Контрольная работа: Система обеспечения национальной безопасности России
Название: Система обеспечения национальной безопасности России Раздел: Рефераты по экономике Тип: контрольная работа |
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Кафедра региональной экономики и предпринимательства КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА "Экономическая безопасность национального хозяйства"
Канаш 2009 г. Содержание Введение 1. Национальная безопасность государства. Концепция национальной безопасности РФ 2. Система обеспечения национальной безопасности России Заключение Список использованной литературы Введение
Современный мир полон острых противоречий политического, экономического, социального и исторического характера. В этой ситуации особенно сложно приходится России, так как она имеет уникальные географическое положение, природные ресурсы, многонациональное население, разнообразные культурные и научные достижения. Поэтому для нашей страны очень важно обеспечение национальной безопасности, без которой невозможно ее развитие.
1. Национальная безопасность государства. Концепция национальной безопасности РФ Основополагающим документом в области безопасности государства является «Концепция национальной безопасности Российской Федерации». В соответствии с существующей в России законодательной и нормативно-правовой базой национальная безопасность – это гарантированная защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз (политических, экономических, военных, информационных, экологических и др.). Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая – это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая – это система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности. Для осуществления политической стратегии государства в области национальной безопасности национальные ценности должны быть выражены в предметной форме. Ее они обретают в национальных интересах. Под национальными интересами понимаются объективные потребности гражданина, общества и государства, вытекающие из особенностей социально-экономического и политического устройства государства, уровня его экономического развития, исторически сложившегося места в международном разделении труда, специфики географического положения, национальных и культурных традиций. Национальные интересы реализуются во внешнеэкономических, внешнеполитических и военных доктринах, различного рода концепциях, программах и т.д. Для каждого государства существует определенный набор критических параметров, нарушив которые оно утрачивает свою самостоятельность и даже может перестать существовать. Эти критические параметры охватывают области, в наибольшей степени связанные с проблемой выживания, к которым относятся, прежде всего, международные, внутригосударственные политические и социальные отношения, экономика, экология, здравоохранение, культура и др. На основе национальных интересов соответствующие институты и органы государственного управления вырабатывают и формулируют цели государственной политики, отражающие интересы граждан, общества и государства. Для их осуществления руководство страны вырабатывает и осуществляет специальные меры. Интересы, трансформировавшиеся в цели государственной политики, выносятся государственными институтами на мировую арену, где и формируется международная политика и проявляется конфликтность межгосударственных отношений. Если состояние государства характеризуется нестабильностью его политического, экономического, социального и национального базиса, противоречивостью интересов различных социальных групп и слоев, осложняются отношения на внутригосударственном уровне. В результате обострения противоречий в обоих случаях возникают реальные угрозы тем или иным интересам, внешние и / или внутренние. Причем в силу объективности и неизбежности многообразия интересов личности, общества, государства рождаются противоречия, которые могут стать источником потенциальных угроз их безопасности. 2. Система обеспечения национальной безопасности России
Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Она проявляется в определении политическим руководством страны целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей. Политика национальной безопасности осуществляется на принципах строгой законности; соблюдения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную безопасность и интегрированности с международными системами коллективной безопасности. Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации. Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основными из них являются: - своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации; - реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; - обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства; - обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; - укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; - обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями; - подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства; - укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; - принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации; - выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; - усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения; - укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; - привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний; - расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами – участниками СНГ; - содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций; - достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере; - выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения; - адаптация существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности; - содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения; - развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом; - противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств; - пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции; - осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств – участников СНГ; - предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; - предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; - экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; - безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; - создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации; - совершенствование организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств; - совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; - противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере. Национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны средствами – политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными – на основе последовательной реализации политики национальной безопасности. Важнейшим средством обеспечения военной безопасности Российской Федерации являются Вооруженные Силы. Вооруженные Силы Российской Федерации – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, главный элемент военной организации государства. Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи. Они могут быть структурированы по четырем основным направлениям: 1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации. 2. Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации. 3. Осуществление силовых операций мирного времени. 4. Применение военной силы. Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные, с точки зрения безопасности РФ, военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер. Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует формулирования новых подходов к их строительству и развитию. Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно говорить о существовании нескольких принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства: - способность осуществить стратегическое сдерживание; - высокая боевая и мобилизационная готовность; - стратегическая мобильность; - высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом; - высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность. Реализация этих требований позволяет выбрать приоритеты реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести: 1. Сохранение потенциала стратегических сил сдерживания. 2. Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск. 3. Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил). 4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил. 5. Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности. 6. Совершенствование военной науки и военного образования. 7. Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки. Конечной целью данных мероприятий является устранение параллелизма, ликвидация дублирующих звеньев или перенацеливание их на решение других оборонных задач и обеспечение в случае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств и ведомств РФ. Все вышеизложенное необходимо учитывать при решении вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности России, так как: - несмотря на позитивные перемены в международной обстановке, резкое сокращение военного противостояния, военно-политическая обстановка в мире остается сложной и противоречивой; - Россия в силу геополитического положения остро ощущает на себе воздействие негативных факторов и особенностей современной военно-политической обстановки; - существуют реальные источники угрозы национальной безопасности России. А это требует принятия адекватных мер по укреплению обороноспособности Российского государства, повышению боевой готовности его Вооруженных Сил. Заключение Государственная стратегия экономической безопасности в переходный период может быть успешно реализована только при соблюдении ряда определенных требований. Во-первых, необходимо четко разграничить функции аппарата Президента Российской Федерации и правительства, а также федеральных органов исполнительной власти. Во-вторых, должны быть определены задачи федерального и местного уровня и соответствующее разграничение по государственному управлению между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации при обеспечении единства систем исполнительной власти. В-третьих, требуется адекватное информационное обеспечение регулирующей функции государства.
Список литературы
1. http://www.uvao.ru/uvao/ru/info/n_13441 Официальный портал префектуры Юго-Восточного Административного Округа города Москвы: «Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России» 2. Экономическая безопасность, В.К. Сенчагова, Москва ЗАО «Финстатинформ», 2000 г. 3. Основы экономической теории: учебное пособие, М: Академический проект, 2002 г. |