Реферат: Правовое регулирование финансовых расходов
Название: Правовое регулирование финансовых расходов Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Финансовое право» Тема: «Правовое регулирование финансовых расходов»
Великий Новгород 2010 Содержание 1. Основные понятия о государственных расходах и государственном финансировании. 5 2. Задание № 40. Налоги с юридических и физических лиц. 10 2.1. Какие налоги только для юридических лиц предусмотрены действующим законодательством?. 10 2.2. Что является объектом налогообложения по НДС?. 12 2.4. К какой группе налогов относятся акцизы?. 14 Проблема межбюджетных отношений продолжает оставаться одной из наиболее острых в системе государственного и муниципального управления. В начальной стадии находится реформирование межбюджетных отношений на уровне субъектов Российской Федерации - муниципальные образования. Органы местного самоуправления и жители, которых они представляют, практически не имеют возможностей для реализации потенциала, заложенного в самой природе муниципальных отношений. Они не имеют достаточной экономической базы для изменения своего положения, активизации инвестиций на развитие своих территорий. В таком же состоянии находится решение социальных проблем, что обусловлено слабостью финансового состояния муниципальных образований. Если в системе межбюджетных отношений Федерации и ее субъектов кризис постепенно преодолевается, то на местном уровне он сохраняется в значительной мере. Создание более совершенного механизма управления бюджетной сферой позволит найти рациональное сочетание прав и обязанностей участников бюджетной деятельности и тем самым избежать острые конфликты в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, включая несоответствие объема доходов местных бюджетов объему закрепленных за ними расходов. Необходимо придать законодательству о системе межбюджетных отношений характер целостности, сделать его адекватным интересам населения. Осуществлении хозяйственной деятельности органы местного самоуправления сталкиваются с проблемой гарантий финансовых прав местного самоуправления и ответственности за выполнение финансовых обязательств должностными лицами местного самоуправления. Государственные расходы и доходы взаимосвязаны между собой, объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов, при их несоответствии наступают негативные последствия, которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис. Это и указывает на актуальность данной работы. Цель работы – анализ и исследование правовых основ государственных доходов и расходов, а также государственного финансирования. Основные задачи диссертационного исследования: - раскрыть теоретико-правовые основы регулирования финансовых отношений местного самоуправления Российской Федерации; - показать место и роль местных финансов в финансовой сфере Российской Федерации и ее субъектов с учетом специфики правового регулирования; - выявить особенности и проблемы правового регулирования финансовых отношений в системе местного самоуправления в Российской Федерации. 1. Основные понятия о государственных расходах и государственном финансировании В процессе деятельности по осуществлению государственных расходов возникает круг отношений, регулируемых финансовым правом и другими отраслями права - гражданским, административным и др. В финансовых правоотношениях участвуют государственные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств. Государственные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. В зависимости от форм собственности они подразделяются на государственные и муниципальные. Соответственно уровням организации власти в Российской Федерации можно выделить три группы расходов: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации, которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; расходы местного значения, или муниципальные. В зависимости от источников получения расходных средств, порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на: - централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов; - децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении. В зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фондов (капитальных вложений); в) создание резервов. Существенное значение для характеристики целевых направлений государственных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательная основа такой классификации заложена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации». Государственные расходы и государственные доходы взаимосвязаны между собой. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия - бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика и т.д., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис. Государственные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных расходов - это урегулированное правовыми нормами выделение государственных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возможности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям. Источником финансирования государственных расходов, включая инвестиции, выступают средства: -государственных бюджетов (на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе); -государственных внебюджетных фондов; -централизованных фондов министерств, ведомств, собственных финансовых ресурсов предприятий. В последнее время в формировании необходимой для финансирования финансовой основы усилилось значение заемных и привлеченных средств. Помимо увеличения заемных средств в федеральном бюджете Правительство РФ разрешило Пенсионному фонду РФ осуществить выпуск собственных ценных бумаг (векселей, облигаций). Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций. В расходах многих государственных социально-культурных, бюджетных учреждений существенное место стало занимать использование полученных ими в результате их собственной деятельности дополнительных, внебюджетных фондов. Связано это с недостаточным бюджетным финансированием, вызванным финансовыми трудностями в стране. Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных расходов следует отметить такие, как финансирование программ на конкурсной основе; выделение единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований, обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т. п. Распространена многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников. Важное значение в формировании системы нормативных актов, регулирующих порядок осуществления государственных расходов, играют принципы их финансирования. