Реферат: Экономика железного транспорта

Название: Экономика железного транспорта
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Аннотация:

В представленной курсовой работе составлен план грузовых перевозок и работы подвижного состава на отделении дороги.

Страниц – 37

Таблиц –33

Рисунков – 5

Литература – 5

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….

Исходные данные………………………………………………………………..

Раздел 1. Расчет показателей плана грузовых перевозок на отделении

дороги…………………………………………………………………

Раздел 2. Определение объема работы подвижного состава……………….....

2.1. Расчет объема работы вагонов………………………………………… ...

2.2. Расчет работы в тонна-километрах брутто………………………………

2.3. Расчет пробега и количества поездов по участкам и направлениям….

2.4. Пробег поездных и маневровых локомотивов………………………….

2.5. Потребный парк поездных локомотивов………………………………..

2.6. Рабочий парк грузовых вагонов………………………………………….

Раздел 3. Определение качественных показателей использования

подвижного состава…………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………….

.

Введение

Планирование грузовых перевозок, дающих свыше 80% общей выручки железнодорожного транспорта, имеет большое практическое значение и является исходной базой всей системы производственно-хозяйственного планирования в отрасли. Переход к рыночным отношениям привел к существенным изменениям порядка планирования перевозок, хотя и не снизил значимости этого процесса для железных дорог. Главные изменения связаны с переходом от централизованной системы разработки планов и распределения перевозок между видами транспорта к рыночным маркетинговым принципам и методам формирования платежеспособного спроса на перевозки грузов и другие транспортные услуги.

Основные задачи планирования перевозок грузов в современных условиях заключаются в следующем:

- формирование платежеспособного спроса на перевозки и определение достоверной информации об объемах, структуре и направлениях перевозок грузов для разработки технического плана и финансово-экономических показателей работы железных дорог;

- максимально возможный учет в планах перевозок запросов и пожеланий клиентуры по качеству их транспортного обслуживания и условиям перевозок;

- обеспечение конкурентоспособности железных дорог и широкого взаимодействия с пользователями и другими видами транспорта;

- обеспечение рациональности использования транспортом ресурсов и эффективности работы железных дорог;

- учет возможностей своевременной корректировки планов перехода на другие варианты плана в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса на транспортные услуги.

Основными методами планирования перевозок грузов являются балансовые и оптимизационные с использованием принципов маркетинга и современных информационных технологий. При разработке планов перевозок широко используются экономико-математические методы прогнозирования показателей.

На железнодорожном транспорте разрабатываются следующие виды планов перевозок грузов:

1. Стратегические (перспективные, долгосрочные) на 5 – 10 и более лет;

2. Текущие (годовые);

3. Оперативные (квартальные, месячные).

Стратегические и текущие планы перевозок разрабатывают по сети в целом, по железным дорогам и их подразделениям, а оперативные - по железным дорогам и их подразделениям.

Стратегические планы служат основой для выработки стратегии развития отрасли и железной дороги, реконструкции и развития материально-технической базы железнодорожного транспорта. Поэтому в них особое внимание уделяется анализу транспортного и товарного рынков, изменениям в размещении производительных сил, определению прогноза грузовых потоков по направлениям, участкам и направлениям, участкам и узлам железных дорог, развитию смешанных перевозок и научно-технического прогресса на транспорте.

Текущие годовые планы – прогнозы перевозок более детальны и предусматривают разработку плана по основным массовым грузам: каменному углю и коксу, нефтяным и лесным грузам, руде, цементы и т. д. всего планируют около 14 групповых наименований номенклатуры грузов, составляющих приметно 80% всего грузооборота железных дорог.

Наиболее подробными и точными являются оперативные планы перевозок. Они разрабатываются более широкой номенклатуре грузов и служат исходной информацией для составления технического плана работы железных дорог и определение размеров передачи вагонов по стыкам дорог. В месячных развернутых планах – прогнозах, в отличие от перспективных и годовых, указывают, кроме объемов перевозок, также корреспонденцию грузов, в том числе отправителей и станции отправления дороги и станции назначения груза в местном сообщении. Оперативные планы перевозок разрабатывают дорожные центры фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) и их агентства, а в квартальных планах учитывают более 40 наименований грузов, а в месячных – около тысячи наименований тарифно-статистической номенклатуры грузов. В этих планах особо выделяют перевозку грузов в смешанном сообщении, перевозки импортных грузов и грузов, перевозимых в контейнерах.

Исходные данные

Рис. 1 .- Схема отделения железной дороги.

План погрузки и выгрузки грузов

Таблица 1.2 – План погрузки и выгрузки грузов, тыс. т. в год

Наименование станций и участков

Погрузка

Выгрузка

Каменного угля

Леса

Всего

Каменного

угля

Леса

Всего

А

2140

-

2140

-

3700

3700

А – Б

960

1050

2010

-

-

-

Б

1700

-

1700

-

1920

1920

Б – С

-

-

-

1140

810

1950

С

1490

-

1490

-

2730

2730

Всего

6290

1050

7340

1140

9160

10300

План приёма грузов.

Таблица. 1.3 – План приёма и сдачи грузов, тыс. т. в год

Наименование

станций

Приём

Сдача

Кам.

уголь

Лес

Всего

Кам.

уголь

Лес

Всего

А

-

13 000

13 000

21 650

-

21650

С

16 500

-

16 500

-

4890

4890

Всего

16 500

13 000

29 500

21650

4890

26540

Время выполнения маневровых операций поездным локомотивом сборного поезда на каждой остановке 30 мин.

Технико-производственные показатели

Табл. 1.4 – Нормы простоя вагонов и локомотивов.

