Реферат: Формирование инновационных систем управления производством
Название: Формирование инновационных систем управления производством Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование инновационных систем управления производством
1. Инновационная модель системы управления предприятием Формирование инновационных систем управления предприятиями предполагает учет основных требований. Основные структурные характеристики инновационной системы управления (ее элементы и подсистемы) приведены в табл. 7.1. Особое значение имеет первый элемент – наличие инновационного управленческого кадрового потенциала, прежде всего о руководителей различного уровня, ориентированных на инновации в различных сферах, готовых идти на риск, заинтересованных в долгосрочных перспективах развития предприятия. Таблица 1. Структурные характеристики инновационных систем управления производством
2. Механизм совершенствования систем управления Объектами совершенствования (рационализации) управления на предприятиях обычно являются: организационная структура управления, система управления персоналом, технология и методы выполнения отдельных функций и работ в сфере управления, принятия управленческих решений, организация управленческого труда и т.д. Возможно использование самых разнообразных форм деятельности по совершенствованию управления: 1. С точки зрения масштабов работы по рационализации это может быть совершенствование: – функционального управления (форм и методов работы руководящего персонала предприятия, отдельных управленческих подразделений и служб); – целевого управления (целевых подсистем управления: персоналом, качеством, ресурсами и т.д.); – системы управления в целом. 2. С точки зрения субъекта рационализации совершенствование управления может осуществляться: – собственными силами предприятия; – с привлечением сторонних организаций (консалтинговых, аудиторских, инновационных и других фирм) и лиц; – с использованием смешанных форм. С точки зрения организационных форм работы по рационализации совершенствование управления может осуществляться: – как текущая работа по управлению (совершенствование форм и методов управления в рамках отдельных подразделений и служб); – на плановой основе (с использованием текущих и перспективных планов, планов организационно-технических мероприятий, бизнес – планирования организационного развития); – с использованием программно-целевого управления (формирование и реализация соответствующих целевых программ предприятия, создание постоянных и временных органов, целевых или консультационных групп по управлению отдельными проектами, по решению отдельных проблем и т.д.); – с использованием специальных форм.
3. Инновационное развитие персонала управления Как показывает изучение кадровых проблем предприятий в республике и за рубежом, центральной в настоящее время является проблема профессионального развития существующего кадрового управленческого потенциала, которое рассматривается как процесс подготовки работников к выполнению функциональных обязанностей и других работ на более высоком качественном уровне, выполнению новых, более сложных функций и решению новых задач, занятию новых должностей. В решении проблем профессионального развития управленческого персонала достаточно велика роль государства, государственной кадровой политики, основным объектом которой в настоящее время являются кадры государственного и хозяйственного управления. Приоритетными направлениями государственной кадровой политики в настоящее время являются: подбор руководящих кадров, способных по своим профессионально-деловым и личностным качествам решать проблемы социально-экономического развития; формирование резерва руководящих кадров и работа с резервом; мотивация и повышение эффективности работы руководящего кадрового корпуса; оценка и аттестация кадров; обучение управленческого персонала. Важнейшей составной частью профессионального развития кадров и вместе с тем формой его проявления на уровне кадровой стратегии современного предприятия следует считать инновационное развитие персонала (ИРП) – непрерывный процесс приспособления, адаптации существующего кадрового потенциала предприятия к новым условиям функционирования производства, к его новым задачам – текущим и перспективным. ИРП предполагает решение следующих задач: приобретение работниками новых знаний, умений и навыков в сфере своей непосредственной профессиональной деятельности или будущей, связанной с перспективами служебного роста работников; активизацию деятельности работников по использованию новшеств в различных сферах, способствующих повышению общей эффективности; повышение творческой активности работников в области создания новшеств. ИРП по своей сути выступает формой «мягкой» реструктуризации производственных систем и связано с современным этапом развития систем управления нововведениями на производстве. ИРП тесно связано с концепцией обучающего предпринимательства, которое ориентировано на внутрифирменное управление инновационной деятельностью и рассматривается прежде всего как постоянный процесс приспособления персонала и организации к внешней среде, предполагает различные формы обучения персонала, которые отличаются от традиционного образования и основаны на преодолении психологических барьеров и стереотипов при внедрении инноваций. Можно выделить следующие основные и взаимосвязанные функции инновационного развития кадров предприятия: - планирование инновационного развития персонала, учитывающее перспективы предприятия и профессионального развития кадров; - формирование перспективных (инновационных) требований к кадрам; - создание условий для инновационного развития персонала (организационно-технических, экономических, социальных, психологических); - инновационное обучение персонала; - оценка и анализ эффективности работы и инновационной активности кадров, принятие на этой основе соответствующих решений. Комплекс условий, способствующих ИРП, выступает в качестве мотивов инновационного развития и деятельности. Их отсутствие может порождать социально-психологические барьеры на пути нововведений. Важное значение имеет подготовка персонала к новым условиям работы, поддержка инициативы работников со стороны руководства, в том числе психологическая, применение методов разрешения конфликтов и т.д. Важным элементом управления ИРП является оценка инновационной активности кадров: степени их участия в решении проблем развития предприятия, использования в деятельности более совершенных форм и методов работы, творческой активности – научной, технической и т.д., повышения квалификации, переподготовки и их результатов. Центральное место в ИРП на производстве занимают вопросы профессионального развития руководящего состава предприятий, прежде всего первых лиц, а также резерва руководящих кадров, который в соответствии с нормативными документами, действующими в РБ, должен формироваться во всех организациях государственной формы собственности, а также в системе государственных органов. Так, в качестве основных форм подготовки резерва руководящих кадров к планируемой к замещению должности, их профессионально-должностного развития могут быть рекомендованы: – обучение резерва; – самообразование; – участие в разработке системных предложений по совершенствованию деятельности предприятия; – привлечение к организации и участию в работе различных совещаний, семинаров, советов, к выступлениям с докладами; – подготовка аналитических обзоров по актуальным проблемам; – стажировка на должностях, аналогичных планируемой к замещению, в том числе на других предприятиях; – временное замещение руководящей должности; – привлечение лиц, состоящих в резерве, к преподавательской работе в системе повышения квалификации и переподготовки кадров; – изучение личностных качеств работника и реализация мероприятий упреждающей адаптации к планируемой должности. Дальнейшее формирование руководителя как личности – это чаще всего самообучение, саморазвитие. Важным элементом в реализации образовательных программ является оценка эффективности и качества обучения управленческого персонала. Эффективность обучения определяется степенью достижения поставленных перед системой обучения целей. |