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных расходов (действующие независимо от источников финансирования): -платность - согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных программ; -соответствие планируемых расходов объему государственных. доходов; -целевое направление средств, то есть определение конкретных мероприятий и целей; -соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан; -соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других, установленных законом и в соответствии с ним, норм; -безвозвратность и безвозмездность выделения средств; -контроль за исполнением государственных средств и ответственность за правонарушения в этой области. В зависимости от субъектов, использующих средства, можно выделить два основных правовых режима финансирования: 1) финансирование государственных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения; 2) финансирование государственных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом. Промежуточным, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом. Эти предприятия в сравнении с другими государственными предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств. В названных правовых режимах находят отражение и те правовые формы финансирования, которые используются по другим основаниям, например по предметно-целевому направлению средств. Основные правовые режимы различаются по: -источникам финансирования; -содержанию и порядку утверждения финансовых планов, на основании которых производится финансирование; -предметно-целевому направлению средств; -содержанию прав и обязанностей коммерческих организаций и бюджетных учреждений, осуществляющих государственные расходы. Эти различия отражают особенности задач и сфер деятельности предприятий и учреждений, специфику государственного регулирования и управления в этих сферах. 2. Задание № 40. Налоги с юридических и физических лиц 2.1. Какие налоги только для юридических лиц предусмотрены действующим законодательством? На основании части 2 Налогового кодекса для юридических лиц предусмотрены следующие налоги[1] : 1. Налог на добавленную стоимость. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: - организации; - индивидуальные предприниматели; - лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. 2. Акцизы. Налогоплательщиками акциза признаются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. 3. Налог на прибыль (ст. 246). Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: - российские организации; - иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. 4. Водный налог. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Налог на игорный бизнес (ст.365). Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. 6. Налог на имущество (ст.372). Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового Кодекса. 7. Земельный налог. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.[2] 2.2. Что является объектом налогообложения по НДС? Объектом налогообложения признаются следующие операции (ст. 146): 1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. 2. Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций. 3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. 4. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.[3] Налоговая ставка устанавливается в размере 20 % (ст.284). При этом: - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в федеральный бюджет; - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 %. Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 %.[4] 2.4. К какой группе налогов относятся акцизы? Виды налогов и сборов в Российской Федерации (гл.2 ст.12). Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.[5] Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.[6] Налоговым Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. К федеральным налогам и сборам относятся (ст.13): - налог на добавленную стоимость; - акцизы; - налог на доходы физических лиц; - налог на прибыль организаций; - налог на добычу полезных ископаемых; - водный налог; - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; - государственная пошлина. К региональным налогам (ст. 14) относятся: - налог на имущество организаций; - налог на игорный бизнес; - транспортный налог. К местным налогам относятся (ст.15): - земельный налог; - налог на имущество физических лиц. В непростой период финансового кризиса многие компании ищут экономию во всем - начиная от канцелярских товаров и заканчивая отказом от нового оборудования и увольнением значительной части персонала. Однако не все учитывают возможность сэкономить на налогах. Речь в данном случае не идет о противозаконной неуплате или выведении средств с использованием «серых» схем. Речь идет о налоговых отсрочках и рассрочках. Так, согласно ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) компания может обратиться в налоговый орган с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога. По федеральным налогам решение принимает ФНС России, по региональным и местным - УФНС России. Таким образом можно оттянуть срок расчетов с бюджетом. Отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов предоставляют на срок от одного года до пяти лет. При отсрочке налог уплачивается единовременно после окончания отсрочки, а при рассрочке налог платится постепенно в течение всего периода рассрочки по заранее согласованному графику. Так, например, если в январе 2008 г. предприниматель получил годовую отсрочку по уплате НДС, то налог ему надо заплатить в январе 2009 г. А если, например, в феврале фирма получила годовую рассрочку по уплате НДС, по согласованному графику рассрочки налог надо платить равными долями ежеквартально - в апреле, июле, октябре и январе.[7] Отсрочку или рассрочку по уплате налогов, а также пеней и штрафов предоставляют, если размер задолженности фирмы превышает 10 млрд руб. и при этом ее единовременное погашение может угрожать фирме банкротством. Сказанное справедливо только для отсрочки (рассрочки), предоставляемой по решению министра финансов Российской Федерации на срок до пяти лет (абз. 3 п. 1 ст. 64 НК РФ). Основания для получения отсрочки имеются в Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) и в НК РФ. В ст. 64 НК РФ приведен перечень оснований для предоставления отсрочки в этом случае. Фирма может получить отсрочку: - если ей причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации (стихийное бедствие, авария, пожар, технологическая катастрофа и т.