Простой вагонов под

грузовой операцией, ч

Простой вагонов

на одной станции, ч

Простой локомотивов

за время оборота, ч

Масса

тары

вагона,т

Одиночной

Сдвоенной

С пере-

работкой

Без

переработки

В основном

депо

В оборот

ном

депо

В пункте

смены

бригад

всего

20

24

4

0,4

2,5

1,6

-

22

Таблица 1.5 – Технико-экономические показатели

Наименование

показателей

Участок А – Б

Участок Б – С

Направления

четное

нечётное

чётное

нечётное

Средняя масса поезда брутто, т

3000

3000

3000

3000

Состав порожнего и

сборного поезда, ваг.

60

60

60

60

Техническая скорость, км/ч

60

65

55

60

Участковая скорость, км/ч

50

55

45

50

Число остановок сборного

поезда на участке

5

5

6

6

Удельный вес вагонов, проходящих технические станции без переработки, принимается 20%.

Норма переработки вагонов маневровым локомотивом в час:

- местных 15 ч.

- транзитных с переработкой 30 ч.

I . Расчет показателей плана грузовых перевозок по отделению дороги.

Показатели годового плана перевозок грузов рассчитывают по одному из условных отделений дороги, приведенных в задании (рис 1).

Общие размеры отправления или прибытия грузов по отделению получают путем сложения величин отправления или прибытия грузов на всех станциях и участках.

Прием грузов с других отделений, а также сдачу их на другие отделения определяют по каждому стыковому пункту и в целом по отделению.

Перевозки по отделению дороги складывают из суммы отправления и приема или из суммы прибытия и сдачи груза:

P = Pgr + Ppr или P = Pr + Psd (1.1)

где Р — перевозки по отделению;

Рgr – отправления грузов;

Рpr – приём;

Рr – прибытие грузов;

Рsd – сдача.

Общий объем перевозок распределяют по видам сообщений. Сначала определяют перевозки в местном сообщении, затем — во всех остальных.

Вывоз = отправление — местное сообщение.

Ввоз = прибытие — местное сообщение.

Транзит = прием — ввоз.

Распределение перевозок по видам сообщения делают по таблице межучастковой и межстанционной корреспонденции.

Грузооборот на каждом участке определяют как произведение густоты движения потока на протяженность участка. Для определения густоты движения потока на участках по данным межучастковой и межстанционной корреспонденций строят схему грузопотоков каждого рода груза (рис. 2).

А

Рис.2 - Схема движения грузов и средняя густота движения потока по отделению дороги

Густоту движения потока по участкам определяют как полусумму отправления с начальной станции участка и прибытия на конечную станцию.

Густота потока для леса:

РА-Б = 9300 + 10350 = 9825 тыс. т

2

РБ-С = 8430+ 7 620 = 8025 тыс. т

2

Густота потока для каменного угля:

РА-Б = 19510+ 18550 = 19030тыс. т

2

РБ-С = 16850+ 17990 = 17420 тыс. т

2

Результаты расчётов представлены в таблице 2.2

Таблица 2.2- Густота движения потока и пробег груза.

Наименова-

ние участка

Расстоя-

ние, км

Густота движения

потока, тыс. т

Грузооборот, млн. т. км

Направления

Четное

(лес)

Нечет.

(кам уг.)

Четное

Нечетное

Всего

А-Б

300

9825

19030

2947,5

5709,0

8656,5

Б-С

256

8025

17420

2054,4

4459,5

6513,9

Всего

556

17850

36450

5001,9

10168,5

15170,4

Среднюю густоту потока (среднюю грузонапряженность) по отделению определяют путем деления общего пробега грузов на эксплуатационную длину отделения:

F = ∑ ( pl ) n млн.т км/км., (1.2)

L

где ∑ (pl)n – грузооборот отделения дороги;

L - эксплуатационная длина отделения.

F= 15170,4 * 106 = 28,36 млн.т км/км.

535

Среднюю дальность перевозки получают делением величины грузооборота на объём перевозок грузов по отделению:

l = ∑ ( pl ) n км. ; (1.3)

P

l= 15170,4 * 106 = 411,79 км.

36840 * 103

II . Расчет показателей объема работы подвижного состава

2.1. Расчет объема работы вагонов

Объём работы гружёных вагонов определяют числом вагонов и их пробегом в границах отделения.

Число гружёных вагонов на отделении получают путём деления погрузки, выгрузки, приёма и сдачи на всех станциях и участках на статистическую нагрузку вагона (46 т/ ваг. для каменного угля, 40 т/ ваг. для леса).

Результаты расчётов сводят в таблицы 2.3 и 2.4.

Правильность расчётов следует проверить: сумма погрузки и приёма вагонов должна быть равна сумме выгрузки и сдачи.

Таблица 2.3 - План приема и выгрузки, тыс. ваг. в год

Наименова

ние станций

Погрузка

Выгрузка

Кам.

угля

Леса

Всего

Кам.

угля

Леса

Всего

А

46,5

-

46,5

-

92,5

92,5

А – Б

20,9

26,3

47,2

-

-

-

Б

37

-

37

-

48

48

Б – С

-

-

-

24,8

20,3

45,1

С

32,4

-

32,4

-

68,3

68,3

Всего

136,8

26,3

163,1

24,8

229,1

253,9

Таблица 2.4.. - План приема и сдачи грузов, тыс. ваг. в год.

Наименование

станций

Приём

Сдача

Кам.

уголь

Лес

Всего

Кам.

уголь

Лес

Всего

А

-

325

325

470,69

-

470, 69

С

358, 69

-

358, 69

-

122,2

122,2

Всего

358, 69

325

683, 69

470, 65

122,2

592,89

Для определения пробега гружёных вагонов необходимо построить схему их движения (рис. 2.2).

Рис. 2.2 – Схема движения груженых вагонов

Пробег вагонов рассчитывается в вагоно-километрах. Расчет приводится в таблицу 2.5.

Густота движения потока по лесу:

А-Б (424,19+403,29)/2=413,74 тыс. ваг.

Б-С (366,29+391,09)/2=378,69 тыс. ваг.

Густота движения потока по каменному углю:

А-Б (232,5+258,8)/2=245,65тыс. ваг.

Б-С (210,8+190,5)/2=200,65 тыс. ваг.

