Реферат: Формирование полороевых представлений у детей дошкольного возраста
Название: Формирование полороевых представлений у детей дошкольного возраста Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||
Введение. Необходимость в исследовании данной проблемы, а также в составлении программы по полоролевой социализации мальчиков и девочек назрела уже давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Анализ лицензированных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под. Ред. М.А.Васильевой, программа «Радуга»-1994, программа «Развитие»-1994) показал, что дифференциальный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские и женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С.Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П.Хризман,1978). К сожалению, результаты их научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере. Как утверждает доктор психологических наук Т.А.Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем, развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. В исследовании Т.П.Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям. По данным Т.М.Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии, гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки начинают раньше читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное мышление, «внесловесное», отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремлении не созерцать, а видоизменять. Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявляя заботу. Предпочитают порядок в вещах. Мальчиков интересны средства передвижения: самолеты, машины, поезда, теплоходы. Они любят разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имеют разный мозг, ведут себя по-разному. Объект исследования : Процесс формирования полоролевых представлений у дошкольников. Предмет исследования : Психолого-педагогические условия для формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте. Цель исследования : Формирование полорлевых представлений у дошкольников. Гипотеза . Предположение о том, что при целенаправленной работе воспитателя и создании пространственной среды полоролевые представления дошкольников будут сформированы и адекватны в соответствие с возрастом. Задачи: 1.Изучение литературы по проблеме полоролевых представлений у дошкольников. 2.Разработка плана, программы исследовательской деятельности. 3.Анализ и обобщение результатов исследования. Методы исследования : Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Психолого-педагогический эксперимент. Наблюдение. Беседа. Игровой метод.
Глава1. Теоретические основы формирования полоролевых представлений детей старшего дошкольного возраста.1.1 Проблема воспитания полоролевого поведения дошкольников в психолого-педагогических исследованиях.
Формирование и развитие личности происходит через ее включение в системы общественных отношений. Среди выработанных обществом и господствующих в нем систем норм и ценностей особо выделим полоролевой фактор, который крайне редко рассматривается в научной литературе в связи с процессом формирования ценностей и ценностных ориентации. Каждое общество, каждая культура вырабатывает и трансформирует в отношении ценностей элементы стереотипов маскулинности и фемининности. Эти нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчины и женщины, служат нормой для индивида в процессе присвоения половых ролей. Вместе с тем социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стиранием границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют нормативные представления о мужских и женских ролях, нивелируют многие казавшиеся раньше естественными различия. В этой связи очень часто совершенно правильная и справедливая идея равноправия мужчин и женщин трансформируется и трактуется, как и «взаимозаменяемость» во всех областях человеческой деятельности. Это создает много трудностей и приносит большой вред. (1;26) Полоролевое поведение рассматривается не только как особая модель социального поведения и отличительный признак мужчины или женщины, а, прежде всего как степень проявления культурного образа человека. Современное образование, к сожалению, не обеспечивает условий в процессе обучения и воспитания для реализации мальчиками в девочками полоролевого образа. Полоролевой образ мужчины или женщины в представлениях ребенка, а, прежде всего это поведение, которое характеризуется специфическими действиями по отношению к природе, к людям (женщинам, мужчинам, старикам. детям и др.). К предметам рукотворного мира. Ориентированными на культурно исторически сложившиеся эталоны, образцы. Если для образа женщины характерна мягкость, терпимость, заботливость, нежность, эмоциональность, охранительность, то для образа мужчины выносливость, смелость, решительность, честность, сдержанность, практичность и т.п. Женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного воспитания. Иначе при формировании личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, способствующие ее эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующее выполнению семейной и общественной функции. Традиционно половые роли и связанные с ними стереотипы маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности) резко различались. Это проявлялось в том, что, «во-первых, мужские и женские виды деятельности и личные качества были отличающимися друг от друга и казались полярными; во–вторых, половые различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми: в—третьих, мужские и женские функции были не просто взаимно дополнительными, но и иерархическими — женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов. В семье функции между мужским и женским разделялись не столько по ролям, сколько территориально. Женщине принадлежало внутреннее пространство, мужчине внешнее. Это делало хозяйку дома сильной фигурой. Женский авторитет обеспечивался властью над священным очагом и едой, влиянием на детей, мастерством в изготовлении одежды и т.п. Официальные педагогические источники Древней Руси, рождавшиеся одновременно с развитием русской государственности, утверждением христианства, несли в себе два начала, два влияния - Вместе с тем утверждались новые гуманные нравственные нормы, регулирующие общественные и семейные отношения. Под особую охрану взята мать, женщина, девица, ребенок. Более 14 статей Устава из 43 защищают их честь, свободу, благополучие. Иллариону принадлежит «Слово о законе и благодати». Разработанные митрополитом законоположения о семейных отношениях, охране материнства и младенчества дают основание считать его основоположником официальной семейной педагогики Руси. Основные педагогические идеи Устава Ярослава Мудрого, «Слова о законе и благодати» Иллариона находят продолжение и развитие в поучениях детям Владимира Мономаха (1117г.). В.Мономах открыто отвергает церковную педагогику самоуничтожения, аскетизма, покорности, утверждает свободу и творческие начала в воспитании. Он выступает за равные отношения между мужчиной и женщиной. «Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой», - пишет он. В ХVI в. явно обозначился патриархальный клад общества, положение и статус русской женщины сильно изменилось. “Главное, что повлияло на экономический статус женщины в России, - пишет Н.Л.Пушкарева, - стало появление новой формы землевладения – землевладения дворянского, «служилого». Женщины оказались исключенными из числа получателей новых земельных угодий, так как они не служили в войске, а именно за “службу верную» царь или Боярская дума награждали землей. Немалую роль сыграло и двухвековое татаро-монгольское иго. Для освобождения от него необходимо было единое централизованное автократическое государство. Русь собрала силы, сбросила в 1480г. иго, но автократическая система осталась. Известно, что в любом самодержавном, тоталитарном, иерархически построенном государстве структура семьи отражает все эти черты. И русская семья ХVI в. несла на себе черты Московии как позднесредневековой монархии: усиливающуюся власть отца, мужа и вообще мужчины в доме, неполноправное положение женщин, особенно дочерей, молодых невесток и др. Основным документом, иллюстрирующим взаимоотношения мужчины и женщины, мужа и жены, является “Домострой” сводный рукописный памятник правил общественной и семейной жизни. Из него мы «Русская женщина была постоянною невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту, хотя она находилась под гнетом тяжелых работ, хотя на нее, как на рабочую лошадь, взваливали все, что было потруднее, но, по крайней мере, не держали взаперти. У казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой: жены казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы. У знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол Ж. Руссо считал существенными психические различия представителей мужского и женского пола и подчеркивал, что каждый из
Во многом мысли В.В. Розанова сходятся с идеями другого выдающегося русского философа – Н.А.Бердяева, который писал, что “пол - не есть одна из сторон человека - он захватывает и определяет всего человека, даже абсолютное целомудрие не только тела, но и духа предполагает половую жизнь». По мнению Н.А.Бердяева, мужчина несет собой антропологическое, человеческое начало, женщина - начало природное космическое. «Мужчина-человек через женщину связан с природой и космосом, вне женского он был бы отрезан от души мира, от матери земли. Женщина вне связи с мужским не была бы вполне человеком». Н.А.Бердяев считал, что мужское и женское борются друг с другом, как смертельные враги, характеризуя этим полярность человеческой природы.
Этот раздел, как указывает автор, должен включать в себя, кроме формирования у детей соответствующих представлении о ценности семьи и содержании семейных ролей, необходимость осознания и переживания получаемых знаний. Кудрявцева Е.А. рассматривает педагогические
1.2.Формирование полоролевых образов в дошкольном детстве.
