Контрольная работа: Способность студента организовать свою самостоятельную работу

Название: Способность студента организовать свою самостоятельную работу
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: контрольная работа

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3

1.Сущность самостоятельной работы………………………………………………5

2. Виды самостоятельной работы…………………………………………………..8

2.1 Работа с источниками………………………………………………................8

2.2 Работа на лекции и с конспектом лекций…………………………..............10

2.3 Работа на семинаре и подготовка к нему………………………….………..11

3. Самостоятельная работа – немаловажная составляющая успешной учёбы студента……………………………………………………………………..............14

4. Рекомендации студентами по организации своей самостоятельной работы……………………………………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………….............18

Список использованных источников……………………………………………...19

Введение

Для реферата я выбрала тему «Способность студента организовать свою самостоятельную работу – условие его успешной учёбы». Проблемой является то, что не все студенты, особенно первокурсники, могут правильно организовать свою самостоятельную работу и распланировать свободное время так, чтобы выполнить как можно больше самостоятельной работы и успеть сделать личные дела и отдохнуть. Эта тема является весьма актуальной для студентов, так как согласно рабочему учебному плану [7] на самостоятельную работу приходится немногим меньше половины всего времени, отведённого на изучение дисциплин рабочего плана.

Цель: подготовить советы по организации студентами своей самостоятельной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) из различных источников выбрать информацию о видах самостоятельной работы, которую необходимо выполнять первокурсникам, и о роли самоорганизации студентов, найти советы по организации студентами своей учебной деятельности, самостоятельной работы в освоении дисциплин;

2) показать роль способности студентов организовать свою самостоятельную работу по подготовке к сессии в течение учебного процесса для обеспечения успешной учёбы;

3) оформить советы по организации самостоятельной работы в удобной для использования студентами форме.

В реферате в основном анализировались статьи из журналов «Среднее профессиональное образование» разных годов издания. Рассматривались статьи следующих авторов: Почитаева Р. А., МуслимоваА. Ф., Сюзяева Е. Н., Ловкова П. П. и Суркова А. В..

1. Сущность самостоятельной работы

Основной вид деятельности, которую выполняют студенты вузов – это познавательная деятельность. Она включает в себя не только слушание лекций, ведение конспектов в институте в учебное время, но и самостоятельную работу во внеаудиторное время: дополнение конспектов лекций примерами, самостоятельное изучение первоисточников, выполнение лабораторных и практических работ, написание рефератов, курсовых и дипломных работ. И это еще не полный список тех работ, которые выполняет студент самостоятельно.

Своё определение самостоятельной работы дают авторы статьи в журнале «СПО» П. П. Ловкова и А. В. Суркова. Они относят её к творческой деятельности. «Самостоятельная работа студентов – составная часть обучения, деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа имеет целью проработку учебного материала, пройденного на лекциях, семинарах, практических занятиях, пополнение и углубление знаний, выполнение конкретных заданий (работа с книгой, составление конспектов и рефератов, подготовка к выступлению на семинарах, конференциях, диспутах, выполнение заданий на компьютере, поиск необходимой информации, конструирование технического узла или устройства, выполнение курсовых и дипломных проектов, учебно-исследовательской и научно-исследовательская работа)» [1, с. 37].

По мнению Т. В. Новиковой, «самостоятельная работа – это, с одной стороны, форма самоорганизации, которая требует от студента знаний процедуры целеполагания, планирования, самоуправления, самоконтроля и самооценки. С другой стороны, – это деятельность по приобретению и применению знаний без помощи со стороны, которая требует от студента умственных и физических усилий. Самостоятельная работа связана с самостоятельным добыванием знаний и самостоятельным получением продукта учебно-познавательной деятельности с использованием:

- аудиторной работы (в виде фрагмента, основной части урока, практического занятия);

- внеаудиторной работы (выполнение домашнего задания, кружки, творчество);

- производственной практики;

- заочного обучения» [4, с. 43].