Таблица 2.5 - Густота движения и пробег гружёных вагонов.

Наимено-

вание

участков

Расстояние,

км

Густота

движения

вагонов, тыс. ваг

Пробег вагонов,

млн. ваг-км

Направления

Чётное

Нечёт.

Чётное

Нечёт.

Всего

А-Б

300

245,65

413,74

73,69

124,1

197,7

Б-С

256

200,65

378,69

51,36

96,9

148,26

Всего

556

446,3

792,43

125,05

221

346,05

Пробег порожних вагонов по отделению образуется из пробега местных порожних вагонов и пробега вагонов, следующих по регулировочному заданию. В данной работе рассчитывают пробег только местных порожних вагонов.

Расчет пробега порожних вагонов начинают с распределения плана погрузки и выгрузки по типам вагонов. Уголь и лес перевозят в вагонах одного типа (в полувагонах).

Путём сравнения величин погрузки и выгрузки определяют избыток или недостаток порожних вагонов по каждой станции и участку (таблица 2.6).

Таблица 2.6 - Избыток и недостаток порожних вагонов в местной работе, тыс.ваг.

Наименование

станций и

участков

Погрузка

Выгрузка

Избыток

Недостаток

А

46,5

92,5

46

-

А-Б

47,2

-

-

47,2

Б

37

48

11

-

Б-С

-

45,1

45,1

-

С

32,4

68,3

35,9

-

Всего

163,1

253,9

138

47,2

Станции и участки, имеющие избыток порожних вагонов, прикрепляют к станциям и участкам, где их недостаточно. При избытке или недостатке порожних вагонов на отделении, пункты сдачи и приёма порожних вагонов выбирают с таким расчётом, чтобы не допустить встречных потоков порожних вагонов.

На основании данных об избытке и недостатке порожних вагонов на станциях и участках и о размерах приёма или сдачи по стыковым пунктам составляют схему движения порожняка по отделению (рис. 2.3) и определяют пробег порожних вагонов.

А


90,7

Б

С

Рис.2.3 – Схема пробега порожних вагонов.

Пробег порожних вагонов определяют путём умножения густоты потока на длину участка (табл. 2.7). Среднюю густоту движения порожних вагонов по участкам и направлениям определяют как среднюю арифметическую величину между отправлением вагонов с одной участковой станции и прибытием их на соседнюю.

Таблица 2.7 - Пробег порожних вагонов.

Наиме-

нование

участков

Расстояние,

км

Густота движения

порожних вагонов, тыс.ваг

Пробег порожних вагонов, млн ваг.-км

Направления

Чётное

Нечёт.

Чётное

Нечёт.

Всего

А-Б

300

-

68,3

-

20,49

20,49

Б-С

256

-

58,4

-

14,95

14,95

Всего

556

-

126,7

-

35,44

35,44

Результаты расчётов пробегов гружёных и порожних вагонов сводят в таблицу 2.8.

Табл. 2.8. – Пробег груженых и порожних вагонов.

Наимено

вание

участков

Четное направление

Нечетное направление

В обоих направлениях

Пробег вагонов,

млн. ваг.км.

% порожн

пробега

вагонов

Пробег вагонов,

млн. ваг.км.

% порожн

пробега

вагонов

Пробег вагонов,

млн. ваг.км.

% порожн

пробега

вагонов

Гр.

Пор.

Все-

го

К

общ.

К

груж

Гр.

Пор.

Все-

го

К

общ.

К

груж

Гр.

Пор.

Всего

К общ.

К груж

А-Б

73,69

-

73,69

-

-

124,1

20,49

144,59

14,17

16,5

197,7

20,49

218,19

9,4

10,4

Б-С

51,36

-

51,36

-

-

96,9

14,95

111,85

13,36

15,96

148,26

14,95

163,21

9,15

10,1

Всего

125,05

-

125,05

-

-

2 22,0

35,44

257,44

13,76

17,3

347,05

3 5,44

382,49

9,3

10,2

2.2 Расчёт работы в тонна-километрах брутто

Производят этот расчет отдельно для порожних и груженых вагонов. Для груженых вагонов по формуле:

∑( pl ) b - gr = ∑( pl ) n + ∑( pl ) t , (2.1)

где ∑(pl)b - gr – т-км брутто груженых вагонов;

∑(pl)n – т-км нетто (получены в табл. 2.2);

∑(pl)t – т-км тары,

∑( pl ) t = q t n gr s , (2.2)

где qt – средняя масса тары (дано в задании);

∑ngr s – вагоно-километры груженые;

для порожних вагонов по формуле:

∑( pl ) b - r = q t n r s , (2.3)

где ∑(pl)b - r – т-км брутто порожних вагонов;

∑nr s – вагоно-километры порожние.

Расчет тонно-километров работы брутто груженых и порожних вагонов дан соответственно в таблицах 2.9, 2.10.

Расчет тонно-километров тары ∑(pl)t всего:

Результаты расчетов сводятся в табл. 2.9 и 2.10.

Табл. 2.9. Работа порожних вагонов, т*км брутто.

Наименован.

участка

Масса

тары вагона,

т.

Пробег порожних вагонов,

млн. ваг-км.

Работа тары порожних вагонов,

млн. т-км.

Направления

Чет-

ное

Нечет-

ное

Всего

Чет-

ное

Нечет-

ное

Всего

А-Б

22

-

20,49

20,49

-

450,78

450,78

Б-С

22

-

14,95

14,95

-

328,9

328,9

Всего

-

-

35,44

35,44

-

779,68

779,68


Наиме-

нование

участков

Пробег груза,

млн. т-км.

Пробег груж. вагонов,

млн. ваг-км.

Масса

тары

вагона,

т.

Пробег тары вагона,

млн. т-км.

Работа груженых вагонов,

млн. т-км. брутто

Направления

Направления

Четное

Нечет-

ное

Всего

Четное

Нечет-

ное

Всего

Чет-

ное

Нечет-

ное

Всего

Четное

Нечет.