д.); - если она финансируется из бюджета и произошла задержка этого финансирования; - если у нее возникла необходимость единовременно уплатить большую сумму налога (например, доначисленную в результате проверки), но если она это сделает, то обанкротится; - если ее деятельность носит сезонный характер. Отсрочка фирме может быть предоставлена бесплатно - если она будет получена вследствие чрезвычайной ситуации или недофинансирования из бюджета. Если же предприятие получило отсрочку или рассрочку из-за того, что единовременная уплата налога угрожает фирме банкротством либо ее деятельность носит сезонный характер, придется уплатить проценты, размер которых будет равен 1/2 ставки рефинансирования Банка России за весь период отсрочки (рассрочки). Пример. Деятельность фирмы носит сезонный характер, поэтому ей удалось получить отсрочку по уплате НДС в размере 200 000 руб. на шесть месяцев. Допустим, ставка рефинансирования Банка России все это время была равна 10% годовых. За пользование отсрочкой фирме придется заплатить 5000 руб. (200 000 руб. x 10% x 1/2 x 6 мес. : 12 мес.). Проценты необходимо платить вместе с налогом - единовременно по истечении отсрочки или постепенно в течение всего периода рассрочки по согласованному графику. После месячного рассмотрения бумаг чиновники должны принять решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе с изложением причин. Эту бумагу пришлют организации по почте. Также ее направят и в налоговую инспекцию фирмы. Сделать это ФНС России должна в течение трех дней после принятия решения. Обратите внимание: отказать в предоставлении отсрочки или рассрочки организации могут лишь по нескольким основаниям. Так, если фирма просит отсрочку или рассрочку из-за ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации либо недофинансирования из бюджета, на основании норм НК РФ отказать ей могут только в следующих случаях: - на руководителя фирмы возбуждено уголовное дело, связанное с нарушением налогового законодательства; - в отношении фирмы ведется производство по делу о налоговом правонарушении; - в отношении фирмы ведется производство по делу об административном правонарушении в области налогов или о нарушении таможенного законодательства в части налогов, которые платят при экспорте (импорте) товаров; - у ФНС России «имеются достаточные основания полагать», что с помощью отсрочки (рассрочки) фирма намерена уклониться от уплаты налога. Такие основания для отказа перечислены в п. 1 ст. 62 НК РФ; по другим основаниям отказать не могут (п. 7 ст. 64 НК РФ). Исключение предусмотрено только для фирм, которые просят отсрочку (рассрочку) ввиду угрозы банкротства или сезонности производства. Таким фирмам могут отказать и по другим, дополнительным, причинам. Например, чиновников может не устроить имущество, которое вы готовы отдать в залог, либо вызовет сомнение представленное поручительство. Действие отсрочки (рассрочки) заканчивается по истечении ее срока, указанного в соответствующем решении, но оно может быть прекращено и досрочно. Во-первых, вы сами можете досрочно уплатить налог, чтобы больше не платить проценты. Во-вторых, вас могут лишить отсрочки (рассрочки), если вы нарушаете ее условия (например, не платите вовремя текущие налоговые платежи). В этом случае из ФНС России пришлют по почте решение о прекращении отсрочки (рассрочки). Согласно НК РФ решение считается полученным по истечении шести дней с даты его направления. В течение 30 дней после этого вы обязаны уплатить налог и начисленные к тому моменту проценты. Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства. Отсюда и другая их особенность - они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это - финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган. Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву. Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Финансовое право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения его задач и функций методом «власти и подчинения», как правило, не основанным на субординации. Нормы финансового права носят, как правило, императивный характер, т. е. содержание такой нормы не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения, как это имеет место при диапозитивных нормах, содержащихся, например, в Гражданском кодексе РФ. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяется на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инструкции, письма и т. д. Министерства финансов Российской Федерации, Центрального Банка России; при регулировании банковских отношений значительную роль играют обычаи делового оборота. Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. 1. Налоговый кодекс, часть 2. 2. Комментарий к последним изменениям в Налоговый кодекс РФ. Феоктистов И.А., Нечипорчук Н.А., Красноперова О.А. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. — 192 с. 3. Финансовое право. Вострикова Л.Г. М.: Юстицинформ, 2007. — 376 с. 4. Финансовое право. Мальцев В.А. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. — 256 с. 5. Финансовое право. Вопросы и ответы. Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. М.: Юриспруденция, 2006. — 160 с. 6. Финансовое право: конспект лекций. Шуплецова Ю.И. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2009. — 182 с. 7. Финансовое право России. Крохина Ю.А. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. — 720 с. [1] Налоговый кодекс, часть 2. [2] Финансовое право: конспект лекций. Шуплецова Ю.И. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - с. 110 [3] Комментарий к последним изменениям в Налоговый кодекс РФ. Феоктистов И.А., Нечипорчук Н.А., Красноперова О.А. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. — с.84 [4] Финансовое право России. Крохина Ю.А. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. — с. 567 [5] Финансовое право. Мальцев В.А. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. — с.146 [6] Финансовое право. Вострикова Л.Г. М.: Юстицинформ, 2007. — с. 121 [7] Финансовое право. Вопросы и ответы. Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. М.: Юриспруденция, 2006. — с.57 |