Контрольная работа: Информационные системы 15
Название: Информационные системы 15 Раздел: Рефераты по информатике Тип: контрольная работа |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра информатики Контрольная работа по информатике Вариант № 12 № зачетной книжки1080423612 Выполнила: студентка гр. ЗБУА-12(у) Полушина Наталья Сергеевна Проверил: Роженцова Н.И. Йошкар-Ола 2009 г. Содержание: Теоретические вопросы 12. Информационные системы 37. Этапы создания программных продуктов 62. Служебное программное обеспечение 87. Шрифтовое оформление текстового документа 112. Основные понятия базы данных Термины Задача № 12 Список литературы Теор 12. Информационные системы Информационная система (ИС) — это система, предназначенная для ведения информационной модели, чаще всего — какой-либо области человеческой деятельности. Эта система должна обеспечивать средства для протекания информационных процессов :
Информационной системой называют совокупность взаимосвязанных средств, которые осуществляют хранение и обработку информации, также называют информационно-вычислительными системами. В информационную систему данные поступают от источника информации. Эти данные отправляются на хранение либо претерпевают в системе некоторую обработку и затем передаются потребителю. Между потребителем и собственно информационной системой может быть установлена обратная связь. В этом случае информационная система называется замкнутой . Канал обратной связи необходим, когда нужно учесть реакцию потребителя на полученную информацию. Информационная система состоит из источника информации , аппаратной части ИС , программной части ИС , потребителя информации . По мнению одних авторов, ИС включает в себя персонал, её эксплуатирующий, по мнению других — нет. Состав информационных систем Данные (калька от лат. data ) — это представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе. С точки зрения программиста данные — это часть программы, совокупность значений определенных ячеек памяти, преобразование которых осуществляет код. С точки зрения компилятора, процессора, операционной системы, это совокупность ячеек памяти, обладающих определёнными свойствами (возможность чтения и записи (необяз.), невозможность исполнения). Контроль за доступом к данным в современных компьютерах осуществляется аппаратно. В соответствии с принципом фон Неймана, одна и та же область памяти может выступать как в качестве данных, так и в качестве исполнимого кода. Информа́цией (от лат. informatio — «научение», «сведение», «оповещение») называется продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия. Информация первична и содержательна — это категория,, поэтому в категориальный аппарат науки она вводится портретно — описанием, через близкие категории: материя, система, структура, отражение. В материальном мире (человека) информация материализуется через свой носитель и благодаря ему существует. Сущность материального мира предстаёт перед исследователем в единстве формы и содержания. Передаётся информация через носитель. Материальный носитель придаёт информации форму. В процессе формообразования производится смена носителя информации. Определения термин информация не имеет, так как не является понятием. Существует информация в каналах связи систем управления. Не следует путать категорию информация с понятием знание. Знание определяется через категорию информация. В XX веке слово «информация» стало термином во множестве научных областей, получив особые для них определения и толкования. Зн́ание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл ), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий. Зн́ание — субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий. Зн́ание в широком смысле - совокупность понятий, теоретических построений и представлений. Зн́ание в узком смысле — данные, информация Зн́ание (предмета) — уверенное понимание предмета, умение самостоятельно обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей. Зн́ание — в теории искусственного интеллекта, совокупность данных (у индивидуума, общества или у системы ИИ) о мире, включающих в себя информацию о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования этой информации для принятия решений. Правила использования включают систему причинно-следственных связей. Главное отличие знаний от данных состоит в их активности, то есть появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений. 3нания фиксируется в знаках естественных и искусственных языков. Знание противоположно незнанию, то есть отсутствию проверенной информации о чём-либо. Классификация информационных систем по степени автоматизации