Глава 2.Практическое исследование полоролевых различий детей старшего дошкольного возраста.2.1.Основные принципы работы по формированию полоролевого поведения у старших дошкольников.Систематичность. В течение учебного года работа по программе полоролевой дифференциации проводится систематически. Педагоги могут гибко распределять содержание в течении дня. В этом случае целесообразно специально организованные занятия проводить в первой половине дня. Нерегламентированна деятельность детей может осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Для целенаправленного обучения может быть выбран определенный день или несколько дней в неделю. Также можно использовать тематические циклы, между которыми делается перерыв в 2-3 недели. Особая специфика состоит в том, что даже запланированная тема не ограничивается рамками одного занятия, нельзя предвидеть спонтанно возникающие ситуации. От педагога может потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, привлечение соответствующей художественной литературы. Интеграция программного содержания. Такая интеграция целесообразна, прежде всего, с занятиями по ознакомлению окружающим миром, музыкальным, физическим, трудовым воспитанием, а также с игровой деятельностью. Для большей эффективности необходимо использовать разнообразные формы работы: специальные занятия, игры, инсценировки, режимные моменты, связанные, например, с организацией труда (взаимопомощь). Главное, чтобы программа естественно и органично вливалась в целостный педагогический процесс. Координация деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей, специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы, избегая повторов, последовательно во времени разворачивать определенные темы. Например, преподаватель изостудии планирует специальное занятие «Все работы хороши - выбирай на вкус». На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель проводит беседу по картинкам из серии «Кем быть?». Музыкальный руководитель организует развлечение с показом инсценировки «А что у вас» С.В.Михалкова. Создание предметной среды. Реализация специфических интересов мальчиков и девочек в игровой деятельности связанна с организацией предметно - развивающей среды. Для мальчиков необходимо установить спортивный комплекс, подобрать различные конструкторы, технические игрушки, подготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели». Для девочек оборудовать кукольный уголок, расположить предметы домашнего обихода, кукол, наряды. Можно поместить больших мягких кукол мальчика и девочку, сшитых руками мам. Изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Дочки матери», «Ателье». Выделяется место для театральной деятельности, где размещают костюмы для инсценирования литературных произведений. В книжном уголке можно сделать подборку книг, иллюстраций, фотографий по темам: «Моя семья», «Все работы хороши - выбирай на вкус», « Мальчики и девочки вместе». Украшение группы может должны служить тематические выставки детского рисунка «Рисуют мальчики», «Рисуют девочки», авторские рисунки и выставки поделок ручного труда (из дерева, бумаги, ткани). Дифференциации педагогического процесса.Например, на занятиях по математике воспитатель может предложить мальчикам для порядкового счета танки, солдатиков, кораблики, а девочкам - бантики, цветочки, куколок. Мальчиков просить составить решить задачи о военных, охотниках, средствах передвижения, а девочек - о принцессах, растениях, игрушках. Взаимосвязь социально-общественных институтов.Очень важно, чтобы педагоги еще до начала работы объяснили родителям цели и задачи необходимости реализации программы по полоролевому поведению. Для эффективной реализации родителям следует беседовать с ребенком на конкретные темы, быть активным участником педагогического процесса.(26;15) 2.2.Практическое изучение уровня сформированности полоролевого поведения. При изучении уровня сформированности половых ролей я использовала метод беседы. Обобщив и систематизировав ответы детей можно представить их в виде диаграммы. При осуществлении наблюдения я выяснила, что девочки первыми идут мыть руки, первыми садятся за стол. Играют в различные игры соответствующие полу. Мальчики играют с машинками, в строительные игры, любят различные игры, направленные на развитие логики: домино, шашки, шахматы. Девочки играют в основном с куклами, мягкими игрушками, чаще рисуют, просят почитать книгу, основными сюжетно-ролевыми играми являются «Дочки- матери», «Магазин», «Парикмахерская». С помощью беседы мне удалось определить уровень сформированости половых ролей. Дети подготовительной к школе группы имеют следующий уровень сформированности половых ролей: Низкий уровень-13,5% Средний уровень-79,5% Высокий уровень-7% В результате трехнедельного наблюдения, я выяснила, что мальчики на прогулке играют большими