Курсовая работа: Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических
Название: Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа |
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет (ГОУВПО «ЧГПУ») Профессионально-педагогический институт Кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик
Курсовая работа
Тема: Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических бесед.
Выполнила: Лылина Алена Сергеевна Группа ПОИ 344/4 Руководитель: Огненная Наталья Анатольевна
Златоуст 2009г Содержание. Введение.………………………………………………………………… 3 Глава 1. 1.1. Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………..………...… 8 1.2. Этическая беседа как средство формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования………………………..16 Выводы по 1 главе.…………………………………………………………..23 Глава 2. 2.1. Критерии и принципы формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования………………………………..…25 2.2. Реализация педагогических условий по формированию толерантности будущих педагогов профессионального образования……... 34 Выводы по 2главе. …………………………………………………………..40 Заключение. ………………………………………………………..……… 41 Библиография. ………………………………………………………..…… 43 Приложение………………………………………………..………………...44 Введение Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.Процесс глобализации, происходящий в современном мире, способствует расширению культурных границ, созданию «единого культурного поля» и влияет на интенсивность межкультурного общения. Расширение межкультурных связей неизбежно приводит к возникновению все новых социальных, политических, конфессиональных, экономических, образовательных и прочих проблем. Существующие реалии общественного развития предопределяют необходимость понимания культурных особенностей народов для достижения взаимного признания. Этому способствует разработка соответствующих образовательных стратегий, которые нашли отражение в документах ООН, Совета Европы и ЮНЕСКО и задают направления педагогической рефлексии. В связи с этим на первый план выходят проблемы воспитания толерантности и установок на межкультурное общение. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» активно осуществляется в более чем 30 регионах России, где ученые-педагоги и практики участвуют в апробации новых курсов и общественных проектов по ее реализации. В конце XX века в российской педагогической науке получили свое развитие концепции «Воспитание культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» Г.Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой. Ведутся научные разработки в области мультикультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, A.B. Шафрикова и др.), и педагогики межэтнической толерантности (Ш.М.- X. Арсалиев). Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путем диалога, что требует от всех участников педагогического процесса высокого уровня коммуникативной культуры, основанной на принципах толерантности. Воспитание толерантности в человеческих отношениях, по утверждению Б.С. Гершунского, является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке. Это привело, по мнению В.А. Тишкова, к необходимости создания в отечественной педагогической науке «педагогики толерантности». В педагогике толерантность (Г.С. Батищев, В.А. Ситаров, В.Г. Маралов, P.P. Валитова, Б.М. Целковников) признается основой ненасилия как универсального принципа в регуляции отношений человека к окружающему миру и другим людям. В определении толерантности делается акцент на способности принимать «инаковость» как объективную реальность, данность, не испытывая обиды или превосходства. Толерантность означает готовность искренне и глубоко проникать в мир другого. Базовые характеристики толерантности как социокультурного феномена исследуются в контексте различных областей научного знания и соответственно специфического определения ее содержания в каждой из них. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни раскрываются в философских трудах P.P. Валитовой, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, В.А.Лекторского, М.Л. Мчедлова, Л.В.Скворцова, В.А. Тишкова, М. Уолцера, В.В. Шалина. Разработкой методических программ формирования у школьников толерантного сознания занимаются А.Г. Асмолов, В.В. Беляева, В.В. Глебкин, И.Ф. Девятова, М.С. Жамкачьян, B.C. Магун, М.М. Ма-гура, Л.А. Наумов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. Несмотря на теоретическую и практическую значимость перечисленных исследований, проблема целенаправленного воспитания толерантности подростков в процессе этических диалогов требует дополнительного изучения. Анализ состояния проблемы в практике обычных российских школ показывает, что межкультурное образование сегодня - не данность, а поставленная задача, которую необходимо решать как на уровне учителя (осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных различий, формированию межкультурной компетентности и приобретение необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения (координация деятельности по воспитанию толерантности на уровне мегаполиса, региона, страны). Проблема : каковы педагогические условия формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических бесед Цель : обосновать педагогические условия формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических бесед Объект : формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования. Предмет : использование этических бесед как средства формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования. Гипотеза : формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических бесед будет эффективно если : - организовать самостоятельный поиск материала о взаимоотношениях людей разных стран учащимися, - использовать этот материал в этических беседах, с учетом принципов историзма, систематичности. - анализировать учащимися полученных знаний и опыта Задачи : 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических бесед 2. Раскрыть содержание понятий: толерантность, терпимость, этическая беседа. 