цель оды — «На тронах поразить порок». Он прибегает к торжественному строю речи. Поэт полон благородного, возвышенного негодования, обличая «тиранов мира», попирающих естественное право народа на сво­боду. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь. Нарушение закона гибельно для го­сударства. В условиях самодержавной России эти идеи Пушкина, несмотря на их отвлеченный и умеренный характер, приобретали глубоко революционный смысл, потому что поэт осуждал тира­нию верховной власти и грозил ей неминуемым возмездием.

„Деревня" (1819). Одним из самых смелых политических сти­хотворений Пушкина стала «Деревня». В оде «Вольность» поэт возвысил свой голос против тиранов, попирающих закон. В «Де­ревне» он гневно осудил крепостничество.

В стихотворении последовательно развивается одна мысль. Предметом стихотворения становится, прежде всего конфликт внутри души поэта, порожденный контрастными картинами деревенской жизни. Сначала автор предстает поэтом-мечтателем и думает об уединении на лоне природы, вдали от «суетных оков»:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...

Скромный деревенский пейзаж дороже поэту «порочного дворца Цирцей» и «роскошных пиров». С сельским миром его роднят труд, душевное спокойствие и чувство свободы. В «пустынном уголке» он полон высоких дум:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить...

Поэт надеялся, что, уединившись в деревне и предавшись поэзии, он обретет покой и вдохновение. Но жизнь разрушила эти слад­кие мечты: поэт увидел не только мирный и красивый пейзаж. Он поражен зрелищем рабства, беззакония и несправедливости:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Мечтателю деревня рисовалась в слишком розовых красках. На самом же деле здесь царствует «барство дикое». Прекрасная при­рода («Среди цветущих нив и гор...») противопоставлена картине позорного рабства, несовместимого с ней. Контраст выражен и в построении (композиции), и в лексике, и в интонации. Воспро­изводя первую картину, поэт размышляет, он задумчив. Медлен­ным взором он обводит открывающийся сельский пейзаж. Слова здесь точно определяют предметы и выражают чувства человека, взволнованного красотой природы («темный сад», «двух озер ла­зурные равнины»). Тон описания — размеренный, сосредоточен­ный. При изображении второй картины все меняется: исчезает медлительность и появляется торжественность. Созерцание усту­пает место негодованию. Возникают ораторские обороты с харак­терными для них риторическими вопросами и восклицаниями. По­вышается количество слов, несущих оценочную, эмоционально выразительную нагрузку: «мысль ужасная», «убийственный по­зор», «барство дикое», «насильственной лозой», «рабство тощее», «тягостный ярем» и т. д. Возмущенный картиной страшного про­извола, поэт-мечтатель превращается в поэта-гражданина и вы­ступает не только от своего лица, но и от имени передовых людей, жаждущих освобождения народа. Недаром он называет себя «дру­гом человечества» и призывает «витийства грозный дар» с тем, чтобы не умиротворять, а «тревожить сердца». Так логически ясно развивается мысль Пушкина. Поэт порывает с первоначаль­ным книжным и неглубоким восприятием деревни и устремляется к познанию реальных противоречий русской действительности. В «Деревне», как и в оде «Вольность», Пушкин видит свободу человека, закрепленную в законе (конституции):

При этом личная свобода каждого человека неотделима для Пуш­кина от свободы народа. Поэтому он, надеясь еще в то время на милость царя, вопрошает:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В этих последних строках слышится страстное ожидание сво­боды, горячий ее призыв.

„К Чаадаеву" (1818). Вольнолюбие с особой силой в петер­бургский период проявилось в стихотворении «К Чаадаеву», ко­торое написано в жанре дружеского послания. У Пушкина личная тема, не теряя интимного характера, наполняется глубоким об­щественным содержанием. Радость жизни и счастье человек мо­жет постичь лишь в свободном обществе. Поэтому в стихотворе­нии на первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта. В стихотворении чувства Чаадаева и Пушкина объединяются («Недолго нежил нас обман...», «Но в нас горит еще желанье...», «Мы ждем с то­мленьем упованья...», «Напишут наши имена!»). Их дружба пи­талась высокими гражданскими мыслями и чувствами о свободе народа, стонущего под игом самовластья.

Стихотворение начинается с грустной ноты: упоение жизнью, ее радости, ее надежды оказались всего лишь «обманом». При столкновении с реальностью мечты о славе, любви, свободе часто оборачиваются неверием, сомнением. Так было с Чаадаевым. Пушкин мягко и нежно поддерживает в своем друге твердую уверенность в конечной победе свободолюбивых идей, в том, что мечты о славе (а он считал Чаадаева человеком государственного ума) не напрасны. Печальный тон сменяется бодрым, жизнера­достным:

Но в нас горят еще желанья...

