Реферат: Неврозы у детей и подростков
Название: Неврозы у детей и подростков Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Федеральное агенство по образованию Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Институт непрерывного педагогического образования Психолого – педагогический университет Кафедра психологии Контрольная работа по дисциплине: «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы» Тема: «Неврозы у детей и подростков»
Выполнила: Катина К. Р. 4 курс 6561 з.у. Проверил: Калашникова М.Б. Великий Новгород 2009 Содержание 1 Структурная схема по теме «Неврозы у детей и подростков»…………………..3 2 Терминологический словарь………………………………………………………4 3 Современные методы коррекции невротических расстройств………………….6 4 Диагностическое исследование…………………………………………………..11 5 Интерпретация результатов диагностического исследования…………………12 6 Приложение 1……………………………………………………………………...13 7 Приложение 2……………………………………………………………………...15 8 Список используемой литературы……………………………………………….17 9 Бланки ответов…………………………………………………………………….18 Структурная схема «Неврозы у детей и подростков» Биологический Психологический Социальный фактор фактор фактор (наследственность, Преморбидные осо- Трудности в се- патологическая бенности (акцентуа- мье, неправиль- беременность, ано- ции и психопатии) ное воспитание, мальные роды) Психическая травма материнская деп- ривация Неврастения Истеричный Невроз Неврозы страха Усталость, раз- невроз навязчивых В основе- дражительность, Симптомы раз- состояний конфликт между снижение про- нообразны. Воз- В основе- невозможностью дуктивности, на- можны параличи, конфликт или слабостью рушение сна, фи- судороги, утрата противоре- защиты себя при зическая слабос- воспоминаний, чий между выраженном ть. У детей преоб- спазмы, слепота, внутренними инстинкте само- ладает явления глухота, гиперсте- тенденциями, сохранения. перевозбуждения, зии, нарушения желаниями, Клиника: страхи психомоторное дыхания, сердеч- потребностями смерти своей или беспокойство. В ной деятельности, личности и дол- близких, зараже- основе – проти- тремор, афония, гом, нравствен- жения, катастро- воречие между обмороки, аффек- ными ринципа- фы, страх закры- возможностями тивные вспышки. В ми. тых дверей. личности и за- основе- конфликт вышенными тре- между завышены- бованиями к се- ми желаниями и бе. возможностью их реально удовлетво- рения. Терминологический словарь 1 Агорафобия (от греч. аgora – площадь и phobos - страх ) – вид невроза, характери- Зующийся боязнью открытого пространства, площадей и пр. [7,с.8]. 2 Анорексия невротическая (anorexia nervosa; от греч. аn – отрицательная частица + orexis – аппетит) – невротический синдром, наблюдающийся в основном у девочек – подростков и девушек, характеризующийся отказом от пищи, отсутствием аппетита и сопровождающийся утратой веса, аменореей, изменением привычек, постоянной гиперактивностью. Заболевание связано с поведенческими и психи- ческими расстройствами. [1,с.36]. 3 Афония (от греч. аn – отрицательная частица + phone - звук) – потеря голоса при сохранении шепотной речи. Афония возникает в результате органических или функ- циональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах), при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности. Афония наблюдается при истерии и других неврозах. [1,с.52]. 4 Заикание (англ. - stuttering) – нарушение коммуникативной функции речи, прояв- ляющееся в затруднении устного общения. [1,с.163]. 5 Ипохондрический синдром – психопатический синдром. Характеризуется повы- шенным необоснованным опасением за состоянием своего здоровья. Этот синдром характерен для неврозов, реактивных состояний, предстарческого и старческого пси- хозов. [5,с.354]. 6 Истерия ( от греч. Hystera - матка ), когда-то считалось, что истерия – следствие болезни матки – это один из видов неврозов, для которых характерны многообраз- ные нарушения психики, двигательной сферы, чувствительности и функций внутрен- них органов. Проявляется истерическим характером, припадками, нарушениями соз- нания и функций внутренних органов. Нарушения психической деятельности выра- жаются в разнообразных формах психотических явлений. [7,с.188]. 7 Мутизм (от лат. mutus – немой) – специфическая немота, которая характеризует как демонстрируемую неспособность к экспрессивной речи при сохранности речево- го аппарата. [1,с.308]. 8 Навязчивые состояния (англ. obsessions; от лат. obsessio - осада) – мысли, сомне- ния, страхи, влечения, действия, возникающие у человека вопреки его желанию. [1,с.321]. 9 Неврастения (от греч. neuros – жила, нерв и греч. – astheneia - слабость) – функци- ональное заболевание нервной системы, развившаяся вследствие длительного умственного или эмоционального перенапряжения и физиологических лишений на- ряду с травмирующими психику факторами. [7,с307]. 10 Неврозы (от греч. neuros – жила, нерв) – функциональное нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием тяжёлых переживаний и психических пере- напряжений. Основные неврозы – неврастения, истерия, навязчивые состояния. [7,с.307]. 