3. Раскрыть особенности формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических бесед 4. Выявить педагогические условия и реальные возможности использования этического диалога в формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования Методы педагогического исследования : беседа, диалог, анализ, синтез, анкетирование. 1..1 Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования как психолого-педагогическая проблема. Чтобы узнать сущность проблемы воспитания толерантности у будущих педагогов профессионального образования, рассмотрим само понятие толерантности. Толера́нтность в социологии (от лат. tolerantia -терпение) -Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Толера́нтность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Все словари ХХ века однозначно указывают прямое толкование/перевод толерантность - терпимость . Однако в современном языке термин «толерантность» применяется самостоятельно и специалисты утверждают, что прямого перевода этот термин не имеет. В отличие от «терпимости» (терпеть - «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-н. бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (слово пришло из англ. tolerance ) - готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются. Смысловая разница очевидна: «терплю» с трудом, в ущерб себе, что-то неприятное; «отношусь толерантно» - сам так делать не буду, но признаю право других поступать так, как среди них принято, понимаю их традиции, их культуру и т. п. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...». Толерантность или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности. Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в западном мире, особенно среди англосаксов, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления общности в условиях плюрализма. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктом этого плюрализма, а с другой – условием его дальнейшего развития. Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе. Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: «Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза». В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости – когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства. Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Иногда полагают, что нет ничего труднее, чем быть терпимым в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений. Это суждение зиждется на допущении, что религия в основе своей фанатична, и это отчасти верно в том смысле, что религия означает всецелую самоотдачу личности. В идеале вера должна порождать милосердие, а не фанатизм, поскольку она приводит к сопоставлению фрагментарных и ограниченных ценностей с абсолютным и божественным. Однако на деле религиозный человек может легко впасть в соблазн освящения своих ограниченных ценностей светом того абсолюта, которому он предан, и при этом еще призвать в союзники Бога. Так что религия иногда может содействовать углублению и ужесточению фанатизма, каким бы он ни был – культурным, государственным или этническим. Эпоха Просвещения 18 в., которую часто наделяют духом толерантности, породила очень опасный якобинский фанатизм рационалистического типа. Единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер. Ему приписывают изречение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», – афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности. Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в 17 в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия. Фактически любое убеждение – религиозное, политическое или культурное – может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп. Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Способность постигать разнообразные аспекты истины или осознавать ограниченность истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному и терпеливому анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание, а также духу религиозного смирения, готовому признать условный и исторический характер самой «абсолютной» из всех истин. Хотя толерантность, или способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, должна считаться добродетелью, столь же редкой, сколь высока ее ценность, она все же имеет два недостатка. Один из них – склонность к безразличному отношению к ценностям, питающим убеждения. «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят», – говорил по этому поводу Г.К.Честертон. Другой недостаток - необходимость установления минимальных моральных стандартов, серьезное нарушение которых не допускается сообществом; и необходимость защиты сообщества от заговоров и измены – особенно от измены, во главе которой стоят фанатичные и тоталитарные политические движения, стремящиеся к уничтожению свободы и справедливости. Но даже в этой сфере, где в качестве нормы выступает нетерпимость к нетерпимости, необходимо сохранять осторожность, чтобы простое отклонение от традиции не принималось за измену фундаментальным ценностям свободы и толерантности. Например, в большинстве современных свободных обществ постоянно ведутся споры о том, в какой степени предпринимательство должно регулироваться государством, чтобы не допустить экономических кризисов и гарантировать минимальный уровень благосостояния и безопасности людей. Споры эти не имеют и не должны иметь окончательного решения, поскольку желательно сохранение как ценности свободы, так и ценности безопасности, пусть в некоторых отношениях эти вещи несовместимы. Существуют культурно-исторические и семантические различия в подходах к толерантности. В частности, в русском языке толерантность представлена как терпимость в негативном контексте, как противоположность нетерпимости, терпимость к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией субъекта. Характерные специфические черты терпимости в отечественном культурном контексте – «милосердие» и «снисхождение». В латинских этимологических словарях ,а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность – как на «терпимость» и как на «поддержку». «Толерантность» – один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности, однако