Всего

А-Б

2947,5

5709,0

8656,5

73,69

124,1

197,7

22

1621,18

2730,2

4351,4

4568,68

8439,2

13007,88

Б-С

2054,4

4459,5

6513,9

51,36

96,9

148,26

22

1129,9

2131,8

3261,7

3184,3

6591.3

9775,6

Всего

5001,9

10168,5

15170,4

125,05

222

346,05

2751,1

4862

7613,1

7753

15052.5

22805,5

Таблица 2.10 - Работа гружёных вагонов, т.км брутто


2.3 Расчет пробега и количества поездов по участкам и направлениям.

Пробег гружёных поездов (табл. 2.11) определяют делением тонно-километров брутто на массу поезда брутто, а пробег порожних поездов (табл. 2.12) – делением вагоно-километров порожних на состав поезда в вагонах, общий пробег рассчитывают по табл. 2.12.

Размеры движения в поездах в среднем за сутки по участкам и направлениям определяют по формуле:

N = NS , (2.4)

LT

где ∑ NS – поездо-километры по участкам и направлениям; L – длина участка; Т – число дней в планируемом периоде.

Таблица 2.11 - Пробег и количество гружёных поездов

Наименование

участков

Т-км брутто,

млн.

Масса поезда

брутто, т

Пробег поездов,

тыс. поездо-км

Число поездов

в сутки

Направления

четное

нечетное

чет.

нечет.

чет.

нечет.

всего

чет.

нечет

А-Б

4568,68

8439,2

3000

3000

1522,89

2813,07

4335,96

14

26

Б-С

3184,3

6591.3

3000

3000

1061,43

2197,1

3258,53

14

24

Всего

7753

15052.5

-

-

2584,32

5010,17

7594,49

28

50

Таблица 2.12 - Пробег и количество порожних поездов

Наимено-

вание

участков

Ваг.-км

порожних

вагонов, млн

Состав

поезда,

ваг.

Пробег поездов,

тыс. поездо-км

Число поездов в сутки

Направления

Направления

Четное

Нечетное

Четное

Нечетное

Четное

Нечетное

А-Б

-

20,49

60

-

341,5

-

3

Б-С

-

14,95

60

-

249,2

-

3

Всего

-

35,44

-

5 90,6

-

6


Таблица 2.13 - Общий пробег и количество поездов.

Наиме-

нова-

ние

участка

Пробег поездов по направлениям, тыс. поездо-км.

В

обоих

нап-

равле-

ниях

Число поездов в сутки по направленияим

Число

пар

поез-

дов

в

сутки

Четному

Нечетному

Четному

Нечетному

Груженых

Порожних

Всего

Груженых

Порожних

Всего

Груженых

Порожних

Всего

Груженых

Порожних

Всего

А-Б

1522,89

-

1522,89

2813,07

341,5

3154,57

4677,46

14

-

14

26

3

29

29

Б-С

1061,4

-

1061,4

2197,1

249,2

2446,3

3507,7

14

-

14

24

3

27

27

Всего

2584,3

-

2584,3

5010,17

5 90,6

5600,87

8185,17

2 8

-

2 8

50

6

56

56


2.4 Пробег поездных и маневровых локомотивов

Пробег поездных локомотивов слагают из пробега во главе поездов, в двойной тяге, одиночном следовании, в подталкивании, а также из маневрового пробега и прочего условного пробега. (Двойную тягу и подталкивание по условиям курсовой работы не применяют.)

Пробег локомотивов во главе поездов равен пробегу поездов. Одиночный пробег локомотивов определяют как разницу между количеством поездо-километров в чётном и нечётном направлениях. Один час маневрового пробега пр

Таблица 2.14 - Пробег поездных локомотивов, тыс. лок.-км

Наименование

участков

Пробег во главе поездов

по направлениям

Вспомогательный пробег локомотивов

В том числе

Всего во

вспомогательном

пробеге

% вспомогательного

пробега к пробегу

во главе поездов

Одиночный пробег

по направлениям

Пробег при

маневровой

работе

Простой

четное

нечетное

всего

четное

нечетное

всего

А-Б

1522,89

3154,57

4677,46

1631,68

-

1631,68

13,5

61,76

75,26

1,61

Б-С

1061,4

2446,3

3507,7

1384,9

-

1384,9

16,5

57,44

73,94

2,11

Всего

2584,3

5600,87

8185,17

3016,58

-

3016,58

30,0

119,2

149,2

3,72

Таблица 2.15 - Расчет маневрового пробега поездных локомотивов

Наименование участков

Количество

сборных

поездов в

сутки

Число

остановок

Время

выполнения

маневровых

операций

на одной

остановке, ч

Время, затрачиваемое на

маневровую

работу

за сутки, ч

Время, затрачиваемое на маневровую

работу

за год, тыс. ч

Маневровый

пробег

поездных

локомотивов

за год, тыс.

лок.-км

А-Б

3

5

0,5

7,5

2,7

13,5

Б-С

3

6

0,5

9

3,3

16,5

Всего

6

-

-

16,5

6,0

30,0

Таблица 2.16 - Количество сборных поездов

Наименование

участков

Расчетный объем работы сборных поездов, тыс. ваг./год

Провозная способность сборного поезда, тыс. ваг./год

Количество сборных поездов

Направления

четное

нечетное

четное

нечетное

четное

нечетное

всего

А-Б

20,9

47,2

21,9

21,9

1

2

3

Б-С

24,8

45,1

21,9

21,9

1

2

3

Всего

45,7

92,3

43,8

43,8

2

4

6


Таблица 2.17 - Расчет условного пробега (простоя) поездных локомотивов на промежуточных станциях по направлениям

Наим. участков

Локк.-км линейные

без сборных поездов,

тыс.

