Реферат: Девиантное поведение 22
Название: Девиантное поведение 22 Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат |
Содержание:
1. Введение…………………………………………………….……3 2. Социальные нормы………………………………………………4 3. Девиантное поведение…………………………………………...5 · Основы девиантного поведения ………………………5 · Основные формы девиантного поведения……........7 · Причины девиации…………….………………………....8 4. Делинквентное поведение……………………………………...11 5. Заключение………………………………………………….…..13 6. Список используемой литературы…………………………….15 Введение. На протяжении всей истории развития менялось представление человека о мире, об его устройстве, менялись взаимоотношения между людьми. Вместе с тем менялась и социальная сфера человеческих взаимоотношений. В любом обществе человек всегда хотел определённых свобод и защищённости. Люди, боясь наказания свыше, «кары небесной», старались придерживаться определённых канонов, заповедей, при нарушении которых их ждало «страшное наказание». Это сдерживало многих людей от совершения непристойных поступков. Кроме религиозного права, уже тогда люди начали создавать и прописывать законодательное право, свод норм поведения, прав и свобод гражданина (жителя города). Эти правила позволили внести определённый порядок во взаимоотношения, но во все времена существовали люди, которые не принимали прописанные нормы и правила. Если они не несли угрозы для общества, на них не обращали внимания, если же такие люди становились социально опасными, к ним применялись специальные меры, санкции правительства. Отклоняющееся девантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) - поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций. Проблема девиантного поведения существует испокон веков. Многие учёные различных областей науки изучают проблему девиантности, пытаются объяснить, что лежит в её основе, понять причины формирования девиантного поведения и, разумеется, найти решение для данной проблемы. Но до сих пор не найдено метода для искоренения данной проблемы. Из этого следует актуальность данной темы. Социальные нормы. Социальные нормы являются определяющими в девиантном поведении. Социальные нормы не только позволяют осуществлять оценку и ориентацию личности, общества, но и регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Социальные нормы – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. Всякая система социальных норм предполагает наличие: 1) определенных общественно значимых стимулов деятельности (выступающих в качестве целей, идеалов, ценностей); 2) образцов или правил "нормального" для данной группы поведения; 3) санкций за уклонение от социальных норм. Указанные моменты составляют основы социального контроля в любом сообществе. Социальные нормы фиксируют некоторые оптимальные стандарты деятельности, которые не осуществляются полностью ни в каком отдельном случае. Нормы и ценности меняются вместе с обществом и его институтами. В спокойное время между бесспорными ценностями и теми, которые ещё только формируются как следствие изменения социального бытия, есть определённый баланс. В эпохи катастроф прежние нормы и ценности рушатся, а поиск новых ценностей (смыслов) и норм приобретает трагическую напряжённость. Эмиль Дюркгейм , основатель современной научной социологии, ещё в 1897 году назвал аномией такое состояние общества, когда происходит быстрое и массированное крушение социальных норм и ценностей. В известной степени аномично любое общество - иначе оно перестало бы развиваться. Но если аномия становится тотальной, общество как таковое исчезает и начинает походить на стаю. Важно, что даже относительно благополучном обществе в состоянии аномии могут пребывать обширные социальные группы. Нормы нельзя просто провозгласить. Использование норм должно быть обеспечено эффективно работающими институтами: системой образования, судом, общественным мнением. Но ещё более важно, чтобы социальные нормы стали лично осознанными и превратились в поведенческие стереотипы. Девиантное поведение. Основы девиантного поведения.
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Если воспользоваться научным определением, то: Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения. В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенный риск совершить самоубийство). По определению американского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения. Средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого. Некоторые действия рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения, так убийство рассматривается как непростительное правонарушение повсеместно. Девиантное поведение может иметь индивидуальный характер. В ряде случаев индивидуальная девиация трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называются группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей в мире принимают участие в каких-либо противоправных действиях.