при этом ее собственно психологические трактовки фактически отсутствуют. Психологическая проблематика толерантности находится на самых ранних этапах исследования. В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности. Однако в современной психологической литературе провести данное различение крайне затруднительно, достаточно привести лишь некоторые определения толерантности: «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность». Все эти определения могут служить в равной степени как обыденными, так и научными дефинициями психологического феномена толерантности. Рассмотрение же терпимости на теоретическом уровне также обнаруживает сложность, комплексность, многоаспектность этой проблемы. Безусловно, это понятие требует, прежде всего, философского анализа, так как оно напрямую связано с существованием социума как диалектического единства одного и многого, оно связано с пониманием человека, границ его познания, затрагивает вопрос об истине и формах ее обретения. Тем не менее, исключительно абстрактно-теоретическое рассмотрение этой проблемы чревато превращением толерантности в пустое понятие. Исторический подход дает возможность обнаружить, что толерантность как проблема возникает в Европе в связи с оформлением христианства в государственную, а позднее и мировую религию. В этой связи плодотворны вопросы о природе нетерпимости христианства, отличия ее характера в период гонений и в период господства, сопоставление дохристианской и постхристианской толерантности. Но не только история религий даст нам ответы на эти вопросы, необходимость политологических изысканий также очевидна. Какая форма власти предполагает, допускает или полностью исключает толерантность как социальную реальность, гарантируют ли демократия и либерализм терпимость в обществе, не является ли демократия - диктатурой большинства, что такое подлинно демократическая культура, обеспечивает ли равенство политических прав и свобод в обществе с выраженным экономическим неравенством режим терпимости - эти вопросы находятся в компетенции политологии. Необходимо также вспомнить, что терпимость есть прежде всего свойство морального субъекта, которое характеризуется отношением к инаковости другого, к определенным допускам отличия от нас самих. Этика толерантности предполагает стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами диалога, убеждения, разъяснения. Этические нормы толерантного общения, безусловно, определяются и чисто психологическими ресурсами личности быть терпимым. Этот личный ресурс различен и определяется характерологическим портретом человека, его психофизическими свойствами, условиями воспитания, уровнем интеллектуальной развитости и, материального благополучия. Известно высказывание У. Эко: «Самое страшное — это нетерпимость людей бедных». Наиболее высокий уровень обобщение и видения данной проблемы дает культурологический подход, суммирующий в общий портрет культуры основные принципы ее оформления и действия. Так деление культур на сенситивный, идеационный и идеальный типы П.А. Сорокиным сразу же позволяет определить которая из них допускает толерантность и в какой степени, а также выявить хронологические рамки исторической манифестации терпимости и опровергнуть устоявшееся мнение о том, что толерантность как некая реальность принадлежит лишь Новому времени. Культура обладает огромными ресурсами по воспитанию толерантности в обществе, такими школами терпимости являются прежде всего искусство, философия, образование как таковое, развитая практика социальной критики. Искусство как особая коммуникации в обществе дает уникальную возможность путем переживания приобщиться к чужому опыту: другого человека, социальной группы, культуры. Философия служит специфической школой критического мышления, а также способом выявления предпосылок собственных рассуждений и рассуждений оппонента, а также искусством ведения спора и достижения согласия методом убеждения. Образование как расширение кругозора субъекта познания вводит человека в мир культуры как мир принципиально плюралистичный, сложный, избыточный, противоречивый. Закрепление традиций социальной критики, возможности высказаться и быть услышанным, а не наказанным, создает напряженную, но плодотворную обстановку в социуме, динамизирующую его развитие, а не разрушение. 1.2 Этическая беседа как средство формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования Чтобы выявить особенности воспитания толерантности с помощью этической беседы необходимо дать определение главным понятиям: беседы, этика, этическая беседа. Разные авторы определяют эти понятия по-разному. так, например в педагогическом словаре П.И. Коджаспирова этика (греч. etikov, от др.-греч. etoς — этос, «нрав, обычай») —определяется как исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В толковом словаре С.И.Ожегова , этика это философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе). Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы — учение о субстанции и ее модусах. Этика — наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» этике долга разрабатывали «материальную» (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла. В педагогике беседа определяется как психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Анализируя эти два понятия можем сформулировать что такое этическая беседа. Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения студентам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений. Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у студентов этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочно нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь студентам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому студенту осознать свой лично нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках. Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе». Этическая беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной близости к студентам. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности. Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным. Конечно, лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. Конечно, можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам. Особенность проведения этических бесед состоит в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог, но главная роль все равно принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом. Методика проведения этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности. Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и студентов. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий: 1) определение темы, 2) подбор материалов и пособий, 3) составление плана, 4) подготовка учащихся. Педагогу следует в начале года определить последовательность проведения обобщающих бесед. Выполнение этого требования обеспечит систематичность в сообщении студентам этических знаний. Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный студентам материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. Решение этих задач возможно при правильной постановке вопросов, направляющих ход обсуждения литературных источников. Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование — обеспечить активность студентов в процессе самой беседы. При проведении беседы по прочитанному очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства студентов, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни. Последовательность вопросов должна подвести студентов к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. Систематические беседы с студентами обеспечивают прочность усвоения знаний о нравственных нормах. Учителя отмечают, что благодаря проведению этических бесед во всех классах, в детском коллективе более интенсивно формируется общественное мнение, которое осуждает нарушение норм морали, высоко оценивает положительные поступки. Этические беседы с студентами дают положительные результаты в том случае, если они согласуются со всеми другими воздействиями. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Особенность проведения этических бесед в в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность студентов. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий: Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать учащимся самим находить на них ответы. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно студентов с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий. 1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. 2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. 3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. 4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. 5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. 6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Очень важно постоянно проверять эффективность этического просвещения. Одним из его показателей является развитие нравственных представлений и понятий, изменения в поведении детей. Учитель должен систематически следить за тем, какие изменения происходят в сознании и поступках студентов, как они себя ведут без его постоянного контроля, насколько устойчиво их поведение. Изучение детей позволяет обоснованно вносить необходимые коррективы в содержание и методику проведения этических бесед. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации студентам. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом. Выводы по 1 главе. Процесс глобализации, происходящий в современном мире, способствует расширению культурных границ, созданию «единого культурного поля» и влияет на интенсивность межкультурного общения. Расширение межкультурных связей неизбежно приводит к возникновению все новых социальных, политических, конфессиональных, экономических, образовательных и прочих проблем. Существующие реалии общественного развития предопределяют необходимость понимания культурных особенностей народов для достижения взаимного признания. Этому способствует разработка соответствующих образовательных стратегий, которые нашли отражение в документах ООН, Совета Европы и ЮНЕСКО и задают направления педагогической рефлексии. В связи с этим на первый план выходят проблемы воспитания толерантности и установок на межкультурное общение. Толерантность - готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются. В своей работе как средство формирование толерантности, мы выбрали этические беседы Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе». Нас так много, и мы все такие разные. Сейчас, как никогда, всем нам стало ясно, что мы должны быть вместе. Нетерпимость к человеку иной веры, языка, культуры, традиций уже не раз ставила цивилизацию на край гибели. 2.1. Критерии и принципы формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования Определить отношение к людям, проявление сочувствия, сопереживания можно опираясь на некоторые критерии. Критерии (от греч. kriterior) – мерило для оценки чего-либо, средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения – такое определение понятия «критерии» находим в философском словаре. В энциклопедическом словаре под критериями понимаются «…признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценка какого-либо явления». Признак в толковом словаре И.С. Ожегова рассматривается как «…показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь». За основу мы взяли патриотизм. В большой советской энциклопедии А.