Обычно термином ИС в наше время называют автоматизированные информационные системы. Классификация информационных систем по характеру использования информации
Классификация информационных систем по сфере применения
37. Этапы создания программных продуктов Процесс создания программы, включает в себя несколько этапов, и, как правило, начинается с «постановки задачи». Основная цель данного этапа – выявление предметной области поставленной задачи, формирование представления о бизнес логике моделируемых процессов и как заключение - формализация задачи (изложение проблемы в формальном виде). Вероятнее всего на данном этапе Вы будете иметь дело с заведующим сектором соответствующего отдела (в зависимости от тематики и направления планируемых работ: системное программирование, разработка базы данных и т.п.). Продолжительность этого этапа составляет одну – две недели, и будьте готовы к тому, что Вам придется выделить время для встреч и ответов на многочисленные вопросы. Следующий шаг - разработка и согласование «технического задания». Основная цель – уточнить и конкретизировать логику моделируемого процесса, описать функциональность разрабатываемого программного продукта, определить стратегию создания программного обеспечения, основные пути и методы разработки ПО и выбрать необходимые средства программной реализации. Техническое задание оформляется в виде официального документа (согласно действующим нормативам и ГОСТам), подписывается обеими сторонами и является основой и фундаментом для дальнейшей работы. Образец технического задания на разработку программного обеспечения, можно посмотреть, перейдя по этой ссылке. Следующий этап – непосредственное создание программы. Заведующего сектором Вы будете видеть гораздо реже. В основном контакт Вы будете осуществлять с ведущим программистом или программистами – отвечающими за Ваш проект. Результатом этой работы будет программа (комплекс программ), возможно (и весьма вероятно), имеющая некоторые недоработки и недочеты. Выявить и устранить ошибки – основная задача этапа тестирования ПО. Обычно, процесс «тестирования и опытной эксплуатации программного обеспечения» продолжается от 1 недели до одного - двух месяцев (в зависимости от сложности комплекса разрабатываемых программ), все выявленные недоработки устраняются в рабочем порядке. В принципе этап тестирования может проходить как на стороне заказчика программного обеспечения, так и на стороне разработчика ПО. 62. Служебное программное обеспечение Служебный уровень Программы этого уровня взаимодействуют как с программами базового уровня, так и с программами системного уровня. Назначение служебных программ (утилит) состоит в автоматизации работ по проверке и настройки компьютерной системы, а также для улучшения функций системных программ. Некоторые служебные программы (программы обслуживания) сразу входят в состав операционной системы, дополняя ее ядро, но большинство являются внешними программами и расширяют функции операционной системы. То есть, в разработке служебных программ отслеживаются два направления: интеграция с операционной системой и автономное функционирование. Классификация служебных программных средств 1. Диспетчеры файлов (файловые менеджеры). С их помощью выполняется большинство операций по обслуживанию файловой структуры: копирование, перемещение, переименование файлов, создание каталогов (папок), уничтожение объектов, поиск файлов и навигация в файловой структуре. Базовые программные средства содержатся в составе программ системного уровня и устанавливаются вместе с операционной системой 2. Средства сжатия данных (архиваторы). Предназначены для создания архивов. Архивные файлы имеют повышенную плотность записи информации и соответственно, эффективнее используют носители информации. 3. Средства диагностики . Предназначены для автоматизации процессов диагностики программного и аппаратного обеспечения. Их используют для исправления ошибок и для оптимизации работы компьютерной системы. 