Реферат: Разработка стратегии развития фирмы и ее организационное обеспечение
Название: Разработка стратегии развития фирмы и ее организационное обеспечение Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление Введение.......................................................................................................... 2 1. Системный подход в управлении............................................................... 3 1.1. Описание объекта управления................................................................. 3 Объект управления как система...................................................................... 3 1.2.Объект управления.................................................................................... 4 1.3. Анализ внешней среды организации...................................................... 7 1.3.1. PEST-анализ.......................................................................................... 7 1.3.2. Карты стратегических групп................................................................ 8 1.3.3. Модель пяти сил конкуренции........................................................... 13 1.3.4. Матрицы угроз и возможностей........................................................ 17 1.3.5. SWOT – анализ................................................................................... 19 2. Цель и миссия организации...................................................................... 20 2.1. Цель организации.................................................................................. 20 2.2. Миссия организации.............................................................................. 21 3. Организационная структура и методы реструктуризации..................... 22 Заключение.................................................................................................... 26 Список литературы....................................................................................... 27 Целью настоящего исследования является разработка стратегии развития фирмы и ее организационное обеспечение. Данная цель обусловила постановку следующих задач: 1. изучение теоретических положений стратегического менеджмента; 2. изучение инструментов анализа внешней и внутренней среды; 3. анализ организации как системы; 4. изучение внешней среды организации; 5. разработка стратегии развития; 6. построение древа целей; 7. проектирование организационной структуры. Объектом исследования является сеть книжных магазинов, работающая в городе Новосибирске. Теоретической основой исследования явились труды М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури; О.С. Виханского, А.И. Наумова. В процессе исследования использованы различные методы анализа внешней среды, такие, как PEST-анализ, метод карт стратегических групп, SNW-метод, метод SWOT, древо целей для определения целей организации и другие способы проведения анализа внешней среды. 1. Системный подход в управлении. 1.1. Описание объекта управления. Объектом управления является фирма, осуществляющая торговлю печатной продукцией (книги, газеты, журналы), дисками, канцелярскими товарами. Организация представляет собой сеть магазинов «Книжный развал», расположенных в городе Новосибирске. Численность персонала (без руководства) – около 10 человек в каждом магазине.
Объект управления как система. Гомогенные системы – системы, состоящие из однородных элементов, обладающих свойством взаимозаменяемости. Как гомогенная система, организация осуществляет торговлю дисками и торговлю книгами. Гетерогенные системы – системы, состоящие из разнородных элементов, не обладающих свойством взаимозаменяемости. Как гетерогенная система, организация состоит из персонала (работников) и материально-экономической базы. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система является открытой, как и все организации. Четко определенный состав элементов, их взаимодействие отлажено, что позволяет назвать объект управления хорошо организованной системы, но это не гарантирует отсутствия фактов неправильного функционирования организации. В настоящий момент система находится в относительном равновесии, со средней степенью устойчивости, планируется дальнейшее развитие и совершенствование с целью улучшения состояния организации в целом. Как гетерогенная система, объект представлен: - персоналом, работниками; - материально-технической базой. Как гомогенная система, объект представлен: - отделами торговли книжной продукцией и канцелярскими товарами. 1. Состояние и поведение системы: показатели деятельности на определенный период времени. Взят период – неделя с 30 апреля по 6 мая. Выручка организации за отчетный период составила:
Расходы организации за отчетный период составили:
Объем поступлений за отчетный период составил:
Как видно из представленных графиков, в течении недели показатели изменялись волнообразно, наблюдались периоды повышение показателя выручки, но также и повышения показателя расходов. В целом, показатели не превышали ранее установленных наибольших значений, но и не понижались до критического количества; однако, в самом начале недели объем поступлений был опасно низок. 2. Равновесие системы. Равновесие системы выражается в способности системы в отсутствие внешних возмущений или при постоянных внешних возмущениях сохранять свое поведение сколь угодно долго. В нашем случае равновесие заключается в следующих явлениях: Режим работы организации – ежедневно, с 10 до 20 часов. Установленные распродажи в честь Нового года, 23 февраля, 8 марта, 1 сентября; круглый год продажа некондиционного товара по сниженным ценам. Сезонность – август – октябрь (т.к. в это время школьники закупают необходимые товары), апрель – июнь (школьники, студенты готовятся к экзаменам и закупают соответствующую литературу). Также в организации имеется установленный график отпусков, штатное расписание, базы данных по поставщикам, отдельным товарам. Организация пользуется услугами частного охранного предприятия, согласно заключенному договору. 3. Устойчивость системы. Устойчивость системы показывает ее способность возвращаться в состояние равновесия после того, как она была выведена из этого состояния под воздействием различных возмущений. В случае с нашей организацией есть риск затопления нескольких магазинов, находящихся в подвальных помещениях. Приняты меры для предотвращения возможной ситуации – проинструктирован персонал, укреплены коммуникации, сделаны отводы, однако опасность подтопа, залива водой по-прежнему существует. 4. Развитие системы. Развитие системы – направленные действия, в результате которых возникает ее новое качественное состояние. В исследуемой организации в перспективе ожидается введение системы скидок, льгот отдельным категориям граждан; это должно привлечь больше клиентов. Также будет введена служба заказа и доставки книги; фирма планирует расширить сотрудничество с детскими домами, детскими садами, школами. Все это должно повысить популярность товарного знака у населения, привлечь клиента (также помочь детям). 1.3. Анализ внешней среды организации Для оценки внешней среды организации проведены следующие исследования: 1.3.1. PEST-анализ