М. Прохоров пишет: «Критерии (от греч. средство для суждения), признаки, на основании которых определяется оценка». Итак, критерии – это средства проверки чего-либо, признак, на основании которого производится оценка. Исходя из этого можно выделить следующие критерии сформированности толерантности: ·эмоционально-чувственный (выражение сопереживания к родному народу, к людям разных национальностей, уважение к культурному наследию различных стран,); ·когнитивный (наличие представления о людях, живущих на нашей планете, их культурном наследии, проявление любознательности); ·практический (способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим). От уровня сформированности этих показателей зависит уровень сформированности толерантности. Мы выделили несколько уровней сформированности толерантности: высокий, , средний, низкий. Выделение этих уровней дает возможность примерно увидеть уровень сформированности толерантности, что помогает определить направление, в котором следует вести работу по формированию толерантности, а также выявить динамику роста уровня развития толерантности. Высокий уровень. Ученики с высоким уровнем сформированности толерантности очень активны и любознательны. Они хорошо знают историю, культурное наследие, традиции различных народов. С пониманием и уважением относятся к людям других национальностей Средний . Ученики имеют представление о культуре, истории традициях различных народов. Относятся к людям других национальностей в зависимости от своего «эмоционального настроя» Низкий. Ученики не имеют даже представление культуре, истории традициях различных народов. Они не желают принимать людей другой национальности, а в крайних случаях относятся с пренебрежением Воспитание толерантных отношений личности рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека, сущностной характеристикой которого, является единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания толерантных отношений у студентов должен способствовать развитию их эмпатических способностей, коммуникативной установки, способности к адекватному выбору стратегии психологической защиты в общении и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов. Принципы воспитания толерантности: Общепедагогические: Принцип целенаправленности Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании человеком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и человека является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного человека). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей. Правила принципа целенаправленности: · развитие интереса к проблеме толерантности; · развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности; · четкое определение конечного результата воспитательных воздействий; · постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся; · ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества Учет индивидуальных и половозрастных особенностей Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности, степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности человека, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого человека, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок). В младшем школьном возрасте: продолжение развития морального мировоззрения, трансформирование толерантности в один из нравственных законов внутри личности. В подростковый период: проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, эгоцентризм, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий и морали, поэтому следует помочь подростку понять и принять свой внутренний мир. развить толерантность как средство предотвращения противопоставленности социальному миру. В юношеский период - духовность и моральный облик сформированы, человек стремится делать добро, в связи с этим возникает потребность к толерантному взаимодействию с социумом, но юноша нерасчетлив, поэтому важно опираться на альтруистические потребности и потребность в самовыражении и самоутверждении и, в то же время напоминать о границах толерантности. · тщательное изучение особенностей личности воспитанника; · организация педагогических действий на опережение · определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием; · минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толерантности; · включать идеи толерантности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальную жизнь Принцип культуросообразности В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания человека. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи , мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в человеке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. · опираться на положительный опыт взаимодействия человека с миром; · учитывать культурный уровень микросреды человека (класс, семья, друзья); · отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике; · использовать потенциал культуры мира Принципы связи воспитания толерантности с жизнью Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении человека с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. · подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром; · демонстрация последствий толерантности и интолератности; · поиск способов решения, сотрудничество и диалог; · возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия) Принцип уважительного отношения к личности Независимо от позиции человека, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение человека, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. · организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах Принцип опоры на положительное в человеке Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в человеке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми. · выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность; · создание ситуации успеха. Частные Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения человека, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толерантности. · изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды; · опираться на возможности и уровень социальной среды; · интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности. Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность человека Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека. · использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.; · недопущение в общении нот морализаторства и назидания. Принцип единства знания и поведения Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия. · соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности; · перевод толерантности из области знания в область действия. Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом: (см.