группами в подвижные игры, в то время как девочки осуществляют игровую деятельность небольшими группами 2-4 человека, в большинстве случаев это игры малой подвижности, игры с предметами или с природным материалом 2.3. Работа с родителями для реализации преемственности целей и задач воспитания в ДОУ и сем Известно, что профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной, когда родители становятся активным помощниками и единомышленниками. Воспитание базируется на положительных примерах поведения взрослых. Педагогам дошкольного учреждения необходимо это учитывать самим и пристальное внимание уделять работе с родителями. По некоторым вопросам необходимо достичь понимания: например, нельзя требовать от девочки ласки, внимания к членам семьи, если мать груба, постоянно кричит на мужа. Так и сын, отец которого устраняется от домашних обязанностей и воспитания детей, груб по отношению к жене и окружающим, может, став взрослым перенять эти черты. Несогласованность требований, предъявляемых в детском саду и дома, вызывает у ребенка чувство растерянности, обиды или даже агрессии. Поэтому педагогам следует заинтересовать родителей перспективам нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Родителей надо постоянно держать в курсе событий, знакомить с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, оформлять информацию в «Уголке для родителей», организовывать выставки детских работ, просмотры тематических видеофильмов.(20;29) 2.4. Преемственность в работе ДОУ и школы по осуществлению программы воспитания. Проблема состоит в том, что нарушена непрерывность педагогического процесса между дошкольным и начальным образованием. Хотя, по признанию ученых практиков, именно этот возрастной период является наиболее важным для общего развития, формирования личностных качеств, необходимых в течение всей последующей жизни и служащий фундаментом для приобретения специальных знаний и навыков. Программа начальной школы не продолжает образовательную программу дошкольного учреждения. Существует разрыв в методах формах организации педагогического процесса. Содержание обучения в начальной школе, ориентируется, прежде всего, на формирование определенного объема знаний, умений и навыков. Не прослеживается процесс полноценного развития личности ребенка, раскрытия его особенных, уникальных способностей; полностью отсутствует дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек. Решить проблему преемственности возможно, если будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому, по мнению И.П.Шелухиной, прежде всего, необходимо пересмотреть и разработать: - общие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса; - общие принципы построения программ и методик; - общие принципы подготовки кадров. (26;16) Заключение. В результате исследования проблемы полоролевых представлений детей старшего дошкольного возраста я пришла к выводу, что на современная педагогика не учитывает пол как значимую характеристику личности ребенка. В современных лицензированных программах отсутствует дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, в результате чего воспитывается усредненное существо, в характеристике которого отсутствуют мужские и женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. По-прежнему в практике не востребованы исследования педагогов, психологов и физиологов о половых различиях. В процессе работы я выделила объект исследования, которым явился процесс формирования полоролевых представлений у дошкольников. Наличие объекта позволило выделить предмет исследования - психолого-педагогиеские условия для формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте. Моей основной целью было изучение процесса формирования полоролевых представлений дошкольников. В качестве гипотезы я выдвинула предположение о том, что при целенаправленной работе всего педагогического коллектива ДОУ, а также создании предметно- пространственной среды полоролевые представления у дошкольников будут сформированы, адекватны и соответствовать возрасту. Для осуществлении цели я определила ряд задач, среди которых на первых этапах работы я изучала различную литературу по данному вопросу. Затем я разработала план исследовательской деятельности. При прохождении практики в дошкольном подразделении «Радуга» я изучала состояние данной проблемы на практике. Далее с помощью различных методик я изучала уровень сформированости половых ролей, а также наблюдала за повседневным поведением мальчиков и девочек в условиях ДОУ. Основными методами моей работы являются: изучение литературы по данном вопросу, наблюдение за поведением мальчиков и девочек в естественных условиях, а также проведение различных игровых обучающих ситуаций, занятий с целью формирования у детей полоспецифичных различий в сознании и поведении. Подводя итог данного исследования, возможно, утверждать, что в практической деятельности пол не является значимой характеристикой ребенка. Вопросу формирования половых ролей уделяется минимальное внимание в практике. Результаты научных исследователей педагогов, психологов и физиологов остаются невостребованными в практической стороне педагогического процесса. Литература. 