11 Тремор (от лат. tremor - дрожание) – непроизвольные ритмичные мышечные сок- ращения, вызывающие колебательные движения конечностей или туловища. [7,с.690]. 12 Фобия (от греч. phobos - страх) – навязчивые состояния при психических заболе- ваниях: болезненные, неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъектов в определённой – фобической обстановке и сопровождаю- щихся вегетативными дисфункциями – сердцебиением, обильным потом и т.п. встре- чаются в рамках неврозов, психозов и органических заболеваниях. [7,с.716]. Современные методы коррекции невротических расстройств у детей и подростков Современная психотерапия – это комплексное лечебное воздействие на психику человека, а через неё на весь организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. Психотерапию в качестве основного метода лечения неврозов можно определить как процесс направленного психологического воздействия на больного с целью восстановления нарушенных психических функций, их укрепления и развития. Психотерапия – это личностно – ориентированный процесс взаимодействие врача и больного, направленный на восстановление и укрепление психического единства личности больного и достижение у него приемлемого уровня социально-психологи- ческой адаптации. Психотерапия условно подразделяется на семейную, индивидуальную и групповую, что составляет единый патогенетический комплекс, последовательность в котором определяется клиническими и личностными особенностями больных. - Семейная психотерапия рассматривается как метод восстановления функциональ- ного единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоро- вья его членов. Оно состоит из этапов: 1) обследование семьи; 2) семейные обсуждения; 3) современная психотерапия больного и родителей. - Индивидуальная психотерапия – основные методики представлены в виде разъяс- няющей, рисуночной, игровой и гипносуггестивной психотерапии. Задачи решаемые в процессе психотерапии: 1) Контакт с больным, его успокоение, создание доверия; 2) Уменьшение остроты личностной реакции на невротическое заболевание; 3) Эмоциональное отреагирование и снятие реакции страха; 4) Разрешение невротического конфликта; 5) Укрепление психофизиологических возможностей; 6) Устранение патологических стереотипов реагирования, в том числе защитного типа поведения, принятие себя и других через сбалансированную и более зрелую систему оценок и суждений; 7) Обучение навыкам адаптивного взаимодействия. - Психотерапия изобразительного творчества Рисунки как вид творчества являются преломлением в сознании ребёнка окружающей его действительности. Изобразительное искусство способно играть значительную роль в восстановлении душевного равновесия, способствуя осво- бождению подавленной эмоциональной и творческой энергии. - Игровая терапия Основана на естественной потребности детей в игре, являющейся важнейшим условием правильного, гармоничного развития ребёнка. Игровая терапия подра- зумевает организацию игры как терапевтического процесса и требует эмоциона- льной вовлечённости врача, его гибкости и способности к игровому перевопло- щению. Игровая терапия и внушение является основой психотерапии у детей, её движущей силой. - Внушение наяву Внушение является традиционным средством воздействия при неврозах и сос- тавной частью любой методики психотерапии. Основная задача внушения сос- тоит в изменении и устранении невротических реакций, возникающих под влия- нием сверхсильных психогенных раздражителей. Полный эффект отмечается чаще у дошкольников, частичный в подростковом возрасте. Показано при невротическом заикании, страхах, функциональных расстройст- вах тех или иных анализаторов, при тиках, нарушениях сна. - Гипнотерапия Гипнотерапия осуществима у детей после 4 лет. В большинстве случаев гипно- терапия применяется после курса внушения наяву. В глубоком гипнозе создают- ся необходимые предпосылки для устранений фобий, навязчивых страхов. Гип- ноз создаёт благоприятные условия для тренировки некоторых функциональных систем организма. Гипнокатарсис – выявление в состоянии гипноза ранее испы- танных и впоследствии амнезированных переживаний. - Групповая психотерапия Завершает семейную и индивидуальную психотерапию, повышая их действен- ность в приближенных к реальности условиях общения со сверстниками. Цель групповой психотерапии состоит в восстановлении психического единства лич- ности посредством нормализации её межличностных отношений. Процесс групп- повой психотерапии складывается из взаимно перекрывающихся четырёх этапов: - объединения детей в группу; - рассказы; - игры; - обсуждения. Таким образом. Семейная, индивидуальная и групповая психотерапия представ- Ляет стадии единого, системно понимаемого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и укрепление психического единства личности посредством нормализации отношений в семье, разрешения внутреннего конфликта и налаживания отношений со сверстниками. Методы коррекции невротического заикания - Психотерапия; - Семейная психотерапия; - Индивидуальная психотерапия: внушение наяву, гипноз, игровая