Р. А. Почитаева считает самостоятельную работу студентов «важным средством активизации мысли». «Самостоятельное изучение фактов, явлений, проводимое студентами под руководством преподавателя», по мнению автора, является «стимулом активной умственной деятельности» [6, с. 22]. А по мнению автора книги «Самостоятельный учебный труд студентов» И. Л. Наумченко «самостоятельная работа студентов как управляемый процесс служит главным образом целям обучения (усвоения, закрепления, совершенствования знаний в объёме вузовских программ) и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалиста» [3, с. 8].

Но наиболее полное, по моему мнению, определение самостоятельной работы дано в энциклопедии профессионального образования. «Самостоятельная работа студентов – составляющая часть обучения, имеющая, как правило, форму внеаудиторных занятий, в процессе которых самостоятельно изучаются первоисточники, научная и учебно-методическая литература; самостоятельная работа имеет целью переработку учебного материала, пройденного на лекциях, семинарах, практических занятиях, пополнение и углубление знаний, выполнение конкретных заданий (домашних заданий, лабораторных, курсовых и дипломных работ (проектов), учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы). Самостоятельная работа складывается: из работы с книгой, составления конспектов и рефератов, из подготовки к выступлению на семинарах; из умения слушать и записывать лекции и объяснения преподавателей по практическим работам. Самостоятельное усвоение знаний – сложный и многоаспектный процесс, состоит из восприятия изучаемого материала, его понимания и запоминания; самостоятельная работа требует постоянного самоконтроля; не только закрепляет и углубляет изучение программного материала, но и способствует развитию творческих навыков, инициативы, умения организовать свой труд» [10, т. 3, с. 81].

Уже из этих определений самостоятельной работы видно, что студентам приходится выполнять большой объём работы самостоятельно, без участия преподавателей, а только под их руководством. И в соответствии с рабочим учебным планом [7], на самостоятельную работу студентов приходится около половины всего времени, отведённого на изучение образовательных дисциплин. Например, если на изучение такой дисциплины как «Введение в профессиональную педагогическую специальность» всего отводится 86 часов, то самостоятельно студенты должны отработать 40 часов, что составляет примерно 46,5 % от всего времени. И увеличение количества часов, отведённых на самостоятельную работу студентов, в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами «является одним из основных факторов, обеспечивающих значительно большую эффективность процесса обучения, и позволяет достигнуть более высокого качества обучения. Это возможно тогда, когда студенты относятся к знаниям с интересом, стремятся сами расширить свои знания в той или иной области» [8, с. 38].

Ознакомившись с определениями самостоятельной работы, можно выделить несколько основных видов самостоятельной работы, которую целесообразно выполнять студентам первого курса. К ним относятся: работа с источниками, работа на лекции и с конспектом лекций, работа на семинаре и подготовка к нему. Подробнее рассмотрим несколько видов самостоятельной работы студентов в следующей главе реферата.

2. Виды самостоятельной работы студентов

2.1 Работа с источниками

Слушание и конспектирование лекций – это не единственный метод изучения материала дисциплин учебного плана. Важную роль в обучении играет умение студентов работать с различными источниками: книгами, журналами и сетью Internet. Лекции не дают полного объёма информации по дисциплинам, так как время, отведённое в соответствии с рабочим учебным планом [7] на лекции сильно ограничено. Например, если на дисциплину «Инженерная графика с основами проектирования» всего отведено 150 часов, то на лекции – только 20. 40 часов из всего времени занимают практические работы, при выполнении которых необходимо самостоятельно изучать литературу, знание которой необходимо для выполнения этой работы. А так как темпы роста количества информации, необходимой современному специалисту настолько велики, что обучаемому крайне трудно сориентироваться в её объёмах и местах расположения, то возникает необходимость в выработке у студентов способности самим находить нужные для получения знаний сведения. Очень важно развивать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации.