1. Абаева Т.Ю. Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам - важное условие эффективности учебно-воспитательной работы в школе: Аврорев. Дис. Канд. пед. наук Ташкент, 1979,26с. 2. Адчер Д. Хрестоматия по возрастной психологии с.217-227 3. Апокрифы древних христиан. – М.,1989.с.262. 4. Аркин Е.А., Что должны знать родители по половому воспитанию Родителям о воспитании. – М., 1957. с.283-309. 5. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. – М.: Искусство, 1994. т.2. 510с. 6. Блонский П.П. Ведение в дошкольную педагогику. – М., 1989. с.13. 7. Буслаев Ф. О литературе. Исследования. Статьи. – М., 1990. с. 200. 8. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцаний и умозрения. М;1994.415с 9. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера: Собр. Соч.: в 6т. – М., 1983, т.5. с.153-165. 10. Дармоделкин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики\\Соц-политич. Журнал. 1994. №9-10. с.43-54. 11. Домострой \ Сост., вступ.ст. пер. и комммент. В.В.Колесова.- М.,Сов. Россия, 1990. 304с. 12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 128с. 13. Иваницкий В. Русская женщина и эпоха «Домостроя»\\ Обществ. Науки. 1995. №3. с. 161-174. 14. Коменский Я.А. Великая дидактика Педагогическая хрестоматия Под. Ред. Н.Н.Завьялова. – М ., 1988. с.22. 15. Кон И.С. Психология половых различий Вопросы психологии. 1981. № 2. с.53. 16. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великого русского народа в 16 и 17 столетиях. – М.: Республика, 1992. – 301с. 17. Кампанелла Т. Город солнца- М: Худ.лит-ра.1971 18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: 3-е изд. – М.: изд-во МГУ, 1972.- 575с. 19. Пушкарева Н.Л. Русская женщина в семье и обществе 10-11вв.: этапы истории Этнографические обозрение, 1994. №5. 20. Репина Т.А. Групп д.\сада и процесс социализации мальчиков и девочек\\Дошк.воспитание.1984.№4.с.28-30. 21. Розанов В.В. Личность и творчество В.Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей; Антология. - Спб:1995.Кн.-1.-512с. 22. Розанов В.В. Т.1 Религия и культура. - М.: Правда,1990-с.243-244 23. Рубинштейн М.М. Вопрос о совместном обучении. 24. Руссо Ж.Ж. Изб. пед. труды т.1 с.546 25. Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. Ставрополь 1998 с.146-186 26. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. С.12-16 Приложение.Условия развития полоролевого поведения детейстаршего дошкольного возраста . Условиями развития полоролевого поведения детей являются: содержание программы «Мы - мальчики, Мы девочки, этические беседы, развивающие ситуации, художественная литература, пространственно-предметная среда. Целью программы «Мы мальчики, Мы девочки» Является формирование полоролевого поведения детей в детском сообществе и жизнедеятельности. Задачи: 1. Сформировать представления об отличительных признаках поведения мальчиков и девочек. 2. Развивать способы взаимодействий, характерные для женского и мужского типа поведения. 3. Создать условия для формирования основ опыта мужского и женского поведения. 4. Развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.). Содержание данной программы является дополняющим к программе «Познай свой образ «Я», состоит из разделов «Поведение мальчиков», «Поведение девочек», «Мальчики и девочки вместе». Содержание программы . Раздел «Поведение мальчиков». Дать представление мальчикам о том, что в будущем они станут мужчинами, обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с природой, с предметами и девочками, мальчиками. Они берут на себя самые сложные, трудные, не интересные, но необходимые обязанности, поручения. Таким образом, проявляют свои самые лучшие мужские качества - силу, выносливость, умение преодолевать трудности, достигать цели, быть спокойными, терпимыми, рассудительными и др. Находясь в природном окружении, в окружении девочек, мужчины и мальчики берут на себя роль защитника и охранителя. Мальчики учатся устанавливать общность и отличие для их пап и других мужчин, сравнивая и анализируя жизненные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи и др. Педагог формирует опыт поведения мальчиков в экстремальных ситуациях - страха, пожара, нападения, споров и др. Раздел «Поведение девочек». Девочкам дать представления о том, что в будущем они станут женщинами, которые обладают отличительными признаками поведения от мальчиков в различных ситуациях: когда они общаются с природой, с предметами и мальчиками, девочками. Они берут на себя заботы, поручения связанные с