терапия; - Групповая психотерапия; Лечение невротического заикания у детей ориентировано на логопедические методы коррекции. В качестве дополнительного способа в комплексной коррек- ции невротического заикания также могут быть использованы и методы реф- лексотерапии. Методика логопедической коррекции Целью логопедической работы являлась необходимость научить заикающихся детей совершенно свободно владеть речью во всех ситуациях, отвечать на все- возможные вопросы, спрашивать самим, рассказывать о происходящем в данный момент, о прошедших или будущих событиях, о своих намерениях, планах, выражая при этом свою мысль чётко, конкретно, последовательно. В соответствии с этим, для нормального речевого развития детям, страдающим заиканием, необходимо корригировать психическую деятельность, а также раз- вивать планирующую функцию речи. Система коррекционных мероприятий включает 5 периодов: 1 Пропедевтический; 2 Период сопровождающей речи; 3 Период завершающей речи; 4 Период предваряющей речи; 5 Период закрепления навыков самостоятельной речи. При необходимости во время проведения курса занятий заикающимся детям проводилась коррекция звукопроизношения, осуществлялись мероприятия, нап- равленные на нормализацию речевого дыхания, развитие общей, тонкой и арти- куляционной моторики. -Рефлексотерапия Целью назначения рефлексотерапии у детей с невротическим заиканием было создание благоприятных фоновых условий для проведения коррекционных лого- педических мероприятий. Основные задачи её применения состояли в следующем: - Лечение эмоционально-аффективных нарушений; - Нормализация соотношения процессов возбуждения и торможения в сегментар- ных структурах ЦНС, осуществляющих контроль и реализацию речедвигатель- ных стереопипов; - Снижение тонуса поперечно-полосатой мускулатуры. Методы коррекции энурезов - Режим дня; - Психотерапия: внушение наяву, гипноз; - Фармокотерапия; - Физиотерапия; - Биореабилитация, или метод биологической обратной взаимосвязи. Предус- матривает при активном или пассивном участии пациента выработку условного рефлекса на мочеиспускание и обучение больного управлению функцией моче- вого пузыря. Методы коррекции страхов - Семейная психотерапия; - Индивидуальная психотерапия: разъясняющая психотерапия, применение пси- хотерапии изобразительного творчества, игровая терапия, внушение наяву, гипноз; - Групповая психотерапия. Диагностическое исследование В исследовании принимала ученица 9 класса (15 лет). При исследовании были использованы следующие методики: 1 Методика экспресс-диагностики К.Хека и Х.Хекса, направленная на выявле- ние вероятности невроза. Данная методика состоит из 40 вопросов, требующих ответа «не согласен» или «согласен». (Приложение 1) 2 Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана. Данная методика состоит из 40 вопросов, требующих выбора одного из ответов: «согла- сен» или не «согласен» (Приложение 2) Подобранные методики позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у данного подростка проявлений невроза. Интерпретеция результатов диагностического исследования 1 Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хекса. У испытуемого мы получили 29 утвердительных результатов. Это говорит о том, что у данного человека высокая вероятность невроза. 2 Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана. Испытуемый положительно ответил на 28 вопросов. В данной ситуации можно говорить о том, что у испытуемого высокий уровень невротизации. Это свидетельствует о том, что у испытуемого выражена эмоциональная возбудимос- ть, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напря- жённость, беспокойство, растерянность, раздражительность); проявляется без- инициативность, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворён- ностью желаний; эгоцентрическая личностная направленность, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недос- татках; наличие трудностей в общении и социальной робости, зависимости. Приложение 1 Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хекса Инструкция: Ознакомившись с вопросом или суждением, необходимо ответить «да» или «нет». 1 Считаете ли вы, что внутренне напряжены? 2 Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть. 3 Я чувствую себя легко ранимым. 4 Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми. 5 Часто ли без особых причин у вас возникает чувство безучастия и усталости? 6 У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают. 7 Часто ли у вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя вы стараетесь от них избавиться? 8 Я довольно нервный. 9 Мне кажется, что меня никто не понимает. 10 Я довольно раздражительный. 11 Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно. 12 Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности. 13 Даже мысль о возможной неудаче меня волнует. 14 У меня были очень странные и необычные переживания. 15 Бывает ли вам то радостно, то грустно без видимых причин? 16 В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно. 17 Легко ли изменить ваше настроение? 