1.3.2. Карты стратегических групп. По организациям, работающим на исследуемом рынке, включая объект управления: 1. Объект управления - сеть магазинов «Книжный развал». 1) По цене: средний. 2) По качеству: средний, единичные случаи низкого; изредка высокое. 3) По географическому признаку: местный. 4) По степени вертикальной интеграции: контроль за реализацией полный. 5) По ассортименту: широкий. 6) По выбору сопутствующих услуг: средний. 2. Новосибирсккнига. 1) По цене: средний. 2) По качеству: среднее, единичные случаи низкого либо высокого. 3) По географическому признаку: местный 4) По степени вертикальной интеграции: полный контроль за реализацией продукции. 5) По ассортименту: широкий. 6) По выбору сопутствующих услуг: средний. 3. Сеть магазинов «Книгомир». 1) По цене: среднее, наблюдаются увеличение. 2) По качеству: среднее. 3) По географическому признаку: региональный. 4) По степени вертикальной интеграции: полный контроль за реализацией продукции. 5) По ассортименту: широкий. 6) По выбору сопутствующих услуг: средний. 4. «Книжная ярмарка» 1) По цене: средняя, в сторону уменьшения. 2) По качеству: среднее. 3) По географическому признаку: местный. 4) По степени вертикальной интеграции: частичный контроль за реализацией продукции. 5) По ассортименту: широкий. 6) По выбору сопутствующих услуг: узкий. 5. Канцелярский магазин «Атлас» 1) По цене: средний. 2) По качеству: среднее, больше к высокому. 3) По географическому признаку: местный. 4) По степени вертикальной интеграции: полный контроль над реализацией продукции. 5) По ассортименту: широкий. 6) По выбору сопутствующих услуг: узкий. 6. Канцелярский магазин «Бухгалтер». 1) По цене: средняя, к высокой. 2) По качеству: среднее, к высокому 3) По географическому признаку: местный. 4) По степени вертикальной интеграции: контроль за реализацией продукции полный. 5) По ассортименту: широкий. 6) По выбору сопутствующих услуг: средний. 7. «Хорошие журналы» 1) По цене: средняя. 2) По качеству: среднее, к высокому. 3) По географическому признаку: местный. 4) По степени вертикальной интеграции: контроль за реализацией продукции полный. 5) По ассортименту: широкий. 6) По выбору сопутствующих услуг: узкий. 8. «Агарта» 1) По цене: средний до высокого. 2) По качеству: высокое к среднему. 3) По географическому признаку: местный. 4) По степени вертикальной интеграции: полный контроль за реализацией продукции. 5) По ассортименту: широкий. 6) По выбору сопутствующих услуг: средний. 9. «Роспечать» 1) По цене: средний. 2) По качеству: среднее. 3) По географическому признаку: национальный. 4) По степени вертикальной интеграции: контроль за реализацией продукции полный. 5) По ассортименту: средний. 6) По выбору сопутствующих услуг: узкий. Таким образом:
1.3.3. Модель пяти сил конкуренции.
1.3.4. Матрицы угроз и возможностей. Возможности:
Угрозы:
1.3.5. SWOT – анализ.
Цель организации должна переводиться в конкретные цели тех областей деятельности, от которых зависит ее благополучие на рынке. Древо целей «Книжного развала»:
Миссия в широком смысле – принципы, верования, убеждения, на основе которых организация строит свой бизнес, это философия деятельности, которая чаще всего выражается в виде девизов, лозунгов, гимнов. Девизы «Книжного развала»: Книга – каждому. Книга – в каждый дом. Знание – сила. Книга – источник знаний. Книга – источник силы. Приходи за силой, мы дадим ее тебе. Прочел книгу – посмотри фильм. Свежая периодика наполняет твою жизнь новыми ощущениями. Хорошая книга по хорошую музыку. Краски, карандаши у нас хороши. В узком смысле миссия – причина существования организации, место на рынке, которое она планирует завоевать, какие потребности она собирается удовлетворить, чем отличается данная фирма от своих конкурентов. Миссия «Книжного развала»: Миссия нашей организации – осуществление деятельности на рынке печатной и сопутствующей продукции, способной стать носителем информации; завоевание места на рынке соответствующей продукции и удержание его с выходом, со временем, в лидеры на местном уровне; удовлетворение клиентов в свежих и доступных изданиях. Для этого осуществляется деятельность по продажам; совершенствуются методы продаж; совершенствуется управление; совершенствуются отношения в трудовом коллективе; совершенствуются отношения с поставщиками и покупателями. 3. Организационная структура и методы реструктуризации. Структура – конструкция организации, построенная в такой форме, которая обеспечивает эффективное достижение целей организации. Она показывает состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистемных организаций. Главная ее функция – обеспечение координации и контроля. Если не будут четко определены и скоординированы отношения между людьми и подразделениями, эффективность организации не будет достигнута. Характеристика функций управления по достижению целей:
Организационная структура ООО «Книжный развал» представлена линейно-функциональной схемой:
Таким образом, анализируемая организация является участником новосибирского рынка книготорговли, при этом положение ее довольно устойчивое, показатели по всем видам деятельности говорят о среднем уровне развития, не позволяющем лишиться занимаемого места на рынке на данный момент времени, но и не повышающемся до значительных величин. Были выявлены недостатки и угрозы в работе организации, такие, как малоэффективный брендинг, угрозы со стороны конкурентов. Были выявлены конкуренты и определено, каких действий от них можно ожидать. В результате проведенных анализов были найдены ответы на возникшие вопросы – как с применением умений и навыков избежать угроз и победить слабые стороны в организации. Если фирма прислушается к советам аналитиков, возможно, е положение улучшится – до следующих проблем, скорее всего. Фирме и дальше следует развивать стратегический менеджмент, в целях отыскания путей выхода из сложившихся и складывающихся кризисных ситуаций. 1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 670 с.: илл. 2. Мескон М.Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2002. – 704 с. |