Vt , км/ч

Vu , км/ч

Время в чистом

движении,

тыс. ч

Общее время

на участке,

тыс. ч

Простой на

промежуточных

станциях, тыс. ч

Условный

пробег,

тыс. лок.-км

чет

нечет

всего

чет

нечч

чет

нечч

чет

нечет

всего

чет

нечет

всего

чет

нечет

всего

чет

нечет

всего

А-Б

3045,17

2935,57

5980,74

60

65

50

55

50,75

45,16

95,91

60,90

53,37

114,27

10,15

8,21

18,36

10,15

8,21

18,36

Б-С

2352,86

2259,42

4612,28

55

60

45

50

42,78

37,66

80,44

52,29

45,19

97,48

9,51

7,53

17,04

9,51

7,53

17,04

Всего

5398,03

5194,99

10593,02

-

-

-

-

93,53

82,82

176,35

113,19

98,56

211,75

19,66

15,74

35,4

19,66

15,74

35,4

Tдвиж. = лок-км линейные / Vt

Tобщ.уч. = лок-км линейные / Vu

Таблица 2.18- Локомотиво-километры линейные без локомотиво-километров со сборными поездами

Наименование участков

Число сборных поездов

Лок.-км со сбор­ными поездами, тыс. лок.-км

Лок.-км линейные, тыс. лок.-км

Лок.-км линейные без сборных, тыс. лок.-км

Направления

четное

нечетное

четное

нечетное

четное

нечетное

четное

нечетное

всего

А-Б

1

2

109,5

219,0

3154,57

3154,57

3045,17

2935,57

5980,74

Б-С

1

2

93,44

186,88

2446,3

2446,3

2352,86

2259,42

4612,28

Всего

2

4

202,94

405,88

5600,87

5600,87

5398,03

5194,99

10593,02


Потребное число сборных поездов определяется по формуле:

Nsb = Usb / fsb , (2.5)

где Nsb – число сборных поездов в сутки; Usb – расчетный объем работы сборных поездов, тыс. ваг./ год; fsb – провозная способность сборного поезда, тыс. ваг. / год.

Для определения объема работы сборных поездов строят расчетную схему потоков груженых и порожних вагонов на участках по каждому направлению движения (рис. 2.3).

А

Б


Рисунок 2.3 – Схема потоков груженых и порожних вагонов

Примечание: - поток груженых вагонов; - поток порожних вагонов.

Объем работы сборного поезда определяют для каждого участка и направления в отдельности. Он равен максимальной величине прибытия и отправления по условной промежуточной станции, расположенной в середине участка.

В приведенном примере расчетный объем работы сборного поезда на участке А-Б в направлении АБ равен 20,9 тыс. вагонов, в направлении БА – 47,2 тыс. вагонов. Провозная способность сборного поезда рассчитывается по формуле:

fsb = n sb T , (2.6)

где n sb – состав сборного поезда, ваг.

Расчет потребного количества сборных поездов приведен в табл. 2.16

Для расчета пробега специально маневровых локомотивов вначале необходимо определить местную и транзитную работу на технических станциях (таблицы 2.19, 2.20, 2.21), а затем произвести расчет объема маневровой работы за сутки.

Таблица 2.19 - Расчет местной и транзитной работы

Наименование

технических

станций и

участков

Местная работа, тыс. ваг

Транзитные вагоны, тыс. ваг

Погрузка

Выгрузка

Сдвоенные

операции

Одиночные

операции

Груженые

Порожние

Всего

В том числе

Без

перера-

ботки

С

перера-

боткой

А

46,5

92,5

46,5

46,0

656,69

44,8

701,49

140,3

561,19

А-Б

47,2

-

-

47,2

-

-

-

-

-

Б

37,0

48,0

37,0

11,0

577,09

81

658,09

131,62

526,47

Б-С

-

45,1

-

45,1

-

-

-

-

-

С

32,4

68,3

32,4

35,9

480,89

-

480,89

96,18

384,71

Всего

163,1

253,9

115,9

185,2

1714,67

125,8

1840,47

368,09

1472,38

Таблица 2.20 - Вспомогательная таблица для определения транзита гружёных вагонов, тыс. ваг

Наименование

станций

Приём

Выгрузка

Транзит

Сдача

Погрузка

Транзит

А

749,19

92,5

656,69

513,29

46,5

466,79

Б

625,09

48

577,09

614,09

37

577,09

С

549,19

68,3

480,89

703,19

32,4

670,79

Всего

1923,47

208,8

1714,67

1830,57

115,9

1714,67

Таблица 2.21 – Вспомогательная таблица для определения транзита порожних вагонов, тысяч вагонов

Наименование

станций

Приём

Недостаток

Транзит

Сдача

Избыток

Транзит

А

44,8

-

44,8

90,8

46

44,8

Б

81

-

81

92

11

81

С

-

-

-

35,9

35,9

-

Всего

125,8

-

125,8

218,7

92,9

125,8

Размер предполагаемой работы по подаче и уборке вагонов к местам погрузки и выгрузки за сутки определяют по формуле:

Upu = Z od _+_∑ Z sdv , (2.7)

365

где ∑Zod - количество вагонов с одиночными операциями; ∑Zsdv – количество вагонов со сдвоенными операциями.

U pu = ((185,2+115,9) * 103 )/365=825 ваг/сут.

Размер предполагаемой работы по формированию и расформированию поездов на технических станциях за сутки определяют по формуле:

Ufr = _ ntr - p __ , (2.8)

365

где ∑ntr - p – количество транзитных вагонов с переработкой.

Маневровый пробег специальных маневровых локомотивов вычисляют по количеству маневровых локомотивов при условии их работы в течение 23,5 часов в сутки (для тепловозов), оставшиеся 0,5 ч используют на экипировку и учитывают как прочий условный пробег маневровых локомотивов.

Расчет пробега специально маневровых локомотивов производят в табл.2.22.