18 Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость. 19 Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди. 20 Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба. 21Часто ли меняется ваше настроение в зависимости от серьёзной причины или без неё? 22 Испытываете ли вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности? 23 Критика или выговор меня очень ранят. 24 Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте. 25 Беспокоитесь ли вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей? 26 Я часто испытываю недовольство. 27 Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы. 28 Я делаю много такого, в чём приходится раскаиваться. 29 Большей частью я счастлив. 30 Я недостаточно уверен в себе. 31 Иногда я кажусь себе действительно никчёмным. 32 Часто я чувствую себя скверно. 33 Я много копаюся в себе. 34 Я страдаю от чувства неполноценности. 35 Иногда у меня всё болит. 36 У меня бывает гнетущее состояние. 37 У меня что-то с нервами. 38 Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве 39 Самая тяжёлая борьба для меня – это борьба с самим собой. 40 Чувствуете ли вы иногда, что трудности велики и непреодолимы. Приложение 2 Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана Проверьте себя: ознакомьтесь с приведёнными ниже суждениями и ситуациями, выбирая ответ «да» или «нет». Приводимые вопросы для определения уровня невротизации имеют ориентировочный характер. 1 В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ощу- щение мурашек, онемение. 2 Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений. 3 Раз в неделю или чаще я бываю очень сильно возбужденным или взволнован- ным. 4 Голова у меня болит часто. 5 Два-три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары. 6 В последнее время я себя чувствую хуже, чем когда-либо. 7 Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня. 8 У меня бывали периоды, когда из-за волнения терял сон. 9 Обычно работа стоит мне большого напряжения. 10 Иногда я бываю так возбуждён, что это мешает мне заснуть. 11 Большую часть времени я испытываю неудовлетворённость жизнью. 12 Меня постоянно что-нибудь тревожит. 13 Я стараюсь реже встречаться со своими друзьями и знакомыми. 14 Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением. 15 Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе. 16 Я очень устаю за день. 17 Я верю в будущее. 18 Я часто предаюсь грустным размышлениям. 19 Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно. 20 Самая трудная борьба для меня – это борьба с самим собой. 21 Я почти всегда о чём-нибудь или о ком-нибудь тревожусь. 22 У меня мало уверенности в себе. 23 Я часто чувствую неуверенность в себе. 24 Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой). 25 Иногда у меня бывает такое чувство, что передо мной выросло столько труд- ностей, что одолеть их просто невозможно. 26 Раз в неделю или чаще я без видимой причины внезапно ощущаю жар во всём теле. 27 Временами я изматываю себя тем, что слишком много на себя беру. 28 Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь. 29 Моё зрение ухудшилось в последнее время. 30 В отношениях между людьми чаще всего торжествует несправедливость. 31 У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу сидеть на одном месте. 32 Я с удовольствием танцую, когда есть возможность. 33 По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей. 34 Мой желудок сильно беспокоит меня. 35 Должен признаться, что временами я волнуюсь из-за пустяков. 36 Часто сам огорчаюсь, что такой раздражительный и ворчливый. 37 Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное. 38 Мне кажется, что близкие меня плохо понимают. 39 У меня часто бывают боли в сердце или груди. 40 В гостях я обычно сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним. Список литературы 1 Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 672с. 2 Еникеев Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатри- ческих знаний: Пособие д./студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М,: Издате- льский центр «Академия», 1998. – 304с. 3 Захаров А.И. Неврозы у детей и психиатрия. Серия: Психология ребёнка.-СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат». – 2000. – 336с. 4 Морозов Г.В., Ромасенко В.А. Нервные и психические болезни с основами ме- дицинской психологии: Учеб. пособие для учащихся мед. уч-щ. – М.: Медицина, 1982. – 381с. 5 Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-пресс, 1999. – 440с. 6 Свядощ А.М. Неврозы (руководство для врачей) – СПб.: Питер Ком, 1998. – 448с. 7 Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха, О.В.Шапарь; под общ. ред. В.Б.Шапаря. – 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 448. Бланк ответов Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хекса Да Нет Да Нет
1 21 2 22 3 23 4 24 5 25 6 26 7 27 8 28 9 29 10 30 11 31 12 32 13 33 14 34 15 35 16 36 17 37 18 38 19 39 20 40 Бланк ответов Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана Да Нет Да Нет
1 21 2 22 3 23 4 24 5 25 6 26 7 27 8 28 9 29 10 30 11 31 12 32 13 33 14 34 15 35 16 36 17 37 18 38 19 39 20 40 |