Реферат: Эстетіческое воспітаніе

Название: Эстетіческое воспітаніе
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

Оглавление

Введение. 3

1.Понятие и нужность эстетического воспитания. 4

2.Влияние эстетического формирования. Эстетическое воспитание на возрастных этапах. 4

Заключение. 4

Литература. 4


Введение

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все ду­ховные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаи­моотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с доб­ром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетичес­кого воспитания.

В про­цессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красо­ту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личнос­ти, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетичес­ких ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.


1.Понятие и нужность эстетического воспитания

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целе­направленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно зна­чимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у по­следнего системы ориентации в мире эстетических и художествен­ных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкрет­ном обществе представлениями о их характере и назначении.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии позна­вательной способности личности. Исследователи отмечают, что форми­руя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпо­хи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Война ра, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориента­ции», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последне­го к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой дея­тельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетичес­кого воспитания.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищни­це мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое усло­вие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индиви­дуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной рабо­ты, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстети­ческого воспитания: эстетическое образование, закладывающее те­оретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее худо­жественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценно­стных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и само­воспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди послед­них особую значимость имеют так называемые конструктивные спо­собности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереоти­пов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше осно­ваний надеяться на его результативность. С самого раннего возра­ста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетиче­ских впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эс­тетическое отношение к действительности и к искусству.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответст­венность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладыва­ются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умст­венное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.


2.Влияние эстетического формирования. Эстетическое воспитание на возрастных этапах

Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это.

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей. Практически разрушена сеть культурно-просветительских учреждений, в плачевном состоянии находится большинство библиотек, музеев, парков, киностудий и др. Нужно многое делать в этом отношении. Во многом, первые шаги, которые предстоит сделать работникам культурных учреждений, зависят от них самих, от их эстетической и художественной культуры.

Эстетическая и художественная культура — важнейшие составля­ющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направлен­ность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отно­шений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетиче­скому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло ре­ализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры.

Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллек­туальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдаю­щихся представителей самых разных профессий — ученых, инже­неров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относи­тельности явилось результатом работы не только интеллекта учено­го, но и его эстетического чувства.

Оплодотворённость огромного мира культурных ценностей эсте­тическим чувством их известных и безымянных создателей неоспори­ма. Без этого характер и особенности практического взаимодействия человека с миром были бы принципиально иными, был бы иной резуль­тат этого взаимодействия. Не случайно, с древнейших времен человече­ской истории формируется понимание особой значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического идеала.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по зако­нам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявле­ния творческой энергии и инициативы людей, наглядно представ­ленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отме­чает П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержи­мые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел ма­стеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у со­временных художников и носят на себе печать самобытности и ори­гинальности, даже в самых мелких деталях». Значение эстетического и худо­жественного развития личности как важнейшего рычага обществен­ного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от чело­века повышенной творческой активности, напряжения всех его ду­ховных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю оче­редь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализи­рует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на пери­ферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последст­виями — культурным оскудением жизни общества и духовным оди­чанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой це­ны. Более того, можно утверждать, что без существенного задейст­вования эстетического фактора в осуществляемых преобразовани­ях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «нов­шества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эс­тетической экспертизе. На понятийном уровне эстетическая куль­тура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической куль­туры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи. Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействи­ем демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в це­лом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эсте­тическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов орга­низации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформи­рованное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.

Эстетическая культура личности в не меньшей степени прояв­ляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетиче­ских отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения. С уровнем эстетической культуры связываются возможности адек­ватной ориентации личности в многообразной системе эстетичес­ких и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою оче­редь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художествен­ных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональ­ная отзывчивость и др.). Мера выражения этих навыков, способнос­тей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень ее эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.

Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доми­нантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее ху­дожественная культура, уровень которой зависит от степени худо­жественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса — эстетически значимого свойства личности, формируемого и раз­виваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произ­ведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализу­ется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутрен­нюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, рас­ширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.

Эстетическое переживание служит одновременно индикато­ром художественной ценности произведений искусства и в своей за­вершающей стадии выливается в эстетическую оценку или сужде­ние вкуса. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их со­держательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.

Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявле­ния художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в бы­ту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности созда­ваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного на­значения. Не случайно, еще В. В. Стасов отмечал: «Настоящее, цель­ное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внеш­ности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружаю­щих жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусст­во лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего пред­мета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и фор­ме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура».


Заключение

Таким образом, ххудожественная культура личности выступает, таким обра­зом, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее на­целенность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастер­ство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим ху­дожественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства. Данная закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление разделения труда и специали­зацию действует и сегодня. Мастерство, художественное чутье, сно­ровка и вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.

Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправ­ленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и худо­жественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.


Литература

1. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.

2. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.

4. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.