Важную роль в углублении знаний студентов играет изучение первоисточников. В основном к ним относятся книги. «Чтение – это изучение определённых отраслей знаний, закономерностей реальной действительности средствами художественного, образного восприятия» [3, с. 28]. По мнению И. Л. Наумченко [3, с. 29] читать тоже надо уметь, и глубина и прочность прочитанного материала зависит, во-первых, от этого умения, то есть от совершенства техники чтения, чему детей учат, начиная с первого года обучения в школе. Во-вторых, от умения вникать в суть прочитанного, от степени осмысления нового материала; и, в-третьих, от умения чувствовать прочитанное и сопереживать автору. Эти способности, по-моему, необходимы при организации студентом своей самостоятельной работы, особенно в тех случаях, если объём информации для запоминания большой, а время на подготовку к дисциплинам ограничено. Владея этими навыками, студент сможет прорабатывать больше информации, расширять область своих познаний и кругозор, что позволит ему добиваться значительных успехов в учёбе.

Чтение, как составная часть самостоятельной работы так же разделяется на виды. И. Л. Наумченко [3, с. 30] выделяет следующие: предварительное ознакомление с печатными источниками, полное или сплошное, повторное, частичное, синтетическое чтение и многие другие виды. Знание основных принципов разных видов чтения так же необходимо для того, чтобы с меньшими затратами времени выполнять как можно больше работы, в том числе и самостоятельной. Ведь для того, чтобы выбрать в библиотеке статьи из журналов, например, для реферата по «Организации труда студента», бессмысленно прочитывать их полностью, тратя на это немалое количество времени, когда можно, просмотрев текст, найти ключевые слова интересующей темы и определить, подходит этот источник или нет.

При прочтении некоторых источников требуется запоминание, заучивание каких-то терминов и понятий. Но важно не только заучить формулировку нужного определения, надо так же понять и осмыслить его суть, чтобы при необходимости объяснить значение этого термина своими словами и применить в нужной ситуации на практике свои знания. Наизусть заучиваются иногда цитаты каких-либо авторов с целью обогащения речи студента. Читая, например, книги по философии или художественные произведения, можно запоминать интересующие изречения мыслителей, писателей, которые в дальнейшем могут послужить даже девизом всей жизни. Ярким примером являются слова главного героя из романа Каверина «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Если студент, пусть даже первокурсник, поставит себе цель, схожую с целью этого человека, он сможет добиваться всего задуманного и достигать больших успехов, в том числе и в своей учёбе. Ведь большую роль для достижения успеха играют не только способности и знания, но так же и моральный, психологический настрой человека, его желание действовать, трудиться и добиваться целей, пусть даже совсем незначительных. Для меня, например, каждая сданная лабораторная или практическая работа по «Оборудованию швейного производства» является маленькой вершиной, пройденной на пути достижения успеха в своей учебной деятельности.

Эффективным приёмом самостоятельной работы является записывание интересующих фактов, примеров с целью дополнения лекции, данной преподавателем. При записывании материала работает визуальная память, что ведёт к лучшему запоминанию.

Большое значение в наш информационный век играет умение студентов обращаться с компьютером и сетью Internet. «Для молодых людей информационные технологии открывают доступ к информации, а значит, к знаниям, дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний, творчества» [8, с. 7]. Для дизайнеров одежды, например, очень важно уметь работать с компьютером и, тем более, с Internet, так как в книгах и журналах информация о моде устаревает быстро, а в «сети» можно узнать обо всех новинках в мире моды. В связи с распространением информационных технологий появился даже термин «Информационная культура», который является составной частью общей культуры человечества. А. В. Суркова даёт такое определение этому термину. «Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерные технологии, современные технические средства и методы» [8, с. 7].

Я считаю, что умение студента работать с различными источниками способствуёт расширению возможностей ориентироваться в потоке новой информации, пополнять и углублять свои знания и добиваться больших успехов в учёбе.