приложение №1) · опора на позитивный опыт толерантного взаимодействия; · создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся; · использование демократического стиля педагогического руководства; · организация диалога и сотрудничества в коллективе; · организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива. Принцип диалогичности и сотрудничества Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура. · актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности; · организация активных форм и методов воспитания толерантности. Принцип воспитывающей рефлексии Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе. · побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности. 2.2. Реализация педагогических условий по формированию толерантности будущих педагогов профессионального образования Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока: I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; 4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) формирование умения определять границы толерантности. II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования: 1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе; 2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания; 3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности; 4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков. Существует несколько подходов воспитания толерантности. Рассмотрим несколько из них: Подходы к воспитанию толерантности: Личностно-ориентированный: · признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; · признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; · опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; · индивидуальный подход Деятельностный: · опора на активность, сознательность и самостоятельность; · ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого человека; · обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; · построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей Этический диалог - то многоплановый диалог, ориентированный на нравственную рефлексию, в процессе которой учащийся получает опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека. Так, А.И.Шемшурина в «Этических диалогах со старшеклассниками» приводит примеры занятий, где объясняет понятия сочувствие, любовь и т.д. Беседы основываются лишь на разборе изречений мыслителей, которые вскрывали сущность данных понятий в форме аллегории. На наш взгляд, это полезно, но не так продуктивно. Введение сопряжённых нравственных понятий при разборе понятий в "этических диалогах" дало бы большую эффективность. Например, если мы к понятию сочувствие прибавим сопряжённое нравственное понятие, а именно "понимание чужого горя" и сравним их, то можно увидеть эгоистическую основу сочувствия. И это не абсурд. Предположим, что человек Y сочувствует человеку X. Чтобы проявить сочувствие, Y ставит себя на место X и в своём воображении проигрывает то, что случилась с X. В сознании Y возникают схожие эмоции, и он, в зависимости от силы и яркости своего воображения, сможет ощутить те переживания и страдания, что и X. Y становится жаль себя в ситуации, в которую попал X, и он сочувствует ему, но, в действительности, он жалеет себя в образе X. "Понимание чужого горя" способствует лучше и глубже проникнуться чужой болью. Обратим внимание на фрагмент такого диалога: ...-Следовательно получается, что человек родится, чтобы “деять” (творить, делать) доброе в жизни. Деять добро – добродетель. И добродетельным можно назвать человека, в мыслях и поступках которого царит доброе начало. Требуются ли для этого усилия самого человека? Почему и в чём? Подвести к мысли, что толерантность, доброе отношение к людям не требует особых усилий, они встречаются постоянно в повседневной жизни. Такие диалоги, как показал опыт, позволяют синтезировать имеющиеся и получаемые воспитанниками из всех социальных институтов воспитания знания о человеке, человеческих отношениях в обществе, а также включать суммарные знания, необходимые развивающемуся человеку, об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения, психологии общения. В соответствии со спецификой возрастных категорий воспитанников этический диалог доводит до разума подростков не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли, закономерность отобранных человечеством норм морали. Одновременно этические занятия способствуют естественному проникновению педагога в мир отношений и общения детей конкретного коллектива, что делает их инструментом опосредованного влияния на коллектив и на индивидуальный мир развивающейся личности. Также, предлагаем обратиться к опыту учащихся.. Предлагается выбрать наиболее свойственный вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях: Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и сказал: “Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому”. Ставиться вопрос как поступить и анализируются предложения. Углубление учащихся в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий – задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя их к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения. Этот анализ очень важен, так как в процессе активного диалога учащиеся осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И здесь в процессе диалога уместно обсудить всегда ли справедливое решение соответствует доброму. Пусть подумают, поспорят. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех – это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну. Такой поворот, ведя к развязке сюжета, позволяет углубить диалог, затронуть важные проблемы. Такие диалоги, как показал опыт, позволяют синтезировать имеющиеся и получаемые воспитанниками из всех социальных институтов воспитания знания о человеке, человеческих отношениях в обществе, а также включать суммарные знания, необходимые развивающемуся человеку, об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения, психологии общения. Предлагается также незаконченный рассказ, (см.