Основные формы девиантного поведения. Существует три основных вида девиантного поведения: · аддитивное, · преступное · суицидное поведение Аддитивное поведение. Аддитивное поведение заключается в бегстве от действительности посредством приёма различных психотропных средств – алкоголя, наркотиков, токсинов, курения табака. Этот процесс сопровождается чувством удовольствия и комфорта. Употребление этих суррогатов всегда вредит здоровью. Некоторые девианты достигают повышения настроения путём азартных игр, включая спортивный тотализатор. Некоторые люди голодают, чтобы испытать чувство эйфории, или чтобы иметь красивую фигуру, но в результате могут довести себя до дистрофии или даже до голодной смерти. Девиант хочет уйти от жизненных проблем, но в результате порождает новые проблемы - проблемы со здоровьем. Дешевизна этих средств приводит к широкому распространению токсикомании среди подростков. Антисоциальное поведение. Оно представляет собой совершение действий, противоречащих этике и морали. Для такого поведения характерна безответственность, игнорирование законов и прав других людей. Суицидное поведение. Суицид – это самоубийство. Колебания уровня частоты самоубийств состоят в следующем. Уровень частоты самоубийств выше в развитых странах, чем в странах третьего мира. Чаще всего самоубийства происходят в весеннее время, таким образом, весна является сезоном самоубийств. Женщины совершают вдвое больше попыток самоубийств, чем мужчины, но смертельный исход у женщин наступает в четыре раза реже, чем у мужчин. Мужчины лучше готовят акт самоубийства и почти не оставляют себе шансов на спасение. Возраст самоубийц: самоубийства чаще всего происходят в возрасте 55-60 лет, а попытки самоубийств – в возрасте 30-35 лет в кризисные периоды по теории Эриксона. Среди самоубийц встречается много милиционеров, студентов и врачей. Среди сотрудников милиции 10% случаев гибели составляют самоубийства. Среди самоубийц встречается много протестантов и очень мало мусульман. Что касается национальности, то для венгров характерен самый высокий уровень самоубийств в Европе, ибо венгры – это поздние пришельцы, для которых можно назвать такую причину самоубийств. Выдающийся социолог Дюркгейм выделил три типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое, но главная причина самоубийства, по его мнению – это одиночество. Причины девиации. Существует немало социальных теорий девиантного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии, разработанная основоположником французской социологической школы Э.Дюркгеймом. В соответствии с этой концепцией массовое девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества, т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. В своей работе «Самоубийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом материале показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение в кризисные периоды, когда прежняя ценностно-нормативная система разрушается, а новая еще не сложилась. В результате подрывается стабильность общества, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми, появляются различные виды девиантного поведения. Современную версию социальной аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рассогласование между общественно значимыми целями и законными средствами их достижения. На основании соотношения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения (Приложения, схема 19): -инновация – принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения -ритуализм – отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами -ретритизм – отрицание целей и средств как «бегство от действительности» -бунт - отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переходного типа. Так, современное российское общество, по мнению некоторых социологов, обладает многими чертами социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения. В социологии проблемы отклоняющегося поведения рассматривались также в культурологических теориях, усматривающих причины социальных отклонений в конфликте между нормами субкультур и доминирующей культуры. Э. Сатерленд - автор теории дифференцированной связи, разработанной в 1930-е, утверждал, что преступности обучаются, что преступная девиация зачастую является следствием многократного и продолжительного общения индивида с носителями девиантных норм поведения. В 1950-е А. Коэном была разработана концепция деликвентных субкультур. В концепции дифференцированных возможностей Р. Клауорда и Л. Оулина (1960-е) отмечалось, что для индивида может быть весьма привлекательным использование ролевой модели поведения добившихся успеха девиантов, поскольку это может открыть для подражателя, ограниченного в доступе к законным средствам достижения цели, благоприятные возможности повторения успеха. Среди современных социологических объяснений девиантного поведения следует также отметить теорию «стигматизации» (от греч. Stigma – клеймо, пятно), авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не поведением или конкретным поступком, в групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм. Сторонники этой теории выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. Постепенно он и сам начинает себя считать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности. Если социологи объясняют девиантное поведение преимущественно социальными факторами, то психологи акцентируют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорганизациях. Существуют также теории, связывающие поведение с биологическими особенностями личности, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец, сложился целый ряд культурологических концепций девиантного поведения, согласно которорым нарушение норм – это результат усвоения субкультурных ценностей, противоречащих культуре большинства членов общества. Такое разнообразие исследовательских подходов свидетельствует о том, что появление и распространение девиантного поведения вызывается не какой-либо одной причиной, а совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.
Делинквентное поведение. Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение к моральным нормам данной группы, а делинквентное – абсолютно, т.к. нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества. Делинквентное поведение (от лат. delictum - проступок, англ. - delinqvency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем. Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности. Совершаемые делинквентом деяния могут представлять собой гражданско-правовые деликты: причинение имущественного вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Лица, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством. К числу делинквентных относятся также административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве и т.д. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен. Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения - это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством. Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм, терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения - наказание и иные меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности. Иногда делинквентное поведение путают с отклоняющимся (девиантным) поведением. В действительности эти понятия - не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.
Заключение. Девиантное поведение одна из наиболее важных проблем любого социального общества. В последние годы оно приобрело массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаюся два основных направления: если в отношении преступного делинквентного поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи – открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т.д. Список используемой литературы. 1. Д. В. Кухарчук «Социология. Краткий курс лекций» 2. А. И. Кравченко «Социология. Общий курс» 3. Эркки Калеви Асп «Введение в социологию» 4. Электронные словари: · http://mirslovarei.com/ · http://dic.academic.ru/ · http://slovari.yandex.ru/ 5. http://soc.lib.ru/su/ 6. http://www.psychiatry.ua/ 7. http://socio.rin.ru/ 8. http://www.psyznaiyka.net/ 9. http://socioline.ru/ 10. http://www.narcom.ru/ 11. http://www.it-med.ru/ |