4. Программы инсталляции (установки). Предназначены для контроля за добавлением в текущую программную конфигурацию нового программного обеспечения. Они следят за состоянием и изменением окружающей программной среды, отслеживают и протоколируют образование новых связей, утерянных во время уничтожения определенных программ. Простые средства управления установлением и уничтожением программ содержатся в составе операционной системы, но могут использоваться и дополнительные служебные программы. 5. Средства коммуникации . Разрешают устанавливать соединение с удаленными компьютерами, передают сообщения электронной почты, пересылают факсимильные сообщения и т.п.. 6. Средства просмотра и воспроизведения . Преимущественно, для работы с файлами, их необходимо загрузить в "родную" прикладную программу и внести необходимые исправления. Но, если редактирование не нужно, существуют универсальные средства для просмотра (в случае текста) или воспроизведения (в случае звука или видео) данных. 7. Средства компьютерной безопасности . К ним относятся средства пассивной и активной защиты данных от повреждения, несанкционированного доступа, просмотра и изменения данных. Средства пассивной защиты - это служебные программы, предназначенные для резервного копирования. Средства активной защиты применяют антивирусное программное обеспечение. Для защиты данных от несанкционированного доступа, их просмотра и изменения используют специальные системы, базирующиеся на криптографии. 87. Шрифтовое оформление текстового документа Редактируя документ в операционной системе Windows, пользователь видит на экране изображение, максимально близкое у тому, что он увидит на бумаге при распечатке документа на принтере. Это называется What You See Is What You Get, или технологией точного отображения макета. Благодаря WYSIWYG Вы можете добиться максимальной выразительности документов даже на будучи профессионалом. Используя масштабируемые шрифты, пользователь может не опасаться, что изображение на бумаге "огрубеет" и "поплывет" (т.е. изменится вид шрифта при его масштабировании), как это часто случалось с растровыми шрифтами. Запуск Microsoft Word. Программа установки Microsoft Word 6.0 помещает значок вызова данного приложения либо в группу Microsoft Word, либо в группу Microsoft Office меню "Программы". Программа установки Microsoft Word 95 помещает значок непосредственно в меню "Программы" главного меню. Для запуска программы необходимо:
Для начала просто попытайтесь набрать любой текст, например, этот текст, как если бы Вы его набирали на пишущей машинке. Однако помните, что:
Это – пример правильного написания знаков препинания, "правильного" расположения (скобок); и других знаков препинания. Вот так-то! Следующий же абзац написан неправильно: Это– пример не правильного написания знаков препинания," не правильного " расположения ( скобок );и других знаков препинания. Вот так - то!
a) Если курсор расположен правее символа, необходимо нажать <Backspace>. b) Если курсор расположен левее символа, необходимо нажать клавишу <Del>.
Обратите внимание, что когда Вы подводите курсор мыши к любой кнопке Панели инструментов, у курсора мыши появляется всплывающая подсказка с названием этой кнопки, а в строке состояния – объясняющая надпись. Обратите внимание на несколько кнопок, расположенных в левом нижнем углу окна, слева от горизонтальной линейки скроллинга. Это так называемые кнопки смены оформления текста. Так, самая левая из этих кнопок позволяет отображать текст в окне Microsoft Word не как в текстовом процессоре, а как в обычном текстовом редакторе (типа блокнота). В этом окне правильно отображаются шрифты и форматирование абзаца текста, но не показываются колонтитулы, вставки, сноски, внедренные объекты и изображения. Однако в этом режиме отображение текста всегда поспевает за нажатиями клавиш на клавиатуре, вследствие чего можно предъявить более низкие требования к аппаратной части компьютера. Вторая слева (в Microsoft Word 97 и 2000 – это третья слева) кнопка оформления показывает документ Word как будто он уже распечатан на бумаге. В этом режиме отображаются все элементы форматирования текста, однако он наиболее требователен к аппаратной части компьютера, а потому часто набор текста опережает его появление на экране. Поэтому автор рекомендует использовать этот режим при окончательном оформлении ("ловле блох") документа. И, наконец, последняя кнопка отображает документ в режиме "макета". Этот режим почти ничего не имеет общего с WYSIWYG-технологией, однако он позволяет быстро изменить оформление документа, перемещая целиком заголовки, абзацы и иллюстрации по