Реферат: Финансовая наука 3
Название: Финансовая наука 3 Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Финансовая наука, исследуя денежные отношения, ставит перед собой задачу решения вопросов, наиболее эффективного управления ограниченными денежными ресурсами на протяжении определенного периода времени. Это связано с тем, что формирование доходов и необходимость их использования чаще всего не совпадают по времени. При этом у одних объектов хозяйственной деятельности, территорий, домашних хозяйств возникают излишки (профициты ), а у других, наоборот, их не хватает, и возникает дефицит . Теория Государственные финансы- это единый комплекс финансовой операции, с помощью которых они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Особенности государственных финансов
Государственные финансы – это денежные средства, находящиеся в распоряжении органов государственной власти, которые аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах за счет отчислений различного вида уплачиваемых выплат, учреждениями и организациями и нацеленные на реализацию задач и обеспечение коллективного потребления, а не коммерческой деятельности. Государственный бюджет – это денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной власти для реализации их целевых функций. Функции государственного бюджета 1.*Межсекториальный *Межотраслевой *Межтерриториальный (ВВП) 2. Для выравнивания социально – экономического развития экономики. 3. Проведение внешней политики. 4. Финансирование политики с учетом долгосрочных интересов государства. Финансовая (Бюджетная) деятельность основывается на использовании вторичных финансов государства, которые образуются в результате последующего распределения посредством фискальной (казенной) политики Следует отметить, что фискальная политика представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, которые могут изменяться в зависимости от стратегических задач. Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования. С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса, посредством системы налогообложения. К прямым относятся способы бюджетного регулирования, основанного на распределении бюджетных средств на обеспечение расширенного воспроизводства, стимулирование инновационной деятельности, проведение структурной политики и др. Поэтому бюджет государства может рассматриваться как самый крупный денежный фонд страны, имеющий особенности в источниках доходах и направлениях расходования финансовых ресурсов: Бюджет Доходы Расходы Доходная часть бюджета образуется за счет основных видов поступлений: - подоходного налога; - налога на прибыль кампаний; - налогов на предметы потребления; - взносов на социальное страхование; - акцизов; - Таможенных пошлин. Второй составной частью бюджета являются расходы, которые реализуют финансирование основных потребностей правительства. Динамика расходов консолидированного бюджета РФ за 1992-2002гг.
На основании данной таблицы можно выделить шесть основных направлений расходования финансовых ресурсов государства, процентное соотношение которых в общем объеме расходов может измениться в зависимости от стратегических установок правительства. За последние годы произошли существенные структурные сдвиги в расходной части государственных бюджетов: - снижение удельного веса расходов, связанных с обороной; - увеличение затрат, способствующих обеспечению устойчивого экономического роста; - относительная стабилизация расходов, направленная на социальное развитие. При этом расширение бюджетного финансирования по всему спектру задач приводит к преувеличению затрат возможностям бюджета (точнее к его доходной части), как следствие, дефициту бюджета:
При этом дефицит бюджета носит циклический характер, он нарастает в период кризиса и депрессии, снижается (приобретает форму профицита) – в фазах ожидания и подъема. Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться следующие источники: - денежная эмиссия; - расширения спектра налоговых поступлений; - различные формы кредитов, формирующих внешний и внутренний долг ( ! в сумме государственный долг!). Нарастание государственного долга имеет ряд негативных последствий: 1) увеличение доли средств бюджета, идущих на его погашение; 2) снижение средств, идущих на обеспечение расширенного воспроизводств и социальное развитие; 3) широкая продажа государственных ценных бумаг приводит к повышению процентных ставок и увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. Статистические данные Дефицит (или превышение доходов над расходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов «кредитования минус погашение». Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:
Дефицит = (заимствование – погашение долга) + уменьшение остатков ликвидных финансовых средств. В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг, с точки зрения статистики можно определить как неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих учреждений в бедующем или переоформлена на бессрочный долг. В государственный долг не включается внутри- и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, обязательства органов денежно – кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства этих органов |