2.2 Работа на лекции и с конспектом лекции

«Лекция (от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологичное изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера» [10, т. 1, с. 525]. В отсутствии учебных пособий, освещающих все основные вопросы программы, важность лекции трудно переоценить. Если брать во внимание мнение И. Л. Наумченко [3, с. 47], то лекция знакомит студента с наукой, расширяет, совершенствует и углубляет полученные ранее знания, вырабатывает у студента внимание, навыки слушания, осмысления, выделения основной мысли и записывания, пробуждает интерес к получению дополнительных знаний по изучаемой теме. Но вузовская лекция даёт не только глубокие и разносторонние знания, а и максимально способствует воспитанию и развитию студента. Она предназначена для того, чтобы дать студенту основные сведения по теме и направить на дальнейшее самостоятельное, более углублённое, изучение материала. Лекции по «Отечественной истории», например, не охватывают всех событий, относящихся к изучаемой теме, и поэтому требуется самостоятельно заниматься во внеаудиторное время, чтобы успешно сдать экзамен.

Лекция является основой самостоятельной учебной работы студента и получения им знаний. Следовательно, студенту «необходимо в совершенстве овладеть умениями и навыками самостоятельной работы над лекцией, которая включает в себя: подготовку к слушанию и восприятию её содержания, непосредственное восприятие и осмысливание знаний, записывание их, последующую работу над материалом лекций» [3, с. 47].

В первую очередь, студенту необходимо подготовиться к лекции. Эта подготовка включает в себя не только прочтение предыдущей лекции, но так же и изучение темы лекции по дополнительным источникам, дополнение конспекта лекции примерами, интересными фактами. В лекции по истории, например, можно дописывать мнения различных современников изучаемого периода, писателей и поэтов, выражавших своё мнение об исторических событиях, которые были пройдены на лекции. Это придаст эмоциональную окраску лекции, что приведёт к лучшему запоминанию материала. Об этом же пишет Р. А. Почитаева в своей статье [6, с. 22], и я с ней полностью солидарна. Так же необходимо при подготовке к лекции кратко ознакомиться по учебнику с содержанием следующей лекции. И немаловажную роль играет психологический настрой на работу на лекции, готовность слушать, воспринимать, «пропускать через себя», анализировать, записывать и воспринимать информацию. Только при выполнении этих пунктов студента ждёт высокий уровень усвоения знаний и успех в его учебной деятельности.

2.3 Работа на семинаре и подготовка к нему

Семинар представляет собой форму организационного процесса с целью самостоятельного изучения, закрепления и углубления учебного материала. Семинар является действенной формой развития студента в ходе обсуждения рассматриваемых проблем [10, т. 1, с. 525].

Семинарское занятие – это важное средство контроля выполнения студентом самостоятельной работы. Процесс подготовки студента к семинару включает в себя несколько этапов.

Во-первых, необходимо самостоятельно изучить несколько источников литературы, чтобы подобрать нужную информацию, соответствующую полученной теме.

Во-вторых, нужно подготовить своё выступление, продумать план ответа. И. Л. Наумченко пишет по этому поводу: «План, следовательно, не только помогает студенту организовать свою работу над темой, но и делает его ответ (выступление, сообщение) более целенаправленным, логичным, последовательным» [3. с. 65]. Для более успешного выступления студенту следует хорошо разобраться в том в том вопросе, который он будет освещать. Ведь очень часто студенты, особенно первокурсники, «скачивают» доклады из сети Internet и читают их первые раз только перед своей группой и преподавателем, не зная того, о чём говорят. И это является не лучшим примером подготовки к семинару. Тут я согласна с мнением П. П. Ловковой и А. В. Сурковой в том, что «наиболее значительным недочётом в подготовке студентов является всё ещё низкий уровень их самостоятельности в овладении и применении знаний, слабость приобретённых навыков и умений» [1, с. 37].