Стихотворение превращается в вольный, ничем неостановимый порыв к свободе. Страстную жажду «вольности святой» не могут победить ни трудности борьбы, ни грозящие преграды, ни «гнет власти роковой». Порыв к свободе, нетерпеливое ожидание ее торжества выражают могучее вольнолюбие поэта. Вот почему столь повелительно и призывно («Товарищ, верь...») обращение Пушкина к другу, столь убежденна его речь, полная пророческого предсказания:

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В стихотворении по сравнению с «Деревней» и «Вольностью» слово «свобода» обогатилось новыми оттенками. В «Деревне» в «Вольности» Пушкин подразумевал под свободой прежде всего закон, конституцию, ограничивающие власть царя. В послании «К Чаадаеву» сохранилось такое понимание слова «свобода».

Однако слова «на обломках самовластья» могли восприни­маться и воспринимались в более широком смысле, как полное упразднение самодержавия. Таким образом, слово «свобода» несло в себе более широкое значение, чем то, которое придавал ему поэт.

Стихотворение насыщено общественно-политической лексикой («отчизна», «гнет», «власть», «свобода», «честь», «самовластье»), характерной для ранней и поздней декабристской поэзии, в част­ности для Рылеева. Но Рылеев считал личное ниже общественного. У Пушкина же личное неотделимо от общественного. Искренним призывом к свободе, верой в ее торжество и горячим личным воодушевлением было проникнуто послание «К Чаадаеву». Это привлекло к нему сочувствие и любовь современников и по­томков.

Вместе с одой «Вольность», стихотворением «Деревня» и по­сланием «К Чаадаеву» появились и другие произведения свободо­любивого содержания — эпиграммы на Александра I, «кочую­щего деспота», на Аракчеева, архимандрита Фотия. Пушкин не­навидел всякое ханжество, лицемерие, нарочитую религиозность, процветавшие при дворе Александра I. Пушкинские стихотворе­ния читались вслух, расходились в многочисленных списках и в устной передаче. Пушкин действительно был поэтическим го­лосом передовых дворян. В этом смысле он по праву может быть назван поэтом декабристского круга, потому что идеи передовой дворянской молодежи были его, Пушкина, идеями, вошли в его сознание и стали его чувствами. Однако и поэтическое выражение свободолюбивых идей под пером Пушкина перекрывало даже самую решительную декабристскую программу. Поэтому не толь­ко Пушкин обязан декабристам, но и декабристы — Пушкину, ко­торый придал политическим и общественным идеям поэтически со­вершенную форму. А так как стихи Пушкина обладали удивитель­ной силой воздействия на читателей, то они вербовали все новых сторонников движения.

Итогом пушкинского творчества в петербургский период стала поэма-сказка «Руслан и Людмила». Она была начата Пушкиным, по его словам, в лицеев а закончена в марте 1820 года. На Кав­казе поэма дополнилась эпилогом, а в конце 1820-х годов — прологом.

„Руслан и Людмила" (1820). Первая поэма Пушкина — но­ваторское произведение. Русские романтики — Жуковский, Ры­леев — испытывали большой интерес к родной истории. «Думы» Рылеева и его поэмы посвящены историческим событиям. Пуш­кин в «Руслане и Людмиле» тоже обратился к истории и широко использовал старинные народные сказания. В основе сюжета поэмы — любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками сообщают поэме ска­зочный колорит. Но в поэму входит и героическая история. В по­следней, шестой песне Руслан борется за независимость родины с захватчиками-печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными богатырями. Вместе с тем пушкинские герои еще очень условны: они не всегда действуют в соответствии с их собственной психологией и ситуациями, в которых оказы­ваются. Так, Людмила скорее похожа на кокетливую барышню пушкинского времени, чем на степенную древнерусскую краса­вицу. Руслан тоже не всегда выглядит былинным богатырем, а напоминает романтического героя, совершающего подвиги во сла­ву возлюбленной.

В любовных приключениях героев в полной мере запечатле­лась жизнерадостность Пушкина, его вера в победу справедли­вости, добра и красоты.

Новаторский характер поэмы связан также с образом автора. Современник читателей, а не героев, автор разъясняет ход собы­тий, иронически толкует их. Он сообщает читателям массу дале­ких от сюжета поэмы сведений, смеется над поступками, мыслями, намерениями, душевными движениями героев. Он, конечно же, не верит во все те чудеса, о которых рассказывает. Он молод, игрив, весел, забавен, остроумен. Поэма — его воображение, его вымысел, и он волен поступать с героями так, как ему вздумается. Благодаря образу автора история и современность в поэме связались воедино, и Пушкин смог выразить личную точ­ку зрения на героев и их приключения. Заметим, что тот же способ впоследствии он применил в романе «Евгений Онегин».

Современники по-разному оценили поэму, но, может быть, самым дорогим для Пушкина был отзыв Жуковского, подарившего I автору «Руслана и Людмилы» свой портрет со знаменитой надписыо: «Победителю ученику от побежденного учителя...». С созданием поэмы «Руслан и Людмила» закончился петербург­ский период жизни и творчества Пушкина. В это время были за­ложены основы его оптимистического мировоззрения. Пушкинское творчество выросло и развилось в годы подъема дворянского освободительного движения и расцвета декабристских идей.


Список использованной литературы

1. Громов Н.И. Русская литература. – М.: Просвещение, 1977.

2.