Приложение №2) в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их. После предлагалось проанализировать способы поведения других и причины такого выбора. О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам. Также, предлагается еще несколько методик на выявление уровня сформированности толерантности. (см. Приложение №3) Выводы по 2 главе Определить отношение к людям, проявление сочувствия, сопереживания можно опираясь на некоторые критерии: эмоционально-чувственный, когнитивный, практический. От уровня сформированности этих показателей зависит уровень сформированности толерантности. Мы выделили несколько уровней сформированности толерантности: высокий, , средний, низкий. Воспитание толерантных отношений личности рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека, сущностной характеристикой которого, является единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания толерантных отношений у студентов должен способствовать развитию их эмпатических способностей, коммуникативной установки, способности к адекватному выбору стратегии психологической защиты в общении и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов. В этой главе мы рассмотрели несколько принципов формирования толерантности: Общепедагогические: ( принцип целенаправленности, у чет индивидуальных и половозрастных особенностей, принцип культуросообразности, принципы связи воспитания толерантности с жизнью, принцип уважительного отношения к личности, принцип опоры на положительное в человеке) ., частные (п ринцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности, принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность человека, принцип единства знания и поведения, принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении, принцип диалогичности и сотрудничества, принцип воспитывающей рефлексии). Заключение Процесс глобализации, происходящий в современном мире, способствует расширению культурных границ, созданию «единого культурного поля» и влияет на интенсивность межкультурного общения. Расширение межкультурных связей неизбежно приводит к возникновению все новых социальных, политических, конфессиональных, экономических, образовательных и прочих проблем. В связи с этим на первый план выходят проблемы воспитания толерантности и установок на межкультурное общение. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» активно осуществляется в более чем 30 регионах России, где ученые-педагоги и практики участвуют в апробации новых курсов и общественных проектов по ее реализации. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.Базовые характеристики толерантности как социокультурного феномена исследуются в контексте различных областей научного знания и соответственно специфического определения ее содержания в каждой из них. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни раскрываются в философских трудах P.P. Валитовой, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, В.А.Лекторского, М.Л. Мчедлова, Л.В.Скворцова, В.А. Тишкова, М. Уолцера, В.В. Шалина. Разработкой методических программ формирования у школьников толерантного сознания занимаются А.Г. Асмолов, В.В. Беляева, В.В. Глебкин, И.Ф. Девятова, М.С. Жамкачьян, B.C. Магун, М.М. Ма-гура, Л.А. Наумов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. Воспитание толерантных отношений личности рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека, сущностной характеристикой которого, является единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания толерантных отношений у студентов должен способствовать развитию их эмпатических способностей, коммуникативной установки, способности к адекватному выбору стратегии психологической защиты в общении и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов. Несмотря на теоретическую и практическую значимость перечисленных исследований, проблема целенаправленного воспитания толерантности подростков в процессе этических диалогов требует дополнительного изучения. Анализ состояния проблемы в практике обычных российских школ показывает, что этические диалоги сегодня - не данность, а поставленная задача, которую необходимо решать как на уровне учителя (осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных различий, формированию межкультурной компетентности и приобретение необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения (координация деятельности по воспитанию толерантности на уровне мегаполиса, региона, страны). Библиография: 1. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы личности. - М, 1974. 2. Горецкая И.Л. Краткий толковый словарь русского языка. – М.: Рус. язык, 1988. 3. Дубровина И. В., Круглов Б. С., Психологические аспекты формирования ценностных ориентации и интересов учащихся//Ценностные ориентации и интересы школьников. - М, 1983. 4. Емельянова И.Н. Идея духовности: исходные теоретические положения. В кн.: Гуманная педагогика и духовный мир учителя. – Тюмень, 2001. 5. Кадол Ф. В. Нравственное развитие старшеклассников//Открытая школа. 2000. № 1. 6. Кадол Ф. В. Воспитание чести и достоинства//Воспитание школьников. 1998. № 2. 7. Комарова Т. К., Кондратьева С. В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности//Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 3. 8. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М, 1984. 9. И. С. Кон. Психология современного подростка. - М, 1987. 10. Круглова Н.В. «Взорванная» толерантность (в сборнике «Религия и нравственность в секулярном мире») М., 2000. С.48. 11. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. - М, 1999. 12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии: М.: Просвещение, 1994. – 576 с. 13. Прохоров А.М. Современный энциклопедический словарь. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. -1632 с.: ил. 14. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. – 608 с. 15. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. - М,1981. 16. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М, 1971. 17. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах. – М.: Пед. об-во России, 2000. – 416 с. 18. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с. 19. Шемшурина А. Этические диалоги со старшеклассниками//Воспитание школьников. 1998. №№ 4, 6. |