В-третьих, для того, чтобы выступление было наглядным, в процессе подготовки к семинару, студенту следует сделать необходимые для объяснения схемы, диаграммы, таблицы, чертежи. Умение студента систематизировать и анализировать обязательно будет оценено преподавателем, что позволит ему получить более высокий балл за выступление. И в этом вопросе я согласна с Р. А. Почитаевой, которая пишет: «…обобщение и систематизация знаний являются эффективным средством углубления, универсализации, упорядочения понимания и запоминания знаний» [1, с. 37]. Изучая Великую отечественную войну по истории Отечества удобнее всего для запоминания студентами информации создать таблицу, которая будет включать в себя периоды войны, их временные рамки. Основные события и их итоги.

Важным моментов в запоминании человеком сведений играет зрительная память, поэтому желательно иллюстрировать своё сообщение. Более понятным и наглядным будет выступление. Например, по «Оборудованию швейного производства», если докладчик, рассказывая об оборудовании, которое применяется при пошиве одежды, покажет рисунки и схемы устройства швейной машины, её основных рабочих органов и средств малой механизации, нежели он будет пытаться объяснить всё на словах, не имея наглядного примера.

В-четвёртых, подготовка к семинару будет считаться полной, если студентом заранее подготовлены и обдуманы вопросы его содокладчикам при том условии, что выполнены вышеперечисленные пункты.

Самостоятельно же студент работает не только во внеаудиторное время, но и на самом семинарском занятии. Важной составляющей частью работы на семинаре является фиксирование в тетради студентом основного содержания докладов выступающих, что способствует лучшему запоминанию материала по теме семинара.

Итак, при подготовке к семинару студент учится не только находить нужную информацию, работать с источниками, но и вырабатывает навыки ведения монолога, что очень важно при получении такой квалификации как «Педагог профессионального обучения», а так же анализирует и систематизирует информацию. Эти умения немаловажны в достижении успеха в учебной деятельности каждого студента.

Рассмотрев по разным источникам литературы некоторые виды самостоятельной работы студентов, можно с уверенностью сказать, что самостоятельно студентам в ВУЗе приходится работать очень много и работа эта является основой в углублении, закреплении и обобщении пройденного материала по дисциплинам рабочего учебного плана и является важным условием успешной учёбы студента. В конце раздела можно подвести итог: в ходе работы над ним было выполнено две задачи: рассмотрены источники литературы, из которых выбрана и проанализирована информация о видах самостоятельной работы.

3. Самостоятельная работа – немаловажная

составляющая успешной учёбы студента

Умение организовывать свою самостоятельную работу является ключевым в достижении успеха в учёбе студента. Эту способность всячески прививают маленьким детям ещё со школы. Именно исполнительность, обязательность, своевременность выполнения работ и есть способность студента организовывать свою самостоятельную работу. Какой успех на экзаменах может ожидать студента, который не выполнял домашние задания, не готовился к семинарам и не вёл конспектов на лекции? По-моему его ситуация очень сложная и исправить её будет нелегко. И ни о каком успехе и уважении преподавателей, по моему мнению, здесь и думать даже не надо.

Задача преподавателя ВУЗа заключается в том, чтобы донести до студента нужную информацию, материал по изучаемой теме дисциплины рабочего учебного плана. От студента же требуется ещё большая отдача сил и энергии для того, чтобы освоить, проработать и запомнить все необходимые сведения и в конечном результате получить зачёты и успешно сдать экзамены во время сессии. Значит успех студента – «удача в достижении чего-нибудь, хорошие результаты в учёбе» [5, с. 686] – и заключается в умении правильно организовать свою самостоятельную работу.

Значение самостоятельной работы на самом деле очень велико. Об этом говорят в своих статьях и Т. В. Новиков, и Н. Я. Гордеева. Т. В. Новиков пишет: «…самостоятельность нужна для овладения знаниями, умениями, навыками по конкретной дисциплине…» [4, с. 44], и пишет Н. Я. Гордеева: «Самостоятельная работа повышает у студентов мотивацию к изучению предмета, расширяет кругозор; в процессе самостоятельной работы развиваются мыслительные способности, формируется индивидуальность мышления и поведения».