документу и тем самым упрощая окончательную верстку. Если символы текста кажутся Вам слишком крупными или слишком мелкими, а также если Вы не удовлетворены использованием ширины экрана документом, Воспользуйтесь меню "Вид" -> "Масштаб" ("View" -> "Zoom") для изменения масштаба изображения, или измените масштаб при помощи инструмента "Масштаб" панели инструментов "Главная". Обычно можно выбрать либо точный масштаб отображения (в процентах от истинного), или выбрать "плавающие" масштабы "по ширине страницы", "страница целиком", "несколько страниц". Автор книги предпочитает работать в масштабе "по ширине страницы" и оформлении "как текстовый редактор", поскольку он максимально использует ширину монитора и не перегружает аппаратную часть компьютера. Операции с фрагментом текста. При удалении нескольких слов или нескольких строк имеет смысл воспользоваться следующим приемом:
Разумеется, подсветку можно "тянуть" и наоборот, с конца фрагмента в его начало. Есть и другой способ удаления выделенного фрагмента – просто начать набирать текст поверх него. Выделять фрагмент можно и другим способом: Установить курсор в начало фрагмента (мышью или клавиатурой). Для установки курсора мышью необходимо однократно щелкнуть левой клавишей мыши в том месте, где должен находится текстовый курсор – и он там окажется! Удерживая клавишу Shift, щелкнуть левой клавишей мыши в конце фрагмента. Можно обойтись вообще без клавиатуры. Для этого надо:
Кроме того:
Чтобы перенести фрагмент текста из одного места в другое при помощи клавиатуры, необходимо:
Операции переноса фрагментов в Microsoft Word удобнее выполнять при помощи мыши. Для его перемещения нужно его "взять" (направив курсор мыши на выделенную часть текста и нажав левую клавишу мыши) и переместить мышиный курсор туда, куда необходимо перенести текст. Для того, чтобы скопировать фрагмент на новое место при помощи клавиатуры необходимо:
На панели инструментов "Главная" Microsoft Word есть три специальные кнопки, на которых изображены ножницы, листки документов и портфель с документами, предназначенные соответственно для выполнения операций удаления в карман, копирования и вставки. Чтобы перенести (скопировать) текст при помощи мыши необходимо:
Текст можно перемещать не только в пределах документа, но и вне документа: на рабочий стол, в корзину или папку. При нажатии клавиши Ctrl данные будут перенесены, если Shift – скопированы. На самом деле они попадут в файл типа Scarp, имеющее расширение SHS. Данные из Scarp можно вставить в любой документ в окне Word. Это позволяет иметь готовыми к вставке любое разумное количество фрагментов, держа их в буквальном смысле слова перед глазами. Для того, чтобы застраховаться от последствий ошибочных действий, в Word предусмотрена процедура отмены предыдущих операций редактирования – отмена редактирования. Она находится в меню "Правка" -> "Отменить" ("Edit"->"Undo"). Для той же цели служат клавиши Alt+Backspace и Ctrl+Z. Возвратить отмененную операцию можно при помощи меню "Правка" -> "Вернуть" ("Edit" -> "Redo") или клавишей Ctrl+Y. На панели инструментов "Главная" имеются кнопки для отмены и возвращения операций. Операции с документами. Чтобы сохранить документ, подвергшийся редактированию, необходимо выбрать пункт меню "Файл" -> "Сохранить" ("File" -> "Save"), клавишами Ctrl+S или кнопкой с изображением дискеты на панели инструментов "Главная". Если документ не был еще ни разу сохранен, на экране появится диалоговое окно "Сохранить" ("Save as"). В поле "Файл" ("File name") необходимо ввести имя файла, под которым будет сохранен документ. Когда необходимо сохранить документ в файле с новым именем, примените пункт меню "Файл" -> "Сохранить как" ("File" -> "Save as"). Для открытия уже готового файла следует использовать меню "Файл" -> "Открыть" ("File" -> "Open"), кнопку с открывающейся папкой на панели инструментов "Главная", или сочетание клавиш Ctrl+O (CTRL+щ в русской раскладке клавиатуры). В диалоговом окне "Открыть" ("Open") в списке выбрать нужное имя файла. Он загрузится в отдельное окно программы. Вы, в принципе, можете открыть большое количество окон с документами. Переключение между окнами возможно при помощи меню "Окно" ("Window"). Чтобы начать работу над новым файлом, необходимо дать команду в меню "Файл" -> "Создать", или воспользоваться либо клавишами Ctrl+N (CTRL+т в русской раскладке), либо выбрать мышью кнопку с чистым листом. Обратите