Таблица 2.22 – Расчет рабочего парка и пробега специально маневровых локомотивов

Вид работы

Переработка вагонов в сутки

Норма на час маневровой работы

Количество маневровых локомотиво-ч в сутки

Рабочий парк маневровых локомотивов

Пробег маневровых локомотивов, тыс. лок.-км

Местная работа

825

15

55

2

100,4

Транзит с переработкой

60

Всего

-

Количество маневровых локомотиво-ч в сутки:

Переработка вагонов в сутки : Норма на час маневровой работы

825 : 15 = 55 локомотиво-ч в сутки.

Рабочий парк маневровых локомотивов:

Количество маневровых локомотиво-ч в сутки : 23,5 часов в сутки

55 : 23,5 = 2 лок.

Пробег маневровых локомотивов, тыс. лок.-км:

Количество маневровых локомотиво-ч в сутки * 5 км * 365

55 * 5 * 365 = 100,4 тыс. лок.-км.

2.5 Потребный парк поездных локомотивов

Парк поездных локомотивов определяют по затрате времени работы локомотива на передвижение поездов, стоянки на промежуточных станциях; стоянки в пунктах основного и оборотного депо, а при сменном способе на стоянки в пунктах смены локомотивных бригад (таблица 2.23). Простой локомотивов в основном и оборотном депо дан в таблице 2.24.

Таблица 2.23 – Расчет времени работы поездных локомотивов

Наименование

участков

Лок.-ч в сквозных поездах и одиночном следовании по направлениям, тыс.

Лок.-ч со сборными поездами, тыс.

Время простоя в основном и оборотном депо, тыс.лок.-ч

Общее время, тыс. лок.-ч.

Время в движении по направлениям

Время работы на промежуточных станциях

всего

четному

нечетному

всего

четному

нечетному

всего

А-Б

60,9

53,37

114,27

1,83

3,37

5,2

2,7

7,9

43,4

165,57

Б-С

52,29

45,19

97,48

1,7

3,11

4,81

3,3

8,11

40,4

145,99

Всего

113,19

98,56

211,75

3,53

6,48

10,01

6

16,01

83,8

311,56

Расчет локомотиво-часов в сквозных поездах и одиночном следовании производится по формуле:

Mt скв. = ∑ Ms без сб. (2.9)

V уч.

Расчет локомотиво-часов в сквозных поездах и одиночном следовании по направлениям:

Расчет локомотиво-часов в сборных поездах производится по формуле:

Mt сб. = ∑ Ms со сб (2.10)

V техн.

Расчет локомотиво-часов в сборных поездах по напралениям:

Таблица 2.24 – Расчет простоя локомотивов в основном и оборотном депо

Наименование

Участков

Число пар поездов

Простой в основном депо, ч.

Простой в оборотном депо, ч.

Общее время простоя пары поездов, ч

Время простоя лок. за сутки, ч.

Простой поездных лок-ов за год, тыс.ч

А-Б

29

2,5

1,6

4,1

118,9

43,4

Б-С

27

2,5

1,6

4,1

110,7

40,4

Всего

56

5

3,2

8,2

229,6

83,8

Формула расчета рабочего парка поездных локомотивов имеет следующий вид:

Mrb = _ MT ___ ,

365 * 24 (2.11)

где Mrb - рабочий парк поездных локомотивов за сутки; ∑MT - общая затрата времени поездными локомотивами в год.

M rb =311,56*103 /(365*24)=36лок/сут.

2.6 Рабочий парк грузовых вагонов

Его определяют по затратам вагонно-часов на отдельные виды работы по формуле:

nrb = ( ntdv _+__ ntst _+__ nttr _+__ ntgr _ ) *1000 , (2.12)

365 * 24

где ∑ntdv - время нахождения вагонов в движении (табл. 2.25); ∑ntst – простой вагонов на промежуточных станциях (табл. 2.26); ∑nttr – то же, на технических станциях (табл. 2.27); ∑ntgr – то же, под грузовыми операциями (табл. 2.28).

Таблица 2.25 – Расчет вагоно-часов в движении

Наименование

Участков

Вагоно-километры, млн.

Vt , км\ч

Вагоно-часы, тыс.

направления

четное

нечетное

всего

четное

нечетное

четное

нечетное

всего

А-Б

73,69

94,18

167,87

60

65

1228,17

1450

2678,17

Б-С

51,36

66,31

117,67

55

60

930

1105,17

2035,17

Всего

125,05

160,49

285,54

-

-

2158,17

2555,17

4713,34


Таблица 2.26 – Расчет вагоно-часов на промежуточных станциях

Наименование

участков

Вагоно-километры, млн.

Vu , км\ч

Вагоно-часы в пути, тыс.

Вагоно-часы в движении, тыс.

Вагоно-часы на промежуточных

станциях, тыс.

направления

четное

нечетное

всего

четное

нечетное

четное

нечетное

всего

четное

нечетное

всего

А-Б

73,69

94,18

167,87

50

55

1473,8

1710,0

3183,8

1228,17

1450

2678,17

505,63

Б-С

51,36

66,31

117,67

45

50

1141,33

1326,2

2467,53

930

1105,17

2035,17

432,36

Всего

125,05

160,49

285,54

-

-

2615,13

3036,2

5651,33

2158,17

2555,17

4713,34

937,99


Таблица 2.27 – Расчет простоя вагонов на технических станциях

Наименование

технических станций

Количество транзитных вагонов, тыс. ваг.

Норма простоя вагонов, ч.

Вагоно-часы на технических станциях, тыс.ч.

С переработкой

Без переработки

С переработкой

Без переработки

С переработкой

Без переработки

всего

А

561,19

140,3

4

0,4

2244,76

56,12

2300,88

Б

526,47

131,62

4

0,4

2105,88

52,65

2158,53

С

384,71

96,18

4

0,4

1538,84

38,47

1577,31

Всего

1472,38

368,09

-

-

5889,48

147,24

6036,72

Таблица 2.28 – Расчет простоя вагонов под грузовыми операциями

Наименование станций и участков

Число вагонов, тыс.

Норма простоя, ваг.-ч

Вагоно-часы простоя, тыс.