Анализируя приведённые выше высказывания авторов статей журнала «СПО», можно с уверенностью сказать, что только умение и способность студента организовать свою самостоятельную работу может привести к хорошим результатам в учёбе. А хорошие результаты, в свою очередь, непременно идут к отличной защите дипломной работы, получению квалификации и, конечно же, твёрдых знаний во всех областях науки. А приобретённое в институте умение останется с человеком на всю жизнь и будет сопутствовать ему повсеместно. И как отмечает автор статьи А. Ф. Муслимова, «задача образования состоит в том, чтобы научить его [студента] успешно учиться всю жизнь» [2, с. 42]. С её мнением сложно не согласиться.

Итак, роль способности студента организовать свою самостоятельную работу важна для достижения успеха в учёбе. Это доказано и мной в ходе работы над разделом при помощи статей из журналов «СПО», и многими студентами пройдено в их студенческой жизни.

4. Рекомендации студентам по организации

своей самостоятельной работы

Проанализировав всё вышесказанное, можно сформулировать некоторые советы студентам по организации их самостоятельной работы:

· составлять список заданий на день, неделю, месяц;

· распланировать свой рабочий день и попытаться выполнить все дела, соответственно времени, отведённому на выполнение определённых заданий;

· составлять краткий план изученного материала для более эффективного его запоминания;

· научиться различным видам чтения (повторное, беглое, частичное) с целью экономии времени;

· завести словарь, в который будут записываться термины, необходимые для заучивания;

· приучить себя слушать лекции до конца и активно работать над ними;

Надеюсь, что этот перечень советов поможет студентам научиться организовывать свою самостоятельную работу так, чтобы выполнять как можно больше заданий для самостоятельной работы с меньшими затратами времени и больше пользой для продвижения в учёбе и достижения высоких результатов и успеха в ней.

Заключение

В заключение своей работы над вопросом о способности студента организовать свою самостоятельную работу как условия его успешной учёбы, я хочу сказать, что в очередной раз убедилась в важности самостоятельной работы в освоении, закреплении, обобщении и систематизации знаний. В ходе работы я выполнила все поставленные вначале задачи, тем самым доказывая гипотезу о том, что способность студента организовать свою самостоятельную работу являет условием его успешной учёбы. И как итог моей работы в реферате представлены некоторые рекомендации по организации студентами своей самостоятельной работы, которые смогут помочь в учёбе как мне, так и многим моим сокурсникам.

Список использованных источников

1. Ловкова П. П., Суркова А. В. Самостоятельная работа студентов как путь к профессиональной карьере//СПО – 2002 – № 5 – с. 37– 39.

2. Муслимова А. Ф. Самостоятельная работа как условие творческого развития студентов//СПО – 2001– № 4 – с. 42 – 43.

3. Наумченко И. Л. Самостоятельный труд студентов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. – 148 с.

4. Новикова Т. В. Самостоятельная работа студентов//СПО – 2003 – № 7 – с. 43 – 44.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. – 750 с.

6. Почитаева Р. А. Психология усвоения знаний студентами//СПО – 2000 – № 5 – с. 22 – 23.

7. Рабочий учебный план на 2007 – 2008 уч. год специальности 050501.65 Профессиональное обучение (дизайн) со специализацией «Дизайн костюма» очная форма обучения 1 курс.

8. Суркова А. В. О формировании профессионально значимых качеств будущих специалистов//СПО – 2002 – № 10 – с. 7 – 8.

9. Сюзяева Е. Н. Инновационный формы и методы аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов//СПО – 2003 – № 7 – с. 33 – 35.

10. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./Под ред. С. Я. Батышева. – М., АПО, 1999. – 448 с., ил Т. 3 – Р – Я – 1999.