созданием красоты, уюта, заботы о маленьких и животных и др. Таким образом, проявляют свои лучшие женские качества - заботливость, внимание, терпение, нежность, и др. Находясь в природном окружении, девочки, как и мальчики, берут на себя обязанности сохранять природу и восторгаться ею. Находясь в окружении мальчиков, девочки демонстрируют свою гордость, игривость, достоинство и доброту и др. Девочки устанавливают общность и отличие своих действий, характерных для их мам и других женщин, сравнивая и анализируя жизненные ситуации: досуг на природе, уход за домом, за детьми, создание красоты вокруг, проблемные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи и др. Педагог формирует опыт поведения девочек в экстремальных ситуациях - рассердилась, не поделилась, разозлились и т.д. Раздел «Мальчики и девочки вместе». У мальчиков формируется представление и опыт общения в среде мальчиков, где они ведут себя друг с другом иначе, чем в обществе девочек: они демонстрируют силу, ловкость, ум, достоинство и др., а перед девочками - внимание к ним, уважение, желание оказать помощь, ум и др. через предложения вместе играть, рисовать, смотреть книги, музыку и т.д. У девочек формируется представление и опыт общения в среде девочек, где они обмениваются мнениями, суждениями о красивых предметах, прочитанных книгах, музыке, животных, игрушках, а в обществе мальчиков - они делятся впечатлениями о том, что красивого, доброго или безобразного, злого они увидели вокруг. Педагог формирует в жизненных ситуациях и различных видах деятельности опыт взаимодействия посредствам предметов (игрушки, цветы, книги др.) и коммуникаций (мнения, суждения, оценки, вопросы, ответы и др.). Педагог демонстрирует и развивает у детей способность отбирать наиболее точные и правильные действия во взаимоотношениях в ситуациях независимо от их пола - уступать, понимать друг друга, быть благодарным за уступку, уметь слушать друг друга, попеременно высказывать суждения, уважать мнение, право первого выбора остаётся за девочкой. Изучение особенностей полоролевого поведения ребенка . Критериями оценки представлений о своем полоролевом образе поведении являются: Высокий уровень Представления о своем половом образе: адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец), согласованность представлений и полоролевого поведения, точность отличительных признаков; - Полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек в «мужской» среде – адекватное по действиям, в «женской - адекватное мужскому типу поведения, но ориентированное на «женское» поведение; в среде девочек и мальчиков - аналогично; - Наличие у мальчиков сдержанности эмоциональной, у девочек - волевого контроля над эмоциями; - Наличие эталонов мужского (женского) поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками); - Постоянство проявления «мужских» («женских») способов поведения в различных ситуациях. Средний уровень - Представления о своем образе н всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец); - Полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек: в мужской среде не всегда адекватное по действиям, в «женской»- не сориентированное на «женское» поведение; девочек в среде девочек и мальчиков-анологично; - Наличие эмоциональной нестабильности мальчиков, у девочек волевой контроль над эмоциями зависим от сложности ситуации; - Нет четких представлений об эталонах мужского и женского поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками (девочками и мальчиками); - Нестабильность в проявлении «мужских» («женских») способов поведения в различных ситуациях. Низкий уровень: - Представления о своем половом образе неадекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец); - Полоролевое поведение детей не соотносится и не регулируется по половому признаку; - Наличие эмоциональной нестабильности и неуравновешенности независимо от пола; - Отсутствие представлений об эталонах мужского (женского) поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками (девочками мальчиками); - Нестабильность в проявлении «мужских» («женских) способов поведения в различных ситуациях. Особенности полоролевого поведения детей изучались следующими диагностическими методами: наблюдения, беседы, игровой метод «Кубики», рисуночный тест, тестовое задание «Мордашки». Метод наблюдения. Объектом наблюдения являются действия в игре, на прогулке, в раздевалке, в процессе ухода за животными и выявляются их женские и мужские признаки и качества личности. Беседа Целью беседы является определения уровня представлений детей дошкольного возраста о собственном образе мальчика (девочки) Беседа строится в трех аспектах: «Я-мужчина», «Я - женщина»- отличительная сущность мужского и женского пола. 1. «Папа-мужчина», «Мама- женщина»- полоролевое поведение мужчины и женщины в семье. 