Со сдвоенными операциями

С одиночными операциями

Со сдвоенными операциями

С одиночными операциями

Со сдвоенными операциями

С одиночными операциями

всего

А

46,5

46

24

20

1116

920

2036

А-Б

-

47,2

-

20

-

944

944

Б

37

11

24

20

888

220

1108

Б-С

-

45,1

-

20

-

902

902

С

32,4

35,9

24

20

777,6

718

1495,6

Всего

115,9

185,2

-

-

2781,6

3704

6485,6

∑nrb = ( 4713,34+ 937,99 +6036,72 + 6485,6) * 1000 = 2075 ваг.

365 * 24

III . РАСЧЕТ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ОТДЕЛЕНИИ ДОРОГИ

В годовом плане работы подвижного состава определяются следующие качественные показатели.

1. Порожний пробег вагонов к груженому:

α w-gr = ( ∑nr s / ∑ngr s ) * 100; (3.1)

α w - gr = (35,44 / 347,05) * 100 = 10,0 %

2. Процент порожнего пробега вагонов к общему пробегу:

α w = ( nr s / ∑ n s ) * 100; (3 .2)

α w = (35,44/ 382,49) * 100 = 9,27 %

3. Динамическая нагрузка вагона рабочего парка:

q rb = ∑(pl) n / (∑ngr s + ∑nr s); (3.3)

qrb = 15170,4\ (347,05 + 35,44) = 39,66 т/ваг.

4. Динамическая нагрузка груженого вагона:

q gr = ∑(pl) n / ∑ngr s; (3.4)

qgr = 15170,4\ 347,05= 43,71 т/ваг.

5. Средняя масса поезда брутто:

Q b = ∑( pl ) b / ns , (3.5)

где ∑ns – общий пробег поездов на отделении.

Qb = 22805,5 * 106 / 7594,49* 103 = 3002,9 т.

6. Вспомогательный пробег локомотивов к пробегу во главе поездов:

α lok,p = ( ∑m vsp s / ∑m s ) * 100 , (3.6)

где ∑mvsp s - вспомогательный пробег локомотивов.

α lok,p = (149,2 / 8185,17) * 100 = 1,82 %

7. Вспомогательный пробег локомотивов в процентах к общему пробегу:

в lok,ob = ( ∑mvsp s / ∑MS ) * 100; (3.7)

в lok,ob = (149,2 / 5600,87) * 100 = 2,66 %

8. Среднесуточный пробег поездных локомотивов:

S lok = ∑ml s / (365 * Mrb ), (3.8)

где ∑ml s – линейный пробег локомотивов.

S lok = / (*)лок-км.

9. Среднесуточная производительность поездных локомотивов:

F lok = ∑(pl) b / (365 * Mrb ), (3.9)

где Mrb – рабочий парк поездных локомотивов в сутки.

F lok = 22805,5 / (365 *)= тыс. т-км.

10. Полное время оборота вагона в сутках:

T w = (365 * ∑nrb ) / (∑ugr + ∑upr ) , (3.10)

где ∑nrb – рабочий парк вагонов; ∑ugr + ∑upr – работа отделения за год, ваг.

T w = (365 * 2581) / (781 + 163,1) *103 = 0,99 сут.

Полное время оборота расчленяется на четыре элемента затрат:

Время движения:

t dv = R w / V t , (3.11)

t dv = 466,26 / 59,6 = 7,82 ч.

где R w – полный рейс вагона; V t – средняя техническая скорость;

Время нахождения вагона на промежуточных станциях:

t st = (R w / V u ) - (R w / V t ) ; (3.12)

t st = (466,26 / 49,5) – (466,26 / 59,6) = 1,6 ч.

Время нахождения вагона под грузовыми операциями за оборот:

t gr = t gr * km , (3.13)

t gr = 15,55 * 0,44 = 6,84 ч.

где t gr – среднее время нахождения вагона под одной грузовой операцией;

km – коэффициент местной работы, показывающий количество грузовых операций, приходящихся на один оборот вагона;

Время нахождения вагона на технических станциях за оборот:

t tr = z tr * t tr , (3.14)

t tr = 2,34 * 3,28 = 7,68 ч.

где z tr – среднее число технических станций, проводимых вагоном за оборот; t tr - среднее время нахождения вагона на одной технической станции.

Полное время оборота вагона в часах:

T w = t dv + t st + t gr + t tr ; (3.15)

T w = 7,82 + 1,6 + 6,84 + 7,68 = 23,94 ч.

Для того чтобы определить время оборота вагона по этой формуле, необходимо предварительно определить следующие качественные показатели:

Полный рейс вагона:

R w = ∑nS / (∑ugr + ∑upr ) 944.1 (3.16)

R w = 440,2 * 106 / (781 + 163,1) * 103 = 466,26 км.

Средняя участковая скорость вагона:

V u = ∑ns / ∑ntu , (3.17)

где ∑ntu – вагоно-часы в пути;

V u = 440,2 / 8884,6 = 49,5 км\ч

Средняя техническая скорость:

V t = ∑ns / ∑ntdv , (3.18)

где ∑ntdv – вагоно-часы движения по участкам без учета простоев на промежуточных станциях;

V t = 440,2 / 7387,3 = 59,6 км\ч

Среднее время нахождения вагона под одной грузовой операцией:

t gr = ∑ntgr / (∑ugr + ∑ur ), (3.19)

где ∑ntgr – общее время, затраченное на выполнение грузовых операций на отделении дороги за год; ∑ugr + ∑ur – общее число грузовых операций на отделении за год.

t gr = 6485,6 * 103 / (163,1 + 253,9) * 103 = 15,55 ч.

Коэффициент местной работы:

k m = (∑ugr + ∑ur ) \ (∑ugr + ∑upr ) ; (3.20)

k m = (163,1 + 253,9) * 103 \ (781 + 163,1) * 103 = 0,44

Среднее время нахождения вагона на одной технической станции:

t tr = ∑nttr \ ∑ntr , (3.21)

где ∑nttr – вагоно-часы простоя на технических станциях за год; ∑ntr – количество вагонов, проходящих технические станции транзитом;

t tr = 7242,28 / 2208,1 = 3,28 ч.