внимание, что при пользовании первым методом Вас запросят выбрать шаблон, на основании которого Вы бы хотели открыть файл, в то время как во втором случае сразу создается документ на основе шаблона "Обычный" ("Normal"). Меню "Файл" -> "Печать" ("File" -> "Print") позволяет распечатать на принтере любую выделенную часть документа, либо отдельные страницы, либо весь текст (появляется соответствующее диалоговое окно), а при нажатии кнопки с принтером – сразу распечатать весь документ весь документ. При помощи пункта меню "Файл" -> "Просмотр" ("File" -> "Print Preview") можно просмотреть, как в точности будет выглядеть распечатка текста на принтере. В режиме просмотра можно также изменять масштаб просматриваемого текста. Шрифтовое оформление.Для того, чтобы изменить шрифтовое выделение текущего слова, выберите в меню команду "Формат" -> "Шрифт" ("Format" -> "Font"). Если необходимо изменить шрифт на участке, большим или меньшем, чем одно слово, следует предварительно выделить этот участок. В диалоговом окне находятся все характеристики шрифта, а в правой нижней части диалогового окна отображаются примеры написания. Для быстрой смены начертания шрифта, его размера, выделения букв "жирностью", курсивом, подчеркиванием и цветом существуют соответствующие кнопки на панели инструментов "Форматирование". Оформление абзацев.Чаще всего требуется менять такие параметры оформления абзаца, как тип выравнивания (по левому, правому краю, выравнивание по ширине страницы (выключка), центрирование абзаца, межстрочное расстояния и отбивки абзаца. Для того, чтобы переформатировать текущий абзац, выберите команду в меню "Формат" -> "Абзац" ("Format" -> "Paragraph"). Если необходимо переформатировать более одного абзаца, необходимо их предварительно выделить. Диалоговое окно "Абзац" содержит множество настроек свойств абзаца, включая все вышеперечисленные. Доступ к нему также возможен через контекстное меню. Некоторые настройки из диалогового окна "Абзац" доступны на панели инструментов "Форматирование". Например, кнопки выравнивания абзаца (по левому краю, центрирование, по правому краю, выключка), пошагового увеличения либо уменьшения левого отступа, Абзацная линейка, которая отображается по команде в меню "Вид" -> "Линейка" ("View" -> "Ruler")позволяет менять отступы и величину красной строки. Верхний левый маркер меняет величину красной строки, средний меняет абзацный отступ, нижний сдвигает красную строку и абзацный отступ одновременно. Правый маркер служит для изменения правого отступа. Другие параметры оформления текста.При помощи пункта меню "Файл" -> "Параметры страницы" ("File" -> "Parameters") появляется диалоговое окно, определяющее размещение текста на листе бумаги:
Кроме того, Word позволяет применять многие профессиональные методы оформления текста.. Например, для форматирования списков, в том числе нумерованных, можно применять пункт меню "Формат" -> "Список" ("Format" -> "Bullets&Numbering"). Это меню предлагает множество вариантов оформления списков. На панели инструментов "Форматирование" существуют две кнопки для создания списка. Первая кнопка, со списком в виде кружков, создает ненумерованный список. Кнопка со списком в виде цифр создает нумерованный список, в котором элементы пронумерованы по возрастанию. При нажатии клавиши Enter нумерованный и ненумерованные списки автоматически продолжаются. Для отмены продолжения нумерации в конце списка нажмите два раза клавишу Enter. Кроме того, в диалоговом окне "Списки" можно изменить вид нумерованного и ненумерованного списка, изменить порядок нумерации и т.п. 112. Основные понятия базы данных База Данных (БД) — структурированный организованный набор данных, описывающих характеристики каких-либо физических или виртуальных систем. «Базой данных» часто упрощённо или ошибочно называют Системы Управления Базами Данных (СУБД). Нужно различать набор данных (собственно БД) и программное обеспечение, предназначенное для организации и ведения базы данных (СУБД). Система управления базами данных - комплекс программных и лингвистических средств общего или специального назначения, реализующий поддержку создания баз данных, централизованного управления и организации доступа к ним различных пользователей в условиях принятой технологии обработки данных. СУБД характеризуется используемой моделью, средствами администрирования и разработки прикладных процессов. СУБД обеспечивает:
|