2. «Мужчины- женщины»- полоролевое поведение мужчины и женщины в обществе. Соответственно беседа включает три блока вопросов: 1. Кто ты есть? 2. Чем ты отличаешься от Лены (Сережи)? 3. Как ты узнал (а), что ты мальчик (девочка)? 4. Что как мальчик (девочка) ты делаешь в семье? 1.Мама - кто у тебя? А папа? 2.Как в семье узнают, что мама есть женщина, а папа-мужчина? 3.С кем ты больше дружишь: с мамой или папой? Почему? 4.Хочешь ли ты быть папой (мамой), когда вырастешь и каким (ой) папой (мамой), ты хочешь стать? 1.Кто такие мужчины и кто такие женщины? 2.Почему в мире существуют мужчины и женщины? 3.Что создают мужчины и что создают женщины Игровой метод «Кубики». Цель его: выявить возможности ребенка моделировать действия поведения мужчины и женщины. Инструкция: «Воспроизведите с помощью кубиков действия папы и мамы, в какой- нибудь ситуации. Выберите, какой кубик будет папа, мама и ты». Цель рисуночного теста «Моя семья»- выявить представления о ценности мамы и папы в семье и на работе. Детям предлагается нарисовать маму и папу в семье и на работе. Тестовое задание, «Мордашки», представляет собой модификацию методики И.И.Лунина по изучению полоролевых стереотипов у детей. Цель - определить наличие представлений о мужественности (женственности) у детей. Суть задания детям предъявляется серия схематичных лиц (например, щенячьих мордашек), которые выражали различные эмоции, но по которым нельзя было определить пол. От испытуемых требовалось определить пол и эмоцию каждого лица. Поскольку лица не имели никаких половых признаков, то любая тенденция в приписывании пола к определенной эмоции рассматривалась как наличие неадекватных представлений. Тема занятия: Друзья
Цель: 1. Формировать понятие о дружбе, осознание различий в поведении мальчиков и девочек, определение необходимых качеств для девочек и мальчиков в дружбе. 2. Воспитывать бережное отношение к друзьям, как к мальчикам, так и к девочкам.. Ход занятия. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Играет песня: Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг, Друг в беде не бросит Лишнего не спросит Вот, что значит настоящий, верный друг. Ребята вы знаете эту песню? А какой человек, по вашему мнению, считается другом? У вас есть друзья? С каким человеком вы бы хотели дружить? А с каким бы человеком вы бы не хотели дружить? (Беру куклу- мальчика) Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Имена мальчиков», вы берете в руки куклу и по очереди называете имена мальчиков. Девочки, а теперь скажите каким должен быть мальчик, с которым вы хотели вы дружить? Мальчики, а вы как думаете, каким должен быть настоящий друг? Обобщаю ответы детей: мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку. Девочки, а с каким мальчиком вы бы не хотели дружить? А вы мальчики, как думаете? Обобщаю ответы детей: мальчик не должен быть слабым, ленивым, трусливым, жадным, обижать девочек, говорить плохие слова. Сейчас мы поиграем в игру «Имена девочек», вы по цепочке называете имена девочек. (Беру в руки куклу - девочка) Мальчики, а какой должна быть девочка, с которой хочется дружить? Девочки как вы думаете, какой должна быть подруга? Обобщаю ответы детей: Доброй, аккуратной, внимательной, заботливой, трудолюбивой. А как не должна себя вести девочка? Обобщаю ответы детей: Злой, ленивой, болтливой, неряшливой. Каждый человек хочет иметь друга, но при этом ребята нужно помнить Золотое правило этикета. Этикет это правила поведения в обществе. А главное правило, которое называют золотым, говорит нам о том, что поступать с другими нужно также, как хочешь, чтобы поступили с тобой. Но главное если с вами поступили плохо то не надо сразу думать, что человек плохой, просто он ошибся и ему надо помочь исправиться. И только если человек постоянно совершает плохие поступки, то с ним лучше не дружить. А вы знаете, что есть пословица « Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты?» Ребята кто знает, что это значит? Это значит, что о нас судят по нашим друзьям, и если друзья хорошие, то и о нас думают хорошо. А теперь я предлагаю открыть клуб «Знатоки». Мы поиграем в игру, а для этого мы разделимся на 2 команды «Девочки» и «Мальчики». Я вам буду задавать вопросы, команда будет совещаться и отвечать. После ответа каждая команда получает картинку (мальчики с изображением машинок, девочки с изображением цветов), у кого наберется больше картинок та команда и считается выигравшей. Вопросы.
Как вы думаете, кто победил? Молодцы ребята, сегодня победила дружба! Ребята о чем мы с вами сегодня говорили на занятии? А что вы нового сегодня узнали? А что вы, уже знали до занятия? Относитесь к людям с любовью, добротой, и вы приобретете настоящих друзей. А теперь давайте встанем в хоровод, возьмемся за руки и споем вашу любимую песню! Занятие заканчивается песней «Вместе весело шагать по просторам.» |