Среднее вагонное плечо:

L w = ∑ns / ∑ntr ; (3.22)

L w = 440,2 * 106 / 2208,1 * 103 = 199,36 км.

Среднее число технических станций, проходимых вагоном за оборот:

z tr = R w / L w ; (3.23)

z tr = 466,26 / 199,36 = 2,34 ст.

11. Среднесуточный пробег вагона рабочего парка:

S w = (∑ngr s + ∑nr s) / (365 * ∑nrb ) ; (3.24)

S w = (33,5 + 406,7) / (365 * 2581) = 467,27 км.

12. Среднесуточная производительность вагона рабочего парка:

F w = ∑(pl) n / (365 * ∑nrb ) ; (3.25)

F w = 17456,52 / (365 * 2581) = 18530,1 т-км/сут.

13. Груженый рейс вагона:

R gr = ∑ngr s / (∑ugr + ∑upr ) ; (3.26)

R gr = 406,7 * 106 / (781 + 163,1) * 103 = 430,78 км.

14. Порожний рейс вагона:

l пор = ∑nr s / (∑ugr + ∑upr ) ; (3.27)

l пор = 33,5 * 106 / (781 + 163,1) * 103 = 35,48 км.

Итоги всех произведенных расчетов оформляют в две итоговые таблицы в форме табл. 3.1, 3.2.

Таблица 3.1 – Технико-производственные показатели и пробеги подвижного состава на отделении (грузовое движение)

Показатели

Единица измерения

Величина показателя

Тонно-километры эксплуатационные

Млн.

17456,52

Динамическая нагрузка груженого вагона

т/ваг.

42.92

Динамическая нагрузка вагона рабочего парка

т/ваг.

39,66

Вагоно-километры груженые

Млн.

406,7

Порожний пробег вагонов к груженому

%

8,24

Вагоно-километры общие

Млн.

440,2

Тонно-километры брутто

Млн.

26403,92

Масса поезда брутто

Т.

3000

Поездо-километры

Тыс.

9359,7

Вспомогательный пробег локомотивов к общему:

Одиночное следование

Маневры

Прочий условный пробег

%

5,24

4,95

0,06

0,23

Общий пробег локомотивов

Тыс.км.

9797,84

Линейный пробег локомотивов

Тыс.км.

8983,76

Рабочий парк поездных локомотивов

Лок./сут.

29

Рабочий парк маневровых локомотивов

Лок./сут.

5

Среднесуточный пробег поездных локомотивов

Км.

848,73

Суточная производительность локомотива

Тыс.т.км.брутто

2494,47

Таблица 3.2 – Показатели использования вагонов грузового парка

Показатели

Единица измерения

Величина показателя

Полное время оборота вагона

сут

0,99

Полное время оборота вагона

ч

23,94

Груженый рейс вагона

км

430,78

Процент порожнего пробега вагона к общему пробегу

%

7,61

Полный рейс вагона

км

466,26

Участковая скорость

км/ч

49,5

Техническая скорость

км/ч

59,6

Время нахождения вагона в движении за оборот

ч

7,82

Время нахождения на промежуточных станциях

ч

1,6

Время нахождения вагона под одной грузовой операцией

ч

15,55

Коэффициент местной работы

0,44

Время нахождения вагона под грузовыми операциями за оборот

ч

6,84

Время нахождения вагона на технической станции

ч

3,28

Вагонное плечо

км

199,36

Число технических станций, которые проходит вагон за оборот

ед

2,34

Время нахождения вагона на технических станциях за оборот

ч

7,68

Среднесуточный пробег вагона

км

467,27

Суточная производительность вагона рабочего парка

т.км.нетто

18530,1

Среднесуточный прием груженых вагонов

ваг.

2140

Среднесуточная погрузка

ваг.

447

Среднесуточная работа отделения

ваг.

2587

Рабочий парк в среднем за сутки

ваг.

2581

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное отделение дороги имеет три станции, занимающиеся перевозками каменного угля и леса. В данной курсовой работе были рассчитаны следующие основные технико-экономические показатели функционирования отделения дороги: грузооборот эксплуатационный - 17456,52 млн. т. км.; вагоно-километры - 406,7 млн. ваг – км.; Тонно-километры брутто - 26403,92 млн.; Линейный пробег локомотивов - 8983,76 Тыс.км. В данной курсовой работе представлен подробный расчет качественных показателей подвижного состава. Например, таких как: оборот вагона - 23,94 часа, динамическая нагрузка - 42.92 т/ваг.; производительность вагона - 18530,1 т.км.нетто, производительность локомотива - 2494,47 тыс.т.км.брутто.

Как показали расчеты, основных показателей плана грузовых перевозок и работы подвижного состава, данное отделение дороги имеет положительную тенденцию развития на перспективу.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Методические указания и исходные данные «Расчет показателей плана грузовых перевозок и составление плана работы подвижного состава на отделении дороги», Лаушкина Г.Д., Лунина Т.А., Никитина Е.Ю., Новосибирск 1996 г.

2. Дмитриев В.А. и др. Экономика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / В. А. Дмитриев, А. И. Журавель, А. Д. Шишков и др.; Под ред. В. А. Дмитриева. – М.: Транспорт, 1996. – 328 с.

3. Себестоимость железнодорожных перевозок. Учебник для вузов ж.-д. транспорта. Смехова Н., 2003. – 494 с.

4. Ульяницкий Е.М., Филоненков А.И., Ломаш Д.А.
Информационные системы взаимодействия видов транспорта
Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта. М.: Маршрут, 2005. - 264 с.

5. Экономика железнодорожного транспорта/ Н.П. Терешина, Б.М. Лапидуса., М.:УМК МПС России, 2005.

иравнивается 5 км, а один час простоя – 1 км.